Результаты антикризисной финансовой поддержки промышленных предприятий г. Москвы
Гарбузов Анатолий Михайлович
заместитель руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики г. Москвы, [email protected]
Являясь одним из ключевых направлений государственной политики, промышленная политика нацелена на повышение эффективности производства, сокращение зависимости от импорта, повышение темпов роста ВВП, рост объема налоговых поступлений и обеспечение их стабильности, рост занятости населения, насыщение внутреннего потребительского рынка, обеспечение сбалансированного развития экономики и общества. В условиях экономической нестабильности значимость государства в поддержке отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска, возрастает. Возникает потребность в оценке результатов проводимой промышленной политики, ее корректировке, разработке новых механизмов финансовой поддержки промышленности. В статье проанализированы результаты антикризисной финансовой поддержки промышленных предприятий г. Москвы. Сделан вывод о том, что перечень механизмов для оказания помощи достаточно узок и не является достаточным при решении стоящих задач. Для повышения эффективности региональной промышленной политики необходимо развитие финансовых инструментов антикризисной поддержки промышленного комплекса г. Москвы.
Ключевые слова: промышленная политика, поддержка промышленности, поддержка промышленных предприятий, финансовая поддержка промышленности, финансовая поддержка промышленных предприятий, антикризисная поддержка промышленности, антикризисная поддержка промышленных предприятий.
Рассматривая применяемые финансовые инструменты антикризисной поддержки промышленных предприятий г. Москвы, стоит отметить, что такие организации имеют доступ как к федеральным мерам поддержки, так и региональным - финансовой поддержке г. Москвы. Кроме того, среди мер поддержки бизнеса представлены как общие, так и специфические - в зависимости от отрасли, размеров предприятия и пр. Следовательно, анализ результатов антикризисной поддержки промышленных предприятий г. Москвы должен проводиться по всем указанным направлениям.
Несмотря на существенное ухудшение условий деятельности промышленных предприятий в 2020 г., о чем свидетельствовали данные опроса «Бизнес-барометра страны» [3], в перечень отраслей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, они не попали. К таким отраслям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 были отнесены: транспортная деятельность; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств и прочих организаций, представляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению; деятельность в области здравоохранения; розничная торговля непродовольственными товарами; средства массовой информации и производство печатной продукции [19]. Таким образом, федеральные меры по поддержке непосредственно промышленных предприятий в данный период разработаны не были.
Промышленные предприятия могли воспользоваться региональными мерами поддержки. В рамках второго пакета мер в Москве участники Московского инновационного кластера, работающие в сферах промышленности при приобретении импортного оборудования за счет собственных средств могли возместить до 25% расходов, для оборудования российского производства - до 35%. Аналогичная компенсация предоставлялась при договоре лизинга [27]. Иные региональные меры поддержки промышленных предприятий приняты не были [17].
Санкционное давление 2022-2023 годов коснулось практически всех отраслей российской экономики, поэтому федеральные и региональные меры поддержки могли охватить промышленные предприятия лишь частично. Тем не менее, перечень принятых мер поддержки предприятий промышленного комплекса оказался широким и в настоящее время включает в себя как федеральные, так и региональные меры поддержки.
1. Федеральные меры поддержки промышленных предприятий в условиях санкций.
1) Льготные кредиты производителям приоритетной промышленной продукции в размере до 100 млрд руб. по ставке 30% ключевой ставки Банка России плюс три процентных пункта. Также Фонд развития промышленности предоставляет льготные займы промышленным предприятиям, которые занимаются разработкой перспективных технологий и производством продукции, способной заменить зарубежные аналоги.
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м «
С)
см о см
ю
0 ш Ш
1
<
00
0
1 I
2) Льготные кредиты компаниям агропромышленного комплекса, промышленности и торговли в рамках программы поддержки системообразующих организаций промышленности и торговли по займам, взятым в 2022 году на пополнение оборотных средств, в размере до 10 млрд руб. на срок не более 12 месяцев.
3) Отсрочка обязательств по субсидиям для промышленников по соглашениям, сроки исполнения обязательств по которым истекали после 23 февраля 2022 года, сроки по таким соглашениям продлеваются до 12 месяцев, что позволит организациям избежать штрафов или необходимости возврата субсидии.
