УДК 377.5
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Ю. Голохвастова1, А.А. Коростелев2
Тольяттинский государственный университет 445667, г. Тольятти, ул. Фрунзе, 2г :E-mail: ya.frolowa@yandex.ru 2E-mail: kaal612@yandex.ru
Анализируется состояние экологического образования в современном мире, рассмотрены различные подходы к определению понятия «экологическое образование» и его целей. Выделены уровни непрерывного экологического образования и воспитания. Определены принципы образования для устойчивого развития. Представлены отличия образования в интересах устойчивого развития от традиционного экологического образования. Отображены направления, по которым осуществляется подготовка специалистов-экологов в учебных заведениях профессионального образования.
Ключевые слова: образование для устойчивого развития, студенты-экологи, непрерывное экологическое образование, экологическое законодательство, образовательный стандарт.
Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада), где была принята такая формулировка: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнения основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением».
В 90-х годах был принят один из основополагающих документов - закон РФ «Об охране окружающей природной среды», один из разделов которого -«Непрерывное экологическое образование» - составил основу организации экологического образования на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного уровней.
30 апреля 2012 года Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в которых он поставил ряд конкретных задач, связанных с развитием экологического образования и просвещения, в том числе:
- обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
- развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при
Елена Юрьевна Голохвастова, аспирант кафедры педагогики и методики преподавания. Александр Алексеевич Коростелев, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики преподавания.
осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
- включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.
Анализ эколого-педагогической литературы показал, что в настоящее время нет однозначного подхода к определению понятия «экологическое образование» и его целей. И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды», отдавая предпочтение, таким образом, системе знаний, умений и навыков [1].
Исходя из того, что образование есть процесс усвоения определенных обществом уровней культурного наследия и связанное с ним индивидуальное развитие, нам близка точка зрения И.Т. Суравегиной, которая рассматривает экологическое образование как продуктивную встречу поколений и сохранение единого образовательного пространства. В качестве главной цели экологического образования автор выдвигает становление экологической ответственности как ключевой черты личности, «обладающей биосферными функциями», полагая таким образом, что современное экологическое образование будет способствовать возрождению духовной связи человека с природой на основе собственной потребности в самосовершенствовании [2].
Таким образом, в обобщенном виде под экологическим образованием в педагогической науке понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, отношения, поведения и деятельности, результатом которого является формирование экологической культуры личности. Целью экологического образования является формирование экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего совместное, гармоничное развитие человека, общества и природы. Достижению данной цели способствует становление экологического сознания.
При этом сегодня в мировой и отечественной педагогике начинает складываться новое стратегическое направление, которое получило название «образование в интересах (для) устойчивого развития» (ОУР) [3]. Его основная цель состоит в изменении существующего массового сознания людей, переориентировании их на сохранение универсальных ценностей жизни, в обучении тому, как, не выходя за рамки правового поля, находить компромисс в ситуациях, в которых вступают в конфликт экономическая выгода и экологическая целесообразность, личные потребительские запросы и общественные интересы.
В исследованиях, посвященных проблеме образования в интересах устойчивого развития, подчеркивается, что это не альтернатива существующему экологическому образованию, это его новая ступень, с переходом на которую оно приобретает статус экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР). Но при этом экологическое образование претерпевает существенные изменения, которые связаны с углублением его правовой и культурологической составляющих, с созданием в образовательных учреждениях активной экокультурной среды, с усилением деятельностной стороны эколого-образовательного процесса.
Экологическое образование в интересах устойчивого развития - надпредметное направление модернизации общего среднего образования, направленное на решение современных социально-экологических проблем, создающее условия для самореализации и развития личности в быстро изменяющейся социоприродной среде. Цель ЭОУР определяется как обучение граждан управлению качеством жизни, осознанию объективно существующих экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним. Задачами ЭОУР являются: формирование надпредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности (ключевых образовательных компетентностей) на основе понимания основных законов экологии и концепции устойчивого развития; создание условий для осознанной мотивации учебно-исследовательской и социально значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и повышение качества жизни. В настоящее время перед системой экологического образования стоит задача обеспечить возможность получения непрерывного образования, то есть образования в течение всей жизни. В новой парадигме образования, с которой Россия вступила в XXI век, важно осознать не только необходимость полноценной и диалектической трактовки человеческого фактора, но и концентрацию вокруг базового «ядра» личности, способностей ее к профессиональному самоопределению и саморазвитию. Образование для устойчивого развития базируется на следующих основных принципах: разнообразие форм и методов образования; преемственность программ разных уровней; взаимосвязь с другими образовательными программами; адаптивность; учет местных особенностей; единство общего, профессионального и экологического образования и связь с практической деятельностью [4].
