СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
М. В.ЛОСКУТОВА
В статье проведен мониторинг состояния промышленного производства в России в кризисный и посткризисный период. Несмотря на улучшение производственных показателей промышленного сектора в 2009 г., финансовое положение предприятий реального сектора остается сложным, поэтому антикризисные меры по государственной поддержке реального сектора экономики сохраняют свою актуальность. Определено, что повышение эффективности промышленного сектора требует срочных мер со стороны государства. В индустриальном секторе экономики регулирование, прежде всего, должно осуществляться через промышленную политику. Выявлены направления развития промышленности в российской экономике на современном этапе.
Ключевые слова: промышленность, антикризисные меры, промышленная политика, направления развития промышленности.
Промышленная политика как ядро общеэкономической политики государства связана, в первую очередь, с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства. Промышленная политика должна способствовать расширению и созданию новых рынков, выходу на конкурентоспособный уровень производства, увеличению доходности предприятий, обеспечению их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг. Для определения направлений современной промышленной политики необходим мониторинг ее состояния.
Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 г., оказал, по оценкам экспертов, масштабное негативное влияние на экономику как развитых, так и развивающихся стран.
Восстановительный рост промышленного производства, который начался 2009 г., продолжился, однако его темпы замедлились (рис. 1). В основном он происходил за счет экспорто ориентированных отраслей: нефтяной и металлургической. Несмотря на благоприятную конъюнктуру на мировых рынках основных товаров российского экспорта, экономическая ситуация в реальном секторе остается сложной. Быстрое восстановление экономики, которое произошло после кризиса 1998 г., в настоящий момент маловероятно.
Высокие темпы экономического роста после кризиса 1998 г. были обусловлены прежде всего низким уровнем загрузки производственных
мощностей в докризисный период. Этот показатель непрерывно рос, начиная с марта 1999 г. и до октября 2008 г. Для сравнения - в августе кризисного 1998 г. средний уровень использования производственных мощностей крупными и средними промышленными предприятиями достиг своего минимума и составлял 40 %. В условиях кризиса
2008 г. в связи с падением производственных потребностей и ростом производственных затрат предприятия снова сократили загрузку производственных мощностей.
За период кризиса - с марта 2008 г. по март
2009 г. - средний уровень использования производственных мощностей крупными и средними промышленными предприятиями снизился на 9 п.п. Доля предприятий с низким уровнем загрузки мощностей (не более 30 %) увеличилась более чем в два раза по сравнению с октябрем 2008 г. В то же время доля предприятий, чьи производственные мощности были загружены практически полностью (более чем на 90 %), сократилась вдвое. В. 2009 г. предприятия начали наращивать загрузку в связи с оживлением спроса на их продукцию. Однако за предыдущие десять лет экономического роста в связи с повышением стоимости инвестиционных ресурсов объемы физического выбытия материальных активов превышали ввод новых производственных мощностей. В результате на текущий момент отсутствует тот потенциал неиспользованных мощностей, который позволил российской экономике быстро восстановиться после кризиса 1998 г. [9].
Рис. 1. Индексы промышленного производства в % к среднемесячному значению 2007 г. [12]
Производственные проблемы усугубляются нестабильным финансовым положением предприятий реального сектора. В 2009 г. продолжилось медленное наращивание объемов отгруженной продукции предприятиями промышленности при практически неизменном уровне задолженности покупателей (таблица 1).
В 2007 - первой половине 2008 г. при благоприятной экономической ситуации рост объе-
мов отгружаемой продукции сопровождался пропорциональным ростом дебиторской задолженности.
Объемы дебиторской и кредиторской задолженностей промышленных предприятий в 2008 г. выросли почти в полтора раза, а просроченной -в два раза. Стагнация промышленного производства в первой половине 2009 г. затормозила дальнейшее увеличение неплатежей.