4) Увеличение доли государственного финансирования до 80% в грантах на создание российских аналогов комплектующих для различных отраслей промышленности.
5) Беспошлинный ввоз технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему, а также сырья и материалов для реализации инвестпроектов в важных для экономики секторах доступен предприятиям 47 приоритетных видов деятельности.
Кроме того, принят ряд узконаправленных мер поддержки: кредитные каникулы для сельхозпроизводителей, льготные тарифы на перевозку сельхозпродукции, авансы производителям зерна на посевные работы, компенсация части расходов хлебопёкам, продление сроков реализации инвестпроектов в лесной промышленности, банковские гарантии фармацевтическим предприятиям и др. [14].
2. Региональные меры поддержки промышленных предприятий в условиях санкций.
1) Льготное кредитование предприятий и организаций реального сектора экономики по ставке 9% на пополнение оборотных средств в размере до 500 млн руб., по ставке 3% на реализацию инвестиционных проектов - до 3 млрд руб.
2) Аренда земельного участка для строительства новых производств и реконструкции существующих объектов до ввода в эксплуатацию, с последующим заключением договора аренды на 49 лет, за один рубль в год на 5 лет.
Иные механизмы, направленные непосредственно на поддержку промышленных предприятий, в рамках антикризисной программы по стабилизации экономики Москвы не предусмотрены [23].
Анализируя меры поддержки промышленных предприятий в условиях кризиса, можно сделать вывод, что основные усилия были направлены на увеличение объемов и изменение условий уже действующих механизмов, а не внедрение новых, наиболее актуальных. По этой причине антикризисные меры поддержки промышленного комплекса слабо дополнили перечень регулярных мер.
Поскольку антикризисная финансовая поддержка непосредственно промышленным предприятиям в 2020 году не оказывалась, результаты работ в указанном направлении оценить сложно. Что касается антикризисной поддержки, проводимой в 2022-2023 гг., то она оказывалась недавно и все еще продолжается, поэтому для оценки ее результатов прошло недостаточно времени. В настоящее время для анализа доступны итоги лишь 1 полугодия 2022 г. По указанным причинам анализ результатов оказываемой антикризисной финансовой поддержки промышленных предприятий г. Москвы в основном будет производиться на основе оценки итогов антикризисной поддержки за 1 полугодие 2022 г.
В 2022 году многим российским промышленным компаниям пришлось кардинально пересмотреть свою стратегию развития: изменилась структура рынка, освободились места и рыночные ниши вследствие ухода некоторых конкурентов, стала недоступной часть товаров и комплектующих, нарушились прежние логистические цепочки. В результате индексы
производства и спроса показывали существенное снижение в сравнении с результатами 2021 г. (см. рис. 1). При этом еще в январе 2022 г. производство промышленной продукции показывало значительный рост - более 10% по сравнению с показателями прошлого года. Больше всего от ограничений пострадали высокотехнологичные отрасли промышленности. Также снизился индекс спроса в добывающих и среднетехно-логических отраслях.
;.2 ------2,5......•■■
ев.32 мар.22 апр.22 ман.22 чпи 22
шн.22 окг.22
ноя .22 дек.22 нш.22
— ИПП Россгата, в Ж к соответствующему месяцу прошлого года
--ИПЕМ-проиэводство, X к соответствующему месяцу прошлого года
--ИПЕМ-спрос, в Ж к соответствующему месяцу прошлого года
Рис. 1. Динамика индексов развития промышленности [11]
В подобных условиях государственная поддержка стала как никогда актуальной.
Одной из первых сугубо управленческих антикризисных моделей в регионах стало создание антикризисных штабов. 1 марта 2022 г. глава правительства Михаил Мишустин создал штаб по повышению устойчивости развития экономики. Глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко призвал продублировать создание таких штабов на региональном уровне. Отметим, что чаще всего региональные антикризисные штабы придерживались не проактивной стратегии, а стратегии управления рисками - не создавали новые модели экономического роста, а формировали инструменты реагирования на ухудшение внешних условий [2]. Такие меры схожи со способами поддержки экономики в 2020 г.:
• мониторинг цен;
• льготные кредиты;
• поддержка малого и среднего бизнеса (заморозка внеплановых проверок, региональные гранты);
• финансовая поддержка системообразующих предприятий;
• отсрочка уплаты региональных налогов;
• дополнительные региональные меры помощи мобилизованным и их семьям.
