3. Davydov, O.Yu. (2008), "Influence of the athletic gymnastics on indicators of the mental health of students", Bulletin of the Adygea State University. 3 series: Pedagogy and Psychology, No 7, pp. 217-224.
4. Kadanev, V.A. (1999), The impact of physical activity and natural environmental factors on the physical and mental performance of students, dissertation, Sochi.
5. Lokalova, N.P. (1989), "Why are school exercises needed: the point of view of the psychologist", Voprosy Psychologii, No 3, pp. 106-112.
6. Nemtsev, O.B., Gadzhimirzoeva, N.A., Grekalova, I.N., Nemtseva, N.A. and Kucherenko, Yu.O. (2016), "Stability of some indicators of attention at senior pupils", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No 3 (133), pp. 301-305.
7. Nemtsev, O.B. (1999), Formation of movement accuracy by the means and methods ofphysical education of boys and girls aged 15-17years (for example, PC operators), dissertation, Maykop.
8. Nemtsev, O.B. and Kozlov, R.S. (2009), "Formation of personal physical culture of students in the section of general physical training", Physical education of students of creative specialties, No. 3, pp. 145-160.
9. Puni, A.Ts. (1959), Essays on the psychology of sport, Physical culture and sport, Moscow.
10. Khandy, T.M. and Zakhareva, N.N. (2013), "Features of influence of physical activities of various kinds on the mental performance of teenagers - pupils of Physics and Mathematics Lyceum in Moscow", Fizicheskaia kultura, vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No 3, pp. 22-26.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2016
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ К НЕГАТИВНОМУ ВЛИЯНИЮ
СБИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ
Елена Васильевна Романина, кандидат психологических наук, профессор, Юлия Александровна Хорева, соискатель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Аннотация
В данной работе представлены способы оптимизации психических состояний спортсменов-волейболистов, даны рекомендации по практическому использованию вариантов преодоления сбивающих факторов. Психологические рекомендации существенно облегчают и делают более результативным процесс формирования у спортсменов помехоустойчивости, позволяют добиться существенного положительного изменения психических качеств и свойств личности, необходимых для результативного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, сбивающие факторы, индивидуально-психологические особенности, помехоустойчивость, программа психологической подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p298-301
PSYCHOLOGICAL MEANS OF FORMATION OF THE RESISTANCE OF VOLLEYBALL PLAYERS TO THE NEGATIVE IMPACT OF THE CONFOUNDING
FACTORS
Elena Vasilievna Romanina, the candidate of psychological sciences, professor, Julia Aleksandrovna Khoreva, the post-graduate student, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
This article presents the ways for the optimization of the mental states of the volleyball athletes; it gives the recommendations for the practical use of the options to address the confounding factors. Psycho-
logical recommendations facilitate greatly and make more efficient the process of forming the athletes noise resistance, allowing achieving the significant positive change in mental qualities and personality traits necessary for the efficient implementation of the training activities, preparation for competitions and reliable performance in them.
Keywords: competitive activity, disorganizing factors, individual psychological characteristics, noise stability, psychological training program.
Соревновательная и тренировочная деятельность в волейболе характеризуется большим количеством и разнообразием сбивающих факторов объективного и субъективного характера, оказывающих негативное влияние на психическое состояние, характер поведения и результативность соревновательно-тренировочной деятельности волейболистов. Степень негативного влияния сбивающих факторов на конкретного спортсмена имеет прямую зависимость от его индивидуально-психологических особенностей.
На основе разностороннего анализа соревновательной деятельности, учета негативного влияния сбивающих факторов на психические и поведенческие реакции спортсменов-волейболистов и путей их преодоления кроются значительные возможности совершенствования соревновательно-тренировочной деятельности. Тренеру значительно могут помочь, точные данные о каждом из своих воспитанников в отношении достигнутого уровня развития помехоустойчивости и каким сторонам психологической подготовки стоит уделить особое внимание.
Цель исследования. Способствовать выработке помехоустойчивости и существенному снижению негативного влияния сбивающих факторов на психические и поведенческие реакции волейболистов.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Полученные данные проведенного нами исследования по выявлению объективных и субъективных сбивающих факторов конкретно в соревновательно-тренировочной деятельности волейболистов, анализ литературных источников, а также предшествующий опыт психологического сопровождения спортивных команд и собственный спортивно-игровой опыт авторов, позволили сформулировать рекомендации, учет которых поможет существенно облегчить и сделать более результативным процесс формирования у волейболистов помехоустойчивости.
Рекомендуется два раз в неделю в тренировочный процесс внедрять упражнения и тренинги по усовершенствованию эмоциональных сторон личности волейболиста, корректировку собственного оптимизированного психического состояния и внешних проявлений помехоустойчивого поведения. Объем времени, отводимого на вышеуказанные мероприятия, составляет 3,5-4 часа в месяц.
В таблице 1 представлены психологические рекомендации по формированию помехоустойчивости у волейболистов. В таблицу внесены сбивающие факторы, а также даны рекомендации по их преодолению.
Психологические рекомендации значительно могут помочь тренерам и спортсменам в преодолении сбивающих факторов, способствовать совершенствованию у спортсменов психических качеств и свойств личности, необходимых для результативного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. В психологических средствах формирования помехоустойчивости волейболистов кроются значительные возможности совершенствования уровня спортивного мастерства.
