ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 316.61
Л.Н. Рулиене
Пайдейя в развитии жизненного пространства личности в постиндустриальном обществе
В статье представлены размышления автора о роли образования, дистанционного обучения в развитии жизненного пространства личности в постиндустриальном обществе. Образование раскрывается в терминах античной пайдейи: непрерывное созидание человеческого в человеке, жизненный путь, способ осуществления возможностей. Осмыслены условия вхождения пайдейи в образовательный процесс университета. Утверждается, что взаимодействие преподавателей и студентов должно быть непрерывным, диалогичным, опережающим.
Ключевые слова: пайдейя, образование, образовательный процесс, образ человека, постиндустриальное общество, жизненное пространство человека, опережающее образование, диалог, дистанционное обучение, сетевое сообщество.
Благодаря Интернету, жизненное пространство современного человека все в большей степени становится открытым (для диалога, совместного обсуждения). Многие аспекты окружающего мира, особенно значимые и тесно связанные с интересами и стремлениями отдельно взятой личности, перестают восприниматься исключительно как «свой» мир [5]. В предыдущей статье мы рассматривали образование как личностную, общественную и государственную ценность. В данной публикации продолжим рассуждение об образовании как личностной ценности.
Заметим, что жизненное пространство каждого человека всегда связано с образованием, более того, образование в некоторой степени создает это пространство и влияет на формирование образа мира личности. Жизненное пространство человека как область его бытия в природной и общественной реальности ограничена возрастными пределами, условиями существования. Поэтому было бы интересно обсудить, как образование влияет на улучшение, развитие жизненного пространства личности в постиндустриальном обществе.
© Рулиене Л.Н., 2013
92
Пайдейя в развитии жизненного пространства личности...
Отличительной чертой постиндустриального общества является возрастание роли «человеческого капитала», что предопределяет необходимость интенсивного опережающего развития сферы образования [3, с. 491]. Человеческий капитал представляет собой систему качеств и свойств личности, позволяющих не только эффективно трудиться, решать новые задачи профессиональной деятельности, но и систематически совершенствовать компетенции. Отсюда важнейшая функция современных специалистов — постоянное образование и самообразование. В современном обществе значительная роль отводится умственному труду, в любой производственной сфере ценится интеллектуальная деятельность. Между тем производительность работников умственного труда определяется способностью управлять самим собой, своим временем, готовностью постоянно учиться и умением учить других. Поэтому целью образования, которое следует рассматривать как инвестицию в человеческий капитал, является опережающее развитие качеств человека. Опережающее образование призвано удовлетворить потребность в знаниях, которые нужны для решения практических задач, не описанных в учебниках, но нужных реальной экономике. Например, губернатор Тверской области Д. Зеленин в интервью РИА Новости [17 ноября 2009 г.] так сформулировал главную цель опережающего обучения — помочь предприятиям пережить кризис, сохранить их кадровый потенциал и не допустить увольнения квалифицированных сотрудников. Начальник Государственного управления образования Псковской области В. Емельянова считает [11 ноября 2009 г.], что опережающее обучение — не только один из механизмов антикризисной программы занятости, но и способ обеспечить потребности экономики завтрашнего дня в квалифицированных кадрах.
Но образование может быть опережающим, если осуществляется непрерывно, в течение всей жизни. В этой связи актуальность обретает пайдейя, отражающая смысл образования как формы бытия.
Происхождение термина «пайдейя» следует искать в эпохе античности, когда образование мыслилось как родовой признак человечества, имманентная характеристика гражданина, члена общества. Античные философы полагали, что через образование (пайдейю) можно создать другую природу человека, культивируя в ней разум [7, с. 422]. Существование человека как социального существа было немыслимо без освоения знаний и культуры. В XXI веке этот принцип сохраняется и развивается: ценность личности во многом зависит от уровня ее образованности. Причем речь идет не о том, чтобы «иметь» диплом о высшем образовании, а «быть образованным». Различие между принципами обладания и бытия в сфере знания выражается двумя формулировками: «У меня есть знания» и «Я знаю». Оптимальное знание по принципу бытия — это знать глубже, а по принципу обладания — иметь больше знаний. И если цель образования заключается только в том, чтобы научить людей приобретать зна-
93
Пайдейя в развитии жизненного пространства личности...
