УДК 796.05 О. С. Красникова
Нижневартовск, Россия
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ НАПАДАЮЩИХ В МУЖСКИХ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ КОМАНДАХ
Аннотация. Изучение параметров результативности игровых действий высококвалифицированных нападающих мужских волейбольных команд определило основную цель исследования. Предметом исследования стали технико-тактические действия высококвалифицированных нападающих в играх суперлиги. В процессе теоретического анализ было установлено, что в современном волейболе принято следующее распределение нападающих по игровым амплуа: диагонального, доигровщика и центрового блокирующего. Оценка результативности и эффективности параметрам технико-тактических действий нападающих давалась на основе обработки информации при помощи статистической компьютерной программы Data Volley. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики, рассчитывались средняя арифметическая величина (М), ошибка среднего арифметического (т), достоверность результатов оценивалось по t-критерию Стьюдента.
Проведенное исследование позволило выявить и обосновать основные технико-тактические действия высококвалифицированных нападающих с учетом их игрового амплуа. На современном этапе развития волейбола лидирующая позиция сохраняется за атакующими действиями в нападении. Среди остальных игровых действий участие в них различных нападающих существенно отличается. Центральный блокирующий является основным в игре на блоке, диагональный специализируется преимущественно в игре в нападении, а доигровщик становится универсальным игроком, имеющим широкой арсенал технико-тактических средств для выполнения работы в защите и нападении. Полученные результаты позволили дать характеристику модельным параметрам соревновательной деятельности высококвалифицированных нападающих. Модельные параметры соревновательной деятельности позволят установить требования к отбору игроков с учетом амплуа, повысить качество подготовки нападающих в тренировочном процессе и обеспечить их готовность к успешному ведению игры.
Ключевые слова: волейбол; нападающие; соревновательная деятельность; технико-тактические действия; игровое амплуа.
Сведения об авторе: Ольга Сергеевна Красникова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплн.
Место работы: Нижневартовский государственный университет.
Контактная информация: 628609 г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56, e-mail: oskrasnikova@yandex.ru.
В последние годы особое внимание тренеров и специалистов в области спорта высших достижений уделено специальной подготовке спортсменов национальных и клубных команд, а также подготовке спортивного резерва, который в ближайшем будущем сможет составить достойную замену нынешним игрокам. Наряду с углублением специальной физической подготовки заметна тенденция в направлении специализированной работы, обеспечивающей результативность соревновательной деятельности, которая, в свою очередь, определяет характер подготовки спортсмена. В то же время не стоит забывать, что система подготовки волейболистов ориентируется на модельные характеристики сильнейших, высококвалифицированных игроков, способных показывать наивысшие спортивные достижения (Беляев, Булыки-на 2011: 15).
Развитие современного мужского волейбола неразрывно связано с увеличением требований, предъявляемых к технико-тактическому мастерству спортсменов. Востребованным остается мнение, что расширение арсенала технико-тактических действий спортсменов является важнейшим условием повышения мастерства волейболистов и обеспечивает развитие игры, зрелшцность и популярность волейбола (Железняк и др. 2004: 91). Несмотря на это, помимо приобретения игроками универсальных технико-тактических действий, в настоящее время выделяют несколько специфических, которые определяются ролевыми функциями игрока в соревновательной деятельности, именуемых как игровое амплуа. Существовавшая в течение нескольких десятилетий градация игроков предусматривала разделение игроков на амплуа связующих и нападающих. Относительно недавно, с 1998 г., в составе игровой шестерки
выделили игрока-либеро как основного защитника команды.
Однако в работах передовых ученых и специалистов, таких как А. В. Беляев, М. В. Савин, Ю. Н. Клещев, Е. В. Фомин, JI. В. Булыкина отмечается, что характер игрового амплуа нападающих определяется целевыми функциями при реализации основного соревновательного упражнения и указывается распределение нападающих по игровым амплуа на игроков: центральный блокирующий (нападающий первого темпа), доигровщик (нападающий второго темпа) и диагональный (в расстановке по диагоналям к связующему игроку). Это вносит существенные коррективы в процесс подготовки нападающих различной игровой квалификации. Выявление основных технико-тактических действий в соревновательной деятельности нападающих различного амплуа, позволит смоделировать содержание и целенаправленно воздействовать на специальную подготовку в тренировочном процессе. Поэтому внимание к отбору нападающих по амплуа и целенаправленной техническо-тактической подготовке нападающих волейбольных команд приобретает большую значимость. Только на основе глубокого анализа соревновательной деятельности, выявления основных тенденций в развитии современного волейбола возможно построение эффективной подготовки игроков.
