Научная статья на тему 'Репрезентация этничности кольских саамов в киберпространстве'

Репрезентация этничности кольских саамов в киберпространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кольские саамы / коренной малочисленный народ / киберэтнография / социальные сети / виртуальная этничность / этнические репрезентации / Kola Sami / indigenous people / cyber-ethnography / social networks / virtual ethnicity / ethnic representations

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Олеся Анатольевна Сулейманова

Киберпространство предоставляет цифровые инструменты для создания виртуальных этнических сообществ и распространения информационного контента, отражающего этнокультурные традиции и ценности, что способствует формированию новых технологий репрезентации этничности. Появление онлайн-платформ и веб-сообществ, а также использование цифровых медиа для сохранения и трансляции этнокультурного наследия открыло новые возможности и для коренных малочисленных народов, сталкивающихся с угрозой утраты своей уникальной культуры в эпоху глобализации. Саамы Мурманской области – один из коренных малочисленных народов Российской Федерации, демонстрируют успешную адаптацию к современным информационным технологиям и создают собственные киберсообщества. Они используют различные онлайн-платформы, включая социальные сети и мессенджеры, не только для общения и расширения социальных контактов, но и с целью этнической манифестации. В рамках данной статьи рассмотрены виртуальные практики репрезентации этнической культуры кольских саамов в киберсообществе. Анализ контента наиболее популярного саамского веб-сообщества в социальной сети «ВКонтакте» («Сāмь оллмэ vkontakte.ru / Саамы вконтакте») позволил выявить ключевые темы, которые активно обсуждаются внутри данной виртуальной группы и служат цели актуализации этнической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of the Ethnicity of the Kola Sami In Cyberspace

Cyberspace provides digital tools for creating virtual ethnic communities and distributing information content reflecting ethnocultural traditions and values, which contributes to the formation of new technologies for representing ethnicity. The emergence of online platforms and web communities, as well as the use of digital media to preserve and broadcast ethnocultural heritage, has opened up new opportunities for indigenous peoples facing the threat of losing their unique culture in the era of globalization. The Sami of the Murmansk region are one of the indigenous peoples of the Russian Federation, demonstrating successful adaptation to modern information technologies and creating their own cyber communities. They use various online platforms, including social networks and instant messengers, not only to communicate and expand social contacts, but also for the purpose of ethnic manifestation. This article examines the virtual practices of representing the ethnic culture of the Kola Sami in the cyber community. Analysis of the content of the most popular Sami web community on the social network VKontakte (“Sām olme vkontakte.ru / Sami VKontakte”) made it possible to identify key topics that are actively discussed within this virtual group and serve the purpose of updating ethnic identity.

Текст научной работы на тему «Репрезентация этничности кольских саамов в киберпространстве»

Сибирские исторические исследования. 2024. № 2. С. 71-92 Siberian Historical Research. 2024. 2. рр. 71-92

Научная статья УДК 394:004

doi: 10.17223/2312461X/44/4

Репрезентация этничности кольских саамов в киберпространстве

Олеся Анатольевна Сулейманова

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН,

Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. Киберпространство предоставляет цифровые инструменты для создания виртуальных этнических сообществ и распространения информационного контента, отражающего этнокультурные традиции и ценности, что способствует формированию новых технологий репрезентации этничности. Появление онлайн-платформ и веб-сообществ, а также использование цифровых медиа для сохранения и трансляции этнокультурного наследия открыло новые возможности и для коренных малочисленных народов, сталкивающихся с угрозой утраты своей уникальной культуры в эпоху глобализации. Саамы Мурманской области -один из коренных малочисленных народов Российской Федерации, демонстрируют успешную адаптацию к современным информационным технологиям и создают собственные киберсообщества. Они используют различные онлайн-плат-формы, включая социальные сети и мессенджеры, не только для общения и расширения социальных контактов, но и с целью этнической манифестации. В рамках данной статьи рассмотрены виртуальные практики репрезентации этнической культуры кольских саамов в киберсообществе. Анализ контента наиболее популярного саамского веб-сообщества в социальной сети «ВКонтакте» («Самь оллмэ vkontakte.ru / Саамы вконтакте») позволил выявить ключевые темы, которые активно обсуждаются внутри данной виртуальной группы и служат цели актуализации этнической идентичности.

Ключевые слова: кольские саамы, коренной малочисленный народ, киберэт-нография, социальные сети, виртуальная этничность, этнические репрезентации

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-78-10079 (https://rscf. ru/project/23-78-10079/).

Для цитирования: Сулейманова О.А. Репрезентация этничности кольских саамов в киберпространстве // Сибирские исторические исследования. 2024. № 2. С. 71-92. doi: 10.17223/2312461X/44/4

© Сулейманова О.А., 2024

Original article

doi: 10.17223/2312461X/44/4

Representation of the Ethnicity of the Kola Sami In Cyberspace

Olesya A. Suleymanova

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the RAS, Saint Petersburg, Russia, [email protected]

Abstract. Cyberspace provides digital tools for creating virtual ethnic communities and distributing information content reflecting ethnocultural traditions and values, which contributes to the formation of new technologies for representing ethnicity. The emergence of online platforms and web communities, as well as the use of digital media to preserve and broadcast ethnocultural heritage, has opened up new opportunities for indigenous peoples facing the threat of losing their unique culture in the era of globalization. The Sami of the Murmansk region are one of the indigenous peoples of the Russian Federation, demonstrating successful adaptation to modern information technologies and creating their own cyber communities. They use various online platforms, including social networks and instant messengers, not only to communicate and expand social contacts, but also for the purpose of ethnic manifestation. This article examines the virtual practices of representing the ethnic culture of the Kola Sami in the cyber community. Analysis of the content of the most popular Sami web community on the social network VKontakte ("Sam olme vkontakte.ru / Sami VKontakte") made it possible to identify key topics that are actively discussed within this virtual group and serve the purpose of updating ethnic identity.

Keywords: Kola Sami, indigenous people, cyber-ethnography, social networks, virtual ethnicity, ethnic representations

Acknowledgements: The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation No. 23-78-10079 (https://rscf . ru/project/23-78-10079/).

For citation: Suleymanova, O.A. (2024) Representation of the Ethnicity of the Kola Sami In Cyberspace. Sibirskie Istoricheskie Issledovaniia - Siberian Historical Research. 2. pp. 71-92. (In Russian). doi: 10.17223/2312461X/44/4

Введение

По данным Всероссийской переписи населения, на 1 октября 2021 г. в Мурманской области проживало 1 363 представителя коренного населения (саами), относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации. По сравнению с итогами переписи населения 2010 г., их численность уменьшилась на 236 человек. Большая часть саамов проживает в сельской местности - 58% от общего числа.

