КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
А.А. Чувакин. Основы филологии: учеб. пособие; под ред. А.И.Куляпина. М.: «ФЛИНТА» : Наука,
2011. 240 с.
Реализация в вузах Федеральных государственных образовательных стандартов (далее: ФГОС) в числе многих «мероприятий» предусматривает и обеспечение учебного процесса учебниками и учебными пособиями, адекватными требованиям подготовки бакалавров и магистров. Особенно сложной и ответственной является эта задача в тех случаях, когда создается учебная литература для впервые вводимых учебных дисциплин. Такого рода дисциплиной у будущих бакалавров филологии являются основы филологии. Ее изучение обязательно для всех будущих филологов, так как в стандарте она помещена среди дисциплин базовой части общепрофессионального цикла.
Автор учебного пособия доктор филологических наук, профессор Алтайского государственного университета А.А. Чувакин, как известно, является одним из инициаторов введения названной учебной дисциплины. Им же создана концепция основ филологии и программа учебного курса, которая в течение ряда лет апробировалась в Алтайском университете1. Уточненный вариант программы помещен в приложении к рецензируемому учебному пособию. Если учесть, что книга издана до начала 2011-2012 учебного года, то можно считать, что преподаватели и студенты своевременно получили программу курса и учебное пособие, что крайне важно в современных условиях. Замечу, что оба документа, судя по публикациям, неоднократно обсуждались Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию и были им одобрены; учебное пособие рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию.
1 См. об этом: А.А.Чувакин. Курс основ филологии: к проблеме модернизации высшего филологического образования // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2006. N° 2.
И еще одно общее суждение. Книга отражает поиски ее автора в области общей филологии. Главный результат этих поисков состоит в том, что, по мнению А.А. Чувакина, в филологии ХХ века рубежное значение имеют 1960-1970-х годы, когда начинается современный этап ее развития. Существо этого этапа связывается с господством тенденции к интеграции филологических наук и дисциплин, что происходит на фоне междисциплинарности и гуманитаризации научного знания, антропологического поворота в науке и во многом объясняется расширением круга объектов филологии: в их числе А.А. Чувакин называет не только текст (как это было в филологии прошлого), но и естественный язык и homo loquens2.
Содержательно и структурно учебное пособие соответствует ФГОС и программе учебной дисциплины. В книге освещаются все вопросы программы: понятие современной филологии, основные тенденции развития филологии с момента ее возникновения и по настоящее время, ключевые вопросы теории и методологии филологии.
Книга делится на шесть глав.
Первая, вводная, глава рассматривает факторы возникновения филологии как практической деятельности и как знания. Центральное место в главе занимает поиск ответа на вопрос, что представляет собой современная филология. В ходе рассуждений и анализа историконаучной литературы и фактического материала читатели приводятся к следующему выводу: «современная филология представляет собой совокупность гуманитарных наук и научных дисциплин, изучающих посредством анализа естественный язык, текст и homo loquens
- «главное воплощение человеческого <...> духа» (Ю.С. Степанов)» (с. 17). Наконец во введении дается систематизация филологических наук и дисциплин, определяется цель и задачи курса основ филологии.
Во второй главе содержится краткий очерк истории филологии. Материал выстраивается как демонстрация движения филологии от комплексного знания к комплексу наук. Показывается значение трудов Ф.-А. Вольфа и его современников в развитии филологии, процессы специализации филологического знания и дифференциации филологических наук в середине Х1Х-ХХ веков В книге вводится понятие «новейшая», или современная, филология как обозначение этапа филологии, складывающегося с 1960-1970-х годов. Содержание главы углуб-
2 См.: Кощей Л.А., Чувакин А.А. Homo loquens как исходная реальность и объект филологии: к постановке проблемы // Филология и человек. 2006. N° 1. Чувакин А.А. Язык как объект современной филологии // Вестник Бурят. гос. ун-та. Филология. Улан-Удэ, 2007. Вып. 7.
ляет представление о современном этапе филологии, обращая внимание читателей на факт развития общефилологического ядра знаний (с. 48).
