Научная статья на тему 'Финансовые инструменты обеспечения промышленной политики крупных компаний оборонно-промышленного комплекса в условиях ресурсных ограничений'

Финансовые инструменты обеспечения промышленной политики крупных компаний оборонно-промышленного комплекса в условиях ресурсных ограничений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
814
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДПРИЯТИЯ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / СТРАТЕГИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCIAL INSTRUMENTS / INDUSTRIAL POLICY / COMPANIES OF THE DEFENSE-INDUSTRIAL SECTOR / STRATEGY OF IMPORT SUBSTITUTION / PROJECT FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов В. В., Сычев Р. А.

В статье рассмотрены основные финансовые инструменты обеспечения современной промышленной политики крупных компаний оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время изменяется институциональная среда крупных промышленных компаний, формируются новые финансовые инструменты обеспечивающие развитие промышленной политики в России, например, Фонд развития промышленности. Без обеспечения достаточными финансовыми ресурсами воспользоваться окном для реализации стратегии импортозамещения российским предприятиям будет сложно. В связи с этим, необходима поддержка новых проектов промышленных предприятий на прединвестиционной стадии развития, которая занимает от полутора до двух лет. Для реализации эффективной промышленной политики необходимы также инструменты проектного финансирования инвестиционных программ предприятий. Создание фондов развития промышленности позволит промышленным предприятиям привлекать кредитные ресурсы по ставкам, сравнимым с зарубежными странами. Для реализации стратегии импортозамещения уставный капитал фонда уже в 2014 г. пополнится на 20 млрд руб. из антикризисного фонда. В целях реализации современной промышленной политики российским предприятиям необходимо выделять недорогие займы для обеспечения проектов импортозамещения на прединвестиционной стадии, а также для создания опытных образцов и проектной документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial instruments of providing industrial policy of big companies of the defense-industrial sector in the conditions of resource scarcity

The article considers the main financial instruments of providing industrial policy of big companies of the defense-industrial sector. Nowadays the institutional environment of large industrial companies experience changes; the new financial instruments providing development of industrial policy in Russia, for example, the Fund of development of the industry are being created. Without providing with sufficient financial resources it will be difficult to use a window of opportunities for import substitution strategy's implementation towards the Russian enterprises. Taking it to consideration, it is necessary to support new projects of industrial enterprises on the pre-investment phase which takes from one and a half to two years. Project financing instruments of investing programs of the enterprises are necessary for implementation of effective industrial policy as well. Creation of funds of the industry development support will allow industrial enterprises attracting credit resources at the rates, comparable with foreign countries. In 2014 for import substitution strategy's implementation the registered capital of the fund will be replenished on 20 billion rubles from the anti-recessionary fund. For the purpose of implementation of modern industrial policy the Russian enterprises need to allocate inexpensive loans for providing projects of import substitution at a pre-investment phase, and also for creation of prototypes and the project documentation.

Текст научной работы на тему «Финансовые инструменты обеспечения промышленной политики крупных компаний оборонно-промышленного комплекса в условиях ресурсных ограничений»

то

70 >

m

О O z O

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

АКСЕНОВ В.В.,

заместитель генерального директора по экономике и финансам, ОАО «Азовский оптико-механический завод», e-mail: [email protected];

СЫЧЕВ Р.А.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры аудита, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: [email protected]

1 В статье рассмотрены основные финансовые инструменты обеспечения современной про-и мышленной политики крупных компаний оборонно-промышленного комплекса. В настоящее 00 время изменяется институциональная среда крупных промышленных компаний, формируются ° новые финансовые инструменты обеспечивающие развитие промышленной политики в России,

например, Фонд развития промышленности. Без обеспечения достаточными финансовыми рею сурсами воспользоваться окном для реализации стратегии импортозамещения российским пред-4 приятиям будет сложно. В связи с этим, необходима поддержка новых проектов промышленных предприятий на прединвестиционной стадии развития, которая занимает от полутора до двух о лет. Для реализации эффективной промышленной политики необходимы также инструменты проектногофинансированияинвестиционныхпрограммпредприятий. Созданиефондовразвития т промышленности позволит промышленным предприятиям привлекать кредитные ресурсы по 0 ставкам, сравнимым с зарубежными странами. Для реализации стратегии импортозамещения

2 уставный капитал фонда уже в 2014 г. пополнится на 20 млрд руб. из антикризисного фонда. В целяхреализации современной промышленной политикироссийским предприятиям необходимо

0 выделять недорогие займы для обеспечения проектов импортозамещения на прединвестицион-

ю ной стадии, а также для создания опытных образцов и проектной документации.

с Ключевые слова: финансовые инструменты, промышленная политика, предприятия во-

сг енно-промышленного комплекса, стратегия импортозамещения, проектное финансирование.

