© О.Н. Диденко, 2008
ОБЗОРЫ, РЕФЕРАТЫ, РЕЦЕНЗИИ
РЕЦ. НА КН. : МЕЙДЕР, В. А. ПАЙДЕЙЯ И АЛЕТЕЙЯ : ОЧЕРКИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ [ТЕКСТ]
/ В. А. МЕЙДЕР, Е. А. ГРОМОВА. -ВОЛГОГРАД : ВОЛГОГР. НАУЧ. ИЗД-ВО, 2007. - 456 с.
О.Н. Диденко
Вся история человечества свидетельствует о том, что интерес к проблемам образования возникает не просто из благих побуждений, а вследствие необходимости, поскольку даже в самые трудные времена никогда не прекращалась работа общества по социализации подрастающего поколения. При этом образование является такой социальной необходимостью и ценностью, отказ от которой или ее недооценка делают невозможным дальнейшее сохранение, воспроизводство и развитие общества. М. Хайдеггер писал о том, что уже само слово «образовывать» нуждается в заранее обеспеченном путеводном образце и его всесторонне укрепленной позиции. Именно укреплению позиции образования (во всех смысловых значениях) и той отрасли философского знания, которая призвана укреплять эти позиции, - философии образования -посвящена книга доктора философских наук, профессора В.А. Мейдера и молодого преподавателя Е.А. Громовой.
Книга носит многообещающее название: «Пайдейя и алетейя: очерки философии образования» и не обманывает ожидания читателя. Достаточно перечислить имена философов, педагогов, психологов, социологов, физиков, математиков от древности до современности, чьи взгляды, концепции и теории получили освещение в монографии, чтобы дать представление о масштабе исследования. Платон, Аристотель, Конфуций, Цицерон, Р. Декарт, Д. Дидро, Г. Галилей, Г.В. Лейбниц, М. Мон-тень, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.В. Гегель, Э. Белл, А. Бергсон, Н.А. Бердяев, В.С. Биб-лер, В.И. Вернадский, Н.Я. Винер, Х.Г. Гада-мер, Э. Гуссерль, Дж. Дьюи, П.А. Флоренский, И.А. Ильин, В. Йегер, Я.А. Каменский,
А.С. Макаренко, А. Маслоу, А. Пуанкаре, Э. Тоффлер, А.Н. Уайтхед, К.Д. Ушинский,
М. Хайдеггер, В. Франкл, М. Шелер, А. Эйнштейн, К. Ясперс, Д.С. Лихачев, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, Н.Н. Моисеев, И. Пригожин, Г.П. Щедровиц-кий, А.С. Запесоцкий, Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова, В.А. Кувакин, В.А. Садовничий, В.С. Степин, Н.В. Наливайко. Вместе с тем это не просто теоретическое исследование проблем образования. Это очерки, в которые органично вплетены размышления авторов, их переживания и представления о будущем России. И в этом плане определенный интерес к книге вызывает ее авторский коллектив: В.А. Мейдер - человек с богатым жизненным и педагогическим опытом, имеющий философское и физико-математическое образование, и Е.А. Громова - кандидат философских наук, молодой, начинающий преподаватель. Этот, если так можно выразиться, плодотворный сплав мудрости и молодости позволяет нам осмыслить саму суть образования, выявить его специфику и перспективы развития.
Интерес к книге объясняется и тем, что написана она в русле достаточно молодой для России отрасли философского знания - философии образования. И если научных и публицистических статей, посвященных философии образования, сегодня вполне достаточно, то сколько-нибудь глубоких монографических исследований явно не хватает. И это происходит в ситуации, когда в классических (и не только) университетах среди гуманитарных и специализированных курсов философия образования занимает прочные позиции. Поэтому актуальность, важность, значимость представляемой книги вполне очевидна.
