УДК 376.5
Д. С. Молоков
Зарубежный опыт тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования
В статье представлен сравнительно-педагогический анализ зарубежного опыта тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования. Раскрыты цель, принципы, функции, компоненты и технологии тьюторского сопровождения одаренности за рубежом. Материалы статьи включают характеристику национального передового опыта тьюторского сопровождения одаренных детей в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования. Особое внимание уделено системе тьюторского сопровождения в Великобритании. Кроме того, отражены особенности тьюторского сопровождения одаренных детей в Германии, США, Объединенных Арабских Эмиратах. Итогом исследования стало определение путей дальнейшего развития системы тьюторства в России: признание принципа индивидуализации базовым для работы тьютора; организация преемственности в тьюторском сопровождении одаренных на различных ступенях обучения; обеспечение реализации вариантов модели тьюторства в образовательных учреждениях России не только общего образования, но и на уровне учреждений дополнительного, среднего и высшего профессионального образования; взаимодействие педагогов и тьюторов, представляющих различные уровни и виды образования; внедрение информационных технологий для обеспечения доступности контактирования тьютора и учащегося; внедрение «дистанционного» тьюторства.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение, развитие одаренных детей, взаимодействие общего, дополнительного и профессионального образования.
D. S. Molokov
Foreign Experience of Tutor's Support of the Gifted Child in Conditions of Interaction of General,
Further and Professional Education
A comparative and pedagogical analysis of foreign experience of tutor's support of development of the gifted child is presented in the article in conditions of interaction of general, further and professional education. The purpose, principles, functions, components and technologies of the tutor's support of endowments abroad are revealed. Materials of the article include the characteristic of the national best practice of the tutor's support of the gifted children in conditions of interaction of general, further and professional education. The special attention is paid to the system of the tutor's support in Great Britain. Besides, peculiarities of the tutor's support of the gifted children in Germany, the USA, the United Arab Emirates are presented. Definition of ways of further development of the system of tutoring in Russia became a result of the research: recognition of the principle of individualization to be basic for work of the tutor; continuity of organization in the tutor's support of the gifted children at various stages of training; support of realization of options of the model of tutoring in educational institutions of Russia not only of the general education, but also in the level of further, secondary and higher education institutions; interaction of teachers and tutors representing various levels and types of education; introduction of information technologies to ensure availability of contact between the tutor and the pupil; introduction of "distant" tutoring.
Keywords: tutor's support, development of the gifted children, interaction of general, further and professional education.
Тьюторство как педагогическое явление вытекает из зарубежного опыта, имеющего давние традиции. Вопрос о том, какой эволюционный путь прошло тьюторство, является важным для понимания сути этого явления, определения особенностей его проявлений в современных зарубежных моделях образования. Используют ли потенциал тьюторства для психолого-
педагогического сопровождения одаренных де-
тей за рубежом, и если да, то какие существуют формы этого сопровождения в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования? Эти вопросы попытаемся осветить ниже.
Проблема тьюторского сопровождения как педагогического явления находится в исследовательском поле многих отечественных и зарубежных ученых: Л.В. Бендова [5], Г.М. Беспалова
© Молоков Д. С., 2014
[6], М. Бэйнтон, И.Б. Ворожцова, Ч. Ведемейер, Р. Гаррисон, Г.А. Гуртовенко, Ю.Л. Державне, С.И. Змеев, Т.М. Ковалева, Е.Б. Колосова, Н.А. Костина, Н.И. Рыбалкина и др.
Культуре тьюторства, по крайней мере, девятьсот лет. Феномен современного тьюторства тесно связан с историей европейских университетов. Со времен Средневековья под тьюторст-вом понимают сложившуюся форму университетского наставничества [4, с. 42].
Во многих зарубежных странах в наши дни функционирует тьюторская форма обучения одаренных детей. Тьюторы действуют в ведущих образовательных системах мира: в Великобритании, США, Финляндии, Японии и Франции, опираясь на идею индивидуализации как стержневую, но при этом внося своеобразие в деятельность в зависимости от национального контекста.