3

FINANCIAL INSTRUMENTS OF PROVIDING INDUSTRIAL POLICY OF BIG COMPANIES OF THE DEFENSE-INDUSTRIAL SECTOR IN THE CONDITIONS OF

RESOURCE SCARCITY

AKSYONOV V.V.,

Deputy Director General in charge of Economics and Finance, Publicly held company "Azov optical mechanics factory unit", e-mail: [email protected];

SYCHEV R.A.,

PhD (Economics), assistant professor of the Department of Audit,

Rostov State Economic University, e-mail: [email protected]

© Аксенов В.В., Сычев Р.А., 2014

The article considers the main financial instruments of providing industrial policy of big companies of the defense-industrial sector. Nowadays the institutional environment of large industrial companies experience changes; the new financial instruments providing development of industrial policy in Russia, for example, the Fund of development of the industry are being created. Without providing with sufficient financial resources it will be difficult to use a window of opportunities for import substitution strategy's implementation towards the Russian enterprises. Taking it to consideration, it is necessary to support new projects of industrial enterprises on the pre-investment phase which takes from one and a half to two years. Project financing instruments of investing programs of the enterprises are necessary for implementation of effective industrial policy as well. Creation of funds of the industry development support will allow industrial enterprises attracting credit resources at the rates, comparable with foreign countries. In 2014 for import substitution strategy's implementation the registered capital of the fund will be replenished on 20 billion rubles from the anti-recessionary fund. For the purpose of implementation of modern industrial policy the Russian enterprises need to allocate inexpensive loans for providing projects of import substitution at a pre-investment phase, and also for creation of prototypes and the project 00

documentation.

нального поведения экономических агентов, то последователи школы технологического детерминизма, наряду с объективным анализом проблем современной научно-технической революции, склонны абсолютизировать роль науки и техники, рассматривая эти факторы роста экономики как доминирующие в современном хозяйстве.

Согласно теориям технологического детерминизма, научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на развитие социально-экономической структуры общества и политических процессов, следовательно, является определяющим фактором роста экономики1.

Эти концепции различаются между собой незначительно, так как определяют научно-технический прогресс как доминирующий фактор развития экономики и общества. С того момента, когда хозяйственная система вступила в эпоху постиндустриального развития, факторы индустриального роста стали утрачивать свою приоритетную роль, которую они играли до тотальной компьютеризации и телекоммуникации производства.

Быстроразвивающийся научно-технический прогресс коренным образом перестраивает хозяйственные системы, но он представляет собой лишь один из факторов общественного развития, который, безусловно, усилил свое влияние на стратегию промышленной политики развитых стран и крупных компаний после кризиса. Накопленные технологические знания и опыт обеспечивают акторам глоба-

1 К таким теориям относятся: концепция единого индустриального общества (Р.Арон), стадий роста (УРостоу), нового индустриального общества (Дж.Гэлбрейт), постиндустриального общества (Д.Белл), сверхиндустриального общества (О.Тоффлер), технотронного общества (З.Бжезинский).

.а i— О О т

Keywords: financial instruments; industrial policy; companies of the defense-industrial sector; strategy of import substitution; project financing.

JEL classification: H56, H57.

Набирающий силу экономический кризис актуализировал важность изучения фундаментальных проблем научных исследований, к которым можно отнести проблему экономических изменений. В глобализирующейся экономике увеличивается динамика происходящих изменений, которые могут носить позитивный или негативный характер. Для того чтобы управлять этими изменениями и снизить риски экономического развития, о необходимо выявить природу и факторы происходящих изменений. В условиях усиления глобализационных 041 трендов финансирование научных проектов и промышленных разработок становится доступным ограничен- ^ ному числу участников мирового рынка технологий и инноваций.

По мнению профессора О.С. Сухарева, «эти вопросы весьма существенны в качестве некоего алгоритма со создания теории экономических изменений (Сухарев, 2014. С. 14). О

Промышленная политика направлена на реализацию технологических изменений, выявление факторов роста, внедрение новой техники и инновационных технологий в приоритетном секторе хозяйственной системы. Разработка промышленной политики в условиях новой индустриализации ос- О новывается на взаимодействии концепций институционального и технологического (технического) ш детерминизма. Если представители институциональной школы обычно отрицают возможности рацио- <

О

с*

лизирующейся мировой экономики устойчивые конкурентные преимущества, стимулируют экономический рост.

Как отмечает в своей работе профессор О.Ю. Мамедов, «модернизация как инновационное преобразование российской экономики придала невиданную ранее практическую значимость теоретическому изучению существенных различий между «постиндустриальной экономикой» и «экономикой знания» (Мамедов, 2012. С. 97).

Новая структура технологических знаний превращается в институт, определяющий вектор развития хозяйственных систем разных стран, и обеспечивает возможности роста этих системы по базовым агрегатам. Составляющие технологических знаний оказывают значительное влияние на пропорции между элементами хозяйственной системы. Наука и технологии формируют институты, которые создают или ограничивают условия для дальнейшего развития хозяйственных систем (Хорган, 2001. С. 39).

Как когда-то стагнация привела к отходу от кейнсианства, так и новые кризисы привели к переосмыслению позиций неоклассики, которая господствовала в научных концепциях в 1970-1990 гг. в качестве основы для формирования экономической политики в условиях зарождающейся финансовой глобализа-т ции. Финансовая экономика вызвала поворот в сторону посткейнсианских концепций, связанных с усилением роли государства в противовес неолиберальным рецептам «минимального государства», в связи т с необходимостью балансировать бюджет, сокращать расходы, стимулировать совокупный спрос, усилить

0 государственное регулирование, в том числе в области разработки и реализации промышленной поли-2 тики.

