Научная статья на тему 'Ресурсные функции совладающего поведения в зависимости от профессиональной специализации'

Ресурсные функции совладающего поведения в зависимости от профессиональной специализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
571
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / СТИЛИ СОВЛАДАНИЯ / ТРУДНАЯ СИТУАЦИЯ / СТУДЕНТ / ПСИХОЛОГ / ВРАЧ / COPING STRATEGIES / COPING STYLES / COMPLICATED SITUATION / STUDENT / PSYCHOLOGIST / PHYSICIAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куваева Ирина Олеговна, Сергеева Анастасия Олеговна

Проведена проверка конструктной валидности опросника «Adolescent Coping Scale» Э.Фрайденберга и Р.Льюиса (адаптированный тест «Юношеская копинг-шкала»), предназначенного для диагностики трех стилей совладания (продуктивного, социального, непродуктивного). Факторизация полученных данных не подтвердила указанные три копинг-стиля. Сравнительный анализ структуры стратегий совладания у студентов психологической и медицинской специализации выявил, что эмоционально-доминантный тип реагирования характерен для обеих подгрупп. Будущие психологи признают факт существования проблемной ситуации; будущие врачи сознательно блокируют возникшие затруднения и прибегают к отвлечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource functions of coping behaviour depending on professional specialisation

Checking the construct validity of the questionnaire "Adolescent Coping Scale" by Erica Frydenberg and Ramon Lewis (the adapted test "Youth coping scale"), which is intended for the diagnosis of three styles of coping (productive, social, non-productive) has been held. The factorisation of the data has not confirmed these three styles of coping. A comparative analysis of the structure of strategies of coping in students of psychological and medic specialisation has revealed that the dominant type of emotional response is characteristic for both subgroups. Future psychologists recognise the existence of the problem situation; future physicians deliberately block encountered difficulties and undertake distraction.

Текст научной работы на тему «Ресурсные функции совладающего поведения в зависимости от профессиональной специализации»

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

УДК 159.923

Куваева Ирина Олеговна Сергеева Анастасия Олеговна

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

[email protected]

РЕСУРСНЫЕ ФУНКЦИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ*

Проведена проверка конструктной валидности опросника «Adolescent Coping Scale» Э. Фрайденберга и Р. Льюиса (адаптированный тест «Юношеская копинг-шкала»), предназначенного для диагностики трех стилей совлада-ния (продуктивного, социального, непродуктивного). Факторизация полученных данных не подтвердила указанные три копинг-стиля. Сравнительный анализ структуры стратегий совладания у студентов психологической и медицинской специализации выявил, что эмоционально-доминантный тип реагирования характерен для обеих подгрупп. Будущие психологи признают факт существования проблемной ситуации; будущие врачи сознательно блокируют возникшие затруднения и прибегают к отвлечению.

Ключевые слова: стратегии совладания, стили совладания, трудная ситуация, студент, психолог, врач.

Начало студенческой жизни - это новая социальная ситуация для развития человека, требующая адаптации к изменившимся условиям реализации учебной деятельности и организации жизнедеятельности в целом. Обучение на первом курсе ВУЗа связано с различными трудностями в учебном процессе, построении межличностных отношений, изменении режима дня и приспособлении к новому месту жительства студента [1; 4]. Выявление стратегий совладания позволяет увидеть «глазами» студента те способы разрешения трудностей и снятия напряжения в проблемных ситуациях, которые наделены ресурсным значением и оцениваются как доступные в новом социально-психологическом контексте развития.

Представители ресурсного подхода Э. Фрайден-берг и Р. Льюис выделяют 18 основных способов, с помощью которых люди могут совладать с напряженными, тревожными и трудными ситуациями. Некоторые способы выполняют функцию продуктивного разрешения проблемной ситуации, другие связаны с ориентацией на социальное взаимодействие, остальные являются непродуктивными в купировании стресса. Поскольку индивидуальный набор копинг-стратегий достаточно устойчив, то в разных стрессовых ситуациях человек «опирается» на привычные ресурсы и демонстрирует типичные для него паттерны реагирования. По мнению авторов, способы совладания в зависимости от выполняемой функции образуют разные стили: продуктивный, социальный и непродуктивный.

