Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЯҘМЫШ» («СУДЬБА») В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЯҘМЫШ» («СУДЬБА») В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвокультурология / башкирская языковая картина мира / концепт / культурный концепт / семантика / культурные и национальные особенности / концепт «яҙмыш» / linguoculturology / bashkir language picture of the world / concept / cultural concept / semantics / cultural and national characteristics / concept «fate»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Султакаева Раушания Абдулхаевна, Биргалина Альбина Риваловна

Данная статья посвящена лингвокультурологическому анализу концепта «яҙмыш» («судьба») на материале произведений Зайнаб Биишевой. Объектом исследования выступает концепт «яҙмыш» в картине мира произведений Зайнаб Биишевой, предметом – лексические единицы, репрезентующие данный концепт. Автор опирается на труды исследователей в области лингвокультурологии: С.А. Аскольдова, Г.Х. Бухаровой, С.Г. Воркачева, М.В. Зайнуллина, Г.Р. Ижбаевой, А.Г. Сагитовой, Л.Х. Самситовой, Ф.Б. Саньярова, Л.Г. Саяховой, Г.Г. Слышкина, А.Р. Хурамшиной, Р.Я. Янмурзиной и т.д. Современная лингвистика в лингвокогнитивном уровне занимается исследованием художественных текстов, так как произведения писателей – это не только часть картины мира отдельного этноса, но и целая иерархия смыслов и ценностей, уникальное мировоззрение языковой личности. Методологической базой когнитивной лингвистики в данном контексте выступает понятие «концепт». В настоящее время изучение художественных текстов в тесной взаимосвязи лингвокультурологии и когнитивной лингвистики, использование концептуального анализа является актуальным и продуктивным. Произведения З. Биишевой представляют собой в этом плане ценный лингвокультурный материал, которые проникнуты философской глубиной миропонимания и национальной колоритностью. В статье подробно анализируются концепт «яҙмыш». Проводится мысль о том, что этносемантическая суть данного анализируемого понятия актуализирует лингвокультурные стереотипы картины мира башкирского народа. Зайнаб Биишева в своих произведениях средствами языка вербализовала особое мироощущение народа, его уважение к традициям, философию жизни, этические идеалы поведения. Лингвокультурологический анализ данного концепта способствует исследованию духовной, культурной и социальной сущности этноса и определить культурный код, несущий в себе зашифрованную информацию о мировоззрении башкирского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Султакаева Раушания Абдулхаевна, Биргалина Альбина Риваловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF THE CONCEPT OF «YAZMYSH» («FATE») IN THE WORKS OF ZAINAB BIISHEVA

This article is devoted to the linguoculturological analysis of the concept of «yazmysh» («fate») on the material of the works of Zainab Biisheva. The object of the study is the concept of «yazmysh» in the picture of the world of Zainab Biisheva's works, the subject is the lexical units that represent this concept. The author draws on the works of researchers in the field of linguoculturology: S. A. Askoldov, G. H. Bukharova, S. G. Vorkachev, M. V. Zainullin, G. R. Izhbaeva, A. G. Sagitova, L. H. Samsitova, F. B. Sanyarov, L. G. Sayakhova, G. G. Slyshkin, A. R. Khuramshina, R. Ya. Yanmurzina, etc. Modern linguistics at the linguocognitive level is engaged in the study of literary texts, since the works of writers are not only part of the picture of the world of a separate ethnic group, but also a whole hierarchy of meanings and values, a unique worldview of a linguistic personality. The methodological basis of cognitive linguistics in this context is the concept of «concept». Currently, the study of literary texts in the close relationship of linguoculturology and cognitive linguistics, the use of conceptual analysis is relevant and productive. In this respect, the works of Zainab Biisheva represent valuable linguistic and cultural material, which are imbued with a philosophical depth of world understanding and national colorfulness. The article analyzes in detail the concept of «yazmysh». The author suggests that the ethno-semantic essence of this analyzed concept actualizes the linguistic and cultural subtypes of the worldview of the Bashkir people. Zainab Biisheva in her works by means of language verbalized the special worldview of the people, their respect for traditions, philosophy of life, ethical ideals of behavior. The linguistic and cultural analysis of this concept contributes to the study of the spiritual, cultural and social essence of the ethnic group and to determine the cultural code that carries encrypted information about the worldview of the bashkir people.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЯҘМЫШ» («СУДЬБА») В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ»

