Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие «Филология и коммуникативные науки». Ред. -сост. : А. А. Чувакин, С. В. Доронина, И. Ю. Качесова, А. И. Куляпин, Н. В. Панченко, Т. В. Чернышова; под общ. Ред. А. А. Чувакина. М: Флинта; Наука, 2015. 496 с'

Рецензия на учебное пособие «Филология и коммуникативные науки». Ред. -сост. : А. А. Чувакин, С. В. Доронина, И. Ю. Качесова, А. И. Куляпин, Н. В. Панченко, Т. В. Чернышова; под общ. Ред. А. А. Чувакина. М: Флинта; Наука, 2015. 496 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бутакова Лариса Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие «Филология и коммуникативные науки». Ред. -сост. : А. А. Чувакин, С. В. Доронина, И. Ю. Качесова, А. И. Куляпин, Н. В. Панченко, Т. В. Чернышова; под общ. Ред. А. А. Чувакина. М: Флинта; Наука, 2015. 496 с»

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ФИЛОЛОГИЯ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НАУКИ». РЕД.-СОСТ.: А.А. ЧУВАКИН, СВ. ДОРОНИНА, И.Ю. КАЧЕСОВА, А.И КУЛЯПИН, Н.В. ПАНЧЕНКО, Т В. ЧЕРНЫШОВА; ПОД ОБЩ. РЕД. А.А. ЧУВАКИНА. М.: ФЛИНТА, НАУКА, 2015. 496 С.

Рецензируемое учебное пособие (в жанре хрестоматии) направлено на описание важнейших объектов современного филологического образования -человека, языка, коммуникации, текста. В соответствие с указанными объектами выстроены разделы новой книги известного авторского коллектива алтайских ученых:

• Филология и коммуникативные науки во встречном движении: от Бахтина до наших дней;

• Человек в коммуникации;

• Язык в коммуникации;

• Текст в коммуникации;

• Методы филологического исследования коммуникации.

Логика авторов-составителей учебного поосбия - хрестоматии понятна:

от общей характеристики динамики взаимодействия филологии и коммуникативных наук до человека, языка, текста как коммуникативных феноменов. Не случайно завершает эту стройную композицию раздел, посвященный методам филологического изучения коммуникации.

Показу объектов с разных сторон соответствует структура каждого раздела. В ней есть введение, освещающее основную проблематику раздела, сведения об авторах, извлечения из чьих трудов помещены в разделе, и о самих трудах; извлечения из трудов отечественных и зарубежных специалистов в области филологических и коммуникативных наук середины ХХ - начала XXI веков; списки дополнительной литературы; перечни вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Авторы подчеркивают соблюдение принципа построения книги и каждого ее раздела: история - теория - метод. Этот принцип позволяет адресату каждый раз увидеть объект изучения в трехмерной проекции, что, несомненно, расширит методологический кругозор каждого, кто будет пользоваться книгой.

Этот принцип соединяется с другим - постоянным стимулированием самостоятельной работы адресата (в первую очередь - магистранта). Анализ теории, истории вопроса, выявление метода в каждом разделе в кругу объектов, теоретических и прикладных проблем активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Указанные структурные и содержательные особенности отвечают специфике жанра учебного пособия, помогают студентам-филологам получить достаточное представление об авторах, познакомиться с выдержками из их

работ, расширить знания с помощью ознакомления работ из списка дополнительной литературы, повторить прочитанное по вопросам, сформировать навык проблемного анализа научного текста, выполнив задания.

Рецензируемая хрестоматия реализует принцип «знать - уметь - владеть»: с ее помощью студенты могут обучаться сами, а преподаватели - обучать, создавая проблемные ситуации.

Не случайно авторы-составители хрестоматии подчеркивают разносторонность современного филолога - исследователя, преподавателя, переводчика, аналитика, прикладника широкого профиля. Эти стороны филологического образования были также учтены при выборе авторов и их трудов на русском и английском (а в одном случае и чешском) языках (фрагменты работ были специально переведены для настоящего издания преподавателями кафедр иностранных языков университета). Хрестоматия предоставляет роскошный (без преувеличения) набор авторов и текстов (от М.М. Бахтина, У. Эко до У. Чейфа, Э. Сэпира, Т. Дридзе и др.). У филолога-теоретика и филолога-практика этот набор вызывает состояние легкой эйфории и желание тут же начать работать.

Еще один принцип реализован в структуре и содержании учебного пособия. Современная языковая / речевая действительность реализует себя в письменных, устных, реальных, виртуальных текстах и дискурсах вербального, авербального, поликодового, полимодального типов. Именно поэтому в пособие включены работы известных лингвистов, работающих в широком проблемном поле. Знакомство с ними позволит студенту-филологу, аспиранту, преподавателю представить типы текстов и дискурсов во всем функциональном и «формальном» разнообразии.

Раздел, посвященный порождению и пониманию текста и дискурса, в полной мере дает представление также о механизмах обработки информации человеком, возможностях описания коммуникативных программ в процессах порождения, работы памяти и пр.

Авторы-составители хрестоматии не случайно избрали междисциплинарный подход, соответствующий современным филологическим исследованиям, многократно реализованный в научных трудах авторского коллектива. Поэтому были выбраны материалы, находящиеся на пересечении филологии и коммуникативных наук.

Алтайские ученые, много лет успешно занимающиеся исследованием Человека в Коммуникации и Коммуникации Человека, вполне обоснованно выдвинули вперед фигуру homo communicans, сделав ее центральной при рассмотрении коммуникативных явлений и процессов «глазами» филолога. Следы коммуникации они обнаружили во взаимодействии естественного языка с языками иной природы, текст также квалифицировали как сообщение. Такая трансформация объектов филологии (homo loquens, естественного языка, текста) в объекты, находящиеся в общем пространстве филологии и коммуникативных наук, отражает широкий филологический подход, актуальный как в научных исследованиях, так и в практике преподавания.

При составлении хрестоматии перед авторским коллективом стояла непростая задача: показать актуальное состояние и перспективы развития филологии и коммуникативистики, отобрав значимые, интересные труды ХХ-ХХ1

веков. С этой задачей составители блестяще справились. Хрестоматия содержит фрагменты работ К. Ажежа, Д. Карнеги, Ю.Н. Тынянова, Ю. Кристевой, Р. Якобсона, У. Эко, В.В. Красных, К.Ф. Седова и многих других. В разных разделах пособия есть работы алтайских ученых - лингвистов и литературоведов. Их присутствие показывает, как много сделали за несколько десятилетий те, кто сформировал Алтайский научный текст, структурировал отнюдь не провинциальную научную коммуникацию и создал серьезное коммуникативное, риторическое, дискурсивное направление за Уралом.

Состав хрестоматии дает возможность увидеть соседство школ и направлений, разницу подходов к одному объекту, линии развития филологии от человека и к человеку.

Думается, замысел авторов-составителей реализован полностью. Книгой удобно пользоваться. В ней нет ничего лишнего и случайного. Надеюсь, что хрестоматия будет полезна многим филологам, позволит получить удовольствие от общения с Наукой.

Л.О. Бутакова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.