Рецензия Review
Рецензия на статью. С.П. Коноваленко, Е.Л. Хорошилова, Т.А. Селюкова «Этноинтонационное воспитание хормейстера направления подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» средствами хорового сольфеджио»
© 2019 Л.В. Малацай
Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования Орловского государственного института культуры. Орел, Россия
Проблема научной статьи актуальна и затрагивает вопросы нового видения в воспитании хормейстера и обоснования этноинтонаци-онного направления в учебной работе как современной формы изучения традиционного фольклора для применения в практике высшего профессионального музыкального образования. Представленная работа посвящена исследованию формирования и развития этноинтона-ционных навыков и умений, обучающихся направления подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» посредством разножанровых народных песен Юга России в рамках дисциплины «Хоровое сольфеджио».
Тема исследования затрагивает вопросы теории музыки, практического этномузыкозна-ния, философии, культурологии, истории народной музыкальной культуры, методики работы с творческим коллективом. Данная работа является важным обоснованием интонационно-слуховой подготовке обучающихся, развитию их музыкального слуха, ритмических ощущений и музыкальной памяти на основе полевых материалов Белгородской области.
Статья содержит анализ народной терминологии, дидактического материала песенного фольклора Белгородчины, аудиозаписей народных исполнителей, позволяющих обучающимся освоить специфику фольклорного звукообразования, вокально-исполнительских навыков, ин-
тонационную выразительность пения.
В статье раскрыты некоторые особенности ладообразований фольклорных песен Белгородской области. Результатом исследовательской работы Коноваленко С.П., Хорошиловой Е.Л., Селюковой Т.А. является представление ценностно-смысловых оснований адаптации народной песенной культуры в современной певческой практике.
Новизна научных положений состоит в попытке авторов обосновать понятие «ладовое мышление» и сформировать новый взгляд на содержание дисциплины «Хоровое сольфеджио», базирующееся на фольклорном местном материале. Авторы предлагают применение результатов исследования в познания звуковой сферы народной музыки посредством профессионального образования: приобретения слуховых навыков, коллективной деятельности, ансамблевого исполнения посредством классических форм работы сольфеджио.
Представленные авторами результаты имеют определённую научно-теоретическую значимость :
У охарактеризовано значение ладового мышления (присущего народным исполнителям). воздействующего на музыкальное сознание, музыкальные ориентации обучающегося;
У подробно изложено содержание методов и приёмов освоения специфики фольклорного исполнительства на примере традиционной песенной культуры Белгородской области.
Общий вывод: на основании вышеизложенного, научная статья Коноваленко С.П., Хоро-шиловой Е.Л., Селюковой Т.А. «Этноинтонаци-онное воспитание хормейстера направления подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» средствами хорового сольфеджио», имеющая элементы научной новизны рекомендуется к публикации. (Статья опубликована в журнале «Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки», том 21, номер 67, с.91 - 98).