Научная статья на тему 'Рейтинговый контроль в процессе обучения школьников предмету «Физическая культура»'

Рейтинговый контроль в процессе обучения школьников предмету «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЙТИНГОВАЯ КАРТА ОЦЕНИВАНИЯ / RATING CONTROL / RATING ESTIMATION CARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопухина Александра Сергеевна

В статье содержатся сведения об эффективности рейтингового контроля на уроках физической культуры, как основного мотивационного компонента школьников к физкультурному самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rating control in the course of training of school students in the subject "physical culture"1

The article contains data on efficiency of rating control at lessons of physical culture, as main motivational component of school students to sports selfeducation.

Текст научной работы на тему «Рейтинговый контроль в процессе обучения школьников предмету «Физическая культура»»

УДК 796.078; 372.879.6

Лопухина Александра Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный педагогический университет

[email protected]

РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В статье содержатся сведения об эффективности рейтингового контроля на уроках физической культуры, как основного мотивационного компонента школьников к физкультурному самообразованию.

Ключевые слова: рейтинговый контроль, рейтинговая карта оценивания.

Эффективность современного учебного процесса предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе характеризуется изменениями в личности учащихся, происходящими под влиянием обучения. Это и устойчивая мотивация учения, навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности. Учитывая данные личностного изменения необходимо вводить новые системы оценивания умений и навыков школьников в освоении изучаемых предметов и в частности предмета «Физическая культура».

Использование рейтинговой системы контроля качества обучения позволяет решить следующие задачи образовательного процесса: повысить значимость мероприятий контроля; получать и накапливать информацию о степени усвоения материала; корректировать учебный процесс в соответствии с учебными целями и результатами контрольных мероприятий; повышать производительность; стимулировать активную и сознательную работу по приобретению специальных знаний предмета, выявлять и поощрять лидеров [1].

Проведение рейтингового контроля предусматривает оценивание всех видов учебно-познавательной деятельности школьников на уроке в баллах (табл. 1).

Из таблицы мы видим, что учитель может рассматривать и предлагать для контроля любые виды учебно-познавательной деятельности обучающихся в соответствии с программными требованиями. Баллы могут иметь варианты, т.е., если ученик не выполнял точно по требованию физическое упражнение, но старательность к выполнению у него присутствовала, ему можно поставить 1 или 2 балла, т.к. он не справился на предлагаемый балл - «3». В этом случае в графе - «баллы» ставится вариант «1 - 3», что дает возможность на уроке заработать балл, нежели в предлагаемом традиционном варианте, где ученик не выполняя качественно упражнения на уроке, баллы не зарабатывает.

В результате проведенного нами педагогического исследования эффективности рейтингового контроля в процессе обучения школьников предмету «Физическая культура», были разработаны варианты рейтинговых карт оценивания [2] (табл. 2).

В каждом программном разделе предмета выделяются базовые и вариативные виды деятельности. Например, базовая деятельность это посещаемость, дисциплина, самоконтроль, сдача контрольных нормативов и др. Вариативная деятельность это участие в соревнованиях, ремонт инвентаря, судейство соревнований, занятия в спортивной секции и др.

Контроль усвоения учебного материала ориентирован на обязательные элементы деятельности. Вместе с тем, важны и избирательные элементы контроля, которые стимулируют самостоятельную работу учащихся и дают возможность выбора пути получения положительных оценок, исходя из индивидуальных способностей, интересов, готовности.

Таким образом, вариативные элементы можно рассматривать как вариант получения поощрительных баллов.

Поощрительные баллы начисляются в том случае, если ученик набрал не менее 70% баллов от максимально возможной суммы, чтобы учащиеся не выбирали только вариативный контроль, а стремились выполнить базовую часть программы. Виды деятельности обозначены «кредитами» (компонент модульно-рейтинговой технологии описывающий виды учебно-познавательной деятельности). Это связано с необходимостью понимания действий учителя, предлагающего варианты кредитов, складывающиеся в определенную систему зачетных единиц (баллов, рейтинга), определяющих уровень качества обучения предмету. Примерные поощрительные баллы: выступление с докладом - 3 б.; написание реферата - 2 б.; оформление информационного стенда - 2 б.

