© С.В. Кисленко, 2008
УДК 1:37 ББК 60.0+74
ФИЛОСОФСКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ»
С.В. Кисленко
В статье проводится философско-этимологический анализ понятия «образование». Особое внимание уделено философскому осмыслению феномена образования. Даются две возможные трактовки истины в сфере образования на основе анализа платоновского «мифа о пещере» и его интерпретации М. Хайдеггером.
Ключевые слова: философия образования, образование, познание, этимология, терминология, сущность образования.
Образовательная ситуация в современной России является одной из наиболее обсуждаемых тем в различных научных кругах. Экономисты, социологи, педагоги, философы дают, исходя из собственных оценок, разнообразные прогнозы. Все это указывает на то, что в настоящий момент происходит переосмысление не просто форм, но и самой сущности образования.
Чтобы глубже понять содержание указанных трансформаций, представляется целесообразным обратиться к этимологии термина «образование». Понятие «образование» по своему характеру исторично. Современные образовательные термины западноевропейских языков берут свое начало в классической латыни: от латинского educatio [7, с. 170], означавшего воспитание, выращивание, происходит английское education, обозначающее процесс, в ходе которого ум и характер человека развиваются обычно путем формального обучения, путем прохождения систематического курса инструктирования.
Энциклопедически широкое образование (education) современные англоязычные толковые словари определяют как акт или процесс внедрения и получения общего знания, развития способности рассуждать, как интеллектуальную подготовку к зрелой жизни. При этом процесс подготовки предполагает дисциплину, систематичность и имеет своей целью раз-
витие общих и специальных способностей ума, получение научных знаний.
Во Франции слово education обозначает главным образом образование высшее, для среднего и низшего образования существует термин enseignement [1, с. 401], очевидным образом сводящийся к слову латинского происхождения signe - знак (signum - слово, породившее в русском и других европейских языках слово «сигнал»). Интересно при этом, что во Франции конкретное и точное образование, так сказать, профессиональная подготовка того или иного человека обозначается словом formation.
Обратившись к немецким образовательным терминам, следует отметить, что они не заимствованы из латыни, а переведены с нее на родной язык. Так, собственно образование, в смысле educatio, обозначается по-немецки словами Erziehung и Ausbildung. Эти существительные происходят от глаголов ziehen и bilden соответственно. Первый из них имеет смысл «тянуть за собой». Существительное die Ziehung переводится как тяга, вытягивание. Приставка Ег указывает на достижение результата какого-либо действия, на приобретение некоего свойства. Соответственно, существительное die Erziehung означает воспитание, взращивание. Глагол bilden более богат смысловыми оттенками: на русский язык он может переводиться глаголами создавать, составлять, формировать, принимать (придавать) форму, учреждать, образовывать, воспитывать, просвещать, способствовать развитию, развивать.
Приставка aus указывает направление движения изнутри наружу. Таким образом, немецкий язык подчеркивает созидательную, образующую суть образовательного процесса, не забывая при этом его «насильственную» сторону, вынуждающую составляющую.
В научный оборот термин «образование» был введен в 1780 г. выдающимся швейцарским педагогом И.Г Песталоцци (1746-1827), который подразумевал под ним «формирование образа», а в России указанный термин впервые употребил просветитель Н.И. Новиков (1744-1818).
С философской точки зрения образование -это «духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс формирования облика человека. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями» [3, с. 199; 5].
Применительно к процессу становления человека, понимаемому как обретение им человеческого образа, понятие «образование» генетически восходит к знаменитой древнегреческой пайдейе (V-IV вв. до н. э.). Немецкий исследователь В. Йегер в фундаментальном труде трактует ее как присущее древним грекам стремление к образованию и культуре [4, с. 6]. В «Словаре античности» «пайдейя» определяется как «вообще образование: гармоничное телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности» [9, с. 406]. По словам французского исследователя античной педагогики А.-И. Марру, пайдейя «становится обозначением культуры, понимаемой не в активном, подготовительном смысле образования, а в том результативном значении, которое это слово приобрело у нас сегодня: состояние полного, осуществившего все свои возможности духовного развития у человека, ставшего человеком в полном смысле» [6, с. 142].
Обрисовывая сущность образования - пай-дейи (от rcai5sia) - в своей «притче о пещере», Платон пишет: «Просвещенность - это совсем не то, что утверждают о ней некоторые лица, заявляющие, будто в душе у человека нет знания, и они его туда вкладывают, вроде того, как вложили бы в слепые глаза зрение». На самом деле, утверждает Платон, «у каждого в душе есть такая способность; есть у души и орудие, помога-
ющее каждому обучиться. Но как глазу невозможно повернуться от мрака к свету иначе, чем вместе со всем телом, так же нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это, как мы утверждаем, и есть благо» [8, с. 299]. Именно здесь и должно проявиться педагогическое искусство, искусство образования, или, как называет его сам философ, «искусство обращения», позволяющее наиболее легким и действенным путем «обратить» человека. Но «это вовсе не означает вложить в него способность видеть - она у него уже имеется, но неверно направлена, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы» [там же].
