Научная статья на тему 'Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы: понятие и принципы'

Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы: понятие и принципы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
824
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы противодействия преступности несовершеннолетних, ее причин и условий. Предлагается внедрение в правоприменительную практику новых методов предупреждения преступных проявлений несовершеннолетних. Рассматривается понятие и основные признаки ресоциализации, как одного из направлений профилактической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы: понятие и принципы»

ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

© 2004 г. М. Н. Садовникова

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ

«Хороший законодатель не столько заботится о наказании за преступления, сколько о предупреждении преступлений.

Он старается не столько карать, сколько улучшать нравы» Ш. Монтескье «О духе законов».

Рост преступности несовершеннолетних за первые месяцы 2004 г. и по России в целом и по Иркутской области, и по городу Иркутску1 еще раз актуализировал проблемы превентивной работы с несовершеннолетними, совершившими преступления. В настоящей работе автор не ставит целью исследовать причины такого роста преступности несовершеннолетних. Однако, необходимо отметить некоторые детерминанты, которые, по мнению автора, способствовали такому скачку подростковой преступности.

Фактором, бесспорно способствующим росту преступности несовершеннолетних, явилась амнистия в отношении женщин и несовершеннолетних2, в результате которой сотни подростков (по Иркутской области)3 и тысячи подростков по всей России покинули места лишения свободы. Объявленная амнистия не сопровождалась никакими (даже самыми малозатратными) профилактическими мероприятиями по отношению к амнистируемым подросткам. С психологической точки зрения для подростка такой подход к его преступному поведению, только создает основу для дальнейшего преступного поведения, иллюзию безнаказанности, вседозволенности. Так, в ходе исследования, проводимого Иркутским Молодежным Фондом правозащитников «ЮВЕНТА» в Ангарской воспитательной колонии и в СИЗО № 1, в процессе амнистирования подростков в 2001-2002 гг. типичными ответами подростков были: «...меня отпустили по амнистии.», «.все равно по амнистии выйду.», «... какая мне разница до срока (имеется в виду срок наказания) - скоро снова амнистия.». Амнистия, не сопровождающаяся никакими

1 По данным ИЦ ГУВД Иркутской области, по г. Иркутску за 2 первых месяца 2004 г. несовершеннолетними совершено 880 преступлений, рост составил 29,3 % по сравнению с этим же периодом прошлого года, когда было совершено 687 преступлений; удельный вес уголовных дел (по Иркутской области) за 2003 г. в отношении несовершеннолетних (2064) составляет 16,3 % от общего числа уголовных дел (12678).

^Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. N 2172-111 ГД «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин»

3 В начале 2003 г. в России было 19 тысяч несовершеннолетних, находящихся в воспитательных колониях и в следственных изоляторах. Их общее количество с 2000 г. сократилось в два раза, что явилось результатом амнистий и законодательных изменений УПК РФ и УК РФ. Но и на сегодняшний день Россия остается одним из лидеров по относительному количеству несовершеннолетних заключенных - более 13 на 100 000 населения.

мероприятиями, направленными на адаптацию подростка в обществе, являет собой обратный результат - это негуманный акт, как по отношению к самим подросткам - большинству из них было просто некуда идти - ни дома, ни семьи, они ничего не умеют делать, не могут найти работу, продолжить учебу, большинство не имеет никаких средств к существованию, осуществляя такую амнистию государство просто освобождает места лишения свободы, снижая свои затраты на содержание этих детей и просто «выбрасывает» их за ворота; это не гуманный акт и по отношению к обществу - через полгода по окончанию амнистии 2000 г.4 вновь совершили преступления 19,8 % несовершеннолетних, (показатель в целом по России),5 а значит, потерпевшими оказались члены нашего общества; это не гуманный акт и по отношению к сотрудникам различных структур, которые занимаются несовершеннолетними (психологи, воспитатели, педагоги), ведь планируя свою работу с несовершеннолетним, например, в местах лишения свободы, они исходят из того, какой срок назначен несовершеннолетнему, амнистия нивелирует их работу. Так, по данным С. И. Курганова, четвертая часть опрошенных сотрудников воспитательных колоний высказала однозначно отрицательное отношение к амнистиям вообще. Две трети сотрудников, в целом положительно относясь к амнистии как к гуманному акту государства, считают неправильной практику их исполнения. «Такое отношение к амнистии ... мотивируется тем, что амнистии проводятся формально, без учета индивидуальных особенностей осужденных, неправильно определяются категории лиц, подпадающих под амнистию. Это является причиной того, что значительная часть амнистированных подростков опять возвращается в колонию»6.

Социальная, педагогическая, правовая, юридическая, воспитательная, психологическая работа с несовершеннолетними, совершившими преступления, направленная на предупреждение совершения ими новых преступлений является важным направлением профилактической работы. Именно эти направления работы составляют суть ресоциализа-ционной работы с подростками, совершившими

4 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 мая 2000 г. № 398-111 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 19411945 гг.» (с изм. и доп. от 28 июня 2000 г.)

5 Данные статистической отчетности Министерства юстиции РФ за 2001 г.

