Научная статья на тему 'Некоторые проблемы ресоциализации несовершеннолетних на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях'

Некоторые проблемы ресоциализации несовершеннолетних на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
506
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / JUVENILE CONVICTS / RESOCIALIZATION / JUVENILE CORRECTIONAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

В рамках данной статьи рассматриваются вопросы, связанные с процессами ресоциализации несовершеннолетних, совершивших преступления. Приводится краткий анализ количественного состава воспитательных колоний и спецконтингента в них содержащегося. Представлен понятийный аппарат в сфере ресоциализации, а также рассмотрены некоторые проблемы, связанные с этим процессом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of juvenile offenders' resocialization at penitentiary and post penitentiary stages

The issue on resocialization of juvenile offenders who committed crimes. Author performs brief analysis of juvenile correctional facilities total number and its contingent. The concept of resocialization and troubles of this process are also discussed in this article.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы ресоциализации несовершеннолетних на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях»

ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

© Садовникова М. Н., 2005

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ И ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СТАДИЯХ

Ресоциализационный процесс в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, должен начинаться с того момента, когда криминальным (в некоторых ситуациях девиантным) поведением подростка заинтересовались государственные структуры. Тем не менее, в данной статье речь пойдет о некоторых проблемах ресоциализации несовершеннолетнего на пенитенциарной и постпенитенциарной стадии, т. е. во время отбывания наказания в виде лишения свободы и после освобождения из мест лишения свободы.

В системе исполнения наказаний РФ на сегодняшний день 62 воспитательных колонии, из которых три колонии для девушек. В 1997 г. доля несовершеннолетних от общего числа спецкон-тингента составляла 1,8 %, а на 1 января 2004 г.

- 1,9 %. Прирост числа воспитанников воспитательных колоний на 1 января 2004 г., по сравнению с 1 января 2003 г. составил 50,6 %. Самой низкой цифрой численности несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы отличался 2002 г. - 10 950 человек, что было предопределено амнистией в отношении женщин и несовершеннолетних1. Наиболее высоким этот показатель был в 1999 г., когда в воспитательных колониях находилось 21 957 человек2.

В первые три года после освобождения совершают повторные преступления до 45 % бывших воспитанников. ...17 % лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, - бывшие воспитанники воспитательных колоний3. На начало

2004 г. в СИЗО, ПФРСИ содержалось около 11 тыс. несовершеннолетних. На учете в 1958 уголовно-исполнительных инспекциях состояло более 30 тыс. несовершеннолетних.

Каждый десятый воспитанник ВК - сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей; каждый пятый имеет отклонения в психическом развитии, подтвержденное документами; 5-6 % воспитанников - бывшие учащиеся вспомогательных школ; около половины - ранее не учились и не работали; четверть воспитанников име-

1 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. № 2172-111 ГД «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин».

2 Прогноз развития ситуации в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации на 2005 г..

3 Они приходят ниоткуда, они уходят никуда. Проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних заключенных. М., 2003. С. 10.

ет образование в пределах начального; более 7 % страдают алкоголизмом или наркоманией4.

Думается, что проблема предупреждения совершения повторных преступлений, ресоциализации подростков, освобождающихся из мест лишения свободы, актуальна.

В 2004 г. для 62 воспитательных колоний УИС Минюста России установлен лимит наполнения 26 987 человек и плановая численность осужденных 19 250 человек.

По состоянию на 1 января 2004 г. в ВК содержался 16 491 осужденный. С января

2004 г. численность осужденных в ВК ежемесячно снижается, и на 1 сентября 2004 г. составила

14 092 человека. Сокращение численности осужденных в воспитательных колониях в основном обусловлено смягчением уголовной политики в отношении несовершеннолетних в результате принятия Федерального Закона № 162-Фз от 8 декабря 2003 г. Наполнение ВК составляет 52,2 % от лимита и 73,2 % от плановой численности осужденных.