Третья, четвертая и пятая главы книги посвящены описанию объектов современной филологии - соответственно естественного языка, текста и homo loquens. Эти главы построены однотипно: сначала читателю предлагается подумать над вопросом, почему естественный язык, текст, homo loquens является объектом современной филологии, затем подробно рассматривается существо объекта, показываются важнейшие из его «внешних» связей - языка с другими знаковыми системами, текста с миром текстов, homo loquens с другими ипостасями человека; главы завершаются перечислением и краткой характеристикой наук и дисциплин, изучающих рассматриваемый в главе объект филологии. С логикой подачи материала в этих главах можно согласиться. Читатели получают не только общее представление об объектах современной филологии, но и знакомятся с трудностями и сложностями филологического анализа.
Шестая глава обращает читателей к методологии филологии, которая понимается как «учение об основаниях и способах действова-ния с ее (филологии. - Э.Л.) объектами» (с. 189). Соответственно этому методология филологии предстает в книге как учение о филологическом подходе, методах практической деятельности и методах исследования; подчеркнуты особенности современного филологического исследования (возрастание роли субъективного фактора, значимость гуманитарного контекста, связей с философией и др.). Таким образом, глава фактически демонстрирует еще один аспект единства филологии
- методологический. В главе подробно рассматриваются основные понятия, связанные с исследовательской деятельностью филолога (объект и предмет исследования, его методы, логика процесса исследования, его организация, особенности учебного научного исследования). Важно, что все основные положения, освещенные в главе, хорошо иллюстрированы материалами из исследовательского опыта. Это делает обращает ее содержание непосредственно к практике.
Учебное пособие отвечает всем требованиям учебного издания. Изложение теоретического материала ведется не в догматически-описательной манере, а скорее в стиле рассуждения, сопровождающегося обращениями к истории науки, фактам и процессам развития филологии. Иногда следуют прямые предложения читателям более углубленно рассмотреть описываемое явление, провести самостоятельный анализ фактического материала или найти в собственном опыте
подобные (иные) явления. Тем самым текст стимулируют интеллектуальную деятельность читателей, служат развитию у студентов филологической зоркости. Каждая глава содержит вопросы и задания для самостоятельной работы, что соответствует традициям жанра. Вместе с тем книга и обогащает традицию: в каждой главе помещены материалы для чтения, составленные из фрагментов сочинений классиков филологических наук и выдающихся филологов, гуманитариев, писателей (С.С. Аверинцева, Р. Барта, М.М. Бахтина, И. Бродского,
В. Гумбольдта, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.И. Карасика,
И.Т. Касавина, Н. Пьеге-Гро, М.Ю. Сидоровой, Ю.С. Степанова, Л.В. Щербы, У. Эко и др.). Эти материалы могут быть использованы студентами - для чтения, на семинарских и практических занятиях, для выполнения письменных работ и др., а также преподавателями. Наконец отметим еще один факт: каждая глава открывается эпиграфом.
Важно отметить, что рецензируемое учебное пособие не дублирует содержание учебных книг по «введениям» - в литературоведение, языкознание, теорию коммуникации. Оно удачно вписывается их круг, помещая сведения по названным учебным дисциплинам в общефилологический контекст. Как и учебные пособия (учебники) по «введениям», рецензируемое обращено к филологам независимо от профиля подготовки в бакалавриате, о чем свидетельствует хотя бы иллюстративный материал - из разных языков (русского, английского, немецкого, французского, чешского и др.) и литератур (русской, чешской, тывинской и др.), из устной и письменной речи, Интернет-коммуникации.
В итоге хотелось бы подчеркнуть, что рецензируемое пособие есть первая в отечественной образовательной практике учебная книга, излагающая систематический курс основ филологии. Если будет готовиться переиздание книги, то было бы целесообразно выделить в ее разделах подразделы, а в конце книги поместить словарь основных терминов по филологии. Вполне допускаю, что образовательная практика может внести коррективы в концепцию и содержание самой учебной дисциплины и учебного пособия. Вместе с тем для меня очевидно, что преподаватели и студенты получили оригинальную и добротную учебную книгу.
Э.А. Лазарева