Отличие образования в интересах устойчивого развития от традиционного экологического образования, культивировавшегося до принятия стратегии образования в интересах устойчивого развития, заключается в следующем:
1) ориентация содержания образования на формирование потребностей ныне живущих поколений людей не в ущерб условиям жизни будущих поколений, на здоровый образ жизни в гармонии с природой, на равные права в социальном, культурном и конфессиональном аспектах;
2) постоянное обновление содержания современного образования как неотъемлемая часть реализации концепции устойчивого развития. При этом требуется постоянное реформирование образования для достижения следующих целей:
- целостный подход в образовании;
- образование через всю жизнь;
- обеспечение компетентности и баланса знаний, отвечающих местным и глобальным интересам;
- переход от передачи информации к диалогу и проектному решению проблем.
Одним из главных принципов экологического образования является его
непрерывность. Можно выделить семь уровней непрерывного экологического образования и воспитания: домашнее (семейное) экологическое воспитание, общее экологическое образование (период детства, школа), профессиональное образование (начальное, среднее, высшее), послевузовское, дополнительное экологическое образование на всех уровнях, профессионально экологическая переподготовка и повышение квалификации, экологическое просвещение населения.
Непрерывность экологического образования предусматривает следующие принципы обучения:
- последовательность - от простого к сложному, от одной возрастной группы к другой, от одного уровня сложности управления производственными процессами к другому;
- междисциплинарность - на основе интеграции естественнонаучных, социально-гуманитарных, инженерных и т. п. наук;
- актуализация - привнесение в содержание образование на каждом новом этапе того нового, что дает практика жизни, новые технологии, международные соглашения, новое законодательство и нормативная база, а также результаты разработок общих концептуальных и конкретных эколого-педагогических основ образования для устойчивого развития, и на основе этого - постоянное обновление образовательных программ;
- мобильность обучающихся, умение использовать современные информационные и образовательные технологии [5-11];
- мотивация к постоянному обучению, получению и переработке новых знаний;
- высокая степень экологической информативности, основанной на достижениях информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- взаимосвязь формального, неформального и самостоятельного образования;
- экологическое образование как составная часть образования для устойчивого развития через всю жизнь [12, 13, 14].
Соответственно, основными задачами профессионального экологического образования в интересах устойчивого развития следует считать разработку и совершенствование междисциплинарных учебных тем, необходимых для включения в традиционные учебные дисциплины, и выработку у студентов таких качеств, как социальная ответственность, инициативность, способность формулировать проблемы и искать пути их решения, а также терпимость к альтернативным суждениям.
В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в статье 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» особо подчеркивается, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. В ст. 72 п. 1 закона сказано, что преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных, школьных общеобразовательных учреждениях и учреждениях высшего и дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм. В ст. 74 определена необходимость всеобщего экологического просвещения населения, в котором должны принимать участие все уровни власти РФ, органы местного самоуправления, средства массовой информации [15].
Таким образом, с января 2002 г. законодательно установлено всеобщее обязательное экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение всего населения РФ. В соответствии с этим программным положением экологическое воспитание и образование должно быть комплексным, системным, междисциплинарным и непрерывным. Оно должно базироваться на конкретных природных условиях, на знании социальных, культурных и экономических реальностей общества, учитывать национальные и региональные различия, а также взаимосвязи между природой и обществом. Члены общества всех профессий должны воспитать в себе чувство личной ответственности и способность к экологическому мышлению, равно как и
сопричастность к принятию экологически обоснованных решений в области природопользования и природоохраны.
В настоящее время экологическое законодательство РФ составляют более двух десятков законов. Основные из них: «Об охране окружающей среды» (2002 г.); «О безопасности» (1992 г.); «Об экологической экспертизе» (1995 г.); «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.); «О животном мире» (1995 г.); «О радиационной безопасности населения» (1995 г.); «Об отходах производства и потребления» (1998 г.); «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.); «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.)
Однако «несмотря на принимаемые меры по законодательному и нормативно-правовому обеспечению процесса экологического образования, состояние и эффективность работы системы непрерывного экологического образования в России остается крайне низкой, а по ряду параметров не соответствует международным требованиям, что вызывает серьезную озабоченность и тревогу», - отмечается в Постановлении совместной коллегии Минобразования РФ и Минохраны окружающей среды и природных ресурсов. Недооценка в обществе приоритетности экологического образования, недостаточность финансирования, слабое развитие материально-технической базы, научно-методического, психолого-педагогического, информационного и кадрового обеспечения, отсутствие эффективного государственно-общественного механизма управления экологическим образованием, интеграции и координации в деятельности существующих образовательных, природоохранных структур и неправительственных организаций - все эти причины отрицательно сказываются на темпах развития и качестве отечественного экологического образования [16].
В настоящее время практическая реализация требований Государственного образовательного стандарта по экологии в учебных заведениях профессионального образования осуществляется по следующим направлениям: введение специальностей экологического профиля; создание специализированных образовательных учреждений, факультетов подготовки специалистов по различным отраслям экологии; разработка, внедрение и совершенствование экологической компоненты профессионального образования, учитывающей специфику конкретной специальности и профессии; подготовка и повышение квалификации кадров преподавателей-экологов.