Таким образом, основными антикризисными инструментами в поддержке предприятий промышленных предприятий г. Москвы стали льготное кредитование по ставке 9% на пополнение оборотных средств в размере до 500 млн руб., на реализацию инвестиционных проектов - по ставке 3% годовых, до 3 лет, до 3 млрд руб., компенсация Московским Фондом поддержки промышленности и предпринимательства процентных ставок по кредитам, аренда земельного участка для строительства новых производств и реконструкции существующих объектов за один рубль в год на весь срок действия договоров аренды.
За первое полугодие 2022 г. Правительство Москвы направило на поддержку малого и среднего бизнеса около 22 миллиардов рублей, помощь получили 10,8 тысяч столичных компаний. Было одобрено 900 заявок на гранты на общую сумму 1,7 млрд руб., субсидии для снижения ставок по восьми тысячам кредитов для предпринимателей на сумму 4,9 млрд руб., субсидии для снижения ставок по 435 договорам факторинга на 370 млн руб. и поручительства объемом в 15 млрд руб. по 1,5 тысячи кредитов для бизнеса [5].
На начало мая 2023 г. финансовую поддержку получили 90 организаций, в которых работают почти 100 тысяч москвичей,
общая сумма выданных городом льготных кредитов превысила 243 млрд рублей. Льготные кредиты получили производители из разных отраслей: пищевой, фармацевтической, парфюмерно-косметической и др. Доля вложений в строительство нежилых зданий и сооружений, а также в благоустройство составила 32%, в создание объектов интеллектуальной собственности - 17,7%, в строительство жилых зданий и помещений - 16,5%.
Не только прямо, но и косвенно меры поддержки Правительства Москвы поддержали уровень инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал Москвы за 6 месяцев превысили 1,9 триллиона рублей, что на 4,4% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Важно, что в данной ситуации не уменьшились вложения в столичную экономику крупного и среднего бизнеса. За полугодие 2022 г. они составили 1,7 триллиона рублей [10]. Больше всего средств вкладывается в развитие отечественной промышленности, собственных производств. Таким образом, решаются сразу две ключевые задачи: импортозамещение и сохранение рабочих мест. В сумме по итогам года на один рубль, выделенный по направлению льготного кредитования, приходится 55 рублей частных инвестиций. Это значительный мультипликативный эффект.
Правительство Москвы также уделило большое внимание поддержке импортозамещающих производств. Так, с апреля 2022 г. в Московский инновационный кластер поступило более 80 заявок на предоставление грантов на развитие импортоза-мещения. Отбор прошли 15 высокотехнологичных компаний из таких сфер, как медицина, фармацевтика, электротехника, машиностроение, целлюлозно-бумажная промышленность и производство строительных материалов. Гранты помогут технологическим компаниям ускорить развитие и локализацию производства. Четверть суммы (или около 201,78 миллиона рублей) выдается авансом, остальные средства будут выплачиваться ежегодно, исходя из фактических расходов и сроков реализации проекта. В общей сложности на развитие импортозамещающих производств московские власти выделили более 800 миллионов рублей [26].
Кроме того, Москва является крупнейшим производителем лекарственных средств и медицинских изделий в России: лекарства выпускают 84 московских предприятия, на которых работают более 14 тысяч человек. Данная отрасль также активно поддерживается в рамках политики импортозамещения. Так, производство противоопухолевых препаратов и иммуномоду-ляторов в столице выросло в 3,3 раза с начала 2022 года. Рост инвестиций, объемов производства и экспорта стал результатом системной поддержки отрасли со стороны Правительства Москвы, в том числе и благодаря заключению офсетных контрактов, которые показали эффективность с точки зрения экономии бюджетных средств: среднее снижение цен составило 20% по сравнению с рыночными аналогами [24].
