Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России'

Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / КАДЕТСКИЕ КОРПУСА / ВОСПИТАННИКИ / КАДЕТЫ / ОФИЦЕРЫ-ВОСПИТАТЕЛИ / ОТЕЧЕСТВО / РОДИНА / РОССИЯ / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / CADET CORPS / STUDENTS / CADETS / OFFICERS-TEACHERS / FATHERLAND / MOTHERLAND / RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырев Сергей Анатольевич, Олейников Владимир Стефанович

В статье проводится анализ исторического опыта патриотического воспитания в кадетских корпусах в период с первой половины XVIII в. до начала XIX в., раскрываются его методы, средства и формы, определены особенности воспитания кадетов и их влияние на подготовку будущего офицерского корпуса Российской Империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырев Сергей Анатольевич, Олейников Владимир Стефанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A retrospective analysis of Patriotic education in the cadet corps of Russia in pre-revolutionary period

The article analyzes the historical experiences of Patriotic education in the cadet corps during the period from the first half of the XVIII century early XIX century. Methods, means and forms of this historical experiences have unfolded and identified special aspects of training of cadets and their influence for the preparation of the future officer corps of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России»

2. Приказ МВД от 31 декабря 2013 г. N° 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в редакции приказа МВД России от 20 августа 2014 г. № 708).

3. Приказ МВД от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации».

4. Оценка эффективности оперативно-служебной деятельности полиции за рубежом (ВНИИ МВД России).

5. Руководство по демократическим основам полицейской деятельности. - Вена: ОБСЕ, 2006.

6. Куватов, В. И. Байесовская модель оценки достоверности информации в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций./ Куватов В. И., Смирнов А. С., Шолин Н. А // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2008. - Т. 8. - № 4. -С.170-176.

7. Статистика ГИЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 2014 г.

УДК 371. 035. 6

С.А. Козырев*, В. С. Олейников**

Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России

В статье проводится анализ исторического опыта патриотического воспитания в кадетских корпусах в период с первой половины XVIII в. до начала XIX в., раскрываются его методы, средства и формы, определены особенности воспитания кадетов и их влияние на подготовку будущего офицерского корпуса Российской Империи.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, кадетские корпуса, воспитанники, кадеты, офицеры-воспитатели, Отечество, Родина, Россия.

S.A. Kozyrev*, V.S. Oleynikov**. A retrospective analysis of Patriotic education in the cadet corps of Russia in pre-revolutionary period. The article analyzes the historical experiences of Patriotic education in the cadet corps during the period from the first half of the XVIII century - early XIX century. Methods, means and forms of this historical experiences have unfolded and identified special aspects of training of cadets and their influence for the preparation of the future officer corps of the Russian Empire.

Keywords: Patriotic education, patriotism, cadet corps, students, cadets, officers-teachers, Fatherland, Motherland, Russia.

История изучения патриотического воспитания в кадетских корпусах своими корнями уходит во времена создания регулярной русской армии, формирования в стране системы закрытых военно-образовательных организаций, положивших начало профессиональной подготовке будущих офицеров с малолетнего возраста. В этой связи основа патриотического воспитания в военно-образовательных организациях заложена в далеком прошлом и связана с рождением первого «Корпуса кадетов» в Российской империи, учреждённого императрицей Анной Иоанновной в 1731 г., и позже переименованного в Сухопутный шляхетский кадетский корпус. В корпус принимались дети в возрасте 13-18 лет, при этом они должны были быть грамотными. Преимущественным правом зачисления пользовались сироты и дети из малоимущих семей. Все поступающие дети разбивались на 26 разрядов, и на их основе определялась очередность приёма [4, c. 105].

Почти двухвековая история становления и развития кадетских корпусов свидетельствует о том, что воспитание и обучение в них гармонично сочетались. С первых дней работы корпуса усилиями преподавателей и офицеров-воспитателей у кадетов формировались высокие моральные и нравственные качества, прививалась любовь к труду и своему Отечеству. Императрица Анна Иоанновна так определяла цель воспитания в кадетских корпусах: «Сделать добродетельными и благочестивыми воспитанников; прививать им точное исполнение обязанностей, чувство долга, преданность государю, повиновение начальству, уважение к старшим, любовь к ближним» [12, c. 7].