При сокращении количества несовершеннолетних, осужденных за кражу, до 32,3 % (в течение последних 10 лет наибольшее число осужденных в ВК - до 50 % - отбывали наказание за совершение данного преступления), возросло количество несовершеннолетних, осужденных за совершение преступлений против жизни и здоровья. Так, количество отбывающих наказание в ВК, осужденных за убийство с 2001 г. до начала 2004 г. возросло с 5,5 % до 8,6 %; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - с 7,2 % до 13,4 %5.

Ресоциализация - это основа для предупреждения совершения несовершеннолетними повторных преступлений. Ресоциализацией, на наш взгляд, является целенаправленный процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права6.

Лишь небольшая часть подростков имеет возможность вернуться к правопослушной жизни, т. е. справиться с данной задачей самостоятельно (имеется в виду без воздействия каких-то специализированных структур, причем относи-

4 Они приходят ниоткуда, они уходят никуда. Проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних заключенных: 3-е изд., испр. и доп. М., 2004. С. 16.

5 Прогноз развития ситуации в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации на 2005 г.

6 Садовникова М. Н. Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы: понятие и принципы //Сиб. юрид. вестник. 2004. № 2. С. 81.

тельно самостоятельно, потому как наши иссле-дования7 показывают, что это возможно только в том случае, если у подростка есть благополучная, надежная опора - семья), но и это происходит скорее не благодаря общественному устройству, а вопреки ему.

Выделим лишь некоторые проблемы ресоциализации подростков, отбывающих наказание в виде лишения свободы и освобождающихся из мест лишения свободы, т. е. из воспитательных колонии. Данные проблемы являются разноуровневыми и относятся к различным субъектам ресоциализационного процесса.

Прежде всего, это изменение подходов к наказанию, осуществляемых на государственном уровне.

К огромному сожалению, в нашем государстве на протяжении многих десятилетий использовался лишь карательный, а не ресоциализаци-онный подход к наказанию несовершеннолетних. Сложным в настоящее время является переход, обратная переориентация в этой сфере, что связано с проблемами различного характера: и психологическими (потому что необходимо менять подходы общества в целом, и подходы работников пенитенциарной системы, других структур, и законодателей), и юридическими (потому что нет никакой правовой базы для реализации ресо-циализационных процессов, все законодательные акты, существующие в области предупреждения преступности несовершеннолетних разобщены и не создают целостной реабилитационной картины, а соответственно и не дают возможности ее реализации на практике), и экономическими (на создание ювенальной юстиции в государстве денег нет, и намного проще объявить амнистию, в том числе и будущую амнистию, приуроченную к 60-летию Победы), и конечно, это огромная социальная проблема - освобождающиеся из мест лишения свободы воспитанники социально не устроены, потому и процент совершения повторных преступлений столь высок.

Следствием карательной политики по отношению к лицам, отбывающим и отбывшим наказание в виде лишения свободы, в том числе и по отношению к несовершеннолетним, является отсутствие нормативно-правовой базы для их ресоциализации.

Анализ правовых источников в области предупреждения преступности несовершеннолетних (федеральных, субъектов федерации -Иркутская область, муниципальных - г. Иркутск, г. Ангарск) позволяет сделать вывод о том, что для предупреждения совершения повторных преступлений среди подростков, освобождающихся из мест лишения свободы, мероприятий в них не предусмотрено.

16 марта 2000 г. состоялось селекторное совещание с главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социальной реабилитации граждан, освобождаемых из мест лишения свободы. 27 марта

7 Исследования, проводимые Иркутским Молодежным Фондом правозащитников «ЮВЕНТА» в Ангарской воспитательной колонии в 1999-2005 гг.