На предоставление Московским Фондом поддержки промышленности и предпринимательства компенсаций процентных ставок по кредитам во втором квартале 2022 г. было подано 98 заявок, из них 65 - одобрены, 33 - отклонены:
• от субъектов деятельности в сфере промышленности поступило 82 заявки, заключено 34 договора (41% от числа заявок);
• от организаций, реализующих отдельные инвестиционные проекты по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства на территории города Москвы поступило 10 заявок, заключено 10 договоров (100% от числа заявок);
• от организаций, осуществляющих деятельность в основных секторах экономики города Москвы поступило 6 заявок, заключено 4 договора (67% от числа заявок) [22].
Также компании активно пользуются отсрочкой платежей аренды городского имущества и земельных участков и оптимизацией арендных ставок. Такую помощь в общем объеме 14,8 млрд руб. в 2022 г. получили более 1400 предприятий и организаций [9]. Помимо этого, Правительство Москвы начало предоставлять инвесторам землю в аренду по ставке один рубль в год для реализации масштабных инвестиционных проектов - строительства и развития производств. По итогам 2022 г. Правительство Москвы подписало четыре договора о предоставлении участков инвесторам на льготных условиях. Участки будут использованы для производства электронных компонентов, приборов, кондитерских изделий, комплектующих для специальной пожарной техники [8].
Важнейшим этапом в анализе результатов антикризисной финансовой поддержки является оценка потребности в финансовой поддержке, а именно насколько в настоящее время количественно и качественно потребность в финансовой поддержке удовлетворена или не удовлетворена и по каким причинам. Оценка потребности в финансовой поддержке не может быть произведена только на основе количественных показателей уже оказанной помощи, поскольку они отражают лишь часть удовлетворенной потребности и не свидетельствуют о том, насколько данная потребность была велика ранее и в какой мере удовлетворена в настоящее время. В данном случае наиболее актуальным вопросом становится соотношение числа тех, кому финансовая поддержка была предоставлена, и тех, кто получил отказ в помощи, а также наличие потребности в поддержке у промышленных предприятий в настоящее время. Таким образом, для решения задачи по оценке потребности в финансовой поддержке предприятий промышленного комплекса г. Москвы необходимо обратиться к результатам опросов представителей указанной сферы или аналитическим материалам организаций, предоставляющих помощь.
Правительство Москвы проводит постоянный мониторинг эффективности мер поддержки бизнеса [15]. Так, на май 2023 г. в Департамент предпринимательства и инновационного развития г. Москвы подана 45691 заявка (рис. 2) на общую сумму 518,7 млрд руб., из которых на получение грантов и субсидий - 3 718 шт. (9,6 млрд руб.), льготное кредитование - 37 523 шт. (462,6 млрд руб.), поручительство - 4 450 шт. (46,4 млрд руб.) (рис. 3).
Рис. 2. Количество поданных заявок на получение финансовой помощи в разрезе по видам помощи, шт.
X X
О
ГО >
п.
X
го т
о
Рис. 3. Объемы запрашиваемой финансовой помощи в разрезе по видам помощи, млрд руб.
2 О
м а
fO
es
0 es
1Л
01
O Ш
m x
<
m o x
X
Важно оценить соотношение между количеством поданных заявок и количеством одобренных (рис. 4, рис. 5). На основе анализа указанных данных можно сделать вывод, что потребность в льготном кредитовании удовлетворена лишь на треть, в грантах и субсидиях - на 52,1%, в поручительстве - на 73,8%. Стоит отметить, что такая степень удовлетворения потребности в финансовой помощи наблюдается, исходя из количества поданных заявок. При этом не учитывается количество тех предприятий, которым помощь необходима, но заявки на ее получение по различным причинам ими не подавались.
Рис. 4. Количество одобренных и отклоненных заявок на получение финансовой помощи в разрезе по видам помощи
льготное кредигоЕатпгг
грангы II субсидии
поручительство
35,0% 63%
52.1% +3%
73,8! >4 26%
е оборудован« ярмстгис
:: экспортере®
гранты дня нытюртазамещакицк! производств
22 1
256 J
2
568 376 1
58
0 158
14 1
loo 2;; 400 500 50с 700 ш е;;
0% 20% 40% 60% 80% 100% ■ одобрено ■ отказано
Рис. 5. Соотношение количества одобренных и отклоненных заявок на получение финансовой помощи в разрезе по видам помощи
Поскольку объектом исследования в данной диссертации являются именно промышленные предприятия, рассмотрим данные по оказанию финансовой помощи организациям, связанным с производством. Такие данные представлены по грантам и субсидиям и включают в себя гранты для импортозамещающих производств, гранты для экспортёров, гранты на приобретение оборудования и развитие деятельности, гранты на пилотное тестирование инноваций, гранты на патентование РФ и за рубежом. Количество одобренных и отклоненных заявок на получение финансовой помощи и их соотношения в разрезе по данным группам представлены на рисунках 6 и 7.
