ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
УДК 398.8
СПЕЦИФИКА ФОРМ И СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ» БГИИК
М.С. Жиров1), О.Я. Жирова2)
1,2) Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2) e-mail: ZhirovMS@mail.ru
Содержание статьи раскрывает специфику и содержание видов итоговой государственной аттестации обучающихся направления подготовки «Искусство народного пения». Авторы анализируют творческую (концертную) часть музыкально-этнографического показа, тематику выпускных квалификационных (бакалаврских) работ, выполняемых по заказам учреждений культуры, искусства, образования Белгородской области.
Ключевые слова: искусство народного пения, виды профессиональной деятельности, формы итоговой аттестации, выпускная квалификационная работа, исследование, практико-ориентированная направленность.
Уровень и качество готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности определяются Государственной итоговой аттестацией. Она предусмотрена Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования в соответствии с направлением подготовки1. Так, в Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» по направлению подготовки «Искусство народного пения» включён междисциплинарный государственный экзамен «Теория, методика и практика народно-певческого исполнительства» и защита выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Специфика её подготовки является предметом анализа данной статьи.
Требования к процедуре выполнения и представления выпускной квалификационной (бакалаврской) работы основываются на Положении о выпускной
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.04 Искусство народного пения (уровень бакалавриата). М., 2016.
квалификационной работе по образовательным программам бакалавриата, программам специалиста, программам магистратуры (СК. ПВКОПВО 02.01 - 01/33. Версия: 1.0), разработанная отделом менеджмента качества образования БГИИК2. Руководствуясь базовыми установками и требованиями данного Положения, кафедра искусства народного пения разработала методические рекомендации по написанию (подготовки) выпускной квалификационной (бакалаврской) работы . Необходимость подготовки такой работы была продиктована спецификой видов будущей профессиональной деятельности выпускников кафедры, предусматривающих:
- музыкальное исполнительство: сольное, ансамблевое, хоровое в составе профессиональных, самодеятельных (любительских) народно-певческих коллективов в учреждениях культуры и искусства;
- руководство учебными, самодеятельными (любительскими) народно-певческими коллективами в учреждениях культуры, искусства, образования;
- педагогическую деятельность в области народно-певческого искусства и исполнительства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- культурно-просветительскую деятельность в целях пропаганды народно-певческого искусства и исполнительства посредством выступлений в качестве руководителя-хормейстера народно-певческого коллектива на сценических площадках учреждений культуры, искусства, образования;
- научно-исследовательскую деятельность, направленную на сбор, обработку, систематизацию и документирование музыкально-этнографического материала (песенного, инструментального, хореографического, словесного, обрядового, декоративно-изобразительного и т.д.).
Такой широкий спектр будущей профессиональной деятельности выпускников кафедры искусства народного пения обоснован синкретичной природой народно-певческого искусства и исполнительства, гармонично соединивших «... правдивое человеческое чувство и звукозодчество, поэтическое слово, пластику движений, ритуальность, обряд, драматическое действо»4. Иными словами, «играть» (исполнять) песню - значит воспроизводить текст в соответствии с музыкальным ритмом, мелодикой, хореографической пластикой, драматическим действом. В этой связи весьма показательно утверждение В.М. Щурова о том, что каждая песня края, вне зависимости от её жанра (обрядовая, карагодная, игровая, лирическая и т.д.), являет собой маленький спектакль - пьесу со всеми условностями игрового жанра: завязка -кульминация - развязка. Это обстоятельство требует наличия у студентов широкого круга общекультурных и профессиональных компетенций, организаторских и коммуникативных способностей, сформированных методов инновационной деятельности, научно-творческого потенциала, работоспособности, воли к достижению поставленной цели.
2 Положение о выпускной квалификационной работе по образовательным программам бакалавриата, программам специалиста, программам магистратуры (СК. ПВКОПВО 02.01 - 01/33. Версия: 1.0).