Саамы сохраняют свою уникальную культуру и традиции, несмотря на процессы ассимиляции и модернизации. В последние десятилетия наблюдается возрождение саамской этнической идентичности. Это проявляется в росте национального самосознания и стремлении к сохранению и развитию саамской культуры; активном участии саамов в полити-

ческой и общественной жизни региона; усилении межэтнического сотрудничества и взаимодействия с другими коренными народами Севера. Во многих саамских поселениях функционируют этнокультурные центры, где осуществляется обучение саамскому языку, традиционным ремеслам и танцам. Саамы представлены в местных органах власти и имеют свои общественные организации, защищающие их права и интересы. На государственном уровне принят ряд законов и программ, направленных на поддержку саамского языка, культуры и традиционного образа жизни.

В то же время исследователи отмечают прерванность традиции передачи знаний и навыков внутри саамского сообщества. Это привело к тому, что самопознание народа в настоящее время в значительной степени зависит от внешних источников, среди которых Интернет и цифровые технологии играют доминирующую роль.

В период с 2013 по 2018 г. исследователь А.В. Головнёв осуществлял масштабную полевую экспедицию на Кольском полуострове, Чукотке и Ямале. Основной целью исследований был анализ культурно-психологических особенностей традиционных оленеводческих сообществ: саамов, коми-ижемцев, чукчей и ненцев. На Кольском полуострове А.В. Головнёв провел несколько недель в Ловозерской тундре, отметив, что саамы обладают высоким уровнем технологической компетентности, а также демонстрируют варианты креативного сочетания традиций и инноваций (Головнёв 2018: 40). Современные саамы пасут свои стада по GPS- и ГЛОНАСС-навигаторам. Кроме того, они поддерживают связь с представителями своего этнического сообщества через социальные сети. Саамы традиционно воспринимались как относительно изолированная этническая группа. Однако результаты исследования показали, что они успешно адаптировались к современным технологическим реалиям (Головнёв 2019).

Саамы активно использует цифровые технологии не только для получения информации и общения, но и с целью этнической манифестации. Киберпространство в рассматриваемом аспекте представляет собой социокультурную технологию, позволяющую репрезентировать и транслировать этнокультурные ценности (Кузнецова 2022: 85).

Виртуальные практики репрезентации этничности

Изучение новых практик виртуального взаимодействия и специфика развития этничности в Интернете («киберэтничности») стали одним из приоритетных научных направлений (Poster 1989; Diamandaki 2003; Cas-tells 2005; Гимадеева 2012; Lindridge 2015; Махмутов, Габдрахманова 2016; Борисова 2020; Головнёв, Белоруссова, Киссер 2018, 2021; Холо-

пов 2021; Белоруссова 2022). Исследования выявили широкие возможности использования киберпространства для презентации и трансляции этнической идентичности.

В контексте проблемы изучения киберэтничности исследования виртуальных практик кольских саамов приобретают особую актуальность. На сегодняшний день опубликован ряд работ, посвященных изучению саамов в киберпространстве. В частности, рассматривались вопросы, связанные с особенностями функционирования саамских веб-сообществ, их образовательным и культурно-просветительским потенциалом (Разумова, Сулейманова 2019; Кузнецова, Разумова 2020; Сулейманова 2020, 2021; Кузнецова 2022). Однако проблема репрезентации этничности кольских саамов в виртуальном пространстве не становилась предметом специального изучения.

Рост популярности мессенджеров и социальных сетей способствует появлению новых возможностей для репрезентации этнической культуры саамов. В 2022 г. при поддержке Министерства внутренней политики региона председатель Саамского собрания Самь Соббар и член Ассоциации кольских саамов и родовой общины коренного малочисленного народа саами «Лопарская» Полина Харыбина разработала серию стикеров на саамскую тематику, которые доступны в популярных мес-сенджерах Telegram и WhatsApp (рис. 1). Саамские стикеры стали не просто модным дополнением к мессенджерам, но и выполняют важную культурную функцию. Основная цель создания стикеров заключается в популяризации уникальной культуры коренного населения Кольского Севера. Это яркий пример того, как современные цифровые технологии могут использоваться с целью репрезентации культурного наследия коренных малочисленных народов. Данный проект является частью более широкой инициативы по сохранению и развитию саамской культуры. В 2022 г. в СМИ сообщалось, что в Мурманской области будет разработана компьютерная игра для изучения саамского языка (Михайлов б.д.).

Рис. 1. Стикеры на саамскую тематику

В 2023 г. в рамках работы по проекту РНФ 23-78-10079 «Коренные малочисленные народы: виртуальная этничность и сетевые опыты» был осуществлен мониторинг российской социальной сети «ВКонтакте» на предмет изучения особенностей репрезентации этнической идентичности кольских саамов в киберпространстве. Исследование выполнено с использованием методов онлайн-наблюдения и онлайн-опроса (виртуальное анкетирование). Виртуальная анкета1 состояла из 14 вопросов (как закрытых, так и открытых), включая тематический блок относительно форм репрезентации этничности. Всего в анкетировании приняли участие 15 представителей саами - 13 женщин и 2 мужчин в возрасте от 28 до 66 лет. Для сбора и анализа демографических сведений и динамики активности участников саамских веб-сообществ в социальной сети «ВКонтакте» использовались базы статистических данных. В рамках отдельной задачи осуществлен контент-анализ текстового, изобразительного и аудиовизуального материала, опубликованного на страницах саамского веб-сообщества - «Самь оллмэ укоШ;аЙ;е.т/Саамы вконтакте» (https://vk.com/club932308), выделенного в рамках исследования в качестве «ключевого» среди других саамских групп. Выражаю благодарность руководителю и исполнителям проекта РНФ 23-78-10079 «Коренные малочисленные народы: виртуальная этничность и сетевые опыты» за помощь в сборе материала.

Выбор социальной сети «ВКонтакте» обусловлен тем, что на сегодняшний день она является самым посещаемым ресурсом русскоязычного сегмента Интернета. Данная социальная сеть пользуется популярностью и среди представителей саами, что подтверждают данные проведенного анкетирования. На вопрос «Какие социальные сети вы предпочитаете?» абсолютное большинство опрошенных (93%) отметили социальную сеть «ВКонтакте».

