УДК 37.018
Boltykov O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), doctoral postgraduate, Kostroma State University n.a. N.A. Nekrasov (Moscow,
Russia), E-mail: boltykov@mail.ru
SPECIFICS OF MILITARY PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN MODERN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The
article specifies one of the main aspects of education - military patriotic education. It highlights the approaches to the structure of this aspect of education, to the determination of its role and place in the social development of a cadet's personality in a higher military education institution. The author analyzes the experience of military patriotic education in a higher military education institution and highlights the most promising ways of such education. The work examines the role of education in cadets' civil identity development in a military academy and discusses approaches to successful civil identity development of cadets in the process of education in a military academy.
Key words: education, military patriotic education, development, patriotism, civic duty, social responsibility.
О.В. Болтыков, канд. пед. наук, докторант Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова,
г. Москва, E-mail: boltykov@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
В статье охарактеризовано одно из основных направлений воспитания - военно-патриотическое воспитание. Рассмотрены сложившиеся подходы к выделению структуры данного направления воспитания, определению его роли и места в процессе социального становления личности курсанта военного вуза. Проанализирован опыт осуществления военно-патриотического воспитания в военном вузе, рассмотрены наиболее перспективные пути такого воспитания. Представлены подходы к успешному решению задач формирования гражданской идентичности у курсантов в процессе обучения в военном вузе.
Ключевые слова: воспитание, военно-патриотическое воспитание, формирование, патриотизм, гражданский долг, социальная ответственность.
Одной из сложных и актуальных задач современного воспитания на любой ступени образования является формирование у детей, подростков, молодежи патриотических чувств, положительного отношения к прошлому, культуре, к Вооруженным Силам страны, к военной службе, к защите Отечества. Её решение связано с организацией военно-патриотического воспитания.
В современной научной литературе военно-патриотическое воспитание молодежи в широком смысле понимается как комплекс нормативно-правовых, программно-методических, информационно-организационных мер, предполагающих совместные действия государства, общества, их социальных и воспитательных институтов по целенаправленному формированию готовности служить своей стране, своему народу, выполнять свой гражданский долг, свои обязанности по защите интересов Родины.
Военно-патриотическое воспитание в узком смысле слова -это специально организованная педагогическая деятельность по формированию и развитию у молодых людей патриотизма, гражданственности, способности и готовности к выполнению своих конституционных обязанностей в условиях мирного и военного времени, в повседневных и экстремальных ситуациях, требующих сознательного выполнения действий, принятия решений, осуществление выбора с опорой на социокультурные традиции, нравственные и социальные, общечеловеческие и национальные ценности [1].
В соответствии с таким пониманием сущности военно-патриотического воспитания его задачами провозглашаются формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, наращивание его морального духа на основе героических традиций, уважительного отношения к важнейшим событиям в жизни России, её прошлому и настоящему, к её защитникам [2].
Осмысление опыта организации работы по данному направлению в военных вузах позволяет выделить несколько наиболее распространенных форм: праздники, посвященные Дням воинской славы, рода Вооруженных Сил, образовательному учреждению, тематические вечера, встречи с ветеранами войн, участниками боевых и миротворческих действий, Героями России, проекты, творческие конкурсы, коллективные дела.
Они дают свои результаты, так как, во-первых, растет число молодых людей, ставших членами поисковых экспедиций, в ходе которых паспортизировано 180 новых захоронений в 2015 году, отремонтировано 124 участка мемориальных комплексов, установлены судьбы более 9,6 тысяч советских воинов, 61 солдата немецкой и 13 - японских армий [3, с. 15]; во-вторых, увеличивается количество образовательных, социальных проектов, качающихся истории государственных праздников, символов, ритуалов, традиций, созданию книг и сайтов «Память народа», «Герои прошлого и настоящего», акций «Ветеран», «Дари добро» и
другие; в-третьих, отмечается повышение конкурса в кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища, военные институты и академии.
Как следует из анализа психолого-педагогических исследований, наиболее перспективными путями развития такого воспитания в военно-учебном заведении признаются:
- общественно-государственная подготовка, которая осуществляется в процессе преподавания дисциплин на кафедрах гуманитарных и социально-экономических дисциплин, повседневной деятельности и управления войсками, общей тактики и оперативного искусства;
- организация внеаудиторной воспитательной работы в вузе и за его пределами.
Учитывая эти обстоятельства, проанализируем опыт осуществления военно-патриотического воспитания в Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко в постперестроечный период.
Основные усилия по первому направлению все эти годы были сосредоточены вокруг вопросов государственного и военного строительства, истории и традиций службы в российской армии и на флоте, правовых основ прохождения военной службы по призыву и контракту, основных положений международного гуманитарного права, особенностей прав человека в Вооруженных Силах Российской Федерации, реализации религиозных потребностей верующими военнослужащими.
Таким образом, обучающиеся в военном вузе в ходе изучения обязательных дисциплин и элективных курсов знакомятся с системой защиты национальных интересов, с важными событиями военной истории страны, днями воинской славы России, кодексом поведения военнослужащего, воинским этикетом, мировоззренческими и духовными основами сознательного служения Отечеству, нравственными и правовыми аспектами воинской дисциплины.
Достижению такого результата способствует использование комплекса форм и методов, среди которых учебные занятия, тематические беседы, встречи с ветеранами, специалистами, выпускниками разных лет, обсуждение различных проблем прошлого и настоящего Вооруженных Сил тех стран, чьи представители обучаются в академии.
Особое место в этом процессе занимают участие в программах «Опыт добровольчества», «Поклонимся великим тем годам», «Исторические реконструкции», «Школа безопасности», подготовке и проведении военно-спортивных игр («Мужество», «Патриот», «Дорогой жизни») для подростков и старшеклассников, создание преднамеренных ситуаций, этических диалогов и дебатов («Смутная улыбка», «Письма сыну», «Смысл жизни», «Дилемма»).