Книга состоит из двух частей. В части первой «Историческое и логическое» рассматриваются основные понятия философии образования:
Вестник ВолГУ. Серия 7. 2008. № 1 (7)
197
ОБЗОРЫ, РЕФЕРАТЫ, РЕЦЕНЗИИ
образование, обучение, воспитание. Авторы подчеркивают, что среди множества философско-педагогических проблем образования чаще всего звучит мысль о том, что «образование теряет функцию воспитания» (с. 11). В этой связи они совершенно справедливо обращаются к книге В. Йегера «Пайдейя. Воспитание античного грека», в которой подчеркивается, что воспитание -задача общества, оно должно соответствовать государственному строю и служить сохранению государства. Анализируя взгляды Платона, Аристотеля, Сенеки, Цицерона, Дж. Дьюи, С.И. Гессена, В.В. Розанова, авторы определяют объект и предмет философии образования, ее сущностные характеристики. Интересна характеристика исторических этапов взаимосвязи отечественной философии образования с педагогической практикой: рационализаторского, кибернетического, проблемного и особенно экологического (современного). В.А. Мейдер и Е.А. Громова указывают на то, что сегодня философия образования оформляется в особую область знания, где рассматриваются проблемы взаимодействия различных социальных и природных сред. В этой связи особую актуальность приобретают идеи
В.И. Вернадского о том, что становление ноосферы невозможно без продуманной системы образования (с. 48).
Интересны в этой части представления древних мыслителей о ценностях философии и образования, гуманизме, логической культуре как педагогической проблеме. Но в свете проблем, стоящих перед российской системой образования: доступность, качество, эффективность, - особого внимания, на наш взгляд, заслуживают разделы, посвященные научно-педагогическим идеям Д.И. Менделеева и просветительско-педагогической деятельности В.И. Вернадского. Вот где в полной мере проявили себя физико-математическое и философское образование В.А. Мейде-ра и его большой педагогический опыт! Идеи русских ученых мастерски вплетены в контекст современных проблем образования и образовательного процесса: характеристика образования как стратегического ресурса России, трудности реформирования системы образования, связь с наукой и роль философии, органическое единство образования, воспита-
ния и обучения, подготовка педагогических кадров и роль личности педагога, развитие у студентов готовности и желания заниматься научными исследованиями и многое другое. Главное, что отличает эту книгу по философии образования от других подобных, это глубокая личная обеспокоенность ее авторов сложившейся в отечественном образовании ситуацией. Достаточно одного примера. В связи с оценкой образовательных стандартов внимание читателя обращается на мысль известного писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина о нивелирующей роли циркуляра в жизни школы, когда у педагога нет лишних пяти минут, чтобы остановиться на важном эпизоде знания, так как он обязан выполнить букву циркуляра (с. 154).
Не меньшего внимания заслуживает и вторая часть книги «Реалии и перспективы». В ней рассматриваются необычайно важные в российском образовании темы сущности и специфики образовательного процесса, плюрализма и проблем образования в условиях конкуренции, гуманистической педагогики и гуманизации образования, личности педагога в образовательном пространстве. Понятно, что об этих проблемах сегодня пишут и говорят много. Но авторам удается, не навязывая готовых рецептов, вести читателя за собой, увлекая мастерством подачи как самих проблем, так и возможностей их решения. В связи с этим заметим, что об увлеченности и интересе авторов к рассматриваемым проблемам говорят очень тонко подобранные эпиграфы к каждому разделу книги. Несомненно, студентам-гу-манитариям (и не только) будет интересно прочитать раздел, посвященный математике как науке гуманитарной.
Образование - процесс, не локализованный во времени и в пространстве. Его конечная цель - научить, как стать и оставаться человеком. Именно поэтому книгу В.А. Мейдера и Е.А. Громовой «Пайдейя и алетейя: очерки философии образования» следует внимательно прочитать не только специалистам в области философии образования. Она рекомендуется преподавателям различных областей науки, студентам и всем тем, кто не равнодушен к себе, судьбе своих детей и своей страны.
О.Н. Диденко. Рец. на кн. : Мейдер, В. A. Пайдейя и алетейя : очерки философии образования