* Козырев, Сергей Анатольевич, адъюнкт кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-911-768-64-41. E-mail: persona-100@mail.ru.

** Олейников, Владимир Стефанович, профессор кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.

* Kozyrev, Sergey Anatolyevich, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8-911-768-64-41. E-mail: persona-100@mail.ru.

** Oleynikov, Vladimir Stefanovich, professor of the department of pedagogics and social psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Worker of higher school of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. © Козырев С.А., Олейников В.С., 2016

Козырев С.А., Олейников В.С. Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских...

К моменту создания первых кадетских корпусов в России ещё не существовало стройной системы патриотического воспитания, педагогическая наука только зарождалась, образовательный процесс в корпусах совершенствовался путём анализа и обобщения опыта работы передовых педагогов и офицеров-воспитателей, на основе чего издавались методические разработки по преподаванию большинства предметов, т.е. всё приходилось начинать с чистого листа. По этой причине зарождавшаяся в те годы система образования кадетов в дальнейшем по своей эффективности вышла далеко за пределы этой образовательной организации и послужила мощным катализатором дальнейшего развития системы обучения и воспитания вновь создаваемых кадетских корпусов и суворовских военных училищ России.

Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России свидетельствует, что до середины XVIII в. в военно-образовательных организациях практиковалась индивидуально-групповая форма образования. В этой связи предъявлялись высокие требования к педагогам и офицерам-воспитателям, к их знаниям индивидуально-психологических особенностей своих воспитанников, умению выявлять их интересы и наклонности, точно определять предрасположенность кадетов к тем или иным наукам. Однако наряду с положительным эффектом эта форма работы имела и отрицательные сторны. Так, для неё были характерны такие методы, как зубрежка, муштра и физические наказания, что, в свою очередь, негативно сказывалось на преимуществах индивидуального подхода в обучении и воспитании. Поэтому со второй половины XVIII в. начинается переход к классно-урочной системе образования.

Историки-исследователи, занимавшиеся изучением и анализом деятельности кадетских корпусов, свидетельствуют, что атмосфера товарищества, сплоченности, простота обстановки и нередко суровый быт кадетской жизни ковали стойкий характер, формировали у большей части воспитанников чувства чести и долга, преданности Родине, готовности её защищать вплоть до самопожертвования. Вот почему бывшие выпускники с огромной симпатией и уважением вспоминали годы совместной учёбы, с искренней признательность и любовью отзывались о кадетском братстве, и в течении всей своей службы на военном или гражданском поприще руководствовались девизом: «Сам погибай, но товарища выручай». Это говорит о том, что в кадетских корпусах того времени значительное внимание уделялось патриотическому воспитанию.

Т.В. Ткаченко утверждает: «Основной целью кадетских заведений дореволюционной России было патриотическое воспитание искренних и преданных патриотов своего Отечества, основанное на знаниях и представлениях о патриотических ценностях, "верных понятиях", формирующихся у кадетов в течение всего времени обучения в кадетском корпусе» [15, с. 54]. К этим «верным понятиям» относились, в первую очередь, знания и верные представления о товариществе и братстве, которые способствовали кадетской идентичности, т.к. её укоренение в повседневной жизни кадетов, наряду с привитием любви к военному делу, считалось одним из основных условий успешной воспитательной работы. Раннее включение детей в коллектив играло важную роль для их будущей жизни и профессиональной деятельности. Как писал известный русский поэт Ф.Н. Глинка,, «никакие условия общества, никакие уставы, не могут произвести таких крепких связей между людьми, как единение ранних лет» [6, с. 7]. Основу патриотического воспитания в кадетских корпусах составляли три взаимосвязанных начала: верноподаничество, духовность и нравственность. Священнослужители в основном занимались духовным воспитанием. За нравственное воспитание отвечал офицер-воспитатель. Воспитание верности престолу - императору, служение Отечеству, подчинение личных интересов интересам государства - вот на что были направлены общие усилия всей системы патриотического воспитания кадетов. На основе этого подхода сформировалась триединая идея верности «Вере, Царю и Отечеству».