В тоже время за последние четверть века в военно-патриотическом воспитании в процессе обучения проявляются такие особенности: формализация содержания (чёткое следование методическим рекомендациям Министерства обороны Российской Федерации, применение традиционных средств и методов обучения), его дополнительность (внесение тем и разделов, связанных с историей и традициями конкретного вида (рода) войск, вкладом отдельных военнослужащих, Героев Советского Союза, Героев России в отстаивании интересов страны); оптимизация форм и методов (использование интерактивных образовательных технологий с упором на проектные и диалоговые формы обучения).
Второй из названных путей, связанный с организацией внеаудиторной деятельности по военно-патриотическому воспитанию курсантов как элемента формирования их гражданской идентичности, так же претерпевал изменения за эти годы от пассивных форм просвещения к развитию социальной активности обучающихся. Это находило свое проявление во введение в воспитательный процесс новых технологий организации воспитательной деятельности, в установлении сложных связей между социальными партнерами в использовании интегративного подхода. При этом акценты делались на понимание будущими военными специалистами сущности патриотизма как гражданского долга, социальной ответственности, значимости военной службы и служения Отечеству, на формирование эмоционально ценностного отношения к историческим фактам и явлениям, умение критически осмысливать их, устанавливать причинно-следственные связи [4; 5].
Как свидетельствует наш многолетний опыт, решению задач военно-патриотического воспитания способствует функционирование такого инновационного воспитательного института, возникшего еще в девяностые годы в академии, как военно-исторический и культурный цент (ВИКЦ). С самого первого дня
Библиографический список
его существования на этом воспитательном пространстве располагались офицерское собрание, клуб, шесть исторических залов музея, помещения для творческих студий (живописи, театральная, музыкальная, художественно-прикладная, хореографическая и другие) [6].
Его особенностями становятся четыре системных направления: образовательное, воспитательное, культурно-досуговое, психолого-педагогическое.
В ходе опытно-экспериментальной работы отмечается положительная динамика в области военно-патриотического воспитания курсантов и слушателей по всем критериям: когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, действенно-практический. Продемонстрируем изменения по первому из них. В частности, высокий уровень знаний истории Отечества показало 49% респондентов, выше среднего - 28%, средний (допустимый) -13%, ниже среднего - 7%, низкий - 3%. В контексте исследования критического мышления фиксируется развитие информационных (+1,25), коммуникативных (+1,03), организационных (+0,74) умений.
Таким образом, военно-патриотическое воспитание молодежи - это систематическая интегративная деятельность, отличающаяся сложными связями, направленная на формирование у обучающихся в военном вузе социально значимых качеств личности, необходимых для служения Отечеству, защиты его интересов.
В девяностые годы в военных вузах сложился определённый опыт по организации такого воспитания в новой социокультурной ситуации, преемственное использование которого в современных условиях позволяет достичь продуктивных результатов в этой работе, если обеспечивается интеграция учебной и внеаудиторной работы, ориентация курсантов на служение, исполнение своих конституционных обязанностей в процессе применения интерактивных методов обучения и воспитания.
1. Словарь социальной педагогике. Автор-составитель Л.В. Мардахаев. Москва: «Академия», 2002.
2. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Под общей редакцией Н.И. Резника. Москва: ГУВР ВС РФ, 2005.
3. Армия в цифрах. Москва: АО «Красная Звезда», 2015.
4. Волков Н.Т. Личностно ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2000.
5. Гожиков В.Я. Организационно-педагогические условия государственно-патриотического воспитания будущего офицера. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2001.
6. 80 лет военной академии войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко. Страницы истории (1932-2012). Кострома: ВА РХБЗ и ИВ, 2012.
References
1. Slovar'social'nojpedagogike. Avtor-sostavitel' L.V. Mardahaev. Moskva: «Akademiya», 2002.
2. Vospitatel'naya rabota v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Pod obschej redakciej N.I. Reznika. Moskva: GUVR VS RF, 2005.
3. Armiya vcifrah. Moskva: AO «Krasnaya Zvezda», 2015.
4. Volkov N.T. Lichnostno orientirovannoe obuchenie kursantov vysshego voenno-uchebnogo zavedeniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2000.
5. Gozhikov V.Ya. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya buduschego oficera. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2001.
6. 80 let voennoj akademii vojsk radiacionnoj, himicheskoj i biologicheskoj zaschity i inzhenernyh vojsk imeni Marshala Sovetskogo Soyuza S.K. Timoshenko. Stranicy istorii(1932-2012). Kostroma: VA RHBZ i IV, 2012.
Статья поступила в редакцию 22.03.17
УДК 372.874
Vlasova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Fine Arts, Voronezh State Pedagogical University
(Voronezh, Russia), E-mail: vlasova1013@rambler.ru
DIAGNOSIS OF FINE ART AMONG TEENS AS A METHODOLOGICAL PROBLEM. The article presents the main results of the research activities of fine teenagers. The paper defines levels of work of the teenager with the compositional elements (thumbnail format, image size, image layout, point of view, the compositional center of the composite dominant) in creation of an artistic image on the given topic. The researcher discusses the concept of mobility and variability of conceptual solutions to create a graphic image. The work determines the regularity of the use of the pattern of large, medium or general plan in the visual composition. Learning the rules of art composition is considered to be an effective method of overcoming the crisis of artistic activities in adolescence.
Key words: painting teenagers, graphic image, artistic image, levels of fine activities, composition, solution of compositional tasks.
Н.В. Власова, канд. пед. наук, доц. каф. изобразительного искусства, Воронежский государственный педагогический
университет, г. Воронеж, E-mail: vlasova1013@rambler.ru