УДК 378.146
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
© Д. В. Николаев
ФГОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова» Россия, г. Саратов, ул. Советская, д. 60.
Рассматривается сущность рейтинговой оценки студентов на занятиях по физической культуре, обосновываются необходимость ее разработки и применения как условия повышения познавательного интереса студентов, ее критерии и показатели.
Ключевые слова: рейтинговая система оценки, познавательный интерес, физическая культура, студент, преподаватель, контролирующая и образовательная функции рейтинговой системы оценки.
Вопрос оценки успеваемости по учебной дисциплине «Физическая культура» - один из самых проблемных в вузе. В настоящее время система оценки основывается на выполнении усредненных, обязательных и единых для всех требований и нормативов. Она построена, главным образом, на принципах количественной (балльной) оценки уровня достижений студента. При этом оценка используется многими преподавателями как единственная побудительная сила, заставляющая студента учиться. Такое положение с оценкой является одной из причин обезличенности учебно-воспитательного процесса, приводит к отчуждению студента от учебной деятельности по физическому воспитанию, не способствует установлению необходимого контакта педагога и студента. Физическая культура как гуманитарная дисциплина сводится только к повышению физической подготовленности, а не становится предметом формирования физической культуры личности, раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей студента, его самоопределения.
Проблемы, связанные с контролем и оценкой результатов обучения, достаточно глубоко и всесторонне исследованы в отечественной педагогике. В работах В. С. Аванесова, С. И. Архангельского, И. Ю. Гутника, Г. Ю. Ксензовой, П. И. Пидкаси-стого, М. П. Портного, Н. Ф. Талызиной, Н. В. Тель-тевской, В. А. Шухардина и других исследователей рассмотрены основные теоретические и методологические аспекты контроля и оценки, функции, виды, организационные формы, методы контроля, различные технологии оценки. В работах Ю. Б. Зотова, В. И. Ляха, Т. М. Михайлиной эти же аспекты рассматриваются применительно к физическому воспитанию.
Рассмотрим некоторые концептуальные положения теории оценки, которые позволяют нам обосновать выбор рейтинговой системы оценки физической культуры как наиболее приемлемой и эффективной для вуза.
Исследователи выделяют три основные функции оценки: контролирующую, обучающую, воспитывающую.
Смысл контролирующей функции оценки состоит в объективном выявлении уровня знаний, умений и двигательной подготовленности студентов. Она позволяет педагогу выбирать адекватные средства и методы обучения и воспитания по ходу усвоения учебного материала, возможность оценить правильность выбранных педагогом средств, методов и форм обучения, по физическому воспитанию.
По мнению В. И. Ляха, обучающая функция оценки состоит в том, что она позволяет выявить те или иные достижения и недочеты в овладении программным материалом, понять причины успеха или неудач, нацелить студента на исправление выявленных недостатков. Для мотивации студента более важной, чем числовая оценка, является скрытая в оценке информация о его возможностях. Оценка педагога повышает мотивацию, если она не относится к способностям студента в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает для выполнения задания [2].
Суть воспитывающей функции оценки заключается в том, что она вызывает к себе определенное отношение. Оценка приучает студентов к систематическому труду, дисциплинирует, повышает чувство долга и ответственности. Она содействует формированию качеств и способностей личности (волевых, нравственных, интеллектуальных и др.), повышает активность обучаемого. Повышения мотивации при этом можно добиться, если использовать прием, при котором преподаватель сравнивает успехи студента не с успехами других, а с его прежними результатами. При этом слабый в физическом отношении студент будет чаще переживать чувство успеха, а сильный будет сталкиваться с необходимым для него чувством неудачи. Т аким образом, оценка педагога тогда стимулирует положительные мотивации, если она будет учитывать реальный вклад студента в работу, психологическую цену этой работы для данного студента.
Оценка выполняет свои функции, если соответствует следующим требованиям: осуществляется систематически, является объективной, всесторонней, дифференцированной и индивидуальной.
Основной принцип, которым должен руково-
дствоваться преподаватель при выставлении оценки, выражается в следующем: оценка должна содействовать развитию студента, а не тормозить его, воспитывать у него интерес и потребности заниматься физическими упражнениями и стимулировать учебную активность.
Т аким образом, оценка успеваемости по физической культуре основывается на общепедагогических принципах, но имеет свою специфику, отличающую ее от оценки по другим учебным дисциплинам. А именно:
■ необходимость более полного и глубокого учета не только психических качеств, свойств и состояний личности, но и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья учащегося;
■ более широкий диапазон критериев, где учитываются не только знания, но и конкретные двигательные умения и навыки, способы осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, систематичность занятий физическими упражнениями и видами спорта, ведение здорового образа жизни;
■ объективные количественные слагаемые оценки, позволяющие более объективно и точно вести контроль индивидуального физического развития и подготовленности.
Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, четырехбалльная система оценки, как бы корректно ее ни применял преподаватель, не отвечает современным требованиям к вузовскому обучению по физической культуре. Как отмечает Н. В. Тель-тевская: «оценка студентов непосредственно в четырехбалльной системе, и тем более по системе «зачет» - «незачет», действующих в вузе, не может быть достаточно объективной» [2, с. 5]. Мы согласны с таким утверждением и считаем, что наиболее оптимальной системой оценки физического воспитания в вузе должна стать рейтинговая система оценки.
При разработке авторской технологии рейтинговой оценки студентов по физическому воспитанию были использованы идеи научных работ
A. В. Дружкина, В. А. Долгова, Г. И. Железовской,
B. В. Лысенко, Т. М. Михайлиной, С. В. Сыренко-вой, М. А. Чошанова и др.
Суть предлагаемой технологии рейтинговой оценки заключается в следующем. В начале учебного года студентам предъявляются критерии и показатели, по которым они будут оцениваться в течение семестра и учебного года, количество баллов, которое можно набрать по каждому критерию, как они будут оцениваться за семестр и учебный год в зависимости от количества набранных баллов. Система критериев и показателей приведена в таблице (см. табл. 1).
По первому критерию. Оценка теоретических знаний проводилась по методике оценки, принятой в гуманитарных дисциплинах. Первый уровень соответствовал оценке «удовлетворительно», второй «хорошо», третий - «отлично». За неудовлетворительные знания баллы не начислялись.
По второму критерию. Посещаемость занятий оценивалась следующим образом: не пропустил ни одного занятия - третий уровень, пропустил менее 15% занятий - второй уровень, пропустил менее 25% занятий - первый уровень. Если студент пропустил более 25% занятий, баллы не начислялись, при этом причина непосещения занятия не учитывалась. Активность работы на занятиях оценивалась по субъективному мнению преподавателя: высокая - третий уровень, средняя - второй уровень, низкая - первый уровень. Инициатива и самостоятельность оцениваются по интенсивности посещения студентом спортивных залов, городков университета, по его участию в занятиях спортивных лекций и кружков: занимается в спортивной секции (кружке), регулярно посещает спортивный зал во внеучебное время -третий уровень; посещает спортивный зал во вне-учебное время - перед сдачей нормативов - второй уровень; не посещает спортивный зал во внеучебное время - первый уровень. Участие в спортивных соревнованиях оценивается следующим образом: по собственной инициативе участвует в спортивных соревнованиях - третий уровень; участвует в спортивных соревнованиях под давлением со стороны сокурсников, преподавателей, куратора группы -второй уровень; не участвует в соревнованиях - первый уровень. Выполнение норм спортивных разрядов, КМС, МС оценивается: выполнил норму мастера спорта - третий уровень; кандидата в мастера спорта или 1-2 разряда - второй уровень; не имеет спортивных разрядов - первый уровень. Участие в научных конференциях оценивается следующим образом: регулярное участие по собственной инициативе соответствует третьему уровню; участие под давлением извне - второй уровень; не участвует - первый уровень. При этом необходимо заметить, что студенты получают баллы по 3-6 показателю этого критерия даже тогда, когда «не участвует», «не посещает», «не делает» и т.п. Это связано с необходимостью учета индивидуального уровня развития студентов, их способностей и возможностей.
По третьему критерию. Выполнение учебных нормативов осуществляется студентом в течение семестра на любом занятии. На выполнение каждого норматива дается три попытки. В зависимости от результата, показанного при сдаче нормативов, студент получает традиционную оценку - 3, 4, 5 и соответствующее ей количество очков. При сдаче норматива на «5» с первого раза начисляется 5 премиальных очков.
Таблица 1.
Система критериев и показателей рейтинговой оценки по физической культуре.
Критерии Показатели Количество баллов
уровни
1. Уровень знаний по физическому воспитанию - основные категории теории физического воспитания 1 2 3
- закономерности физического развития человека 1 2 3
- морфофункциональные показатели физического развития 1 2 3
- методика организации и проведения занятия по физическому воспитанию, спортивного соревнования 1 2 3
- техника безопасности и приемы страховок при проведении занятий по физическому воспитанию, спортивных соревнований 1 2 3
Итого количество баллов по первому критерию 5 10 15
2. Сформированность мотивации к занятиям по физической культуре - посещаемость занятий; 1 2 3
- активность работы на занятиях 1 2 3
- инициатива и самостоятельность в физических занятиях 1 2 3
- участие в спортивных соревнованиях 1 2 3
- выполнение норм спортивных разрядов, КМС, МС 1 2 3
- участие в научных конференциях по физическому воспитанию 1 2 3
Итого количество баллов по второму критерию 6 12 15
3. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации, скоростно-силовых) - выполнение учебных нормативов
№1 3 4 5/5
№2 3 4 5/5
№3 3 4 5/5
№4 3 4 5/5
№5 3 4 5/5
Итого количество баллов по третьему критерию 15 20 25/25
4. Владение умениями организации физкультурно-оздоровительнои деятельности - участие в организации спортивных соревнований; 1 2 3
- умение провести занятие по физическому воспитанию по определенной теме 1 2 3
- владение способами психофизической регуляции и саморегуляции 1 2 3
Итого количество баллов по четвертому критерию 3 6 9
5. Развитие морфофункциональных показателей и здоровья - соответствие морфофункциональных показателей уровням выполнения учебных нормативов 3 4 5
- поддержание здоровья на доступном уровне для студента 3 4 5
Итого количество баллов по пятому критерию 6 8 10
Итого количество баллов за семестр 35 56 74 / 25
По четвертому критерию. Оценка участия в спортивных соревнованиях оценивается следующим образом: если принимает участие в организации соревнований по собственной инициативе, проявляет активность - третий уровень; если принимает участие, только лишь по поручению - второй уровень, не принимает участия в организации спортивных соревнований - первый уровень. За выполнение 2-3 показателей этого критерия студент получает традиционную оценку, при этом «удовлетворительно» это первый уровень, «хорошо» - второй, «отлично» - третий.