DOI 10.24412/2223-0564-2021-2-56-62 Р.А. Султакаева, А.Р. Биргалина УДК 811.512.141

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЯЗМЫШ» («СУДЬБА») В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Аннотация

Данная статья посвящена лингвокультурологическому анализу концепта «язмыш» («судьба») на материале произведений Зайнаб Биишевой. Объектом исследования выступает концепт «язмыш» в картине мира произведений Зайнаб Биишевой, предметом - лексические единицы, репрезентующие данный концепт. Автор опирается на труды исследователей в области лингвокультурологии: С.А. Аскольдова, Г.Х. Бухаровой, С.Г. Ворка-чева, М.В. Зайнуллина, Г.Р. Ижбаевой, А.Г. Сагитовой, Л.Х. Самситовой, Ф.Б. Саньярова, Л.Г. Саяховой, Г.Г. Слышкина, А.Р. Хурамшиной, Р.Я. Янмурзиной и т.д.

Современная лингвистика в лингвокогнитивном уровне занимается исследованием художественных текстов, так как произведения писателей - это не только часть картины мира отдельного этноса, но и целая иерархия смыслов и ценностей, уникальное мировоззрение языковой личности. Методологической базой когнитивной лингвистики в данном контексте выступает понятие «концепт». В настоящее время изучение художественных текстов в тесной взаимосвязи лингвокультурологии и когнитивной лингвистики, использование концептуального анализа является актуальным и продуктивным.

Произведения З. Биишевой представляют собой в этом плане ценный лингвокультурный материал, которые проникнуты философской глубиной миропонимания и национальной колоритностью.

В статье подробно анализируются концепт «язмыш». Проводится мысль о том, что этносемантическая суть данного анализируемого понятия актуализирует лингвокультурные стереотипы картины мира башкирского народа. Зайнаб Биишева в своих произведениях средствами языка вербализовала особое мироощущение народа, его уважение к традициям, философию жизни, этические идеалы поведения. Лингвокультурологический анализ данного концепта способствует исследованию духовной, культурной и социальной сущности этноса и определить культурный код, несущий в себе зашифрованную информацию о мировоззрении башкирского народа.

Ключевые слова: лингвокультурология, башкирская языковая картина мира, концепт, культурный концепт, семантика, культурные и национальные особенности, концепт «язмыш»

Raushaniya A. Sultakaeva, Albina R Birgalina

REPRESENTATION OF THE CONCEPT OF «YAZMYSH» («FATE») IN THE WORKS OF ZAINAB BIISHEVA

Султакаева Раушания Абдулхаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры башкирского языка и литературы Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмулла (Уфа), e-mail [email protected]

Биргалина Альбина Риваловна, студент-магистрант II курса Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмулла (Уфа), e-mail [email protected]

Raushaniya A. Sultakaeva, Cand.Sci. (Philology), Associate Professor of the departments of Bashkir language and literature Pedagogical University Named after M. Akmullah (Ufa), e-mail [email protected]

Albina R. Birgalina, second-year master's student Bashkir State Pedagogical University Named after M. Akmullah (Ufa), e-mail [email protected]

Abstract

This article is devoted to the linguoculturological analysis of the concept of «yazmysh» («fate») on the material of the works of Zainab Biisheva. The object of the study is the concept of «yazmysh» in the picture of the world of Zainab Biisheva's works, the subject is the lexical units that represent this concept. The author draws on the works of researchers in the field of linguoculturology: S. A. Askoldov, G. H. Bukharova, S. G. Vorkachev, M. V Zainullin, G. R. Izhbaeva, A. G. Sagitova, L. H. Samsitova, F. B. Sanyarov, L. G. Sayakhova, G. G. Slyshkin, A. R. Khuramshina, R. Ya. Yanmurzina, etc.

Modern linguistics at the linguocognitive level is engaged in the study of literary texts, since the works of writers are not only part of the picture of the world of a separate ethnic group, but also a whole hierarchy of meanings and values, a unique worldview of a linguistic personality. The methodological basis of cognitive linguistics in this context is the concept of «concept». Currently, the study of literary texts in the close relationship of linguoculturology and cognitive linguistics, the use of conceptual analysis is relevant and productive.

In this respect, the works of Zainab Biisheva represent valuable linguistic and cultural material, which are imbued with a philosophical depth of world understanding and national colorfulness.