Рис. 7. Соотношение количества одобренных и отклоненных заявок на получение финансовой помощи промышленным предприятиям
Из 3718 заявок на получение грантов и субсидий 1723 поданы организациями, связанными с производством. Наибольшая доля таких заявок (55,9%) подана на приобретение оборудования и развитие деятельности. 59% заявок по указанному направлению одобрены, 39% отклонены, 2% - находятся на проверке. Более высокий процент одобренных заявок также наблюдается в направлениях по поощрению разработки и внедрения новых промышленных образцов. Так, одобрение получили 98% заявок на пилотное тестирование инноваций, 73% - на патентование в РФ, 65% - на патентование за рубежом. Иная ситуация наблюдается по заявкам на гранты для экспортеров и для импортозамещающих производств. Из 216 заявок, поданных на поддержку экспорта, 73% все еще находятся на проверке, 27% получили отказ, нет ни одной одобренной заявки. В получении грантов для импортозамещающих производств получило отказано 76% заявок, лишь 24% одобрены. При этом поддержка последних 2 направлений особенно необходима в условиях усиления санкционного давления в 2022-2023 гг.
Для корректной оценки потребности в финансовой поддержке предприятий промышленного комплекса г. Москвы также необходимо иметь представление о знаниях и использовании мер поддержки указанными организациями.
Результаты опроса, представляющие достаточность знаний о мерах поддержки, представлены на рисунке 8. Большинство опрошенных (80,6%) в той или иной мере знают о существующих мерах поддержки. Следует обратить внимание, что почти половина опрошенных (46,8%) знает о мерах поддержки только в общих чертах. При этом количество тех, кто не знает о мерах поддержки составило 19,4%.
Рис. 6. Количество одобренных и отклоненных заявок на получение финансовой помощи промышленным предприятиям
Рис. 8. Знание о мерах поддержки промышленных предприятий
Результаты опроса, характеризующие мнение потенциальных получателей помощи о достаточности мер поддержки, представлены на рисунке 9. 94,2% респондентов полагают, что заявленных мер поддержки недостаточно или они не подходят малому бизнесу. Важно, что 53,9% среди тех, кто осведомлен о мерах поддержки, полагают, что до сих пор не принято ни одной подходящей для их бизнеса меры. И только 5,8% опрошенных считают, что действующих мер поддержки достаточно.
На рисунке 10 представлены результаты получения поддержки среди подававших заявки и потенциальных получателей помощи. 55% опрошенных получили как минимум один вид финансовой поддержки, что можно считать достаточно положительным результатом. 4% получило отказ, 22% хотели бы воспользоваться финансовой помощью, но не проходят по критериям.
Рис. 9. Достаточность мер поддержки промышленных предприятий
Рис. 10. Результаты получения поддержки среди подававших заявки и потенциальных получателей помощи
Следовательно, наблюдается как минимум 22% потенциальных получателей помощи, которым она необходима, но данная потребность не может быть удовлетворена действующими мерами поддержки.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что потребность в государственной финансовой поддержке у промышленных предприятий г. Москвы удовлетворена не полностью. Льготные кредиты получили лишь 35% реципиентов, гранты и субсидии - 52,1%, поручительство - 73,8%. Кроме того, 22% потенциальных получателей помощи с заявками не обращалось, так как для действующие меры поддержки на них не распространяются.
Анализируя антикризисные финансовые меры поддержки, можно сказать, что Московские власти предоставили существенную помощь промышленным предприятиям города, что позволило столичным компаниям не только пережить кризисные времена, но и адаптироваться к новым условиям ведения деятельности. Тем не менее, важен тот факт, что перечень механизмов для оказания помощи достаточно узок и включает в себя всего два инструмента: льготное кредитование и льготная аренда, что, по нашему мнению, не является достаточным при решении стоящих задач. Исходя из этого для проведения эффективной региональной промышленной политики считаем необходимым развитие финансовых инструментов антикризисной поддержки промышленного комплекса г. Москвы.