На январь 2024 г. в социальной сети «ВКонтакте» обнаружено 24 виртуальных сообщества, посвященных саамской тематике. Среди них можно выделить группы, созданные: по индивидуальной инициативе представителей саамского сообщества; по инициативе саамских общественных организаций и объединений; по инициативе муниципальных культурно-образовательных учреждений; в коммерческих целях (туристические коммерческие проекты («этнические деревни»), реализация сувенирной продукции). Даты создания саамских виртуальных групп варьируют от 2007 до 2023 г. Данные группы имеют преимущественно «открытый доступ». В ходе исследования обнаружено только одно саамское киберсообщество, доступ к которому был ограничен - <^аршЬ> (https://vk.com/sapmi). Следует отметить, что по запросу администраторы группы предоставляют к ней доступ.

Одно из самых популярных саамских веб-сообществ в социальной сети «ВКонтакте»2 - «Самь оллмэ vkontakte.ru/Саамы вконтакте»

(https://vk.com/club932308). Численность группы на момент исследования составляла 1 398 человек (1 166 человек - без учета удаленных и заблокированных участников). Как отмечалось выше, данная группа была выделена нами в качестве ключевой для анализа виртуальных практик репрезентации этничности кольских саамов (рис. 2). Это одна из первых саамских групп в социальной сети «ВКонтакте», созданная в 2007 г. В статусе данного сообщества размещена следующая информация:

Группа только для саамов и для тех кому интересна саамская культура! Туххк соамегуэйкэ я тэйд,кез лй тыквенЬ самь чепесьвудт3.

Рис. 2. Страница ключевой саамской группы в социальной сети «ВКонтакте»

Аудитория данного киберсообщества неоднородна и включает как представителей саамского этноса, так и людей, интересующихся культурой и жизнью саамов. Среди участников данной группы преимущественно женщины (52,7%) (рис. 3). Основными пользователями сообщества являются люди молодого и среднего возраста 30-39 лет (38,9%) и 40-49 лет (25,1%) (рис. 4). Судя по комментариям и обсуждениям, в группе активны представители разных возрастных групп. Сообщество

создано и администрируется признанными саамскими лидерами и активистами (Валентина Совкина, Андрей Данилов, Сергей Гаврилов). Так, на вопрос виртуальной анкеты «Каких известных блогеров, представителей вашей культуры, вы можете назвать?» чаще всего отвечали, что это Андрей Данилов и Валентина Совкина.

Рис. 3. Гендерный состав участников группы «Самь оллмэ vkontakte.ru/Саамы вконтакте»

Рис.4. Возрастное распределение участников группы «Самь оллмэ vkontakte.ru/Саамы вконтакте»

Контент виртуальной группы «Самь оллмэ укойаке.ги/Саамы вконтакте» можно разделить на несколько основных типов. Названия данных типов весьма условны и отражают форму и содержание презентируемой информации внутри сетевого сообщества. По формату представления информации: а) текстовый (темы для обсуждения и комментарии); б) аудиовизуальный (аудио- и видеоматериалы); в) графический (изображения и фотографии, иллюстрации).

Саамы используют различные стратегии для выражения своей этнической принадлежности в киберпространстве, включая публикацию фо-

тографий и видеороликов. Графический и аудиовизуальный контент разносторонне демонстрирует традиционный этнокультурный комплекс и систему современных представлений о нем. Визуальным образам материальной культуры в саамских веб-сообществах была посвящена отдельная статья автора (Сулейманова 2020).

Текстовый контент группы «Самь оллмэ укоПаЙе.т/Саамы вкон-такте» охватывает широкий спектр разнообразных тем. По тематике представления информации: а) социально-общественная (социальные и экологические проблемы региона); б) социально-политическая (права коренных народов); в) этнокультурная (традиционная культура (материальная и духовная), язык и проблема его сохранения); г) образовательная; д) развлекательная. По жанру представления информации: а) новостной (информация о текущих событиях и мероприятиях, которая быстро теряет свою актуальность); б) документальный (уставы, научные статьи, книги и т.п.); в) дискуссионный (различные темы для обсуждения и комментарии под постами).

Администраторы и модераторы группы достаточно активно взаимодействуют с участниками. Они проводят опросы и организуют обсуждения. В данной группе создано 48 тем для свободного обсуждения (таблица). Следует отметить, что в последние годы наблюдается снижение частоты публикаций постов/репостов и комментариев на страницах данного сообщества (рис. 5, 6). Тенденция снижения активности модериро-вания и наполнения информационного контента наблюдается во многих саамских сетевых группах (Сулейманова 2021; Кузнецова 2022). Некоторые саамские веб-сообщества и вовсе приостановили свою деятельность. В основном это связано с нехваткой времени или потерей интереса к ведению группы у модераторов и организаторов. Снижение активности сетевых сообществ приводит к уменьшению культурно-просветительского потенциала для представителей саамской общины, а также для тех, кто интересуется саамской культурой.

Распределение обсуждаемых тем в группе «Самь оллмэ vkontakte.ru/CaaMbi вконтакте» по количеству комментариев

Темы для обсуждения4 Количество сообщений

«Выражения по-саамски» 129

«О ситуации саамского языка» 92

«Зачем хотят перепрофилировать нациальный культурный центр?????» 38

«Вопросы саамским организациям объединениям» 34

«Российские саами не хотят рассказывать о своей культуре» 23

«Саамские названия и что они обозначают» 22

«Сервер саами» 22

«За пределами Мурманской области активность саамов пропадает» 16

«Русская Лапландия?» 16

«Что для тебя означает быть саами?/Ми lea mearkkasa sápmelas? Geat 15

leat sápmelaCcat? Du mielas.»

«Саамская одежда» 15

«Строители Аркаима - Саами?» 10

«Саамские костяные кочедыки» 9

«Боги....» 9

«Развитие саамской культуры» 8

«Съезд саамов в Мурманске 14.12.2008» 8

«Аджь мйн» 7

«Yoik (Joik)» 7

«"Культурная программа"» 6

«Сейдозеро в рекламе фирмы "Сейд"» 6

«что такое саамские сейды? Где сохранились и зачем были нужны» 6

«Всероссийская школа молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» 5

«Вопрос Путину» 5

«Википедии на языках КМНС, О саамах в Русской Википедии» 5

«Sámi albmot beaivi\ 6 февраля - Международный Саамский день» 4

«Коммерческие структуры и использование саамской символики, 3

культуры..»