The article analyzes in detail the concept of «yazmysh». The author suggests that the ethno-semantic essence of this analyzed concept actualizes the linguistic and cultural subtypes of the worldview of the Bashkir people. Zainab Biisheva in her works by means of language verbalized the special worldview of the people, their respect for traditions, philosophy of life, ethical ideals of behavior. The linguistic and cultural analysis of this concept contributes to the study of the spiritual, cultural and social essence of the ethnic group and to determine the cultural code that carries encrypted information about the worldview of the bashkir people.

Key words: linguoculturology, bashkir language picture of the world, concept, cultural concept, semantics, cultural and national characteristics, concept «fate»

На рубеже двух тысячелетий в языкознании происходит смена научных парадигм. В центре внимания языковедов оказывается человек как носитель языка, являющийся представителем той или иной культуры. В рамках этой научной парадигмы сформировались два научных направления: лингвокультурология, изучающая язык как носитель определенной национальной ментальности, и когнитивная лингвистика, рассматривающая отражение в языке познавательных процессов.

В начале XIX в. проблему взаимоотношения языка, культуры, этноса пытались решить немецкие ученые братья Гримм, идеи которых нашли свое развитие в России в 60 - 70-х годах XIX в. Так, в 90-е годы XX в., на рубеже тысячелетий, на стыке лингвистики и культурологии, возникает новая наука - лингвокультурология, исследующая проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке.

Как и любая научная дисциплина, лингво-культурология обладает своим терминологическим аппаратом. Базовым для лингвокультуроло-гии является термин «концепт».

Первоначально «концепт» был основным термином философии, который определялся как универсальное знание о жизни; идея, которая содержит в себе созидательный смысл. В древней философии «концепт» соотносился с «понятием».

Термин «концепт» в современной лингвисти-

ке стал активно использоваться в конце 80-х гг. XX в. Но в конце 20-х годов С.А. Аскольдов в статье «Концепт и слово» обратился к исследованию концепта и ввел данный термин в языкознание. По Аскольдову, концепт определяется как общее понятие, «загадочная величина - неуловимое мелькание чего-то в умственном кругозоре» [2, с. 267].

Многие исследователи утверждают, что главной особенностью концепта является возможность передавать из поколения в поколение характерный для народа способ концептуального членения реальности. Одним из этих лингвистов является Г.Г. Слышкин. По его мнению, «концепт - это единица, призванная связать воедино научные изыскания в области культуры, сознания и языка, так как он принадлежит сознанию, детерминируется сознанию и опредмечивается в языке» [18, с. 9].

С.Г. Воркачев использует термин «лингво-культурный концепт». Он определяет лингво-концепт как единицу коллективного и индивидуального знания, культурно маркированную и имеющую языковое выражение. Важная черта лингвокультурного концепта - присутствие в его содержании аксиологического элемента. Совокупность концептов, присущих для конкретного этноса, составляют национальную концепто-сферу, отличительную от концептосферы других народов [7, с. 51].

Менталитет народа в языковой картине мира

актуализируется при помощи культурных концептов, вербальных образов, которые показывают ментальное представление нации об окружающем мире. В.В. Колесов культурный концепт определяет как основная единица ментальности: «в границах словесного знака языка в целом... в своих содержательных формах - как образ, понятие и символ» [10, с. 15]. Исследуя концепты культуры, можно показать систему ценностей, традиции, установки разных народов.

Л.Х. Самситова отмечает, что язык в наибольшей степени выражает этнические особенности восприятия действительности. Исследование культурных концептов башкирской языковой картины мира способствует выявлению этнических особенностей стиля мышления башкир как образа культуры, являющегося одним из аспектов духовной культуры. Менталитет народа отражается именно через ключевые культурные концепты, благодаря которым можно составить представление носителей данной лингвокульту-ры об окружающем мире [15, с. 16].

В данной статье представлен фрагмент актуализации концепта «язмыш» («судьба») на материале произведений З. Биишевой.

Концепт «язмыш» является одним из базовых концептов в башкирской языковой картине мира. Слово «язмыш», помимо общего компонента, содержит сему «жизнь человека» и условия существования чего-либо, будущность. Башкиры считали, что «судьба» - не что иное, как предопределение свыше» [15, с. 97].

