Научная статья на тему 'Рекомендации по изменению законодательства и практики его применения в области исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации (продолжение)'

Рекомендации по изменению законодательства и практики его применения в области исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации (продолжение) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / JUVENILE / INTERNATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

В рамках данной статьи автор предлагает рекомендации по изменению законодательства в области исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних. Представлен анализ опыта работы Иркутского Молодежного Фонда правозащитников «ЮВЕНТА» в области проблем применения российского законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations concerning changes in legislation of RF and its further application in the area of juvenile delinquencies. Part 21

In this article the author suggests a set of changes in legislation concerning juvenile offenders. Author performs analysis of activists' experience at Irkutsk youth fund 'Uventa' in the area of Russian legislation application.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по изменению законодательства и практики его применения в области исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации (продолжение)»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Садовникова М. Н., 2006

М. Н. Садовникова - преподаватель кафедры уголовного права Юридического института ИГУ, руководитель Фонда «ЮВЕНТА», член Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области

В предыдущем номере «Сибирского Юридического вестника» мы начали публикацию рекомендаций по изменению законодательства и практики его применения в области исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации. В данном номере мы продолжаем рассмотрение этих рекомендаций.

2. Изменение практики реализации норм российского и международного законодательства

2.1. На уровне реализации международных нормативно-правовых актов.

2.1.1. Международные стандарты в п. 35 Правил ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, закрепляют, что «...Возможность иметь личные вещи является одним из основных элементов права на личную жизнь и имеет важнейшее значение для психологического благополучия несовершеннолетнего. Необходимо полностью признавать и уважать право каждого несовершеннолетнего иметь личные вещи и соответствующие условия для хранения этих вещей». УИК РФ в ст. 88 регламентирует порядок приобретения осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости, ст. 95 закрепляет правила приобретения и хранения осужденными к лишению свободы литературы и письменных принадлежностей. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний в Приложении № 1 содержат перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. В Приложении № 2 содержится перечень продуктов питания, которые осужденные могут хранить при себе, соответственно осужденным не запрещено иметь при себе личные вещи (фотоальбомы, книги и др. вещи, имеющие для них личный характер). Однако на практике в большинстве воспитательных колоний осужденные не имеют возможности хранить у себя в тумбочках какие-либо вещи. Обычно стоящие у кроватей тумбочки должны быть открыты и ящики у них должны быть выдвинуты. Считаем необходимым изменение данной практики и приведение ее в соответствие с законодательством РФ и международными стандартами.

2.2. На уровне реализации нормативно-правовых актов Российской Федерации.

2.2.1. УИК РФ в ч. 9 ст. 74 закрепляет: «.В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших ко времени отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания указанных участков определяется Министерством Юстиции РФ». На практике, в связи с отсутствием достаточных финансовых средств, такие изолированные участки не создаются. Хотя с точки зрения ресоциализации осужденных несовершеннолетних, предотвращения распространения криминальной субкультуры, исправления осужденных функционирование таких локальных участков необходимо.

2.2.2. В большинстве СИЗО РФ не реализуется право несовершеннолетних на образование. Так, Федеральный Закон «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений» в ст. 31 закрепляет: «Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для получения общего среднего образования...». Однако в связи с тем, что вопрос финансирования учителей, работающих в школе (классе) СИЗО не решен, создаваемые в СИЗО классы не функционируют, либо функционирует на крайне низком уровне, когда персонал СИЗО проводит, как может уроки по основным предметам. Несовершеннолетние чаще всего проводят в СИЗО около года, в течение которого отвыкают учиться, отстают по школьной программе.

2.2.3. Статья 133 УИК РФ предусматривает возможность осужденным, отбывающим наказание в воспитательной колонии в льготных условиях (по постановлению начальника ВК), проживания в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае осужденным разрешается пользоваться деньгами, носить гражданскую одежду. Однако, на практике в связи с отсутствием финансирования для оборудования таких общежитий данная норма законодательства и данный институт не работают, хотя могли бы стать эффективным средством ресоциализации освобождающихся.

