6. Gross N. A. Sovremennye metodiki fizicheskoi reabilitatsii detei s narusheniem funktsii oporno-dvigatel'nogo apparata [Modern methods of physical rehabilitation of children with impaired function of the musculoskeletal system]. Moscow, Soviet sport, 2005, 235 p.
7. Gembarenko V. Family and child with limited abilities. Sotsial'noe obespechenie [Social security], 2002, no.3, pp. 38-42 (in Russian).
8. Goneev A. D., Slastenin V. A.and etc. Osnovy korrektsion-noipedagogiki [Basics of special education: Handbook for students of. Institutions]. Moscow, Akademiia, 2000, 280 p.
9. Evseev S. P., Shapkov L V. Adaptivnaia fizicheskaia kul'tura [Adaptive physical education]. Moscow, 2000, 240 p.
10. Korkhin M. A., Rabinovich I. M. LFKvdomashnikh usloviiakh [Exercise therapy at home]. Moscow, 2000, 240 p.
11. Kotesheva I. A. Narusheniia osanki. Lechenie i profilaktika [Treatment and prevention of bearing]. Moscow, Publishing House Eksmo, 2004, 208 p.
12. Lisina M. I. Ways of influence the family and children's agencies on the development of the individual pupi. Psik-hologicheskie osnovy formirovaniia lichnosti v usloviiakh vospitaniia [Psychological basis of the formation of the personality in terms of education]. Moscow, 1979 (in Russian).
13. Levchenko I. Yu, Prikhod'ko O. G., Guseinov A. A. Detskii tserebral'nyi paralich: korrektsionnaia rabota s
doshkol'nikami [Cerebral palsy: corrective work with preschool children]. Moscow, Knigoliub , 2008, 176 p.
14. Mastiukova E. M. Fizicheskoe vospitanie detei s tserebral'nym paralichom [Physical education for children with cerebral palsy]. Moscow, 199, 159 p.
15. Mudrik A. V. Sotsial'naia pedagogika [Social Pedagogics]. Moscow., 2002, 378p.
16. Noskova L. P. Voprosy vospitaniia i obucheniia anomal'nykh detei doshkol'nogo vozrasta [Questions relating to the upbringing and education of children of preschool age]. Moscow, Prosveshchenie, 2005, 305 p.
17. Panov A. N. Reabilitatsionnye tsentrydliadeteisogranichen-nymi vozmozhnostiami: opyt i problemy [Rehabilitation centers for children with disabilities: experiences and challenges]. Moscow, 1997, 200 p.
18. Panov A.N. Esli vash rebenok ne takoi kak drugie [If your child is another one]. Moscow, 1997, 254 p.
19. Savrasov E. G. Disabled children in Russia. Sotsial'naia rabota [Social Work], 2003, no. 1, pp. 33-34 (in Russian).
20. Kholostova E. I., Dement'eva N. F. Sotsial'naia reabilitatsiia [Social Rehabilitation]. Moscow, 2004.
21. Chizhik L. Iu. Indicators of functional capacity respiratory system disabled athletes of varying skills. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktikl [Physical Culture and Sport - Science and Practice], 2012, no. 3, pp. 55-58 (in Russian).
УДК 796.032
модель педагогического процесса формирования личностной физической культуры студентов с учетом идеалов олимпизма
Преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма М. В. Коренева,
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»,
г. Краснодар.
Контактная информация для переписки 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: maria koreneva@list.ru
в статье представлены результаты многолетних исследований, направленных на совершенствование системы физического воспитания студентов, базирующееся на комплексном использовании ценностей физической культуры и мирового олимпийского движения. Методологической основой исследования являлись положения теории физкультурного воспитания, обусловливающие необходимость решения трех групп
взаимосвязанных задач: интеллектуальных, основой которых является освоение студентами теоретических знаний в области физической культуры и олимпизма; социально-психологических, отражающих необходимость формирования у обучающихся мотивов и потребностей к физкультурному совершенствованию и овладению основами волонтерской деятельности; собственно-биологических, обусловливающих целесообраз-
ность развития физкультурно-спортивных навыков и умений, основных физических качеств, а также навыков волонтерской деятельности. в ходе аналитической работы была сформирована трехконтурная модель педагогического процесса формирования личностной физической культуры студентов с учетом идеалов и ценностей мирового олимпийского движения. Методическую основу экспериментальной модели составляют технологии решения интеллектуальных, социально-психологических и собственно-биологических задач процесса физического воспитания студентов, структурно содержащие характеристику проективных установок, используемых средств, методов их реализации, а также контрольно-учетные процедуры. Особенностью предложенной модели педагогического процесса формирования личностной физической культуры студентов с учетом идеалов олимпийского движения является возможность определения уровня сформированности личностной физической культуры студентов на основе формализованной оценки: отдельных характеристик, входящих в состав компонентов личностной физической культуры; интегральных показателей уровня развития интеллектуального, социально-психологического и собственно-биологического компонентов, а также суммарного показателя, обобщенно отражающего степень физкультурной подготовленности обучающихся.
