УДК 355.23
Болтыков Олег Вадимович
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
boltykov@mail.ru
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ
В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности, места, содержания и организации военно-патриотического воспитания в условиях военного вуза, сделан анализ таких подходов и отображен мониторинг отношения общественного мнения к массовой патриотической работе в различных условиях государственного строительства современной России. По результатам изучения философской и психолого-педагогической литературы вынесено определение военно-патриотического воспитания в современной интерпретации. Рассмотрены нормативно-правовые акты Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, определяющие государственную политику в области военно-патриотического воспитания военнослужащих и допризывной молодежи. Определены задачи военно-патриотического воспитания и перспективные пути решения этих задач в военно-учебном заведении. Проанализирован опыт осуществления военно-патриотического воспитания в Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко в постперестроечный период. Рассмотрены вопросы формирования предметно-эстетической среды военно-патриотического воспитания в военном вузе и роль военно-исторического центра в этой работе. Представлены результаты социологических опросов курсантов различных периодов обучения по вопросу их отношения к военной службе и обучению в военном вузе с точки зрения достижения результатов в военно-патриотическом воспитании и формирования гражданской идентичности. На основе изученных материалов и проведенного анализа, сделаны выводы о соответствии нормативно-правовой базы военно-патриотического воспитания современным вызовам и о необходимости преемственности для достижения продуктивных результатов в этой работе.
Ключевые слова: воспитание, военно-патриотическое воспитание, гражданская идентичность, государственно-патриотическое образование.
Демократизация социальных отношений I I в обществе, меняющиеся социальное—неэкономические реалии, преобразования в государственном устройстве и общественном сознании ставят педагогические коллективы любого образовательного учреждения перед необходимостью поиска эффективных способов воспитания профессионально компетентных, социально ответственных, готовых плодотворно трудиться в интересах страны выпускников. Особенно важным это становится, когда речь о подготовке высококвалифицированных специалистов для оборонных отраслей промышленности, армии и флота. В этих условиях возникла необходимость осмысления наметившихся тенденций, накопленного опыта воспитания у будущих офицеров высоких морально-волевых качеств, гражданственности, патриотизма.
Рефлексия научных публикаций и конкретного опыта, с одной стороны, предполагает анализ и мысленное преобразование этих продуктов под определенным углом зрения, в результате чего становится понятнее позиции, используемые педагогические методы и приемы, с другой стороны, помогает найти пути дальнейшего развития. Поэтому так важен ретроспективный взгляд на содержание и организацию военно-патриотического воспитания курсантов, которое является одним из структурных компонентов формирования у них гражданской идентичности.
Изучение философской и психолого-педагогической литературы (А.А. Аронов, Н.К. Беспятова, Т. С. Буторина, А.Н. Вырщиков, Н.Н. Дубинина,
Л.В. Кузнецова, О.А. Лотарева, Н.Т. Овчинникова и др.) свидетельствует, во-первых, о том, что военно-патриотическое воспитание в них рассматривается в контексте патриотического. При этом, патриотизм трактуется как любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа, готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее [5, с. 194].
В силу этого патриотическое воспитание рассматривается как целенаправленная систематическая деятельность, ориентированная на формирование и развитие у молодых людей патриотического сознания и гражданственности, готовности к выполнению долга по защите интересов страны. Последняя часть имеет непосредственное отношение к военно-патриотическому аспекту такого воспитания.
Во-вторых, анализ работ отечественных авторов позволяет говорить о том, что отношение общественного мнения к массовой патриотической работе в девяностые двухтысячные годы менялось от негативного к индифферентному и к возрождению понимания роли и значимости данного направления в подготовке подрастающего поколения к активной жизни, их продуктивной социализации.
Таким образом, в современной интерпретации военно-патриотическое воспитание молодежи в широком смысле этого слова стало пониматься как комплекс нормативно-правовых, программно-методических, информационно-организационных мер, предполагающих совместные действия государства, общества, их социальных и воспитатель-
102
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Болтыков О.В., 2015
ных институтов по целенаправленному формированию у них готовности служить своей стране, своему народу, выполнять свой гражданский долг, свои обязанности по защите интересов Родины.
Военно-патриотическое воспитание в узком смысле слова - это специально организованная педагогическая деятельность по формированию и развитию у молодых людей патриотизма, гражданственности, способности и готовности к выполнению своих конституционных обязанностей в условиях мирного и военного времени, в повседневных и экстремальных ситуациях, требующих сознательного выполнения действий, принятия решений, осуществление выбора с опорой на социокультурные традиции, нравственные и социальные, общечеловеческие и национальные ценности.