2.2.4. На практике редко используется возможность предоставления краткосрочного отпуска (до семи суток) для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения, которая предоставляется ч. 1 ст. 97 УИК РФ. Также редко используются длительные выезды на время ежегодного оплачиваемого отпуска, возможность которых предусмотрена ст. 97 УИК РФ. Труд несовершеннолетних осужденных регулируется законодательством о труде (в соответствии с ч. 2 ст. 103 УИК РФ). Часть 4 статьи 104 закрепляет, что работающим осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, предоставляется право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Однако такие выезды используются редко, прежде всего в связи с недостатком материально-финансовых ресурсов.

2.2.5. В соответствии со ст. 13 Федерального Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, относятся: социально-реабилитационные

центры, социальные приюты, которые занимаются социальной реабилитацией несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом ст. 1 Федерального Закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» разъясняет, что к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся в том числе и дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях. На практике социально-реабилитационные центры отказываются принимать несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, на том основании, что в уставах этих учреждений содержится положение, согласно которому они не принимают детей, совершивших правонарушения. Действительно, в соответствии с п. 13 Примерного положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896) «Не допускается содержание в центре несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации». Такая же норма содержится в Примерном положении о социальном приюте для детей (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896) и в Примерном положении о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896).

Считаем, что социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей обязаны принимать детей, в том числе и детей-правонарушителей (если таковыми можно считать несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения

свободы до погашения судимости), а затем принимать меры «. по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации»,

о чем говорится в п. 13 Типовых Положений данных учреждений. Однако на практике не существует соответствующих учреждений согласно законодательству РФ. Считаем необходимым создание таких учреждений согласно законодательству РФ, либо упразднение нормы о недопустимости содержания несовершеннолетних правонарушителей в выше указанных учреждениях.

2.2.6. Для несовершеннолетних особо актуальными и значимыми являются контакты с внешним миром. Контакты с семьями имеют огромное значение и считаются одной из форм ресоциализации, об этом говорят международные стандарты. Российское законодательство также содержит нормы, создающие возможности для контактов несовершеннолетних с внешним миром. Так, в соответствии со ст. 89 УИК РФ осужденным предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью 4 часа, длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных УИК РФ случаях осужденным могут предоставляться свидания за пределами исправительного учреждения. Количество свиданий зависит от условий отбывания лишения свободы в воспитательной колонии (так, в льготных условиях воспитанникам предоставляются краткосрочные свидания без ограничения количества; а в строгих условиях — только шесть краткосрочных свиданий), что закреплено в ст. 133 УИК РФ. Осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей их количество может быть сокращено до 6 в год (ст. 92 УИК РФ). Статья 90 УИК РФ регулирует порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей, статья 91 УИК РФ

— порядок переписки. На практике несовершеннолетние осужденные — самая бедствующая часть в аспекте связи с родственни-ками1. Большинство воспитанников ВК не могут реализовать свое право на свидание, телефонный разговор, не получают посылки, не могут отправить письма, т.к. их семья не имеет для этого средств. А чтобы приехать на свидание нужно проехать тысячи километров. Считаем необходимым создание комплексной межведомственной про-

граммы, способствующей ресоциализации несовершеннолетних осужденных в целом и в том числе поддержанию их связей с родственниками (оплата проезда, телефонных переговоров). Такие программы должны иметь место в рамках Подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России».

2.2.7. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» «. профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении», при этом под индивидуальной профилактической работой понимается «.деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий». При этом статья 5 перечисляет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, к которым относятся и несовершеннолетние «.освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы...». Считаем необходимым проведение мониторинга индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, освобождающихся из учреждений уголовно-исполнительной системы.

2.2.8. Около 90 % несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы — это несовершеннолетние, которые ранее были условно осуждены, либо к ним применялись принудительные меры воспитательного воздействия, либо альтернативные виды наказания, не связанные с лишением свободы. В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних должны проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

«.5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

. 13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы».

