Волонтерская деятельность
УДК: 796.032
ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ XXII ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР 2014 ГОДА В Г. СОЧИ
Ректор, доктор педагогических наук, профессор Ахметов С. М.,
проректор по инновационным и олимпийским программам, доктор педагогических наук, профессор Чернышенко Ю. К.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
В статье представлены материалы, характеризующие опыт организации волонтерской деятельности в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, а также основные подходы к определению ее содержания в связи с подготовкой к XXII Олимпийским зимним играм и XI Пара-лимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, Олимпийские и Па-ралимпийские игры, волонтерские проекты, подготовка волонтеров.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ) является одним из ведущих вузов физической культуры Российской Федерации, что подтверждается результатами многолетних достижений коллектива университета по основным направлениям его профессиональной деятельности, включая подготовку высококвалифицированных специалистов, научно-исследовательскую, спортивную и воспитательную работу. Руководство Министерства спорта, туризма и молодежной политики неоднократно отмечало, что по организации волонтерской (добровольческой) деятельности КГУФКСТ является признанным лидером среди 14 вузов физической культуры Российской Федерации.
Необходимо отметить, что та серьезная научно-методическая работа, которая ведется по различным проблемам волонтерского движения, зиждется на многолетнем опыте организации различных добровольческих акций.
В качестве примера можно привести участие наших студентов и преподавателей в следующих международных спортивных форумах:
- торжественная церемония открытия Игр XXII Олимпиады 1980 года в г. Москве;
- I Игры Доброй воли в г. Москве в 1986 году, III Игры Доброй воли в г. Санкт-Петербурге в 1994 году;
- I Всемирные юношеские игры в г. Москве в 1998 году;
- Международные спортивные юношеские игры стран СНГ, Балтии и регионов России в г. Москве в 2002 году;
- международные соревнования по более 20 видам спорта.
Волонтерская деятельность студентов нашего вуза на протяжении сорока лет его существования не ограничивалась только участием в обслуживании различных спортивных мероприятий. Руководство вуза всегда придавало большое значение и социально важным волонтерским проектам, к которым следует отнести:
- ежегодную организацию силами студентов университета физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми, подростками и молодежью на спортивных площадках по месту жительства в летний каникулярный период во всех районах Краснодарского края;
- работу наших студентов по организации анимационных мероприятий, а также мероприятий по безопасности жизнедеятельности отдыхающих на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края;
- оказание помощи воспитанникам дошкольных образовательных учреждений, учащимся общеобразовательных школ в организации секционных занятий по различным видам спорта;
- шефскую помощь воспитанникам домов ребенка, детских домов, а также ветеранам Великой Отечественной войны, труда и спорта.
Накопленный опыт и понимание необходимости развития волонтерского движения как особого направления добровольческого служения обществу являлись основой для проведения многолетней научно-исследовательской работы по данной тематике. Ее результатом явилось получение специалистами КГУФКСТ в 2006 году гранта Российского гуманитарного научного фонда на разработку проекта «Социально-педагогические аспекты формирования системы подготовки волонтеров для предстоящих XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».
На основе многолетнего опыта организации волонтерской деятельности в вузе были предприняты серьезные шаги по ее развитию, прежде всего, в связи с получением в 2007 году городом Сочи статуса столицы Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года.
После сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале единственной законодательно закрепленной структурой, отвечающей за организацию и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи стал АНО «Оргкомитет «Сочи-2014», начавший активную деятельность по разработке методического сопровождения и ставший единственным заказчиком качества и содержания базового обучения волонтерского корпуса.
Сотрудничество нашего вуза с АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» началось практически сразу после его создания. В университете были проведены научно-практические конференции «Связи с общественностью в спорте: образование, тенденции, международный опыт» (2007-2009), «На пути к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм» (2008), «Здоровый мир - глазами волонтеров» (2009), на которых обсуждались перспективы участия профессорско-преподавательского состава и студентов вуза в подготовке волонтеров.
Представители КГУФКСТ участвовали в апреле 2009 года в слушаниях Общественной палаты Российской Федерации по проблеме подготовки кадров для Игр 2014 г.
В ноябре 2009 года АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» провел на базе КГУФКСТ заседание круглого стола по проблемам кадрового обеспечения Олимпийских игр, в котором приняли участие ректоры и ведущие специалисты всех вузов физической культуры и спорта России.
Со специалистами АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» были согласованы основные вопросы содержания и организации подготовки волонтеров и других образовательных программ, которые разрабатываются и реализуются в нашем вузе.
Необходимо отметить, что, несмотря на явный добровольческий характер, волонтерская деятельность имеет все признаки профессиональной деятельности, и, следовательно, обучение волонтеров должно осуществляться по принципам профессиональной подго-
товки. В этой связи в университете разработан следующий алгоритм подготовки волонтеров для обслуживания инфраструктуры Игр 2014 года, который представлен на рисунке 1.
