ПЕДАГОГИКОЛСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Электронный жлфнял Камской государственной академии физической ку,чылт>ы, с портя и туризма
PerJVa Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007 г.
№2 (2009)
(Выпуск 11)
УДК
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИИ В РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
О.Б. Соломахин - кандидат педагогических наук, профессор Камская государственная академия физической культуры спорта и туризма Э.И. Ахметшина - кандидат педагогических наук, ст. преподаватель Институт экономики, управления и права Набережные Челны
SHAPING OF REALIZED NECESSITY AND MOTIVATION IN REGULAR OCCUPATION OF PHYSICAL CULTURE BY PUPILS OF INITIAL CLASSES
O.B. Solomahin - PhD, professor Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny E.I. Ahmetshina - PhD, senior teacher Institute of economy, management and law Naberezhnye Chelny
e-mail: institut dop a mail. ru
Ключевые слова: физкультурное образование, младшие школьники, потребности, мотивация, эксперимент.
Аннотация. Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования у учащихся начальных классов осознанной потребности в регулярных занятиях физической культурой. Объект исследования: физическое воспитание и образование детей младшего школьного возраста, осуществляемые в условиях современной общеобразовательной школы. Эффективность воспитательного процесса тем выше, чем он больше обогащает и перестраивает потребностно-мотивационную сферу личности, развивает ее интеллектуальную и эмоционально-волевую активность. Для формирования положительно устойчивой мотивации деятельности младшего школьника важно, чтобы главным в оценке его работы был ее качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявления причин недостатков, а не их констатация. Педагогическая
4707014459010
оценка должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию учащихся, повышению уровня их знаний и воспитанности, формированию потребности и мотивов учения. Опытно-экспериментальная работа позволила нам установить, что наибольший эффект совершенствования процесса формирования потребности в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов можно получить на основе комплексного воздействия, включающего в себя работу по активизации познавательной и физкультурной активности школьников.
Key words: athletic formation, younger schoolchildren, need, motivation, experiment.
Abstract. The Purpose of the study is a theoretical motivation and experimental check of efficiency of the pedagogical conditions of the shaping realized necessity for regular occupation of physical culture by pupils of initial classes. The Object of the study: physical education and formation of younger school age children, realized in condition of the modern general school. Efficiency of educational process that above, than it more enriches and reconstructs necessary-motivational sphere of personalities, develops intellectual and emotional-volitional activity. For shaping of positively firm motivation of activity of the younger schoolboy it is important that main in estimation of his work was qualitative analysis, underlining of all positive moments, advancement in mastering the scholastic material and revealing the reasons of defect, rather then their establishment. The Pedagogical estimation must promote all-round and harmonious development of pupils, increasing level their knowledges and breeding, shaping of necessity and motive of the teaching. Experienced-experimental work has allowed us to install that most effect of the improvement of the process of the shaping neccesity for regular occupation of physical culture among pupils of initial classes possible to get on base of the complex influence, comprising of itself work on activations cognitive and athletic activity ofpupils.
В настоящее время трудно переоценить значение занятий физической культурой и спортом для всех слоев населения: детей и их родителей, школьников и студентов, рабочих и служащих. Все должны знать, что физическая культура и спорт: это всестороннее и гармоничное развитие личности; это здоровье нации, здоровье следующих поколений; это расширение круга общения, развитие коммуникабельности; это резкое сокращение случаев пьянства и других негативных явлений, особенно среди подростков; это дисциплинированность, хороший социально-психологический климат; социальная активность людей; это борьба с профессиональными заболеваниями, травматизмом; уменьшение срока обучения и овладения специальностью; это профессионально-прикладная подготовка; это рациональное проведение свободного времени. Общественное мнение должно способствовать тому, чтобы каждый человек осознавал, что существует множество факторов, ослабляющих здоровье, наносящих значительный вред организму, а положительно воздействующих не так уж много, и среди них не последнюю роль играют физическая культура и массовый спорт, целого ряда болезней без определенного объема занятий физической культурой избежать не возможно.