«simvolika / symbols» 3

«вопрос» 3

«Открыт раздел Саамский фольклор» 3

«Документальное кино. СААМЫ".» 3

«Музыкальный проект по финно-угорскому эпосу "Kehtolaulu"» 2

«мокшане обогнали саамов в проекте "7 чудес ФУМ"» 2

«Владение языками участников вконтакте» 2

«Конкурс» 1

«УЧЕБА В РГПУ им. ГЕРЦЕНА» 1

«Внимание: мини-конференция в педуниверситете» 1

«Внимание конкурс! Имя финно-угорского мира! Выдвигай своих кандидатов!! http://finugor.ru/leaders» 1

«Международный проект 7 чудес: предложения по чудесам саамов» 1

«Международный день коренных народов!» 1

«Национальный фонд поддержки демократии принимает заявки на 1

участие в программе»

«Финны, саами, коми, эрзя - родственные народы» 1

«Барабанная церемония» 1

«опрос с целью определения ведения социальной работы в Мурманской области с КМНС» 1

«Важен каждый голос» 1

«Лом рога северного оленя» 1

«Разные интересности» 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ контента позволил выявить ключевые темы, которые активно обсуждаются внутри сообщества «Самь оллмэ укоПаЙй.т/Саамы вкон-такте» и служат целям актуализации этнической идентичности: а) сохранение языка и культуры (проблема сохранения и возрождения саамских

языков и традиций; проблема искажения и профанации саамской культуры); б) историческая память и самоопределение (осмысление исторических событий, в том числе посредством документов и фотографий); в) культурное самовыражение и творчество (традиционные ремесла, музыка и танцы); г) политическая мобилизация и активизм (общественные инициативы и мобилизация членов этнического сообщества на защиту прав коренных малочисленных народов); д) традиционные промыслы (проблемы, связанные с ограничениями на ведение традиционного вида хозяйственной деятельности).

Рис. 5. Сумарное количество репостов по годам в группе «Самь оллмэ vkontakte.ru/Саамы вконтакте»

Рис. 6. Сумарное количество комментариев по годам в группе «Самь оллмэ vkontakte.ru/Саамы вконтакте»

Рассмотрим подробнее несколько примеров из тем для обсуждения, которые поднимаются внутри сообщества «Самь оллмэ vkon-takte.ru/Саамы вконтакте». Одной из первых в группе появилась тема под заголовком «Что для тебя означает быть саами?/Мп lea mearkkasa sápmelas? Geat leat sápmelaCcat? Du mielas». Администратор группы Сергей Гаврилов обращается к участникам группы с просьбой выразить свои мысли о том, кто такие саамы и что их отличает от других национально-

стей. Интерес представляет набор характеристик, с которыми ассоциируются (и ассоциируют сами себя) представители саамского народа: любвеобильность», «Yoik», «сохранение языка и культуры» и т.д. Ниже представлены примеры комментариев участников обсуждения:

любвеобильность.....хехехе....)))))))))5 (Анна А.);

я бы даже сказал сексопильность....:))) (Сергей Г.);

Кто его знает. Я уже отошел от активной саамской политики, но от упоминания о национальности отойти все равно не могу. Придает моему образу некоторую пикантность. А с другой стороны - в тундре и в лесу уж больно хорошо, мои мурманские друзья такого кайфа словить не могут (Леонид А.);

для меня саамы вообще начались с Усика. Вот и ассоцируются с этим потрясающим пением (Дана Л.);

Сохранение языка, культуры... Я СААМИ, и горжусь этим! (Сергей Г.).

В современных реалиях проблема сохранения родного языка является одной из актуальных тем саамского сообщества. В обсуждениях, посвященных саамскому языку, на протяжении многих лет наблюдалась высокая активность (по количеству комментариев). В обсуждениях под темой «Выражения по-саамски» участники группы («эксперты» / «носители языка») публикуют различные саамские выражения и их значения с переводом:

«Тиррв! - Привет! Здравствуй!

Тиррв ельбэдтэ! - Здравствуйте!

Коххт ялак? - Как живаешь? Кохт лев туйй - Как дела?

Шиггтэнне яла! - Хорошо живу, шигь лев туйй - Дела хорошо!

Коххт ляк тонн? - А ты как?

Шигь ли уййнэ тон! - Приятно тебя видеть!» (Анфиса А.).

Некоторые участники веб-сообщества интересуются у «экспертов», как правильно перевести на саамский язык то или иное выражение. Иногда вокруг проблемы перевода того или иного выражения возникает целая дискуссия.

Скажите, пожалуйста, как будет по саамски - Мы разные и в этом наше богатство! Мы разные и в этом наша сила! (Светлана З.).

Помогите, пожалуйста. Готовлюсь к открытому мероприятию. Не знаю, как будет по саамски: Соблюдайте правила дорожного движения. Сама никогда не изучала этот язык (Ирина Т.).

В последние годы количество постов и комментариев под обсуждениями, посвященными саамскому языку, значительно снижается. Возможно, это связанно с появлением различных онлайн-переводчиков и

мобильных приложений. В 2021 г. появилось новое мобильное приложение для изучения саамского языка - «Самь килл».

В обсуждении, посвященном саамской символике (тема «simvolika / symbols») опубликован текст национального гимна саамов, который сопровождается несколькими комментариями:

«1. Под Медведицей Большой вдали синеет край Саамов, гора уходит за горой, вода мелькает за водою, грады вершин и гребни сопок стремятся к небу высоко, шумят леса, текут там реки, стальные мысы достигают пространств волнующих морей.

2. Наши предки победили

всех злодеев в старину

и мы должны бороться, братья,

упрямо с угнетателем!

Народ ты крепкий, рожденный солнцем!

Враги тебя не победят,

язык свой только золотой храни,

и предков древних слог запомни:

саамам Саамскую Страну!».

Комментарий под текстом национального гимна:

Изумительный, красивый гимн! И совсем не важно, что саами борятся с национализмом, противопоставляя свой! Государство саами по определению не возможно! А проблемы быть могут! При всем моем уважении и гордости за то, что могу жить и радоваться той земле на которой живет вашь народ...., но и для других это тоже родина!!! (Марат М.).

Ответ на комментарий выше:

Ну здесь комплексная проблема. Здесь если затронуть вопрос о государственности, то в данный момент «виртуальной» (Сергей Г.).

В данном случае интерес представляет формулировка ответа о «виртуальной» государственности. Представители саамского народа активны не только на национальном, но и на международном уровне (общение и обмен опытом с зарубежными саамами из Норвегии, Финляндии, Швеции). С одной стороны, саамский народ разделен между четырьмя странами, а с другой - появление виртуальных сообществ стирает любые государственные границы.

