Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 21. 2021. Т. 12, № 4. С. 141-153.
Transactions of the Ко1а Science Centre. Humanitarian studies. Series 21. 2021. Vol. 12, no. 4. P. 141-153.
Научная статья
УДК 004.946:39(=511.12)
DOI: 10.37614/2307-5252.2021.4.21.010
СААМСКИЕ ВЕБ-СООБЩЕСТВА ГЛАЗАМИ МОДЕРАТОРОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)
Олеся Анатольевна Сулейманова3
Центр гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН, Апатиты, Россия [email protected], https://orcid. org/0000-0001-5109-958X
Аннотация
В статье рассматривается проблема модерации сетевых этнических сообществ на примере саамских виртуальных групп «ВКонтакте». Проведен эскпертный опрос с модераторами веб-сообществ, на основе которого определены цели создания групп, их основные функции и перспективы дальнейшего развития. По мнению опрошенных модераторов, приоритетная цель создания данных групп — объединение представителей саамского народа на единой, хоть и виртуальной площадке, в рамках которой могут быть реализованы определенные индивидуальные и коллективные интересы (поиск единомышленников, получение знаний, чувство общей этнической принадлежности и т. п.). Среди основных функций саамских веб-сообществ модераторы выделяют те, которые присущи подобным виртуальным этническим объединениям: коммуникативную, интегративную, информационно-познавательную, развлекательную и ряд других. Наиболее важными для распространения модераторы считают такие темы, как сохранение саамского языка и культуры (в том числе значительная часть контента связана с материальной культурой), экологические проблемы и традиционные промыслы. При этом отмечается, что наибольший отклик у аудитории данных групп получают посты, посвященные искусству, развлекательной и повседневно-бытовой тематике. Модераторы тщательно отслеживают тематическую направленность контента и стараются избегать различных «острых» тем и дискуссий, особенно связанных с политикой. Аудитория саамских сетевых сообществ оценивается модераторами как бесконфликтная, но в то же время как недостаточно активная. В целом, модераторы высоко оценивают технологические возможности социальных сетей для распространения актуальной информации, налаживания контактов, самопрезентации, социализации саамской молодежи, трансляции своей культуры и выражения этнической идентичности. Ключевые слова:
виртуальное сообщество, коммуникация, модерация, саамы, социальная сеть «ВКонтакте» Финансирование:
Статья выполнена по теме гос. задания ЦГП КНЦ РАН № 0226-2019-0066. Для цитирования: Сулейманова О. А. Саамские веб-сообщества глазами модераторов (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 21. 2021. Т. 12, № 4. С. 141-153. http://dx7doi.org/10.37614/2307-5252.2021.4.21.010.
Original article
THE SAAMI WEBCOMMUNITIES IN THE EYES OF MODERATORS (ON THE EXAMPLE OF "VKONTAKTE" SOCIAL NETWORK)
Olesya A. Suleymanova3
Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of RAS, Apatity, Russia [email protected]'3', https://orcid. org/0000-0001-5109-958X
Abstract
The article discusses the problem of moderation of ethnic network communities on the example of the Sami virtual groups "VKontakte". An expert survey was conducted with moderators of webcommunities, on the basis of which the goals of creating groups, their main functions and prospects for further development were determined. According to the interviewed moderators, the priority goal of creating these groups is to unite representatives of the Sami people on a single, albeit virtual platform, within which certain individual and collective interests can be realized (searching for like-minded people, gaining knowledge, a sense of common ethnicity, etc.). Among the main functions of the Sami webcommunities, the moderators single out those that are inherent in such virtual ethnic associations: communicative, integrative, information-cognitive, entertainment and a number of others. The moderators consider the most important topics for dissemination to such topics as the preservation of the Sami language and culture (including a significant part of the content related to material culture), environmental problems and traditional crafts. At the same time, it is noted that the greatest response from the audience of these groups is received by posts devoted to art, entertainment and everyday life topics. Moderators carefully monitor the thematic focus of the content and try to avoid various "sensitive" topics and discussions, especially those related to politics. The audience of the Sami online communities is assessed by the moderators as conflict-free, but at the same time not active enough. In general, the moderators highly appreciate the technological capabilities of social networks for disseminating relevant information, establishing contacts, self-presentation, socializing Sami youth, broadcasting their culture and expressing ethnic identity. Key words:
virtual community, communication, moderation, Sami, social network "VKontakte"
Funding
The article was made on the topic of the state assignment of the Barents Centre of the Humanities of KSC RAS No. 0226-2019-0066.
For citation: Suleymanova O.A. The Saami webcommunities in the eyes of moderators (on the example of «VKontakte» social network) // Ttransactions of the Kola Science Centre. Humanitarian studies. Series 21. 2021. Vol. 12, no. 4. P. 141-153. http://dx/doi.org/10.37614/2307-5252.2021.4.21.010.