Представления башкир о судьбе занимают важное место в фольклоре башкирского народа. З.Г. Аминев отмечает, что формирование у народа представлений о судьбе неразрывно связано с его космогоническими воззрениями, с такими представлениями как время, пространство. Материалы традиционной культуры башкир показывают, что именно судьба, как важнейшая категория сознания, формировала у древних представление о картине мира. Именно способность человека понимать, анализировать пространственно-временные явления дает ему возможность предсказать будущее. Здесь будущее имеется в виду не как мистическое предсказание, а как определенное предположение [1, с. 114].

Как отмечает З.Х. Бижева, концепт «судьба» -это ядро национального и индивидуального сознания, древнейшее «ключевое слово» человеческой культуры [3, с. 5]. По мнению В.И. Постоваловой, в нем запечатлен опыт всенародного осмысления

категорий свободы и необходимости применительно к человеческому бытию, попытка человеческого разума отыскать последние основания жизни - силы, которые управляют мировым порядком и человеческим поведением [11, с. 208].

В лингвокультурологическом словаре Л.Х. Самситова дает следующее определение данному концепту: «Судьба» - особенная сила, подаренная Богом, которую человек не в силах изменить. Издревле считается, что человек всю жизнь выполняет предписания судьбы, поэтому в народе широко распространена мысль, что от судьбы не уйдешь. В чем состоит смысл жизни, мы проживаем жизнь, события которого уже предопределены или же мы сами вершим свою судьбу - это вечные вопросы о судьбе, которыми задается человек [14, с. 334].

Концепт «язмыш» является ядром понятий национального и индивидуального сознания, древнейший концепт человеческой культуры, который представляет собой собрание всенародного осмысления категорий свободы и необходимости применительно к человеческому бытию. Помимо прочего, трактуется как попытка человеческого разума отыскать последние основания жизни -силы, которые управляют мировым порядком и человеческим поведением.

Формированию концепта «язмыш» способствовало понимание человеческой жизни как судьбы, в семантике данного понятия существование не является абсолютно свободной, так как оно подчинено действию неизвестных человеку сил, которые влияют на жизнь: свобода человека ограничена неумолимой необходимостью, сущность которой и пытается разгадать человеческий разум. Указанная ситуация, являющаяся универсальной для всех народов, однако, в зависимости от культуры может проявляться по-разному.

В данном случае значительную роль играют традиции миропонимания. Даже в контексте одной культуры выбранная ситуация видится неодинаково разными личностями. В башкирской линг-вокультуре так же присутствуют свои стереотипы понимания судьбы. Эти стереотипы, в основном, находят отражение в традиции определенного народа. Обратимся к основной семантике лексемы «язмыш». В современном башкирском языке слово «язмыш» представлено тремя дефинициями:

1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств (по суеверным представлениям - сила, предопределяющая все, что происходит в жизни). Например:

Я^мышка кYнеY. Мацлайьща я^ылган я^мыштан касып булмай.

2. Участь, доля, жизненный путь. Например: Ауыр я^мыш. Ил я^мышы.

3. История существования, развития чего-либо: Халык я^мышы [12, с. 16].

Как видно, концепт «я^мыш», который формируется народным сознанием с позиции погруженного в жизненный поток человека, подтверждает уже сам факт существования зависимости жизненного пути человека от предопределения.

Само ключевое слово в повести З. Биишевой «Дуд булайык» автором не используется, однако, важно, что семантика представленного концепта реализуется через различные языковые ситуации. В этих ситуациях раскрывается присущий башкирской языковой картине мира взгляд на судьбу, на долю человека. Нередко, в национальной картине мира концепт «я^мыш» ассоциируется со счастливыми моментами жизни. Более того, одно из значений этого слова переводится как «счастье» (в смысле «доля, участь, счастливая доля -бэхетле я^мыш»). Например: Шулай... Ун-дай бэхетле минуттар насип иткэн гумер§д бик йыш булмай шул, кустым, шуга курд улар онотолмащар §а, - тип артабан hвйлдп китте Сдлмдн агай («Дуд булайык» 6-сы б.).

Фразеологизм «бэхеткэ каршы», выражая семантику счастливого предопределения будущих событий, семантически репрезентирует благоприятный поворот судьбы, например: Бэхеткэ каршы, был эш уны бик нык мауыктырып алып китте. Уга айырыуса о§он, икИе§-сикИе§ тойол-ган бвгвнгв квндвц уткдне Ыделмдй §д калды («Дуд булайык» 108-се б.).