Спецификой современного тьюторства является то, что оно обретает массовый характер в дистанционных формах обучения, хотя в них уже во многом отличается от своих очных форм. В зарубежной практике тьютор ассоциируется, с одной стороны, с областью дистанционного обучения, а с другой - с позицией классного тьютора (англ. - form tutor).
Анализ зарубежного опыта показал, что в корреспондентских формах обучения функции тьютора приближены к функциям академического преподавателя, в то время как в открытом образовании со смешанными формами обучения (очно-виртуальные) тьютор выступает в качества организатора совместной деятельности по развитию обучающимися своей компетентности [5, с. 12].
Традиционная структура тьюторской системы за рубежом включает в себя три компонента: руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время; моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова; собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года [6, с. 56].
В развитых странах мира сложилось общее представление о цели педагогической деятельности тьютора - это персональное сопровождение обучаемого в образовательном пространстве, создание условий для раскрытия внутреннего потенциала и адаптации в окружающей среде.
К функциям тьюторского сопровождения одаренных детей за рубежом можно отнести: контрольно-диагностическую, проектную, мотива-
ционную, информационно-содержательную, ор-ганизационно-деятельностную, технологическую, консультационную и рефлексивную.
В тьюторской работе, а особенно это значимо для сопровождения одаренных, реализуются ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Исходя из этого вытекают принципы тьюторского сопровождения одаренных детей, положенные в основу деятельности педагогов за рубежом:
1. Гибкость - ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности.
2. Непрерывность - обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса.
3. Индивидуализация - учет личностных запросов, особенностей и интересов учащихся.
4. Открытость - управление собственной познавательной и образовательной деятельностью.
Тьюторами за рубежом используется совокупность педагогических технологий, характерных для модели открытого образования. Ведущую роль играют технологии и методы активного обучения - диалог, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), ролевые игры, тренинги. Тьютор широко использует информационные технологии для организации взаимодействия с обучающимися на расстоянии.
В британских, австралийских, новозеландских, итальянских и некоторых канадских университетах тьюторами становятся чаще всего аспиранты или преподаватели, назначенные проводить семинарские занятия для бакалавров (последние часто именуются «тьюториалами»). Эквивалентом этого рода тьютора в американских и канадских университетах служит «помощник по обучению» (teaching assistant). В США тьютор семестра обычно ассоциируется с человеком, который дает консультации по определенной теме или области знания.
В Кембриджском университете тьютор - это сотрудник, ответственный за наставничество над несколькими студентами по сходным дисциплинам, в противовес так называемому «руководителю обучения», который в Великобритании и Австралии ответственен за успехи в обучении группы студентов по своей дисциплине. Вместе тьютор и руководитель обучения подчиняются старшему тьютору. В Оксфордском университе-
те объединены роли наставника (тьютора) и куратора обучения (academic car), в одном лице товарища и учителя, также известного как «CUF преподаватель» [4, с. 56].
В английских и ирландских средних школах классным тьюторам определяется учебная группа или класс студентов определенного возраста (до 30 человек). Они обычно работают в группах одного года обучения, возглавляемой педагогом-наставником. Классные тьюторы берут эти обязанности в дополнение к задачам обучения, планирования и мониторинга успехов по своему предмету. Они предоставляют родителям большую часть сведений об успеваемости и любых проблемах, которые могут возникнуть у их детей. Обычно именно классный тьютор связывается с родителями, если у ребенка возникли проблемы в школе.
Частный тьютор - это инструктор, который обучает конкретному предмету одного учащегося или маленькую группу. Такое внимание позволяет учащемуся улучшать знания гораздо быстрее, чем в условиях класса. Тьюторы часто нанимаются и оплачиваются учащимися, их семьями или агентствами. В обязанности тьюторов входит работа с одаренными учениками, нуждающимися в особом внимании, предоставляют дополнительные материалы для особо способных и мотивированных учащихся. Тьюторы часто участвуют в домашнем обучении [1, с. 79]. Тьюторство - это процесс непрестанной заботы об ученике; таким образом, непрерывность психолого-педагогической и организационной поддержки учащихся является важнейшим принципом деятельности тьюторов.
