http://journals.rudn.ru/
Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания russian-foreign-languages
RUDN Journal of Russian and Foreign Languages Research and Teaching 2017 Vol. 15 No 1 126—127
DOI 10.22363/2313-2264-2017-15-1-126-127
РЕЦЕНЗИЯ
Дроздова О.Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: монография / О.Е. Дроздова. М.: Международные отношения, 2016. 316 с.
Современный этап развития методики русского языка связан с реализацией социального заказа, обозначенного в стандартах общего образования. Учащиеся должны уметь определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач на родном языке. Следовательно, назрела необходимость рассмотрения комплексной методической системы работы в контексте современного школьного образовательного процесса.
В монографии О.Е. Дроздовой представлена методическая система, получившая название «Метапредметное обучение русскому языку в школе». Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Как справедливо замечает автор, концептуальные основы обозначенной методической системы охватывают весь школьный образовательный процесс. В монографии подробно описывается лингводидактический потенциал достижений отечественного языкознания последних десятилетий. В качестве источника реализации метапредметного подхода в обучении русскому языку рассматриваются три направления лингвистики: когнитивное, функциональное и культурологическое. В соответствии с ними содержательным ядром назван общелингвистический компонент обучения.
Психолого-педагогические основы, формируемые в процессе метапредметно-го обучения, позволяют определить качества лингвистически развитой личности школьника. В исследовании представлена схема, позволяющая рассмотреть эти качества и включающая следующие компоненты: общая направленность личности, матаязыковое сознание, языковое сознание, языковые способности, познавательные способности.
Теоретическую базу монографии дополняют практические рекомендации, содержащие пути реального воплощения матапредметного обучения русскому языку в лингводидактическом сопровождении общеобразовательных дисциплин, внеклассной и факультативной работе. Описан и детально разработан общеобразовательный курс для учащихся основной школы «Основы языкознания для школьников». На конкретном материале проиллюстрированы связи курса языкознания с такими предметами, как история, обществознание, биология, физика, география, математика и информатика. Особый интерес представляет модель реализации лингводидактического сопровождения общеобразовательных дисциплин, включающая мотивационный, организационный и содержательно-де-ятельностный блоки.
126
РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И ДР.
Strelchuk E.N. RUDN Journal of Russian and Foreign Languages Research and Teaching,
2017, 15 (1), 126-127
Несомненным достоинством работы являются рассмотренные в контексте проблемы разные виды внеклассной работы, построенной в соответствии с принципами метапредметного обучения русскому языку. К их числу автор относит исследовательскую деятельность школьников (участие в конференциях), дискуссии, игры, конкурсы. Большую ценность для преподавателей представляют классные часы с компонентом лингвистической направленности. В работе обозначены тематика таких часов, их цели и возможное содержание.
Монография имеет новаторский характер, ее можно рекомендовать преподавателям русского языка и других общеобразовательных дисциплин. Она будет интересна тем, кого интересуют вопросы развития методики преподавания русского языка в условиях внедрения современных образовательных стандартов.
© Стрельчук Е.Н.
Сведения об авторе:
Стрельчук Елена Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, Москва. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, культура речи, прикладная лингвокультурология. Контактная информация: e-mail: [email protected]
REVIEWS, ANNOTATIONS, ETC.
127