С этой целью проводилось изучение результативности индивидуальных игровых действий высококвалифицированных нападающих мужских волейбольных команд в условиях соревновательной деятельности.
Объект исследования — соревновательная деятельность нападающих в волейбольных командах суперлиги.
Предмет исследования — технико-тактические действия высококвалифицированных нападающих в играх суперлиги.
Для решения поставленной цели проводился статистический анализ соревновательной деятельности нападающих мужских команд суперлиги в чемпионате России за период 2015 г. и осуществлялось педагогическое наблюдение на основе видеозаписи игр. При регистрации статистических показателей в чемпионате России использовалась итальянская статистическая компьютерная программа Data Volley, позво-
ляющая дать оценку результативности и эффективности параметрам технико-тактических действий игроков. Среди высококвалифицированных волейболистов были отобраны из рейтинга по семь лучших игроков, выполняющих функции доигровгцика, центрального блокирующего и диагонального; их результативность оценивалась в пяти ранговых матчах. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики, рассчитывались средняя арифметическая величина (М), ошибка среднего арифметического (т), достоверность результатов оценивалось по 1:-критерию Стью-дента.
Изучение соревновательной деятельности нападающих на основе обработки статистических показателей игры позволило выявить значимые и часто применяемые технико-тактиче-ские действия нападающих высокого класса с учетом их игрового амплуа и распределить их на два модуля: атакующие действия и игровые действия.
Основными технико-тактическими действиями нападающих вне зависимости от их игрового амплуа, бесспорно, являются атакующие действия и, в частотности, нападающий удар, к тому же именно он становится решающим техническим элементом в современном волейболе. Из всех характеристик игры нападающий удар оценен как самый важный, техника его выполнения сохраняет тенденцию к увеличению силовых показателей, и 50—55% выигранных командой очков приносят успешные действия в нападении. Именно поэтому мужской волейбол характеризуется высокой двигательной активностью и увеличением атлетической подготовки нападающих (Фомин и др. 2013).
Распределение среди нападающих по количеству выполнения данного технического приема неодинаково: так, «львиную» долю нагрузки в атаке осуществляет диагональный игрок (М = 34,2), вторым по значимости участия в атакующих действиях является доигровщик (М = 25,42) и меньше всего атак успевает реализовать центральный блокирующий (М =11,6 раз за игру) (табл. 1). Аналогичное распределение и по показателям результативности атак, соответственно М = 18,94, 12,64 и 7,51.
Таблица 1
Характеристики атакующих действий высококвалифицированных нападающих мужских команд высшей лиги, М±т
Характеристики действий в нападении Амплуа нападающих
Доигровщик, и = 35 Центральный блокирующий, п = 35 Диагональный, и = 35
Количество атак за игру 25,42 ± 1,09 ** 11,6 ±0,84 00 34,2 ± 1,67 ##
Результативные атаки 12,64 ± 0,72 ** 7,51 ± 0,63 00 18,94 ± 1,24 **
Эффективность атак, % 49,97 ± 1,93 ** 64,17 ± 2,73 00 52,29 ± 2,28
Персональные ошибки 2,01 ± 0,22 * 0,71 ±0,14 00 2,91 ± 0,29 **
Попадание в блок соперника 2,58 ±0,23 ** 0,69 ±0,11 00 3,52 ± 0,45
Примечания: * и **;0 и 00; # и ## — статистически значимое различие при р<0,05 и р<0,01 соответственно между доигровщиком и центральным блокирующим; между центральным блокирующим и диагональным; между доигровщиком и диагональным.
Однако, несмотря на меньшее количество атак за игру, эффективность нападающего удара, выраженная в процентном эквиваленте, выше у центрального блокирующего и составляет 64,17%. Это указывает на то, что данному игроку в матчах передача на выполнение нападающего удара передается в исключительных случаях, если команда соперника не успевает реализовать защитные действия (попадание в блок соперника наименьшее М = 0,69), то есть необходимо понимать, что данное действие определяется тактической составляющей розыгрыша мяча. В то же время, по данным A.B. Беляева, JI.B. Булыкиной, центральный блокирующий в два раза чаще других выполняет прыжковую нагрузку и порой вынужден не только работать в нападении, но и применять имитационные, отвлекающие атакующие действия и активно работать на блоке (Беляев, Бу-лыкина 2011: 21).
