Кудинова Галина Эдуардовна, Розенберг Анастасия Геннадьевна, Костина Наталья Викторовна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСТОЙЧИВОГО ...
УДК 37: 502
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
© 2016
Кудинова Галина Эдуардовна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, руководитель группы «Экономика природопользования» Розенберг Анастасия Геннадьевна, кандидат биологических наук ,младший научный сотрудник группы
«Экономика природопользования» Костина Наталья Викторовна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Моделирования и управления экосистемами» Институт экологии Волжского бассейна РАН, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье рассматривается один из аспектов устойчивого развития - формирование и развитие экологического образования. Согласно Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г Государственная политика в области экологического образования в интересах устойчивого развития должна осуществляться на федеральном, региональном и местном уровнях, затрагивать все звенья образовательной системы (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее, дополнительное). Экологическое образование направлено на установление взаимосвязи между человеком и окружающей средой и признанию важности принятия на себя ответственности за действия общества в целом и каждого человека в отдельности. Развитие экологического образования рассматривается на примере создания научно-исследовательского и образовательного экологического центра. В экологическом центре студенты и школьники смогут получить умения и навыки исследовательской и проектной деятельности, системного описания процессов социального, экономического, экологического развития экосистем, различных по генезису (антропогенному и естественному) и природно-территориальных комплексов, познакомиться с международным опытом в области экологического образования, культуры и просвещения. Наиболее важным звеном в создании Центра и развитии экологического образования в Тольятти являются Дендрологический парк и Экологический музей, находящиеся при Институте экологии Волжского бассейна РАН. Создание научно-исследовательского и образовательного экологического центра является фактором устойчивого развития Самарской области.
Ключевые слова. Экологическое образование, устойчивое развитие, научно-исследовательский и образовательный экологический центр, Самарская область.
DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AS ONE OF THE FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY ON THE EXAMPLE
© 2016
Kudinova Galina Eduardovna, candidate of economical sciences, Head of the Group
of "Environmental Economics" Rozenberg Anastasia Gennadievna, candidate of biological sciences, research associate in the Group
of "Environmental Economics" Kostina Natalia Viktorovna, candidate of biological sciences, senior researcher in the laboratory "Modeling and Management of Ecosystems" Institute of Ecology of the Volga River Basin of RAS, Togliatti (Russia)
Abstract. The article deals with one of the aspects of sustainable development - the formation and development of environmental education. According to the Federal Law №7-FZ of 10.01.2002 the state policy in the field of environmental education for sustainable development should be carried out at the federal, regional and local levels, affecting all segments of the education system (preschool, school, vocational, higher, etc.). Environmental education is aimed at installment the relationship between man and the environment and the recognition of the importance of taking on of liability for the actions of society as a whole and each person individually. The development of environmental education is considered by the example of the creation of a research and educational environmental center. The environmental center of students and pupils will be able to obtain the skills of research and project activities, systematic description of the processes of social, economic, environmental development of ecosystems of different genesis (anthropogenic and natural) and natural-territorial complexes, to get acquainted with international experience in the sphere of environmental education and culture. The most important link in the creation of the Centre of the Development of Environmental Education in Togliatti is Dendrology Park and Environmental Museum, located at the Institute of Ecology of the Volga River Basin RAS. Creating a research and educational environmental center is a factor in the sustainable development of Samara region.
Keywords: environmental education, sustainable development, research and education, Environmental Center, Samara region.
В Указе Президента РФ Б.Н. Ельцина от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» указывается, что «... следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей» [1].
В большинстве стран Европы приняты государственные национальные стратегии образования для устойчивого развития, реализация которых координируются на государственном уровне, и оценивается по международным индикаторам обеспечения устойчивого развития.
В Федеральном законе №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ст. 71, гл. XIII «Основы формирования экологической культуры» сказано, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов . устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование и профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т.д.» [2].
Таким образом, с января 2002 г. законодательно установлено всеобщее обязательное экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение всего населения РФ.
Кудинова Галина Эдуардовна, Розенберг Анастасия Геннадьевна, Костина Наталья Викторовна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСТОЙЧИВОГО ...
Экологическое образование способствует установлению взаимосвязи между человеком и окружающей средой, приводит к осознанию необходимости постепенного перехода к устойчивому развитию и признанию важности принятия на себя ответственности за действия общества в целом и каждого человека в отдельности. Экологическое образование - это междисциплинарное направление, которое помогает учащимся проследить и осознать динамику отношений человека с окружающей средой, путем изучения экологических, экономических, научно-технических, политических и гражданских аспектов не только во времени (наше отношение к будущему), но и в пространстве (взаимосвязь между локальными, региональными и глобальными вопросами), а также рассматривает различные варианты решения экологических проблем. Экологическое образование призвано способствовать активному участию людей в мероприятиях по охране окружающей среды и изменению их образа жизни и ценностей в соответствии с интересами устойчивого развития человеческой цивилизации [3,4].
Реализация этого междисциплинарного направления включает в себя изучения большого количества учебных предметов. Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования.
Экологическое образование направлено на:
• установление взаимосвязей: человечество - окружающая среда, внутри экосистем в частности и биосферы в целом,
• выявление воздействий деятельности человека на окружающую среду;
• понимание взаимосвязей между локальными и глобальными проблемами современного мира и ответственностью каждого человека в области охраны окружающей среды;
• оценку объективности и актуальности информации по экологическим вопросам;
• мотивацию непосредственного участия в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды.
В «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» Д.А. Медведев поставил ряд конкретных задач, связанных с развитием экологического образования и просвещения, в том числе:
• обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
• развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
• включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы [5].
Государственная политика в области экологического образования в интересах устойчивого развития должна осуществляться на федеральном, региональном и местном уровнях, затрагивать все звенья образовательной системы (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее, дополнительное) [6-14].
Однако следует отметить, что реагируя на требования современного общества и многоукладной экономики, образование в России находится в процессе глубокого реформирования, постепенного перехода на инновационный путь развития. Сегодня изменяются подходы к методике обучения, интенсивно развивающиеся со-
временные образовательные технологии требуют новых форм и методов в преподавании и организации учебного процесса как в самих учебных заведениях, так и вне их
[15].
В соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года», Постановление Правительства Самарской области от 09.октября 2006 года №129, областное Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды разработало Концепцию эффективного и качественного управления природопользованием и охраной окружающей среды губернии [16]. В документе отдельным блоком определены положения экологического воспитания, образования и просвещения населения на основе формирования системы непрерывного экологического образования, воспитания, просвещения и повышения уровня экологической культуры.
Самарская область является высокоурбанизированным регионом, большинство граждан Самарской области проживают в городской местности (83,4% от численности населения области). На территории Самарской области находится уникальная двухядерная Самарско-Тольяттинская агломерация, в которой проживает более 85% населения области. Около 60% жителей области - граждане трудоспособного возраста. Средний возраст граждан - 40,3 года. Из них около 15 % - молодежь (возраст моложе трудоспособного).
моложе трудоспособный
трудоспособного возраст
возраста
старше трудоспособного
возраста
Рис. 1 Изменение доли основных возрастных групп в общей численности населения Самарской области по данным переписей населения 1989, 2002 и 2010 гг. [17]
Как очевидно из приведенного графика, доля молодежи сокращается, что связано и с демографическими процессам в целом по стране, и с естественными миграционными движениями населения.
Однако в Самарской области имеется высокий образовательный потенциал, что является важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность региона. По индексу образования (составной части индекса развития человеческого потенциала) область занимает 9-е место в России [18].
Вторым по величине городом в Самарской области является г. Тольятти, который является крупным промышленным центром страны с населением свыше 700000 чел. [19]. Город развивался как крупный промышленный центр, так называемый моногород, в связи с чем, вопросам устойчивого развития, экологической безопасности, экологического образования и просвещения уделялось мало внимания. В настоящее время городу требуются специалисты-экологи [20]. Сегодня высшие учебные заведения города Тольятти и Самарской области в целом готовят специалистов в области технических и гуманитарных наук, управления, сервиса. Однако ни в одном из учебных заведений города Тольятти не готовят специалистов биологического профиля, это происходит на фоне сокращения объема преподавания биологических дисциплин в средней школе.