Достижение этой цели в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 марта 2011 года «Об утверждении Ведомственной программы по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» предусматривает решение нескольких взаимосвязанных задач:
- вооружение будущих офицеров знаниями о тех аспектах культуры, гражданской и военной истории, которые обеспечивают понимание ценностей, ориентирующих на служение людям, интересам страны, верность долгу;
- включение обучающихся в военных вузах в деятельность по сохранению, обогащению, пропаганде боевых традиций, исторических событий, освещающих героическое прошлое и настоящее страны, его народа, Вооруженных сил;
- обеспечение участия курсантов в организации мероприятий военной и военно-прикладной направленности, привлечение их к работе военно-исторических и поисковых клубов, общественных объединений и организаций.
Как следует из научных работ, наиболее перспективными путями в военно-учебном заведении решения сформулированных выше задач, признаются:
- общественно-государственная подготовка, вопросы которой в военном вузе рассматриваются в дисциплинах, преподаваемых на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кафедре повседневной деятельности и управления войсками, кафедре общей тактики и оперативного искусства;
- организация внеаудиторной воспитательной работы в рамках военного вуза и за его пределами.
Учитывая эти обстоятельства, проанализируем опыт осуществления военно-патриотического воспитания в Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко в постперестроечный период.
Основные усилия по первому направлению во все эти годы были сосредоточены вокруг вопросов государственного и военного строительства, истории и традиций службы в российской армии и на флоте, правовых основ прохождения военной службы по призыву и контракту, основных положений международного гуманитарного права, соблюдения прав человека в Вооруженных Силах Российской Федерации, особенностей реализации религиозных потребностей верующими военнослужащими.
Таким образом, обучающиеся в военном вузе в ходе преподавания обязательных дисциплин и изучения элективных курсов знакомятся с системой национальных интересов, с традициями института армии, основными событиями военной истории страны, днями воинской славы России, кодексом поведения военнослужащего, воинским этикетом, мировоззренческими и духовными основами сознательного служения Отечеству, нравственными и правовыми аспектами воинской дисциплины.
Достижению такого результата способствует комплекс форм и методов, среди которых учебные занятия, тематические беседы, встречи с ветеранами, специалистами, выпускниками разных лет. Особое внимание уделяется обсуждению различных проблем прошлого и настоящего Вооруженных Сил тех стран, чьи представители обучаются в академии.
В то же время за последние четверть века в преподавании гуманитарных дисциплин, в содержании, формах и методах организации государственно-патриотической подготовки будущих офицеров наблюдаются три тенденции:
- формализации (четкое следование методическим рекомендациям Министерства обороны, применение традиционных средств и методов обучения);
- дополнительности (внесение тем и разделов, связанных с историей и традициями конкретного вида (рода) войск, вкладом отдельных военнослужащих, Героев Советского Союза, Героев России в отстаивании интересов страны. Наряду с этим, начинают широко внедряться проектные методы, нацеливающие обучающихся на самостоятельный поиск информации, ее обработку, интерпретацию, включение в контекст проблем военной истории и патриотического образования);
- оптимизации (дифференция содержания учебной дисциплины по блокам: отношение к профессии, культуре, государству и обществу, отношение к прошлому и настоящему Вооруженных Сил и страны, использование интерактивных образовательных технологий с упором на диалоговые формы обучения).
Второй из названных путей, связанный с организацией внеаудиторной деятельности по во-
енно-патриотическому воспитанию курсантов как элемента формирования их гражданской идентичности, так же претерпевал изменения за эти годы от пассивных форм просвещения к развитию социальной активности обучающихся. Это находило свое проявление во введение в воспитательный процесс новых технологий организации воспитательной деятельности, в установлении сложных связей между социальными партнерами в использовании интегративного подхода. При этом акценты делались на понимание будущими военными специалистами сущности патриотизма как гражданского долга, социальной ответственности, социальной значимости военной службы и служения Отечеству, на формирование эмоционально ценностного отношения к исторически фактам и явлениям, умение критически осмысливать их, устанавливать причинно-следственные связи.
Как свидетельствует наш многолетний опыт, развитие таких базисных качеств у курсантов как долг, честь, достоинство, смелость, ответственность, терпение напрямую зависит от переживания молодыми людьми системы жизненных смыслов, что достигается в реализации технологии праздника, которая достаточно интересно отражена в работах В.С. Безруковой. Она, опираясь на бытовые культуру и традиции, христианское обоснование практики его реализации в историческом пространстве, указывает на такие особенности построения такого воспитательного мероприятия, как наличие смысла, идей, строгое соответствие времени и месту, традициям и обрядам, ритуалам и технологии [1].
В соответствии с этим праздники становятся воспитывающими и одухотворяющими, если они строятся в такой последовательности:
а) подготовка (предпразднество), которая предусматривает нахождение главной идеи, отбор материала, связанного с прошлым и настоящим, осмысление опыта других, написание сценария, подбор атрибутов;
б) проведение (празднество) - реализация сценария, создание соответствующей эмоционально-психологической атмосферы веселья, торжества через включение участников действия в этот процесс;
в) послесловие (попразднество) - подведение итогов, рефлексия результатов, определение путей дальнейшей работы в этом направлении [1, с. 370].