Таким образом, сегодняшние средства массовой информации не используют в полной мере своих возможностей для формирования нравственного, физического здоровья нации посредством такого мощного воспитательного и оздоровительного феномена, как физическая культура [1, 6]. Широкое использование интеллектуального воспитания в сфере формирования физической культуры человека, может изменить ситуацию физкультурной безграмотности большинства
людей и позволит ему стать реальной предпосылкой их сознательного отношения к ценностям этой сферы деятельности [3, 5].
Существенную помощь в сохранении здоровья системе здравоохранения может и должно оказать школьное физкультурное образование. Ведь через школу проходит каждый. На уроках физической культуры можно научиться не только умениям и навыкам правильно двигаться и выполнять набор упражнений, но и овладеть знаниями по самоконтролю показателей физического развития и физической подготовленности, пониманию через межпредметные связи того, как законы биологии, химии, физики преломляются в нашем теле, определяют его физическое состояние, работоспособность. Необходимо, поднять престиж предмета «Физическая культура» начиная с младшего школьного возраста, научить самостоятельным осознанным занятиям физическими упражнениями. При этом необходимо помнить: - о количестве времени, предусмотренного программой на предмет физическая культура; - о единстве теории и практики, т.е. закреплении полученных знаний в практической деятельности [2].
В соответствии с современными представлениями, целью физкультурного воспитания является физическая культура человека как неотъемлемый компонент всесторонне развитой личности, характеризующейся деятельностным отношением к творческому освоению физкультурных ценностей. При конкретизации цели физкультурного образования, в его задачах прослеживается тенденция выделения группы задач интеллектуального воспитания, связанных с овладением человеком целостной системы знаний необходимых для физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем оздоровления [6].
Реализация цели в физическом воспитании учащихся опирается на следующие принципы:
- принцип целостности, определяющий такой уровень организации учебно-воспитательного процесса, при котором стимулируется активное развитие личности школьника в целом, всех ее структурных компонентов и связей; обеспечивается единство духовного, физического и общекультурного развития, взаимосвязь и взаимодействие всех направлений воспитания;
- принцип гуманизации, усиливающий внимание к личности каждого школьника как высшей социальной ценности, нацеливающей на оздоровление среды и условий, в которых он живет, учится и отдыхает, включен в деятельность; формирующий также качества и свойства личности, которые развивают ее самодеятельность и общественную активность, работоспособность и способность к общению; ориентирующий на здоровый образ жизни, развитие нравственных качеств, свидетельствующих об активном отношении к обществу (гуманизм, коллективизм, интернационализм, патриотизм), к труду и его результатам (трудолюбие, долг, личная ответственность и дисциплинированность и т.п.), к другим людям и себе (принципиальность, отзывчивость, скромность, совестливость и др.);
- принцип дифференциации и индивидуализации, создающий условия для наиболее полного развития и проявления способностей и возможностей учащихся в свободно избранных видах и формах физкультурно-спортивной деятельности с учетом их личностных, психофизиологических и физических особенностей, интересов, потребностей; обеспечивающий перенос и трансформацию достигнутого в учебной, трудовой, культурно-образовательной и общественной деятельности;
- принцип деятельного подхода, нацеливающий на активное включение школьников в значимые для них виды и формы физкультурно-спортивной деятельности;
- принцип непрерывности и преемственности, предполагающий систематическую и целенаправленную деятельность по формированию физической культуры школьника на всех этапах обучения в школе и качественную сторону взаимосвязи ее компонентов [4].
Принцип индивидуального подхода, широко используемый нами в ходе эксперимента, является реализацией идеи гуманизации физического воспитания на основе ориентации на индивидуальную норму, темпы продвижения в развитии у школьников двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных количественных нормативов.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, на гуманизацию обучения влекут за собой и изменение системы оценивания. Необходим поиск иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении и в дальнейшем привел бы молодежь в спортивные секции и кружки.