Ключевые слова: процесс физического воспитания; студенты высших учебных заведений; модель; личностная физическая культура; интеллектуальный, социально-психологический и собственно-биологический компоненты.
Результаты анализа научно-методических публикаций свидетельствуют о существенном внимании, уделяемом учеными решению социально обусловленной проблемы повышения уровня личностной физической культуры студентов высших учебных заведений [12, с. 41-42; 14, с. 77-79; 17, с. 138-144; 18, с. 241-247; 19, с. 299-302; 22, с. 154]. Оно «подогревается» еще и тем, что результативность процесса физического воспитания в вузах оставляет желать много лучшего и серьезно беспокоит педагогическую общественность Российской Федерации [1, с. 46-47; 2, с. 20; 4, с. 26-28; 5, с. 26-28]. По мнению ряда специалистов, работающих в различных организациях отечественной системы физической культуры и спорта, необходим поиск новых подходов к совершенствованию педагогического процесса физического воспитания в вузах, в том числе и на основе популярных в среде студенческой молодежи идей [7, с. 14-16; 8, с. 28; 9, с. 7; 13, с. 14-15; 15, с. 13]. Несомненный интерес вызывает возможность совершенствования его содержания на основе внедрения идей мирового олимпийского движения и, в первую очередь, ценностного потенциала олимпийского образования и волонтерской добровольческой деятельности [10, с. 54-57; 11, с. 30-33; 20, с. 126-130; 21, с. 305-310]. Особая
привлекательность данного подхода обусловлена высоким уровнем организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, всемерно поддерживаемым студентами отечественных высших учебных заведений [3, с. 17-18; 16, с. 56-57]. В связи с вышеизложенным в данной статье представлены результаты собственных многолетних исследований, характеризующие содержание трехконтурной модели процесса физического воспитания студентов, включающей эффективные технологии когерентного развития базовых компонентов их личностной физической культуры, а также умений и навыков добровольческой волонтерской олимпийской деятельности.
Структура экспериментальной модели имеет следующие основные составляющие.
Генеральные целевые установки, к основным из которых относятся:
1. Повышение уровня личностной физической культуры студентов.
2. Системный учет идеалов олимпийского образования и волонтерского движения.
3. Логичное и рациональное интегрирование средств физической культуры, олимпийского образования и содержания волонтерской деятельности в контексте формирования и развития личностной физической культуры студентов.
Идеологические основания экспериментальной модели
Идеологическим основанием разработанной модели является обеспечение высокого уровня когерентности процессов развития личностной физической культуры студентов, осваивающих направление 100400.62 «Туризм», а также формирование знаний, умений, навыков и ценностей добровольческой деятельности и мотивации к ней с учетом идеалов мирового олимпийского движения на основе:
- четкой интерпретации базовых терминов, используемых в процессе экспериментальной работы;
- повышения уровня тождественности содержания экспериментальной модели и идеалов олимпизма на основе широкомасштабного использования средств и методов олимпийского образования, а также добровольческой спортивной и олимпийской деятельности;
- соответствия структуры экспериментальной модели, а также технологий решения интеллектуальных, социально-психологических и собственно-биологических задач физкультурного воспитания студентов с учетом идеалов и принципов мирового олимпийского движения архитектонике целостного педагогического процесса;
- использования средств, методов, технологических подходов, способствующих интенсификации межкомпонентных связей личностной физической культуры студентов;
- приоритетного внимания к решению социально-психологических задач физкультурного воспитания студентов.