2001 г. состоялось селекторное совещание Правительства РФ «О состоянии дел в сфере социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы». По поручению Губернатора Иркутской области от 27.02.2001 г. была разработана областная государственная целевая программа «Социальная реабилитация лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы» на 2001-2003 гг. Целью программы было заявлено формирование условий для социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы; среди определенных программой задач: создание системы социально-психологической и профессиональной реабилитации лиц, подлежащих освобождению и отбывших наказание в виде лишения свободы, в целях формирования навыков поиска работы и повышения у данной категории граждан мотивации к трудоустройству; открытие школ и профессиональных училищ на территории исправительных учреждений; открытие областного Центра социальной реабилитации для лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы в г. Ангарске для трудовой и бытовой реабилитации данной категории граждан; повышение квалификации кадров, занимающихся социальной реабилитацией лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы; оказание квалифицированной медицинской помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, страдающим такими заболеваниями как туберкулез, венерические заболевания, СПИД и наркомания. Среди мероприятий программы, помимо тех, которые предусматривают укрепление материально технической базы общеобразовательных школ и профессиональных училищ, были закреплены и ре-социализационные мероприятия: квотирование рабочих мест на предприятиях области, для лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы; бронирование мест в общежитиях на предприятиях области для лиц данной категории;; оказание материальной помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы; проведение семинара для подготовки кадров работающих с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы; организовать выдачу необходимых документов; предоставление возможности обучения, переобучения, повышения квалификации безработным из числа лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы; оказание лечебно-профилактической помощи лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.

Государственная целевая программа «Социальная реабилитация лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы» на 2001-2003 гг. не была поддержана депутатами Законодательного Собрания Иркутской области.

Во исполнение пунктов 7.8.1.2 и 7.8.1.4. Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г., Министерство труда России разрабатывает проект федерального закона «О социальной помощи лицам, отбывшим уголовное наказание, и кон-

троле за их поведением». Недостатком данного проекта явилось, по нашему мнению, переписывание норм других нормативно-правовых актов той же юридической силы (т. е. из федеральных законов). Совершенно оправданным было бы развитие, конкретизация в предлагаемом законопроекте норм из более общих федеральных законов (особенно, в части предоставления жилья, решения социальных проблем, проблем занятости и т. д.). Вторым основным направлением предлагаемого законопроекта стал контроль за поведением лиц, которые отбыли, назначенное судом уголовное наказание. Думается, что в данном случае необходимо было подготовить законопроект о внесении соответствующих изменений в Уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, поскольку контроль за поведением лиц, которые уже отбыли наказание является не чем иным, как мерой государственного принуждения. Исходя из этого, контроль за поведением лиц, освободившихся из мест лишения свободы, по ныне действующему законодательству может осуществляться при условнодосрочном освобождении от отбывания наказания, в соответствии со ст. 79 УК РФ. Также можно осуществлять контроль за поведением беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК РФ), а также за поведением условно осужденных лиц (ст. 73 УК РФ). Меры контроля, в отношении лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы , могут быть назначены лишь судом в качестве дополнительного наказания (например, такой подход содержит УК Латвийской Республики).

Безусловно, что основным условием для реабилитации лиц, находящихся в местах лишения свободы и освобождающихся из них, является правовое урегулирование вопроса их постпе-нитенциарной адаптации.

Несовершеннолетние, находящиеся в местах лишения свободы, бесспорно, представляют особую типологическую группу, отличающуюся от взрослых преступников, что определяет и несколько иные подходы к ресоциализации несовершеннолетних. Однако и в данном случае условием ресоциализации служит нормативноправовое урегулирование данного процесса.

Прогноз по воспитательным колониям на

2005 г.: при имеющейся тенденции численность осужденных в ВК на начало 2005 г. не превысит

15 тыс. человек, а в случае принятия нормативных правовых актов об объявлении амнистии сократится до 9-10 тысяч человек во втором полугодии 2005 г.. С учетом анализа поступающей информации уровень преступлений на 1000 человек в ВК в 2004 г. составит 1,7-1,8 (2,5 в

2003 г.). В 2005 г. прогнозируется аналогичный уровень преступности. Прогнозируется рост числа наркозависимых и ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних осужденных, а также количество несовершеннолетних, осужденных за совершение преступлений против жизни и здоровья.