Организация воспитательной работы в кадетских корпусах характеризовалась специфическими особенностями. Воспитанники делились на роты с командиром во главе, ношение военной формы одежды, дисциплина, жизнь по распорядку дня, постоянное общение с офицерами - всё это оказывало значительное влияние на формирование у кадетов направления на военную службу и защиту своего государства. Дети, поступившие в корпус, в одночасье окунались в атмосферу великодержавности России. Цель патриотического воспитания достигалась как при проведении плановых учебных занятий, так и в процессе различных форм внеклассной работы. В кадетских корпусах наряду с точными науками преподавались и гуманитарные: русский язык, литература, немецкий и французский языки, география, геральдика, история, законоведение, чистописание, специальные военные дисциплины, Закон Божий и др. Так, например, первое, что заботило преподавателя русского языка, - это выработка у обучающихся чистой, правильной и слаженной речи. В наставлении для образования воспитанников военно-образовательных организаций отмечалось, что «родной язык есть для русского юноши предмет самый важный. Если другие предметы он должен знать удовлетворительно, то русский он должен знать в совершенстве; это язык которым он думает; это язык которым думали его отцы; им же должны думать его дети» [13, с. 12].

«В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - писал И.С. Тургенев, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» [16, с. 562].

На уроках истории особое значение для патриотического воспитания имели картинные обзоры культурной, политической и общественно-экономической жизни русских людей в разные эпохи.

Преподаватели литературы прививали воспитанникам любовь к чтению, и чтению произведений именно национальных авторов. От кадетов требовалось знание наизусть ряда произведений И.А. Крылова,

А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, А.С. Грибоедова, Ф.М. Достоевского, Н.М. Карамзина и других. Это позволяло воспитанникам проникаться красотой, духом и характером русского человека -патриота своего Отечества. Большая роль в воспитании отводилась библиотекам. Предпочтение отдавалось книгам, в которых отражалось героическое прошлое страны, смелые поступки солдат и офицеров, которые служили примером, рассказам о жизни известных государственных и военных деятелей. Система образования была направлена на воспитание не только на подготовку войсковых офицеров, но и будущих чиновников, людей науки и искусства, государственных деятелей - элиты российского общества. С этой целью преподавались рисование, танцы, музыка, шпажное искусство, верховая езда и пр. В свое время Екатерина II, отмечая высокий уровень подготовки юношей в кадетских корпусах называла их «рассадниками великих людей России». В подтверждении этого достаточно привести лишь некоторые фамилии выпускников, тех, кто приумножил славу России: П.Н. Врангель, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, Л.Г. Корнилов, В.В. Верещагин, В.И. Даль, А.И. Куприн, Ф.М. Достоевский, М.И. Кутузов и многие другие.

Основную работу по воспитанию кадетов осуществляли офицеры-воспитатели, которые заменяли им и родителей, и друзей. Помимо повседневного общения, они проводили систематические беседы в целях патриотического воспитания, готовя фундамент для восприятия идей патриотизма, а затем плавно переходили к изучению истории Отечества.

Вот как в своих воспоминаниях офицер-воспитатель В. Герштенцвейг описывал процесс воспитания кадетов, формирования у них всесторонних и прочных знаний о Родине посредством выделения патриотических моментов в изучаемой теме: «"Отечество" - это не только ваша родная равнина, или ваши родные горы, где вы родились; крест вашей колокольни или дым, восходящий к небу из ваших родных очагов, вершины деревьев вашей рощи, поле и монотонные песни ваших пастухов...

Отечество ваше - это Кавказ, Туркестан, Финляндия и Сибирь для жителей Московской и Нижегородской губернии; это Московская и Нижегородская губерния для жителей Кавказа, Туркестана, Финляндии и Сибири.

Отечество - это все люди, весь народ, населяющий нашу русскую землю и работающий на ней.

Отечество ваше - это, выражаясь сравнением, моря, озера, реки и ручьи, и ручейки вашего родного языка, один звук которого где-нибудь на вершинах Памира, на бульварах Польши или во шхерах Финляндии заставляет усиленно биться ваше сердце.

Отечество - это наша сила и независимость, это отражающаяся на нас слава наших предков.