Формы организации процесса физического воспитания:
1. Школа волонтеров, являющаяся формой вне-учебной работы со студентами, характеризующаяся двухуровневой структурой организации учебно-воспитательного процесса, которая включает базовый и специализированные блоки общим объемом 126 часов.
2. Обязательные учебные занятия в рамках академического расписания по дисциплине «Организация и обслуживание Олимпийских игр» общим объемом 34 часа.
3. Многоуровневая система подготовки волонтеров в рамках деятельности специалистов Волонтерского центра Оргкомитета «Сочи - 2014», созданного на базе КГУФКСТ, в ходе проведения специализированных тренингов.
4. Участие в организации и обслуживании тестовых соревнований, официальных мероприятий Международного Олимпийского комитета, работе миротворческого лагеря международного движения «Поколение за мир» и молодежного лагеря студенческого и школьного актива Краснодарского края «Регион 93».
Технология формирования интеллектуального компонента личностной физической культуры студентов
Основную дидактическую нагрузку в контексте формирования интеллектуального компонента несут теоретические (лекционные) и семинарские занятия по следующим формам педагогического процесса:
1. Учебная дисциплина «Физическая культура».
2. «Школа волонтеров».
3. Учебная дисциплина «Организация и обслуживание Олимпийских игр».
Тематика лекций, как правило, закрепляется на практических занятиях, содержание которых представлено в ходе характеристики технологии сопряженного решения собственно-биологических задач процесса развития личностной физической культуры студентов и формирования у них умений и навыков волонтерской деятельности.
Одна из частных задач данной технологии - интенсификация познавательной активности студентов - решалась на основе масштабного применения различных вариантов методов активного обучения (МАО), позволяющих:
- повысить уровень итоговой теоретической подготовленности обучающихся;
- позитивно влиять на мотивацию студентов к освоению ценностей физической культуры и мирового олимпийского движения.
Технология формирования социально-психологического компонента личностной физической культуры студентов
В ходе реализации данной технологии используются следующие подходы:
1. Когнитивный, обусловливающий повышение уровня мотивации индивида к определенному виду деятельности на основе расширения объема его ин-
формированности о ней. Необходимость его использования подтверждается также и результатами собственных исследований, в ходе которых установлена достоверная взаимосвязь между уровнем развития интеллектуального и социально-психологического компонентов в структуре их личностной физической культуры.
2. Совершенствование системы оценивания уровня мотивации обучающихся, которая, по нашему мнению, находится в начальной стадии становления. В ходе исследований сформирован алгоритм оценивания мотивации студентов к освоению ценностей физической культуры и добровольческой (волонтерской) деятельности на основе использования формулы, предложенной А. Б. Борисовым, Е. А. Полухиным, В. А. Баландиным [6, с. 29-32].
На основе данного алгоритма целесообразно использование также следующих научно-методических подходов:
- расчет значений индивидуальных темпов прироста уровня мотивации, существенно повышающий интерес студентов к улучшению данного показателя;
- сопоставление знаний показателя мотивации обучающихся к освоению ценностей физической культуры и волонтерского движения с градациями уровня его развития (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий).
С использованием данного алгоритма возможна разработка индивидуальных нормативных значений уровня мотивации студентов.
На основе предложенного подхода также определяется интегральная балльная оценка уровня мотивации обучающихся для определения общего уровня их личностной физической культуры.
Технология формирования собственно-биологического компонента личностной физической культуры и волонтерских навыков студентов
Основную дидактическую нагрузку в аспекте решения базовых задач несут следующие формы педагогического процесса:
Практические занятия по гимнастике, плаванию, спортивным играм, легкой атлетике и туристской подготовке в рамках реализации дисциплины «Физическая культура».
Практические занятия по программе «Школа волонтеров».
Практические занятия по дисциплине «Организация и обслуживание Олимпийских игр».
Модернизированные тренинги в рамках образовательной программы подготовки волонтеров Оргкомитета «Сочи - 2014».
Тематика практических занятий по программе «Школа волонтеров».
Содержание базового блока: «История и мировые тенденции развития добровольчества», «Добровольчество в России на современном этапе, правила получения личной книжки волонтера», «Психолого-педагогические аспекты волонтерской деятельности»,
«Коммуникации и тим-билдинг в системе добровольного служения», «Безопасность жизнедеятельности при реализации добровольческих проектов».