С учетом сокращения количества учителей школ ВК, увеличения их среднего возраста, а также уменьшения числа воспитателей ВК, имеющих юридическое или педагогическое образование, в

ряде учреждений возникнет проблема обеспечения учебно-воспитательного процесса.

В решении проблемы ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, некоторые субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют направления выхода из кризисной ситуации. Так, например, в Саратовской области, межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области, осуществляет функции координатора по социальному сопровождению несовершеннолетних. В 24 субъектах Российской Федерации (например, Нижегородская область, Пермская область, респ. Татарстан, Воронежская область, Кемеровская область и др.) функционируют различные учреждения для лиц, находящихся в критической ситуации, - социальные приюты, дома ночлега, социально-реабилитационные центры и другие, которые принимают и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе и несовершеннолетних. В шести регионах России (Нижегородская область, Ленинградская область, респ. Чувашия и др.) существуют специализированные учреждения для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе и для несовершеннолетних.

Важным условием ресоциализации является ее комплексность, осуществление на принципах взаимодействия, взаимообусловленности, системной связи различных институтов, осуществляющих социально-правовую охрану детства, предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних, других. Так, если с подростком начинается работа еще в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или в подразделении по делам несовершеннолетних, а затем он попадает в иные специальные учреждения, занимающиеся предупреждением преступности несовершеннолетних (специальная школа для детей с девиантным поведением, социально-реабилитационный центр, воспитательная колония), вся восстановительная работа должна быть комплексной, учитывающей уже реализованные мероприятия, согласованной между этими различными структурами.

Основной проблемой государственной политики в отношении несовершеннолетних является отсутствие системной консолидированной деятельности всех существующих институтов, которых не так мало: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные школы для детей с девиантным поведением, специальные училища, образовательные учреждения, Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, социально-реабилитационные центры, органы по делам молодежи и молодежной политике и т. д

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ст. 1, определяя основные понятия, закрепляет, что «. профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер.»;

однако данный нормативно-правовой акт не создает самой системы взаимодействующих институтов, осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних, а только перечисляет структуры, определяя их полномочия.

В ответ на второй периодический доклад Российской Федерации о соблюдении Конвенции ООН о правах ребенка, Комитет ООН по правам ребенка в отношении России, 8 октября 1999 г.8 принял заключительные замечания, в п. 8 которых, содержится следующее: «Комитет приветствует учреждение в 1997 г. поста Уполномоченного по Правам Человека, а также проведение пилотного эксперимента по введению Уполномоченных по правам ребенка в нескольких регионах, Комитет все же озабочен ограниченными полномочиями и статусом этих органов и тем, что существует крайняя необходимость создания Государством-участником структур для независимого мониторинга и контроля за соблюдением Государством-участником Конвенции о правах ребенка.». В следующем пункте Комитет рекомендовал Российской Федерации ввести пост независимого «омбудсмана» для детей с четкими связями с аналогичными институтами регионального уровня, каждый с ясно определенными задачами. В пункте 10 содержится замечание, касающееся слабого взаимодействия в РФ различных структур, которые занимаются защитой прав детей, профилактикой и предупреждением правонарушений и преступлений: «.Комитет в то же время озабочен недостатком адекватной согласованности между различными ведомствами Федерального Правительства, ответственными за решение проблем детства, и отсутствием у Государства-участника единого органа, ответственного за всю стратегию, политику и деятельность в области защиты прав детей. Далее, Комитет обеспокоен процессом децентрализации ответственности и функций по защите прав детей от Федеральных властей соответствующим властям регионов при отсутствии достаточных гарантий недопущения существенных различий в положении детей и защите их прав. .Комитет призывает Государство-участника усилить координацию деятельности различных правительственных ведомств, ответственных за защиту прав детей, на федеральном и региональном уровнях, и рассмотреть возможность создания единого органа, способного осуществить такую координацию. Комитет также призывает Государство-участника осуществить такое распределение полномочий между Федеральными и Региональными властями, которое обеспечит наилучшие возможности защиты прав детей.»