В речи Салман бабая можно услышать назидание младшим, яркие события жизни, которые предопределены судьбой человека, «я^мыш» в данном случае выступает семантической парой концепта <^мер» («жизнь»).

Башкиры с самого зарождения народа верили в силу природной стихии. В мифологическом мировоззрении народа понятие «я^мыш» представлено как некая сила, неподвластная человеку. В этой семантике понимание судьбы как неизбежности, фатума становится доминантной. На примере природных реалий З. Биишева акцентирует внимание на предопределенности судьбы каждого человека:

- Ygемлек тд - тере организм, - тип башлап китте ул. - Ул да Y9э, йэшэй, урсей hэм Yлэ... Япрактарымендн ул hауанан тын ала, тамъщары

менэн ердэн адык, кыу ала. Сэскэлэре уга Yрсергэ ярдам итэ... («Дуд булайьгк» 65-се б.).

В трилогии З. Биишевой концепт «я^мыш» выражена множественными семантическими значениями. Например, в башкирской языковой картине мира сохраняется отзвук древнего обычая определения судьбы (вынесения приговора) по жребию, который бросают и, выпадая, он определяет судьбу человека. Поэтический антро-помикон произведения выражает семантические значения концепта, актуализируя различные понятия судьбы в связи с кармой, духовной сутью человека. Например, имена Байгилде, Сыуакай, Кормош бай, Сэрбиямал, Иштуган, Ьатыбал, Бадыян, Айкылыу, Тимербай в башкирской языковой картине мира выражают этносемантиче-ское значение понимания судьбы.

Концепт «я^мыш» выражается посредством множества лексем, среди которых в трилогии присутствуют следующие выражения:

1. Тэтсдир (предназначение): Минец генэ бы-лай болокИоуым Мвккэддэрдэ шулай ядылган... («Оло Эйек буйында», 78-се б.).

2. Насип (предначертанное судьбой): Быныкы исмаhам Y-денэ насип булкын инде... («Емеш», 28-се б.).

3. КYрэсэк - алда булаЪы я^мыш (предназначение, будущая судьба): «КYрэсэкте кYрмэйенсэ кереп булмай гYPЗэргэ», - тип эйткэндэр бит. ^рэсэктэрегед бардыр инде, балакайдар. Сит ердэрдэ ейэhе ризыгыгыд, эсэhе кыударыгыд бардыр («Оло Эйек буйында», 185-се б.).

4. блеш (доля, судьба): Улардан эдерэк влвш теймэдме тип, кYптэн бирле, койрогон болгап, каштыкикертеп, ярамhакланып, каршыларында бадып торган влкэн, арык кэYgэле, осло морон-ло hyнар эте Кашкарга ла, эделеккэ тY§мэй, ауыддарын асып: «кы-кы-кык» тип йырлашты-рып, кырын- мырын карап, квтвп йврвгэн сыбар тауык менэн hары этэскэ лэ бер ни дэ теймэне («Оло Эйек буйында», 218-се б.).

Судьба тесно связана с верой и надеждами человека. От прихотей судьбы зависит будущее каждого, но в то же время, вера в завтрашний день предопределяет наше положение. Данная концептуальная семантика лексемами килэсэк, ышаныс выражается в следующем отрывке из произведения З. Биишевой: Ауыр да, сиккед куцелле лэ ине был эш. Халыккахедмэт итеYюлында бэлэкэс кенэ булка ла бер эш башкара ала башлауыцды тойоу йврэккэ бвтквквд шатлык бирэ. Килэсэктэ тагы ла дурырак, яуаплырак эштэр эшлэй аласагыца

ышаныс тыу^ыра ине («Дуе булайьгк» 99-сы б.).

Ядро концепта «язмыш» в башкирской языковой картине мира, как и в других культурах, имеет религиозный подтекст. З. Биишева, несмотря на идеологическое направление литературы того времени и антирелигиозную мотивированность авторского мировоззрения, в художественном повествовании выделяет концептуальное положение веры в бога как предопределяющей силы в судьбе человека. В речи бабушки Зулейхи мы находим семантические стереотипы национального самосознания, выраженные с помощью устойчивого оборота «хо§ай кYрhэтмэhен»:

- Эй, каща ул улай булыу!. Э§ме хан илап, ут йотоп йэшэгэн бында халык... Хо^ай у?е кYрhэтмэhен кабат ундай квндэр^е!.. Бына мин hе§гэ ул сакта б姧ец ата-бабалар кургэн этлектэр§ец береhен генэ булhа ла hвйлэйем эле, шунан у$еге§ белерhеге§. Бра-гин мажараЫт hвйлэмэксе булам мин... («Дуе булайык» 102-се б.).