Литература
1. Антикризисные меры: как Москва помогала малому и среднему бизнесу в 2020 году // Официальный сайт компании МЕДАРГО. URL: https://www.medargo.ru/news.php?id=31584
2. Антикризисные стратегии глав российских регионов 2022 // 3 Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг». URL:
https://minchenko.ru/netcat_files/userfiles/22_DEC_Antikrizis_regi ony_2022-AZ.pdf
3. Бизнес-барометр страны - результаты III этапа // Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ. URL: http://dvtpp.ru/ru/news/369635/
4. В столице действует масштабная антикризисная программа, включающая более 20 системных мер поддержки промышленных предприятий и инвесторов // Официальный сайт Московской городской думы. URL: https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/v-stolitse-deystvuet-masshtabnaya-antikrizisnaya-programma-vklyuchayuschaya-bolee-20-sistemnyih-mer-podderjki-promyishlennyih-predpriyatiy
5. Высокие технологии, импортозамещение, социальная сфера - Москва продолжает поддерживать малый и средний бизнес в условиях санкций // Московская городская дума. URL: https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/vyisokie-tehnologii-importozameschenie-sotsialnaya-sfera-moskva-prodoljaet-podderjivat-malyiy-i-sredniy-biznes-v-usloviyah-sanktsiy
6. Государственные меры субсидиарной поддержки отрасли транспортного машиностроения и автомобилестрое-нияи стимулирования локализации производств на территории Российской Федерации // Международная торговля и торговая политика. - 2016. - № 3 (7). - С. 117-118.
7. Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы // Официальный сайт Мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/dipp/documents/
8. Ефимов раскрыл число инвесторов, арендовавших у Москвы земли за 1 рубль. РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/62ba8b8c9a79476e55bcc2b1
9. Ефимов: более 36 тысяч компаний попросили антикризисную поддержку города // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20221111/podderzhka-1830754865.html
10. Инвестиции в экономику Москвы за первое полугодие 2022 года превысили 1,9 триллиона рублей // Московская городская дума. URL: https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/investitsii-v-ekonomiku-moskvyi-za-pervoe-polugodie-2022-goda-prevyisili-1-9-trilliona-rubley
11. Индексы ИПЕМ. Мониторинг состояния промышленности // Институт проблем естественных монополий. URL: https://ipem.ru/content/Индексы/20230215_Ин-декс_ИПЕМ%20январь%202023^
12. Инструменты государственной поддержки промышленных предприятий // Официальный сайт Минпромторга России. URL:
https://www.npoa.ru/public/upload/Lokomotivy_Rosta/Instrument_gos _podderzhki.pdf
13. Меры поддержки действующих промышленных и инновационных предприятий в Москве // Инвестиционный портал города Москвы. URL: https://investmoscow.ru/media/3334222/2018-09-28_действую-щие_ипп.pdf
14. Меры Правительства по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций // Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/sanctions_measures/
15. Мониторинг эффективности мер поддержки бизнеса // Официальный сайт Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы. URL: https://monitoring.moscow.business/knowledge/
16. Навигатор мер поддержки // Государственная информационная система промышленности. URL: https://gisp.gov.ru/navigator-measures/
17. Обзор мер государственной поддержки бизнеса и населения г. Москвы // Официальный сайт компании EY. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О
м
CJ
fO
сч о cs
in
о ш m
X
3
<
m О X X
com/rujru/news/2020/05/government-support-measures-for-moscow-during-covid-19.pdf
18. Поддержка МСП: город одобрил субсидии и гранты почти на 3 млрд рублей // Инвестиционный портал города Москвы. URL: https://investmoscow.ru/press-center/news-article/?article=187270
19. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой корона-вирусной инфекции» (с изменениями и дополнениями).
20. Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности // Счетная палата Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/budget/gp-2020/ГП-16%20Разви-тие%20промышленности%20и%20повышение%20ее%20кон-курентоспособности.pdf
21. Симачев Ю. В., Кузык М. Г., Погребняк Е. В. Промышленная политика федерального уровня. Базовые модели и российская практика // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2018. — № 3(39). — С. 146-154.