Коренные народы, находящиеся на грани исчезновения во многих частях мира, были одними из первых приверженцев современных информационно-коммуникационных технологий не только для того, чтобы быть связанными в пространстве и времени, но и для того, чтобы их голос был услышан в эпоху глобализации [1: 28].
Развитие современных информационных технологий и Интернета привело к появлению новых форм коммуникации и интеграции. «Интернет позволяет не только обмениваться и торговать информацией, но и выступает как среда для формирования новых практик и сообществ — типичных объектов антропологических интересов, а следовательно, не может не привлекать внимания антрополога» [2: 6]. В настоящее время изучение новых практик виртуального взаимодействия и специфика развития этничности в Интернете («киберэтничности») является одним из актуальных научных направлений. На данный момент опубликован целый ряд работ, посвященных виртуальным этническим сообществам [3-7].
Виртуальные объединения играют значимую роль в повседневной и общественной жизни индивидов и сообществ, в том числе этнических. Представители различных этнических групп создают виртуальные сообщества с целью трансляции своей культуры и традиций. Мы солидаризируемся с определением Г. И. Грибановой и В. И. Юдина, что виртуальные этнические объединения — «это сообщества, не привязанные к определенному месту и времени, но все же служащие интересам определенной социальной группы, члены которой объединены чувством общей этнической принадлежности, формирующей политическую, социальную и культурную реальность, в рамках которой реализуются определенные интересы и осуществляются различные виды деятельности» [1: 20].
В 2019-2020-е гг. нами были проведены исследования, посвященные различным аспектам, связанным с идентификацией и функционированием киберсообществ кольских саамов на материале социальной сети «ВКонтакте» [8, 9]. В ходе проведенных исследований было проанализировано 13 саамских вебсообществ1, тематическая направленность, которых связана с презентацией культуры кольских саамов. Изучение виртуальных групп осуществлялось на основе анализа контента (сообщений на стенах, обсуждений, вопросов, комментариев) и наблюдения. Анализ текстового, аудио- и визуального контента позволил сделать выводы о разносторонней, хотя и неравномерной, демонстрации традиционного этнокультурного комплекса и системы современных представлений о нем, а также о значительных усилиях саамской общественности по актуализации традиционной культуры. Было выявлено, что саамские виртуальные объединения полифункциональны и способствуют социальной коммуникации и интеграции на разных уровнях — территориальном, этническом, межнациональном, межинституциональном, межличностном [8: 119]. В те же годы нами были проведены экспертные интервью с администраторами и модераторами данных сообществ с целью отражения специфики функционирования саамских виртуальных групп, так сказать, «изнутри». Следует отметить, что, несмотря на активизацию интереса к изучению этнических сетевых сообществ, проблеме их модерации в статьях исследователей отводится незначительное место. Среди работ, посвященных модерации в социальных сетях [10, 11] можно отметить исследование И. В. Гужовой «Создание этнособществ кыргызов-мигрантов в социальной сети "ВКонтакте" как способ сохранения национальных корней (по материалам онлайн-интервью с модераторами сообществ)» [10]. Автор на основе анализа глубинных интервью раскрывает функциональные и коммуникативные возможности модераторов этносообществ кыргызов-мигрантов, которые позволяют им транслировать в социальных сетях тот или иной проект этнической идентичности [10: 82]. Как отмечают исследователи, «Интернет становится удобной площадкой для развития этничности за счет индивидуальных этнопроектов: уже сегодня киберэтничность прирастает этнически окрашенными персональными амбициями» [4: 106].
В рамках данной статьи предпринята попытка обобщения результатов экспертного опроса с модераторами саамских вебсообществ в социальной сети «ВКонтакте», проведенного в 2019-2020 гг. Модератор — это индивид, «актор, который отслеживает информационные сообщения» [11: 134] в онлайн-беседах, сообществах и пабликах в социальных сетях. Он обладает меньшими правами, чем администратор, но большими, чем рядовой пользователь, поскольку может подвергать редактированию и удалять чужие сообщения. Не редки случаи, когда администраторы сами осуществляет модерацию своих виртуальных сообществ. Среди опрошенных нами «экспертов» как раз и оказались такие представители. Следует также отметить, что большинство модераторов (администраторов) саамских виртуальных групп отказались принять участие в опросе. Один из информантов предоставил ответы на вопросы нашего опросного листа в письменной форме. В результате, было опрошено трое «экспертов» — Мария Дугина (один из модераторов и администраторов Мурманской областной общественной организации саамов «Самь Нураш» — «Саамская молодежь» (525 участников)); Сергей Николаев2 (один из модераторов и администраторов группы "Sâpmi" (623 участника)); Андрей Данилов3 (один из модераторов и администраторов групп «Самь оллмэ vkontakte.ru/Саамы вконтакте» (1299 участников), «Ловозерский р-он — о чем молчат другие» (905 участников), «Фонд саамского наследия и развития» (139 участников), "Sâpmi" (623 участника)).
