10. Пирожков, О.В. Сравнительная характеристика приспособительных реакций организма к специфике профессиональной деятельности в разных видах боевых и спортивных единоборств : автореф. дис. ... канд. биолог. наук / Пирожков О.В. - Краснодар, 2001. - 51 с.
11. Пристав, О.В. Формирование и поддержание психического состояния курсантов Военно-транспортного университета Железнодорожных войск физическими упражнениями и ментальным тренингом : автореф. дис. ... канд. психолог. наук : 13.00.08 / Пристав О.В. - СПб., 2005. - 21 с.
REFERENCES
1. Aganyac, E.K. and Pirozhkov, O.V. (2001), "Adaptation of the visual analyzer by persons engaged in melee combat", Russian martial art Ross, No. 8, pp. 28-31.
2. Ashkinazy, S.M. (2001), Questions of theory and methods of hand-to-hand fighting in the Armed Forces of the Russian Federation, publishing house "VIFK", St. Petersburg.
3. Ashkinazy, S.M. (2014), "Pedagogical conditions, rules and factors of effective learning hand-to-hand fighting", Teoriya ipraktika fizicheskoy kultury, No. 9, pp. 14-18.
4. Dementyev, K.N., Lipovka, A.Y. and Skorohodov, A.A. (2014), "Monitoring changes in the components volitional activity boys on physical education in higher education in various fields", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2, Vol. 108, pp 91-97.
5. Dementyev, K.N. and Pristav, O.V. (2007), "Technology accelerated development of powerspeed cadets university railway troops in the initial stage of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 27, No. 5, pp. 34-38.
6. Pirozhkov, O.V. (2001), Comparison of Adaptive reactions of the organism to the specifics of professional activities in various forms of combat and combat sports, dissertation, Krasnodar.
7. Pristav, O.V. (2005), Formation and maintenance of the mental state of the cadets of the Military Transport University of Railway Troops exercise and mental training, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2014.
УДК 796.325:159.9
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ИЗУЧЕНИЮ СБИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ В ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Елена Васильевна Романина, кандидат психологических наук, доцент,
Лариса Владимировна Булыкина, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Александровна Хорева, аспирант, Виктор Анатольевич Григорьев, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Аннотация
В данной работе представлены результаты эксперимента по выявлению и изучению сбивающих факторов объективного и субъективного характера, наблюдаемых в процессе игры в волейбол, оказывающих негативное влияние на сосредоточение внимания и игровое поведение волейболистов. Разработана и экспериментально апробирована специализированная анкета опроса волейболистов по оценке значимости влияния сбивающих факторов объективного и субъективного характера конкретно в игре волейбол. Установлены семь доминирующих сбивающих факторов, которые в большей степени оказывают негативное влияние на психику и игровое поведение волейболистов.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, сбивающие факторы, индивидуально-психологические особенности, анкетирование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p174-177
RESULTS OF EXPERIMENTS ON IDENTIFYING AND EXPLORING OF THE CONFOUNDING FACTORS IN THE TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY
OF VOLLEYBALL PLAYERS
Elena Vasilyeva Romanina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Larisa Vladimirovna Bulykina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yulia Alexandrovna Khoreva, the post-graduate student, Victor Anatolyevich Grigoriev, the teacher,
Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
This article presents the results of the experiment on identification and examination of the confounding factors of objective and subjective nature, observed during the volleyball game, exerting the negative impact on the focus and play behavior of the volleyball players. The authors developed and experimentally tested the specialized questionnaire for the survey of volleyball players to assess the importance of influence of the confounding factors of the objective and subjective nature specifically in the game of volleyball. There are seven dominant confounding factors that largely have the negative impact on the psyche and behavior of the volleyball players.
Keywords: competitive activity, disorganizing factors, individual psychological characteristics, questioning.
Теоретический анализ научной литературы показал высокую значимость проблемы сбивающих факторов в спорте. Изучение специальной литературы по избранному виду спорта показал недостаточную разработанность вопросов, связанных с методами выявления сбивающих факторов у волейболистов. Так, в литературе не обнаружено методического инструментария, позволяющего выявить разнообразие сбивающих факторов в тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов.
На основе разностороннего анализа соревновательной деятельности, выявления основных источников сбивающих факторов в современном волейболе и путей их преодоления возможно построение эффективной системы подготовки высококвалифицированных волейболистов. Опираясь на эти данные, тренер получил бы возможность целесообразно проводить тренировочные занятия в плане их совершенствования и в решении ряда других вопросов спортивной подготовки волейболистов.
Задачи исследования:
1. Разработать и экспериментально применить специализированную анкету опроса волейболистов по оценке значимости влияния сбивающих факторов объективного и субъективного характера в игре волейбол.
2. Выявить доминирующие сбивающие факторы, которые в большей степени оказывают негативное влияние на психику и игровое поведение волейболистов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились в период 2011-2013 г. В организации, проведенного исследования приняло участие 51 испытуемый - игроки женских и мужских волейбольных команд высшей и первой лиги чемпионата России и студенческой волейбольной лиги России. Основной контингент игроков имеет квалификацию мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и первого спортивного разряда.
Анкетирование проводилось по специализированной анкете опроса волейболистов «Уровень значимости сбивающих факторов в тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов», вопросы которой составлялись на основе учета специфики волейбола и сопутствующей данной игре психологической картины переживаний спортсменов, влекущих за собой те или иные игровые издержки [1, 4]. В качестве методов обработки и интерпретации экспериментальных данных был применен статистиче-
ский анализ.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Факторный анализ полученных данных по результатам специализированной анкеты опроса волейболистов, позволил выявить обобщенные факторы, негативно влияющие на психику и игровое поведение испытуемых [1-4].
