9. Шукшунов, В.Е. Исследование взаимодействия университетских технопарков и малых инновационных предприятий (клиентов технопарков) / В.Е. Шукшунов, А.М. Варюха. -М. : Ассоциация научных, технологических парков, инкубаторов бизнеса и инновационных центров «Технопарк», 1999. - 64 с.
A.A. RUMYANTSEV
THE MATRIX MODEL AS A SYSTEM OF ARCHITECTURAL SPACE OF THE TECHNOPARK STRUCTURES
Nowadays in Russia the Government, science and business show a great interest to the sector of innovation technologies. One of such displays is the large-scale organization and construction of technopark structures. At the present moment domestic technoparks for the rare exception can not allow the development of innovation enterprises, because while constructing its many aspects promoting the healthy formation of the innovation process were not taken into account.
In the present article the main principles for more rational placement of technopark structures are offered for consideration. While developing the principles many factors typical only for the technopark structures were taken into account. Domestic and foreign experience of formation of space was used as a basis of the research, the basic ways and stages of the technopark structures development were revealed, and also the changes of the innovation process on the way of the development were taken into account.
УДК 726.591-168
В.Ю. ЮДИН, аспирант,
УралГАХА, Екатеринбург
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕРЕВЯННЫХ ИКОНОСТАСОВ
В статье подробно рассмотрены конструктивные особенности деревянных иконостасов. Опираясь на исследования М.В. Красовского, установившего конструктивные типологические особенности деревянных иконостасов, автор статьи продолжает развивать его идеи, дополняя конструктивные и декоративные особенности многообразными конкретными примерами. Рассмотрены: тябловая конструкция на примере главного иконостаса храма Преображения Господня, комплекса храма Христа Спасителя (г. Москва); каркасная конструкция на примере иконостасов церкви Св. Николая на Щепах (г. Москва); Св. Николая в Котельниках (г. Москва); Филиппа Митрополита (г. Москва); каркасно-щитовая конструкция на примере Богоявленского храма (пос. Усть-Миасс Курганской области). Рассмотренные примеры существенно расширяют знания архитектора-реставратора, необходимые при грамотной реставрации и создании новых иконостасов, развивающих традиционные тенденции.
В свое время на огромных пространствах Советской России оказались тысячи храмов и монастырей, брошенных на произвол судьбы или используемых под насущные хозяйственные нужды. Разумеется, такое отношение к церковным сооружениям не способствовало их сохранности. Иконостасы уничтожали в обязательном порядке, поскольку они мешали новому исполь-
© В.Ю. Юдин, 2007
зованию постройки. В результате очень мало сохранилось иконостасов. Это создает трудности при восстановлении утраченных храмовых интерьеров в настоящее время. Поэтому чрезвычайно важно выработать общие методические принципы воссоздания иконостасов.
Автор статьи считает, что прежде чем реставрировать, необходимо изучить конструктивные и декоративные особенности иконостаса. Каждый деревянный иконостас состоит из отдельных частей - элементов. Элементы иконостаса состоят из основных и вспомогательных. Основные элементы деревянного иконостаса являются конструктивными, определяющими его назначение.
Рассмотрим конструктивные особенности иконостасов, исходя из классификации иконостасов М.В. Красовского [1, 2]. Как было отмечено, существует три группы конструктивных особенностей иконостасов: простые тябло-вые, тябловые с вертикальным обрамлением икон тонкими брусками и рамочные (каркасные, каркасно-щитовые). Рамочные конструкции состояли из балок и прикреплялись на крючья, вводимые в кладку. На них навешивали вертикальные и декоративные горизонтальные элементы.
Каркасная конструкция представляла собой каркас, на который крепился декоративный наружный слой. Каркасно-щитовая конструкция имела вид каркаса, полностью обшитого материалом с лицевой стороны, который создавал единую плоскость.
Одним из примеров тябловой конструкции иконостаса является главный иконостас храма Преображения Господня, комплекса храма Христа Спасителя (г. Москва). Золоченый иконостас четырехярусный, в виде стены, сужающейся кверху. По горизонтали иконостас разделяют два бруса, которые декорированы методом глухой резьбы. Декоративный нижний брус расположен над местным рядом, в котором расположены царские врата, врата жертвенника и дьяконника, а также иконы местного ряда. Над брусом расположены иконы праздничного и еще выше иконы деисусного ряда, которые перекрываются верхним вторым декоративным брусом. Над ним расположен пророческий ряд, который завершается навершием и в центре крестом. Пророческий ряд короче на ширину восьми икон деисусного ряда, а праздничный ряд шире на две иконы деисусного ряда. Пирамидальность иконостаса придает ему зрительную устойчивость.