Основной целью анкетирования является выявление предрасположенности кандидатов к различным видам волонтерской деятельности.
В ходе базового отбора определяется соответствие кандидатов следующим базовым требованиям:
- возраст старше 18 лет;
- знание и соблюдение Олимпийских принципов и свода базовых принципов волонтеров;
- владение основами правовых знаний в области международного спортивного и олимпийского движения;
- знание истории Сочи, Краснодарского края, России, Олимпийских игр;
- психологическая устойчивость;
- высокий уровень коммуникативной компетентности.
Тестирование уровня владения иностранными языками и психологическое тестирование заключают первый этап отбора кандидатов для подготовки в качестве волонтеров и на этой основе определяются обучающиеся по основной программе (полностью соответствующие заданным требованиям) и кандидаты, имеющие право освоения основной программы после прохождения дополнительного коррекционного курса.
В университете разработаны программы подготовки волонтеров по следующим направлениям деятельности:
- обслуживание спортсменов;
- обслуживание спортивных и иных сооружений;
- обслуживание гостей;
- обслуживание торжественных мероприятий.
В таблице в качестве примера приведена структура программы по направлению «Обслуживание спортсменов и гостей соревнований».
Необходимо отметить, что предлагаемое содержание подготовки волонтеров должно будет пройти согласование с программами, предлагаемыми АНО «Оргкомитет «Сочи 2014».
Особое внимание уделяется психологической подготовке волонтеров, включающей следующие основные разделы, представленные на рисунке 2.
В рамках психологической подготовки волонтеров также решается важнейшая задача - формирование у студентов необходимой структуры мотивационно-потребностной сферы к реализации волонтерских функций на основе:
1. Включения работы в качестве волонтеров в содержание профессиональной, в том числе и преддипломной практики студентов.
2. Предоставления работы в качестве волонтеров как фактора повышения конкурентоспособности на рынке труда студентов, получающих социономические профессии.
3. Проведения внутривузовских конкурсов среди
Рис. 1. Алгоритм подготовки волонтеров
претендентов на участие в волонтерской деятельности, поощрения студентов, показавших высокий уровень подготовленности к реализации добровольческих инициатив в межвузовских конкурсах, использования в качестве мотивирующего фактора материалов о роли волонтеров в Олимпийском движении.
4. Мотивирования студентов возможностью приобретения нового и уникального опыта, соучастия в событиях XXII Олимпийских зимних игр XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
После прохождения студентами вышеуказанных блоков подготовки проводится итоговая оценка усвоения программы с применением рейтинговой системы. Предполагается, что участники, получившие в ходе обучения не менее 85% рейтинговых баллов, получают по согласованию с АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» сертификат о прохождении программы обучения волонтеров, дающий им право принимать участие в обслужива-
нии XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.
Для продвижения идей добровольчества в вузе организован университетский волонтерский центр (рис. 3).
Волонтерский центр является многопрофильной структурной единицей вуза и обладает материально-техническим и кадровым потенциалом для качественной подготовки различных категорий волонтеров.
С целью развития волонтерского движения в вузе в рамках деятельности Волонтерского центра с привлечением студенческого самоуправления разработаны и реализуются программы «Школы лидеров волонтерского движения». В 2010 году состоялся первый выпуск, в ходе которого удостоверения лидеров волонтерского движения получили 57 студентов факультетов университета.
Понимая необходимость выполнения значительных
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОИ КОММУНИКАЦИИ
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАСПОЗНАВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОИ ПОМОЩИ СПОРТСМЕНАМ И ГОСТЯМ ИГР
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ И ГРУПП ПОДДЕРЖКИ
Рис. 2. Содержание психологической подготовки волонтеров
Рис. 3. Структура волонтерского центра КГУФКСТ
Таблица
Структура программы подготовки волонтеров для обслуживания спортсменов и гостей соревнований
№ СОДЕРЖАНИЕ ЧАСЫ
ВСЕГО ЛЕКЦИИ ПРАКТИЧ.ЗАНЯТИЯ
1 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАНИЙ 14 6 8
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 4 6
3 ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО 10 4 6
4 МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИСТСКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ АНИМАЦИИ 16 6 10
5 ОСНОВЫ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18 6 12
6 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ 34 14 20
7 БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ 18 6 12
ВСЕГО: 120 46 72
социальных обязанностей в регионе, мы стремимся разнообразить направления волонтерской деятельности. В этой связи в КГУФКСТ разрабатываются следующие проекты:
1. Социальные волонтерские проекты, реализуемые совместно с департаментами комплексного развития курортов и туризма, молодежной политики и образования и науки Краснодарского края. Сформировано несколько студенческих отрядов, за которыми закреплены детские дома и дома ребенка в 9 населенных пунктах региона. Студенты каждые полгода организуют сбор игрушек и детских вещей, выезжают на места и проводят для детей и подростков концерты, творческие вечера, конкурсы, развлекательные мероприятия.
