УДК 378.037.1 ББК 74.58 А 95
Ахметов Султан Меджидович, доктор педагогических наук, профессор, ректор ФГБОУВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»;
Василиади Афина Георгиевна, преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», 8(962)7667777
РЕСУРСНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ
(рецензирована)
В статье приводятся экспериментальные доказательства ресурсной значимости волонтерской деятельности, обосновывается ее причинность в становлении физической культуры личности студентов физкультурных вузов.
Особое внимание уделяется развитию волонтерского движения в студенческой среде, которое имеет большое значение с точки зрения формирования личности и с точки зрения профессиональной подготовки. Однако применение данной системы педагогического воздействия сдерживается рядом организационных и концептуальных проблем, не решающиеся в силу отсутствия знаний в этой области. В частности, не достаточно изучен компонентный состав среды учебного заведения, обеспечивающий волонтерскую подготовки, не определены причинно-следственные связи волонтерской и профессиональной подготовленности, не определены изменения, происходящие в уровне личностной физической культуре, представляющего собой основополагающий конструкт будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: волонтер, волонтерская деятельность, ресурсная значимость волонтерской деятельности, волонтерская подготовка, профессионально ориентированная волонтерская подготовка, личностная физическая культура, компоненты личностной физической культуры, образовательно-воспитательная среда вуза, среда профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов.
Akhmetov Sultan Medzhidovich, Doctor of Pedagogics, professor, rector of FSEI HE Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism of FSBEI HE KSUPHCS;
Vasiliadi Athena Georgievna, a lecturer of the Department of socio-cultural service and tourism.
VOLUNTEER WORK RESOURCE SIGNIFICANCE IN THE PROCESS OF FORMATION OF PERSONAL PHYSICAL EDUCATION OF SPORTS UNIVERSITIES STUDENTS
(Reviewed)
The article presents experimental evidence for volunteer work resource importance, its causality in the development ofpersonal physical culture of sports universities students is justified.
Particular attention is paid to the development of volunteerism among students, which is of great importance from the point of view ofpersonality formation in terms of training. However, application of the system ofpedagogical influence is constrained by a number of organizational and conceptual problems that are not solved due to the lack of knowledge in this area. In particular, environment component composition of a university providing volunteer training is not studied enough, cause-and-effect relationships of volunteer and professional preparedness are not defined, changes in the level ofpersonal physical training, which is a fundamental construct of a future professional activity are not defined.
Keywords: volunteer, volunteering, resource value of volunteer activities, volunteer training, professionally oriented volunteer training, personal physical training, personal physical components of culture, education and educational environment of a high school, medium ofprofessionally focused students volunteer training.
Известно, что любая деятельность должна обладать целью, причем осознанной исполнителем Характер цели, ее этапные и перспективные задачи определяют отношения между исполнителями деятельности. Этим аспектам деятельности следует учить и для этого, безусловно, позитивное значение приобретает волонтерская деятельность, обеспечивающая практическую реализацию структурирования гуманистических целей, объективных условий для целостного развития личности, создавая при этом условия развития духовных и нравственных начал. И именно этот аспект личностной профессиональной культуры успешно формируется в процессе волонтерской деятельности.
В профессиональной деятельности будущего работника сферы физической культуры и спорта важным условием эффективности является взаимодействие с участниками образовательно-воспитательного процесса. С этой точки зрения компонентом профессиональной подготовки специалистов физической культуры становится формирование компетентностей, связанных с обеспечением гуманистического стиля общения с занимающимися.
Условия для подобного и интенсивного общения в ходе подготовки к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре возникают в ходе волонтёрской деятельности. Важно, что в процессе волонтерской работы у участников возникает установка на помощь человеку, что является одним из сущностных составляющих деятельности специалиста физической культуры, воспитанного в духе гуманистической культуры.
Понимая позитивное влияние волонтерской деятельности на становление профессионального мастерства студентов, на возможности решения значительных для государства и общества проблем, ученые неоднократно обращались к проблеме развития волонтерства в учебных заведениях, в том числе и в заведениях, готовящих специалистов в области физической культуры (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и
др.).