Отсутствие уроков экологии в школах так же не способствует формированию навыков экологической культуры и просвещения, не стимулирует к получению среднего специального и высшего образования в области экологии и защиты окружающей среды. Те студенты, которые все-таки выбрали профессию, связанную с экологией, защитой окружающей природной среды и безопасностью жизнедеятельности, сталкиваются с проблемой отсутствия мест прохождения практик и получе-
Кудинова Галина Эдуардовна, Розенберг Анастасия Геннадьевна, Костина Наталья Викторовна педагогические
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСТОЙЧИВОГО ... науки
ния соответствующих компетенций, навыков и умений, а на занятия инновационными проектами и приобщению к фундаментальным исследованиям в программе ВУЗов и колледжей вообще не отводится часов [21].
В этой связи особую актуальность приобретает создание научно-исследовательского и образовательного экологического центра, который бы объединял под своим началом ряд учреждений и структур экологического профиля (ТГНОО «Экологическая академия», Экологический музей, Дендрологический парк и лаборатории ИЭВБ РАН, кафедра ЮНЕСКО «Изучение и сохранение биоразнообразия экосистем Волжского бассейна»). В таком экологическом центре студенты и школьники смогут получить соответствующие умения и навыки исследовательской и проектной деятельности, системного описания процессов социального, экономического, экологического развития экосистем, различных по генезису (антропогенных и естественных), природно-территориальных комплексов, познакомиться с международным опытом в области экологического образования, культуры и просвещения.
Наиболее важным звеном в создании Центра и развитии экологического образования в Тольятти являются Дендрологический парк и Экологический музей, находящиеся при Институте экологии Волжского бассейна РАН.
Дендрологические парки являются объектами, представляющими особую культурную и историческую ценность, и составляют национальное достояние России. Дендропарк при Институте экологии Волжского бассейна РАН, занимающий площадь 4 га, основан в 1964 г. и является единственным учреждением подобного рода в городе. В 2004 г. он принят в члены Совета ботанических садов Урала и Поволжья. Дендропарк представляет собой природоохранный и просветительский центр, в задачи которого входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Здесь встречается 537 видов растений, в т.ч. 218 интродуцен-тов и 36 видов, занесенных в региональные Красные книги и 8 - в Красную книгу Российской Федерации. На территории дендрария произрастает 161 вид и 11 форм и разновидностей древесно-кустарниковых растений и 81 вид цветочно-декоративных растений.
В Дендропарке ИЭВБ РАН организуются ботанические экспозиции, гербарии, экспедиции в целях изучения и мобилизации растительных ресурсов и пополнения коллекционных фондов, создаются банки семян, осуществляют обмен семенами и живыми растениями, проводятся научные конференции и совещания и пр. Дендропарк является базой для проведения учебной и производственной практики студентов Тольяттинского университета и Волжского университета им. В.Н. Татищева, а также центром повышения квалификации учителей биологии школ Тольятти и Самарской области. Ежегодно его посещает более 2000 экскурсантов, осуществляются консультации специалистов, студентов, учащихся, преподавателей, садоводов-любителей.
Экологический музей - единственное в Среднем Поволжье комплексный научно-исследовательский и образовательный центр, включающий в себя не только собрание различных коллекций (палеонтологическая, зоологическая, ботаническая и др.), постоянно действующих экспозиций, но и экспозиции под открытым небом и живые коллекции. Здесь проходят заседания секций, круглые столы, конференции, совещания, выставки. В музее существуют постоянно действующие экспозиции, организуются тематические выставки, проводятся экскурсии для учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, студентов колледжей, высших учебных заведений и других организаций. Музей выступает инициатором городских конкурсов и выставок. Например, в 2013 г. было проведено 85 экскурсий, организовано 7 62
тематических выставок, музей посетило 1847 человек.
При создании научно-исследовательского и образовательного экологического центра будут решаться следующие задачи:
- оказание консультативной помощи учащейся молодежи при подготовке творческих и учебных работ;
- организация и проведение обучающих и проблемных семинаров с учительским корпусом и профессорско-преподавательским составом Самары, Тольятти, Жигулевск и Самарской области;
- подготовка, издание и распространение учебных пособий, методических рекомендаций, научно-популярных брошюр в области экологического образования и просвещения;
- проведение региональных экологических конференций и пресс-конференций по актуальным проблемам экологической безопасности.
- пополнение коллекции редких и уникальных растений дендропарка, а так же коллекции типичных для Среднего Поволжья.