Отсутствие координирующего центра, осуществляющего защиту прав детей, предупреждение преступного поведения несовершеннолетних, делает неопределенной в смысле субъектов осуществления и ресоциализацию несовершеннолетних, находящихся в местах лишения сво-

8 Заседания Комитета ООН по правам ребенка 564 -565, на которых рассматривался второй периодический доклад Российской Федерации, состоялись 23 сентября 1999 г.

боды и освобождающихся из воспитательных колоний.

Существуют различные предложения о создании какого-либо специализированного органа, осуществляющего ресоциализацию несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы. Например, создание в каждом субъекте РФ полномочного органа по работе с осужденными несовершеннолетними, объектом внимания которых должны быть как те, кто освободился в несовершеннолетнем возрасте, так и те, кто совершил преступление в несовершеннолетнем возрасте.

На современном этапе несовершеннолетнего, находящегося в местах лишения свободы готовят к освобождению по концу срока за 6 месяцев, хотя цикл ресоциализационных мероприятий осуществляется с ним на протяжении всего периода пребывания в колонии (воспитательная, психологическая, педагогическая работа). За шесть месяцев до освобождения с воспитанником работает инспектор по бытовому и трудовому устройству, который делает запросы по месту жительства, в органы занятости. Считаем, что огромные сложности связаны со штатной численностью воспитательных колоний: в среднем на 300 воспитанников в РФ приходится один инспектор по трудовому и бытовому устройству, три психолога (на которых также возлагается работа с персоналом учреждений), шесть воспитателей, которые работают посменно.

Профессионализм сотрудников - важное условие для реабилитации подростков. Система исполнения наказания в настоящее время нуждается в квалифицированных кадрах. Особенно остро, по моему мнению, стоит проблема с персоналом, работающим с несовершеннолетними, так как круг знаний, которыми должны обладать такие специалисты, очень широк: это и психология, и педагогика, и юриспруденция, но, прежде всего, это высоко положительные личные качества. Сотрудники Ангарской воспитательной колонии отмечают нежелание молодых специалистов работать в такой структуре. По моему мнению, проблема здесь в «непрестижности» работы в «органах», и многое зависит от средств массовой информации, которые и формируют общественное мнение. Фондом «ЮВЕНТА» в рамках реализации проектов «С надеждой. Организация правового просвещения, юридической и психологической помощи подросткам, находящимся в местах лишения свободы» и проекта «Мы вместе. Реабилитация подростков, находящихся в местах лишения свободы» были проведены циклы семинаров для сотрудников АВК по психологии9. В настоящее время в рамках проекта «Права человека и социальная реабилитация несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступлений и находящихся в местах лишения свободы», осуществляемого в рамках программы 1ВРР, финансируемого Европейским Союзом, осуществляется цикл семинаров для сотрудников различных структур, занимающихся несо-

9 Цикл семинаров для сотрудников Ангарской воспита-

тельной колонии «Социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением»

вершеннолетними правонарушителями. С мая

2004 г. по настоящее время состоялось 5 семинаров, в которых приняли участие 137 специалистов комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, судов, следственного управления, прокуратуры, подразделений по делам несовершеннолетних, социальнореабилитационных центров из Иркутской области. Такие семинары, однако, не являются панацеей, необходима комплексная переподготовка, углубление знаний кадрового состава в рамках отдельных дисциплин, и одновременное изменение подходов в подборе сотрудников.

Прогноз по воспитательным колониям на

2005 г.: с учетом сокращения количества учителей школ ВК, увеличения их среднего возраста, а также уменьшения числа воспитателей ВК, имеющих юридическое или педагогическое образование, в ряде учреждений возникнет проблема

обеспечения учебно-воспитательного процес-

„„10

са .

Важнейшим условием ресоциализации является индивидуализация наказания. Индивидуализация наказания предполагает определение несовершеннолетнему преступнику конкретной меры наказания в полном соответствии с характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, личностью виновного, особенностями ее жизни и воспитания, уровнем психического развития, иными особенностями личности, со всеми обстоятельствами дела, смягчающими и отягчающими наказание. При этом назначенное наказание должно достигать своих целей - восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, предупреждения совершения новых преступлений.