Анализ научного наследия позволяет выделить некоторые важные аспекты подготовки волонтеров:
1. Процесс подготовки волонтеров в вузе «диктует необходимость модернизации системы образования».
2. Процесс обучения добровольцев должен строиться на основе идеологии будущей деятельности (в нашем случае она должна совпадать с направлением олимпийского образования, раскрывать и пропагандировать философию и принципы олимпизма).
3. Процесс подготовки волонтеров должен быть ориентирован на конкретную личность (обеспечение высокого уровня для осознания выполняемой работы), реализация деятельностного составляющего в соответствии с идеалами и ценностями будущей деятельности) на изучение теоретических оснований поддержания имиджа обслуживаемого мероприятия, знаний о сути и характере волонтерской деятельности, на включение каждого в практическую волонтерскую деятельность.
4. Процесс подготовки волонтеров может быть обеспечен путем применения разнообразных урочных и внеурочных форм (лекции, обсуждения, конференции, фестивали, спортивные соревнований, разработка Интернет-сайтов о волонтерах, включение лекций по тематике будущей деятельности в учебные планы факультетов социально-культурного сервиса различных вузов).
Последний пункт позволяет говорить о необходимости формирования некой образовательно-воспитательной среды вуза, обеспечивающий комплексное формирование потенций, необходимых для волонтерской деятельности.
Модель такой среды (рис. 1) сформирована в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма и реализована в ходе эксперимента в период с 2014 по 2015 год.
В процессе исследования выявлено, что профессионально ориентированная волонтёрская подготовка студентов учебных заведений высшего образования в области физической культуры является компонентом личностной физической культуры и поэтому при доказательстве эффективности системы следует рассмотреть изменчивость ее составляющих.
Для оценки уровня личностной физической культуры проведена экспертная оценка 206 человек, из числа которых подвергнуты анализу анкеты 112 участников эксперимента, из числа которых 39 были представителями волонтерских групп.
Три эксперта, каждый самостоятельно оценивал в соответствии со специальным опросником компоненты таких личностных образований, как сформированность компонентов базовой личностной физической культуры, уровень развития коммуникативного и гностического компонетов личностной физической культуры, сформированность самодетерминирующего компонента личностной физической культуры студентов, самостоятельность и самокоррекция собственной деятельности (оценка целесообразности собственных действий, понимание себя во множестве социальных позиций и ролей). Каждая составляющая расставлялась по уровню (высокий, средний, низкий), в соответствии критериями, определявшимися по степени проявления конкретных составляющих этих критериев. Было создано 12 групп экспертов по 3 человека.
Министерство образования РФ Министерство спорта РФ и др.
Олимпийские академии России, Олимпийский комитет России и др.
Уполномоченный государством для решения задач подготовки будущих специалистов в области физической культуры - ВУЗ
Уполномоченные общественные организации, участвующие в решении задач подготовки волонтеров
Реализация стратегических и содействие реализации
технологических условий профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов
Структурные подразделения Вуза (факультеты, кафедры, управления, отделы) и уполномоченные лица (проректоры, кураторы и др.)
Волонтерский_центр_КГУФКСТ_
Олимпийская академия юга России
Спортивный клуб
Органы студенческого самоуправления
Содействие реализации технологических, организационно-педагогических и методических условий общей и профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов
Разработка технологии и программы общей и профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов
Обоснованное применение форм: учебной работы (лекций, практических и лабораторных занятий), изучение волонтерской деятельности в системе воспитательной работы высшего учебного заведения с выделением обучающей, формирующей, диагностической, процессуальной и рефлексивной компонентов; внеучебные формы образования, социализации и самообразования (семинары, тренинги, круглые столы, дела, мастерские, мастер классы, экспресс-лекторий, кураторские часы, участие в социальных акциях, организация и участие в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, участие в работе агитационных бригад, слетов и бригад, использование дистанционных форм обучения организуемых Олимпийской академии Юга России, сетевое взаимодействие участников через сеть Олимпийской академии Юга России, сотрудничество с организациями, нуждающимися в помощи волонтёров, участие в деятельности СНО, научные исследования по проблемам волонтерства и олимпизма и др.).