В литературе представлены исследования, которые не подтвердили концепцию Э. Фрайден-берга и Р. Льюиса о трех указанных стилях совла-дания. На подростковых и юношеских выборках выявлено большее количество стилей, обусловленных влиянием культурной среды и отражающих «подвижность» совладающего поведения как про-

явление личностной незрелости респондентов [2]. М.А. Холодная утверждает, что полученные результаты связаны с неоднозначностью критериев разделения стратегий на «продуктивные», «непродуктивные» и «социальные» [5].

Цели нашего исследования: (1) проверка конструктной валидности опросника «Юношеская копинг-шкала», (2) сравнительный анализ особенностей совладающего поведения у студентов разной специализации, профессиональная деятельность которых относится к категории «помогающих» профессий.

Всего в исследовании приняли участие 120 человек (88 дев./32 юн.) в возрасте 17-19 лет - студенты дневных отделений двух престижных высших образовательных учреждений УрФО (Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, Уральский государственный медицинский университет). В выборочной совокупности представлено 59 студентов-психологов (50 дев. / 9 юн.) и 61 студент-медик (38 дев. / 23 юн.).

Основным психодиагностическим инструментом выступил опросник «Юношеская копинг-шкала» Э. Фрайнденберг и Р. Льюиса (Adolescent Coping Scale) в адаптации Т.Л. Крюковой [3]. Авторы данной методики выделяют три основных стиля совладания, которые включают в себя 18 разнообразных копинг-стратегий. Так, продуктивный стиль представлен стратегиями: «решение проблемы», «работа и достижения», «религиозная поддержка», «позитивный фокус». Социальный стиль состоит из стратегий «социальная поддержка», «друзья», «чувство принадлежности», «общественные действия», «профессиональная помощь». Непродуктивный стиль включает стратегии «беспокойство», «чудо», «несовладание», «разрядка», «самообвинение», «игнорирование», «уход в себя», «отвлечение», «активный отдых».

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-28-00087), Институт психологии РАН.

102

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Куваева И.О., Сергеева А.О., 2015

Ресурсные функции совладающего поведения в зависимости от профессиональной специализации

Респондентам предлагалась общая форма данного теста, которая описывает способы совладания с разными тревогами и проблемами в повседневной жизни. Опросник состоит из 80 вопросов, последний из которых является открытым и предполагает описание других субъективно-значимых способов купирования напряженной и трудной ситуации для человека.

Методы обработки полученных данных включали подсчет описательной статистики, проведение процедур частотного и факторного (пакет программ SPSS 21.0. для Windows).

Результаты

1. Особенности совладающего поведения у студентов социономических профессий.

Рассмотрим структуру стратегий совладания у выборочной совокупности (n = 128), полученную при помощи проведения процедуры факторизации (методом главных компонент с вращением Varimax). В нашем исследовании выделено шесть факторов, вес каждого фактора превышает значения 1,0 и которые в совокупности объясняют 68,7% общей дисперсии (табл. 1). Отметим, что стратегии «активный отдых» и «чудо» не вошли ни в один фактор со значимыми весами.

Проанализируем входящие стратегии в каждый фактор, обращая внимание на содержательную интерпретацию и их соединение в один фактор. Так, первый фактор (14,5%) представлен стратегиями, которые отражают пассивность респондента в разрешении проблемной ситуации, ощущении им тревоги и чувства вины за свою бездеятельность.