Основной целью тьюторства в Германии, ставшей уже традиционной для данной страны, является нравственное воспитание и развитие профессиональных компетенций учащихся на основе принципа индивидуализации. В послевоенное время немецкое образование стало профессионально-ориентированным, поэтому и цель деятельности тьютора была направлена на приобщение к общенациональным стратегиям в обучении.
Структурно тьюторская модель образования в Германии имеет те же составляющие, что и классическая модель тьюторства. Так, ведущими принципами, определяющими деятельность тьютора, являются принципы свободы, сознательности, активности, индивидуализации; тьютор выполняет воспитательную и образовательную функции в таких формах своей деятельности, как
групповое общение и индивидуальная консультация. При этом ими используются такие методы, как вопрошание, расспрашивание, анализ услышанного. Эти методы определяют алгоритм работы тьютора, ведущий от создания им группы для обмена опытом, обсуждений и споров, к самоанализу.
За работой тьютора в Германии ведется административный контроль. Таким образом, Германия является практически единственной страной, в которой деятельность тьютора контролируется администрацией университета, в остальных странах она не контролируется. Своеобразие немецкой модели подготовки тьюторов составляет то, что после окончания обучения по тьюторской программе учащимся выдается сертификат, подтверждающий владение ими профессиональными компетенциями.
Основной целью распространившейся модели тьюторства в Объединенных Арабских Эмиратах, так же как и в классической модели, стало развитие метакогнитивных способностей студентов на основе принципа индивидуализации. Перечень функций тьютора в этой системе расширен, он включает в себя воспитание, помощь в определении цели, установление контакта с учащимся, стимулирование, определение источников, ознакомление с оценочным процессом и др. [2, с. 11].
Специфика модели тьюторства в ОАЭ состоит в том, что от тьютора требуется обязательное знание основ религии и культуры страны. В качестве методов тьюторской деятельности используются проблемный метод, сократовский диалог, проведение лекций, устных и письменных презентаций, разбор конкретных практических случаев, расспрашивания. Последние определяют специфику алгоритма деятельности: от большого объема прочитанной тъюторантом литературы, предусматривающей устные и письменные презентации и требующей от тьютора и учащегося обсуждения отдельных случаев - к самоанализу. Одно из необходимых условий для реализации модели тьюторства в ОАЭ - отсутствие какого-либо административного контроля, однако все тьюторы обязаны регулярно проходить через оценочный процесс [там же, с. 12].
В различных странах мира деятельность тьютора учитывает национальные и культурные особенности. При этом наблюдается изменение не только содержательной стороны деятельности, но и само ее название: «тьютор», «ментор», «ме-татьютор», «коуч», «репетитор», «Director of
Studies», «классный воспитатель», «освобожденный классный воспитатель», «научный руководитель», «психолог» и др.
Исторический опыт тьюторства, накопленный в английской и американской моделях образования, равно как и современное состояние тьюторства в системах образования этих стран, позволяет выделить его как передовой, заслуживающий особого внимания. Огромный штат тьюторов в Великобритании и США решает самые разнообразные задачи, способствующие в конечном счете развитию человеческого потенциала (в то время как Россия, по данным ООН, находится на 55-м месте по использованию человеческого потенциала).
Сущность тьюторской системы обучения в Великобритании рассматривалась такими зарубежными учеными, как К. Блекбурн, Э. Гордон, Г. Дербридж, Ч. Кингслей, Р. Клоуард, Г. Крис-ли, Ф.Дж. Медуэй, М.Г. Мур, Р. Пэппа, Т. Сар-бин, М. Сим, Ф. Стродтбэк, Р.Г. Уильямс, Г. Хорст, К. Хибберт. Из российских исследователей, изучавших систему тьюторского сопровождения детей, в том числе одаренных, отметим Т.М. Ковалеву, Е.Б. Колосову, И. Проскуров-скую, П.Г. Щедровицкого, Г. А. Ястребову и др.