6 Курганов С. И. О применении амнистий и условного осуждения к

несовершеннолетним/ Материалы круглого стола «Несовершен-

нолетние в уголовно-исполнительной системе России: проблемы исполнения наказаний, социальной адаптации и их совершенствования»/ Под ред. засл. деятеля науки России, д-ра юрид. наук, проф. А. С. Михлина. М., 2002. С. 41.

преступления и находящимися в местах лишения свободы.

К понятию ресоциализация достаточно близко понятие «реабилитация», под которым, например, авторы сборника «Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков» понимают в социально-психологическом смысле как «... возврат необходимых возможностей и способностей к здоровой и полноценной жизни в обществе самой личности освобожденного из мест заключения.»7. В данном случае, думается достаточно сложным является определение понятий «здоровая» жизнь и «полноценная» жизнь. В буквальном смысле «здоровая» жизнь означает жизнь без каких-либо заболеваний, и бесспорно, нам всем бы хотелось достичь такого состояния и для этих подростков, и для всех членов нашего общества, но, скорее всего, данная цель является иллюзорной. Недостижимым также является стремление к полноценной жизни, так как полноценность может определяться только самой личностью, для каждой личности критерии полноценности разные и стремиться к их достижению может только сама личность. Для того чтобы говорить о полноценности жизни в рамках реабилитации или ресоциализации, было бы необходимым определить какие-то минимальные границы такой полноценной жизни, что думается, весьма сложным.

Процесс ресоциализации рассматривается отдельными авторами в достаточно узком смысле. Так, например, В. Л. Васильев ставит процесс ресоциализации в один ряд с такими процессами, как « ... перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщение их к трудовой деятельности и нормальной социальной среде, отслеживание динамики личности осужденного, .разработка рекомендаций по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.»8. Таким образом, ресоциализация в данном понимании является отдельным направлением общей работы с осужденным. Думается, что такой подход сводит процесс ресоциализации только к адаптации осужденного в обществе. С этим нельзя согласиться, т.к. адаптировать человека, освобождающегося из мест лишения свободы в обществе можно только посредством его исправления, приобщения к трудовой деятельности и к нормальной социальной среде и т.д.

Таким образом, под ресоциализацией автор данной работы понимает целенаправленный процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и (или) способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права.

Посредством выделения и рассмотрения признаков процесса ресоциализации автор настоящей статьи попробует более подробно рассмотреть само понятие. Итак, признаки ресоциализации:

- ресоциализация - это процесс, т.е. длящийся во времени ход определенного явления (в данном случае ресоциализации), включающий в себя определенные стадии, смену состояний;

- целенаправленность процесса означает, что весь ход ресоциализации подчинен одной цели,

7 Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. СПб., 2001. С. 4.

Васильев В. Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и пере-раб. СПб., 2002. С. 627

исходя из которой и определяются оперативные цели для каждого мероприятия и строятся задачи; если цели ресоциализации отождествлять с целями наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ: «. восстановление социальной справедливости, . исправления осужденного и предупреждения совершения новых пре-ступлений»9), в таком случае, во-первых, мы снова сужаем понятие ресоциализации; во-вторых, возлагаем осуществление ресоциализации только на органы исполнения наказания, в-третьих, методология достижения целей ресоциализации и наказания различна; цель ресоциализации определяется в самом понятии данного явления, данного выше, т.е. возвращение и приобретение необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права;

- возвращение необходимых возможностей и способностей - большинство подростков, находящихся в местах лишения свободы - это выходцы из неблагополучных семей, тем не менее, у каждого из этих детей есть что-то позитивное в прошлом, на что можно опереться в процессе ресоциализации - это могут быть связи с близкими родственниками (бабушкой, сестрами, другими, пусть даже весьма далекими по родству людьми); это могут быть знания, полученные в школе, умения, полученные в училище, в процессе работы; это могут быть какие-то черты характера, творческие, спортивные способности, даже мечты и многое другое. Однако, для того чтобы это позитивное «зажечь», необходим какой-то побудительный импульс;

- это процесс приобретения необходимых возможностей и способностей, который, с одной стороны, создает огромные сложности сотрудника, которые будут заниматься подростком, а, с другой стороны, требует активного участия в данном процессе самого подростка. К приобретенным возможностям и способностям можно отнести: получение профессии, выбор и нахождение мета работы, учебы; решение вопросов с жильем; получение правовых знаний и другое;

- процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и способностей - в данном случае автор рассматривает возможности как нечто существующее более менее объективно, то есть не в полной мере зависящее от самого несовершеннолетнего - например, решение вопросов с жильем; политика государства, направленная на оказание социальной помощи несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы; наличие ресо-циализационных центров; возможность трудоустройства в отдельном регионе и другое; с другой стороны, возвращение и приобретение способностей - это фактор субъективный, непосредственно зависящий от подростка, от его желания работать, продолжать учиться, поддерживать связь с родственниками, решать иные свои проблемы;

- процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и способностей, т.е. в данном случае речь идет о минимально необходимых возможностях и способностях;

- процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права, т.е. по возвращению подростка к жизни

9 Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2004. С. 16

в обществе, его поведение должно соответствовать нормам права, которые устанавливает типовой стандарт нормального, с точки зрения юридической оценки, поведения в обществе.