В 2010 г. в обсуждении под заголовком «Развитие саамской культуры» возникает очередная дискуссия, которая фрагментарно представлена ниже:

Сам я не саам, чистокровный русский, живу в Мурманске. <...>. Надо признать, что русские в Мурманской области - изначально гости. Изначально на этой земле обитали именно саамы, народ со своей культурой, хоть и малочисленный сам по себе. <...>. Мурманск, Мончегорск, Апатиты и другие кольские города развивать в сторону "русского" оформления я смысла не вижу. Во-первых, не вяжется оно с Севером (второго Великого Устюга тут не сделаешь). Во-вторых, не обращать внимания на местную культуру мне кажется неэтичным. Поэтому в оформлении должны преобладать саамские мотивы. В каком виде - вам, наверное, видней. Может быть это некие узоры, символы, не знаю. Это уже вопрос к саамам (Дмитрий К.).

Да, я согласна, что оформление городов и развитие их же должно быть с признаками саамской культуры.... Очень рада узнать, что есть такие люди, которые понимают суть проблемы саамы-русские... ведь никто не противопоставляет эти 2 культуры, мы (саамы) лишь хотим чтоб признали тот факт, что издревле эти земли населяли саамы и в принципе, было бы, элементарно, вежливым, если бы социум, населяющий эти земли сейчас признал нас как коренных жителей... Я поддерживаю Вас в этом вопросе (Динара С.).

Когда живут вместе несколько народов, то естественно чья то культура играет доминирующую роль. А вот жить всем вместе и интересоваться культурой других народов - это не норма нашей жизни. А жаль!!! для начала в каждом населенном пункте нужно создать что то на вроде Дома Дружбы Народов. В Мурманске есть такой. И это будет очагом культуры всех народов. Про оформление: привести в порядок названия рек, озер, гор ... А то бывают курьезы: магазин Гирвас6 )) и других наберется не мало. Вообще использование саамских названий иногда вызывает смех у саамов и непонимание населения. Может сначала спросить надо: что значит это слово и можно ли его использовать. Читайте Каутокейнскую декларацию (Андрей Д.).

Как видно из приведенных выше комментариев, участник обсуждения (Дмитрий К.) затрагивает наболевший для саамского сообщества вопрос об использовании саамских названий и этнической символики. На фоне повышенного интереса к уникальной культуре коренного населения в Мурманской области активно развивается этнокультурный туризм. Поскольку туристическая индустрия ориентируется, прежде всего, на коммерческую прибыль и ожидания туристов, нередко культуру коренного населения превращают в яркую имитацию традиций и маркетинговый инструмент. В обсуждениях группы «Самь оллмэ укоп-1аЙ£.т/Саамы вконтакте» неоднократно возникали дискуссии вокруг проблемы использования саамской культуры в коммерческих целях. Так, 2 марта 2012 г. один из участников группы Вадим Л. опубликовал обращение следующего содержания:

Внимание! Компания по продаже строительной техники "Сейд" хочет использовать образ Сейдозера (Ловозерские тундры) в своей рекламной кампании - и видимо брендом. Появилась информация, что они собираются разместить наружную рекламу с изображением Сейдозера в центре Мурманска... "Сейд" значит "священный" по саамски. Сейдозеро - святое озеро саамов. Не слишком ли высоко берет данная торговая компания? Ваше мнение?

5 марта 2012 г. администратор группы Сергей Гаврилов продублировал данное сообщение. Под данным постом появились следующие комментарии:

Они уже многое опорочили о саамах. <...>. ну и по поводу Сейд озера это очень ужасно и кто то хорошо срубит денег. по примеру Нижегородской обл. озеро Светлояр местные политики так же планируют устроит на этом приманку для туристов и т.д. думаю местным общинам это очень не понравится. надо как то начать бороться за озеро Сейд (Вячеслав Ц.).

Сегодня на заседании Саамского парламента Кольского полуострова была поднята данная тема. И осудили данное намерение: использование саамской культуры в коммерческих целях. Будет написано обращение к компании по данному вопросу (Андрей Д.).

Позже саамский активист Андрей Данилов опубликовал в данном обсуждении выдержки из международной декларации («Декларация Рова-ниеми», Финляндия) следующего содержания: о необходимости получения согласия от народа саами на использование элементов саамской культуры; о запрете для индустрии туризма стеореотипизации культуры саамов и необходимости принимать во внимание, что саамы - народ, а не коммерческий продукт; культура саамов должна быть представлена местными национальными саамскими сообществами, а не выставляться в музеях; традиционная одежда саамов никогда не должна носиться несаамами; при использовании элементов культуры саамов в коммерческих целях саамы должны получить право на долю дохода от этой деятельности.

В этом же году на странице сообщества «Самь оллмэ укоп-takte.ru/Саамы вконтакте» проводился опрос с целью выявления отношения участников группы к данной проблеме. На вопрос «Ваше отношение к тому, как коммерческие структуры используют саамскую символику, часть культуры в своей деятельности?», большинство опрошенных высказали негативное отношение (61,1%), положительное отношение -22,2%. Остальные участники опроса выбрали следующие варианты ответов: «Не сталкивался, не знаю» (11,1%) и «Надо что-то делать» (5,6%).

В 2013 г. саамский активист Андрей Данилов написал заявление в прокуратуру с просьбой провести экспертизу выступления творческого коллектива «Радость» на юбилейном концерте, посвященном 75-летию Мурманской области. После посещения данного культурного мероприятия активист поделился своими впечатлениями: «.коллектив "Ра-дость"показал шамана, который танцевал под бурятское горловое пение, на голове была одета шапка или бурятских, или калмыкских шаманов, девочки бегали оленями в стилизованных костюмах норвежских саамов, причем на голове (у них были) мужские шапки, а сверху - меховые ка-

пюшоны с ушками, на ногах - шароварчики, как у узбечек. <...> Представителями власти и общественностью Мурманской области многое делается для сохранения культуры и самобытности коренного малочисленного народа саами. Но такие выступления сводят все эти начинания на нет. Искажение культуры народа саами грозит его исчезновению, так как без культуры народ любой вымирает» (Саамы обвинили.).

В 2017 г. кольские саамы запустили в социальных сетях акцию по борьбе с фейками саамской культуры под хештегом #осторожнофуфло. Цель данной акции - противодействие распространению ложных представлений и стереотипов о саамской культуре (рис. 7). Автором идеи стала жительница Мурманска Светлана Каценельсон, опубликовавшая новостной пост следующего содержания: «Предлагаю начать защищать саамскую культуру и традиции от подделок, насмешек и фейков! Давайте выкладывать под этим хэштегом всю развесистую клюкву, что распространяют про наш многострадальный народ! #осторожнофуфло» (Саами объявили акцию.). Под данным постом-обращением была закреплена фотография фирменного пряника под названием «Саамка» (рис. 8). Представителей саамской общественности возмутило не только название пряника, но и его внешний вид.

