ИТОГИ V МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2017. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
ОМС не превратился в высокотехнологичный медицинский собес - структуру, занимающуюся лишь расходной частью финансового обеспечения ВМП: учетом государственных заданий и доведением субсидий в соответствии с соглашениями, - нужно создать в Федеральном фонде ОМС подразделение по организации (во взаимодействии с Минздравом России) ВМП. Основная задача этого подразделения - планирование объемов ВМП с учетом медико-демографических показателей субъектов Российской Федерации, а также необходимости выравнивания регионов по уровню обеспеченности ВМП. В противном случае работа Федерального фонда ОМС может ограничиться бухгалтерскими функциями по выставлению платежных поручений, согласно планам-графикам доведения субсидий для финансового обеспечения государственных заданий. Федеральным учреждениям, оказывающим ВМП, необходимо повысить эффективность и результативность работы, а также активно выявлять внутренние резервы экономии расходов.
Данилов А.В._
Реструктуризация региональной системы оказания стационарной медицинской помоши на основе технологии бенчмаркинга
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Воронеж
Цель данной работы - разработка аналитического инструментария, ориентированного на подготовку принятия управленческих решений по реструктуризации региональной системы оказания стационарной медицинской помощи. Выдвинута гипотеза, что стационары с более высокими индексами специализации будут более эффективными по сравнению с менее специализированными стационарами и что небольшие стационары, более вероятно, были бы эффективны, чем крупные, после принятий решений по реструктуризации с учетом повышения уровня специализации. В этом исследовании использовались множественные наборы данных: данные о количестве случаев оказания медицинской помощи стационарами, участвующим в системе ОМС региона за 2015 г., по всем кли-нико-статистическим группам (КСГ). Эти данные использовались для вычисления такого показателя, как индекс теории информации (1Т1) для каждого стационара. Расчет показателей эффективности деятельности стационаров на основе метода анализа среды функционирования (АСФ) основан на данных статистической отчетности (ф. 30 - Деятельность стационара) за 2015 г.
Для исследования были отобраны все стационары государственной формы собственности, действующие в системе ОМС региона. Индекс теории информации 1Т1 вычисляется на основе сравнения значения доли 7-й используемой КСГ в стационаре к региональной доле 7-й КСГ. Когда различие между этими двумя долями уменьшается, индекс приближается к 0; при увеличении различия значение индекса также увеличивается. Разные значения доли используемых КСГ указывают на форму специализации, при которой количественный показатель индекса увеличивается, когда различие увеличивается. Степень специализации, измеренная с помощью индекса 1Т1, отражает, какой - узкий или широкий - диапазон КСГ используется при формировании счетов ОМС за пролеченных пациентов в стационаре. Так, стационары, которые обеспечивают широкий диапазон медицинских услуг, показывают невысокую степень специализации. В проведенном исследовании использовался количественный показатель оценки эффективности оказания медицинских услуг, вычисленный на основе метода бенчмаркинга АСФ. АСФ - количественная техника, применяемая для вычисления единственного совокупного показателя, позволяющего оценить относительную эффективность медицинских организаций. Метод бенчмаркинга АСФ имеет преимущество перед регрессионным анализом при оценке эффективности стационара. Регрессионный анализ измеряет эффективность стационара, ис-
32
Журнал для непрерывного медицинского образования
ТЕЗИСЫ V МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2017. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (18-19 МАЯ 2017 г., МОСКВА)
пользуя отношения данного стационара к линии регрессии, которая зависит от среднего значения результатов деятельности, тогда как АСФ оценивает результаты деятельности по отношению к наиболее эффективным стационарам. Стационар, идентифицированный по методу АСФ как эффективный, является таковым в части использования имеющихся ресурсов. При анализе деятельности стационаров имеющиеся ресурсы могут быть использованы как для увеличения результатов работы (числа госпитализаций), так и для уменьшении ресурсов при сохранении значений объемных показателей. Поэтому термин «эффективный» не указывает на абсолютную эффективность деятельности. Для выявления причин низкой эффективности деятельности того или иного стационара требуется провести аудит, при котором оцениваются уровни используемых медицинских технологий, владения профессиональными компетенциями врачами, информатизации деятельности стационара, наличие и применение современного диагностического и терапевтического/хирургического оборудования. Затем указанные направления деятельности анализируют в стационаре-лидере. И наконец вырабатывают управленческие решения по достижению уровня стационара-лидера по выбранным направлениям, которые позволяют разработать план реструктуризации региональной системы оказания стационарной медицинской помощи.
Ход реструктуризации оценивают в рамках системы бенчмаркинга, который состоит из нескольких последовательных этапов. Во-первых, определяются цели, которые следует достичь с помощью этого инструмента: от простого определения того, насколько стационар работает лучше или хуже, чем другие, до решения конкретной проблемы и определения того, за счет каких изменений стационар может стать более эффективным. После этого определяется один или несколько стационаров-лидеров в регионе. На третьем этапе изучают опыт стационара-лидера и его показатели. И последним, четвертым, шагом являются адаптация, приспособление изученного опыта для решения проблем неэффективного стационара.
Иванов И.В._
Предложения Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: результаты самооценки и внешнего аудита медицинских организаций
ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора, Москва
Одним из актуальных вопросов в здравоохранении является повышение качества медицинской помощи. Внутренний контроль качества и безопасности в медицинской организации является существенным элементом успешного функционирования системы управления качеством.
В 2015 г. ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора (ЦМИКЭЭ) разработаны Предложения (практические рекомендации) Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (далее - Предложения), в которых содержатся унифицированные подходы к внутреннему контролю как инструмента управления качества и безопасности медицинской деятельности. С 2016 г. в 12 субъектах Российской Федерации (в 17 медицинских организациях) началось внедрение практических рекомендаций.
Разработанные Предложения для стационаров включают 11 базовых разделов, по каждому из них сформированы критерии для оценки. Соответствие данным критериям характеризует качество и безопасность медицинской деятельности в медицинских организациях. Формой проведения оценки соответствия деятельности медицинской организации Предложениям является аудит. В соответ-
ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение № 2 2017
33