М Вместе с тем, согласно выводам в работе О.С. Сухарева, экономическая наука не может точно ска-

C зать, приводит ли увеличение расходов и развертывание методов стимулирования совокупного спроса, с учётом мультиплицирующего эффекта инвестиционных расходов и акселератора дохода, к негативным долгосрочным эффектам, например росту долговой экономики. В настоящее время, по мнению ученого, 7 именно такой вид экономики стал одной из центральных причин кризиса (Сухарев, 2014. С. 21).

Автор подчеркивает, что пролонгация действия процедур правительственной политики в разрезе нео оклассики (продолжение приватизации, сокращение расходов, сдерживание инфляции методами регули-7 рования валютного курса) не всегда приводит к решению базовых задач развития экономики.

В условиях финансовой экономики научные открытия становятся все дороже и не окупаются: например, 7 профессор Н.Б. Шулевский отмечает, что даже США оказался не по силам андронный коллайдер, который построен сообща множеством стран; в настоящее время ситуация близка к тому, что для развития науки будет ° мало даже всех бюджетов индустриальных стран (Шулевский, 2014. С. 123).

1 Промышленная политика создается на основе современных финансовых технологий мирового уровня, высокотехнологичной биржевой и платежно-кредитной системой. Синтез новейших финансовых и инфор-

2 мационно-коммуникационных технологий формирует новое пространство и новое поле для созидания стою

ю имости. Деньги как носитель стоимости теряют свою пассивную вещественность и становятся продуктом и

активным инструментом финансовых технологий и промышленной политики. а Профессор Г.И. Моисейчик справедливо считает, что именно соревнование финансовых технологий будет

о определять соревнование мегапроектов финансовой интеграции. В современных условиях статус конкретной национальной валюты в системе мировых валют уже определяется не столько золотовалютными резервами, сколько электронными обеспечительными активами, включенными в международную электронную систему финансовых технологий (Моисейчик, 2014. С. 136).

Ограничения по импорту технологий и финансового капитала постепенно меняют стратегию развития российских промышленных предприятий и систему их финансового управления. Риски технологического и финансового характера следует учитывать при постановке задач развития промышленных предприятий на ближайшую и долгосрочную перспективу. Это определяет необходимость поиска дополнительных ресурсов для компаний промышленного сектора и качественных изменений в системе управления предприятиями, что следовало сделать сразу после кризиса 2008-2009 гг.

Для выхода из сложившейся рисковой для отечественной экономики ситуации необходимо оценить меры антикризисного регулирования и финансовый инструментарий, применяемые при выходе из глобального экономического кризиса Правительством Российской Федерации и экономическими агентами рынка в 2009 г., когда произошел резкий спад промышленного производства. Современная ситуация в российской экономике сложнее, так как в период глобального кризиса не было ограничивающего влияния санкций на отечественную экономику, а Россия не была в экономической изоляции.

Согласно экспертному прогнозу А. Кудрина, если цены вернутся к уровню 80 долл. за баррель, то падение ВВП России в 2015 г. составит от 2% и больше; если цены будут на уровне 60 долл. за баррель - то ВВП упадет на 4% или больше. Падение цен на нефть представляет собой серьезный вызов для отечественной промыш-

а>

ленности и ее отраслей, а также создаст социально-экономические риски вследствие снижения реальных доходов населения и прибылей компаний (Кудрин, 2014).

Для регулирования этих рисков необходимо остановить снижение курса рубля к мировым валютам. Степень свободного падения российского рубля является катастрофической, поэтому современный кризис российской экономики эксперты сравнивают с ситуацией 1998 г. За 2014 г. российский рубль обесценился по отношению к доллару США почти наполовину.

В настоящее время определяющую роль в развитии промышленной политики играют неэкономические факторы, поэтому сложившаяся ситуация на российском рынке, связанная с падением курса рубля, носит не столько спекулятивный, сколько искусственный характер. Современная парадигма промышленной политики позволяет выделить отличие между влияющими факторами экономического и неэкономического характера. Геополитические риски и военные действия в Украине привели к необходимости изменений и в оборонно-промышленном комплексе, связанных с импортозамещением.

Следовательно, для реализации промышленной политики, направленной на импортозамещение, требуются новые эффективные инструменты. В отечественном промышленном секторе, способном обеспечить стратегию импортозамещения, формируются ожидания, связанные с укреплением курса рубля, но для обеспечения промышленной политики необходима стабилизация валютного курса, снижение волатильности финансового рынка и формирование позитивных ожиданий агентов отечественной экономики.

Ограниченность ликвидности будет стимулировать накопление рисков в экономике, а также замедление роста промышленного производства. Труднодоступность для российских промышленных компаний ссудного капитала усугубит ожидаемую рецессию. До начала валютного кризиса Минэкономразвития Российской Федерации и Банк России прогнозировали спад в российской экономике в 2015 г. на 4,5% при среднегодовой цене на нефть 60 долл. за баррель (Кувшинова, 2014).

Прогнозные показатели Минэкономразвития представлены в табл. 1.