Содержание специализированного олимпийского блока: «Организационные основы олимпийского движения», «Организационный комитет «Сочи-2014» и его деятельность», «Организация и сервисное обслуживание Олимпийских игр», «Основы теории и методики обслуживания олимпийских объектов», «Специфика работы со зрителями и гостями Олимпийских игр», «Техника и технологии обслуживания Олимпийской деревни», «Олимпийские церемонии и анимационное обслуживание», «Специфика обслуживания Паралимпий-ских игр и гостей с ограничением жизнеобеспечения».
Тематика практических занятий по учебной дисциплине «Организация и обслуживание Олимпийских игр»: «Мифология и история античной агонистики», «Организационные основы олимпийского движения», «Олимпийский комитет и Олимпийские академии России», «Организационный комитет «Сочи-2014» и его деятельность», «Обслуживание спортсменов, соревнований и сооружений», «Специфика обслуживания в Олимпийской деревне», «Индустрия гостеприимства в инфраструктуре Сочи», «Система подготовки кадров для обслуживания Олимпийских игр».
Тематика тренингов по образовательной программе подготовки волонтеров Оргкомитета «Сочи-2014».
Образовательная программа подготовки волонтеров Оргкомитета «Сочи-2014» была дополнена вариативной частью, отражающей роль Кубанских спортивных деятелей, организаций и отдельных выдающихся спортсменов в развитии международного олимпийского движения:
1 блок - Мои игры. Знакомство.
1. Традиции олимпийского образования в Краснодарском крае (участие преподавателей и студентов КГУФКСТ в Олимпийских играх, участие в олимпийских сессиях, конференциях, форумах).
2. Основные направления работы волонтеров в регионе (социальное, спортивное и олимпийское).
3. История создания и деятельность ВЦ КГУФКСТ.
2 блок - Мои игры. Подробности.
1. Спортсмены Кубани на Олимпийских играх.
2. Олимпийские академии России.
Международная олимпийская академия и Олимпийская академия Юга России.
3 блок - Мои олимпийские навыки. Тестирование уровня сформированности практических навыков и умений.
Заканчивая характеристику практических разделов, необходимо отдельно подчеркнуть особую важность участия студентов в обслуживании официальных мероприятий, проводимых по линии Международного Олимпийского комитета, а также в организации тестовых соревнований. В ходе этих по своей сути выездных учебных практик обучающиеся системно совершенствуют умения и навыки волонтерской деятельности в условиях, максимально приближенных к реалиям, характерным для Олимпийских и Паралимпийских игр.
Важную роль в содержании данной технологии играют методики оценки практической подготовленности обучающихся.
Для оценки физической подготовленности студентов используются:
• Результаты обучающихся в контрольных упражнениях, характеризующих уровень развития отдельных мышечных групп, координационных проявлений и т. д. Оценка достижений обучающихся осуществляется на основе разработанных пропорциональных шкал.
• Значения интегральных показателей, рассчитанных на основе пропорциональных шкал и отражающих уровень развития основных физических качеств.
• Значения суммарных показателей, обобщенно характеризующих общую физическую подготовленность студентов, дифференцированно по юношам и девушкам. Для этого необходимо их сравнить с граничными значениями пяти градаций (высокого, выше среднего, среднего, ниже среднего и низкого уровня).
В связи с проективными установками процесса физического воспитания необходимо подчеркнуть, что общий уровень личностной физической культуры студентов оценивается на основе расчета обобщенного показателя путем суммирования интегральных параметров интеллектуального, социально-психологического и собственно-биологического компонентов.
Литература:
1. Бака, Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 46-48.
2. Бальсевич, В. К., Лубышева, Л. И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.
3. Барабанов, А. Г., Банников, А. М., Кружков, Д. А. Олимпийская академия Юга России - навстречу 20-летнему юбилею и XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм // На пути к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм: мат. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (29-30.10.2008 г.). - Краснодар, 2008. - С. 16-21.
4. Баранов, В. А. Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного человека: автореф. дис. ... д-ра философ. наук. - М., 2010. - 31 с.
5. Бодрова, Е. Ю., Головин, О. В. Современные подходы к организации физического воспитания студентов вуза // Человек. Культура. Образование: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2006. - С. 34-39.
6. Борисов, А. Б., Полухин, Е. А., Баландин, В. А. Структура и содержание методики формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2010. - № 4. - С. 29-32.