В работе ставилась цель теоретического обоснования и экспериментальной проверки эффективности педагогических условий формирования у учащихся начальных классов осознанной потребности в регулярных занятиях физической культурой. Разработанная модель процесса формирования у младших школьников потребности в регулярных занятиях физической культурой и ее внедрение в практику общеобразовательных школ позволила выделить ряд основных педагогических условий, позволяющих получить наилучшие результаты:
- осуществление работы по формированию у младших школьников положительного отношения к занятиям физической культурой;
- усиление внимания к теоретическому компоненту содержания физкультурного образования;
- использование активных организационных форм и методов обучения;
- формирование у младших школьников потребности в регулярных занятиях физической культурой с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- обеспечение занятий по физической культуре соответствующим учебно-методическим и материально-техническим оснащением.
Процесс формирования потребности и мотивационно-ценностного отношения к физической культуре есть результат множества взаимосвязей и взаимодействий личности во внешней среде на фоне внутренних преобразований, поэтому наблюдается проявление многообразия факторов, оказывающих влияние на эффективность данного процесса. Различают факторы объективные (внешние) и субъективные (внутренние), основные (ведущие) и не основные (частные), прямые и косвенные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые.
К объективным относятся такие факторы, которые существуют независимо от воли и сознания человека: материально-бытовые условия, материально-техническая оснащенность учебного процесса, личность преподавателя и т. д. К субъективным, зависящим от знаний человека, относятся индивидуальные особенности личности: уровень физического развития, состояние здоровья, морально-волевые качества, интересы, потребности, мотивы и ценностные ориентации.
Итак, в нашем исследовании выявлены факторы, имеющие преобладающее значение для учебных занятий младших школьников:
- состояние учебной базы, инвентаря,
- состояние здоровья,
- уровень, предъявляемых требований,
- личность преподавателя,
- направленность учебных занятий,
- ответственность за участие в занятии, соревновании.
Формирование мотивов и потребностей целиком и полностью зависит от педагогов, учителя физической культуры, родителей. Разницы в мотивах и интересах девочек и мальчиков младшего школьного возраста практически не существует, она есть только в потребности двигательной деятельности (у мальчиков эта потребность значительно выше).
Предлагаемые на сегодняшний день новые педагогические технологии и методы (увеличение количества уроков, спортивно-ориентированное физическое воспитание) по проведению более эффективного и качественного проведения урока физической культуры в школе во многом проблематичны и невозможны. Основными причинами, негативно влияющими на эти в целом положительные и необходимые формы и методы занятий физической культурой, являются
отсутствие спортивно-материальной базы (спортивные сооружения, спортинвентарь), научно-методическое руководство и зарплата педагогических работников.
В период младшего школьного возраста происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребёнка. На первый план выходит учебная деятельность, игровая деятельность отходит на второй план. Однако, игра в начальных классах - ведущее средство воспитания физических качеств. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом появления всех важнейших черт личности. И взрослые, и дети в таких, к примеру, вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, регби, шахматы и т.п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодолевая трудности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре.
Детство без игры и вне игры лишает ребёнка игровой практики, что ведёт к потере главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра -продолжение жизни [9].
Таким образом, можно предположить, что игра есть образ детства, его «школа морали» [10]. Забавляясь и играя, ребёнок обретает себя и осознаёт себя личностью.
В наш век информационных технологий и компьютеризации игра не теряет актуальности, а приобретает к тому же новые формы и облики. Очень популярные в последнее время компьютерные игры с набором баллов, с переходами на высшие уровни натолкнули нас на создание своеобразной игры, но в реальной жизни.
