Новая эпоха актуализирует формы и «сюжеты», в которых «созидание» и «действие» приобретает особое смысловое значение. В этом отношении полифония XVII века находится в авангарде искусств. «Действие» закреплено не только в способах и приемах развертывания музыкального материала (в имитационной фактуре, в тематических трансформациях и модуляциях, ритме и темпе), но и в самой логике формообразования, в типах форм и жанров. Не случайно самыми распространенными жанрами инструментальной полифонии Нового времени становятся те жанры, в которых «действие» вынесено на передний план и «манифестируется» в жанровом определении. Речь идет о ричеркаре и фуге. Как известно,
термин «фуга» происходит от лат. fuga, что означает «бег», а термин «ричеркар» - от итальянского ricercar, псегсаге, что означает «искание», «исследование».
Итак, мы видим, что музыкальный стиль и культурно-историческая парадигма обладают связаностью и исторической определенностью. Василий Кандинский говорил о стиле как об «идеальной плоскости», на которой моделируются новые смыслы, идеи и процессы их восприятия. Антитеза «строгий» стиль и «свободный» стиль дала толчок к развитию искусства в онтологически заданном направлении, суть которого выражена Р. Эмерсоном: «Вечная новизна — вот в чем мера достоинства любого произведения искусства».
Примечания
1. Дубравская Т. Н. Звуковые образы ренессансной мессы / Т. Н. Дубравская // Музыкальная культура христианского мира. - Ростов-на-Дону, 2001.
2. Kirkendale W. Ciceronians versus Aristotelians on the Ricercar as Exordium, from Bembo to Bach / W. Kirkendale // Journal of the American Musicological Society. - 1979. - Vol. 32, №. 1. - P. 1-44.
3
_Искусствознание_
Исследования молодых ученых
Е. В. Поздняков, Д. Ю. Позднякова
РЕЗНАЯ ДЕКОРАЦИЯ СТИЛЯ БАРОККО НА ПРИМЕРЕ ТРЁХЧАСТНЫХ КИОТОВ НИЖНЕГО ЯРУСА В ХРАМЕ СВ. КЛИМЕНТА РИМСКОГО НА ПЯТНИЦКОЙ
В МОСКВЕ
Статья представляет собой небольшую часть исследования декорации памятника эпохи барокко - храма святого Климента папы Римского в Москве, которое проводится группой исследователей. В эту часть входит описание и анализ элементов киотной резьбы. Проводится сравнение с памятниками одного с храмом времени. Используются оригинальные схемы и фотографии. Ключевые слова: искусствознание, барокко, иконостас, деревянная резьба.
Article represents a small part of research of scenery of a monument of an epoch of a baroque, temple in Moscow of St. Clement of the papa Roman, which is spent by group of researchers. This part includes the description and the analysis of kiot grooves elements. Comparison with monuments of one time with a temple is spent. There are used original schemes and photos. Keywords: art education, art criticism, a baroque, an iconostasis, a wooden groovе.
Интерьер храма священномученика Климента, папы Римского, датированный 70-ми годами XVIII века, один из немногих архитектурных ансамблей, сохранившихся и во время пожара Москвы в 1812 году, и в годов советского разорения церквей, благодаря уму и находчивости сотрудников ленинской библиотеки, часть фондов которой размещалась здесь с конца 1930-х годов, является уникальным памятником эпохи барокко в Москве.
Достаточно литературы посвящено самому храму и его месту в исторической застройке Москвы (3; 4; 5) , но нет работ, описывающих и анализирующих иконостасную и киотную резьбу.
Когда в 2008 году были разобраны стеллажи хранилища фондов ленинской библиотеки, то обнаружились в очень хорошей сохранности следующие деревянной конструкции храмовой декорации:
— центральный иконостас;
— 2 боковых иконостаса северного и южного нижних приделов;
— 2 боковых иконостаса северного и южного верхних приделов;
— 2 трёхчастных киота, декорирующих пилоны храма;
— несколько рам и наверший отдельных киотов.
В данной работе предпринимается попытка систематизации и анализа отдельных элементов резной декорации, которую легче всего различить не на иконостасах, имеющих сложные объёмно-пространственные композиции, а на плоских поверхностях, каковыми являются киоты.