На современном этапе английская тьюторская система обучения является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса не только в сфере университетского образования, но и в образовательных учреждениях различного уровня. Тьюторство проникает в школьное обучение, частное, домашнее и дистанционное образование [4, с. 103]. Выполнение роли тьютора становится возможным не только для опытных преподавателей или работников сферы образования, но и для обучающихся, что свидетельствует о преимуществах данной системы обучения.
Тьюторы в школах Великобритании не выделяют только лишь одаренных детей, однако в работе с ними, безусловно, учитывают их экстраординарные способности. Работа тьюторов в школах строится на основе их взаимодействия. Особое значение в этой связи имеет деятельность напарника (коллеги тьютора), который реализует педагогический мониторинг и фиксирует коммуникативное поведение детей во время тьютор-ского часа с целью конструирования содержания следующей встречи на основе полученных результатов.
Школьный тьютор ведет ребенка в течение всего периода школьного обучения, затем передает его своему институтскому коллеге. Тьютор-
ское сопровождение студентов имеет свою специфику.
Сфера дополнительного (неформального) образования в Великобритании буквально интегрирована с профессиональным образованием. Дело в том, что неотъемлемая часть университетского образа жизни - всевозможные игры (гонки, скачки, охота, теннис, гребля, крикет, карты, шахматы, футбол) и общества: политические, общественные клубы.
Предназначение тьютора в США - актуализация и развитие поддерживающей образовательной среды, позволяющей обучающимся в удобном для них режиме достигнуть целей, связанных с развитием собственной компетентности, благодаря синтезу педагогических, информационных и организационных технологий, обеспечивающей при этом единые для всей сети стандарты качества.
Американская система тьюторской поддержки детей, особенно одаренных, привлекает активным использованием информационных технологий. В системе дистанционного высшего образования, построенной на основе традиционной системы обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий, тьютор - это помощник преподавателя, посредник между лектором и обучающимся, выполняющий скорее не педагогическую, а организаторскую функцию
В настоящее время в США свыше половины образовательных услуг осуществляется через интернет [10]. Тьюторы при этом поддерживают обучающихся в процессе обучения, проводят учебные конференции, следят за обновлением учебных материалов. Один тьютор помогает студентам в изучении нескольких дисциплин, как правило, он закрепляется за пятью-шестью дисциплинами, в которых не обязательно является квалифицированным преподавателем, но учебным материалом которых владеет.
В связи с тем, что дистанционные тьюторские программы ориентированы в том числе на взрослое население, можно говорить о непрерывном психолого-педагогическом сопровождении и предоставлении возможностей раскрытия человеческого потенциала.
Резюмируя, следует определить основные пути дальнейшей модернизации модели тьюторства в России. К ним относятся: признание принципа индивидуализации базовым для работы тьютора; организация преемственности в тьюторском сопровождении одаренных на различных ступенях
обучения; обеспечение реализации вариантов модели тьюторства в образовательных учреждениях России не только общего образования, но и на уровне учреждений дополнительного, среднего и высшего профессионального образования; взаимодействие педагогов и тьюторов, представляющих различные уровни и виды образования; внедрение информационных технологий для обеспечения доступности контактирования тьютора и учащегося; внедрение «дистанционного» тьюторства.
Библиографический список
1. Александрова Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского Союза и Ближнего Востока [Текст] / Е.А. Александрова, Е.А. Андреева. - Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2013. - 156 с.
2. Андреева Е.А. Сравнительный анализ моделей тьюторства (на примере Англии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов и России) [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е.А. Андреева. -М., 2012.
3. Барбарига А. А. Британские университеты [Текст] / А.А. Барбарига, И.В. Федорова. - М., 1979.