СО

I—

о о т

Таблица 1

Прогнозные показатели Минэкономразвития РФ (Кувшинова, 2014)

Прогнозные показатели 2013 2014 2015

старый новый старый новый

ВВП, % г/г 1,3 0,5 0,6 1,2 -0,8

Инфляция, %, конец года 6,5 7-7,5 9 5-6 7,5

Курс долл., руб. в среднем за год 31,8 35,7 37,4 37,7 49

Цена нефти, долл./6арр. 108 104 99 100 80

Инвестиции, % г/г -0,2 -2,4 -2,8 2 -3,5

Оборот розницы, % г/г 3,9 1,9 1,9 0,6 -3,8

Платные услуги населению, % г/г 2 1 1 0,6 -3,8

Реальные зарплаты, % г/г 4,8 1,5 1,3 0,5 -3,9

Реальные доходы населения, % г/г 3,2 0,3 0,6 0,4 -2,8

Промышленность, % г/г 0,4 1,7 2 1,6 1,1

Отток капитала, млрд долл. 60 100 125 50 90

Производительность труда, % г/г 1,5 0,9 0,8 1,6 0,3

Безработица, % экономически активного населения 5,7 5,8 5,5 6,1 6,4

о см

со 3

О

О

О о

с

а а

Между тем, в российской экономике отмечается отрицательный рост многих экономических показателей, а инфляция постоянно растет. Это означает, что рост промышленных предприятий в ближайшее время прогнозировать невозможно. При снижении инфляции в страну не придет инвестиционный капитал, так как риски инвестиций и кредитные риски в России остаются высокими. Соотношение прироста инвестиций и ВВП по данным прогноза Всемирного Банка и Минэкономразвития России представлено в табл. 2.

Скупать валюту на российском финансовом рынке стали коммерческие банки и крупные компании. Центробанк после повышения ключевой ставки обнаружил панику не только на валютном рынке, но и на рынке депозитов. Чтобы снизить риски финансового сектора, регулятор в срочном порядке ввел инструменты, направленные на поддержку финансово-кредитного рынка, которые должны были снизить давление на капитал отечественных банков со стороны трейдеров. В качестве антикризисных инструментов, наряду с введением послаблений по расчету нормативов и качеству активов, Банк России успешно анонсировал субординированные кредиты.

Таблица 2

Соотношение прироста инвестиций и ВВП по данным прогноза Всемирного Банка и Минэкономразвития России (Миронов, Канофьев, 2014)

Регион 2000-2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Норма прироста инвестиций на 1 п.п. прироста ВВП

Мир 1,1 1,3 1,8 1,6 1,3 1,3 1,4 1,5

Страны с высоким доходом 0,2 0,7 2,1 1,7 1,1 1,4 1,6 1,8

Еврозона 0,1 -0,2 1 6,3 8,3 1,6 1,8 1,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны ОЭСР -0,1 0,7 2,2 1,6 0,9 1,5 1,7 1,7

Страны не из ОЭСР 1,4 1,4 1,5 1,2 1,4 0,5 1 1,5

Развивающиеся страны 1,5 1,5 1,4 1,3 1,1 1 1,1 1,1

Восточная Азия 1,3 1,2 1 1,3 1,1 1 1 1

Европа и Центральная Азия 1,3 1,9 1,7 -0,4 0,9 -0,1 2 2

Латинская Америка 1,3 2 2 0,8 1,1 0,6 1,4 1,4

Ближний Восток и Северная Африка 1,5 0,9 2,3 -1,5 -15 0,4 0,6 0,9

Южная Азия 1,5 1,5 1,5 0,9 -0,1 0,5 1 1,1

Африка к югу от Сахары 1,7 1,3 1,9 1,9 1,1 0,9 1 0,9

Россия 1,9 1,4 2,5 2 -0,2 -4,8 1,2 0,6

то

70 >

т

О

о о

о

с со

Примечание: Прирост инвестиций и ВВП регионов мира 2014-2016 - прогноз Всемирного Банка; инвестиций и ВВП России 2014-2016 - прогноз МЭР (1 сценарий)

прирост

м о

л о о —1 сг

3

Эти меры способствовали стабилизации курса рубля и сохранению устойчивости отечественной экономики. Тем не менее прямой зависимости между этими факторами не наблюдается, несмотря на то, что разработанные антикризисные меры по смягчению регулирования, например, предоставление банкам большей свободы по установке процентных ставок по кредитам и депозитам, помогут банковскому сектору постепенно адаптироваться к надвигающимся шокам. Промышленный сектор испытает шоки от изменений на кредитном рынке. Для большей части промышленных предприятий кредитные ресурсы банков вследствие их высокой стоимости станут недоступными.

Формируя антикризисную программу по взаимодействию с компаниями-экспортерами, целью которой является продажа валюты на российском рынке, регуляторы не должны допустить значительного укрепления рубля.

Центробанк уже разработал план антикризисных мероприятий, направленных на поддержание устойчивости российского финансового рынка. Эти меры направлены на обеспечение финансовой устойчивости отечественных банков, переживших валютный кризис и панику вкладчиков. Макрорегулятор установил мораторий на признание отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг, что позволит снизить чувствительность банков к рыночному риску. Пакет мер направлен на снижение давления на банковский капитал.

Отечественные коммерческие банки будут иметь право использовать при расчете нормативов курс, рассчитанный за предыдущий квартал. До 1 июля 2015 г. операции в иностранной валюте, отраженные на балансовых и внебалансовых счетах по 31 декабря 2014 г. включительно, могут включаться банками в расчет обязательных нормативов по среднеарифметическому курсу за предыдущий квартал.