Рис. 7. Саамы запустили в социальных сетях акцию по борьбе с фейками саамской культуры под хештегом #осторожнофуфло

Рис. 8. Фотография фирменного пряника под названием «Саамка» с хештегом #осторожнофуфло

Данная акция стала активно освещаться на различных новостных сайтах. «Саамы очень переживают, что над их культурным наследием в виде одежды, песен и атрибутики издеваются профаны. Так, например, часто саамский костюм показывают участницы от Мурманской области на конкурсе "Краса Заполярья". И, как отмечают саамы, наряды часто бывают слишком сексуальные. Для многих жителей региона ошибки незаметны, однако для саами они обидны. Ведь их культура находится на грани исчезновения. Поэтому они решили провести акцию #осторож-нофуфло» (Саами против фуфла. 2018).

Саамские общественные организации и их активисты отстаивают право принимать участие в развитии местного этнотуризма и выражают недовольство некорректным использованием этнической символики в коммерческих целях. Саамская общественность регулярно обращается к местным властям с предложениями взаимодействовать по вопросам сохранения и развития культуры. С определенной периодичностью появляются новостные публикации, освещающие тему взаимодействия коренного населения с представителями бизнеса и туристических сообществ в целях недопущения искажения саамской символики и формирования ложного этнического образа: «В Мурманской области состоялся диалог представителей туриндустрии и саамов» (В Мурманской области...); «Кольские саамы за туризм, но достоверный» (Андреева б. д.); «Культура саами как изюминка Мурманской области» (Андреева б.д.).

В 2020 г. Фонд саамского наследия и развития присоединился к акции кольских саами #осторожнофуфло#bewareoffake#осторожноподделка. Вскоре после этого на сайте фонда была размещена информация о присуждении антипремии базе отдыха «Огни Имандры». На сайте «KOLASAPMI» также была представлена информация о данной «фейко-вой» этнической деревне. Как сообщалось в источнике, члены Фонда саамского наследия и развития неоднократно обращались к администрации базы отдыха по различным вопросам, а также оставляли комментарии в социальных сетях компании с просьбой устранить грубые нарушения в презентации культуры саами. Однако руководство данной компании никак не отреагировало на активные действия и призывы народа саами. В связи с этими обстоятельствами базе отдыха «Огни Имандры» была присвоена почетная антипремия.

7 февраля 2022 г. на стене сообщества «Самь оллмэ укоП;ак1е.ги/Са-амы вконтакте» был опубликован новостной пост о том, что президент Ассоциации кольских саамов Елена Рочева представила проект «Саамский костюм. От истоков к современности», направленный, прежде всего, на недопущение искажения традиционной культуры представителями туриндустрии.

21 февраля 2022 г. под хештегом #осторожнофуфло саамский активист Андрей Данилов разместил на своей личной странице в социальной

сети «ВКонтакте» несколько фотографии сувенирных кукол (рис. 9), которые репрезентируют «грубые» и «непрофессиональные» копии традиционной саамской одежды. Этнические образы могут быть легко распознаваемыми, но не всегда отражают реальный образ современного представителя этноса (Шалыгина, 2019: 73). Распространение в медиапро-странстве некорректных визуальных образов этнической культуры формирует ложное представление о культуре народа. В настоящее время в Мурманской области возрождается и развивается декоративно-прикладное искусство коренного населения. Представители саамского сообщества ведут активный диалог с производителями туристических продуктов с целью улучшения качества сувенирной продукции.

Андрей Данилов

21 фее 2022 в 8:20

Ещё и саамка. Правильно саами.

#осторожнофуфло #bewaгeoffake #осторожноподделка #в1ор5атуТакеБ #берегисаэмское #позаат^аке$

^^ с Светлана Бабко

Г 17 фев в 3 46

Кукла &£]ио1;Саамка&С4ио1, высота 35 см пластик ладдол, акрил мех натуральный, фетр, подставка дерево покрытие эпоксидная смола

Рис. 9. Пост с хештегом #осторожнофуфло опубликован на личной странице саамского активиста Андрея Данилова

Проблема фейков саамской культуры была затронута и участниками виртуального анкетирования. Так, на открытый вопрос анкеты «Представлена ли культура вашего народа в Интернете? Каким образом?» был получен следующий ответ:

Информации много. Но много фальшивой информации и фейков (Мужчина, 52 года).

Ниже представлены ответы на другой вопрос анкеты: «Согласны ли вы с утверждением, что сегодня активность в сети отражает реальное существование этнической группы? Почему?»:

Иногда отражает некорректно, с нарушением идентичности (Женщина, 49 лет);

Не совсем, многие вещи мы не говорим из-за внимания, которое может быть со стороны властей. Многие темы поднимаются, например, фейковые деревни и продавцы пользующиеся этникой малых народов, но хотелось бы освещать больше трудностей и проблем которые окружают коренные народы (Женщина, 28 лет).

Саамы являются успешным примером того, как при помощи различных репрезентационных технологий можно бороться со стереотипами и шаблонами образа своего народа. Активная роль в привлечении внимания общественности к проблеме профанации саамской культуры и борьбе с фейками посредством распространения информации в социальных сетях принадлежит этнолидерам и общественным организациям.

В заключение

Этнические киберсообщества играют значимую роль в процессе формирования этнического самосознания и в создании новых форм культурного самовыражения. Цифровые технологии не вытесняют, а дополняют традиционные формы конструирования и репрезентации этничности. Они облегчают доступ к образовательным материалам и ресурсам, что способствует развитию и сохранению языков и культурных практик. Кроме того, виртуальное пространство стало мощным инструментом для распространения информации о социальных проблемах этнических групп и донесения их до широкой общественности. Однако развитие цифровизации ставит перед коренными народами и ряд новых проблем. Существует риск того, что цифровые технологии могут быть использованы для распространения ложных этнических стереотипов, культурного присвоения и коммерциализации традиционных знаний и культурных практик коренных народов.

Данное исследование открывает широкие перспективы для изучения особенностей репрезентации этнической идентичности кольских саамов в киберпространстве. В дальнейшем оно может быть расширено за счет привлечения материалов из других социальных сетей и мессенджеров («Одноклассники», Telegram и др.). С целью выявления специфичности саамского варианта репрезентации этничности необходимо проведение сравнительного анализа, для которого потребуется привлечение материалов по другим этническим группам.

Примечания

1 Виртуальная анкета разработана Белоруссовой С.Ю. - руководителем проекта РНФ 2378-10079 «Коренные малочисленные народы: виртуальная этничность и сетевые опыты».

2 По количеству участников (за исключением сообществ, созданных с коммерческой целью).

3 Орфография и пунктуация оригинального текста сохранены.