4. Белицкая Е.В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / Е.В. Белицкая. - Волгоград, 2012. -201 с.
5. Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Л.В. Бендова. - М., 2006.
6. Беспалова Г.М. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты [Текст] / Г.М. Беспалова // Директор школы. - 2007. -№ 7. - С. 51-58.
7. Дудчик С.В. Тьюторское сопровождение: история, теория, опыт [Текст] / С.В. Дудчик // Школ. технологии. - 2007. - № 1. - С. 82-88.
8. Ефремова О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся [Текст] / О.И. Ефремова // Воспитание школьников. - 2010. - № 1. - С. 21-26.
9. Иванов А.В. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика [Текст] / А.В. Иванов // Школ. технологии. - 2009. - № 3. - С. 109-116.
10. Колодкина Л.С. Организация тематической площадки «Практика работы тьютора в России и за рубежом» (методический аспект): Труды МГТА [Электронный ресурс].
11. Пьянин В.С. Теория и технология сопровождения учащихся педагогом-наставником (тьютором) в образовательном учреждении [Текст]: методические рекомендации. - М: УЦ «Перспектива», 2009. - 64с.
Bibliograficheskij spisok
1. Аleksandrova EA. Modernizatsiya klassiche-skoj modeli t'yutorstva v Rossii, stranakh Evropejskogo Soyuza i Blizhnego Vostoka Tekst] / EA. Аleksandrova, EA. Аndreeva. - Moskva-Tver': «SFK-Ofis», 2013. -156 s.
2. Аndreeva EA. Sravnitel'nyj analiz mode-lej t'yutorstva (na primere [Tekst]: avtoref. Аnglii, Germanii, Ob"edinennykh Аrabskikh EHmiratov i Rossii) diss. ... kand. ped. nauk / EA. Аndreeva. - M., 2012.
3. Barbariga А.А. Tekst] / А.А. Barbariga, I.V Fedorova. - M.,Britanskie universitety 1979.
4. Belitskaya E.V. T'yutorskaya sistema obucheniya v sovremennom Tekst]: diss. ... kand. ped. nauk / E.V Belitskaya. -[obrazovanii Аnglii Volgograd, 2012. - 201 s.
5. Bendova L.V Pedagogicheskaya deyatel'nost' t'yutora v seti otkrytogo distantsionnogo profes-sional'nogo obrazovaniya Tekst]: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk / L.V Bendova. - M., 2006.[ 6. Bespalova G.M. T'yutorskoe soprovozhdenie: organizatsionnye formy i [Tekst] / G.M. Bespalova // Direktor shkoly. - 2007. -[obrazovatel'nye ehffekty № 7. -S. 51-58.
7. Dudchik S.V. T'yutorskoe soprovozhdenie: is-toriya, Tekst] / S.V. Dudchik // SHkol. tekhnologii. -2007. - № 1. - S.[teoriya, opyt 82-88. Tekst][8. Efremova O.I. Model' t'yutorskoj podderzh-ki uchashhikhsya / O.I. Efremova // Vospitanie shkol'nikov.
- 2010. - № 1. - S. 21-26.
9. Ivanov А.V Rol' t'yutora v protsesse indi-vidual'nogo obrazovaniya uchenika [Tekst] / А.V. Iva-nov // SHkol. tekhnologii. - 2009. - № 3. - S.[ 109-116.
10. Kolodkina L.S. Organizatsiya tematicheskoj ploshhadki «Praktika raboty t'yutora v Rossii i za rubezhom» (metodicheskij aspekt): Trudy MGTА EHlektronnyj resurs].
11. P'yanin VS. Teoriya i tekhnologiya soprovozhdeniya uchashhikhsya pedagogom-nastavnikom (t'yutorom) v Tekst]: metodicheskie rekomendatsii. - M: UTS[obrazovatel'nom uchrezhdenii «Perspektiva», 2009.
- 64s.