Мы применили такую форму контроля, которая, сохраняя положительные стороны традиционной системы оценки, значительно уменьшили её минусы. Ещё известный педагог В.Ф. Шаталов для контроля знаний ввел «листы открытого учета знаний». Их суть состоит в том, что каждая полученная на уроке или во внеурочное время отметка заносится на специальный бланк. В отличие от «Шаталовского» листа наши не вывешивались для всеобщего обозрения, но были легкодоступны (находились у учителя физической культуры) и по первому требованию предъявлялись ученику. Дети могли сразу видеть свои сильные и слабые стороны. Такие листы велись отдельно за каждую четверть. Итоговая четвертная отметка выводится исходя из шести критериев, каждый из которых оценивается по пятибалльной системе. Таким образом, максимально ученик может набрать 30 баллов. Отметка «2» по любому из критериев оценивания в сумму баллов не входит. Устанавливается следующее соответствие оценок и уровней:
1 уровень (менее 20 баллов) - 2 «неудовлетворительно»;
2 уровень (20-23 балла) - 3 «удовлетворительно»;
3 уровень (24-27 баллов) - 4 «хорошо»;
4 уровень (28-30 баллов) - 5 «отлично».
В конце четверти учащимся, набравшим наибольшее количество баллов, выдавались памятные эмблемы и «присваивались» звания «Лучший атлет», «Лучший лыжник», «Лучший гимнаст», «Лучший спортсмен». По нашему мнению, такое оценивание уравнивает шансы «сильных» и «слабых» учеников, каждый видит свои достоинства и недостатки. «Слабый» знает, где ему нужно «подтянуться». Такая система оценивания удобная для восприятия детьми младшего школьного возраста и приближает детей к оценкам по ЕГЭ (который оценивается по 100-балльной шкале). Таким образом, ученики участвовали в игре по набору баллов, в борьбе за звание лучшего.
Бально-рейтинговая оценка, используемая на уроках физической культуры, с рационально выверенными, в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, критериями позволяет значительно повысить отношение к урокам физической культуры. Предложенные нами критерии оценивают не только физическую подготовленность, но и ряд других показателей. Применив принципиально иной подход к оцениванию, который позволил устранить негативные моменты в обучении, способствовал гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связана предложенная нами бально-рейтинговая система оценивания.
В качестве критериев оценивания были выделены:
1) посещаемость уроков физической культуры;
2) прилежание;
3) взаимоотношения с одноклассниками;
4) отметка за теоретическую подготовку в области физической культуры;
5) сформированность двигательных умений и навыков;
6) отметки за выполнение контрольных нормативов.
В результате педагогического эксперимента установлено, что введение бально-рейтинговой системы оценивания позволяет значительно улучшить показатели физической подготовленности (в экспериментальном классе у мальчиков с высоким уровнем физической подготовленности - 21 % учащихся, со средним - 79 %, с низким - 0 % учащихся; в контрольном классе у мальчиков с высоким уровнем физической подготовленности 14 % учащихся, со средним уровнем - 72 %, с низким - 14 % учащихся; в экспериментальном классе у девочек с высоким уровнем физической подготовленности - 33 % учащихся, со средним - 67 %, с низким - 0 % учащихся; в контрольном классе у девочек с высоким уровнем физической подготовленности 15 % учащихся, со средним уровнем - 62 %, с низким - 23 % учащихся), что позволяет утверждать о необходимости
изменения подхода в оценивании по физической культуре, его гуманизации, использовании активных организационных форм и методов обучения.
Расширение теоретического раздела программы по физической культуре в начальных классах направлено на улучшение качества процесса физического воспитания и образования детей, на повышение уровня образованности в области физической культуры. Особенно важным, если не основополагающим, условием придания предмету «физическая культура» действительно образовательной направленности является изменение социальной сущности предмета, и его преподавания. Это заключается в пересмотре акцентов в явлениях и процессах, и в частности отходе от механического натаскивания учащихся на физический, качественный результат, и ярко выраженном внимании на приобретении учащимися действительной образованности в области физической культуры [8]. Образование в области физической культуры - это процесс и результат освоения знаний, способов познания, формирования интеллектуального компонента физической культуры личности, связанных с применением специальных средств и методов направленного физического совершенствования человека, а также развития способности передавать изученное и познанное окружающим на основе собственной физкультурной осведомленности [7]. Причем реализация такого подхода в преподавании должна обуславливаться онтогенетической познавательной активностью обучаемых и строиться на основе логической формулы формирования физической культуры индивида (младший школьный возраст) - индивидуальности (средний школьный возраст) - личности (старший школьный возраст).