Позитивный вектор развития промышленной политики может сформироваться только на основе финансовой стабильности и доверия в отношениях между основными игроками рынка и регуляторами. Доверие между контрагентами способствует формированию модели ответственного поведения крупных компаний-экспортеров. Лояльность к политике антикризисного регулирования должны проявлять не только крупные предприятия с государственным участием, но и частные компании, проводящие валютные операции.

Вектор формирования позитивных ожиданий агентов отечественной экономики основан на доверии к политике Правительства РФ. Для обеспечения устойчивости промышленного сектора необходимо сформировать последовательный курс рубля, который держится без резких колебаний.

В течение одного-двух дней российский рубль показал беспрецедентное падение (снижение на 37%) и быстрое восстановление стремительно утраченных позиций. Возможно, что на волатильность рынка повлияла непрозрачная сделка по кредиту ОАО «Роснефть» на 625 млрд руб.

Резко снизившееся вместе с падением рубля доверие российского бизнеса к национальной валюте и к политике Центробанка придется восстанавливать длительное время. В сложившейся ситуации для оздоровления экономики важно не столько укрепление рубля или его удешевление, а установление долгосрочных доверительных отношений между контрагентами рынка, а также наличие эффективных институтов менеджмента.

В своей работе «Проблема доверия и модернизация институтов» профессор В.В. Вольчик отмечает, что «неэффективные институты определяют возможности и ограничения для менеджмента. При наличии устойчивых субоптимальных и неэффективных институтов организация сталкивается с проблемой дисменеджмен-та» (Вольчик, 2012. С. 12).

В стратегии развития промышленности в условиях финансовой глобализации доминирующую роль играют финансовые инструменты. При разработке промышленной политики России до глобального кризиса не уделялось достаточного внимания финансовым инструментам, так как влияние финансового сектора на развитие экономики просто недооценивалось.

Вместе с тем, основу роста промышленности в настоящее время составляет финансовая экономика, определяющая особенности инвестиционно-финансовой инфраструктуры развития промышленной политики, особенностей рынка контрактов, включая финансовые контракты как существенную часть стратегии развития промышленного сектора. Антикризисный фонд Правительства России в 2015 г. составит 190 млрд руб. и может быть увеличен за счет перераспределения расходов бюджета. Уже создана специальная рабочая группа по мониторингу ситуации в экономике, которая должна оценивать ключевые показатели для выявления рисковых ситуаций. 00

Правительство Российской Федерации приняло решение, что работать со средствами российских страте- ¡5 гических компаний смогут 136 банков. Согласно списку, опубликованному на сайте Банка России, 28 из них о находятся под прямым или косвенным контролем Центробанка или государства (Со средствами стратегических российских компаний смогут работать 136 банков // Агентство экономической информации ПРАЙМ см http://www.1prime.ru). 2

В июле 2014 г. в нашей стране вступил в силу закон, ограничивающий круг российских банков для открытия счетов компаниями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности страны, а также их дочерними и зависимыми обществами. О

Открывать такие счета смогут банки, соответствующие одному из следующих требований: капитал банка по состоянию на 1 января текущего года не менее размера, установленного правительством по согласова- ^ нию с Центробанком; банк находится под прямым или косвенным контролем Банка России или государства. Правительство сможет наделить таким правом и иные банки. Правительство установило минимальную планку ^г капитала для банков, в которых смогут размещать средства госкомпании и стратегические предприятия, на уровне 5 млрд руб. на 1 января 2014 г.

Финансовые инструменты, обеспечивающие развитие эффективной промышленной политики, которая -<> ориентирована на импортозамещение, намного сложнее, чем те, которые используются в настоящее время. Теоретическая разработка финансовых инструментов и технологий кредитования в условиях замедления роста экономики, а также их эмпирическая проверка, совершенствование до практико-прикладного использования требуют комплексной работы по сбору и обработке данных, значительных вычислительных ресурсов и 0 координации усилий специалистов с высоким уровнем компетенций (Андреева, Сомко, 2014). ^

Отметим также, что для использования таких инструментов необходим спрос на продукцию промышлен- о ных предприятий и новые финансовые технологии, которые обеспечивают реализацию стратегии импортоза-мещения. К таким инструментам относятся проектное финансирование и целевое кредитование. Для разработки и вывода на рынок таких инструментов необходимо тесное взаимодействие бизнеса и государственной ш политики.

Промышленный сектор является основой конкурентоспособного развития страны, но в условиях секторальных санкций роль эффективной промышленной политики в обеспечении экономического роста становится определяющей. Попытки регулирования промышленного сектора со стороны государства без адекватной промышленной политики обречены на провал.

В работе А.В. Андреевой подчеркивается, что «в условиях низкой конкуренции и отсутствия ресурсов для модернизации промышленной базы девальвационный задел будет переведен производителями в рост цен и в минимальной степени - в рост производительности и расширение доли рынка» (Андреева, 2010. С. 40).

Вместе с тем, без серьезного научного понимания роли финансовых инструментов в обеспечении выбранной модели реализации промышленной политики, по нашему мнению, антикризисные меры не будут реализованы. Правительство Российской Федерации, разворачивая антикризисную программу, направленную на формирование стратегии импортозамещения, наибольшего успеха достигло в оборонно-промышленном комплексе.