Однако о какой индивидуализации наказания может идти речь, если из шести видов наказания, которые в соответствии со ст. 88 УК РФ может назначить судья, реально действующим остается одно - лишение свободы. Штраф, как вид наказания, назначается несовершеннолетнему как при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Необходимо отметить, что само содержание такого вида наказания, как штраф в отношении несовершеннолетних претерпел значительные изменения. Ранее такой вид наказания мог быть назначен несовершеннолетнему только в том случае, если он имел заработок или имущество, на которое может быть обращено взыскание. Так, в Иркутской области в 2003 г. такой вид наказания был назначен 6 несовершеннолетним, при том, что всего было осуждено 2 365 подростков; в 2004 г. данный вид наказания был назначен уже 112 подросткам. Однако большинство несовершеннолетних, являются выходцами из неблагополучных семей и эффективность данной меры в отноше-

10 Прогноз развития ситуации в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации на 2005 г.

нии несовершеннолетних можно подвергать сомнению. Лишение права заниматься определенной деятельностью - специфический вид наказания, который ни разу не назначался судами Иркутской области с 2000 по 2004 гг. Такой вид наказания, как обязательные работы, мог бы, по нашему мнению, стать достаточно эффективной мерой наказания в отношении несовершеннолетних, однако он еще не назначается11. Эффективность применения обязательных работ зависит и от организации обязательных работ, и от квалификации персонала уголовно-исполнительных инспекций, и от характера обязанностей, возложенных на несовершеннолетнего при их выполнении. Исправительные работы могут применяться к несовершеннолетним, не имеющим основного места работы. Так, в 2004 г. исправительные работы в Иркутской области были назначены 19 несовершеннолетним. В прежней редакции12 исправительные работы назначались только в том случае, если несовершеннолетний имел постоянное место работы. За четыре года (с 2000 г. по 2003 г. включительно) исправительные работы были назначены 9 несовершеннолетним. Арест как вид наказания, назначаемый несовершеннолетним, должен был бы стать достаточно эффективной мерой, это своего рода «шоковая терапия», предупреждение, что после

- может последовать более жесткое наказание. Однако в настоящее время такой вид наказания не применяется. Лишение свободы на определенный срок - следующий, шестой, последний вид наказания, который имеется в арсенале судьи при определении вида наказания, при индивидуализации наказания. В 2004 г. лишение свободы было назначено 456 подросткам, в 2003 г. -531, в 2002 г. - 330, в 2001 г. - 403, в 2000 г. -512 несовершеннолетним. Таким образом, мы получаем то, что имеем - тиражирование приговоров: сначала условное наказание (в 2004 г. условное осуждение к лишению свободы было назначено 1 599 несовершеннолетним, при общем числе осужденных 2 277 несовершеннолетних), затем лишение свободы. При этом сами подростки, находящиеся в Ангарской воспитательной колонии (а к 90 % из них ранее применялось условное наказание) утверждают, что «.сначала их просто отпустили из зала суда..., а потом уже в колонию отправили.»13. При этом цели наказания едва ли достигаются.

Огромную роль и в целом в ресоциализации несовершеннолетних, и в индивидуализации наказания несовершеннолетним, могла бы сыграть ювенальная юстиция, специальное правосудие по делам несовершеннолетних, которой, к сожалению, до сих пор в России нет.

11 В Иркутской области обязательные работы будут назначаться с 2004 г.

12 До внесения в УК РФ изменений Федеральным законом от 08.12.03 № 162 -ФЗ.

13 Из анкеты воспитанника Ангарской воспитательной колонии, анкетирование проводилось в рамках реализации Фондом «ЮВЕНТА» проекта «С надеждой. Организация правового просвещения, юридической и психологической помощи подросткам, находящимся местах лишения свободы».

□ □ □ □ □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.