- проведение научных, краеведческих и исследовательских экспедиций с привлечением школьников и студентов с целью получения новых экологических знаний о природе региона;
- осуществление экскурсий с целью познания растительного покрова;
- сохранение существующей живой коллекции дре-весно-кустарниковых и травянистых растений, ее пополнение с использованием методов ex situ с территории региона редких и исчезающих растений и приобретения экзотических видов;
- ведение и пополнение гербария при дендропарке;
- создание новых стационарных экспозиций в Экологическом музее, отвечающих современному уровню экологического просвещения;
- проведение тематических выставок и экскурсий, а также конкурсов и викторин на тему сохранения биоразнообразия и основ устойчивого развития.
Образовательный и социальный эффект от реализации данного проекта будет заключаться в развитии экологического образования в регионе, повышении экологической культуры и просвещения учащихся школ, колледжей и ВУЗов, улучшении профориентационной работы и качества обучения по экологическим специальностям. Студенты и школьники г. Тольятти и Самарской области получат возможность знакомства с природой путем методики контактного взаимодействия с живыми организмами, приобщатся к исследовательской деятельности в области экологии, получат навыки проектной деятельности, смогут участвовать в научных, краеведческих и исследовательских экспедициях, семинарах и конференциях. Создание научно-исследовательского и образовательного экологического центра, направленного на реализацию инновационных возможностей экологического образования, несомненно, является фактором устойчивого развития Самарской области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://poisk-zakona.ru/215939.html
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
3. Устойчивое развитие: теория, методология, практика: учебник / под ред. проф. Л. Г. Мельника. - Сумы : Университетская книга, 2009.
4. Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Хасаев Г.Р., Шляхтин Г.В., Кудинова Г.Э., Носкова О.Л., Рощевский Ю.К., Саксонов С.В., Сидоров А.А., Симонов Ю.В. Экологическое образование и образованность - два «кита» устойчивого развития / Министерство образова-
Кудинова Галина Эдуардовна, Розенберг Анастасия Геннадьевна, Костина Наталья Викторовна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСТОЙЧИВОГО ...
ния и науки Российской Федерации; Самарский государственный экономический университет; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского; Институт экологии Волжского бассейна . Самара, 2016. (2-е издание)
5. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base=LAW&n=129117&req=doc
6. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.
7. Семенов А.А., Соловьева В.В. Структура и содержание магистерской программы «экология» // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 109-111.
8. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 26-29.
9. Нечипоренко Л.В. Взаимосвязь экологии и макроэкономики // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 3 (41). С. 30-32.
10. Юрина В.С., Кудинова Г.Э., Кудинова Н.А. Инновации в управлении природоохранной деятельностью. экологический аудит территорий и экологическое нормирование // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 3. С. 35-36.
11. Сичко И.А. Использование проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 39-42.
12. Ярыгин Г.О., Миняева Д.Д. Экологические приоритеты политики либеральной партии и премьер-министра Канады Джастина Трюдо // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 103-107.
13. Краснопевцева И.В., Мальцев С.А., Краснопевцева Е.А., Козина Л.Н. Экономическая выгода и экологическая проблема // Вестник НГИЭИ. 2014. № 12 (43). С. 42-48.
14. Трифонова Т.А. Идеология потребительства в ракурсе актуальной экологической ситуации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 27-30.
15. Розенберг Г.С., Зибарев А.Г., Кудинова Г.Э., Попченко В.И., Пыршева М.В., Саксонов С.В., Юрина В.С. Синергетика экологических инноваций в образовании в интересах устойчивого развития (в рамках инициатив ЮНЕСКО) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2015. Т. 20. № 6. С. 1619-1624.
16. О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/945016085
17. Возрастно-половой состав населения Самарской области [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// pandia.ru/text/78/067/101380-2.php
18. Самарская область в цифрах. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.samregion.ru/ activity/ekonomika/values_so
19. Кудинова Г.Э. Экономический механизм обеспечения устойчивого развития экономико-экологических систем региона // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тюменский государственный университет. Тюмень, 2004
20. Юрина В.С. Приоритетные направления устойчивого развития Самарской области // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. Т. 13. № 7 (94). С. 151-154._
21. Терешина М.В. Экологическое образование как социальная база для устойчивого развития // Экономика природопользования. 2006. № 4. С. 93-102.
Авторы выражают благодарность Российскому гуманитарному научному фонду (Региональный конкурс «Волжские земли в истории и культуре России», гранты № 15-12-6300 а(р); №16-16-63003 а(р); №16-1363004 а(р); 16-16-63003 а(р)) за частичную финансовую поддержку данной работы.