Структура стратегий

При этом человек стремится снять внутреннее напряжение и провести коррекцию своего состояния с помощью различных форм разрядки (слезы, крик, «уход» во вредные для здоровья пристрастия). Второй фактор (13,2%) включил стратегии «социальная поддержка», «друзья», «принадлежность», которые противопоставляются шкале «уход в себя». То есть в напряженной и субъективно трудной ситуации студент избегает одиночества и проявляет социальный тип совладания, который ориентирован на других людей, получения от них совета и одобрения. Третий фактор (11,0%) представлен стратегиями «решение проблемы» и «работа, достижения», которые противопоставлены сознательному игнорированию проблемной ситуации. Четвертый выделенный фактор (11,0%) содержит такие стратегии социально-ориентированного стиля, как «общественные действия» и «профессиональная помощь». В данном случае студент с целью купирования трудной ситуации ищет поддержку путем организации групповых действий или привлечение профессионального консультанта для разрешения проблемы. Пятый фактор (10,8%) включил стратегии продуктивного стиля «религиозная поддержка» и «позитивный фокус», предполагающие поиски духовной опоры и оптимистический взгляд на трудную ситуацию. Шестой фактор (7,8%) представлен стратегией «отвлечение», которая отражает стремление студентов снять напряжение с помощью переключения внимания на другую деятельность (в виде разнообразных хобби, просмотра фильмов, компьютерных игр, прослушивания музыки, чтения книг, танцев и т.д.).

Таблица 1

совладания у студентов

Мат рица повернутых компонент

Компонента

1 2 3 4 5 6

Самообвинение 0,814

Несовладание 0,758

Разрядка 0,735

Беспокойство 0,535

Уход в себя -0,853

Социальная поддержка 0,796

Друзья 0,671

Принадлежность 0,560

Решение проблемы 0,811

Игнорирование -0,639

Работа, достижения 0,572

Общественные действия 0,818

Профессиональная помощь 0,703

Религиозная поддержка 0,772

Позитивный фокус 0,594

Отдых

Отвлечение 0,892

Чудо

Метод выделения: Анализ методом главных компонент Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера

Вращение сошлось за 9 итераций

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

103

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Таблица 2

Результаты факторного анализа стратегий совладания у студентов-психологов (n=59)

Матрица компонент

Компонента

1 2 3 4 5 6

Принадлежность 0,708

Позитивный фокус 0,662

Социальная поддержка 0,653

Общественные действия 0,594 -0,505

Активный отдых 0,566

Работа, достижения 0,560

Игнорирование -0,554

Решение проблемы 0,540

Друзья 0,525

Беспокойство 0,504

Несовладание 0,842

Самообвинение 0,676

Разрядка 0,585

Чудо 0,522

Профессиональная помощь 0,586

Уход в себя -0,546 0,554

Отвлечение -0,786

Религиозная поддержка 0,482

Метод выделения: Анализ методом главных компонент Без метода вращения

Вращение не сошлось за 25 итераций

2. Особенности совладающего поведения у студентов-психологов. По результатам факторного анализа выделено шесть факторов, вес каждого фактора превышает значения 1,0, в совокупности они объясняют 70,8% общей дисперсии (табл. 2).

Первый фактор (23,1%) является самым мощным и включает 11 стратегий, содержательная интерпретация которых позволяет сделать следующий вывод. В субъективно-сложной ситуации

студенты-психологи не отрицают существование проблемы и не замыкаются в себе, а стремятся использовать разнообразные способы снятия возникшего напряжения и беспокойства. Второй фактор (16,8%) отражает пассивность человека в трудной ситуации и его надежду на удачное стечение обстоятельств. Третий фактор (9,4%) указывает на то, что студент отказывается посвящать других людей в свои переживания относительно трудной ситуа-

Таблица 3

Результаты факторного анализа стратегий совладания у студентов-медиков (n=61)

Матрица повернутых компонент

Компонента

1 2 3 4 5 6

Самообвинение 0,870

Несовладание 0,764

Разрядка 0,760

Беспокойство 0,574

Чудо 0,536

Социальная поддержка 0,882

Уход в себя -0,824

Друзья 0,589

Принадлежность 0,521

Профессиональная помощь 0,780

Общественные действия 0,776

Игнорирование 0,551

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Религиозная поддержка 0,818

Позитивный фокус 0,724

Активный отдых 0,504

Решение проблемы 0,843

Работа, достижения 0,688

Отвлечение 0,859

Метод выделения: Анализ методом главных компонент Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера

Вращение сошлось за 8 итераций

104

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Ресурсные функции совладающего поведения в зависимости от профессиональной специализации

ции за исключением профессиональных консультантов и специалистов. Четвертый фактор (8,3%) представлен одной стратегией «отвлечение» - будущие психологи не считают нужным использовать различные способы и занятия для отвлечения от напряженной и тревожащей ситуации. Пятый фактор (7,3%) включил стратегию «религиозная поддержка» (вес стратегии равен 0,482). В последний фактор (5,6%) входит стратегия «общественные действия», подчеркивая, что включенность в групповые мероприятия не используется будущими психологами для разрешения возникающих в их жизни разнообразных трудностей.