Считаем необходимым проведение мониторинга индивидуальных программ социальной реабилитации, на основе которых проводится индивидуальная профилактическая работа с данными категориями несовершеннолетних.

2.2.9. Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) государством гарантируется гражданам право на социальное обслуживание (статья 7 данного Закона) при этом «Соци-

альное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психологопедагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации», что закреплено в статье 1 Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В статье 3 дается определение понятию трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, гарантируется право на предоставление временного приюта (статья 11 Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»), возможность нахождения в учреждениях дневного пребывания, где предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации (статья 12 Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»). Консультативная помощь и реабилитационные услуги гарантируются соответственно статьями 13 и 14 Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Считаем необходимым организацию учреждений временного приюта и учреждений дневного пребывания, а также развитие механизма реализации консультационных и реабилитационных услуг, предусмотренных Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

2.2.10. Считаем необходимым развивать систему альтернативных, т.е. не связанных с лишением свободы, видов наказания в отношении несовершеннолетних. Лишение свободы, как закреплено в международных стандартах (Конвенция ООН по правам ре-

бенка, ст. 37), должно быть крайней мерой государственного реагирования на преступное поведение несовершеннолетних. Считаем необходимым при этом развивать систему индивидуальных программ социальной реабилитации, на основе которых проводится индивидуальная профилактическая работа с условно осужденными несовершеннолетними и несовершеннолетними, осужденными к альтернативным, не связанным с лишением свободы наказаниям. В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны проводить индивидуальную профилактическую работу, в том числе и в отношении несовершеннолетних «.14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы».

2.3. На уровне реализации нормативноправовых актов субъектов РФ (Иркутской области)

2.3.1. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона Иркутской области от 8 февраля 2000 г. № 12-ОЗ «О государственной молодежной политике в Иркутской области» (с изменениями от 30 октября 2001 г., 18 ноября 2003 г.) «На территории области могут создаваться социальные службы для молодежи. Социальными службами для молодежи являются организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагоги-ческих, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации...». Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля

2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) дает определение понятию трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, мало-

обеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Часть 2 статьи 19 Закона Иркутской области «О государственной молодежной политике в Иркутской области» определяет основные принципы в организации деятельности социальных служб для молодежи, которыми являются — адресность, приоритетность предоставления социальных услуг молодым людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. «Порядок деятельности организаций социальных служб для молодежи регулируется федеральным и областным законодательством. Финансирование областных государственных организаций социальной службы для молодежи, являющихся областной собственностью, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий молодежной политики. Финансирование муниципальных организаций социальной службы для молодежи, являющихся собственностью муниципальных образований, производится за счет средств бюджетов муниципальных образований», — закрепляет статья 19 Закона Иркутской области «О государственной молодежной политике в Иркутской области».

Считаем необходимым создание социальных служб для молодежи, осуществляющих мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социальномедицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.3.2. В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 29 декабря 2004 г. № 130-ОЗ «О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области» осуществляется социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом бесплатное социальное обслуживание предоставляется отдельным категориям, в том числе: «.2) граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшие в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; 3) несовершеннолетние дети, находящиеся в

трудной жизненной ситуации; 4) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с недостатками физического или психического развития.». Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января

2003 г., 22 августа 2004 г.) дает определение понятию трудная жизненная ситуация

— ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Статья 1 Федерального Закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» разъясняет, что к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся в том числе и дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях. Законом Иркутской области от 29 декабря 2004 г. «О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области» в статье 7 определяется, что «.Предоставление временного приюта и организация дневного пребывания осуществляются областными государственными специализированными учреждениями социального обслуживания путем предоставления социальных услуг. .Социальные услуги в указанных выше учреждениях предоставляются детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; безнадзорным несовершеннолетним; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; гражданам без определенного места жительства и определенных занятий; гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению; другим лицам, нуждающимся в данных видах социального обслуживания».