На основе психологических рекомендаций по формированию помехоустойчивости нами разработано поурочное содержание и структура элементов психологической подготовки волейболистов.
Психологические рекомендации по формированию помехоустойчивости волейболистов открывают значительные возможности совершенствования спортивного мастер-
ства и повышения эффективности игровых действий волейболистов и всей команды в целом, существенно облегчают и делают более результативным процесс формирования у спортсменов помехоустойчивости. Опираясь на эти данные, тренер получил бы возможность целесообразно проводить занятия в плане их совершенствования и в решении ряда других вопросов спортивной подготовки.
Таблица1
Психологические рекомендации по формированию помехоустойчивости
Сбивающие факторы Рекомендации по формированию помехоустойчивости
Чрезмерное волнение - методы психической регуляции; (манипулирования воображаемыми образами) - средства самовнушения; - контроль внешних проявлений эмоций.
Неуверенность перед игрой - развитие специфических черт спортивного характера; - соревновательный метод в тренировке; - релаксационные средства саморегуляции; - успокаивающие средства саморегуляции; - мобилизующие средства саморегуляции; - мысленная регуляция (идеомоторный тренинг, ментальный тренинг); - разминка; - упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц; - дыхательные упражнения; - установка на максимально активные действия; - мысленно произносимое ключевое слово; - анализ своих технических ошибок; - метод поощрения; - жесткий, авторитетный приказ тренера выполнять определенное действие.
Опасение проиграть игру - психорегуляция до начала матча; - установка на игру; - психорегуляция в ходе матча; - психорегуляция в перерыве между партиями.
Игровые действия соперника - способом «дезактуализации соперника»;
Длительность матча - тренировка в состоянии утомления;
Игра после травмы - элементы аутогенной тренировки;
Большое количество зрителей - контроль зрения и слуха;
Замечания тренера и партнеров по команде - развитие позитивного мышления;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, как на международной спортивной арене, так и на соревнованиях местного масштаба, резко обострилась спортивная конкуренция, борьба волейбольных команд становится всё более острой и напряжённой. Для достижения высоких спортивных результатов в таких условиях первостепенное значение приобретает научная разработка и использование эффективных средств и методов ведения игры, качественный уровень профессиональной подготовки спортсмена, а также необходимость учета психологической подготовки спортсменов по формированию помехоустойчивости к негативному влиянию сбивающих факторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, И.П. Практикум по спортивной психологии / И.П. Волков. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.
2. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М. : ФиС, 1981. - 112 с.
3. Ивойлов, А.В. Помехоустойчивость движений спортсмена А.В. Ивойлов. - М. : ФиС, 1986. - 110 с.
4. Николаев, А.Н. Методика изучения предстартовых состояний спортсменов / А.Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности: материалы межвузовской научной конференции / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. 2001. - С. 8185.
5. Психология и современный спорт: Международный сборник научных работ по психологии спорта / Сост. А.В. Родионов, Н.Л. Худадов. - М. : ФиС, 1982. - 224 с.
6. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. - М. : ФиС, 1983. - 112 с.
7. Романина, Е.В. Психологические особенности соревновательной деятельности стрелков спортсменов / Е.В. Романина, М.В. Грицаенко // Современные тенденции и проблемы развития физической культуры, спорта и туризма в обществе. - Воронеж : [б.и.], 2000. - С. 14-16.
8. Страхов, В.И. Помеховлияние как фактор деформации психического состояния (на модели спортивной деятельности) / В.И. Страхов, М.С. Ткачева // Психология психических состояний : сборник статей. - Казань : Изд-во КГПУ ; Набережные Челны : Институт управления, 2001. - С. 342-351.
REFERENCES
1. Volkov, I.P (2002), Workshop on sports psychology, Peter, St. Petersburg.
2. Vyatkin, B.A (1981), Mental stress in sports management, FiS, Moscow.
3. Ivoylov, A.V (1986), Obstacles immunity for athlete's movements, FiS, Moscow.
4. Nikolaev A.N. (2001), "Methods of studying of the pre-start state of the athletes", Psychological foundations of educational activities: the materials of interuniversity scientific conference", Psychological basis ofpedagogical activity: materials of the Interuniversity Science Conference, The Lesgaft St. Petersb. State. acad. phys. culture, St. Petersburg, pp. 81-85.
5. Ed. Rodionov, A.V. and Hudadov, N.L (1982), Psychology and modern sport: International collection of the scientific works on the psychology of sport, FIS, Moscow.
6. Rodionov, A.V. (1983), The impact ofpsychological factors on the athletic performance, FIS, Moscow.
7. Romanina, E.V. and Gritsaenko, M.V (2000), "Psychological features of competitive activity of sportsmen-shooters", Modern trends and problems of development ofphysical culture, sports and tourism in the community, Voronezh, pp. 14-16.
8. Strahov, V.I (2001), "Obstacle influence as a deformation factor of mental status (based on the model of sporting activities)", Psychology of mental states: Proc. - Kazan: Publishing House of the Karelian State Pedagogical University, Institute of Management, Naberezhnye Chelny, pp. 342-351.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.05.2016