Совместно с Региональным управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю оборота наркотиков по Краснодарскому краю регулярно проводится краевой конкурс «Волонтеры здоровья» и «Волонтерские каникулы» с целью пропаганды здорового образа жизни.
Коллектив КГУФКСТ также имеет опыт подготовки волонтеров в двух потоках Краевого туристского форума молодежного актива «Регион 93», проведенного в 2010 году в Северском районе Краснодарского края. В его работе приняло участие более 1000 студентов и учащихся общеобразовательных школ. Итогом образовательной программы явилось написание 44 проектных работ студентами и школьниками по темам, связанным с развитием волонтерской деятельности в муниципальных образованиях Краснодарского края, и защита работ.
2. Спортивные волонтерские проекты, реализуемые совместно с департаментом по физической культуре, спорту и туризму Краснодарского края, которые заключаются в организации:
- массовых спортивно-театрализованных выступлений, посвященных международному Дню защиты детей, открытию и закрытию студенческой «Универсиады Кубани»;
- церемоний открытия, закрытия, награждения, а также волонтерском обслуживании Спортивных игр народов Южного Федерального округа;
- волонтерского обслуживания домашних матчей футбольных команд «Кубань» и «Краснодар», гандбольных команд «СКИФ» и «Кубань»;
- волонтерского обслуживания международных и всероссийских соревнований по ручному мячу, легкой атлетике, регби, велосипедному и гребному спорту;
- анимационных и развлекательных программ на детских спортивных площадках по месту жительства.
3. Олимпийские волонтерские проекты, реализуемые в тесном сотрудничестве и при поддержке АНО «Оргкомитет «Сочи-2014», по которым только в 2010 году волонтеры университета привлекались для обслуживания:
- дебрифинга МОК по итогам XXI Олимпийских зимних игр и X Паралимпийских зимних игр 2010 года в г. Ванкувере;
- международного молодежного лагеря «Поколения за мир»;
- визита Координационной комиссии МОК по организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года.
Необходимо отметить, что, по данным проведенных нами соцопросов, около 45% молодых людей в Краснодарском крае готовы заниматься добровольческой деятельностью. Необходима только соответствующая координация их деятельности. Таким координационным центром может стать Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Отмеченные в статье факты и опыт вуза в реализации собственных, краевых и федеральных программ свидетельствуют о его высоком потенциале как образовательного учреждения, способного оказать большую помощь Организационному комитету XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи по привлечению и подготовке волонтерского корпуса.
PREPARATION OF VOLUNTEERS AT THE KUBAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION, SPORT AND TOURISM FOR PROVIDING THE ORGANIZATION OF THE XXII WINTER OLYMPIC GAMES AND THE XI WINTER PARALYMPIC GAMES IN SOCHI, 2014
S. M. Akhmetov, Rector, Doctor of Pedagogics, Professor,
Y. K. Chernishenko, Prorector in Innovational and Olympic Programmes, Doctor of Pedagogics, Professor
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161
Materials characterizing the experience of the organization of the volunteer activity at the Kuban State University of Physical Education, sport and tourism are represented in the paper. These materials also include main approaches to the content of the volunteer activity in connection with the preparation for the XXII Winter
Olympic Games and the XI Winter Paralympic Games in Sochi, 2014.
Key word: volunteer activity, Olympic and Paralympic Games, volunteer projects, preparation of volunteers.
УДК: 796.853.23
ТЕХНИКА ВЫСОКОАМПЛИТУДНЫХ БРОСКОВ ДЗЮДО С ПОВОРОТОМ К ПРОТИВНИКУ СПИНОЙ В УСЛОВИЯХ ЖЕСТКОЙ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ СПОРТИВНОГО ПОЕДИНКА
Кандидат педагогических наук, и. о. профессора Схаляхо Ю. М.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
Состав изучаемых в демонстрационном режиме бросков дзюдо не соответствует технике их реализации в условиях жесткого противоборства. Жесткие оборонительные захваты усиливают влияние кинематической ситуации и мешают выходу из исходного положения на стартовую позицию бросков, что требует, в первую очередь, изменения структуры их первой фазы. Первоочередным элементом броска проворотом должен быть срыв оборонительного захвата в процессе выхода на старт броска.
Ключевые слова: демонстрационные броски, жесткое противо-
борство, фазы броска, броски про-воротом, традиционные захваты, кинематические связи, срывы захватов.
Первые советские дзюдоисты, вышедшие из борьбы самбо, значительно повлияли на изменение состава и особенности техники дзюдо. Однако, не поняв преимуществ использования техники самбо, российские тренеры перешли на копирование техники японского дзюдо без учета всей системы подготовки, что спровоцировало утрату былых позиций [6].
Российское дзюдо по объективным причинам не может копи-