Персональные ошибки, совершаемые в игре доигровшика и диагонального, практически одинаковы (соответственно 2,01 и 2,91) и имеют тенденцию к уменьшению с ростом мастерства спортсмена.
Современный волейбол становится наиболее комбинационным и скоростным, связующий старается вывести нападающих на одиночный блок, самый надежный вариант атаки с идеального приема. Как уже описывалось выше, нападающий первого темпа успевает осуществить результативные нападающие удары с меньшим попаданием в блок соперника. В то же время эффективность действий в нападении доигровщика и диагонального находится в средних границах (М = 49,97% и М = 52,29% соответственно), наряду с тем, что им чаще
приходится нападать с неточных или доигровочных мячей, что и приводит к увеличению попаданий в блок соперника (доигровщик - М=2,58, диагональный - М = 3,52).
Следующими по значимости действиями, выполняемыми в игре нападающими, являются подачи, которые из технического элемента, обеспечивающего введение мяча в игру, превратились в эффективное атакующее средство. В последнее время игроки стремятся разнообразить, усложнить и совершенствовать технику выполнения подач, сохраняя высокую степень стабильности (Спирин и др. 2007: 37). Доля результативных подач и общее их количество за игру выше у диагонального игрока (М = 17,26). Чаще всего он использует в игре подачи силового характера, на что указывают эйсы (М = 2,03), в силу чего допускает больше ошибок (М = 3,61). Не стоит забывать, что именно у него по биомеханической структуре более сложная и затратная по мощности техника выполнения подачи и нападающий удар, в большинстве случаев игрок рискует и стремится реализовать силовую подачу.
У доигровщика и центрального блокирующего количество подач за игру в среднем примерно одинаковое, соответственно М = 15,55 и М = 14,03. Центральный блокирующий отдает предпочтение более стабильной планирующей подаче, вследствие чего ошибок совершает меньше других. В свою очередь, доигровщик имеет в своем арсенале различные подачи, успешно применяет их, хотя и допускает ошибки (М = 2,88), в то же время способен исполнять эйсы (М = 1,58).
Таблица 2
Характеристики игровых действий высококвалифицированных нападающих мужских команд высшей лиги, М±т
Характеристики игровых действий Амплуа нападающих
Доигровщик, и = 35 Центральный блокирующий, п = 35 Диагональный, и = 35
Количество подач 15,55 ±0,83 14,03 ± 0,73 00 17,26 ±0,69
Ошибки на подаче 2,88 ±0,27 ** 1,58 ±0,21 00 3,61 ±0,33
Эйсы (очко с подачи) 1,58 ±0,29 0,97 ±0,18 00 2,03 ± 0,25
Количество приема мяча 20,88 ± 1,78 ** 0,27 ±0,1 0,16 ± 0,08 т
Ошибки в приеме 1,39 ± 0,24 0 0
Позиционный прием, % 49,36 ± 2,93 ** 0 6,01 ± 3,72 ##
Удачный (отличный) прием, % 23,64 ±2,15 ** 7,14 ±4,43 0
Эффективность действий на блоке 1,61 ±0,2 ** 3,49 ±0,31 00 1,41 ±0,26
Примечания: * и **;0 и 00; # и ## — статистически значимое различие при р<0,05 и р<0,01 соответственно между доигровщиком и центральным блокирующим; между центральным блокирующим и диагональным; между доигровщиком и диагональным.
В результате анализа игровых действий в приеме мяча с подачи соперника установлено, что доигровгцик может выполнить 20,88 результативных приемов за игру, причем позиционного приема 46,39% по сравнению с двумя другими нападающими (табл. 2). Изучение развития мужского волейбола на современном этапе позволяет не согласиться с результатами, полученными ранее М.П. Спириным с коллегами. Они указывали, что по причине усиления подачи в современном волейболе ведущие команды мира вынуждены использовать диагональных игроков для приема силовой подачи и игроков «первого темпа», что приводит к увеличению степени риска (Спирин и др. 2007: 37). Наблюдения за соревновательной деятельностью позволили установить: это связано с тем, что центральный блокирующий с приходом на заднюю линию, по правилам волейбола, после подачи сменяется игроком либеро, а диагонального игроки команды стремятся «выключить» и прикрыть в момент приема, так как он является основным нападающим. Участие в защитных действиях на приеме мяча центрального блокирующего и диагонального носит случайный характер.