22. Сводный отчет о результатах проведения оценки фактического воздействия постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. № 1820-ПП «О предоставлении финансовой поддержки организациям, обеспечивающим развитие экономического потенциала города Москвы» // Официальный сайт Мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/files/2466/Svodnii_otchet_ o_rezyltatah_OFV_1820_PP.pdf
23. Стабилизация экономики Москвы // Официальный сайт Мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/city/projects/moshelp/#
24. Столичные фармацевтические предприятия увеличивают объемы производства жизненно важных препаратов // Московская государственная дума. URL: https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/stolichnyie-farmatsevticheskie-predpriyatiya-uvelichivayut-obyemyi-proizvodstva-jiznenno-vajnyih-preparatov
25. У госпрограмм выявлен бурный рост эффективности// Коммерсантъ. uRL: https://www.kommersant.ru/doc/5874218
26. Ускорить развитие и локализацию: 15 высокотехнологичных компаний, реализующих стратегические задачи им-портозамещения, будут получать поддержку Москвы в течение трех лет // Московская городская дума. URL: https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/uskorit-razvitie-i-lokalizatsiyu-15-vyisokotehnologichnyih-kompaniy-realizuyuschih-strategicheskie-zadachi-importozamescheniya-budut-poluchat-podderjku-moskvyi-v-techenie-treh-let
27. Утвержден второй пакет мер антикризисной поддержки бизнеса // Официальный сайт Мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/6414050/
The results of the anti-crisis financial support of industrial enterprises in
Moscow Garbuzov A.M.
Department of Investment and Industrial Policy of Moscow
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,
Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
Industrial policy is one of the key directions of state policy. The objectives of the industrial policy are to increase production efficiency, reduce dependence on imports, increase GDP growth, increase tax revenues and ensure their stability, increase employment, saturate the domestic consumer market, ensure balanced development of the economy and society. In conditions of economic instability, the importance of the state in supporting sectors of the economy that are at risk increases. There is a need to assess the results of the industrial policy, to adjust it, to develop new mechanisms for financial support of industry. The article analyzes the results of anti-crisis financial support of industrial enterprises in Moscow. It is concluded that the list of mechanisms for providing assistance is rather narrow and is not sufficient in solving the tasks. To increase the effectiveness of regional industrial policy, it is necessary to develop financial instruments for anti-crisis support of the Moscow industrial complex. Keywords: industrial policy, support of industry, support of industrial enterprises, financial support of industry, financial support of industrial enterprises, anti-crisis support of industry, anti-crisis support of industrial enterprises.
References
1. Anti-crisis measures: how Moscow helped small and medium-sized businesses in
2020 // Official website of the MEDARGO company. URL: https://www.medargo.ru/news.php?id=31584
2. Anti-crisis strategies of the heads of Russian regions in 2022 // 3 Communication
holding "Minchenko consulting". URL:
https://minchenko.ru/netcat_files/userfiles/22_DEC_Antikrizis_regiony_2022-
AZ.pdf
3. The business barometer of the country - the results of stage III // Official website of
the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation. URL: http://dvtpp.ru/ru/news/369635/
4. There is a large-scale anti-crisis program in the capital, including more than 20
systemic measures to support industrial enterprises and investors // Official website of the Moscow City Duma. URL: https://duma.mos. ru/ru/0/news/novosti/v-stolitse-deystvuet-masshtabnaya-antikrizisnaya-programma-vklyuchayuschaya-bolee-20-sistemnyih-mer-podderjki-promyishlennyih-predpriyatiy-i- investors
5. High technologies, import substitution, social sphere - Moscow continues to support
small and medium-sized businesses under sanctions // Moscow City Duma. URL: https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/vyisokie-tehnologii-importozameschenie-sotsialnaya-sfera-moskva-prodoljaet-podderjivat-malyiy-i-sredniy-biznes-v-usloviyah-sanktsiy
6. State measures of subsidiary support for the transport engineering and automotive
industry and stimulating the localization of production in the Russian Federation // International trade and trade policy. - 2016. - No. 3 (7). - S. 117-118.