Сегодня из 81 государственных учреждений среднего профессионального образования РФ, ориентированных на подготовку специалистов экологического профиля, 72 осуществляют выпуск профессионалов по специальности 3201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».
Таким образом, экологическое образование приобретает новую функцию - оно становится образованием для устойчивого развития, обеспечивающим движение общества к экологически безопасному гражданскому миру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. С.Н. Глазачева. -Волгоград: Перемена, 1996. - С. 72-84.
2. Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1986. - 35 с.
3. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации [Электронный ресурс]. http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/
4. Тарасова Н.П. Становление системы образования для устойчивого развития // Экологическое образование на пороге «РИО + 10»: Тезисы докладов VIII Международной конференции по экологическому образованию, 26-28 июня 2002 г. - М., Тверь: Изд-во ГУП-ТОТОТ, 2002. - Ч. 1. - С. 24.
5. Самиева О.Б., Сбитнева А.Н. Психолого-педагогические проблемы академической мобильности в современной системе образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 57-60.
6. Бекоева М.И., Кокаева Ф.А., Кубанцева Г.С. Аудиовизуальные технологии обучения как средство повышения качества педагогического образования // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. -2011. - № 1. - С. 30-33.
7. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в информационном обществе как актуальная социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 15-17.
8. Аниськин В.Н. Социально-профессиональная и социально-технологическая компетентности педагога в современном информационно-образовательном пространстве: взаимосвязь и взаимозависимость // Самарский научный вестник. - 2012. - № 1 (1). - С. 5-8.
9. Бахарев Н., Гордеев А. Колледж и вуз: опыт интеграции // Высшее образование в России. - 1999. - № 1.
10. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Проектирование образовательной деятельности дошкольников на основе вариативно-модельного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 3. - С. 5-7.
11. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - № 2. - С. 33-36.
12. Ахметжанова Г.В. Развитие педагогической функции будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник психотерапии. - 2010. - Т. 39. - № 34. -С. 62-73.
13. Сичко И.А. Использование проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников // Карельский научный журнал. - 2013. - № 4. -С. 39-42.
14. Латыпова Г.М. Современные аспекты экологизации инновационного развития // Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - № 4. - С. 96-98.
15. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. http://www. referent. ru/1/78524.
16. Федорова Т.Н. Экологическое образование в России. Прошлое. Настоящее. Будущее? // Агрохимия. - 2011. - № 2. - 27 с.
Поступила в редакцию 11.12.2014; в окончательном варианте 11.12.2014
UDC 377.5
A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION DEVELOPMENT
E. Yu. Golokhvastova1, А.А. Korostelev2 Togliatti State University 2g. Frunze Str., Togliatti, 445667 :E-mail: ya.frolowa@yandex.ru 2E-mail kaa1612@yandex.ru
The article analyzes the state of environmental education in the modern world, as well as the various approaches to the definition of "environmental education" and its goals. The levels of continuous environmental education and training are singled out. The principles of education
for sustainable development are defined. The article presents the differences in education in sustainable development and traditional environmental education. The direction in which the the of environmental specialists in vocational education institutions is shown. Key words: education for sustainable development, environmentalists, continuous environmental education, environmental legislation, educational standards, students-ecologists.
Original article submitted 11.12.2014; revision submitted 11.12.2014
Elena.Yu. Golokhvastova, postgraduate student of department «Pedagogy and methods of teaching».
Alexander А. Korostelev, doctor of pedagogical sciences, professor of department «Pedagogy and methods of teaching».
УДК 372.881.1
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ПЕРЕВОДЧИК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ» Ю.Д. Ермакова, Л.В. Капустина, М.В. Сергеева
Самарский государственный экономический университет 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141 E-mail: ermjul@yandex.ru
Рассматривается актуальная проблема профессионализации молодежи, профессионально-профилирующего обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов высшего звена, а именно профессиональной языковой подготовки студентов-экономистов, которая дает им возможность применять свои профессиональные компетенции, адекватно реагируя на изменения, происходящие на мировом рынке труда. Эффективность реализуемой профессиональной деятельности всецело зависит от уровня сформированности таких ключевых для экономиста компетенций, как академические, коммуникативные, организаторские, лингвострановедческие. К основным составляющим структуры и содержания профессиональной поликультурной компетенции относят когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный компоненты. При этом стандартизация профессионального образования решается через определение обязательного минимума содержания как точки отсчета для последующего становления и развития интеллектуального и творческого потенциала личности. Кроме того, необходимым условием эффективности реализуемой профессиональной подготовки является организация учебного процесса на базе профессионально-деятельностного, профессионально-личностного и социокультурного подходов, которые предполагают развитие и формирование необходимых профессионально ориентированных языковых компетенций.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, лингвистическая подготовка, профессиональные компетентности экономиста-переводчика, поликультурная компетенция.
Образование и экономика переживают системный кризис со всеми присущими ему характерными особенностями. В обществе и профессиональном сознании суще-
Юлия Дмитриевна Ермакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. Любовь Викторовна Капустина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.
Маргарита Викторовна Сергеева, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков.