Научная статья на тему 'Формирование сквозной экологической компетенции педагога в условиях дополнительного профессионального образования'

Формирование сквозной экологической компетенции педагога в условиях дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / СКВОЗНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CROSSCUTTING ENVIRONMENTAL COMPETENCE / CONTINUING VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

В настоящей статье рассматриваются особенности экологического образования для устойчивого развития в контексте дополнительного профессионального образования. Включение идей и ценностей образования для устойчивого развития, которые нашли отражение в отечественных, зарубежных научных исследованиях и документах международного уровня, в содержание дополнительного профессионального образования позволит решить основную задачу нового образовательного направления, а именно формирование сквозной экологической компетенции педагогов. Сделан вывод о том, что в динамично меняющемся мире экологическое образование для устойчивого развития способствует формированию мировоззрения и нового профессионального мышления педагога. Экологическое образование в интересах устойчивого развития приобретает новое значение, которое связывается с активно внедряемым сегодня компетентностным подходом к обучению, в том числе в сфере дополнительного профессионального образования. Доказывается, что результатом экологического образования для устойчивого развития становится сквозная экологическая компетенция педагога. Данное понятие введено нами в процессе научного поиска и представляет собой совокупность взаимосвязанных экологических компонентов всех групп компетенций педагога. В процессе развития экологической компетенции педагога формируются основы экологоориентированного профессионального мировоззрения, происходит становление ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются на практике экологические нормы и требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Crosscutting Environmental Competence of Teachers in the Context of Continuing Vocational Education

The article deals with the features of environmental education for sustainable development in the context of continuing vocational education. Inclusion of the ideas and values of education for sustainable development reflected in domestic and foreign scientific research, international documents into the content of continuing vocational education will help to achieve the main goal of a new educational trend, namely, the development of crosscutting environmental competence of teachers. It is concluded that environmental education for sustainable development contributes to formation of mindset and new professional thinking of teachers in the fast-paced world. Environmental education for sustainable development acquires a new connotation, which is associated with the actively introduced competence approach to teaching, particularly in the field of continuing vocational education. It has been proved that environmental education for sustainable development results in development of crosscutting environmental competence of teachers. We have introduced this concept in the process of scientific search as a set of interrelated ecological components of all groups of teachers' competence. The process of developing environmental competence of teachers include the formation of basics of environmentally oriented professional worldview, positive changes in the sphere of personality values and senses, acquirement of the environmental norms and requirements.

Текст научной работы на тему «Формирование сквозной экологической компетенции педагога в условиях дополнительного профессионального образования»

УДК 574.71.54

doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-175-180

ФОРМИРОВАНИЕ СКВОЗНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Халудорова Любовь Енжаповна

кандидат педагогических наук, доцент,

Бурятский республиканский институт образовательной политики Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Совесткая, 23 E-mail: l.e.khaludorova@mail.ru

В настоящей статье рассматриваются особенности экологического образования для устойчивого развития в контексте дополнительного профессионального образования. Включение идей и ценностей образования для устойчивого развития, которые нашли отражение в отечественных, зарубежных научных исследованиях и документах международного уровня, в содержание дополнительного профессионального образования позволит решить основную задачу нового образовательного направления, а именно — формирование сквозной экологической компетенции педагогов.

Сделан вывод о том, что в динамично меняющемся мире экологическое образование для устойчивого развития способствует формированию мировоззрения и нового профессионального мышления педагога. Экологическое образование в интересах устойчивого развития приобретает новое значение, которое связывается с активно внедряемым сегодня компетентностным подходом к обучению, в том числе в сфере дополнительного профессионального образования.

Доказывается, что результатом экологического образования для устойчивого развития становится сквозная экологическая компетенция педагога. Данное понятие введено нами в процессе научного поиска и представляет собой совокупность взаимосвязанных экологических компонентов всех групп компетенций педагога. В процессе развития экологической компетенции педагога формируются основы экологоориентированного профессионального мировоззрения, происходит становление ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются на практике экологические нормы и требования. Ключевые слова: устойчивое развитие; образование для устойчивого развития; экологическое образование для устойчивого развития; сквозная экологическая компетенция; дополнительное профессиональное образование.

В процессе осмысления поставленной проблемы мы вспомнили притчу «О трех каменщиках». Случилось это в Средние века. Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к ним и попросил рассказать о работе. Первый сказал, что сидит перед каменной глыбой и бьет по ней резцом. Скучная работа. Второй утверждал, что бьет по камню резцом и зарабатывает этим деньги. Третий ответил, что строит Храм, который простоит тысячу лет, что строит будущее. На следующий день он пришел к ним опять и предложил третьему каменщику взять на себя руководство строительством. На наш взгляд, эта притча учит тому, что от мировоззрения человека зависит очень многое. Смысл действий зависит от разворачиваемого контекста. Чем более значимым предстает что-то для людей, тем более вероятно, что это будет ими сделано хорошо. Подобно этому экологическое образование для устойчивого развития должно стать более значимым, чем просто решение вопросов об охране природы, экономии ресурсов и сборе мусора.

Актуальность рассматриваемой проблемы, на наш взгляд, заключается в том, что в последнее время в педагогике началось активное обсуждение вопросов устойчивого развития (УР), образования для устойчивого развития (ОУР), экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР), хотя возникновение первых двух понятий имеет достаточно длинную историю. Основные содержательные линии их развития можно проследить по документам, принятым на международном уровне, начиная с 70-х гг. прошлого столетия. В нашей стране в настоящее время утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года», в рамках их реализации утвержден План действий, где определены ответственные исполнители и сроки реализации ряда конкретных мероприятий; принят указ Президента «Основы государственной культурной политики», в которых ставятся задачи экологического образования в течение всей жизни человека, формирования его экологической культуры в связи с переходом страны к устойчивому, экологически безопасному развитию. Таким образом, мы видим заметную консолидацию всех стран мира для решения проблемы устойчивого, т. е. сбалансированного экономического, социального, экологического развития общества, в которой основополагающую роль играет образование.

Идеи ЭОУР нашли свое отражение в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010). В ней предполагается овладение не только учащимися, но и самим педагогом «экологическим мышлением и опытом экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий как деятель-ностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них», умением оценивать свои возможности при участии в решении экологических проблем, отстаивать свои правовые и нравственные обязанности в области охраны окружающей среды, здоровья человека, разумного потребления природных ресурсов [1]. Это именно тот научно-образовательный продукт в системе общего образования, который, с одной стороны, включает подходы к пониманию и реализации идей ЭОУР, с другой стороны, определяет ориентиры для экологически ориентированной профессиональной деятельности педагога.

Среди зарубежных исследований и практических наработок для нас представляет интерес опыт внедрения в образовательное пространство различных стран региона Балтийского моря идей устойчивого развития, ценностей, которые являются приоритетными в образовании для УР [2]. Более глубокому пониманию особенностей экологического образования для устойчивого развития способствуют результаты сравнительного анализа экологического образования и образования для устойчивого развития.

Таблица 1

Сравнительный анализ экологического образования и ОУР

Экологическое образование Образование для устойчивого развития

Рассматривает проблемы окружающей среды рассматривает в комплексе охрану окружающей среды, эффективное использование природных ресурсов, поддержание экосистем, успешно функционирующих обществ и экономики

В основе экологических проблем — деятельность человека и ее влияние на окружающую среду в основе проблемы — противоречие между целями людей: экологическими, социальными, культурными и экономическими

В центре внимания — биоразнообразие в центре внимания — культурное, социальное, экономическое и биологическое разнообразие

Цель действий: благоприятная окружающая среда для поколений цель действий: высокое качество жизни людей сегодня и для будущих поколений

Действия на благо окружающей среды мотивация к изменению стиля жизни основана на важных моментах частной жизни

Ответственность за окружающую среду ответственность за состояние людей и состояние окружающей среды

Занимается индивидуальным поведением (экологическая этика) развивает способность к действию, включая способность вырабатывать моральные критерии, а также стимулирует участие общественности в принятии управленческих решений

Экологическое образование ведется в местном и глобальном контексте ОУР должно применяться и основываться на местных экономических, социальных, культурных и экологических условиях и сообществах, после чего следует региональный, национальный и глобальный контекст

Преподается в рамках отдельных предметов интегрировано во все аспекты преподавания, обучения и школьной жизни

Результаты анализа показывают отличие экологического образования от образования для устойчивого развития, проведена четкая содержательно-смысловая граница между ними. Но необходимо заметить, что здесь нет речи об экологическом образовании для устойчивого развития. На наш взгляд, только интеграция этих двух понятий способствует осознанию сути экологического образования для устойчивого развития. С другой стороны, авторы выделяют понятие «экологическая устойчивость». По их мнению, она означает, что общество должно признать важность выживания и благополучия других видов и то, что ключевую роль в этом играют природные процессы. Экологический взгляд на проблему расширяет понятия морального действия и ответственности за живые организмы и их взаимоотношения. Основа экологической устойчивости — это понимание общей экосистемной модели: все системы на земле связаны между собой и должны сохраняться и поддерживаться, а Землю надо рассматривать как саморегулирующуюся систему, где каждый компонент имеет ценность. По сути, ОУР обогащает экологическое образование новым содержанием и включает темы, не входящие в круг вопросов обычного экологического образования.

Таким образом, синтез всех этих идей выводит на определение содержания ЭОУР, которое, в свою очередь, становится инструментом конструирования экологической составляющей содержания дополнительного профессионального образования. Отсюда возникает вопрос о том, каким образом в условиях повышения квалификации педагогов ЭОУР становится условием формирования компетенций педагога.

Для ответа на этот вопрос, прежде всего, был проведен небольшой входной срез среди учителей разных предметов (русский язык и литература, бурятский язык и литература, математика, физика, ИЗО, технология) и педагогов дополнительного образования, которые обучались на курсах повышения квалификации в ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики». Выявлены следующие результаты. Среди опрошенных 300 респондентов с документами об УР, ОУР, ЭОУР международного уровня знакомы всего 3% педагогов. Они называют такие важ-

ные документы, как «Повестка дня на XXI век», «Будущее, которого мы хотим», «Глобальная программа действий». Только 2% педагогов дали определение понятиям «УР», «ОУР» и понимают их как национальные стратегии. В целом у большинства педагогов нет соответствующего понимания идей УР и ОУР. В экологическом образовании для устойчивого развития ключевым выделяют в основном охрану окружающей природы. С экологизацией связывают отдельные фрагменты урока, когда в программных текстах по литературе имеются описание природы и его анализ, по математике, физике, химии — решение отдельных задач, в содержании которых присутствует экологический аспект, по ИЗО, технологии — рисование и изготовление образовательных продуктов на экологическую тематику и т. д. Развитие культурного наследия (национальной культуры, языка, традиций, обычаев, архетипов) как одного из содержательных культурных пластов УР отмечается в ответах только учителей родного и русского языков и литературы. Большинство учителей приводят примеры проведенных, согласно общешкольному плану, экологически ориентированных мероприятий и событий. На вопрос о том, что для них означает устойчивое развитие, 7% педагогов ответили, что это «удовлетворение потребностей современного человечества, оставив при этом возможность будущим поколениям удовлетворять свои потребности»; «изменение своего сознания, чтобы изменить сознание учащихся» — 5% педагогов. 13% педагогов ответили, что образование может изменить мир, что для этого нужно формулировать цели конкретно, диагностично, чтобы получать реальные результаты для устойчивого собственного развития, развития школы, местного сообщества; изучить теорию УР; обогатить содержание идеями УР; совершенствовать методики, технологии ЭОУР; поощрять потребность учащихся в самообразовании, самореализации, создавая при этом необходимые условия, и т. д. На вопрос о том, как можно реально воплотить ЭОУР в их школе, 17% педагогов отвечают, что необходимы экономия ресурсов, экологически чистая окружающая среда, здоровое питание как следствие производства экологически чистых продуктов, соблюдение закона «Не навреди!», понимание значения фразы «мыслить глобально — действовать локально» и т. д. Эту группу условно назовем первой группой. Результаты этого пилотного исследования показали, что у педагогов еще недостаточно сформированы научные представления об идеях УР, ОУР, ЭОУР, знания разрозненны, фрагментарны, нет целостности. Такая реальная ситуация, безусловно, не удовлетворила нас.

Поэтому на отдельно взятых курсах повышения квалификации мы начали внедрять модульные программы развития экологической компетенции педагогов. В их содержание были включены вопросы, связанные с ЭОУР, которые изучались в рамках освоения этих модулей. Затем также был проведен срез учителей разных предметов в группе, в которой были изучены эти же вопросы. Это вторая группа. И сравнительный анализ показал результаты, которые намного превышали результаты (от 19 до 45%), полученные при проведении среза в первой группе. Во второй группе было выявлено, что уровень мотивации, ценностных ориентаций, понимания сути ЭО, ОУР, ЭОУР по всем тем же позициям, которые были представлены при первом срезе, выше. Так, на данном этапе не было целью изучение динамики развития результатов одних и тех же испытуемых, а решался вопрос о результатах обучения разных категорий педагогов в различных группах на курсах повышения квалификации.