Первый ярус иконостаса имеет следующую структуру по вертикали: цокольная часть с декоративными разделительными вертикальными столбиками и декоративный деревянный брус вверху. Две иконы этого яруса выделены отдельными секциями, имеющими трехчастную структуру по вертикали - цокольная часть, колоннада со вставленными в нее иконами с обрамлениями, антаблемент. Антаблемент включает фриз, декорированный глухой резьбой. Цокольная часть оформлена декоративными пеленами.
Царские врата состоят из двух створок, на которых расположены шесть икон. Над царскими вратами расположена сень, которая сверху завершается коруной, выполненной в виде плоских декоративных розеток луковичной формы. Иконы праздничного ряда имеют квадратную форму, их по горизонтали и вертикали разделяют бруски с декоративной резьбой. Иконы деисусно-
го ряда имеют вытянутую прямоугольную форму и завершаются трехлопастной килевой аркой.
Вертикально иконы разделяют поочередно резные и гладкие колонны. В центре икона Спасителя выделена особо, в виде портала, и завершена декоративной сложной аркой. Иконы пророческого ряда квадратные, кроме центральной, - Богородицы с Младенцем - прямоугольной формы. Разделяют иконы круглые резные колонки.
Завершают иконостас киоты, которые увенчаны горельефными изображениями головок ангелов с крыльями. Декоративные детали иконостаса выполнены из материала липы, кипариса, резьба - рельефная, выполнена методом глухой и прорезной резьбы с последующим золочением. В оформлении иконостаса были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. Орнамент иконостаса состоит из стилизованных элементов - роговидных завитков. Они располагаются ярусами, количество которых увеличивается, в результате этих изменений фигура, окруженная завитками стебля, из цветка превращается в растущий побег. Царские врата глухие, с волютами, верхняя часть створок имеет волнистую стрельчатую форму. Завершает царские врата золоченый резной крест с вставками из малахита и жемчуга. Накладные ювелирные квадратные накладки, расположенные на стрельчатой арке и на створках, выполнены из золота с использованием жемчуга, малахита, голубого лазурита.
Крест и навершие сени царских врат изготовлены из золота с использованием жемчуга, памирского лазурита, хризопраза. Резная пелена нижнего ряда иконостаса выполнена из кипариса методом глухой резьбы. Золочение выполнено только по резьбе, основной фон - дерево. Проемы для икон обложены багетом с орнаментом. На фризах чередуются цветочные розетки с композициями из раковин, завитков и листьев. Колонны изготовлены из липы, резные, четвертая часть диаметра колонны снята, капитель имеет упрощенный вид. Навершие колонн деисусного ряда изготовлено из кипариса методом глухой резьбы с выборкой фона на 10 мм с последующим золочением, а центральная декоративная деталь, находящаяся над иконой Спасителя, изготовлена из древесины липы методом сквозной резьбы с позолоченной лицевой поверхностью. Венчает иконостас деревянный позолоченный крест, выполненный методом глухой и сквозной резьбы. Внутри креста находится горельефное изображение Христа.
Каркас тяблового иконостаса представляет простейшую конструкцию и построен следующим способом: три горизонтально расположенных сосновых бруса: первый брус сечением 180-220 мм на высоте 2450 мм; второй брус сечением 160-200 мм на высоте 3215 мм; третий брус сечением 220-180 мм на высоте 4780 мм. Концы брусьев закрепляются в гнезда, т.е. углубления на северной и южной стенах алтарного проема. В горизонтальных брусьях с лицевой стороны по всей длине выбраны продольные пазы - желоба, в которые устанавливаются иконы. Для закрепления икон в этих пазах используют декоративные резные накладки, которые крепятся к горизонтальным брусьям при помощи металлических болтов и гаек на высоте: 2560, 3315, 4870 мм. Для предотвращения пригибания горизонтальных брусьев от тяжести икон и деко-
ративных деталей устанавливают вертикальные сосновые брусья сечением 145-145 мм.
Соединение горизонтальных и вертикальных брусьев осуществляется способом в треть или в четверть дерева. Крепление соединений происходит при помощи металлических болтов и гаек на высоте: 2560, 3315, 4870 мм. Горизонтально лежащий на отметке 0,000 сосновый брус (сечением 145-145 мм, крепится к солее при помощи анкерных болтов) служит опорой для вертикальных брусьев.