Отметим, что образовательный учебный предмет по физической культуре в школе - это одна из основных дисциплин единого учебного плана школы, призванная формировать специальные знания, умения и навыки по использованию средств физической культуры с целью обеспечения оптимальной жизнедеятельности организма, телесного и интеллектуального самосовершенствования. Исходя из отмеченного, процесс преподавания предмета «физическая культура» в школе должен предоставлять учащимся возможность получать знания (информацию), позволяющие осознать жизненную необходимость приобретения на основе знаний прикладных умений и навыков, овладеть способами их творческого применения в целях достижения высокого уровня физической и умственной работоспособности. Помимо этого, что не менее важно, преподавание предмета призвано формировать представление о возможностях собственного организма, элементарного мониторинга за состоянием собственного здоровья, а также самостоятельно и грамотно создавать и реализовывать программы самосовершенствования [7].
Итак, современные школьники имеют в неделю два урока рекреационной двигательной активности. И если бы таких уроков было не два, а три, четыре, то и в этом случае основные задачи физического воспитания не могут решаться. Исследованиями последнего десятилетия
показано, что современные уроки физической культуры не являются эффективной содержательной формой достижения учениками физических кондиций, формирования здоровья.
Ни для кого не является секретом характер и общие особенности преподавания физической культуры как базовой общеобразовательной дисциплины. Урок физической культуры в современной школе по содержанию есть не что иное, как активный двигательный отдых или двигательное «натаскивание» на спортивный результат. И это при том условии, что программа учебного предмета имеет раздел теории, с содержанием которого трудно согласиться. Но даже в том содержании, которое есть, теория предмета ученикам не преподается. То есть учащиеся лишены права на общее среднее образование в области физической культуры. Правда, делаются робкие попытки некоторых учителей «давать» теорию в связи с введенным экзаменом по физической культуре. Но опять таки нет четких указаний, в какой форме, как и когда учащиеся должны эти знания получать. Поэтому чаще всего изучение теории в области физической культуры происходит самостоятельно и только лично заинтересованной категорией старшеклассников.
Для решения поставленной задачи расширения теоретического материала нами была разработана программа для учащихся начальных классов. Теория изучалась детьми 1 раз в месяц во время классного часа, который назывался «спортивным часом». На этих уроках новый материал готовил не только учитель физической культуры, но и сами дети делали сообщения, рефераты, доклады на определенные темы. В рамках этих классных часов проводились также встречи со знаменитыми спортсменами и тренерами города. Такие творческие работы очень стимулировали детей и на уроках физической культуры. За изучение теории в области физической культуры учащиеся получали отметки, которые влияли на итоговую оценку. Контроль знаний проводился как во время «спортивного часа» в виде письменных и устных ответов, так и на уроках физической культуры во время объяснения нового материала.
На основании проведенного педагогического эксперимента можно отметить, что изучение раздела теории в области физической культуры позволяет значительно улучшить отношение к занятиям физической культурой (высокий уровень отношения в экспериментальном классе - 71%, в контрольном классе - 33%), что дает основание для уверенности о необходимости расширения кругозора и знаний в области физической культуры, усиления внимания теоретическому компоненту содержания образования.