Такими праздниками в академии в разные годы стали: «За Веру и Отечество», «Честь имею», «Служу России», «Долг, Честь, Отечество», «Присяге верны» и другие.
В решении задач военно-патриотического воспитания курсантов во внеаудиторной деятельности играют значительную роль, как доказал в своей диссертации В.В. Чернов [6], ситуации-события, в которых актуализируются их потребности в преодолении, доминировании, обеспечивается эмоцио-
нальная сопричастность к государственно-патриотическому служению, осуществляется предъявление образцов военно-профессионального служения.
Способствует созданию и продуктивному применению названных ситуаций функционирование инновационного воспитательного института, возникшего еще в девяностые годы в академии, как военно-исторический и культурный центр (ВИКЦ). С самого первого дня его существования на этом воспитательном пространстве располагались офицерское собрание, клуб, шесть исторических залов музея, помещения творческих студий (живописи, театральная, музыкальная, художественно-прикладная, хореографическая и другие) [3].
В рамках обозначенного центра каждым структурным элементом реализуются разнообразные программы, которые включают четыре системных направления:
- образовательное, позволяющее не только передавать некоторый объем знаний, но и расширять их рамки, которое, следовательно, носит развивающий характер. Материалы центра служат ценным раздаточным средством, с одной стороны, стимулируют выполнение самостоятельных заданий - с другой, с третьей - помогают внедрению в практику обучения проблемных, модульных, контекстных технологий;
- воспитательное, центральным звеном которого является обеспечение социально-профессионального становления личности будущего выпускника военного вуза, ориентирование в построении им профессиональной карьеры и имиджа офицера, командира;
- культурно-досуговое, назначение которого в создании условий для релаксации курсантов, их реабилитации в определенных ситуациях, самореализации, приобретения навыков организации и участия в социальном взаимодействии;
- психолого-педагогическое, которое выполняет функцию регулирования взаимоотношений, поддержания оптимистического настроя, инициирования социально-профессиональной активности курсантов, формирования субъектной позиции.
Идеи этих направлений реализуются комплексом педагогических форм, методов, средств: сю-жетно-ролевыми играми, дискуссиями, проектами, импровизацией.
Несколькими годами позже военно-исторический культурный центр дополнился православным Храмом Святого Георгия Победоносца, на базе которого каждый обучающийся имел возможность познакомиться с основами православной культуры, с вечными ценностями: добра, морального долга, нравственных обязанностей, научиться рефлексировать свое поведение [4].
Важнейшей составляющей военно-патриотического воспитания в современных условиях становится создание особой предметно-эстетической
104
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
среды учебного заведения: оформление аудиторий, специализированных кабинетов, коридоров, прилегающих территорий, насыщенных информацией об истории войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации, мемориальной стелой с именами всех погибших на службе в военное и мирное время, доской почета, картой России с указанием мест, где проходят службу выпускники.
К этому следует добавить планомерное вовлечение курсантов в социально-значимую деятельность с целью формирования и развития у них активной гражданской позиции через организацию воспитательных социальных акций («Спешим делать добро», «Подвиг солдата бессмертен»), разработку и реализацию социальных проектов («Этих дней не смолкнет слава», «Патриотами становятся», «Диалог поколений», «По тропинкам великих побед» и другие).
Опросы последних лет показали положительную динамику в деле военно-патриотического воспитания курсантов по ряду показателей. В частности, с результатами анкеты «По вехам истории» успешно справились 78% курсантов второго курса обучения и 86% - третьего курса, удовлетворенность сделанным выбором отметили 53,8% первокурсников и 93,6% обучающихся после прохождения войсковой стажировки. По данным мониторинга позитивное отношение к стране, национальным традициям и ценностям, государственно-патриотическим символам высказали преобладающее большинство опрошенных.
Таким образом, сделаем несколько выводов. Во-первых, принятие государственной программы патриотического воспитания граждан Российской
Федерации и определение стратегических целей ее реализации в военных вузах способствовали активизации работы по военно-патриотическому воспитанию курсантов.
Во-вторых, накопленный в девяностые годы в военных вузах опыт по организации такого воспитания, его преемственное использование позволяют достичь продуктивных результатов в этой работе, что помогает решать задачи ориентации курсантов на служение, исполнение молодыми людьми своих конституционных обязанностей, обеспечение их гражданской идентичности.
Библиографический список
1. Безрукова В.С. Педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
2. Вдовин А.В. Проблема индивидуализации воинского обучения и воспитания в системе высшего и дополнительного профессионального образования и пути ее решения // Военная мысль. - 2013. -№ 1. - С. 67-74.
3. Волков Н.Т. Личностно ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2000. - 23 с.
4. Гожиков В.^Организационно-педагоги-ческие условия государственно-патриотического воспитания будущего офицера: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2001. - 19 с.
5. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 362 с.
6. Чернов В.В. Формирование профессиональной направленности личности курсанта в воспитательном пространстве военного вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 19 с.