В настоящее время российская экономика находится на пороге рецессии, которая может носить затяжной характер. Падение темпов роста экономики негативным образом скажется, прежде всего, на банковском и промышленном секторах, которые зависят от ресурсов и технологий, привлекаемых в последнее время с глобального рынка. В современных условиях большая часть мирового рынка глобального капитала закры-

О

та для российских компаний вследствие реализации секторальных санкций, установленных США и странами Европы. Крымский кризис привел к полному свертыванию военных связей России с Западом и росту контактов с Китаем.

В ответ на присоединение Крыма НАТО решило увеличить развернутые в Прибалтике и Польше силы за счет американских войск в Германии, в Эстонии была развернута авиабаза США, а также принято решение о создании сил быстрого развертывания численностью до 5000 человек. Активность полетов авиации НАТО вдоль границ с Россией значительно возросла, что привело к необходимости принимать ответные решения в ходе проведения военной реформы. Основа реформы - это отказ от мобилизационной системы комплектования войск в пользу создания армии с частями постоянной готовности, способной без дополнительных мобилизационных мероприятий действовать на пространстве бывшего СССР силами общего назначения.

Со времен «первой холодной войны» мир заметно изменился. Для полноценной военной конкуренции с США наличия ядерных вооружений, как у СССР, уже недостаточно. Для усиления обороноспособности важно развитие космических и стелс-технологий, систем мгновенного глобального удара. Сравнение военных потенциалов России и США, исходя из разницы военных бюджетов, не позволяет говорить о паритете ядерных по-

m тенциалов. Российская военная доктрина с середины 2000-х гг. предусматривает возможность использования лЗ „

страной ядерного оружия в случае неядерного нападения на нее. В настоящее время из ядерных стран только

^>

m в доктрине Китая есть обещание не применять ядерное оружие первым. Прежними остались принципы приме-O нения Вооруженных Сил и порядок применения ядерного оружия. Российская Федерация оставляет за собой N право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других M видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации, с применением C обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

• Президент России В. Путин утвердил новую редакцию военной доктрины страны. Сохранен оборонительный характер военной доктрины, сделан акцент на приверженность России к использованию военной силы

• только после исчерпания возможностей применения мер ненасильственного характера. Вместе с тем доктрина учитывает появление новых угроз для России, которые проявились в ситуации на Украине и вокруг нее, а

0 также событиях на севере Африки, в Сирии, Ираке, в Афганистане. Уточнение военной доктрины Российской

• Федерации проведено во исполнение решения Совета Безопасности России от 5 июля 2013 г. Внесённые в документ изменения одобрены на совещании Совета Безопасности России 19 декабря 2014 г. - отмечается в

• сообщении на сайте Кремля (Президент утвердил новую редакцию военной доктрины. Доступно на: http:// www.president.kremlin.ru/acts/47334).

° Новая редакция военной доктрины определяет в качестве основной внешней военной опасности - на-

1 ращивание наступательного потенциала НАТО у российских границ и активные мероприятия по развертыва-

• нию глобальной системы ПРО. Для разработки системных мероприятий, направленных на развитие оборон-

2 но-промышленного комплекса, важно наладить совместную работу промышленности и Вооружённых Сил по

2 освоению новой техники, что потребует затрат на создание новой инфраструктуры и проведения политики импортозамещения в условиях экономической изоляции.

а Вследствие реализации системных рисков Россия теряет место восьмой экономики мира, высокая инфля-

т ция, технологическое отставание и неразвитость институтов не способствуют формированию привлекательного инвестиционного климата. Многие внедряемые или модернизируемые в ходе российских экономических

3

реформ институты, по мнению В.В. Вольчика, «представляют собой симулякры институтов, которые функционируют в развитых рыночных экономиках» (Вольчик, 2012. С. 13).

Без взвешенной промышленной политики Россия может обратиться в крайне уязвимую экономику. Стратегия импортозамещения должна обеспечить российскому оборонно-промышленному комплексу и экономике в целом снижение зависимости от иностранных поставщиков оборудования и конъюнктуры мировых рынков технологий и капитала.

Основными финансовыми инструментами, обеспечивающими стратегию развития крупных промышленных компаний, выступают кредитные, валютные, страховые и факторинговые инструменты финансового рынка, включенные в план антикризисных мер Правительством Российской Федерации. Эти инструменты не могут эффективно функционировать без доверительных отношений между контрагентами рынка. Использование финансовых инструментов, как и функционирование финансовых институтов, происходит через интерпретацию норм экономическими агентами, интегрированных в действие определенных институтов.

Согласно выводам профессора В.В. Вольчика, «исследование институтов не может вестись без учета того, как акторы воспринимают и интерпретируют правила и нормы» (Вольчик, 2012. С. 13).

Необходимость разработки новых антикризисных мер связана с тем, что у организаций, проводивших валютные операции, возросла стоимость активов, что позволило им достичь регуляторного минимума по достаточности капитала (Борисяк, Орлова, 2014).