3 Жирова О.Я. Методические рекомендации по написанию (подготовке) выпускной квалификационной (бакалаврской) работы (направление подготовки: 53.03.04 Искусство народного пения; профиль подготовки: Хоровое народное пение; квалификация выпускника: Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель) / О.Я. Жирова, М.С. Жиров. Белгород: Изд-во БГИИК, 2016. 43 с.
4 Жиров М.С. Русская народная песня: история и современность: монография / М.С. Жиров, О.И. Алексеева. Белгород: БелГУ, 2007. С. 18.
Следовательно, в соответствии с профессиональными компетенциями вышеназванных видов профессиональной деятельности, выпускник направления подготовки «Искусства народного пения» должен обладать способностью5:
- создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-2) посредством использования методологии анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-3);
- постигать закономерности, принципы и методы исполнительской работы над произведением, способов его подготовки к публичному выступлению (ПК-6), пополнять народно-песенный репертуар (ПК-9);
- творчески составлять программы выступлений с учётом сольных, ансамблевых, хоровых номеров в соответствии с собственными творческими устремлениями, запросами слушателей, задачами культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
- осуществлять сценические постановки народных обрядовых действ с применением знаний и умений в области народной и инструментальной музыки, народной хореографии, режиссуры народной песни (ПК-14);
- записывать, нотировать, аранжировать подлинный народно-песенный материал (ПК-15); осуществлять репетиционную работу с солистами, народно-певческими коллективами (учебными, самодеятельными, профессиональными) при подготовке концертных программ (ПК-16); иметь знания об устройстве голосового аппарата и основ обращения с ним в профессиональной деятельности (ПК-17); обладать навыками сольной и хоровой импровизации (ПК-18).
Обширный перечень профессиональных компетенций содержит сфера педагогической деятельности6, требующая общепедагогических, психолого-педагогических знаний выпускников, их способность изучать и накапливать педагогический репертуар, ориентироваться в специальной и учебно-методической литературе. Особое значение придаётся освоению принципов, методов и форм преподавания учебного предмета в исполнительском классе, методике подготовки к дисциплине, умению планировать образовательный процесс, осуществлять организационно-методическую работу, формировать у обучающихся музыкально-эстетический вкус, художественные потребности (ПК-20, ПК-28), желание изучать историко-культурное наследие края.
Сфера культурно-просветительской деятельности также требует профессиональной готовности выпускников кафедры искусства народного пения к показу результатов своей творческо-исполнительской работы (соло в спектакле, ансамбле, хоре) в учреждениях культуры, искусства, образования для различных слоёв и категорий населения с целью популяризации народного музыкального искусства, фольклора, народно-певческого исполнительства (ПК-30)7.
Научно-исследовательская деятельность студентов кафедры искусства народного пения является обязательным компонентом образовательного процесса. Она сопряжена с реализацией ряда дисциплин, требующих теоретических и практических основ знаний, рациональных методов поиска, отбора, систематизации и использования информации. Их формирование осуществляется в ходе освоения
5 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.04 Искусство народного пения (уровень бакалавриата). М., 2016.
6 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.04 Искусство народного пения (уровень бакалавриата). М., 2016. С. 9-10.
7 Там же, с. 11.
дисциплин «Основы научных исследований и подготовка выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы)», «Расшифровка записей народной музыки», «Народные певческие стили», «Методика музыкально-стилевого анализа фольклорных партитур» и др.
Вполне очевидно, что выпускник направления подготовки «Искусство народного пения» должен владеть методикой преподавания творческих дисциплин (хоровой класс, фольклорный ансамбль, вокальная подготовка, народная хореография региона, народное музыкальное творчество, народные певческие стили, ансамблевое пение, хоровая аранжировка, расшифровка записей народной музыки и др.). Выпускник кафедры искусства народного пения должен знать организационно-методические основы работы в народно-певческом коллективе, принципы режиссуры народной песни, актёрского мастерства, сценической постановки народных произведений. Не менее важным требованием является умение профессионально грамотно «приспособить» хоровую партитуру к исполнительским возможностям своего коллектива. При этом важно сохранить музыкально-певческие особенности конкретной регионально-стилевой традиции, поскольку «прикосновение к фольклору - сложнейший творческий акт»8, способный как трансформировать энергию коллективного музыкального творчества, так и пассивно подражать ему.