4 Орфография и пунктуация в названиях тем для обсуждения сохранены.

5 Здесь и далее орфография и пунктуация в цитатах сохранены.

6 Значение слова «гирвас» (лопарское) - самец оленя, вожак диких оленей.

Список источников

Андреева Е. Кольские саамы за туризм, но достоверный // Официальный сайт «Мурманский вестник». 2021. 18 февраля. URL: https://www.mvestnik.ru/newslent/kolskie-saami-za-turizm-no-dostovernyj/ (дата обращения: 10.01.2024).

Андреева Е. Культура саами как изюминка Мурманской области // Официальный сайт «Мурманский вестник». 2021. 5 февраля. URL: https://www.mvestnik.ru/newslent/ kultura-saami-kak-izyuminka-murmanskoj-oblasti/ (дата обращения: 10.01.2024).

Белоруссова С.Ю. Коренные малочисленные народы: виртуальная этничность и сетевые опыты // Этнография. 2022. № 4 (18). С. 84-111.

Борисова И.З. Роль киберпространства в формировании этнической идентичности // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10, № 3А. С. 26-30.

В Мурманской области состоялся диалог представителей туриндустрии и саамов // Официальный сайт «Комсомольская правда». 2021. 19 мая. URL: https://www.murmansk.kp.ru/daily/27280/4415397/ (дата обращения: 10.01.2024).

Гимадеева Д.Р. Татарские сетевые группы как вид этнических сообществ // Культура. Духовность. Общество. 2012. № 1. С. 277-282. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_20364239_61326424. pdf (дата обращения: 12.01.2024).

Головнёв А.В. Кочевники Арктики: искусство движения // Этнография. 2018. № 2 (2). С. 6-45.

Головнёв А.А., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. Веб-этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 100-108.

Головнёв А.В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. Виртуальная этничность и киберэтногра-фия. СПб.: МАЭ РАН, 2021.

Головнёв А.В. Кочевники Севера: ментальность и мобильность // Новые исследования Тувы. 2019. № 3. С. 15-26.

Кузнецова Л.А. Анализ динамики функционирования саамских сетевых сообществ России и Мурманской области // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Т. 44, № 6. С. 99-109.

Кузнецова Л.А., Разумова И.А. Образовательный и культурно-просветительский компонент саамских этнических интернет-сообществ // Труды Кольского научного центра РАН. 2020. Т. 11, № 1-18. С. 5-24.

Махмутов З.А., Габдрахманова Г.Ф. Особенности этнической идентичности виртуальных татарских сообществ в социальной сети ВКонтакте // Историческая этнология. 2016. Т. 1, № 2. С. 276-292. URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/sohranenie-traditsiy-korennyh-malochislennyh-narodov-severa-sotsiokulturnyy-analiz-na-primere-yamalo-ne-netskogo-avtonomnogo-okruga (дата обращения: 12.01.2024).

Михайлов А. Для изучения саамского языка в Заполярье создадут компьютерную игру // Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2022/10/11/reg-szfo/dlia-izucheniia-saamskogo-iazyka-v-zapoliare-sozdadut-kompiuternuiu-igru.html (дата обращения: 12.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разумова И.А., Сулейманова О.А. Саамские сетевые сообщества в «этническом Интернете» России // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 2 (179). С. 114-122.

Саами обвинили мурманские власти в оскорблении их чувств // Официальный сайт «Национальный акцент». 2013. 12 июля. URL: https://nazaccent.ru/content/8404-saamy-obvinili-murmanskie-vlasti-v-oskorblenii.html (дата обращения: 10.01.2024).

Саами объявили акцию по борьбе с фейковой культурой // Официальный сайт «Центр содействия коренным малочисленным народам Севера / Учебный центр коренных народов Севера (ЦС КМНС / РИТЦ). 2017. 14 ноября. URL: https://www.csipn.ru/glav-naya/novosti-regionov/3632-saami-ob-yavili-aktsiyu-po-borbe-s-fejkovoj-kul-turoj#.YpPm3jPP1Bl (дата обращения: 10.01.2024).

Саами против фуфла // Официальный сайт «ДЗЕН». 2018. 5 сентября. URL: https://dzen.rU/a/W4-GOP87jwCq3N4i (дата обращения: 10.01.2024).

Сулейманова О.А. Презентация культуры кольских саамов в социальной сети «ВКон-такте»: динамика визуальных образов материальной культуры // Этнография. 2020. № 3 (9). С. 169-199.

Сулейманова О.А. Саамские веб-сообщества глазами модераторов (на примере социальной сети «ВКонтакте» // Труды КНЦ РАН. Гуманитарные исследования. 2021. Вып. 21. Т. 12. № 4. С. 144-153.

Холопов Д.А. Этническая идентичность в пространстве интернета // Материалы IX Международной научной конференции «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве». 2021. Т. 1, № 10. С. 229-236.

Шалыгина Г.Э. Фейклоризация в этническом туризме: риски и альтернативы // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 3. Общественные науки. 2019. С. 69-76.

Castells M. The Network Society: from Knowledge to Policy // The Network Society: From Knowledge to Policy. Washington, 2005. P. 3-21.

Diamandaki K. Virtual ethnicity and digital diasporas: Identity construction in cyberspace // Global Media Journal. 2003. № 2 (2). P. 1-40.

Lindridge А. (Virtual) ethnicity, the Internet, and well-being // Marketing Theory. 2015. Vol. 15, № 2. P. 279-285.

Poster M. Critical Theory and Poststructuralism: In Search of a Context. Cornell University Press, 1989. P. 1-112.

References

Andreeva E. (2021) Kol'skie saamy' za turizm, no dostoverny'j [Kola Sami for tourism, but reliable], Oficial'nyj sajt «Murmanskij vestnik», 18 fevralya 2021 g. [Official website "Murmansk Herald", February 18, 2021]. Available at: https://www.mvestnik.ru/ newslent/kolskie-saami-za-turizm-no-dostovernyj/ (Accessed 10 January 2024).

Andreeva E. (2021) Kul'tura saami kak izyuminka Murmanskoj oblasti [Sami culture as a highlight of the Murmansk region], Oficial'nyj sajt «Murmanskij vestnik», 5 fevralya 2021 g. [Official website "Murmansk Herald", February 5, 2021]. Available at: https://www.mvestnik.ru/newslent/kultura-saami-kak-izyuminka-murmanskoj-oblasti/ (Accessed 10 January 2024).

Belorussova S.Yu. (2022) Korennye malochislennye narody: virtual'naya etnichnost' i setevye opyty [Indigenous peoples: virtual ethnicity and network experiences], Etnografiya, no 4, pp. 84-111.