Отечество - это русское небо., это теплое солнце., снежный покров., дремучие леса., бесконечные, плодородные земли.

Отечество - это все люди нашего государств, все наши граждане, большие и малые, простые и знатные, богатые и бедные.

Отечество наше - это Русь, великая, единая, неделимая - Матушка Русь - которую вы должны любить и почитать, которой вы должны служить и которую вы обязаны защищать всеми силами вашего разума, всеми силами ваших рук, всей энергией и любовью вашей души!» [5, с. 36].

Когда в сознании воспитанников укоренялось представление об Отечестве, воспитатель посредством чтений и бесед переходил к истории России. В процессе знакомства с историей офицер-воспитатель делал упор на закрепление в умах и сердцах юношей решимости следовать примеру своих предков, твёрдому убеждению в необходимости приобретать те качества, которые во все времена служили спасением Отечества, способствовали его росту, благоденствию и процветанию.

Также имел существенное значение личный пример и уважение со стороны воспитанников к воспитателю, ибо все слова так бы и оставались пустым звуком.

Среда обитания кадетов оказывала существенное влияние на воспитание качеств гражданина-патриота своего Отечества. В кадетских корпусах, кроме картин и портретов, отражающих знаменательные войны, сражения, бои и подвиги выдающихся русских полководцев, а также пейзажей мирной, деревенской, сельской и городской жизни, имелись драгоценные реликвии, символические и реальные, знамя, ряд предметов великих полководцев, мраморные доски, был и музей. Все это, бесспорно, возбуждало патриотические чувства и переживания кадетов. «Вся обстановка в кадетских корпусах рассчитана на то, чтобы с первых же шагов вступившего в их стены ребёнка ввести в мир самого тесного общения с его Родиной, с её славными и культурными традициями, историческими и военными образцами, и путём зрительных впечатлений способствовать пробуждению в сердцах их любви к Родине, а в умах и знания и понимания ее прошлой и настоящей жизни» [5, с.10].

Уже в период с конца XIX - начала XX веков в кадетские корпуса принимались мальчики 6-10 лет. Организационно все кадеты делились на возрасты. Старшие объединялись в отделения, взводы, роты и батальоны. Воспитанник, хорошо обучавшийся, по окончании корпуса производился в чин подпоручика или даже поручика. Если же он не успевал, то выпускался унтер-офицером [3, с. 45-48].

Воспитательная работа осуществлялась по следующим основным направлениям: духовно-нравственное, военно-патриотическое, эстетическое, физическое и трудовое, что закреплялось в соответствующих руководящих документах: наставлениях, программах, различных инструкциях, кадетских традициях и заповедях. Так, согласно утвержденной в 1886 г. «Инструкции по воспитательной части», патриотическое воспитание было направлено на то, чтобы все средства воспитательного воздействия каждого кадетского корпуса укрепляли в его воспитанниках необходимые навыки для дальнейшей самоотверженной службы престолу преданных, повинующихся власти и одушевлённых чувством долга перед Россией, относящихся к службе государству и обществу не как к средству, а как к благороднейшей цели своей жизни, готовых ею пожертвовать во имя Царя и Отечества [8].

Козырев С.А., Олейников В.С. Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских.

В интересах патриотического воспитания кадетов применялся широкий арсенал средств. Посещение театров, кадетские праздники, диспуты с чтением вслух и обсуждением произведений. Например, с 1881-1892 гг. ставились детские оперы: «Кот, козел и баран», «Квартет», «Волшебная флейта». Кадеты также совершали различные экскурсии и прогулки к историческим достопримечательностям, знакомились с храмами и памятниками, посещали братские могилы и музеи, военные фабрики, заводы, казармы, крепости, полигоны с приданием им патриотической окраски.

Немаловажную роль играли и организуемые офицерами-воспитателями встречи воспитанников с ветеранами и героями прошлых войн, государственными и военными деятелями своего времени. А в дни государственных и военных праздников офицеры-воспитатели вместе со своими воспитанниками принимали участие в военных парадах, возложении венков к памятникам и могилам выдающихся полководцев, государственных и общественных деятелей.