Это высказывание Платона и сам «символ пещеры» полны глубоких смыслов и противоречий, потаенных в языке описания образов и действий пленников пещеры. С одной стороны, притча рассказывает об истине, как о «непотаенном» (алетейя - аА,^9е^) - то есть о том, «что скрыто и присутствует в круге человеческого местопребывания». С другой стороны, притча описывает историю переходов из одного местопребывания в другое, когда на каждом из переходов человеку открывается иной род непотаенности (истины) [10, с. 351].
Первые три перехода (переходы от созерцания теней к созерцанию вещей, освещенных огнем, и затем к созерцанию вещей в свете яркого дня) символизируют собой познание - восхождение человека от одной ступени познания к другой - как процесс «снятия оков», достижения такого состояния свободы, в котором ему открывается непотаеннейшее. Четвертый переход (возвращение к оставшимся в пещере узникам) символизирует собой, по нашему мнению, образование как организованный процесс со всеми его проблемами - чему обучать и как образовывать; образование, в котором человек, уже познавший истину (или считающий, что познал ее), пытается обратить к ней других, кто, по его мнению, пока еще к истине не приобщен. Здесь будет необходимо сделать выбор «пути обращения», то есть пути образования оставшихся людей. Этот выбор указывает на проблему истины - именно об этом пишет М. Хайдеггер в своем толковании «притчи о пещере», говоря, что между «образованием» и «истиной» есть сущностная связь, состоящая в том, что «существо
226
С.В. Кисленко. Философско-этимологический анализ понятия «образование»
истины и род ее перемены только и делают впервые возможным “образование” в его основных очертаниях» [там же, с. 350].
В итоге для системы образования способ «обращения» человека, то есть образование, которое она помогает получить растущему человеку, зависит от следующих факторов: от принятого каждым педагогом понимания познания и истины; от принятого понимания истины и самого познания в философии; от места и роли философии в жизни общества - причем третий фактор является связующим звеном между первым и вторым.
Таким образом, пути познания и образования во многом зависят от понимания нами истины: либо как непотаенности, каждый раз особым образом личностно (на основе собственной системы ценностей и смыслов) воспринимаемой каждым субъектом, как основы бытия (онтологическое понимание), либо как правильности восприятия, мышления и высказывания, выверяемой по некоторому объективно и независимо существующему образцу (гносеологическое понимание).
Познание целиком может существовать в поле онтологического понимания истины, а вот образованию приходится «лавировать» между онтологическим и гносеологическим пониманием истины, в силу того, что иногда «образ-ова-нию» все-таки нужен образец, по которому выверяется правильность пути, на что указывает даже морфемный состав слова образование.
С.И. Гессен пишет: «Образование по существу своему не может быть никогда завершено» [2, с. 35]. Образование призвано обеспечивать возможность человеку такого живого состояния ума, в результате которого с помощью своих умственных усилий он приходит к пониманию и порождает новые смыслы. Именно тогда обра-
зование превращается в воспитание самоосозна-ющей личности, и, благодаря этому, на любом этапе познания человек всегда остается ответственным за мысль, поступок, слово.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гак, В. Г. Новый французско-русский словарь : ок. 70 000 слов, 200 000 ед. пер. / В. Г. Гак, К. А. Ганшина. - М. : Рус. яз., 1993. - 1194 с.
2. Гессен Сергей Иосифович. Основы педагогики: Введение в прикладную философию : учеб. пособие для вузов / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
3. Деттерер, А. В. Введение в философию образования : учеб. пособие / А. В. Деттерер. - Томск : ТГПУ 1998. - 270 с.
4. Йегер, В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) : пер. с нем. / В. Йегер. - М. : Грек.-лат. кабинет Ю. А. Шичалина, 1992. - 334, [1] с.
5. Краткая философская энциклопедия / Ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблев, В. А. Лутчен-ко. - М. : Прогресс, 1994. - 576 с.
6. Марру, А. И. История воспитания в античности (Греция) / А. И. Марру ; пер. с фр.: А. И. Любжи-на, М. А. Сокольской, А. В. Пахомовой. - М. : Грек.-лат. кабинет Ю. А. Шичалина, 1998.- 432 с.
7. Немецко-русский (основной) словарь : ок. 95 000 словарных статей. - 4-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз, 1996. - 1040 с.
8. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 3 : пер. с древнегреч. / под общ. ред. А. Ф. Лосевой [идр.]. - М. : Мысль, 1994. - 65, [1] с. - (Философской наследие; Т. 117).
9. Словарь античности / отв. ред. И. В. Кузи-щин. - М. : Прогресс, 1992. - 704 с.
10. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер ; сост., пер. с нем., вступ. ст. и коммент. В. В. Бибихина. - М. : Республика, 1993. - 447 с. - (Мыслители ХХ века).
PHILOSOPHIC AND ETYMOLOGICAL ANALYSIS OF THE NOTION «EDUCATION»
S. V. Kislenko
The article conducts philosophic and etymological analysis of the notion «education». The author pays special attention to philosophic understanding of «education» giving two possible interpretations of the notion «truth» in the sphere of education basing on the analysis of Plato’s Myth of the Cave and its interpretation by M. Heidegger.
Key words: philosophy of education, education, cognition, etymology, terminology, essence of education.