В соответствии с данным Законом лица, освобождающиеся из воспитательных колоний и не имеющие определенного места жительства, а также несовершеннолетние, на-

ходящиеся в трудной жизненной ситуации (к которым относятся и дети, находящиеся в местах лишения свободы — см. выше) имеют право на оказание социальных услуг в виде размещения во временных приютах или Центров дневного пребывания. Однако, в настоящее время таких учреждений на территории Иркутской области не создано. Считаем необходимым организацию временных приютах или Центров дневного пребывания, предусмотренных статьей 7 Закона Иркутской области от 29 декабря

2004 г. № 130-ОЗ «О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области».

2.3.3. В соответствии со ст. 9 Закона Иркутской области от 29 декабря 2004 г. № 130-ОЗ «О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области» социальное обслуживание в виде оказания реабилитационных услуг, которое представляет собой деятельность областных государственных учреждений социального обслуживания по оказанию помощи в профессиональной, социальной и психологической реабилитации предоставляется отдельным категориям граждан (инвалидам; лицам с ограниченными возможностями), в том числе и несовершеннолетним правонарушителям, а также другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. Считаем необходимым внедрение механизма реализации данной нормы на практике.

2.3.4. В Ангарской воспитательной колонии отбывают наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние, проживающие в другом субъекте РФ — респ. Якутия. После отбывания наказания несовершеннолетние должны быть отправлены к месту своего жительства, в соответствии со ст. 181 УИК РФ. Однако, периодичность авиарейсов в Якутию — два раза в неделю, в связи с чем возникают проблемы размещения несовершеннолетних после даты освобождения из воспитательной колонии до даты вылета самолета. В соответствии с пунктом 11 Примерного положения о социальном приюте для детей (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896) в приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии

с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства. Однако на практике жители других регионов не принимаются в данные учреждения, т. к. Уставы данных учреждений предусматривают размещение только жителей данного субъекта РФ. Считаем необходимым приведение практики реализации данной нормы в соответствие с законодательством.

2.3.5. Считаем, что работа с несовершеннолетними должна носить системный характер, в связи с чем считаем недопустимым ситуации, когда о несовершеннолетних девушках, проживающих на территории Иркутской области, но отбывающих наказание в виде лишения свободы в Томской воспитательной колонии, не вспоминают органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в связи с чем усложняется процесс их ресоциализации, возращения в общество, исправления.

3. Предложения в региональную программу профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, касающиеся несовершеннолетних осужденных, и лиц, освобождающихся из воспитательных колоний Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 25.05.2005 года принята областная государственная социальная программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004-2008 годы». Считаем необходимым внести в данную программу мероприятия, касающиеся предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних осужденных и лиц, освобождающихся из воспитательной колонии.

3.1. Для несовершеннолетних особо актуальными и значимыми являются контакты с внешним миром. Контакты с семьями имеют огромное значение и считаются одной из форм ресоциализации. Особую роль общения с семьей подчеркивает Конвенция ООН о правах ребенка (статья 40). Однако Конвенция ООН о правах ребенка содержит и оговорку: «Каждый лишенный свободы ребенок. должен иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств.» Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в п. 37 закрепляют, что «Заключенным следует давать возможность обращаться через

регулярные промежутки времени с их семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями, как в порядке переписки, так и в ходе посещений», в правиле 39

— «для сведения заключенных следует регулярно доводить наиболее важные новости, позволяя им читать газеты, журналы или любые тюремные издания, слушать радио и присутствовать на лекциях, или же при помощи других средств, допускаемых и контролируемых органами администрации». В предусмотренных УИК РФ случаях осужденным могут предоставляться свидания за пределами исправительного учреждения. Количество свиданий зависит от условий отбывания лишения свободы в воспитательной колонии (так, в льготных условиях воспитанникам предоставляются краткосрочные свидания без ограничения количества; а в строгих условиях — только шесть краткосрочных свиданий), что закреплено в ст. 133 УИК РФ. Осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей их количество может быть сокращено до 6 в год (ст. 92 УИК РФ). Статья 90 УИК РФ регулирует порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей, статья 91 УИК РФ — порядок переписки. На практике несовершеннолетние осужденные самая бедствующая часть в аспекте связи с родственниками. Большинство воспитанников ВК не могут реализовать свое право на свидание, телефонный разговор, не получают посылки, не могут отправить письма, т.к. их семья не имеет для этого средств. Считаем необходимым внесение дополнений в программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004—2008 годы» в части обеспечения денежными средствами семей для проезда на свидания с детьми в воспитательную колонию, а также обеспечения необходимыми почтовыми расходами несовершеннолетних (марки, конверты).