В отличие от тябловых иконостасов, где обособленность каждой иконы была выражена минимально, и от иконостасов с разделительными стойками, все же сохранявших ощущение изначальной целостности, иконостасы рамочные (каркасные) предоставляли каждой иконе собственное обрамление: резные колонки или кронштейны с карнизами или же отдельный картуш («клеймо»). Важнейшей отличительной особенностью этого типа иконостасов было использование ордерных форм в их барочном, а не в классическом или манье-ристическом варианте.
Рассмотрим рамочные (каркасные) иконостасы церкви Св. Николая на Щепах (г. Москва), Св. Николая в Котельниках (г. Москва), Филиппа Митрополита (г. Москва). В них четко выделяется прямоугольная сетка колонн, консолей (вертикальные составляющие) и карнизов (горизонтальные). Иконы церкви Св. Николая на Щепах строго приравниваются по ширине, за исключением икон местного ряда, имеют простую форму - прямоугольную, а местные иконы иконостаса церкви Св. Николая в Котельниках по ширине имеют такой же размер, как остальные. Тем не менее, в этих иконостасах заметно выделяется центральная ось: иконы, помещаемые над царскими вратами, шире остальных, поскольку соответствуют ширине врат. Часто центральные иконы отличались иной формой завершения (в рядах - прямоугольные, в центре - трехлопастные и т.п.) Каркасный иконостас создает впечатление работающей стоечнобалочной конструкции (на самом деле декоративной, поскольку все детали вырезались отдельно и крепились на конструктивную основу).
Иконостасы каркасного типа устанавливались в традиционных по композиционному решению храмах - крестово-купольных или бесстолпных постройках с кубическим внутренним пространством. Их достоинствами были рациональность и зрительная ясность структуры, относительная простота размерений и соответственно облегчение исполнения. Отличительной особенностью этих иконостасов является то, что каркас иконостаса церкви Св. Николая на Щепах наложен на каменную алтарную преграду. В каменной преграде сделаны арочные проемы для царских врат и для северных и южных дверей. А каркас иконостаса церкви Св. Николая в Котельниках вставлен в алтарный проем и является отдельно стоящей конструкцией. Эти разные конструктивные особенности иконостасов рассмотрим ниже.
Иконостас церкви Св. Николая на Щепах - барочный, позолоченный, каркасный шестиярусный в виде прямой стенки с развернутыми секциями шириной 1086 мм. Высотой 9,06 м с аркой в центре. По горизонтали иконостас членят пять карнизов с фризами. Нижний карниз проходит на уровне пят арки. Под ним расположен местный ряд икон, царские врата, врата жертвен-
ника и дьяконника. Выше карниза находится праздничный ряд (высота 1305 мм), у которого по центру находится сень и коруна. На карнизе с правой и с левой стороны сени царских врат находятся горельефные изображения: фигуры ангелов высотой 1160 мм. Высота деисусного, пророческого и пра-отеческого рядов одинаковая и равна 1520 мм. Страстной (шестой) ряд представлен в виде отдельно стоящих икон, оформленных в рамы. По вертикали иконостас разделен рядами резных колонн с капителями. Завершает иконостас крест с распятием.
Декор иконостаса церкви Св. Николая на Щепах выполнен в технике декоративной художественной резьбы - плоская, рельефная, объемная и сквозная, стиля барокко, из материала липы с последующим золочением. Проемы для икон обложены багетом с порезкой из меандров. Цоколь - плинт и карниз пьедестала иконостаса обложены профилированными элементами. Стул пьедестала оформлен декоративным прямоугольным элементом с композицией из листьев, плодов и винограда. В цокольной части иконостаса расположена овальная икона, украшенная крупным орнаментом из акантовых листьев, зерен и объемных листьев в виде волюты. Колонны в иконостасе располагаются строго друг над другом, и таким образом все секции иконостаса имеют равную ширину. Стержень колонны имеет сложную конструкцию: геометрически ровную круглую поверхность опоясывает плотный декоративный сквозной орнамент из листьев и виноградных гроздьев. Капители колонн обрамлены семью волютами и двумя рядами листьев аканта. Антаблемент включает фриз, декорированный сквозным орнаментом, и профилированный карниз. Антаблемент, перекрывающий колоннаду, расположен не над колоннами, а задвинут вглубь. Над колоннами же установлены тумбы, профилированные и декорированные аналогично фризу и карнизу. Царские врата и сень особо декорированы в виде наборного - орнаментального партера. Резьба сквозная, крупная. В ее орнаменте пышные акантовые листья, раковины, шишки, зерна, завитки. Верх царских врат завершен лучковой аркой. Иконы царских врат обрамлены профилем овальной формы и расположены по центру створок. Нащельник оформлен сквозной в виде порезки тонкой резьбой из листьев и ягод винограда. Завершают царские врата два ангела, держащие в руках корону. Растительный орнамент резьбы сени крупнее, чем резьба царских врат. Икона «Тайная Вечеря» расположена выше центра сени, и ее обрамляет профилированная рамка. Снизу сень поддерживает трехлопастная килевая арка, декоративно оформленная иониками из акантовых листьев и слезинок. Сень выполнена в виде полной арки, упирающейся в прясло первого яруса. Резьба сквозная, крупная, повторяющая изгиб арки. В местах опи-рания арки размещены две фигуры ангелов. Фигуры выполнены в технике горельефной резьбы. Завершает иконостас отдельно обложенные в рамы иконы страстного шестого ряда. В центре иконостас завершает крест с распятием с фигурами.