Два колоссальных пилона в наосе храма, являясь опорами для купола, отделяют центральную часть от боковых приделов. С западной части расположенных симметрично пилонов установлены большие киоты для икон. Каждый из киотов имеет по фасаду трёхчастное деление по вертикали с выступающей вперёд средней частью. По горизонтали происходит разделение на высоту пьедестала. Боковые части киотов заходят на северную и южную части пилонов и украшены пилястрами. Верх киотов завершается ордерным карнизом (рис. 1*).
Каждая из трёх частей киота подобна другой. Поэтому в анализе резьбы достаточно рассмотреть одну вертикальную часть киота.
Цифрой 1 обозначим верхнее поле киота; 2 - нижнее поле пьедестала; 3 -боковую часть киота с пилястрой; 4 -пьедестал боковой части; и рассмотрим их по отдельности.
Мотивами резьбы являются карту-ши, завитки, ветви, стебли, гирлянды, цветки в сочетании с прямыми профилированными рамами.
Различаются два вида рельефа: плоский рельеф фона и высокий, местами прорезной, объёмный рельеф накладных деталей иконной рамы.
1.Верхнее поле киота имеет следующие конструктивные элементы (рис. 2):
*Фотографии и схемы Поздняковой Д.Ю., Позднякова Е. В.
В — верх, или навершие рамы; Н — нижняя часть рамы; Р - рама, боковые части; Э — накладные элементы на боковых частях рамы;
Ф — фоновая плоская резьба; И — икона.
В. Навершие иконной рамы состоит из следующих элементов (рис. 3):
а — картуш, заключённый в 2 завитка;
Ь — 2 симметричные большие ветви, обращённые кверху;
с — 2 симметричных завитка; ё — 2 симметричные сдвоенные прогибающиеся гирлянды, каждая из 2 цветов с листьями;
е — 2 симметричных листа, обращён-ные книзу;
f — верхний завиток над картушем; ) — 1 лист над картушем. В композиции прослеживается симметрия расположения элементов, но сами элементы не дублируют друг друга, имея индивидуальные черты.
Н. Нижняя часть рамы киотной иконы (рис. 4).
а — завиток (рис. 5); Ь — раздвоенный лист; с — одиночный лист; ё — 2 симметричные одинарные выгнутые гирлянды;
е — центральный завиток; f — центральная ветвь. Р. Две боковые части киота представляют собой профилированную раму.
Э. На середине рамы, справа и слева, помещены накладные элементы в виде завитка.
Ф. Та часть киота, которую коротко обозначим словом «фон», декорирована барочной плоской резьбой, которая, выглядя как резьба, таковой не является.
Эпоху барокко называют ещё «веком лепнины». И орнаменты фона выполнены как лепнина, точнее, сформованы тиснением по левкасу.
Можно предположить, что техноло-
Рис. 2. Верхняя часть «1»
Рис. 3. Навершие иконной рамы «В»
Рис. 4. Нижняя часть рамы киотной иконы «Н»
Рис. 5.
гия изготовления выглядела таким образом. На деревянную поверхность киотов и иконостасов наклеивалась паволока (прочная ткань с редким переплетением нитей). На которую наносился толстый слой левкаса. На влажном, непросохшем левкасе формировались узоры с использованием трафаретов. Промежутки между завитками заполнялись вертикальными рядами насечек, которые исполнялись острым инструментом типа стамесок. Затем как орнаменты, так и промежутки между ними (фон) покрывались полиментом и золотились. Полировались лишь орнаментальные завитки, а промежутки между ними оставались матовыми, неотполированными, таким образом создавался оптический эффект.
Элементы фона представляют собой не пересекающие друг друга, а соседствующие (расположенные рядом друг с другом) завитки, как бы уложенные на плоскости. В верхней части, под карнизом, встречаются цветки и листья.
И. В центре киота находится икона вертикальной композиции. Иконы вставляются в киот и крепятся рамами снаружи.
2. Нижнее поле пьедестала киота (рис. 6).
И. В центре вставляется горизонтально расположенная икона ветхозаветной тематики.
Р. Рама профилированная.
3. На углах рамы помещаются угловые накладки, в которых фоном является завиток (а на рис. 7) и два противоположно расположенные листа (б на рис. 7).