Стратегия импортозамещения не оказывает должного воздействия на динамику отечественного промышленного производства. Однако успехи металлургов во многом связаны с замещением украинской металлургической продукции. Риски промышленной политики в настоящее время усиливают следующие факторы: низкая производительность труда, стареющее оборудование, высокий уровень налогообложения, дисменеджмент и недостаточная квалификация персонала. Инвестиции в переподготовку кадров специалисты относят к приоритетным для реализации промышленной политики.

Обеспечить реализацию стратегии конкурентоспособного развития компаний может только политика «новой индустриализации» страны, нацеленная не только на глубокие структурные сдвиги в экономике в пользу наукоемких отраслей промышленности, но и создание адекватной им системы подготовки и переподготовки специалистов на основе компетентностного подхода (Андреева, Сомко, 2014)

Невысокую оценку имеет в настоящее время индекс предпринимательской уверенности (ИПУ). Этот показатель характеризует состояние делового климата в промышленности. В течение последних двух кварталов 2014 г. этот показатель снижается, отображая снижение уровня доверия между контрагентами. Снижение индекса предпринимательской уверенности связано с нестабильностью финансового рынка и валютными шоками.

Вклад промышленности в общую добавленную стоимость продукции и услуг является самым большим в <я структуре ВВП. От результатов промышленной деятельности, в первую очередь, зависят общие итоги эконо- £ мики в целом. Среди всех базовых отраслей экономики в оборонно-промышленном комплексе работает обра- о зованный и технологически высококвалифицированный персонал. В этом сегменте промышленного сектора создается большая часть инновационных продуктов и технологий. Оборонно-промышленный комплекс обла- 2 дает огромным экспортным потенциалом, поэтому нуждается в инструментах кредитной поддержки. ^

Вместе с тем, негативное влияние дестимулирующих экономических факторов вызывает отток капитала

см

с российского рынка. Отток капитала связан не только с уходом инвесторов с отечественного рынка, но и с рыночными манипуляциями игроков, направленными на понижение курса рубля на валютном рынке. Отток ^ капитала из промышленного сектора нашей страны является результатом деятельности экономических факторов и следствием валютных спекуляций трейдеров на российском рынке.

Промышленный сектор, зависимый от иностранных технологий и глобального капитала, теряет возможности устойчивого развития и снижает технологический суверенитет страны. Западные санкции направле- ^г ны в основном против промышленного и банковского секторов. В последнее время именно банки и крупные о корпорации становятся объектом рыночных манипуляций глобальных игроков и отечественных трейдеров, действия которых направлены на дестабилизацию национальной валюты.

Центробанк, пытаясь найти адекватные инструменты антикризисного регулирования, в середине декабря 2014 г. поднял ключевую процентную ставку с 10,5 до 17%. Такое решение регулятора вызвало валютный шок ^ и в дальнейшем негативным образом отразится на факторах экономического роста и условиях реализации О промышленной политики. ^

Следует также отметить, что используемые инструменты, применяемые Банком России, выявили ограни- 2 ченность представления руководства Центробанка об эффективной модели финансово-кредитной политики, у необходимой для антикризисного регулирования сложившейся ситуации в экономике. В начале 2014 г. ма- ш крорегулятор финансового рынка выделил 75 млрд руб. для укрепления колеблющегося рубля на внешних ^ валютных рынках. Однако это решение не принесло успеха, не остановило падение рубля, несмотря на про- ш должающиеся регулярные интервенции.

Подыскивая эффективные инструменты снижения инфляции, Банк России установил плавающий курс рубля, который сразу же проявил устойчивую тенденцию к снижению. Инструменты оказались бесполезными, так как рост дисбалансов на финансовом рынке только усилился. Центробанка, пытаясь остановить стремительный обвал рубля, перешел от стратегии таргетирования инфляции к реализации более радикальных мер, направленных на привлечение трейдеров к приобретению российских рублей. Такие меры позволяют агентам рынка получить высокомаржинальный доход процентный доход, который может отвлечь от финансовых спекуляций участников рынка. Вместе с тем, спекуляции на валютном рынке выступили более привлекательным «бизнесом» не только для участников рынка банковских услуг, но и для крупных компаний с государственным участием.

Макрорегулятор планирует разрешить кредитным организациям отсрочить на два года увеличение резервирования по ссудам заемщиков, финансовая устойчивость которых снизилась вследствие кризиса. Важной для корпоративного сектора является мера, связанная с отменой повышенного коэффициента риска по ссудам, предоставленным лизинговым и факторинговым компаниям, входящим в интегрированную с банком бизнес-группу.

Кредитование обеспечивает рост промышленного производства. Рост производства продукции на отечественных предприятиях поможет России преодолеть последствия падения рубля и выйти на путь решения проблем, связанных с техническим переоснащением промышленных предприятий, модернизацией технологий и реализации стратегий импортозамещения.

В числе мер по поддержанию ликвидности предлагается ввести в действие положение о беззалоговых аукционах. При этом, для недопущения перетока этих средств на валютный рынок, кредитные организации предлагают Банку России ввести фиксацию валютной позиции без возможности ее увеличения и усиленный валютный контроль для банков, получивших ресурсы. Следует также ввести механизм валютного рефинансирования по положению 312-П валютных кредитов для широкого круга банков и предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева А.В. (2010). Инструменты и технологии управления рисками снижения качества активов российских банков на основе процессного подхода // Terra Economicus («Пространство экономики»), т. 8, № 1, ч. 2, с. 40.