Все конструктивные элементы рамочного (каркасного) иконостаса церкви Св. Николая на Щепах выполнены из древесины хвойных пород первого сорта влажностью не более 15 %, а нагели - из древесины твердолиственных пород, без пороков, влажностью не более 12 %. Соединение элемен-
тов конструкции иконостаса осуществлялось при помощи врубок в полдерева и нагелях, диаметром 20 мм, на клей. Вся древесина каркаса антисептирова-лась и антиперировалась согласно СНиП ІІІ-В-8-84. Крепление каркаса иконостаса к кирпичной кладке производилось пробкой со шпилькой длиной 350 мм. В местах крепления устанавливалась деревянная прокладка между стеной и брусом каркаса. В местах примыкания деревянных элементов конструкции к кирпичной кладке выполнялась гидроизоляция с использованием толя в два слоя.
Иконостас церкви Св. Николая в Котельниках каркасный, шириной 4780 мм. Высотой 6,75 м, четырехярусный, в виде архитектурной постройки, сужающейся кверху, с аркой в центре в виде портала. По горизонтали иконостас разделен на два яруса с фризами. Нижний антаблемент проходит на уровне пят арки. Под ним расположен местный ряд иконостаса с прямоугольными иконами, царские врата, двери жертвенника и дьяконника. Второй антаблемент проходит над аркой сени. Ниже карниза по краям иконостаса расположены две иконы. Завершает иконы трехлопастная арка. Внутри арки -свод, опирающийся на пилоны. Свод и пилоны образуют перспективный портал с царскими вратами. Верхняя часть царских врат завершена шестью полными арками из профилированных элементов, которые поддерживают кронштейны. Столбцы и сень в композиции портала отсутствуют. Сень заменяет свод арки. Внутри свода расположены три иконы в овальных рамах. В центре арки расположено сияние. Выше над карнизом находятся три иконы деисус-ного ряда, которые завершены полной аркой. По вертикали иконостас разделен рядами резных колонн с капителями. Уступы по сторонам иконостаса, образованные сужением третьего яруса, заполнены резными фрамугами. Завершается иконостас крестом, который поддерживают два ангела. Резьба иконостаса церкви Св. Николая в Котельниках накладная, сквозная, рельефная, позолоченная. Проёмы для икон оформлены багетом. Фриз украшен розетками из листьев. Колонны объемные, сложной токарной формы, порезанные растительным орнаментом: листья, плоды, цветы в стилизованном виде. Капители колонн с четырьмя волютами и одним рядом листьев. Колонны, расположенные выше местного ряда, резные до центра, затем стержень колонны утоняется кверху. По стержню колонны проходят 14 каннелюр, разделяемых между собой усенками. Верх и низ каннелюр закругленные. Пьедестал иконостаса оформлен профилированными элементами. На нем расположена декоративная панель с розеткой в центре. Резьба царских врат сквозная. В ее орнаменте гроздья винограда, пышные листья, раковины, завитки. В центре врат расположена большая икона «Благовещение». Вверху и внизу в круглых рамках четыре Евангелиста. Венчает врата крест. Выше расположено сияние, в центре которого изображен голубь. Свод арки украшен растительным орнаментом.
Все конструктивные элементы каркасного иконостаса церкви Св. Николая в Котельниках выполнены из обрезной древесины хвойных пород первого сорта сечением 120x60 мм. Конструктивной особенностью является то, что, вертикальные стойки выполнены из двух досок 120x60 мм, между которыми вклеена бобышка из доски 120x60 мм. Крепление каркаса осуществлялось
к фундаменту при помощи анкерного болта М20; к кирпичной стене при помощи костылей и путем вкладывания в гнездо кирпичной стены верхнего обвязочного бруса 120x120 мм. Конструктивные элементы каркасного иконостаса церкви Филиппа Митрополита имеют отличительную особенность: стойки каркаса выполнены из бруса 100x180 мм, который склеен из трех досок сечением 100x60 мм.
