ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ББК 85.113
Л.Д. Петракова
Особенности первоначального обследования интерьеров памятников архитектуры
L.D. Petrakova
Features of Initial Examination of Architectural Monuments Interiors
Анализируются особенности первоначального обследования интерьеров памятников архитектуры как первого звена сложного научного проектноисследовательского процесса. Исследования проводятся до начала и в процессе реставрационных работ с целью получения полноценного материала для составления проекта реставрации и его осуществления. Ключевые слова: первоначальное натурное обследование, научно-исследовательский процесс, реставрационные работы, элементы художественного декора, культовые сооружения, иконостас, алтарь, тематическая роспись.
Первоначальное натурное обследование памятников архитектуры проводится для выявления художественного декора или его элементов, определения времени его создания, художественных достоинств и технического состояния [1, с. 58]. Под художественным декором объектов архитектуры подразумеваются: настенная живопись, плафоны, панно, десюдепорты, балки потолочных перекрытий или филенки с росписью или резьбой, иконостасы, люстры, мозаики и изразцы, ткани и шпалеры, обои на стенах, барельефы, скульптуры, решетки, скобяные, кузнечные изделия и др.
При первоначальном исследовании интерьеров необходимо обследовать поверхности потолочных перекрытий и сводов, стен и полов, визуально определив их состояние и влияние на сохранность художественного декора. В помещениях особняков, общественных зданий в первую очередь нужно выделить парадную часть: залы, покои, кабинеты, прихожие, вестибюли и лестницы. Рельефы карнизов, капители колонн и пилястр, лепные гирлянды и картуши в зданиях различного назначения под поздними побелками и покрасками могут сохранять первоначальную по-лихромную расколеровку и позолоту. На стенах могут находиться штофные ткани, листовая бумага с клеевой росписью, обои, живописные панно. Осмотру и описанию подлежат также полы наборного паркета, печи и камины, тепловая фурнитура: печные дверки, каминные решетки (их наличие или утраты). В стенах особняков могут быть вмонтированы зеркала, люстры, бра; могут иметься двери штучного изготов-
In article features of initial inspection of interiors of architectural monuments as first link of difficult scientific design-research process are resulted. Researches are carried out before the beginning and during restoration works for the purpose of reception of a high-grade material for drawing up the project of restoration and its realization.
Key words: initial examination of location, scientific research process, restoration works, elements of artistic decor, religious structures, iconostasis; altar, thematic painting
ления из различных пород древесины, монохромной или полихромной расколеровки, с накладной бронзой; литые и чеканные скобяные изделия дверей и окон. В помещениях может находиться художественная мебель различных стилей и материалов. Барельефы и скульптуры также подлежат определению и описанию [2, с. 11].
Существуют определенные особенности в обследовании культовых сооружений. В христианских храмах стены и своды главных помещений могут быть покрыты росписями. В восточной части расположен иконостас, у стен, столбов и клиросов - киоты с иконами. В костелах над алтарями, в обрамлении колонн, портиков, рельефов располагаются произведения живописи и скульптуры. В христианских храмах имеются кафедры для проповедей, ложи, скамьи, осветительная арматура. В синагогах могут быть орнаментальные росписи в виде бордюров между оконными проемами и в центре потолков и сводов, разные орнаментальные и резные обрамления вокруг скрижалей с заповедями Моисея и т.д. В мусульманских культовых помещениях стенные орнаментальные росписи сосредоточиваются на окружающих стенах и в центральном своде; среди предметов мусульманского декоративно-прикладного искусства могут быть названы подставка под коран (ляо) и кафедра для муллы, решетки геометрического орнамента с цветными стеклами. При описании декора нужно как можно точнее определять название предмета, архитектурной детали. Следует описать названия сюжетов, тематической росписи, картин или
Особенности первоначального обследования интерьеров памятников архитектуры
рельефов, общий характер орнаментов (геометрический, растительный, композиционный) и его стиль. Если невозможно определить сюжет тематической росписи, следует назвать жанр (мифологический, греко-римский сюжет, битва, библейский, евангельский и др.). Обследование интерьеров культовых сооружений следует начинать с иконостасов; при обследовании же иконостаса целесообразно в первую очередь определить число рядов и количество икон или гнезд для них. В резных иконостасах для каждой иконы есть гнездо, в тябловых - место в ряду.