Требование бережного отношения к фольклорной первооснове с точки зрения музыкальной стилистики, содержат многочисленные работы учёных-искусствоведов, фольклористов-практиков (В.Е. Гусев, И.И. Земцовский, Л.А. Антипова, А.С. Кабанов, Н.К. Мешко, М.В. Медведева, Ф.А. Рубцов, А.В. Руднева, Г.Я. Сысоева, Л.В. Шамина, В.М. Щуров и др.), а также аудио-, видеозаписи аутентичной музыки, хранящиеся в фондах научно-творческой лаборатории «Народная музыка Юга России в современном социокультурном пространстве», способствующие воссозданию живой певческой традиции «здесь и сейчас».
Ориентация на региональные традиции в народно-певческом искусстве и исполнительстве представляется наиболее продуктивным направлением в науке, теории, практике, в том числе при написании выпускной квалификационной работы, целью которой является самостоятельная разработка студентом одного из аспектов будущей профессиональной деятельности: музыкальное исполнительство, руководство народно-певческим коллективом, педагогическая или культурно-просветительская работа в сфере народно-певческого искусства и исполнительства. Анализ работ прошлых лет свидетельствует в пользу методик и средств обучения народно-певческому искусству; педагогических технологий освоения искусства народного пения; разработки процедуры формирования духовно-нравственных качеств личности средствами народной музыки; развития вокально-исполнительских способностей; форм и методов работы в народно-певческих коллективах различного статуса; содержание обучения, путей и средств совершенствования учебно-творческим и воспитательным процессом в коллективе и др.
Выполнение выпускной квалификационной работы способствует решению ряда взаимодополняющих друг друга задач теоретического и прикладного характера, таких как:
- развитие у студентов навыков самостоятельной научно-исследовательской работы в области народно-певческого образования, народно-певческого искусства и исполнительства;
8 Гусев В. Фольклор и социалистическая культура. К проблеме современного фольклоризма // Современность и фольклор. М.: Музыка, 1977. С. 24.
- систематизация, закрепление, углубление и интеграция знаний, умений и навыков во всех видах профессиональной деятельности выпускников;
- анализ, систематизация и обобщение результатов учебной, производственной, творческой, педагогической, фольклорно-этнографической практик, осуществлённых обучающимися за весь период обучения в вузе.
При выполнении выпускной квалификационной (бакалаврской) работы студент должен продемонстрировать способности:
- самостоятельно формулировать и обосновывать научно-творческую задачу, исходя из социокультурной актуальности исследуемой проблемы;
- обосновывать рабочую гипотезу, описывать и профессионально грамотно аргументировать авторский вариант реализации разрабатываемой проблемы;
- собирать, изучать, и обрабатывать информацию по теме исследования, используя адекватные методы анализа;
- формулировать обоснованные выводы, предложения, рекомендации по внедрению результатов исследования в практику работы народно-певческих коллективов учреждений культуры, искусства, образования Белгородской области.
При выборе тематики выпускных квалификационных работ кафедра искусства народного пения учитывает их актуальность в научном, методическом и практическом аспектах для сферы народно-певческого образования, народно-певческого искусства и исполнительства Белгородской области. Важным критерием выбора темы выступает личный опыт, склонность или сложившийся интерес выпускника к более углублённому изучению того или иного аспекта видов профессиональной деятельности, изложенных в курсовом проекте, курсовой работе, научных статьях или научной работе дипломника. Как правило, практическая часть выпускной квалификационной работы включает расшифровки записей народных песен, выполненных студентами лично в ходе занятий по дисциплине «Расшифровка записей народной музыки» и в период преддипломной практики. Наиболее яркие в музыкально-стилевом, художественном плане произведения включаются в творческую (концертную) часть государственного экзамена по направлению подготовки «Искусство народного пения», наглядно объективизируя положения теоретической части исследования.