Эффективность действий на блоке выше у центрального блокирующего и составляет в среднем до 3,49 раз. Широкие возможности данного игрока определяются месторасположе-
нием, его основная позиция по центру площадки в 3-й зоне, что повышает шансы на постановку блока во все зоны соперника.
Статистический анализ соревновательной деятельности позволил выявить результативные технико-тактические действия квалифицированных нападающих мужских волейбольных команд. Полученные данные с учетом специфики игрового амплуа нападающих легли в основу построения модельных параметров, соответствующих индивидуальным игровым действиям каждого из них. Следует отметить, что модельные параметры соревновательной деятельности позволят установить требования к отбору игроков с учетом амплуа, повысить качество подготовки нападающих в тренировочном процессе и обеспечить их готовность к успешному ведению игры.
Проведенное исследование показало, что главными соревновательными упражнениями нападающих игроков являются атакующие действия, наряду с которыми присутствуют немаловажные, но специфические игровые действия. Основанием для построения модельных параметров соревновательной деятельности у различных нападающих послужил сравнительный анализ участия каждого из них в игре, причем общая сумма действий всех нападающих в отдельном параметре была принята за 100%.
а. Диагональный б. Центральный блокирующий в. Доигровщик
Примечание: 1 — атакующие действия, 2 — эффективность атак, 3 — эффективность блока, 4 —результативность подач, 5 — количество приемов.
Рис. 1. Параметры модельных характеристик соревновательной деятельности высококвалифицированных нападающих по амплуа
Среди трех нападающих чаще всего выполняют атакующие удары диагональные игроки — 48%, эффективность реализации составляет 32% (рис. 1а). Диагональный игрок должен обладать мощной силовой подачей и способностью ее результативно исполнять, так как приносит очки с подачи в 36,8% случаев. Эффективность защитных действий на блоке у данного игрока составляет всего 21,7% за игру, но в защитных действиях на приеме он практически не принимает участие (1,1%). Следовательно, специальная техническая подготовка диагонального игрока должна строиться на основе требований к качеству выполнения, как правило, это хороший разбег, мощный и стабильный нападающий удар, умение результативно нападать с неточных передач и задней линии, овладение различными атакующими ударами, применение обманных атакующих действий и владение силовой подачей.
Результативность центрального блокирующего, как видно из рис. 16, просматривается в эффективности атакующих действий и основной работе на блоке, соответственно 38% и 53,6%. Всего за игру он проводит 16,3% атакующих действий с удобных позиций. Способен приносить очки с подач (30%) и изредка задействован на приеме (2,1%). Специальная подготовка данного нападающего определяется результативной техникой блокирования, умением быстро нападать с короткого разбега и успешно перемещаться вдоль сетки.
Анализируя параметры модельных характеристик соревновательной деятельности доиг-ровщика, следует обратить внимание, что он является самым универсальным среди нападающих игроком команды и способен успешно выполнять действия не только в нападении, но и в защите (рис. 1е). На его долю приходится активное участие в защитных действиях на приеме мяча (96,4%) и на блоке (24,7%), достаточно стабилен в атакующих действиях (35,7%), эффективность атак составляет 30% и результативность подач 33,2%. Таким образом, модельные характеристики доигровщика напрямую определяются его содержанием соревновательной деятельности. Так, он имеет богатый технический арсенал: способен осуществлять прием силовой подачи снизу, прием планирующей подачи сверху и снизу, иметь подвижную стойку для игры в защите, владеть надежной техникой силовой и планирующей подач, способен атаковать с различных зон площадки, с неточных передач и владеть разнообразными и стабильными атакующими действиями.
Модельные характеристики соревновательной деятельности при оценке комплекса параметров позволят сопоставить требования к спортивной подготовке и выявить соответствующих игроков для обеспечения различных амплуа нападающих на ранних этапах комплектования команд; окажут неоценимую помощь при отборе и подготовке к будущей специализации нападающих из числа спортивного ре-
зерва для мужских волейбольных команд высокой квалификации.