Таблица 1
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
по отдельным видам экономической деятельности РФ (млрд руб.) [6]
2008 2009
Добыча полезных ископаемых 5272 4948
в том числе:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 4651 4419
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 621 529
Обрабатывающие производства 16864 13625
в том числе:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 2656 2774
текстильное и швейное производство 157 143
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 34,4 33,7
обработка древесины и производство изделий из дерева 245 193
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 550 516
производство кокса и нефтепродуктов 2984 2256
химическое производство 1312 1022
производство резиновых и пластмассовых изделий 405 349
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 1010 665
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 3295 2336
производство машин и оборудования 1001 731
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 910 822
производство транспортных средств и оборудования 1513 1102
прочие производства 457 281
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2571 2911
Ухудшение платежно-расчетных отношений упавшего спроса в последние месяцы 2008 г. на
привело в конце 2008 г. к превращению сбытово- предприятиях происходило затоваривание скла-
го кризиса в производственный. Из-за резко дов и образовывались избыточные запасы готовой
продукции. Предприятия были вынуждены снижать объемы производства, при этом сокращение производственных запасов и затраты в незавершенном производстве были не столь значительными, как падение выпуска. В результате вырос уровень всех видов запасов в процентах к отгруженной продукции: производственных запасов и затрат в незавершенном производстве, а также готовой продукции на складе.
Соответственно нет наращивания объемов инвестиций, в том числе для пополнения запасов. После резкого спада инвестиционной активности в острой фазе кризиса восстановительного роста
объемов инвестирования в основной капитал не произошло (рис. 2) [4].
Сокращение спроса на продукцию предприятий промышленности привело к уменьшению объемов отгруженной продукции, росту запасов и в результате к снижению доли задолженности поставщикам в общей сумме задолженности предприятий. Итогом этого стал значительный рост кредитов банков и финансовых займов по отношению к задолженности предприятий перед поставщиками. Эти изменения отразились в увеличении доли банковских кредитов и займов в структуре задолженности предприятий [4, с. 256].
Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал в % к среднемесячному значению 2007 г. [12]
Антикризисная программа Правительства России [7] предусматривала выполнение ряда мер, направленных на повышение доступности банковского кредита для предприятий реального сектора: банкам были выделены средства государственной поддержки, упрощена процедура предоставления государственных гарантий, субсидировались процентные ставки для предприятий приоритетных отраслей промышленности (автомобилестроение, транспортное машиностроение и т. д.). Эти меры позволили несколько смягчить проблемы с ликвидностью в экономике в 2009 г. Однако кредитная активность российских банков оставалась очень низкой: из-за высоких рисков кредиты корпоративным заемщикам практически не росли. Таким образом, нестабильность доступа к новым кредитам в условиях дефицита собственных средств у предприятий начала приводить к отказу предприятий выполнять свои обязательства по долгам перед банками. Очевидно, что в сложных экономических условиях предприятия промышленного сектора вынуждены задерживать выполнение своих финансовых
обязательств, в том числе перед банками, при ужесточении дисциплины расчетов с другими своими кредиторами (поставщиками и подрядчиками, а также с государством).
Сложность ситуации в реальном секторе экономики усугубляется низкими финансовыми результатами деятельности предприятий промышленности. По-прежнему высоким остается удельный вес убыточных предприятий.
По данным Росстата, в 2009 г. доля убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросла и составила 33,4 %. По ряду ведущих отраслей обрабатывающей промышленности доля убыточных предприятий за январь-сентябрь 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла в два раза (табл. 2).
Финансовые результаты предприятий промышленности за 2009 г. значительно ниже, чем были в 2008 г.: убытки в реальном выражении выросли почти в три раза, а прибыль рентабельных предприятий сократилась приблизительно на 30 %.
Таблица 2
Удельный вес убыточных предприятий в отраслях обрабатывающей промышленности, в % [10]
2008 2009
Металлургическое производство 55,3 24,7
Производство машин и оборудования 39,0 21,2
Производство нефтепродуктов 30,5 16,3
Производство транспортных средств и оборудования 50,4 26,6
По оценкам экспертов, в годовом выражении российский реальный сектор в 2009 г. сможет получить финансовый результат на уровне 60-70 млрд долл., в то время как год назад эта цифра составляла более 200 млрд долл.
Таким образом, несмотря на улучшение производственных показателей промышленного сектора в 2009 г., финансовое положение предприятий реального сектора остается сложным, а обострение проблем с плохими долгами в экономике в 2010 г. представляется весьма вероятным. Поэтому антикризисные меры по государственной поддержке реального сектора экономики сохраняют свою актуальность [9].
Повышение эффективности промышленного сектора требует срочных мер со стороны государства. В индустриальном секторе экономики регулирование, прежде всего, должно осуществляться через промышленную политику. Пути эффективного функционирования промышленности - это направления, обеспечивающие предотвращение банкротств и экономический рост промышленных предприятий ведущих отраслей народного хозяйства [11].