Рейтинговый контроль предусматривает и штрафные санкции за пропуски занятий без уважительной причины; несвоевременную сдачу контрольных нормативов; несоблюдение правил техники безопасности на уроке; отсутствие спортивной формы и др. Подведение итогов индивидуально-ориентированной деятельности учащихся проводится по критериям оценки. Например, если сумма баллов за выполнение информационного модуля в учебной четверти составляет - 100 баллов, то, предусматривается следующий вариант оценивания:

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Лопухина А.С., 2013

Таблица 1

Виды учебно-познавательной деятельности на уроке физической культуры

Виды учебно-познавательной деятельности Баллы

Посещаемость 0 - 1

Активность на уроке 1 - 2

Знание гигиенических основ 1 - 3

Самоконтроль за выполнением упражнений 0 - 2

Таблица 2

Примерный вариант организации рейтингового контроля на учебных занятиях по предмету «Физическая культура» (программный раздел) ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Ф.И.ученика(цы)______________________ Класс

№ Кредиты № урока

п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1 Посещаемость - 1 балл

2 Уметь соблюдать правила безопасности - 2 балла

3 Уметь контролировать функциональное состояние организма при выполнении заданий - 2 балла

4 Знать правила личной гигиены - 2 балла

5 Уметь технически правильно выполнять низкий старт; прыжок в длину; метание отметка «5» - 3 балла отметка «4» - 2 балла отметка «3» - 1 балл

6 Демонстрировать физические способности при сдаче контрольных нормативов отметка «5» - 3 балла отметка «4» - 2 балла отметка «3» - 1 балл

Итого: рейтинг за урок

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2

87

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

93%

96%

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

до после до после до после

нач. шк. ср. звено ст. звено

Рис. 1. Результаты наблюдения мотивационно-образовательной деятельности учащихся на уроках физической культуры до и после педагогического эксперимента по рейтинговому контролю (%)

- «отлично» (5) - 100-90 баллов;

- «хорошо» (4) - 89-60 баллов;

- «удовлетворительно» (3) - 59-40 баллов;

- «неудовлетворительно» (2) - 39 и ниже баллов.

Используя предложенную нами форму оценивания, ученики могут самостоятельно подсчитывать набранные ими баллы, и знать, какой рейтинг они занимают в классе: «высокий» (100-90 баллов) «средний» (89-60 баллов) или «низкий» (59-40 баллов), а может и не иметь никакого рейтингового уровня оценивания обучения предмету (39 и ниже баллов). В этом случае чаще исключаются вопросы, связанные с непониманием обучающихся, за что они получили ту или иную отметку.

Недостатком традиционной системы является элемент случайности. Если оценивать учащихся только по контрольным нормативам, то ученики со слабыми физическими возможностями постоянно будут неуспевающими. Если оценивать только за прилежание, то теряется мотивация к повышению индивидуальных спортивных результатов. Если оценивать и прилежание, и выполнение нормативов, то крайне сложно определить грань между низкой и более высокой отметкой.

Существующая пятибалльная шкала оценивания имеет субъективный характер и не может объективно оценить учебную деятельность школьника. Система рейтингового контроля является более объективной и точной оценкой степени достижений в усвоении знаний.

Проведенный нами педагогический эксперимент среди обучающихся общеобразовательных школ по рейтинговому оцениванию на уроках физической культуры, с целью выявления эффективных мотивационных компонентов к физкультурному образованию показал, что (рис. 1):

- до 83% вырос показатель мотивации в экспериментальной группе (ЭГ) учащихся начального звена,

что на 40% выше первоначального показателя, в контрольной группе (КГ) учащихся начального школьного звена показатель мотивации вырос незначительно на 10% от первоначального показателя;

- до 93% вырос показатель мотивации в ЭГ учащихся среднего школьного звена, что на 59% выше первоначального показателя, в КГ учащихся среднего школьного звена показатель мотивации вырос на 11% от первоначального показателя;

- до 96% вырос показатель мотивации в ЭГ учащихся старшего школьного звена, что на 37% выше первоначального показателя, в КГ учащихся старшего школьного звена показатель мотивации вырос незначительно на 11% от первоначального показателя.

Таким образом, рейтинговый контроль способствует повышению активности учащихся, мотивации к систематическим занятиям, самообразованию, что непосредственно и обеспечивает достижение физкультурно-образовательных целей.

Результаты нашего эксперимента показали, что использование рейтинговой технологии как средства контроля качества обучения способствует формированию социально значимых мотивов, связанных с удовлетворением познавательных потребностей школьников в процессе их обучения предмету «Физическая культура».

Библиографический список

1. Бородина О.И., Щербакова О.М. Модульнорейтинговая технология обучения: (опыт применения в вузе и средней школе). Сборник статей. - М., 2000. - № 1. - С. 84-89.

2. Лопухина А.С. Инновационность контроля качества физкультурного образования школьников: Учебное пособие для учителей физической культуры, преподавателей, студентов и аспирантов факультета физической культуры. - Вологда: ВГПУ, 2009. - 88 с.

88

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.