По пятому критерию. Самый сложный для оценивания и очень важный с точки зрения итоговой оценки критерий. В первом показателе преподаватель оценивает, насколько уровень выполнения нормативов по физической подготовке соответствует возможностям студента. Если студент выполнил норматив только на «удовлетворительно», но в силу объективных причин он не может показать лучший результат и сделал все, что мог, он получает за выполнение 5 дополнительных баллов (третий уровень), а если мог бы лучше, но не хочет, мало занимался, считает что и так сойдет, он получает дополнительные баллы первого уровня. Это очень важный показатель, так как с его помощью оценивается степень активности, стремления студента выполнить все требования нормативов как можно лучше, стимулирует его на самосовершенствование. Недостаток данного показателя в том, что он носит субъективный характер, объективность в оценке по нему полностью зависит от уровня профессиональной подготовки преподавателя. Показатель состояния здоровья, на наш взгляд, также является очень важным. Физическое воспитание - это не только учебная дисциплина, это важнейшее средство сохранения здоровья молодого человека. Поэтому мы приняли следующие условия по этому показателю: если в течение семестра ни разу не обращался за медицинской помощью - третий уровень (дополнительно 5 баллов), если до 25% занятий пропустил по болезни - второй уровень (3 балла), если до 50% времени болел - первый уровень (1 балл). Студенты, имеющие хронические заболевания, различные патологии по этому критерию не оцениваются. Таким образом, студент может набрать за семестр до 99 баллов (74+25 премиальных).
В силу того, что рейтинг еще не получил своего официального утверждения, предстоит
осуществить перевод суммы баллов, полученных студентами, в действующую четырехбалльную систему. Каких-либо единых подходов в решении данного вопроса не существует, поэтому в каждом конкретном случае он решается по-своему. Чаще всего при переводе в четырехбалльную систему берется определенная шкала, в которой каждому баллу соответствует количество процентов, Максимальное количество баллов приравнивается к 100%. Если студент набрал от 1 до 49%, выставляется неудовлетворительная отметка; от 50 до 69% - удовлетворительная; от 70 до 84% - выставляется «хорошо», от 85 до 100% - «отлично». Отдельные преподаватели используют следующую шкалу: от 1 до 40% - «неудовлетворительно»; от 41 до 60% - «удовлетворительно», от 61-80% - «хорошо»; от 81 до 100% - «отлично». Применение предлагаемого рейтинга не требует такого пересчета. В нашем случае, если студент набрал менее 35 баллов, ему ставится оценка «неудовлетворительно», от 35 до 56 баллов - «удовлетворительно», от 56 до 74 - «хорошо», 74 и более - «отлично».
Разумеется, что перевод баллов в оценку заключает в себе элемент субъективизма и содержит так называемые зоны сомнения: иногда не хватает одного очка для получения балла на порядок выше. Вместе с тем, несмотря на это, объективизация оценки очевидна, так как данная система оценки применяется по отношению ко всем студентам, и, следовательно, для них создаются одинаковые условия. Рейтинговая система оценки позволяет глубоко и всесторонне оценить студентов по физической культуре, своевременно поддержать успех, сформировать уверенность в своих возможностях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Избранные разделы школьной методики физического воспитания : учеб. пособие для студ. академии / под ред. А. П. Матвеева. М. : РГАФК, 1993.С. 81.
2. Лях В. И. // Физическая культура в школе. 1991. № 11. С. 3-8.
3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) М.: Физкультура и спорт, 1991. - С 543.
4. Русинов В. П. Основы теории тестов / В.П.Русинов // Учебно-исследовательская работа студентов: метод, рекомендации. - Чайковский : ЧГИФК, 1997. - 23 с.
5. Тельтевская Н. В. Рейтинговая система контроля и оценки знаний : учеб.-метод. пособие. Саратов: «Педагогическое общество России»; ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2004. С. 84.
Поступила в редакцию 18.04.2007 г.