Инвестиционная деятельность выступает одним из главных рычагов развития экономики России. Состояние сегодняшней инвестиционной сферы России таково, что даже при самых благоприятных макроэкономических условиях и рыночной среде без активной государственной инвестиционной политики никакой прорыв ни в технологической, ни в структурной перестройке невозможен, без чего нельзя обеспечить устойчивый экономический рост.
Сегодня управление инвестиционной деятельностью промышленных предприятий становится неотъемлемым звеном структуры общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.
Факторами, сдерживающими инвестиционную активность промышленных предприятий в России, продолжают оставаться динамика инфляционных процессов, ограниченное финанси-
рование государственных инвестиционных программ, крайне низкая эффективность капитальных вложений, неблагоприятный инвестиционный климат, тяжелое финансовое положение многих предприятий, сокращение платежеспособного спроса и т. д. [13].
Для улучшения инновационно-инвестиционного положения в России политика государства в перспективе должна заключаться в следующем:
- Выбор рациональных приоритетов развития инновационной сферы при реализации инновационных проектов, программ, технологий, оказывающих, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности отечественной экономики.
- Координация действий федеральных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инвестиционной программы.
- Сохранение и развитие научного и производственно-технологического потенциала фундаментальной науки, системы подготовки кадров для поддержания и развития современного научно-технологического уровня и перехода на более высокие ступени развития науки.
- Обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности, развития венчурного, инжинирингового, инвестиционного предпринимательства и добросовестной конкуренции.
Таким образом, создание благоприятных условий для инвестирования в инновации позволит не только модернизировать научно-техническую базу отечественных предприятий, но и поднять конкурентоспособность российской экономики на качественно новый уровень.
Одним из главных направлений промышленной политики должно быть импортозамещение. Если аналогичный импортному по качеству товар может быть произведен в России, то государство и базис должны совместно решить вопрос о финансировании производства этого товара.
Роль государства в стимулировании внутреннего спроса через режим импортозамещения должна состоять в том, чтобы оно осуществило координацию действий всех заинтересованных сторон в реализации импортозамещающего инвестиционного проекта. Участниками его могут стать подконтрольные государству банки, российские и иностранные промышленные компании. Иностранные компании будут участвовать в
проектах в связи с тем, что в противном случае они рискуют лишиться своей доли на российском рынке.
Реализация крупномасштабных проектов по импортозамещению потребует участия государства не только в транснациональных действиях, но и в совместном финансировании. До 25 % всех капиталовложений могут быть профинансированы из государственного бюджета, или на эту сумму выданы государственные гарантии.
Главным направлением поддержки промышленности следует считать политику и практику заказов. Именно через организацию заказов ограниченное количество социально значимых и высокотехнологичных отраслей получит решающую государственную поддержку, направленную на оздоровление общепромышленной (и всей экономической) конъюнктуры, что на определенном этапе сформирует импульс к самовозбуждению экономического роста, действию мультипликативных эффектов. В сущности, речь идет о раскручивании восходящей спирали производственного, а в последующем - на его основе - инвестиционного и потребительского спроса. Как подтверждают многие научные исследования, именно внутренний спрос является главным и самым надежным двигателем экономического и социального прогресса [8].
Оптимальной структурой для организации заказов приоритетным отраслям и продвижения средств для кредитования могут быть специализированные отраслевые лизинговые компании, работающие на коммерческих началах, но под эгидой правительства и его органов, ведающих вопросами промышленности, и в кооперации с государственно-коммерческими банками производственной сферы - Российским банком развития и Россельхозбанком.
Важнейшим источником финансирования промышленного развития и механизмом перелива капитала из отраслей топливно-энергетической и сырьевой направленности в обрабатывающую промышленность должна стать природная рента. Под ней понимается разница между внутренними и мировыми ценами на основные природные ресурсы [2]. Научные и политические дискуссии в основном возникают не столько по поводу содержания природной ренты, сколько по механизму ее изъятия. По нашему мнению, должна быть двухканальная система изъятия природной ренты: через налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины. В фонд поддержки промышленности целесообразно направлять не менее 75 % природной ренты. Еще одним кана-
лом формирования средств внебюджетного фонда поддержки промышленности мог бы стать налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, который должен уплачиваться предприятиями, не осуществляющими самостоятельные геологоразведочные работы.