Ф. Фон образован подобно фону верхней части киота, плоским рельефом, исполненным тиснением на левкасе. Меняются только элементы. Если на верхней части киота — это, в основном, были барочные завитки, то внизу — это ветви и цветки с листами. Цветы здесь двух видов: 4-лепестковые и 5-лепестковые. Промежутки между элементами заполнены не вертикальными, как в верхней части, а горизонтальными рядами насечек.
3. Боковая часть киота с пилястрой.
Относится к ордерной декорации храма. До XVII века ордер не встречался в декорации храмовых интерьеров, как-то: иконостасы или киоты. В архитектуре барокко (в конце XVII века это московское барокко, в XVIII веке - российское) ордер используется повсеместно, но не как цельные ордерные сооружения, а в виде отдельных элементов.
Различается пьедестал киота, имеющий боковую часть, на схеме он обозначен цифрой «4», и пьедестал пилястры, который вместе с самой пилястрой находится на том месте схемы, которое обозначено цифрой «3».
Итак, боковая часть киота состоит из следующих элементов:
- пьедестала киота с базой;
- пояса, отделяющего киот от пьедестала;
Рис. 6. Нижнее поле пьедестала киота «2»
Рис. 7. Расположение угловых элементов
- пилястры с базой, пьедесталом и капителью;
- завершающего карниза.
Пилястра имеет пять каннелюр. Пьедестал пилястры декорирован барочными завитками с насечным фоном.
Капитель пилястры коринфского ордера, не имеющая нижнего ряда лепестков.
Позади пилястры фон имеет сплошное золочение без использования насечек.
Пьедестал киота в боковой части решается иначе, чем во фронтальной его части. Узкая рамка обрамляет не икону, а филёнку с плоским рельефом и насечным фоном. Поля пьедестала имеют ровную золочёную поверхность. Над филёнкой поля имеют украшение в виде вставки с плоским рельефом, на котором изображен побег с цветком и насечным фоном. Элемент «цветки» имеет различия с цветками фронтальной части. Цветы фронтальной части имеют бороздки, отходящие от середины цветка в разные стороны. Цветы боковой части бороздок не имеют, зато ясно выражено разделение на лепестки.
Фриз антаблемента также украшен завитками барочной резьбы.
Киоты и иконостасы деревянные, клееные из небольших кусочков, левкашен-ные, позолоченные на полимент.
Выделяя характерные черты резьбы декорации храма Климента Римского, можно наблюдать следующее:
1. Сочетаются два вида рельефа - плоский и объёмный, в некоторых местах прорезной.
2. Фон решается двумя способами - как ровная поверхность или как насечная.
3. Огромный объём резных работ ускоряется за счёт того, что все плоские рельефы исполняются тиснением на левкасе.
4. В декорации барокко и рококо часто используется сочетание цветного, монохромного или полихромного, фона с накладными позолоченными деталями. В данном случае - как накладные детали, так и фон позолочены.
5. Используется разность оптического восприятия золочения, например сочетание полированного и неполированного золота.
6. Применяются элементы ордерной системы: пилястры, колонны, карнизы.
7. Позолота нанесена по красно-коричневому полименту.
Наиболее близкие памятники по времени и по характеру резьбы к резной декорации храма Св. Климента Римского - это фрагменты резной декорации бокового иконостаса Успенского собора Горицкого монастыря г. Переславля-Залесского сер. XVIII века и несохранившийся иконостас церкви святителя Николая в Заяиц-ком в Москве (1741-1759 годов). В этих иконостасах мы можем наблюдать: сочетание позолоченного фона и накладных деталей; сочетание плоского и объёмного рельефа; использование ордерной системы; использование модульных размеров или чередования размеров; сочетание прямых линий рамы с накладными деталями на углах.
Примечания
1. Красовский М. Деревянное зодчество / М. Красовский. - СПб.: Сатисъ, 2002.
2. Попова Н. В. К вопросу о декоративно-пластическом убранстве иконостаса сер. XVIII в. Успенского собора Горицкого монастыря г. Переславля-Залесского. Новая редакция композиции Царских врат [Электронный ресурс] / Н. В. Попова. - Режим доступа: http://www.archi.ru/conference/thesis/fili/fili0.htm июнь 2009.
3. Священномученик Климент папа Римский / Издательский отдел храма. - М., 2008.
4. Церковь во имя священномученника Климента папы Римского, что на Пятницкой улице в Замоскворечье / Издательский отдел храма. - М., 2008.
5. www.klement.ru июнь 2009.