Вместе с тем в процессе повышения квалификации педагогов мы выяснили для себя очень важные моменты, которые непосредственно связаны с экологической компетенцией педагога. Во-первых, педагоги осознают, что устойчивое развитие требует непрерывного образования, при этом перемены являются его движущей силой, значит,

нужно научиться жить и работать с изменениями. Во-вторых, к предложенному новому содержанию педагоги отнеслись позитивно, утверждая, что суть ЭОУР заключается в умении жить в соответствии с тем, что нужнее и дороже всего. Значит, каждому важно развитие взглядов, ценностей, которые мотивируют его глубже изучать идеи устойчивого развития, способствующие развитию его личных навыков устойчивого развития. Это, прежде всего, готовность и способность влиять на условия жизни, принимать на себя ответственность, учитывать потребности будущих поколений, развивать профессиональное мышление. Для более активного проявления этой готовности и способности нужны внутренняя мотивация и глубинное переосмысление. Результаты этого среза еще раз доказали, что все эти вопросы касаются каждого педагога, независимо от преподаваемого им предмета, что экологическая компетенция касается всех без исключения, она должна проникать во все виды деятельности педагога, т. е. стать сквозной.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что ЭОУР является условием формирования сквозной экологической компетенции педагога, может подтвердиться в том случае, если педагоги, независимо от преподаваемого предмета, будут понимать суть и содержание ЭОУР. При этом сквозная экологическая компетенция будет рассматриваться как совокупность взаимосвязанных экологических компонентов всех групп компетенций педагога, которые объединены общими онтологическими, гносеологическими и аксиологическими основаниями, имеют общую для педагогов всех специальностей культурологическую направленность и обеспечивают способность и готовность педагогов совместно решать профессиональные задачи развития экологической культуры населения региона в интересах его устойчивого развития. От уровня сформированности сквозной экологической компетенции педагога будет зависеть уровень развития мировоззрения и нового профессионального мышления педагога, который не ограничивается вопросами охраны природы, экономии ресурсов и сбора мусора. При этом условием ее развития является именно экологическое образование для устойчивого развития в контексте дополнительного профессионального образования.

Литература

1. Дагбаева Н. Ж. Экологическое образование школьников в изменяющихся социопри-родных условиях. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. — 189 с.

2. Дзятковская Е. Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность. — М.: Образование и экология, 2015. — 360 с.

3. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер, А. Ю. Либеров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2012. — № 2. — С. 4-15.

4. Образование для перемен: пособие для преподавания и изучения устойчивого развития [Электронный ресурс]. — иКЬ: http://www.balticuniv.uu.se (дата обращения: 15.10.2016).

5. Халудорова Л. Е. Повышение профессиональной компетентности учителей в области ОУР // Материалы международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития. — Улан-Батор, 2015. — С.96-105.

6. Халудорова Л. Е. К проблеме развития нравственно-экологической компетентности педагога // Вестник Бурятского госуниверситета. — 2013. — Вып. 1. — С. 133-135.

DEVELOPMENT OF CROSSCUTTING ENVIRONMENTAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF CONTINUING VOCATIONAL EDUCATION

Lyubov E. Khaludorova

Cand. Sci. (Education), A/Prof., Department of Philological Education Technologies, Buryat Republican Institute of Educational Policy 23 Sovetskaya St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: l.e.khaludorova@mail.ru

The article deals with the features of environmental education for sustainable development in the context of continuing vocational education. Inclusion of the ideas and values of education for sustainable development reflected in domestic and foreign scientific research, international documents into the content of continuing vocational education will help to achieve the main goal of a new educational trend, namely, the development of crosscutting environmental competence of teachers.

It is concluded that environmental education for sustainable development contributes to formation of mindset and new professional thinking of teachers in the fast-paced world. Environmental education for sustainable development acquires a new connotation, which is associated with the actively introduced competence approach to teaching, particularly in the field of continuing vocational education.

It has been proved that environmental education for sustainable development results in development of crosscutting environmental competence of teachers. We have introduced this concept in the process of scientific search as a set of interrelated ecological components of all groups of teachers' competence. The process of developing environmental competence of teachers include the formation of basics of environmentally oriented professional worldview, positive changes in the sphere of personality values and senses, acquirement of the environmental norms and requirements.

Keywords: sustainable development; education for sustainable development; environmental education for sustainable development; crosscutting environmental competence; continuing vocational education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.