Вся деятельность по ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы и освобождающихся из них, должна строиться на принципах, которые могут иметь общий и индивидуализированный характер. К общим принципам, т.е. распространяющимся на всех несовершеннолетних, относятся следующие:

- комплексность подхода в работе по ресоциализации несовершеннолетнего, т.е. участие в мероприятиях по ресоциализации не только специалистов различного профиля: юристов, педагогов, психологов, воспитателей, духовенства, но и людей из различных социальных групп, разного возраста (к молодым людям найти проще подход тем, кто находится ближе по возрасту); кроме того, осуществляя в течение четырех лет деятельность в Ангарской воспитательной колонии в качестве представителя общественной организации, автор настоящей статьи убеждена, что отношение со стороны подростков к людям «без погонов», т.е. к тем, кто не является сотрудниками пенитенциарной системы, несколько другое, более открытое и доверительное, что, бесспорно, способствует процессу ресоциализации подростков; комплексность подхода означает не только участие специалистов различного профиля в работе с подростком, но и взаимодействие всех этих специалистов между собой, преследование общей цели в процессе ресоциализации, согласование мероприятий между собой, совместное анализирование всего процесса ресоциализации;

- поэтапность процесса ресоциализации означает, что эта деятельность носит плановый характер; мероприятия, осуществляемые в ходе этой деятельности, делятся, прежде всего, на два основных этапа: пенитенциарный и постпенитенциарный;

- систематичность - важный признак процесса ресоциализации, означающий, что мероприятия, осуществляемые в ходе ресоциализации идут непрерывно во времени; однако, необходимо отметить, что если на пенитенциарной стадии систематичность процесса ресоциализации достаточно реальна, то на постпенитенциарной не всегда осуществима;

- индивидуализация ресоциализационного процесса означает, что процесс ресоциализации должен быть максимально индивидуализирован, т.е. должен учитывать как субъективные факторы (психологические, возрастные, социальные, медицинские особенности подростка; его профессиональную ориентацию; позитивную направленность и т.д.), так и некоторые объективные условия (например, регион проживания подростка, а также городская или сельская местность, от чего зависит выбор профессии, специальности; учет рынка труда при профессиональном обучении; экономические условия в государстве и др.); необходимо отметить, что индивидуализация наказания несовершеннолетнего есть гарантия успешности всего процесса ресоциализации, так как сложно осуществлять ресоциализацию в условиях изоляции подростка от общества, если исходя из характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного, условий его жизни и воспитания, уровня психического развития ему должно было быть вынесено наказание, не

связанное с лишением свободы, в таком случае сами условия изоляции будут препятствовать ресо-циализации10;

- соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего в ходе ресоциализационного процесса позволит не только избежать негативного влияния двойных стандартов, когда, с одной стороны, подростка призывают к уважению прав окружающих, а, с другой стороны, унижают его достоинство, используют насилие (физические и психическое), но и даст уверенность в важности соблюдения норм права, важности прав человека, самой личности человека;

- активное участие самого несовершеннолетнего в ресоциализационном процессе означает, что подросток становится не столько объектом ресоциализации, сколько субъектом; в данном случае с одной стороны удается избежать «потребительства»11, а с другой стороны, узнать лучше подростка, его проблемы; также его активное участие даст возможность разработки более индивидуальных мероприятий;

- активизирование позитивного в несовершеннолетнем, т.е. найти что-то хорошее, позитивное, развить это и именно это должно стать стержнем процесса ресоциализации.

Бесспорно, что степень ресоциализации каждого подростка зависит не только от ресоциализацион-ных программ, но и от его индивидуальных психологических установок, мировоззрения, характера, в конце концов какой-то конкретной ситуации. Однако, все осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, рано или поздно возвращаются в наше общество, и от того, какими они вернутся, зависит наше благополучие и будущее.

На IX Конгрессе ООН по предупреждению преступлений и обращению с преступниками (Каир, апрель-май 1995 г.) было принято практическое руководство по эффективному применению международных тюремных правил. Так, правило 58 гласит: «Целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращению к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечить свое существование»12.

10 Если говорить о ресоциализации подростков, к которым применены наказания, не связанные с лишением свободы, то здесь также часто возникает проблема, когда подростку, наоборот назначается слишком мягкое наказание или условное осуждение, и в этом случае говорить об успешности ресоциализации сложно. Именно поэтому автор настоящей статьи уверена, что процесс ресоциализации во многом зависит от индивидуализации наказания.

11 У несовершеннолетних, находящихся на государственном иждивении (будь то воспитательная колония или интернат, детский дом) возникает одна общая проблема - потребительство; они привыкают, что за них все решают: что есть, где спать, что делать, как ходить, во что одеваться и т.д.. Таким образом, именно этих детей проще всего вовлечь в какую-то преступную деятельность, чаще всего эти дети - «ведомые».

12 Как заставить стандарты работать: Практическое руководство по эффективному применению международных тюремных правил. М., 1998. С.31.

□ □ □ □ □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.