3. Особенности совладающего поведения у сту-дентов-медиков1. По результатам факторного анализа выделено шесть факторов, вес каждого фактора превышает значения 1,0 и которые в совокупности объясняют 72,8% общей дисперсии (табл. 3).

В первый фактор (16,5%) вошли стратегии, отражающие беспокойство и бездеятельность студента в напряженной ситуации, веру человека в счастливый случай. Второй фактор (13,3%) объединил стратегии, направленные на избегание студентами одиночества и обращение за советом к значимым другим. В третий выделенный фактор (12%) попали стратегии, демонстрирующие сознательное отрицание будущими медиками наличия проблемы, обращение за консультацией к профессионалам и поиск поддержки посредством организации групповых действий. Четвертый фактор (11,8%) объединил следующие стратегии: желание человека найти духовную опору, переосмыслить ситуацию, поддерживать оптимистический настрой, занятия физкультурой и спортом. Пятый фактор (9,9%) представлен проблемно-ориентированным совладанием, направленным на разрешение напряженной ситуации, добросовестное отношение к работе и учебе, ориентация на успешность своей деятельности. Шестой фактор (9%) состоит из стратегии «отвлечение», предполагающей переключение внимания человека на другие виды деятельности и релаксационные занятия.

Обсуждение результатов

Проведенное исследование не подтвердило факт существования трех заявленных Э. Фрайден-берг стилей совладания: продуктивного, непродуктивного и социального. Аналогичный вывод ранее был сформулирован в исследовании М.А. Холодной, О.Г. Берестневой, Е.А. Муратовой, которые предложили альтернативную классификацию стилей совладающего поведения, выделив эмоционально-доминантный, социотропный, мобилизационный и проблемно-ориентированный стили со-владания [5]. В выборочной совокупности в целом и в подгруппах с разной профессиональной специализацией в частности выделяются 6 факторов, два из которых обладают устойчивостью во всех груп-

пах. Первый фактор - это стратегии эмоционально-доминантного стиля (несовладание, самообвинение, разрядка, беспокойство), при этом к ним в подгруппах добавляется стратегия «надежда на чудо». Второй фактор представлен стратегией социотропного стиля (отвлечение) с той разницей, что в сложной ситуации студенты-медики используют переключение внимания на развлечение и релаксацию, тогда как будущие психологи не считают такой способ эффективным для себя.

Специфическими особенностями совладаю-щего поведения будущих психологов является то, что они прибегают к разнообразным способам социотропного, мобилизационного и проблемноориентированного стилей, не изолируясь от других людей и сознательно не блокируя проблемную ситуацию. Исключением является тот случай, когда студент обращается за профессиональной консультацией к специалистам и не считаем необходимым посвящать других в свои переживания. Также для данной категории студентов не характерна организация групповых действий с целью поиски поддержки для разрешения проблемной ситуации.

Специфическими компонентами в структуре стратегий совладания у будущих медиков выступает отчетливо выраженная ориентация на других людей и желание посвятить их в свои проблемы; при позиции «отстранения» от проблемы они перекладывают ответственность на профессиональных консультантов и принятые групповые решения. Они верят в удачное стечение обстоятельств, надеются на божественное провидение и поддерживают здоровый образ жизни. Проблемно-ориентированный стиль совладания у будущих медиков проявляется в разрешении осложненных ситуаций, возникающих в учебной деятельности.

Проведенное исследование, направленное на изучение совладающего поведения у студентов разных профессиональных специализаций, позволяет сделать следующие выводы:

1. Для будущих специалистов «помогающих» профессий характерен эмоционально-доминантный тип реагирования на сложные и субъективнозначимые ситуации.

2. Студенты-психологи склонны использовать разнообразные способы купирования возникшего напряжения, при этом они признают факт существования проблемной ситуации и не считают нужным отвлекаться от нее.