Таким образом, современный волейбол сохраняет потребность в универсально подготовленных высококвалифицированных нападающих. Результаты проведенного исследования выявили отличительные особенности содержания соревновательной деятельности, отвечаю-
щие за результативность игры различных нападающих в мужских волейбольных командах, что позволяет целенаправленно подготовить и увеличить объем тренировочного воздействия в сторону значимых технико-тактических действий, овладев которыми игроки смогут успешно реализовать свое мастерство в играх.
ЛИТЕРАТУРА
Бабынин Ю. А., Кононов В. Н. 2009. Использование компьютерных программ для статистической обработки соревновательной деятельности волейболистов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей 3, 11—17.
Беляев А. В. Булыкина Л. В. 2011. Волейбол: теория и методика тренировки // Москва: ТВТ Дивизион.
Беляев А. В., Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Костюков В. В., Кувшинников В. Г., Родионов А. В., Савин М. В., Топы-шев О. П. 2000. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры 2000 // Беляева А. В., Савина М. В. (под ред.). Москва: Физкультура, образование, наука.
Губа В. П.. Родин А. В. 2010. Модернизация теории и методики спортивных игр // Теория и практика физической культуры 4, 16—20.
Железняк Ю. Д.. Портнов Ю. М., Савин В. П. 2004. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студентов высших учебных заведений // Железняк Ю. Д. (отв. ред.). Москва: Академия.
Зарипова Р. Р.. Теплова Л. Г. 2014. К вопросу о подготовке нападающих игроков в волейболе с учетом игровой специализации// Международный журнал экспериментального образования 7—1, 58.
Клещев Ю. Н. 2009. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям // Москва: ТВТ Дивизион.
Нечушкин Ю. В. 2014. Методика специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации в соревновательном периоде: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка.
Официальный сайт спортивного агентства «Волей Сервис» // www.volleyservice.ru (2015. 20 декабря).
Романина Е. В.. Хорева Ю. А. 2014. Влияние сбивающих факторов на тренировочную и соревновательную деятельность волейболистов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта 10 (116), 204—207.
Спирин М. П.. Шипулин Г. Я.. Сердюков О. Э., Жилина Л. В.. Черных О. В. 2007. Соревновательная деятельность волейболистов на современном этапе развития игры // Теория и практика физической культуры 9, 34—37.
Фомин Е. В.. Булыкина Л. В.. Суханов А. В. 2013. Технико-тактическая подготовка волейболистов: методическое пособие. Москва: ВФВ.
Хрустал ев Г. А. 2013. Теоретико-методические основы моделирования соревновательной деятельности в спортивных играх: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тула.
REFERENCES
Babynin Yu. A, Kononov V. N. In: Fizicheskoye vospitaniye studentov tvorchestkikh spetsialnostey [Physical training of students majoring in creative disciplines]. Vol. 3 (2009): 11—17. (In Russian).
Belyaev A. V., Bulykina L. V. Voleibol: teoriya i metodika trenirovki [Volleyball: Theory and training techniques], Moscow: TVT Division, 2011. (In Russian).
Belyaev A. V., Zhelezniak Yu. D., Kleshchev Yu. N., Kostyukov V. V., Kuvshinnikov V. G., Rodionov A. V., Savin M. V., Topyshev O. P. Voleibol: uchebnik dlya vyschikh uchebnykh zavedeniy fizicheskoy kultury [Volleyball: A textbook for higher educational institutions of physical training], Moscow: Fizkultura, obrazovaniye, nauka, 2000. (In Russian).
Cuba V. P., Rodin A. V. In: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [Theory and practice of physical education]. Vol. 4 (2010): 16—20. (In Russian).
Zhelezniak Yu. D., Portnov Yu. M., Savin V. P. Sportivniye igry: sovershenstvovaniye sportivnogo masterstvaL uchebnik dlya studentov vyschikh uchebnykh zavedeniy [Sports games: Improving sports skills: A textbook for students of HEIs], Moscow: Akademiya, 2004. (In Russian).
Zaripova R. R., Teplova L. G. In: Mezhdunarodniy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya [International journal of experimental education]. Vol. 7—1 (2014): 58. (In Russian).
Kleshchev Yu. N. Voleibol. Podgotovka komandy k sorevnovaniyam [Volleyball. Preparing teams for the competition], Moscow: TVT Division, 2009. (In Russian).