Опытно-экспериментальная работа позволила нам установить, что наибольший эффект совершенствования процесса формирования положительного отношения и потребности в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов можно получить на основе комплексного воздействия, включающего в себя работу по активизации познавательной и физкультурной активности школьников. В результате педагогического эксперимента показатели
экспериментального класса превысили показатели успеваемости контрольных классов по общеобразовательному предмету физическая культура и по уровню физической подготовленности, из чего следует необходимость конкретизации оценивания для учащихся начальных классов и изучения теоретических основ физической культуры.
Таким образом, предлагаемые мероприятия повышают интерес у учащихся начальных классов к занятиям физической культурой, а приобретаемые умения и знания позволяют им дальше совершенствоваться.
Литература:
1. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры: - 1990. - №1. - С. 22-26.
2. Бальсевич, В.К. Непрерывное физкультурное образование / В.К. Бальсевич, Г.И. Попов, Н.И. Санникова // Теория и практика физической культуры: - 2004. - №12. - С. 10-13.
3. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.: - 1994. - №9. - С. 9-11.
4. Виленский, М.Я. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки / М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов // Физическая культура в школе: - 1990. - №12. - С. 2-7.
5. Ионов, А.А. Мотивация при выборе вида спорта для регулярных занятий [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - №4. - Режим доступа к журн.: http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.
6. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева - М.: Изд-во ГЦОЛИФК. - 1992. - 120 с.
7. Лубышева, Л.И Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры: - 1997. - №6. - С. 10-13.
8. Курысь, В.Н. Взгляды на общее непрерывное образование в области физической культуры в пространстве педагогической антропологии / В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева // Теория и практика физической культуры. 2004, №12, С. 14-19.
9. Матвеев, А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры / А.П. Матвеев - М.: ФОН, 1997. - 47 с.
10. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры / С. А. Шмаков - М.: Новая школа. - 1994.
11. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика, - 1978, - С. 283-285.
Bibliography
1. Balisevich, V.K. Physical training in system of the unbringingof of the culture of healthy lifestyleof the person (methdological, ecological and organizing aspects) / V.K. Balisevich // Theory and practice of the physical culture: - 1990. -№1. - P. 22-26.
2. Balisevich, V.K. Unceasing athletic formation / V.K. Balisevich, G.I. Popov, N.I. Sannikova // Theory and practice of the physical culture: - 2004. - №12. - P. 10-13.
3. Vilenskiy, M.Y. Social-psychological determinants of the healthy lifestyle / M.Y. Vilenskiy // Theory and practice physical kulitury.: - 1994. - №9. - P. 9-11.
4. Vilenskiy, M.Y. Physical education of schoolboy: questions of the realignment / M.Y. Vilenskiy, E.N. Litvinov // Physical culture in school: - 1990. - №12. - P. 2-7.
5. Ionov, A.A. The Motivation at choice sports for regular occupation [electronic resource] // Pedagogiko-psychological and physician-biological problems of the physical culture and sport. - 2007. - №4. Mode of the access to periodical.: http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm.
6. Lubysheva, L.I. The Concept of the shaping the physical culture of the person / L.I. Lubysheva - M.: Izd-in GCOLIFK. -1992. - 120 р.
7. Lubysheva, L.I Modern value potential of the physical culture and sport and ways of its mastering by society and personality / L.I. Lubysheva // Theory and practice of the physical culture: - 1997. - №6. - Р.10-13.
8. Кurys, V.N. The Looks at the general unceasing formation in the field of physical culture in space of the pedagogical anthropology / V.N. Kurys, L.N. Slyadneva // Theory and practice of the physical culture. - 2004. - №12. - Р. 14-19.
9. Matveev, A.P. The Essays on theories and methods of the formation schoolboy in sphere of the physical culture / A.P. Matveev - M.: FON, 1997. - 47 p.
10. Shmakov, S.A. The Plays of pupils - a phenomenon of the culture / S.A. Shmakov - M.: New school. - 1994.
11. Elikonin, D.B. The Psychology of the game/ D.B. Elikonin - M.: Pedagogic, - 1978. - P. 283-285.