Андреева Л.Ю., Сомко М.Л. (2014). Система профессиональных компетенций, переподготовки и повышения квалификации работников крупных компаний как фактор экономической динамики // Философия хозяйства, № б.

т Борисяк Д., Орлова Ю. (2014). Центробанк открыл запасный выход // Ведомости, № 23б (3740) от 18

R декабря. Доступно на: http://www.vedomosti.ru/newspaper/artLcle/815251/centrobank-otkryl-zapasnyj-vyhod А Вольчик В.В. (2012). Проблема доверия и модернизация институтов // Terra Economicus («Пространство

m экономики»), т. 10, № 2, с. 12.

О Кувшинова О. (2014). Российская экономика входит в кризис // Официальный сайт газеты «Ведомости».

Доступно на: http://www.vedomosti.ru/finance/news/36740161/minekonomrazvitLya-prognoziruet-srednegodovoj-kurs-na-urovne (Дата доступа: 02.12). U Кудрин А. (2014). Санкции обрушили рубль сильнее дешевой нефти // Vedomosti.ru. От 22 декабря. Доступно на:

°° http://www.vedomosti.ru/finance/news/37655831/kudrin-besprecedentnoe-padenie-rublya-imeet-fundamentalnye Мамедов О.Ю. (2012). Что обнаружил научный анализ «экономики знания»? // Terra Economicus («Пространство экономики»), т. 3, № 2, с. 97.

Миронов В., Канофьев В. (2014). Снижение инвестиций тормозит модернизацию // Экспертный сайт Высшей школы экономики «Open Economy». Мониторинги. Доступно на: http://www.opec.ru/1718369.html (Дата доступа: 18.06.2014).

Моисейчик Г.И. (2014). Соединение финансов и интеллекта как платформа евразийской интеграции // Философия хозяйства, № 4, с. 136.

Президент утвердил новую редакцию Военной доктрины. Доступно на: http://www.president.kremlin.ru/ acts/47334

Со средствами стратегических российских компаний смогут работать 136 банков // Агентство экономической информации ПРАЙМ. Доступно на: http://www.1prime.ru

Сухарев О.С. (2014). Экономический рост, институты и технологии. М.: Финансы и статистика, с. 14. Хорган Дж. (2001). Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. М.: ТЕИС, с. 39 Шулевский Н.Б. (2014). Конец науки: реальность или трансформация // Философия хозяйства, № 4, с. 123.

О

л Q О

REFERENCES

cr

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

w AndreevaA.V. (2010). Tools and technology risk management to reduce the quality of assets of Russian banks

on the basis of the process approach. Terra Economicus, vol. 8, no. 1, part 2, p. 40. (In Russian.)

AndreevaL.Yu., SomkoM.L. (2014). The system of professional competencies, ne-repodgotovki and training of employees of large companies as a factor of economic dynamics. The philosophy of the economy, no. 6. (In Russian.)

Borisyak D., Orlova Y. (2014). The Central Bank opened the emergency exit. Gazette, no. 236 (3740). On 18 December. Available at: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/815251/centrobank-otkryl-zapasnyj-vyhod. (In Russian.)

Horgan J. (2001). End of Science: A look at the limited knowledge at sunset Age of Science. M., p. 39. (In Russian.)

Kuvshinova O. (2014). The Russian economy enters into crisis. The official website of the newspaper "Vedomosti". Available at: http://www.vedomosti.ru/finance/news/36740161/minekonomrazvitiya-prognoziruet-srednegodo-voj-kurs-na-urovne (date of the access: 02.12.).

Kudrin A. (2014). Sanctions stronger ruble collapsed cheap oil. Vedomosti.ru. December 22. Available at: http://www. vedomosti.ru/finance/news/37655831/kudrin-besprecedentnoe-padenie-rublya-imeet-fundamentalnye. (In Russian.)

Mamedov O. (2012). Found that the scientific analysis of "knowledge economy"? Terra Economicus, vol. 3, no. 2, p. 97. (In Russian.)

Mironov V., Kanofev V. (2014). Declining investment slows modernization. Expert site HSE «Open Economy». Monitoring. Available at: http://www.opec.ru/1718369.html (date of the access: 06.18.2014). (In Russian.)

Moiseychik G.I. (2014). Connect Finance and intelligence as a platform for Eurasian integration. The philosophy of the economy, no. 4, p. 136. (In Russian.)

The President approved the new edition of the Military Doctrine. Available at: http://www.president.kremlin. ru/acts/47334. (In Russian.)

Shulevsky N.B. (2014). End of Science: Reality or transformation. The philosophy of the economy, no. 4, p. 123. (In Russian.)

Sukharev O.S. (2014). Economic growth, institutions and technologies. M.: Finance and Statistics, p. 14. (In Russian.)

Volchik V.V. (2012). The problem of trust and modernization of institutions. Terra Economicus, vol.10, no. 2, p. 12. (In Russian.)

With the means of strategic Russian companies will be able to work 136 banks. PRIME Business News Agency. Available at: http://www.1prime.ru. (In Russian.)

CO

i— о о

ZT

о

CM

со 3

о

О

О О

<

а а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.