Комплексный подход в отношении промышленного развития требует подъема основной массы предприятий и отраслей промышленности, так как восстановление отдельных секторов не обеспечивает пропорционального ее функционирования как целостной системы. Вместе с тем, очевидна жесткая ресурсная ограниченность, что исключает возможность одновременной поддержки всех отраслей. В этих условиях центральный вопрос - выявление ключевых звеньев промышленной структуры, на которых должны быть сосредоточены дополнительно мобилизуемые потенциальные ресурсы. Представляется, что такими ключевыми звеньями должны стать отрасли, замыкающие межотраслевые технологические цепочки. Их ускоренное развитие явится «локомотивом» для смежных отраслей, которые, в свою очередь, будут стимулировать развитие своих поставщиков и т. д.
Например, в авиастроении эта схема развития будет осуществляться по следующей цепочке: авиастроительные заводы, выпускающие конечную продукцию, агрегатные заводы, поставляющие узлы и агрегаты, поставщики отдельных деталей, полуфабрикатов, предприятия металлургической, химической отраслей и др. Таким образом, волнообразный импульс к спросу создает условия для загрузки многих предприятий и развертывания на них в полном объеме амортизационно-реновационной деятельности [1].
Другим, не менее важным, приоритетом государственной политики должна быть поддержка отраслей высоких технологий. Она будет способствовать повышению научно-технического уровня производственной сферы и экономики в целом. Бесспорно, необходимо также учитывать народнохозяйственную и социальную значимость выделенных отраслей.
Наиболее адекватным, отмеченным выше требованиям при выборе отраслей для приоритетной поддержки является гражданское авиастроение. Относящееся к наиболее высокотехнологичным выходным звеньям межотраслевых технологических цепочек оно обеспечивает загрузку мощностей сотен предприятий смежных отраслей. Отрасль имеет исключительное народнохозяйственное и социальное значение: в условиях огромной территориальной протяженности России граж-
данская авиация предопределяет мобильность рабочей силы, оперативность экономических связей, укрепление межрегиональных отношений, развитие внутреннего туризма и др. Нельзя также не учитывать старения самолетного парка, возрастающие в связи с этим вопросы безопасности, экологические проблемы и т. д.
Другой ключевой отраслью, требующей государственной приоритетной поддержки, является сельскохозяйственное машиностроение, которое также может обеспечить повышение загрузки мощностей в смежных отраслях и укрепить материальную базу аграрной сферы, поставляя селу современную и относительно недорогую (в сравнении с импортной) технику.
Наконец, к числу приоритетных отраслей должно быть отнесено инвестиционное машиностроение. Его потенциал важно сохранить в преддверии неизбежного в результате ускоренного экономического подъема многократного роста капитальных строительных и монтажных работ по реконструкции действующих и созданию новых современных производств, обновлению оборудования на большинстве существующих предприятий, расширению жилищного строительства.
Нефтяная, нефтеперерабатывающая, газовая промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность имеют крупные внутренние ресурсы для развития в силу значительных объемов экспортных поставок, устойчивого спроса на продукцию большинства из них, сравнительно неплохого финансового положения, в частности, за счет использования своих монопольно-технологических преимуществ. Кроме того, наращивание производства в отмеченных выше приоритетных отраслях будет способствовать росту спроса на продукцию этих базовых и сырьевых отраслей посредством технологических связей и тем самым формировать у них дополнительные ресурсы [3].
Все перечисленные отрасли при соответствующей государственной поддержке могут обеспечить повышение загрузки мощностей в смежных отраслях и укрепить материальную базу общегосударственной транспортной инфраструктуры, аграрного сектора экономики, промышленного и жилищного строительства, жилищнокоммунального хозяйства.
Для повышения роли налогообложения как инструмента развития промышленного производства и стимулирования его приоритетных отраслей целесообразно осуществить следующие мероприятия:
- перераспределение в рамках налога на прибыль долей, поступающих в федеральный, региональный и местный бюджеты и предоставление права соответствующим бюджетам снижать ставки этого налога;
- введение ускоренного порядка предоставления инвестиционного налогового кредита предприятиям приоритетных отраслей промышленности;
- установление сниженных ставок НДС и акцизов на промышленные товары в соответствии с программой промышленного развития и перечнем приоритетных отраслей;
- освобождение от налогообложения сверх определенных пределов расходов на технологическое обновление производства (инвестиционная премия);
- введение пониженных ставок единого социального налога для предприятий приоритетных отраслей.