Nechushkin Yu. V. Metodika spetsialnoy fizicheskoy podgotovki voleibolistov vysokoy kvalifikatsii v sorevnovatelnom periode: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Methods of special physical training of highly qualified volleyball players in the competitive period: An authors's abstract of the thesis for the degree of Candidte of Pedagogical Sciences], Malakhovka, 2014. (In Russian).
Volley Service. Official website of the sports agency// www.volleyservice.ru (Accessed on December 20, 2015). (In Russian).
Romanina E. V., Khoreva Y. A. In: Ucheniye zapiski universiteta im. P. F. Lesggafta [Scientific notes of Lesgaft University], Vol. 10 (116) (2014): 204—207. (In Russian).
Spirin M. P., Shipulin G. Ya., Serdyukov О. E., Zhilina L. V., Chernykh О. V. In: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [Theory and practice of physical education]. Vol. 9 (2007): 34—37. (In Russian).
Fomin E. V., Bulykina L. V., Sukhanov A. V. Tekhniko-takticheskaya podgotovka voleibolistov: metodicheskoye posobiye [Technical and tactical training of volleyball players: A study guide], Moscow: All-Russian Volleball Federation, 2013. (In Rus-
Khrustalev G. A. Teoretiko-metodicheskiye osnovy modelirovaniya sorevnovatelnoy deyatelnosti v sportivnykh igrakh: Avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. [Theoretical and methodological foundations of modeling competitive performance in sports: An aithor's abstract of the thesis for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences. Tula, 2013. (In Russian).
O. S. Krasnikova
Nizhnevartovsk, Russia
COMPETITIVE PERFORMANCE OF HIGHLY QUALIFIED FORWARDS IN MEN'S VOLLEYBALL TEAMS
Abstract. This paper presents a study of the competitive performance of highly qualified forwards in mens's volleyball teams. The study focuses on the technical and tactical actions of highly qualified forwards during the Super League games. The theoretical analysis revealed that modern volleyball teams have the following forwards in the game: opposite hitter, wing-spiker, and middle blocker. To evaluate the data on the technical and tactical effectiveness, a statistical computer program Data Volley was used. The results were processed using mathematical statistics, arithmetic mean (M), error of the arithmetic mean (m), and Student t-test to assess the accuracy of the results.
The study enabled identifying and substantiating the basic technical and tactical actions of highly skilled forwards with regard to their platying roles. Presently, the offensive actions in the forwarding positions retain their leading role. Forwards take significantly different parts in other gaming actions. Middle blocker is the main player on the block, opposite hitter specializes in attack, and wing-spiker is a universal player with a wide range of technical and tactical means to play both in the defense and for the attack. The results of analysis allowed us to characterize the models of competitive performance of highly qualified forwards which will help to develop the requirements for players based on their role, improve the quality of training and ensure successful game.
Key words: volleyball; forwards; competitive performance; technical and tactical actions; playing roles.
About the author: Olga Sergeevna Krasnikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Sports Disciplines.
Place of employment: Nizhnevartovsk State University.
УДК 796.011.3 Л. Г. Пащенко
Россия, Нижневартовск
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В настоящей статье представлены результаты изучения отношения участников образовательного процесса к осуществлению исследовательской деятельности школьников в области физической культуры, а также анализ существующих проблем в организации этого вида работы. В исследовании приняли участие 26 учителей физической культуры школ г. Нижневартовска, 340 школьников 2—11-х классов и 228 родителей. Использовались такие методы, как анализ научно-методической литературы, анализ нормативных документов, анкетирование, а также методы математической статистики.
Исследование показало, что большинство опрошенных педагогов по физической культуре избегают инициирования учебно-исследовательской деятельности с обучающимися и не принимают участия в их подготовке к конференциям, что может быть объяснено недостаточной компетентностью в вопросах организации исследовательской работы. Родители, осознавая значимость занятий физической культурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья, не в полной мере владеют достаточным объемом знаний в этой области. 73% родителей желают приобщить своего ребенка к выполнению исследовательской работы в области физической культуры. Анкетирование школьников показало снижение желания заниматься этим видом деятельности по мере взросления. Выразили желание выполнить исследовательский проект по физической культуре 59% младших школьников, 25% обучающихся основной школы и 16% старшей. Выделенные проблемы препятствуют активизации исследовательской деятельности школьников в области физической культуры и позволяют наметить пути их решения.
Ключевые слова: исследовательская деятельность; школьники; учитель физической культуры; предмет «Физическая культура».