ТЕЗИСЫ V МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2017. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (18-19 МАЯ 2017 г., МОСКВА)
цинской помощи в сочетании с ростом положительных исходов заболевания после внедрения ЭМК с детализацией записей в шаблоне осмотра пациента в практику деятельности поликлиники свидетельствуют о положительном влиянии внедрения ЭМК на качество оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Горин С.Г._
Прекращение бюджетного финансирования высокотехнологичной медицинской помоши в 2017 г.: проблемы и риски
Госпиталь для ветеранов войн № 2 Департамента здравоохранения г. Москвы
Поэтапное введение в России одноканального финансирования медицинских учреждений через систему обязательного медицинского страхования (ОМС) постепенно меняет ситуацию в здравоохранении. Одновременно происходит оптимизация системы правовых норм, регулирующих организационные и экономические отношения в государственном секторе здравоохранения, в том числе федерального и регионального уровней, где пациентам оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП). С 2013 г. началось привлечение федеральных клиник к оказанию медицинской помощи по территориальным программам ОМС. В результате погружения в систему ОМС многие федеральные учреждения здравоохранения Минздрава России и ФАНО России, включая научные, оказались недофинансированными, так как не вписывались в программы ОМС территорий, являющихся местом их расположения. Для этих учреждений объемы финансирования из федерального бюджета стали сокращаться, а с 2015 по 2016 г. реализовывалась сложная схема, согласно которой Федеральный фонд ОМС направлял трансферты в федеральный бюджет, откуда средства распределялись между главным распорядителями средств федерального бюджета и доводились до клиник в порядке финансирования государственного задания. Одновременно с этим наиболее растиражированные виды высокотехнологичной медицинской помощи стали предоставляться населению в рамках программ ОМС и по правилам ОМС. В 2017 г. реализовывается новый механизм финансового обеспечения ВМП: планируют объемы помощи в рамках государственного задания учредители федеральных государственных учреждений (кроме фтизиатрического профиля), а финансирует государственное задание Федеральный фонд ОМС, бюджет которого формируется из страховых взносов. Как эта мера отразится на полноте финансового обеспечения ВМП в условиях реформы страховых взносов? Под реформой страховых взносов подразумевается планируемая передача с 2017 г. функции сбора социальных платежей от Пенсионного фонда и Фонда социального страхования Федеральной налоговой службе. В некоторых зарубежных странах целевые налоги на зарплату являются основным источником финансирования здравоохранения. Однако и в целевых налогах на здравоохранение есть недостатки, которые особенно остро могут проявиться в период экономических ограничений. В частности во время экономического спада многие люди покидают организации и предприятия из-за сокращения штатов, чтобы работать в частном секторе или заняться индивидуальной трудовой деятельностью. Собирать целевые налоги в этих условиях очень трудно, и, если общая экономическая ситуация не улучшится, скорее всего будет собрана лишь малая часть ожидаемого даже несмотря на предполагаемую реформу страховых взносов в России. С 2017 г. один и тот же вид медицинской помощи (ВМП) финансируется по двум разным правилам. Часть объемов и методов - по правилам ОМС, а другая часть - по правилам Бюджетного кодекса, но деньгами, собранными как страховые взносы. В этих условиях целесообразно законодательно уточнить определение и детализировать критерии ВМП (включая стоимость). А также, чтобы Федеральный фонд
ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение № 2 2017
31
ИТОГИ V МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2017. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
ОМС не превратился в высокотехнологичный медицинский собес - структуру, занимающуюся лишь расходной частью финансового обеспечения ВМП: учетом государственных заданий и доведением субсидий в соответствии с соглашениями, - нужно создать в Федеральном фонде ОМС подразделение по организации (во взаимодействии с Минздравом России) ВМП. Основная задача этого подразделения - планирование объемов ВМП с учетом медико-демографических показателей субъектов Российской Федерации, а также необходимости выравнивания регионов по уровню обеспеченности ВМП. В противном случае работа Федерального фонда ОМС может ограничиться бухгалтерскими функциями по выставлению платежных поручений, согласно планам-графикам доведения субсидий для финансового обеспечения государственных заданий. Федеральным учреждениям, оказывающим ВМП, необходимо повысить эффективность и результативность работы, а также активно выявлять внутренние резервы экономии расходов.
Данилов А.В._
Реструктуризация региональной системы оказания стационарной медицинской помоши на основе технологии бенчмаркинга
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Воронеж
Цель данной работы - разработка аналитического инструментария, ориентированного на подготовку принятия управленческих решений по реструктуризации региональной системы оказания стационарной медицинской помощи. Выдвинута гипотеза, что стационары с более высокими индексами специализации будут более эффективными по сравнению с менее специализированными стационарами и что небольшие стационары, более вероятно, были бы эффективны, чем крупные, после принятий решений по реструктуризации с учетом повышения уровня специализации. В этом исследовании использовались множественные наборы данных: данные о количестве случаев оказания медицинской помощи стационарами, участвующим в системе ОМС региона за 2015 г., по всем кли-нико-статистическим группам (КСГ). Эти данные использовались для вычисления такого показателя, как индекс теории информации (1Т1) для каждого стационара. Расчет показателей эффективности деятельности стационаров на основе метода анализа среды функционирования (АСФ) основан на данных статистической отчетности (ф. 30 - Деятельность стационара) за 2015 г.
Для исследования были отобраны все стационары государственной формы собственности, действующие в системе ОМС региона. Индекс теории информации 1Т1 вычисляется на основе сравнения значения доли 7-й используемой КСГ в стационаре к региональной доле 7-й КСГ. Когда различие между этими двумя долями уменьшается, индекс приближается к 0; при увеличении различия значение индекса также увеличивается. Разные значения доли используемых КСГ указывают на форму специализации, при которой количественный показатель индекса увеличивается, когда различие увеличивается. Степень специализации, измеренная с помощью индекса 1Т1, отражает, какой - узкий или широкий - диапазон КСГ используется при формировании счетов ОМС за пролеченных пациентов в стационаре. Так, стационары, которые обеспечивают широкий диапазон медицинских услуг, показывают невысокую степень специализации. В проведенном исследовании использовался количественный показатель оценки эффективности оказания медицинских услуг, вычисленный на основе метода бенчмаркинга АСФ. АСФ - количественная техника, применяемая для вычисления единственного совокупного показателя, позволяющего оценить относительную эффективность медицинских организаций. Метод бенчмаркинга АСФ имеет преимущество перед регрессионным анализом при оценке эффективности стационара. Регрессионный анализ измеряет эффективность стационара, ис-
32
Журнал для непрерывного медицинского образования