Таким образом, исследование концепта «язмыш» в лингвокультурной картине мира произведений З. Биишевой позволяет выделить следующие значения судьбы: божье предначертание, неизбежность; счастливая участь, доля; покорность судьбе и вера в светлое будущее; предопределенность. Изучение семантического поля концепта «язмыш» в языке повести дает возможность определить его общую структуру: судьба - это движение жизни, изменяющее положение человека, что может быть зависимо и независимо от чьей-либо воли; источником воли может быть и сам человек и нечто, находящееся вне человека - Бог или стихийные события. Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что концепт «язмыш» осознается как уникальный, культурно-значимый, ключевой концепт бытия. Он предстает как постоянно развивающаяся, динамическая сущность, доказательством чего служит выражение семантики концепта значительным количеством лексем и устойчивых оборотов, а также появление у них новых значений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминев З.Г. Понятие «язмыш» / «судьба» в башкирской мифологии / Материалы Российской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Свидерского. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 114.

2. Аскольдов С.А. Концепт и слово. М.: Academia, 1997. 279 с.

3. Бижева З.Х. Культурные концепты в адыгской языковой картине мира: автореф. дисс. доктора филол. наук. Махачкала, 1999. 38 с.

4. Биишева З. Дуд булайык. Эфе: Китап, 2008. 340 б. (Биишева З. Будем друзьями. Уфа: Китап, 2008. 340 с.).

5. Биишева З. Яктыга. Трилогия. Эфе: Китап, 1974. 590 б. (Биишева З. К свету. Трилогия. Уфа: Китап, 1974. 590 с.).

6. Бухарова Г.Х. Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ. Уфа: Вагант, 2010. 352 с.

7. Воркачев С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа. Краснодар: КГТУ, 2002. 142 с.

8. Зайнуллин М.В. Общие проблемы лингвокуль-турологии: курс лекций. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. 206 с.

9. Ижбаева Г.Р. Концептосфера повести М. Карима «Долгое-долгое детство». Дисс. канд. филол. наук. Уфа, 2014. 209 с.

10. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб., 2004. 237 с.

11. Постовалова В.И. Судьба как ключевое слово культуры и его толкование А.Ф. Лосевым / под. Ред. Н.Д. Арутюновой. М.: Наука, 1994. С. 208.

12. Сагитова А.Р. Концепт «язмыш» (судьба) в башкирской языковой картине мира. Дисс. канд. фи-лол. наук. Уфа, 2012. 167 с.

13. Саитбатталов Г.Г. Зайнаб Биишева - мастер слова. Уфа: Китап, 1974. 154 с.

14. Сэмситова Л.Х. Башкорт тел картинаЪында мэзэниэт концепттары. Лингвокультурологик hYЗлек. Эфе: Китап, 2010. 164 б. (Самситова Л.Х. Концепты культуры в башкирской языковой картине. Лингвокуль-турологический словарь. Уфа: Китап, 2010. 164 с.).

15. Самситова Л.Х. Культурные концепты в башкирской языковой картине мира: монография / под ред. профессора М.В. Зайнуллина. Уфа: БГПУ, 2014. 364 с.

16. Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур. Уфа: Китап, 2002. 352 с.

17. Саньяров Ф.Б. Особенности языка и стиля эпоса «Урал-батыр». Автореф. дисс. канд. филол. наук. Уфа, 1999. 166 с.

18. Слъшкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград: Перемена, 2004. 160 с.

19. Хурамшина А.Р. Речевой жанр комплимента в башкирской лингвокультуре. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Уфа, 2016. 18 с.

20. Янмурзина Р.Я. Башкирская языковая картина мира в произведениях Зайнаб Биишевой. Уфа: БГУ, 2009. 197 с.

REFERENCES

1. Aminev, Z.G. Ponyatie «ya^mysh» / «sud'ba» v bashkirskoj mifologii / Materialy Rossijskoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya V.I. Sviderskogo [The concept of «yazmysh» / «fate» in Bashkir mythology / Materials of the Russian scientific conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of V.I. Svidersky]. Ufa: RITs BashGU, 2011. P. 114. (in Russ.).