Первый фактор собрал факторные показатели, характеризующие зависимость психики и выполнения игровых функций волейболистов от действий и поведения окружающих людей. «Действия и поведение окружающих людей»: замечания тренера вызывают неуверенность (0,827), высокий тон тренера (0,778), замечание тренера отвлекают от игры (0,776), зрители (0,703), присутствие близких людей (0,651).
На основании положительных корреляционных коэффициентов факторных показателей с первым фактором можно сделать вывод, что не корректные действия тренера, поведение зрителей, а также присутствие на игре близких людей, оказывают негативное влияние на психику и игровое поведение волейболиста.
Во второй фактор вошли факторные показатели, которые имеют в своей основе критерий «новизны»: игровые возможности ограничены в маленьком зале (0,701), окраска зала (0,654), предстартовое поведение соперника (0,645), теряется чувство площадки в маленьком зале (0,524), температурный фактор (0,622), неудобная форма (0,601), боязнь поражения (0,562). Второй фактор можно охарактеризовать «новизна условий соревнований»
В третий фактор вошли следующие показатели: неуверенность перед игрой (0,869), чрезмерное волнение (0,853), боязнь ответственности в игре (0,833). Все перечисленные факторы указывают на зависимость выполнения игровых действий волейболиста от негативных проявлений собственной психики. Таким образом, третий фактор можно охарактеризовать «собственная психика спортсмена».
В четвертый фактор входят показатели, относящиеся к выполнению техники и тактики игры команды соперника: безошибочная игра (0,809), незнакомые комбинации (0,805), быстрый темп игры (0,619), стабильный блок (0,515). Четвертый фактор можно охарактеризовать «игровые действия соперника»
Пятый фактор собрал показатели, характеризующие зависимость психики и игровое поведение волейболистов от «игры в день приезда»: игра в день приезда (0,651), в день приезда на игре менее подвижен (0,622), тяжело привыкнуть к новому залу (0,557), отсутствие настроя на игру в день приезда (0,445).
Шестой фактор можно охарактеризовать как зависимость выполнения игровых функций от внешних условий проведения соревнований, а именно «игра в маленьком зале»: низкие потолки (0,636), теряется чувство площадки в маленьком зале (0,584), игровые возможности ограничены в маленьком зале (0,437)
В седьмой фактор вошли факторные показатели, которые имеют в своей основе зависимость психики и выполнения волейболистом порученных игровых функций от облика зала: освещение (0,752), покрытие (0,724), тяжело привыкнуть к новому залу (0,565). Следовательно, седьмой фактор можно охарактеризовать как «облик зала»
Таким образом, в результате факторного анализа полученных данных по специализированной анкете «Уровень значимости сбивающих факторов в тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов» были выявлены семь доминирующих сбивающих факторов, которые в большей степени оказывают негативное влияние на психику и игровое поведение волейболистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, выявление специфических внешних и внутренних сбивающих факторов, наблюдаемых конкретно в процессе игры в волейбол (до игры, во время игры и
после игры), позволит спортивным педагогам при изучении свойств личности начинающих спортсменов сделать обоснованные выводы о том, какого рода сбивающие факторы будут с наибольшей вероятностью оказывать на них существенное негативное влияние и, как следствие, каким сторонам их психолого-педагогической подготовки нужно уделять наибольшее внимание для их максимального деятельностного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Романина, Е.В. Влияние сбивающих факторов на тренировочную и соревновательную деятельность волейболистов / Е.В. Романина, Ю.А. Хорева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 204-208.
2. Теплова, Л.П. Анализ сбивающих факторов, влияющих на соревновательную деятельность волейболистов различной квалификации / Л.П. Теплова, О.П. Топышев // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы 2 Междунар. науч.-практ. заоч. конф. г. Смоленск, 2003 г. / Смоленский гос. ин-т физ. культуры, каф. спорт. игр. - Смоленск, 2003. - С. 190-194.
3. Хорева, Ю.А. Помеховлияющие факторы в деятельности волейболиста / Ю.А. Хорева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 114-117.
4. Хорева, Ю. А. Результаты эксперимента по изучению и оценке индивидуальных психолого-педагогических особенностей волейболистов при помощи «Профилированно-адаптированной анкеты» / Ю.А. Хорева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). -С. 100-104.
REFERENCES
1. Romanina, E.V. and Khoreva Yu.A. (2014), "Influence of the distracting factors on the training and competitive activities of the volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 204-208.
2. Teplova, L.P. and Topyshev, O.P. (2003), "Analysis of the forcing-down factors influencing competitive activity of volleyball players of various qualification ", Sports in physical training, a recreation and sport: materials 2 International conference, Smolensk 2003, pp. 190-194.
3. Khoreva, Yu.A. (2009), "The factor-influencing aspects in activities of volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 54, No. 8, pp. 114-117.
4. Khoreva Yu.A. (2009), "The results of the experiment covering the studing and evaluating of individual psychological and pedagogical features of the volleyball players with the help of the "Profile-adapted questionnaire", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 55, No. 9, pp. 100-104.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.12.2014.
УДК 378.147:378.018.43
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА
Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Ольга Владимировна Пучкина, воспитатель, Елена Ивановна Судоргина, воспитатель, Людмила Викторовна Шендрик, воспитатель, Анна Сергеевна Евмененко, воспитатель, МБДОУ "Детский сад "Сказка", структурное подразделение № 146, г. Краснодар
Аннотация
Статья посвящена исследовательской работе специалистов как компоненту их учебно-профессиональной деятельности. Известно, что становление квалифицированного педагога (преподавателя, тренера, учителя, воспитателя и т.д.) - непрерывный процесс, происходящий на всех этапах профессиональной подготовки. Исследовательская деятельность обладает значительным по-