Третий тип алтарной преграды - каркасно-щитовой, характеризуется ступенчатой ярусной композицией и разнообразием форм иконных обрамлений. Конструкция таких иконостасов намеренно затушевывается, скрывается от глаз зрителя. Если в иконостасах предшествующего типа опоры располагались друг над другом, то в каркасно-щитовых иконостасах эта закономерность сбита, и колонки нижнего ряда зрительно не поддерживают вышележащие. В состав рядов включаются картуши, разрушающие видимую тектонику построения. Если для каркасных иконостасов типична прямоугольная форма икон и разнообразятся только формы завершения, то в каркасно-щитовых иконостасах встречаются овалы, квадрифолии, многогранники, шести-и восьмилистники. Значительно более разнообразны и мотивы резьбы, включающие раковины, кубки, вазы, короны, шнуры с кистями, колонки и пилястры разных типов. Центральная ось не просто выделена, а, безусловно, доминирует, являясь главным организующим началом. Примером каркаснощитовой конструкции иконостасов являются исследованные иконостасы храмов городов Кыштым, Касли (Челябинская область) и поселков Усть-Миасс, Николо-Павловское, Мишкино, Куртамыш (Курганская область).
Иконостас Богоявленского храма пос. Усть-Миасс - каркасно-щитовой, трехъярусный, в виде архитектурной постройки, сужающейся кверху. Местный и праздничный ряд иконостаса по горизонтали завершается карнизом с фризами. Двери жертвенника и дьяконника вынесены вперед относительно царских врат и оформлены пьедесталом, колоннами и антаблементом. Верхняя часть антаблемента имеет треугольный фронтон. Карнизы оформлены резными модульонами. Над фронтонами - деисусный ряд, боковые иконы которого оформлены пьедесталом, колоннами и антаблементом. Центральная часть иконостаса выделена особо, в центре, над царскими вратами, расположена икона «Тайная Вечеря». Центральная часть завершается фронтоном. Над ним расположен пророческий ряд икон. Завершает иконостас крест. Каркас иконостаса Богоявленского храма изготовлен из древесины хвойных пород, предположительно, из сосны. Каркас прикреплен к кирпичной стене при помощи кованых металлических кронштейнов. С лицевой стороны к каркасу крепились деревянные щиты, создавая единую плоскость. Иконы, оформленные багетом, просто навешивали, как картину, на эти щиты, а пространство между иконами заполнялось растительным орнаментом. К сожалению, резьбы иконостаса не сохранилось.
Каркасно-щитовая конструкция иконостасов позволяет создать деревянную алтарную преграду под иконостас в виде перегородки с локальными проемами под двери, а иногда и иконы. В этом случае преграда может возводиться без ясного представления о том, как будет декорироваться в дальнейшем. Визуальную упорядоченность композиции иконостаса придают в кар-
касно-щитовом типе не конструктивные элементы, а декор, располагаемый на ее поверхности. Такие преграды типичны для иконостасов с разнообразными декоративными формами, например барочными. В силу своей универсальности они получили самое широкое распространение в России и на Урале начиная с ХУШ века. Кроме всего прочего, каркасно-щитовая преграда позволяла позднее дополнять декоративные элементы иконостасов.
Представленные и рассмотренные выше особенности тябловой, каркасной и каркасно-щитовой конструкции демонстрируют разнообразие конструкционных возможностей и композиционных приемов в изготовлении деревянных иконостасов. Данный анализ может представлять большой интерес для архитекторов и резчиков по дереву, занимающихся проектированием и изготовлением иконостасов.
Библиографический список
1. Красовский, М.В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество / М.В. Красовский. - СПб., 1916.
2. Красовский, М.В. Указ. Соч. - С. 38.
V.J. JUDIN
THE DESIGN FEATURES OF THE WOODEN ICONOSTASIS
The article represents the detailed examination of the wooden iconostases. The thorough theoretical researches of Krasovski, who had worked out the typology of the wooden iconostases, served as the basis for the research represented in the article. The author of the article goes on with the development of the basic typology, enriching it with the details and illustrating it with the following examples: wooden beam structures serving as the icon’s support, - a part of the main iconostas of the temple of the God’s Transfiguration; complex of the Christ Saviour (Moscow); the framework structure of the church of St Nicolay on Schepakh (Moscow); the framework structure of the Theophany temple, village Ust-Miass (Kurgan region).
The given examples are to be studied by the architects and restorers who restore or recreate wooden iconostases.