Событийное наполнение работы с адресатами педагогического воздействия
Рис. 1. Структура образовательной среды профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов
Кубанского университета физической культуры, спорта и туризма
Принимались в расчет показатели только тех участников эксперимента, которые оценивались на основании трех заполненных опросников экспертов. Экспертами выступали кураторы групп и преподаватели, ведущие у студентов основные предметы данного курса обучения. Эксперты оценивали каждого студента, а расчет и рефлексия полученных результатов осуществлялись авторами исследования.
В ходе определения структуры, компонентов, условий и педагогического содержания процесса профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов учебных заведений высшего образования в области физической культуры было показано, что эффективность ее может быть доказана в случае изменения системных результатов, связанных со становлением личностной физической культуры и профессиональной подготовленности участников эксперимента, позитивного изменения мотивов и оснований личности, лежащих в основе соответствующего поведения, а также в случае наличия позитивных характеристик самой создаваемой системы.
На основе решений экспертов выявлена, что на начальном этапе взаимоотношение уровней сформированности ценностно-ориентировочного компонента личностной физической культуры студентов характеризовалось проявлением нормальности распределения. При этом различия между степенью заполнения экспериментальной и контрольной групп не отличались достоверно друг от друга. Характер распределения контингента по группам в контрольной группе на завершающем этапе остается неизменным, тогда как в экспериментальной группе он изменяется. Наиболее заполняемой становится группа с высоким уровнем сформированности ценностно-ориентировочного компонента личностной физической культуры.
То есть, для контрольной группы характерным является студент, который проявляет общий интерес к учебе, но при этом не инициативен в поиске чего - либо нового в содержании и средствах физического воспитания. В этом аспекте он не готов к самостоятельной профессиональной деятельности и даже к самостоятельному применению средств физического воспитания для улучшения собственного состояния. Этот вывод подтверждается и тем, что средний студент данной группы обладает знаниями для определения обобщенного способа решения учебных задач, однако при этом не проявляет творчества и творческого отношения.
Для студентов этой группы характерна ситуация, при которой неспособность решения новой практической задачи они объясняют отсутствием адекватных способов решения и самостоятельно не могут сформулировать цель. Основная цель занятий физической культурой группа видит в профессиональной подготовке и в укреплении здоровья, а так же в собственном физическом развитии.
Наполняемость всех уровневых подгрупп в контрольной группе от подобных подгрупп в экспериментальной достоверно отличается. При этом наполняемость подгрупп с низким и средним уровнем сформированности ценностно-ориентировочного компонента личностной физической культуры в контрольной группе выше, а в подгруппе с высоким уровнем изучаемого показателя личностной физической культуры - наоборот, ниже.
Вследствие этого типичный уровень сформированности ценностно-ориентировочного компонента личностной физической культуры для студентов экспериментальной группы устойчивым интересом к деятельности на занятиях физической культурой, что заставляет его выходить за рамки изучаемого материала, проявляя при этом творческое отношение к общему способу решения учебных задач. Присутствует стремление к самостоятельности в формулировании новых познавательных задач в соответствии с этапом обучения. Инициатива студента направлена на поиск и анализ способов решения поставленных задач и на их обобщение, приводящее к формированию общих способов решения задач физического воспитания.
В этой связи понятно, что видение студентов своих потребностей в занятиях физическими упражнениями связывают не только с решением прагматических и узких задач, но и с возможностью эффективного применения средств физической культуры для формирования целостной личности, с его сопряженным физическим и духовным самосовершенствованием.