3. Студенты-медики, сознательно блокируя трудную ситуацию, прибегают к отвлечению и ориентированы на поддержку извне.

Таким образом, студенты разной профессиональной специализации похожим образом эмоционально переживают трудные жизненные ситуации, но тем не менее отличаются по ресурсной основе совладающего поведения, в частности, предпочитаемым способам их разрешения.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

105

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Примечание

1 Авторы выражают благодарность А.В. Лям-зину за организацию исследования со студентами медицинского ВУЗа.

Библиографический список

1. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // СОЦИС. - 2001. - N° 9. - С. 77-82.

2. Крюкова Т.Л. Возрастные и культурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 5-15.

3. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. - Кострома:

Авантитул, 2007. - 60 с.

4. Ломтатидзе О.В., Ершова И.А. Адаптация студентов в условиях ВУЗа // Обучение в течение всей жизни: «Life Long Learning: актуальные мировые практики в российском образовательном пространстве»: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Вып. 7. - Екатеринбург: ООО «И1III» Макс - Инфо, 2014. - С. 111-121.

5. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 143-156.

УДК: 796.071:159.9

Босенко Юлия Михайловна

кандидат психологических наук

Берилова Елена Игоревна

кандидат психологических наук Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

[email protected], [email protected]

ЛИЧНОСТНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных и когнитивных факторов стрессоустойчивости спортсменов высокого класса. Проанализированы особенности выраженности у спортсменов таких личностных характеристик, как самооценка, уровень притязаний, а также дифференцированность и расхождение самооценки и уровня притязания, мотивация к успеху, мотивация избегания неудач, личностная тревожность, ситуативная тревожность, эмоциональный интеллект. Проведен анализ особенностей стратегий преодоления стресса в зависимости от пола спортсменов.

Эмоциональный интеллект и личностные свойства спортсменов рассматриваются как ресурсы стрессоустойчивости, способствующие предотвращению развития у них симптомов психического выгорания.

Ключевые слова: спорт, пол, копинг-стратегии, тревожность, самооценка, уровень притязаний, мотивация, психическое выгорание, эмоциональный интеллект.

Современный спорт - это деятельность преимущественно в условиях ярко выраженного стресса, особенно на уровне соревнований крупного масштаба. Полной адаптации к соревновательной деятельности не происходит ни при длительных занятиях спортом, ни при частых выступлениях. Безусловно, круглогодичная вовлеченность спортсменов в тренировочную соревновательную деятельность может являться источником психических и физических перегрузок [3; 5].

Один из наиболее сильных сбивающих факторов, характерных для соревнований, - наличие стрессогенных ситуаций и необходимость осуществления деятельности в состоянии сильного эмоционального возбуждения [2]. Сильное негативное влияние эмоциогенных факторов соревнований связано с тем, что спортсмен заранее мысленно переживает различные ситуации, их неудачный или удачный исход, возможные последствия успеха или неудачи. L. Wacquant [6], изучавший понятия «успех» и «неудача» с точки зрения субъективного восприятия и переживаний спортсменов, пришел к выводам, что понятия «успех» и «неудача» являются весьма условными конструк-

циями, которые могут различаться в зависимости от конкретного вида спорта, времени и места проведения, классификации, возраста, вида спорта. Такие эмоциональные переживания часто ведут к гораздо большему расходу нервных ресурсов, чем реальные трудности соревнований [4].

Следовательно, в спорте очень значимой становится осведомленность о своем эмоциональном состоянии. К сожалению, в настоящее время у нас отсутствуют условия для формирования эмоциональной культуры личности, в том числе, для понимания своих собственных эмоций и умения ими управлять. Неопределенность соревновательных условий, отсутствие контроля над ситуацией, большая вероятность получения травмы могут выступать в качестве источников стресса для спортсменов. К личностным свойствам, которые влияют на способность противостоять негативным проявлениям у спортсменов, относят личностную и ситуативную тревожность, самооценку, уровень притязаний, мотивацию к успеху и избеганию неудач. К когнитивным структурам личности относится эмоциональный интеллект. Он является многофакторным феноменом, способствующим пониманию человеком собственного эмоциональ-

106

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Босенко Ю.М., Берилова Е.И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.