Указывается тип иконостаса - тябловый, киотный, архитектоничный:
• в тябловом иконостасе иконы могут быть разделены столбиком;
• киотным можно назвать такой иконостас, в котором каждая икона выделена собственным обрамлением;
• архитектоничный состоит из малых архитектурных форм (колонн, архитравов, фронтонов), украшенных накладной деревянной резьбой.
Стиль киотного и архитектоничного иконостаса определяют его элементы и орнаменты, характерные для стилей различных архитектурных периодов (барокко, классицизм, ампир, псевдорусский, модерн).
Каждый ярус иконостаса имеет свое название, зависящее от тематики изображений: нижний ряд -местный, в центре его - Царские врата, слева (с севера) - дверь в жертвенник, между ними - иконы «Христос Вседержитель», «Богоматерь» и местная праздничная икона; справа могут быть южные двери. Над Царскими вратами икона «Тайная вечеря» (другой сюжет встречается редко). Ниже местного ряда, на цокольной части, могут быть живописные картуши с библейскими и евангельскими сюжетами. Над местным может располагаться праздничный ряд, на иконах которого изображены сюжеты Евангелия, Ветхого Завета и апокрифов. В центре деисусного ряда располагается икона с изображением Христа Вседержителя на престоле. Справа и слева от него - изображение Богоматери, архангелов, апостолов и чтимых святых. Над деисусным рядом расположены пророческий и праотеческий, иконы которого могут быть объединены в один ряд. В особо высоких иконостасах вверху, обычно в картушах, бывают композиции на сюжеты Страстной недели, коротко их иногда называют «Страсти». В центре над ними (или между ними) «Голгофа» - скульптурное или живописное изображение распятого Христа, по сторонам - Богоматерь и Иоанн [2, с. 16].
—•-------------Й-Л
Схема иконостаса Успенского собора во Владимире. Начало XV в.
I - местный ряд: на Царских вратах - четыре Евангелиста и Благовещение; справа от врат - соименная храму икона; на северных и южных дверях - фигуры архидьяконов; II - деисусный ряд: в центре - Спас Вседержитель; по сторонам -Богоматерь, Иоанн Предтеча, Апостолы Петр и Павел и апостолы; III - праздничный ряд: изображение эпизодов из жизни Христа и Богоматери; - пророческий и праотеческий ряды
филология и искусствоведение
При обследовании интерьеров памятников архитектуры следует обращать внимание на металлические декоративные детали: решетки художественной работы в окнах, накладные детали на створках дверей (петли, замки, ручки), капители колонн и пилястр, кронштейны различного назначения, осветительные приборы (оформление бра, шандалов). Первоначальное обследование является первым звеном сложного научного проектно-исследовательского процесса, в состав которого входят исследования архивных материалов и литературных источников, подготовки
исторической справки, кроков, зарисовок и пр. Исследования памятников архитектуры проводятся до начала и в процессе реставрационных работ с целью получения полноценного материала для составления проекта реставрации и его осуществления. При организации и технологии исследовательских работ, как и процесса проектирования, следует использовать прогрессивные методы с учетом технической и экономической целесообразности, способствующей принятию грамотных реставрационных и инженерных решений, что обеспечит высокое качество проекта в целом [3, с. 4].
Библиографический список
1. Исследование, реставрация и использование инте- 2. Подъяпольский, С.С. Реставрация памятников архи-
рьеров памятников архитектуры : сборник научных тру- тектуры / С.С. Подъяпольский. - М., 1988.
дов. - М., 1992. 3. Первоначальное обследование памятников истории и
культуры с художественным декором. - М., 1993.