Таким образом, можно заключить, что предлагаемый подход к профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов учебных заведениях высшего образования в
области физической культуры обеспечивает позитивные изменения в уровне развития ценностно-ориентировочного компонента личностной физической культуры. Вместе с тем, более 43 % студентов экспериментальной группы не отличаются достаточным развитием данной компоненты личностной физической культуры, что приводит к необходимости комплексного применения и других подходов, кроме того, что предлагаются в данной работе.
Коммуникативные и гностические компоненты личностной физической культуры у студентов, по мнению экспертов, были сформированы примерно одинаково и в контрольной и в экспериментальной группах. При этом наполняемость серединной группы, то есть проявление нормальности распределения, здесь проявляется еще нагляднее, чем в предыдущем компоненте личностной физической культуры. К завершающей фазе эксперимента наполняемость уровневых подгрупп в контрольной группе существенно не изменилась, характер наполнения остался таким же, как на исходном этапе.
В экспериментальной группе наполняемость подгруппы с низким уровнем сформированности коммуникативного и гностического компонентов физической культуры личности не изменилась. Вероятно, что причина их попадания в эту подгруппу не лежала в плоскости потребности в увеличении объёма интересных и полезных знаний. Зато произошло резкое увеличение наполняемости группы с высоким уровнем развития данного личностного образования.
В результате подобного взаимного изменения количественного показателя наполняемости групп в контрольной группе типичным студентом является тот, который умеет:
- применять знания, полученные в ходе занятий физическими упражнениями в типичных ситуациях и по представленному в зрительных ощущениях образцу;
- в большинстве случаев раскрыть алгоритм реализации изученных двигательных действий в целом, без детализации отдельных компонентов техники.
Кроме того, студенты данной группе в своем большинстве характеризуется хорошей успеваемостью и достаточным уровнем развития общеучебных и двигательных навыков, выбирать рациональные способы учения
В экспериментальной группе типичный студент характеризуется готовностью применять полученные в ходе изучения программы знания и навыки, адаптируя их изменениям внешних условий. Он способен обобщить полученные знания и на этой основе провести их обобщение. Способен алгоритмизировать знания и навыки, полученные в процессе обучения, раскрыть в структуре движения причинно-следственные связи, выделив в них основополагающие компоненты и детали. Студент характеризуется хорошей успеваемостью, высоким развитием общеучебных умений, творческим отношением к использованию полученных знаний, умений и навыков в практических ситуациях.
То есть, средний студент данной группы профессионально более подготовлен по сравнению с представителями контрольной группы. Важным следствием воздействия в экспериментальной группе является появление у студентов системного эффекта в виде улучшения возможностей обучения, ибо у большинства из них учебная деятельность протекает без выраженных трудностей.
Из трех выделенных компонентов, характеризующих уровень личностной физической культуры, наиболее несформированным на начальном уровне проверки оказалась самодетерминирующая компонента. Известно, что именно она лежит в основе деятельностной составляющей личностной физической культуры, следовательно, компонент является фундаментальной основой занятий физическими упражнениями и присвоения ценностей физической культуры. Распределение групп здесь происходит с нарушением нормальности распределения, причем в обеих группах. И в обеих группах на начальном этапе наиболее заполненной оказалась та, в которой проявлялся низкий уровень изучаемого компонента. В наполняемости уровневых подгрупп в контрольной и экспериментальной группах достоверных различий не наблюдается (P > 0,05).
В контрольной группе в течение учебного года ситуация не изменилась. Произошло недостоверное перетекание из средней в более высокую подгруппу готовности. Однако стратегически важным является не это, а то обстоятельство, что более 53 % студентов этой группы обладают низким уровнем сформированности самодетерминирующего компонента физической культуры личности. То
есть, типичным для представителя контрольной группы является студент, который отличается невысоким уровнем сформированности способов деятельности, самоконтроля и самооценки. Ему требуется помощь преподавателя в коррекции учебной деятельности, однако, из результатов последующего исследования вытекает, что он этого не понимает и не принимает. Студент не обладает умением анализировать целесообразность своих действий, протекающих в определенной форме учебной деятельности, видеть и понимать себя во множестве социальных позиций и ролей.