В настоящее время применяются следующие меры государственной поддержки предприятий:
1. Для всех предприятий в 2009 г. снижена налоговая нагрузка: налог на прибыль снижен до 20 %. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства.
2. Совершенствуется бюджетный процесс и система государственных закупок в целях создания возможностей лизинговых операций при госзакупках.
3. Ведется работа по регламентации процедур закупок субъектов естественных монополий и государственных корпораций, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров.
4. Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг). Для этого факторинговые компании включены в состав организаций, которым в 2009 г. будет оказываться поддержка за счет средств федерального бюджета (в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства).
5. Увеличен объем государственной поддержки экспорта промышленной продукции (до
6 млрд руб.). Принятые решения о финансовой поддержке уже реализуются. С начала 2009 г. 24 российским экспортерам возмещена часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на сумму более 1,48 млрд руб.
6. До 1 января 2011 г. приостановлено требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в размере не менее 100 % при предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации.
7. Государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий будет также поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т. д., реализуемых в рамках ФЦП и ФАИП, крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда. Также будет проводиться работа по определению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов, направленных на технологическую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на этапе по-сткризисного роста.
8. Правительство примет меры по стимулированию инновационной активности в экономике. Для стимулирования частных инвестиций в инновации Правительство выработает ряд предложений, в том числе в части обусловленности предоставления государственной поддержки реализации программ инновационного развития компаний, финансовой поддержки реализации программ технологического перевооружения предприятий и т. д. [5].
Государство также будет стимулировать инновации в экономике через реализацию «технологичных» федеральных целевых программ, расходы на которые будут либо сохранены на запланированном ранее уровне, либо минимально снижены. Не сокращены расходы по таким «технологическим» ФЦП, как «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы», «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» [12].
Таким образом, промышленная политика является одним из способов реализации национальных государственных приоритетов. Главной целью государственной промышленной политики должно стать формирование такой отраслевой структуры отечественной промышленности, которая обеспечивала бы безопасное, устойчивое и динамичное развитие всего народнохозяйственного комплекса.
Литература
1. Гринберг Р. Г. О промышленном развитии России // Экономика и управление: Российский научный журнал 2008. № 5. С. 2-7.
2. Завадников В. О. О промышленной политике в Российской Федерации // Промышленная политика в Российской Федерации. 2007. № 5. С. 8.
3. Зверев А. В. Базовые промышленные предприятия: оценка текущей ситуации // Экономист. 2009. № 1. С. 19-27.
4. Инвестиции в России. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. С. 263.
5. Кондратьев В. А. Промышленная политика или политика конкурентоспособности. Структурные и секторальные аспекты // ЭКО. 2008. № 3. С. 122-131.
6. Минпромторг России. URL: http://www.
minprom.gov.ru
7. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. URL: http:// government.ru
8. Романова О.А. Промышленная политика: эволюция механизмов реализации // Современная конкуренция. 2008. № 6. С. 40.
9. Состояние промышленного производства. Экономический обзор // Вопросы экономики. 2009. № 11. С. 23-47.
10. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
11. Цветков В. А. Проблемы развития российской экономики в среднесрочной перспективе // Экономика и управление: Российский научный журнал. 2008. № 2. С. 14.
12. Энергетика и промышленность России. URL: http ://www.eprussia.ru
13. Яковлев А. С. Кто планирует инвестиции несмотря на кризис и что им мешает? // Вопросы экономики. 2009. № 12. С. 44-45.
* * *
CURRENT CONDITIONS AND LINES OF DEVELOPMENT OF INDUSTRY WITHIN RUSSIAN ECONOMY
M. V. Loskutova
In this paper, a monitoring of the conditions of industrial production of Russia within crisis and post-crisis periods is carried out. Although the production indicators of the industrial sector have been improved in 2009, the financial positions of enterprises of the real sector remain complicated. Therefore, the crisis management arrangements concerned with the state support of real sector economy continue to be topical. Increase of industrial-sector efficiency is defined to require quickly actions of the state. In the industrial sector of economy, the regulation at first should be carried out through industrial policy. Lines of industry development within the Russian economy at the current stage are revealed.
Key words: industry, crisis management arrangements, industrial policy, lines of industry development.