3.2. Статья 133 УИК РФ предусматривает возможность осужденным, отбывающим наказание в воспитательной колонии в льготных условиях, по постановлению начальника ВК может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае осужденным разрешается пользоваться деньгами, носить гражданскую одежду. Однако на практике в связи с отсутствием финансирования для

оборудования таких общежитий данная норма законодательства и данный институт не работают, хотя могли бы стать эффективным средством ресоциализации освобождающихся. Считая, что предупреждение совершения повторных правонарушений несовершеннолетними, находящимися в воспитательной колонии после освобождения, задача не только пенитенциарной системы, но и всех учреждений и органов, занимающихся на территории Иркутской области предупреждением безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предлагаем обустроить данные общежития совместными усилиями ГУФСИН по Иркутской области и органов социальной защиты населения по Иркутской области в рамках программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004—2008 годы».

3.3. На практике редко используется возможность предоставления краткосрочного отпуска (до семи суток) для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения, которая предоставляется ч. 1 ст. 97 УИК РФ. Считаем необходимым предоставление в рамках программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004-2008 годы» в исключительных случаев средств для несовершеннолетних для осуществления такого выезда для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения, что будет способствовать предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

3.4. Считаем необходимым в рамках программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004—2008 годы» разработку и реализацию индивидуальных ресоциализационных программ для лиц, освобождающихся из воспитательных колоний.

3.5. Считаем необходимым в рамках программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004—2008 годы» создание социально-реабилитационного Центра для лиц, освобождающихся из воспитательных колоний.

3.6. Считаем необходимым в рамках программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004—2008 годы» предусмотреть квотирование рабочих мест для лиц, освобождающихся из воспитательных колоний.

3.6. Считаем необходимым разработку и реализацию Областной государственной це-

левой программы «Социальная реабилитация лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы» в рамках которой бы были охвачены молодые люди, освобождающиеся из воспитательной колонии совершеннолетними.

3.7. Считаем необходимым включить в

программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004—2008 годы» комплексные межведомственные обучающие курсы — семинары для сотрудников различных структур, занимающихся несовершеннолетними правонарушителями, которые бы включали несколько блоков: юридический (международные

стандарты в области прав ребенка; российское законодательство и практика его применения; механизмы защиты прав ребенка; правовой статус подростка в Российской Федерации; правовой статус учреждений и органов, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, взаимодействие между ними; криминологические и виктимологические аспекты преступности несовершеннолетних; профилактика правонарушений несовершеннолетних в криминологическом аспекте; разработка индивидуальных профилактических программ; и др.); психологический (психологические аспекты девиантного поведения; психологические особенности несовершеннолетних и девиантное поведение; др.); педагогический (формы работы с несовершеннолетними с девиантным поведением; др.) социальный блок (социальная помощь несовершеннолетним, органы и учреждения социального обслуживания, их статус; др.).

3.8. Считаем необходимым включить в программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004—2008 годы» создание межведомственных фондов экстренной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «.По относительному (на 100 заключенных) количеству получаемых писем, встреч с родственниками, денежных переводов, других знаков внимания с воли, подростки — самая бедствующая часть тюремного населения. По доле тех, кого ждут дома после освобождения, они сравнимы разве что с пенсионерами-рециди-вистами: по данным исследователей, после двух (в среднем) лет пребывания в ВК, большая часть воспитанников утрачивает связь с родителями» (Они приходят ниоткуда и уходят в никуда. М. : РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2004).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.