В экспериментальной группе произошли изменения, которые привели наполняемость подгрупп к нормальному распределению и к тому, что достоверно большее количество студентов (43,65 %) попало в среднюю подгруппу. Однако при этом подгруппа с недостаточным уровнем сформированности изучаемого признака остается заполненной (30,8 %). Из сопоставительного анализа показателей экспертной оценки участников эксперимента следует:
- наиболее сложным для формирования у студентов компонентом личностной физической культуры является самодетерминирующий компонент;
- без внимания к развитию именно этого компонента, опосредовано через другие способы воздействия, изменения с нужной скоростью не происходят (поэтому профессионально ориентированная волонтёрская подготовка способствует ее развитию, но не изменяет до нужных кондиций).
Вместе с тем профессионально ориентированная волонтёрская подготовка может быть составной частью формирования самостоятельности в применении средств и методов физической культуры для решения важных жизненных задач. Это следует из того факта, что типичным для экспериментальной группы является студент, характеризующийся умением видеть причинно-следственные связи между способами и результатами деятельности, между качеством рефлексии и самоконтроля и пониманием содержания собственной деятельности. Хотя, такой студент не всегда может осуществлять действия по коррекции учебной деятельности самостоятельно. Для этого у него недостаточно сформированы умения, связанные с анализом своих действий, предвидение отдаленного результата, не хватает понимания профессии и жизни для того, чтобы видеть и принимать все многообразие предписываемых ему социальных ролей и позиций.
Однако характерным уровнем этих студентов до эксперимента, а также сформированности данного компонента в контрольной группе является совсем неприемлемый уровень, при котором студенты демонстрируют невысокую степень развития тех компонентов, о которых речь шла выше. Им требуется помощь преподавателя в коррекции учебной деятельности.
Образовательная среда профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов ИФК, обеспечивающая профессионально ориентированную волонтёрскую подготовку и построенная гуманистически ориентированной образовательно-воспитательной среде, обеспечивает позитивные изменения уровня развития компонентов личностной физической культуры студентов, позитивно изменяет интересы студентов в области физической культуры, обеспечивает более быстрое продвижение в профессиональном обучении и в понимании, а так же в принятии ценностей будущей профессии. Таким образом, профессионально ориентированная волонтерская деятельность имеет ресурсную значимость для формирования личностной физической культуры и качественной подготовки специалиста физической культуры и спорта
Литература:
1. Ахметов С.М., Чернышенко Ю.К. Подготовка волонтеров в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма для обеспечения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2011. №1.С.4-8.
2. Биджосов М.М., Краснов Б.В. Добровольческая деятельность в системе подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию молодежи // Казанский педагогический журнал. 2011. №2. С. 149-155.
3. Драндрова Г.Л., Файзуллина И.Ф. Характеристика общекультурных компетенций волонтеров спортивных мероприятий // XIX международный научный конгресс "олимпийский спорти спорт для всех" (октябрь). Ереван, 2015.
4. Коренева М.В. Активизация подготовки волонтёров для олимпийского движения и пути ее внедрения в профессиональное образование студентов сервисных специальностей // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «На пути к XXII Олимпийским зимним играм и XI Параолимпийским зимним играм». Краснодар: КГУФКСТ, 2008. С. 63-67.
5. Коренева М.В., Кружков Д.А. Разработка программы подготовки волонтёров в Олимпийском движении и её внедрение в профессиональное образование сервисных специальностей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 1(47). С. 60-63.
6. Скирда Н.В. Система олимпийского образования Оргкомитета «Сочи-2014» // На пути к XXII Олимпийским зимним играм и XI Параолимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи. Краснодар, 2009. 8 с.
7. Томилин К.Г. Подготовка волонтеров для обслуживания крупных международных соревнований // Теория и практика физической культуры. 2015. №1. С. 6-8.
8. Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в контексте ФГОС ВО 3+/ Т.Н. Поддубная [и др.] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 1. С. 160-165.