Характерной особенностью этого периода развития кадетских корпусов и становления в них системы патриотического воспитания стало широкое использование в образовательном процессе достижений педагогической науки. На протяжении многих лет второй половины XIX- начала ХХ столетий в военном ведомстве сосредоточивались лучшие педагогические кадры. Именно кадетские корпуса становятся центром развития педагогической науки в России.

Нельзя не сказать о традициях, существовавших в кадетских корпусах, и их неоценимой воспитательной роли. Чаще всего это был сложный неписаный кодекс внутренней жизни и взаимоотношений, тесно объединявший кадетов в единую семью. Каждый кадетский корпус имел свои традиции, которыми очень дорожил. Например, в Петровском-Полтавском корпусе, по воспоминаниям одного из его выпускников 1906 г., кадеты должны были: «Гордиться полками, в которых служили и служат отцы, братья, родственники или бывшие кадеты. Знать выдержки из суворовской "Науки побеждать". Многие знали ее наизусть. После установки в вестибюле корпуса памятника императору Петру I, проходя мимо него днём ли, ночью, смотрит ли на тебя кто-нибудь или нет, отдавать Великому императору честь с возможной лихостью. Ежегодно совершать паломничество на могилы русских воинов, погибших в Полтавском бою (так называемые "шведские" могилы) со знаменем и оркестром. Там служить панихиду и делать официальный парад. В день 1 марта (день убийства Императора Александра II) для подъёма барабанам не бить и горнистам не играть».

Процесс патриотического воспитания кадетов носил непрерывный характер. Даже во время каникулярного отпуска кадеты выезжали в летний лагерь, где осуществлялась целенаправленная, планомерная и хорошо организованная воспитательная работа. Кадеты старших классов, прикомандированные к воинским подразделениям, наравне с солдатами обучались военному делу: обращаться с винтовкой и стрелять из неё, совершать марш-броски, выполнять строевые приёмы с оружием и различные физические упражнения.

Значительное место в жизни кадетов отводилось религиозному воспитанию. Это выражалось в ежедневных пениях и молитвах за Государя и Родину, что также способствовало пробуждению и укреплению патриотических чувств кадетов.

Строгая регламентация повседневной жизни и деятельности способствовали привитию у них не только военных навыков, стойкости и мужества, способности переносить тяготы военной службы, но и осознать свою причастность к защите Отечества. Систематической и целенаправленной работой над укреплением в сознании воспитанников деятельностного патриотизма педагогический коллектив кадетских корпусов стремился привить им самостоятельность и осознанность, чтобы они без побуждений читали молитву за Царя и Отечество во всякой обстановке, подчиняли свои интересы интересам и благополучию государства [17, с. 59-68]. Сущность патриотического воспитания в кадетских корпусах составляли ценностные компоненты - коллективизм, дисциплинированность, ответственность, честь, мужество -та основа, на которой формировались патриотические чувства и убеждения.

Таким образом, ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России свидетельствует, что именно они внесли существенный вклад в становление и развитие системы патриотического воспитания будущих офицеров, защитников Отечества. В рассматриваемый нами период эти специализированные образовательные организации по праву занимали одно из ведущих мест в системе подготовки профессиональных кадров для военного ведомства.

Раннее включение юношей в коллективную деятельность играло важную роль для их будущей жизни и профессиональной деятельности. Воспитание верности престолу - императору, служение Отечеству, подчинение личных интересов интересам государства, отношение к службе государству и обществу не как к средству, а как к благороднейшей цели своей жизни, готовности ею пожертвовать во имя Царя и Отечества - вот что определяло сущность патриотизма в кадетских корпусах. В основе воспитательной работы стоял индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учёт их задатков и интересов. Поэтому система образования была направлена не только на подготовку армейских офицеров, но и будущих чиновников, людей науки и искусства, государственных деятелей - элиты российского общества. В первую очередь им прививали знания и верные представления о товариществе и братстве, которые способствовали формированию кадетского коллектива, что считалось одним из основных условий успешной воспитательной работы, а русскому языку отводилась ведущая роль в учебной деятельности. За время своего существования они прошли сложный и интересный путь, накопив богатый опыт работы с воспитанниками различных возрастов в условиях строгой регламентации распорядка дня и воинского быта. Благодаря хорошо отлаженной работе педагогических коллективов и офицеров-воспитателей, использованию передовых методик в обучении и воспитании

многие выпускники кадетских корпусов добились больших успехов, как на военном, так и гражданском поприщах, получили признание своих талантов в служении России. Необходимо использовать положительный опыт патриотического воспитания кадетских корпусов дореволюционной России в сегодняшних образовательных организациях.