ния как некое имущество, то учебные заведения превращаются в фабрики, производящие упаковки со «всесторонними» знаниями Щ]. К сожалению, немало учебных заведений превратилось именно в такие фабрики и ремесленные мастерские.
Чтобы преодолеть эту опасную тенденцию, необходимо по-новому взглянуть на античную пайдейю, сущность которой состоит в «синусии» — постоянном пребывании молодых людей в обществе более зрелых личностей, оказывающих непосредственное воспитательное действие на молодежь [10, с. 11]. С учетом современной образовательной ситуации, эту мысль можно развить дальше: если образовательный процесс в университете строится на основе диалога и сотрудничества, то научаются не только студенты, но и преподаватели. И вообще, преподаватель, который идет на лекцию, чтобы только транслировать и отдавать знания, не будет иметь успеха в студенческой аудитории. Необходимо настроиться на то, чтобы принимать новые идеи, решения от обучающихся, быть открытым к вопросам и обсуждению.
Постоянное общение обучающихся и обучающих, взаимное обогащение ценностями культуры позволяет достичь идеала совершенного человека. Но пайдейя не значит только воспитание извне, а скорее руководство к изменению человека, развертывающееся формирование личности и управление этим процессом. Сущность образования-пайдейи состоит не в том, чтобы загрузить неподготовленную душу готовыми знаниями, словно пустой сосуд, а создать условия для того, чтобы человек мог сам добывать и отбирать необходимые знания [10, с. 17]. Для этого необходимо изменять всего человека в образовательной деятельности, включающие процессы обучения, воспитания и развития личности. Причем эти процессы очень тесно переплетены. Так, основу успешного учения составляют не только способность к умственной деятельности, но и трудолюбие, эффективное преподавание предполагает не только дидактическое мастерство, но и гражданскую ответственность, честное отношение к учащимся. Именно в таком нравственно-цивилизованном единстве образовывающейся личности проявляется ее целостность. Сформулированная нами идея не является новой, представление о единстве умственного, духовного и физического воспитания было заложено в греческой пайдейе. В IV в. Платон и Исократ в основу классического образования поставили принцип внимательного отношения к человеческой личности, они вступили за приоритет нравственного воспитания. Дальнейшая трансформация пайдейи произошла в Древнем Риме: Цицерон и Сенека понимали образование как становление человека, отдавая при этом приоритет интеллектуальному образованию, которое должно служить добродетели [10, с. 147]. И здесь мы видим слитность нравственной и дидактической цели как проявление гуманизации образовательного процесса (изменение отношения к личности, совершенствование самого человека, возрастание его духовного потенциала) — необходимого фактора модернизации образования [2, с. 92].
94
Пайдейя в развитии жизненного пространства личности...
Позже, начиная с эпохи Возрождения можно увидеть различия западноевропейской и восточноевропейской пайдейи: в первом случае культивируется индивидуализм, во втором — диалогичность [10, с. 148—149]. В современном образовательном процессе приветствуется диалог (диалог культур, диалог сознаний, диалог личностей) как способ формирования гуманистически ориентированной личности, открывающей для себя новое знание о предмете. Становится популярным полемический (убеждающий) диалог, направленный не только на совместный поиск истины, но и на отстаивание авторской позиции, стремление повлиять на взгляды, мнения оппонентов. Умение убеждать так важно для молодых специалистов в их стремлении модернизировать производство, технологию или просто условия труда. И если они не смогут отстаивать инновационные идеи, убедить руководство компании, фирмы, подразделения в необходимости перемен, очень скоро их мечты и планы превратятся в ненужный хлам, а они сами станут такими же осторожными, консервативными сотрудниками. Студентов необходимо постоянно включать в дискуссии, диспуты, дебаты, споры, прения. Во время занятий преподавателю нужно стараться побудить студентов к обсуждению, равноценному обмену мнениями, чтобы научить их принимать разные точки зрения, сопоставлять и анализировать разные походы к решению проблемы. При этом важно, чтобы участники обсуждения признавали право оппонентов на ошибку, соблюдали регламент. Так, формируются основы деловой этики и корпоративной культуры, что особенно актуально в условиях российской действительности.