7. Воложанин, С. Е. Повышение уровня физической подготовленности студентов вуза средствами атлетизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Улан-Удэ: БГУ, 2007. - 23 с.
8. Гаврилов, Д. Н., Григорьев, В. И., Комков, А. Г. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 3. - С. 27-30.
9. Гусева, Н. Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 3. - С. 7-8.
10. Дивинская, Е. В. Олимпийское образование будущих специалистов физической культуры и спорта на основе личностно-ориентированного подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Волгоград, 2003. - 181 с.
11. Дружинина, Ю. В. Под знаменем волонтерства: волонтерские инициативы. - Краснодар, 2003. - 38 с.
12. Евсеев, С. П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. - СПб., 2003. - 54 с.
13. Ильинич, В. И. Основные направления учебного процесса по физическому воспитанию студентов // Физическая культура личности студента. - М., 2005. - С. 13-17.
14. Калинина, Т. В. Физическая культура в вузе: учебное пособие. - Великие Луки, 2008. - 92 с.
15. Козлов, Д. В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Красноярск, 2009. - 22 с.
16. Коренева, М. В., Кружков, Д. А. Концепция привлечения волонтеров для обслуживания Олимпийских и Паралимпийских игр по направлению «Сервис» // Фи-
зическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар: КГУФКСТ. - 2012. - № 2 - С. 56-58.
17. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физ-культ. учеб. заведений. - 3-е изд. - СПб.: Лань, 2003. -160 с.
18. Миронов, В. В., Пашута, В. Л. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: учебное пособие. - СПб.: Воен. ин-т физ. культуры, 2010. - 296 с.
19. Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта. - М.: Физическая культура и спорт, 2010. - 336 с.
20. Орешкин, М. М. Теория спорта и олимпийского движения в содержании высшего профессионального образования специалистов в области международных отношений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2010. - 186 с.
21. Поликарпова, Г. М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического исследования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Великий Новгород, 2003. -414 с.
22. Чермит, К. Д. Базовая физическая культура как ресурс // Проблемы современной педагогики и общего профессионального образования: мат. всероссийской научно-практической конференции. - Майкоп, 2010. -С. 153-155.
model of pedagogical process of formation of personal physical education of students in the view of the olympic ideals
M. Koreneva, Lecturer, Department of Social Cultural Service and Tourism, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161, maria_koreneva@list.ru
This paper presents the results of long-term research aimed at improving the system of physical education of students, based on the integrated use of physical education and values of the global Olympic movement. The methodological basis of research is the theory of sports training that determine the necessity of the solution of three groups of interrelated tasks: intellectual, which is the basis for the development of the students theoretical knowledge in the field of physical education and Olympism; socio-psychological, reflecting the need to build students' motives and needs to sports improvement and mastering the basics of volunteer activities; individual - biological that determine the appropriateness of the development of physical education and sports skills, basic physical qualities, and skills of volunteer activities. In the course of the analytical work it was formed three-parameter model of the pedagogical process of formation of personal physical education of students based on the ideals and values of the global Olympic movement. The methodological basis of the experimental model is technologies of solutions of
the intellectual, social, psychological and biological problems of the self-process of physical education students, containing structural characterization of projective installations, used means, methods for their implementation, as well as the control and accounting procedures.
A special feature of the proposed model of the pedagogical process of formation of personal physical education of students considering the ideals of the Olympic movement is the ability to determine the level of formation of personal physical education of students on the basis of formalized assessment: individual characteristics that make up the components of personal physical education; integrated indicators of the development of intellectual, social, psychological and biological self-components as well as the total indicator, which generally reflects the degree of students physical preparedness.
Key words: the process of physical education, students of higher educational institutions, model, personal physical culture, intellectual, social, psychological and self-biological components.
REFERENCES:
1. Baka R. Assessment of the physical readiness level as a positive factor in the formation of the students motivation for physical activity. Teoriya ipraktikaphysicheskoy kultury [Theory and practice of physical education], 2006, no. 5, pp. 46-48 (in Russian)
2. Balsevich V. K., Lubysheva L. I. Sports-oriented physical education. Educational and social aspects. Teoriya i praktika physicheskoy kulturi [Theory and practice of physical education], 2003, no. 5, pp. 19-22 (in Russian).