7. Department of investment and industrial policy of the city of Moscow // Official
website of the Mayor of Moscow. URL: https://www.mos.ru/dipp/documents/
8. Efimov revealed the number of investors who rented land from Moscow for 1 ruble.
RBC. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/62ba8b8c9a79476e55bcc2b1
9. Efimov: more than 36 thousand companies asked for anti-crisis support of the city
// RIA Novosti. URL: https://ria.ru/20221111/podderzhka-1830754865.html
10. Investments in the Moscow economy for the first half of 2022 exceeded 1.9 trillion
rubles // Moscow City Duma. URL:
https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/investitsii-v-ekonomiku-moskvyi-za-
pervoe-polugodie-2022-goda-prevyisili-1-9-trilliona-rubley
11. IPEM Indices. Monitoring the state of the industry // Institute of Problems of Natural
Monopolies. URL:
https://ipem.ru/content/Indexes/20230215_IPEM_Index%20January%202023.pdf
12. Instruments of state support for industrial enterprises // Official website of the
Ministry of Industry and Trade of Russia. URL: https://www.npoa.ru/public/upload/Lokomotivy_Rosta/Instrument_gos_podderz hki.pdf
13. Measures to support existing industrial and innovative enterprises in Moscow //
Investment portal of the city of Moscow. URL: https://investmoscow.ru/media/3334222/2018-09-28_operating_ipp.pdf
14. Government measures to improve the sustainability of the economy and support
citizens in the face of sanctions // Official website of the Government of Russia. URL: http://government.ru/sanctions_measures/
15. Monitoring the effectiveness of business support measures // Official website of
the Department of Entrepreneurship and Innovative Development of Moscow. URL: https://monitoring.moscow.business/knowledge/
16. Navigator of support measures // State information system of industry. URL: https://gisp.gov.ru/navigator-measures/
17. Review of measures of state support for business and the population of Moscow
// Official website of the EY company. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-
com/ru_ru/news/2020/05/government-support-measures-for-moscow-during-covid-19.pdf
18. Support for SMEs: the city approved subsidies and grants for almost 3 billion rubles
// Investment portal of the city of Moscow. URL: https://investmoscow.ru/press-center/news-article/?article=187270
19. Decree of the Government of the Russian Federation of April 3, 2020 No. 434 "On
approval of the list of sectors of the Russian economy most affected by the deteriorating situation as a result of the spread of a new coronavirus infection" (as amended and supplemented).
20. Development of industry and increasing its competitiveness // Accounts Chamber
of the Russian Federation. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/budget/gp-2020/GP-
16%20Development%20industry%20and%20increase%20%20competitiveness .pdf
21. Simachev Yu. V., Kuzyk M. G., Pogrebnyak E. V. Industrial policy of the federal
level. Basic models and Russian practice // Journal of the New Economic Association. - 2018. - No. 3 (39). — S. 146-154.
22. Consolidated report on the results of the assessment of the actual impact of
Decree of the Government of Moscow dated November 23, 2021 No. 1820-PP "On the provision of financial support to organizations that ensure the development of the economic potential of the city of Moscow" // Official website of the Mayor of Moscow. URL:
https://www.mos.ru/upload/documents/files/2466/Svodnii_otchet_o_rezyltatah_ OFV_1820_PP.pdf
23. Stabilization of the Moscow economy // Official website of the Mayor of Moscow.
URL: https://www.mos.ru/city/projects/moshelp/#
24. Metropolitan pharmaceutical enterprises increase production volumes of vital about important preparations // Moscow State Duma. URL: https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/stolichnyie-farmatsevticheskie-predpriyatiya-uvelichivayut-obyemyi-proizvodstva-jiznenno-vajnyih-preparatov
25. State programs revealed a rapid increase in efficiency // Kommer-sant. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/5874218
26. Accelerate development and localization: 15 high-tech companies implementing
the strategic tasks of import substitution will receive support from Moscow for three years // Moscow City Duma. URL: https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/uskorit-razvitie-i-lokalizatsiyu-15-vyisokotehnologichnyih-kompaniy-realizuyuschih-strategicheskie-zadachi-importozamescheniya-budut-poluchat-podderjku-moskvyi- v-techenie-treh-let
27. The second package of anti-crisis business support measures was approved //
Official website of the Mayor of Moscow. URL: https://www. mos.ru/mayor/themes/12299/6414050/