В преподавании также активно применяется синергетический подход, позволяющий постепенно вводить человека в сферу образовательного знания [10, с. 83]. В этом случае учебная информация не дается в готовом виде, ее надо получить, обработать, обсудить и представить. Распространение синергетических идей в современных условиях стало мощным фактором, обеспечивающим стирание границ между естествознанием и обществоведением, средством гуманитаризации образования, инструментом исследования механизмов творчества [1].
Роль пайдейи в современном образовательном процессе следует искать путем осмысления того, какой смысл, значение вкладывали в этот термин античные авторы. Пайдейя означала путь, который должен был пройти человек, изменяя себя в стремлении к идеалу духовного и физического совершенства посредством обретения мудрости, мужества, благоразумия, справедливости и других воинских, гражданских, нравственных, интеллектуальных добродетелей [9, с. 19]. Здесь образование представлено как путь, движение во времени и пространстве. Длина этого пути определяется личностными характеристиками (мотивами, возможностями и т. д.), обеспечением необходимых условий (социальных, педагогических и др.).
Пайдейя Платона — это способ осуществления природы человека, реализации его внутреннего потенциала [9, с. 23]. И эта идея сегодня акту-
95
Пайдейя в развитии жизненного пространства личности...
альна, поскольку созвучна задаче приращения интеллектуального капитала общества: знания, умения и опыт могут развиваться на основе желания осуществить себя, свои возможности.
Пайдейя Аристотеля — это пайдейя свободного полноправного гражданина; ориентированность на идеал общего образования, призванного сформировать в человеке стремление к восприятию культурных ценностей, выработать умение правильно судить обо всем [9, с. 53]. Такое понимание пайдейи созвучно концепции универсального образования, не утратившего свою актуальность в наше время.
Также пайдейя означает состояние осуществившегося духовного развития человека, когда учащийся становится человеком в полном смысле [6, с. 350]. С этой позиции пайдейя-образование представляет собой процесс длиною в жизнь. Над созданием своего образа человек трудится во все дни жизни в образовательных институтах и в условиях самообразования, средствами неформального и информального образования.
Особый интерес представляет современное философское определение пайдейи как внутреннего образовательного и мировоззренческого идеала человека. Для достижения этого идеала необходимо погрузиться в процесс совершенствования человеческого в человеке, найти источник правильного суждения, который открывает человеку глаза и склоняет к саморазвитию. Смысл античной пайдейи ярко раскрывает легенда о путешествии Телемаха (сына Одиссея) в поисках отца («великой славы отца») на корабле (символ опыта) по морю (символ свободы), в котором он не встретит отца, но обретает зрелость, постоянство и упорство [7, с. 33]. Данный образ пайдейи раскрывает значение фундаментальных наук в университетском образовании.
Пайдейя отражает сущностный стержень образования как особого процессуального бытия человека, открывающего себе мир в диалоге с ним [4, с. 442]. Однако, человек в образовательной ситуации (в том числе в виртуальной) не только познает окружающий мир, других людей, но и узнает себя. Возможно, одним из направлений психолого-педагогических исследований в ближайшее время станет разработка проблемы развития самосознания в виртуальном образовательном процессе.
Итак, мы можем заключить, что образование все больше наполняется смыслом пайдейи и рассматривается как форма жизнедеятельности. Пайдейя означает, что человек не только обучается и воспитывается учителями, но и обучает и воспитывает себя сам — всю свою жизнь [8]. В постиндустриальном обществе, где происходит стремительное обновление технологий, меняется структура трудовых ресурсов (уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного, творческого труда), востребован работник, готовый постоянно повышать свою квалификацию, переучиваться. Успешными в нашем обществе будут люди, вошедшие в пайдейю, вкладывающие в свое образование на протяжении всей жизни.