Таким образом, главными критериями актуальности работы мы считаем направленность тематики исследований на воссоздание музыкального фольклора края, использования традиционных и новационных методов освоения, реконструкции и адаптации лучших образцов народно-певческого искусства и исполнительства южнорусской традиции, апробирование инновационных методик преподавания творческих дисциплин в сфере народно-певческого и этномузыкального образования. Важным фактором успешности работы является хорошая источниковедческая база исследования. Поэтому, определяя проблему своего исследования, выпускник должен удостовериться в возможности собрать необходимый фактологический материал по традиционной песенной культуре, музыкально-обрядовому фольклору, локальным песенным традициям, творческой деятельности народно-певческих коллективов, аутентичных исполнителей и т.д.
Как показывает анализ, количество тем в области народно-певческого образования, народно-певческого искусства и исполнительства, требующих научно-теоретической и практической разработки, неисчерпаемо. Положительные отзывы получили, например, выпускные квалификационные работы прошлых лет, посвящённые проблемам реконструкции песенного фольклора локальных и узколокальных территорий Белгородчины. Значительный интерес вызвали
исследования, направленные на актуализацию музыкального наследия аутентичных ансамблей края, его трансляции в современный социум. Высоко оценены работы выпускников, выполненные в русле народно-певческого искусства и исполнительства в учреждениях общего, дополнительного, и профессионального образования Белгородской области.
Тематика всех выпускных квалификационных (бакалаврских) работ 2018-2019 учебного года имеет практико-ориентированную направленность, поскольку выполняется по запросам работодателей. Так, для профессионального ансамбля песни и танца «Белогорье» (художественный руководитель - Усова О.И.) Белгородской государственной филармонии, разрабатываются две актуальные проблемы: «Современные формы сценического воплощения музыкально-обрядового фольклора в условиях деятельности профессионального коллектива»; «Обработка и аранжировка песенного фольклора как ресурса освоения и трансляции певческих традиций Белгородчины». Авторами работ являются выпускницы дневной и заочной форм обучения, - Камынина Е.А., Чернова Ю.В., работающие артистками-вокалистками ансамбля песни и танца «Белогорье», научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры - М.С. Жиров.
По запросу учреждений дополнительного музыкального образования Белгородской области также выполняется 6 выпускных квалификационных (бакалаврских) работ. Причём, темы работ обучающиеся согласовывали с руководителями образовательных учреждений, где они в настоящее время работают или получили приглашение работать после окончания вуза преподавателями фольклорных отделений. К примеру, Григорова Е.А. разрабатывает проблему формирования навыков фольклорного исполнительства на уроках фольклорного ансамбля Детской школы искусств села Ясные Зори Белгородского района Белгородской области (научный руководитель - Сушкова Л.Н., кандидат пед. наук, доцент).
Выпускницы Кочеткова К.К. и Никишёва А.М. работают над актуальными для МБУ ДО «Детская школа искусств» с. Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области проблемами: «Хоровое сольфеджио как средство изучения певческих традиций края» и «Репертуар класса фольклорного ансамбля Детской музыкальной школы как средство освоения народно-песенных традиций Белгородчины». Руководителями дипломных работ являются - Коноваленко С.П., кандидат философских наук, доцент кафедры искусства народного пения; Жирова О.Я. - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры искусства народного пения, заслуженный работник культуры РФ. Дипломная работа на тему «Формирование стилевых навыков фольклорного исполнительства на уроках хорового сольфеджио детской школы искусств» студентки Моисеевой Е.Г. адресована преподавателям музыкально-теоретических дисциплин школы искусств ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусства народного пения - Кузнецова Н.С.).