Borisova I.Z. (2020) Rol' kiberprostranstva v formirovanii etnicheskoj identichnosti [The role of cyberspace in the formation of ethnic identity], Kul'tura i civilizaciya, Vol. 10, no 3, pp. 26-30.

Gimadeeva D.R. (2012) Tatarskie setevye gruppy kak vid etnicheskih soobshchestv [Tatar network groups as a type of ethnic communities], Kul'tura. Duhovnost'. Obshchestvo, no 1, pp. 277-282. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_20364239_61326424.pdf (Accessed 12 January 2024).

Golovnev A.V. (2018) Kochevniki Arktiki: iskusstvo dvizheniya [Nomads of the Arctic: the art of Movement], Etnografiya no 2, pp. 6-45.

Golovnev A.A., Belorussova S.Yu., Kisser T.S. (2018) Veb-etnografiya i kiberetnichnost' [Web ethnography and cyberethnicity], Ural'skij istoricheskij vestnik, no 1, pp. 100-108.

Golovnyov A.V., Belorussova S.Yu., Kisser T.S. (2021) Virtual'naya etnichnost' i kiberetnografiya [Virtual ethnicity and cyberethnography]. St. Petersburg: MAE RAN.

Golovnev A.V. (2019) Kochevniki Severa: mental'nost' i mobil'nost' [Nomads of the North: mentality and mobility], Novye issledovaniya Tuvy, no 3, pp. 15-26.

Kuznecova L.A. (2022) Analiz dinamiki funkcionirovaniya saamskih setevyh soobshchestv Rossii i Murmanskoj oblasti [Analysis of the dynamics of the functioning of Sami network communities Russia and Murmansk region], Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, Vol. 44, no. 6, pp. 99-109.

Kuznecova L.A., Razumova I.A. (2020) Obrazovatel'nyj i kul'turno-prosvetitel'skij komponent saamskih etnicheskih internet-soobshchestv [Educational and cultural component of Sami ethnic online communities], Trudy Kol'skogo nauchnogo centra RAN, Vol. 11, no 1-18, pp. 5-24.

Mahmutov Z.A., Gabdrahmanova G.F. (2016) Osobennosti etnicheskoj identichnosti virtual'nyh tatarskih soobshchestv v social'noj seti Vkontakte [Features of the ethnic identity of virtual Tatar communities on the social network VKontakte], Istoricheskaya etnologiya, Vol. 1, no 2, pp. 276-292. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ri/ sohranenie-traditsiy-korennyh-malochislennyh-narodov-severa-sotsiokulturnyy-analiz-na-primere-yamalo-nenetskogo-avtonomnogo-okruga (Accessed 12 January 2024).

Mihajlov A. Dlya izucheniya saamskogo yazyka v Zapolyar'e sozdadut komp'yuternuyu igru [A computer game will be created to study the Sami language in the Arctic], Internet-portal «Rossijskoj gazety» [Internet portal of the Rossiyskaya Gazeta]. Available at: https://rg.ru/2022/10/11/reg-szfo/dlia-izucheniia-saamskogo-iazyka-v-zapoliare-sozdadut-kompiuternuiu-igru.html (Accessed 12 January 2024).

Razumova I.A., Sulejmanova O.A. (2019) Saamskie setevye soobshchestva v «etnicheskom Internete» Rossii [Sami network communities in the "ethnic Internet" of Russia], Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, no (179). pp. 114-122.

Saami obvinili murmanskie vlasti v oskorblenii ix chuvstv [The Sami announced an action to combat fake culture], Oficial'nyj sajt «Nacional'nyj akcent», 12 iyulya 2013 g. [Official website "National Accent", July 12, 2013]. Available at: https://nazaccent.ru/content/8404-saamy-obvinili-murmanskie-vlasti-v-oskorblenii.html (Accessed 10 January 2024).

(2018) Saami protiv fufla [Sami vs bullshi], Oficial'nyj sajt «DZEN». 5 sentyabrya 2018 g. [Official website «DZEN», September 5, 2018]. Available at: https://dzen.ru/a/W4-GOP87jwCq3N4i (Accessed 10 January 2024).

Sulejmanova O.A. (2020) Prezentaciya kul'tury kol'skih saamov v social'noj seti V'VKontakteV: dinamika vizual'nyh obrazov material'noj kul'tury [Sami web communities through the eyes of moderators (using the example of the social network "VKontakte"], Etnografiya, no 3, pp. 169-199.

Sulejmanova O.A. (2021) Saamskie veb-soobshchestva glazami moderatorov (na primere social'noj seti «VKontakte» [Sami web communities through the eyes of moderators (using the example of the social network "VKontakte"], Trudy KNC RAN. Gumanitarnye issledovaniya, Is. 21, Vol. 12, no 4, pp. 144-153.

Holopov D.A. (2021) Etnicheskaya identichnost' v prostranstve interneta [Ethnic identity on the Internet]. Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Social 'naya integraciya i razvitie etnokul'tur v evrazijskomprostranstve», Vol. 1, no 10, pp. 229-236.

Shaly'gina G.E. (2019) Fejklorizaciya v e'tnicheskom turizme: riski i al'ternativy' [Fakelorization in ethnic tourism: risks and alternatives], Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. Obshhestvenny'e nauki, pp. 69-76.

V Murmanskoj oblasti sostoyalsya dialog predstavitelej turindustrii i saamov [A dialogue between representatives of the tourism industry and the Sami took place in the Murmansk region], Oficial'nyj sajt «Komsomolskaya pravda», 19 maya 2021 g. [Official website "Komsomolskaya Pravda", May 19, 2021]. Available at: https://www.murmansk.kp.ru/ daily/27280/4415397/ (accessed: 10.01.2024).

Castells M. (2005) The Network Society: from Knowledge to Policy. The Network Society: From Knowledge to Policy. Washington, pp. 3-21.

Diamandaki K. (2003) Virtual ethnicity and digital diasporas: Identity construction in cyberspace. Global media journal, no. 2, pp. 1-40.

Lindridge А. (2015) (Virtual) ethnicity, the Internet, and well-being. Marketing Theory,

Vol. 15, no 2, pp. 279-285. Poster M. (1989) Critical Theory and Poststructuralism: In Search of a Context. Cornell University Press, pp. 1-112.

Сведения об авторе:

СУЛЕЙМАНОВА Олеся Анатольевна - кандидат исторических наук, научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов.

Information about the author:

Olesya A. Suleymanova, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the RAS (Saint Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 29 марта 2024;

принята к публикации 20 июня 2024.

The article was submitted 29.03.2024; accepted for publication 20.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.