96
Пайдейя в развитии жизненного пространства личности...
Для того, чтобы пайдейя состоялась, необходимо создать соответствующие условия в образовательном процессе университета. Стержнем образовательного процесса является взаимодействие преподавателей и студентов во время аудиторных и внеаудиторных занятий, организованное с помощью учебного плана и расписания. Содержанием такого взаимодействия становится учебный курс, в ходе изучения которого происходят взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. В контексте пайдейи взаимодействие преподавателей и студентов должно быть непрерывным (постоянным), диалогичным, опережающим. Перечисленные черты педагогического взаимодействия хорошо просматриваются в дистанционном обучении: сетевые технологии и мобильные устройства обеспечивают возможность находиться в постоянном учебном взаимодействии; общение в виртуальной среде отличается демократичностью и открытостью, студенты не боятся высказывать свои мысли; новейшие интернет-технологии позволяют оперативно обновлять контент дистанционных курсов.
Пайдейя осуществляется в различных формах взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного обучения: взаимодействие с информационно-образовательными ресурсами, индивидуализированное преподавание, интерактивный обмен между всеми участниками учебного процесса. Организуя обучение с помощью бесплатных сервисов Интернета, в социальных сетях, можно максимально индивидуализировать педагогическое взаимодействие, обеспечить личностный контакт между обучающим и обучающимися. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения в наибольшей степени способствует проявлению индивидуальных способов учения и общения, формированию функционально-ролевых и личностных позиций.
Вышеизложенное позволяет нам утверждать, что в современном образовательном процессе идея пайдейи обрела новую значимость, более того, она успешно реализуется в дистанционном обучении. Актуальность пайдейи возрастает в связи с влиянием на развитие жизненного пространства человека.
Жизненное пространство человека способно постоянно расширяться за счет развития потенциальных возможностей человека, формирования новых социально значимых жизненных стратегий, освоения новых ценностей. В условиях постоянного изменения информационных потоков, нам представляется, необходимым обратить внимание на скорость обновления и развития жизненного пространства человека. Ускорение процесса развития жизненного пространства возможно в образовании-пайдейе.
К факторам развития жизненного пространства человека относят ресурсный (внутренний потенциал, внешние факторы социальной среды) и ценностный (ценностно-смысловое отношение к жизни). Образовательный процесс более всего влияет на развитие внутреннего потенциала и ценностей личности. Следовательно, в образовательной деятельности более всего совершенствуется жизненное пространство человека.
97
Пайдейя в развитии жизненного пространства личности...
В целом, социальная динамика жизненного пространства человека в современном обществе представлена тремя моделями: 1) массовидная, продукт индустриального общества; 2) ризоматичная, как результат общества потребления; 3) сетевая, отражающая бытие человека в информационном обществе. В русле наших размышлений, более всего понятна сетевая модель развития жизненного пространства современного человека. Основания этой модели следует искать в сетевой технологии познания, основанной не на отрицании предыдущих этапов развития истории, культуры, науки, но наслоении их друг на друга. Это значит, что участие в социальных сетях расширяет жизненный мир человека на основе дополнительности, объединяя временное и географическое пространство. В сетевом сообществе формируется совместное и коллективное мышление, критическое и аналитическое мышление, воспитывается толерантность. Все это позитивно влияет на внутренний мир человека, обеспечивает комфортную среду существования. Сетевые образовательные сообщества, где происходит постоянный обмен знаниями, вносят ощутимый социальный и когнитивный вклад в развитие жизненного пространства личности, совершенствуя навыки сотрудничества и поддержки. Впрочем, человеческая деятельность всегда социальна, а совместная деятельность и обсуждение этой деятельности формирует сообщество.