3. Barabanov A. G., Bannikov A. M., Kruzhkov D. A. South Russian Olympic Academy - meet the 20-year anniversary and XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games. Na puti k XXII Olympiiskim i XI Paralimpiiskim zim-nim igram. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Meet the XXII Olympic and XI Paralympic Winter Games. Proceedings All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]. Krasnodar, 2008, pp. 16-21 (in Russian).
4. Baranov V. A. Physical education. The value-humanistic basis of modern man's life quality. Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 2010, 31 p. (in Russian).
5. Bodrova E.U., Golovin O.V. Modern approaches to the organization of the university students physical education. Chelovek. Kultura. Obrazovanie. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Man. Culture. Education. Proceedings All-Russian Scientific and Practical Conference]. Novosibirsk, 2006, pp. 34-39 (in Russian).
6. Borisov A. B., Polukhin E. A., Balandin V. A. The structure and the content of the forming method of the Maritime College cadets professional-applied physical training. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2010, no. 4, pp. 29-32 (in Russian).
7. Volozhanin S. E. Physical readiness improving of university students by the means of athleticism. Extended abstract of candidate's thesis. Ulan-Ude, 2007, 23 p. (in Russian).
8. Gavrilov D. N., Grigoriev V. M., Komkov A. G. Improving the efficiency and quality of physical training problems in Higher Educational Institutions. Teoriya ipraktikaphysi-cheskoy kulturi [Theory and practice of physical education], 2008, no. 3, pp. 27-30 (in Russian).
9. Guseva N. L. Students motor activity optimization through various forms of sports activity. Teoriya i praktika physicheskoy kulturi [Theory and practice of physical education], 2007, no. 3, pp. 7-8 (in Russian).
10. Divinskaya E.V. Olympic education of future physical education and sports professionals based on student-centered approach. Doctor's thesis. Volgograd, 2003, 181 p. (in Russian).
11. Druzhinina U. V. Podznamenem volonterstva. Volonterskie iniciativy [Under the banner of Volunteering. Volunteer Initiative]. Krasnodar, 2003, 38 p.
12. Evseev S. P. Fizicheskaja kul'tura v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija. Realii i perspektivy [Physical Education in Higher Professional Education. Realities and Prospects]. St.Petersburg, 2003, 54 p.
13. Il'inich V. I. The main directions of the educational process in students physical education. Fizicheskaja kul'tura lich-nosti studenta [Physical education student's personality]. Moscow, 2005, pp. 13-17.
14. Kalinina T. V. Fizicheskaja kul'tura v vuze [Physical education in High School]. Velikie Luki, 2008, 92 p.
15. Kozlov D. V. Students motor activity increasing on the basis of forms of physical education in High School integration. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnoyarsk, 2009, 22 p. (in Russian).
16. Koreneva M. V., Kruzhkov D. A. The concept of attracting volunteers to work at the Olympic and Paralympic Games in Event Service area. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2012, no. 2, pp. 56-58 (in Russian).
17. Matveev L. P. Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury. Vvede-nie vpredmet [Theory and methods of physical education. Administering to the subject.]. St.Petersburg, 2003, 160 p.
18. Mironov V. V., Pashuta V. L. Teorija i metodika fizichesk-ogo vospitanija, sportivnoj trenirovki, ozdorovitel'noj i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Theory and a technique of physical training, sports training, improving and adaptive physical training]. St.Petersburg, 2010, 296 p.
19. Neverkovich S. D. Pedagogika fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogy of Physical Education and Sport]. Moscow, Fizicheskaja kul'tura i sport, 2010, 336 p.
20. Oreshkin M. M. Theory of sport and the Olympic movement in the content of higher education professionals in the field of international relations. Candidate's thesis. Moscow, 2010, 186 p. (in Russian).
21. Polikarpova G. M. Olympic education and training as an object of pedagogical research. Doctor's thesis. Velikiy Novgorod, 2003, 414 p. (in Russian).
22. Chermit K. D. Basic physical education as a resource. Prob-lemy sovremennoj pedagogiki i obshhego professional'nogo obrazovanija. Materialy Vserossiiskoi nauchno-praktiches-koi konferentsii [Problems of modern pedagogy and general professional education. Proceedings All-Russian Scientific and Practical Conference]. Maikop, 2010, pp. 153-155 (in Russian).