Несколько дипломных работ студентов очной формы обучения выполняются по заказу учреждений культуры Белгородской области. Так, исследование Донченко Я.Р. «Народно-песенные традиции Валуйского района Белгородской области: к проблеме реконструкции» (научный руководитель - Алексеева О.И., кандидат философских наук, доцент), безусловно, будет востребовано Борчанским сельским Домом культуры Валуйского района Белгородской области, где выпускница работает художественным руководителем. Выпускная квалификационная работа
Кожухова М.В. на тему «Деятельность культурно-досуговых учреждений по освоению и развитию музыкально-обрядового фольклора Белгородчины» будет значима и полезна для Управления культуры Яковлевского района Белгородской области, так как выполняется на музыкально-этнографическом материале данного региона.
Дипломные исследования студентов заочной формы обучения посвящены проблемам реконструкции, воссоздания, пропаганды фольклорных песенных традиций Белгородчины в условиях деятельности сельских, поселковых и городских учреждений культуры. Некоторые работы направлены на исследование уникальных певческих традиций сёл: Нижняя Покровка Красногвардейского района; Роговатое Старооскольского района; Вышние, Нижние Пены, Введенская Готня Ракитянского района; Лесное Уколово Красненского района; Лучки, Подольхи, Карташовка Прохоровского района и др., с целью формирования базы данных о народных песнях и их носителях.
Таким образом, объектами научно-творческих исследований выпускников кафедры искусства народного пения выступают произведения народного музыкального творчества заповедных уголков Белгородчины, локальные певческие традиции сельских территорий, интерес к которым не ослабевает на протяжении последнего столетия, самобытные певцы и музыканты края, воспетые в научных трудах выдающихся ученых - А.В. Рудневой, В.М. Щурова, В.Н. Медведевой, Г.Я. Сысоевой, А.Н. Иванова и др., работах белгородских исследователей (И.И. Веретенников, И.Н. Карачаров, Н.С. Кузнецова, О.И. Алексеева, Л.П. Сараева, С.П. Коноваленко, Н.В. Солодовникова, В.А. Котеля, М.С. Жиров, О.Я. Жирова и др.).
Как видим, значительный интерес для научных исследований представляет многогранная деятельность учреждений культуры, искусства и образования Белгородской области по освоению и развитию богатейшего историко-культурного наследия края, которое, полагаем, найдёт достойное отражение в различных формах итоговой государственной аттестации студентов направления подготовки «Искусство народного пения» Белгородского государственного института искусств и культуры.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.04 Искусство народного пения (уровень бакалавриата). - М., 2016.
2. Жирова О.Я. Методические рекомендации по написанию (подготовке) выпускной квалификационной (бакалаврской) работы (направление подготовки: 53.03.04 Искусство народного пения; профиль подготовки: Хоровое народное пение; квалификация выпускника: Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель) / О.Я. Жирова, М.С. Жиров. - Белгород: Изд-во БГИИК, 2016. - 43 с.
3. Жиров М.С. Русская народная песня: история и современность: монография / М.С. Жиров, О.И. Алексеева. - Белгородский гос. ин-т культуры и искусств. - Белгород: БелГУ, 2007. - С. 18.
4. Гусев В. Фольклор и социалистическая культура. К проблеме современного фольклоризма // Современность и фольклор. - М.: Музыка, 1977. - С. 24.
THE SPECIFICITY OF FORMS AND THE CONTENT OF THE FINAL STATE CERTIFICATION OF STUDENTS
«ART OF NATIONAL SINGING» DEGREE IN BELGOROD STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE
M.S. Zhirov1), O.Ya. Zhirova2)
1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture 1,2)e-mail: ZhirovMS@mail.ru
The article reveals the specifics and the content of the final state attestation types for students of "Art of Folk Singing" training direction. The authors analyze the creative (concert) part of the musical and ethnographic performance, the subjects of bachelor theses, written on demand of institutions of culture, art, and education of Belgorod region.
Keywords: art of folk singing, types of professional activity, forms of final attestation, final qualifying work, research, practice-oriented tendency.