Специфические черты коммуникативного пространства сети Интернета (гипертекстуальный характер коммуникативного бытия, деиерархизация коммуникации, фрагментация поля Бытийности, нивелирование телесности, разнонаправленность векторов коммуникативных актов пользователя) модифицируют пространство жизни современного человека. Сервисные социальные сети позволяют не только объединяться в онлайн-режиме вокруг общих интересов, но и решать задачи, направленные на формирование раннего социального опыта (профессионального, коммуникационного, мировоззренческого), самоутверждение личности в процессе интеграции в сетевом пространстве. Использование социальных сервисов подталкивает людей к участию в совместной деятельности, изменению жизненной позиции (с пассивной на социально-активную), социальные сервисы помогают людям совершенствовать навыки взаимодействия. Все это, в конечном счете, положительно меняет представление человека о своем месте в мире, увеличивает его жизненное пространство.
Таким образом, использование Интернета вносит разнообразие в формы социального взаимодействия человека, предупреждает появление общественной изоляции и даже усиливает социальную активность граждан. Социальная активность, в свою очередь, позитивно влияет на здоровье человека: активное общение в различных социальных группах и коллективах способствует снижению риска возникновения инсульта, инфаркта миокарда и даже гриппа. Значит, сетевые сообщества влияют не только на развитие, но и оздоровление жизненного пространства человека.
98
Пайдейя в развитии жизненного пространства личности...
Поскольку Интернет создает новое единое пространство обмена информацией и сотрудничества, то появляются возможности в развитии жизненного пространства каждого человека. Больше всех это ощущают люди с ограниченными возможностями (инвалиды, пенсионеры). Преимущества сетевого общества видны и в научно-исследовательской деятельности: в виртуальном пространстве университетов создаются сообщества мыслителей, ученых, установивших свои контакты, благодаря сайтам, электронной переписке и т. д. Также расширяется жизненное пространство субъектов образования, формируется обучающееся сообщество, сообщество практиков. Возможно, интересными будут исследования, посвященные изучению особенностей развития жизненного образовательного пространства в сетевом сообществе.
Литература
1. Грачев В.Д. Философия ума / В.Д. Грачев. — Ставрополь: изд-во СГУ, 1999. — 108 с.
2. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. — 2010, № 2 (5).
3. Калинкина Е.Г. Опережающее развитие образования как фактор повышения конкурентоспособности в информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2010, № 3—2.
4. Клыкова А.В. Образование как пайдейя // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. — Том Ш. — Новосибирск: Параллель, 2009.
5. Кондратова Н.А. Теоретические предпосылки и содержание понятия «жизненное пространство личности». // Вестник Московского университета. 2009, серия 14 «Психология», № 2.
6. Марру А.-И. История воспитания в античности: (Греция): [Пер. с фр.] // А.-И. Марру. — М.: Греко-латин. каб. Ю.А. Шичалина, 1998. — 425 с.
7. Мейдер В.А. Пайдейя и алетейя: очерки философии образования / В.А. Мей-дер, Е.А. Громова; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волгоградский гос. ун-т», Волжский гуманитарный ин-т (фил.) ВолГУ. — Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2007. — 452 с.
8. Пайдейя. Из истории европейской культуры // Лекция Сергея Аверинцева в МГУ, 1989 г. / Из архива Е.Тесленко — http://www.polit.ru/artide/2009/02/05/ videon_aver/ (22.12.2011).
9. Пайдейя: Восхождение к доблести / [Сост, отв. ред. изд., авт. ввод. ст. и примеч. Г.Б. Корнетов]. — М.: Изд-во УРАО, 2003. — 474 с.
10. Уемлянина ЕС. Пайдейя как образование личности : диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11. — Архангельск, 2002. — 161 с.
11. Фромм Э. «Иметь» или «быть» [[Текст]] / Эрих Фромм ; [пер. с нем. Э.М. Те-лятниковой]. — Москва: Изд-во АСТ и др., 2012. — 314 с.
99