2. Askol'dov, S.A. Kontsept i slovo [Concept and word]. M.: Academia, 1997. 279 p. (in Russ.).

3. Bizheva, Z.Kh. Kul'turnye kontsepty v adygskoi yazykovoi kartine mira [Cultural concepts in the Adyghe language picture of the world]. Autoref. dissertation cand. philol. sciences. Makhachkala, 1999. 38 p. (in Russ.).

4. Biisheva, Z. Dug bulajyu [Let's be friends]. Ufa: Kitap, 2008. 340 p. (in Bashkir).

5. Biisheva, Z. Yarctyra. Trilogiya [To the light. The trilogy]. Ufa: Kitap, 1974. 590 p. (in Bashkir).

6. Bukharova, G.Kh. Bashkirskii narodnyi epos «Ural-batyr»: kognitivno-diskursivnyi i kontseptual'nyi analiz [Bashkir folk epic «Ural-Batyr»: cognitive-discursive and conceptual analysis]. Ufa: Vagant, 2010. 352 p. (in Russ.).

7. Vorkachev, S.G. Kontsept schast'ya v russkom yazykovom soznanii: opyt lingvokul'turologicheskogo analiza [The concept of happiness in the Russian language consciousness: the experience of linguoculturological analysis]. Krasnodar: KGTU, 2002. 142 p. (in Russ.).

8. Zainullin, M.V Obshchie problemy lingvokul'turologii: kurs lektsii [General problems of linguoculturology: a course of lectures]. Ufa: RITs BashGU, 2008. 206 p. (in Russ.).

9. Izhbaeva, G.R. Kontseptosfera povesti M. Karima «Dolgoe-dolgoe detstvo» [Kontseptosfera povest M. Karim «Long-long childhood»]. Diss. cand. philol. sciences. Ufa, 2014. 209 p. (in Russ.).

10. Kolesov, V.V Yazyk i mental'nost' [Language and mentality]. SPb, 2004. 237 p. (in Russ.).

11. Postovalova, V.I. Sud'ba kak klyuchevoe slovo kul'tury i ego tolkovanie A.F. Losevym [Fate as a key word culture and its interpretation of A.F. Losev]. Under. Ed. N.D. Arutunova. M.: Nauka, 1994. P. 208. (in Russ.).

12. Sagitova, A.R. Koncept «ya^mysh» (sud'ba) v bashkirskoj yazykovoj kartine mira [the Concept of «yazmysh» («destiny») in the Bashkir language picture of the world]. Diss. cand. philol. sciences Ufa, 2012. 167 p. (in Russ.).

13. Saitbattalov, G.G. Zainab Biisheva - master slova [Zainab Biisheva-master of the word] Ufa: Kitap, 1974. 154 p. (in Russ.).

14. Samsitova, L.Kh. Bashuort tel kartinahynda m3^3ni3t koncepttary. Lingvokul'turologik hY^lek [Culture concepts in the Bashkir language picture. Linguocultural Dictionary]. Ufa: Kitap, 2010. 164 p. (in Bashkir).

15. Samsitova, L.H. Kulturnyye kontsepty v bashkirskoy yazykovoy kartine mira [Cultural concepts in the Bashkir language picture of the world]. Edited by M.V. Zainullin. Ufa: BSPU, 2014. 364 p. (in Russ.).

16. Sayakhova, L.G. Russkii yazyk v dialoge kul'tur [Russian language in the dialogue of cultures]. Ufa: Kitap, 2002. 352 p. (in Russ.).

17. San'yarov, F.B. Osobennosti yazyka i stilya eposa «Ural-batyr» [Features of the language and style of the epic «Ural-Batyr»]. Autoref. dissertation cand. philol. sciences. Ufa, 1999. 166 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Slyshkin, G.G. Lingvokul'turnye kontsepty i metakontsepty [Linguistics and meta-concepts]. Volgograd: Peremena, 2004. 160 p. (in Russ.).

19. Khuramshina, A.R. Rechevoi zhanr komplimenta v bashkirskoi lingvokul'ture [Speech genre of compliment in Bashkir linguoculture]. Autoref. dissertation cand. philol. sciences. Ufa, 2016. 18 p. (in Russ.).

20. Yanmurzina, R.Ya. Bashkirskaya yazykovaya kartina mira vproizvedeniyakh Zainab Biishevoi [Bashkir language picture of the world in the works of Zainab Biisheva]. Ufa: BGU, 2009. 197 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.