Список литературы

1. Буковская, Т. И. Кадетские корпуса: история, этапы становления и развития военного образования в России : дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2003. - 162 с.

2. Ваулин, А. М. К вопросу о воспитании в кадетских корпусах // Офицерская жизнь. - 1910. - № 212-213.

3. Волков, А. С. Кадеты России. Исторический аспект // Формы и методы патриотического воспитания молодежи. Региональный аспект : тезисы докладов региональной научно-практической конференции: октябрь 1996 г. / под ред. Н.И. Булаева; Ряз. обл. ин-т развития образования; Комитет по образованию и молодежной политике администрации Ряз. обл. - Рязань, 1996. - 101 с.

4. Волков, С. В. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993. - 368 с.

5. Герштенцвейг, В. О. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе. - СПб.: Березовский, 1911. - 36 с.

6. Глинка, Ф. Н. Письма русского офицера / сост., текстол. подгот., примеч. и послесл. С. Серкова. - М.: Воениздат, 1987. - 383 с.

7. Иванов, А. В. Воспоминания о воспитании в Горном кадетском корпусе 1815-1822. - СПб., 1859. - 280 с.

8. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. - СПб., 1905. - 120 с.

9. К вопросу о воспитании в кадетском корпусе // Педагогический сборник. - 1910. - № 1. - С. 1-21.

10. Кульчинский, В. Г. Жизнь кадет: сборник сведений для родителей, опекунов и офицеров-воспитателей. - СПб.: В. Березовский, 1911. - 24 с.

11. Курмышов, В. М. Воспитание в кадетских корпусах России (анализ педагогического опыта, 1882-1917 гг.) : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1997. - 199 с.

12. Меньшов, В. М. Российские кадеты: к 270-летию кадетских корпусов. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2000. - 336 с.

13. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений: высочайше утверждено 24 декабря 1848 г. - СПб.: Тип. воен.-учеб. заведений, 1849. - 185 с.

14. Олейников, В. С., Козырев, С. А. Патриотизм советских людей в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - важнейший фактор победы и воспитания молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). - C. 18-22.

15. Ткаченко, Т. В. Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 216 с.

16. Тургеньев, И. С. Дым; Новь; Вешние воды; Стихотворения в прозе / вступ. ст. и прим. А. Чечерина. - М.: Худож. лит., 1981. - 608 с.

17. Фисенко, С. Я. Из быта кадетских корпусов // Педагогический сборник. - 1914. - № 1.

18.Харламов, В. И. Чему и как учили русских офицеров в XVIII веке // Военно-исторический журнал. - 1999. - № 3.

19. Центральный государственный архив Российской армии. - Ф. 62. - Оп. 1. - Д. 1156. - Л. 7.

УДК 378.147

А.В. Костюк*, А.И. Примакин**

Информационная поддержка образовательного процесса

В статье авторы обосновывают необходимость внедрения в образовательную деятельность образовательной оргаизации информационного обеспечения, предлагают модель организации информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также обосновывают модель электронного учебно-методического комплекса как элемента информационной поддержки образовательного процесса.

Ключевые слова: информационная поддержка образовательного процесса, модель информационного взаимодействия, электронные образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс.

* Костюк, Анатолий Владимирович, профессор кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат технических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: kostyuk.anatoliy.2015@mail.ru.

** Примакин, Алексей Иванович, начальник кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор технических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: a.primakin@mail.ru.

Kostyuk, Anatoly Vladimirovich, professor of chair of informatics and mathematics of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Cand.Tech.Sci. the senior lecturer. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Piljutov street, 1. E-mail: kostyuk.anatoliy.2015@mail.ru.

, Primakin, Alexey Ivanovich, head of the Department of information technologies of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, doctor of technical Sciences, Professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov street, 1. E-mail: a.primakin@mail.ru. © Костюк А.В., Примакин А.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.