Несмотря на различную функциональную направленность, все упомянутые выше виртуальные группы освещают саамскую тематику и ориентированы на одну целевую аудиторию — представителей саамского сообщества и тех, кому интересна саамская культура. Как показал анализ саамских вебсообществ, каждую отдельную виртуальную группу одновременно может администрировать и модерировать несколько человек, как по личной инициативе, так и представляя интересы определенных общественных объединений. Кроме того, киберактивисты одновременно могут заниматься развитием сразу нескольких виртуальных сообществ (например, саамский общественник Андрей Данилов). «Для многих выражение своей этнической идентичности в сети Интернет становится не просто способом привлечь внимание, а действительно способом отразить "себя". Особенно хорошо это заметно в среде активистов этнических движений, которые поддерживают отображение своей этнической принадлежности всеми способами и во всех аккаунтах в социальных сетях» [12: 39].
Как верно отмечает С. С. Носова, «роль организатора коммуникации и его ядра играет модератор. Именно он является инициатором коммуникации, гарантом соблюдения определенных правил и выполняет роль медиатора между участниками сообщества и внешней аудиторией» [13: 96]. Основанием для создания виртуального сообщества является какая-либо «центральная идея» (цель). В зависимости от заданной цели того или иного виртуального сообщества модераторы формируют тематическую направленность их контента. «Модераторы виртуальных сообществ часто являются их создателями, это определяет их понимание целей рождения сообщества, как правило, они целенаправленно создают контент ресурса, заинтересованы в численности и активности группы, транслируют (явно или латентно) свои ценностные установки, стереотипы, убеждения» [10: 81].
Исследователи отмечают, что «сегодня наибольшую активность в киберпространстве проявляют сообщества, прежде всего диаспоры и дисперсно расселенные этнические меньшинства, компенсирующие посредством Сети дефицит реальной территориальной близости и коммуникации» [5: 106]. Опрошенные нами модераторы подтверждают, что приоритетной целью создания администрируемых ими групп явилась попытка объединить представителей саамского народа (которые территориально разделены, проживая в разных регионах и странах) на единой, хоть и виртуальной площадке, в рамках которой могут быть реализованы определенные индивидуальные и коллективные интересы (получение знаний, распространение информации, налаживание контактов и т. п.). Коммуникация, интеграция, обмен информацией, знаниями происходят и внутри саамского сообщества, и за его пределами. Из цитат информантов:
Когда была организована наша группа, да, создана наша организация «Самь Нураш», мы уже ставили посыл, чтобы объединить саамскую молодежь в плане того, чтобы показать, что ты не один, да, что саамов, саамов много. <....> Тем более саамская молодежь, она проживает обширно на Кольском полуострове. Кольский полуостров, он большой, и для людей очень удобно распространять какую-то информацию по поводу каких-то мероприятий, о каких-то событиях. <....> Ну, как минимум, такие группы помогают распространить информацию, опять же, о тех же общественных заседаниях, куда можно прийти, где будут подниматься те или иные вопросы, да, проблемы в саамской сфере. Вот, и мне кажется, без таких групп люди бы мало знали о том, что что-то происходит, так как можно прийти и что-то обсудить. <....> Каких-то конкретных проблем не решает (<про группу «Самь Нураш» — О. С.>), но предоставляет и распространяет информацию (И. 1);
Первоначальный замысел был именно в общении с соплеменниками, в виду того, что я проживал в другом регионе. Через три года направление изменилось, упор был сделан именно на культурную составляющую — мифология и легенды саамского народа (И. 2);
... потому что недостаток информации о саамах, о саамской земле, тематике .... Нет в СМИ такой тематики. И молодежь, она же не читает газеты. Есть у нас, кто газеты читает? Телевизор тоже мало кто смотрит, в сущности. А «ВКонтакте» — это вещь! <....> Каждый человек, хоть раз в неделю, туда заходит и может просмотреть новости. Поэтому цель, скорее всего, распространение информации. <....> Очень моментально расходится новость! <...> Например, какую-то новость у нас берет «СеверПост»4, и уже через двадцать - тридцать минут после нашей публикации, и через десять минут после публикации в «СеверПосте» со мной уже связываются федеральные СМИ. То есть видите, как в течение часа охватываем всю страну и весь мир. <...> Поэтому с этой точки зрения, создание резонанса — одна из целей. <....> О том, что мы пишем в наших группах — это вызывает огромный резонанс! И люди смотрят и пишут в личку, и звонят, и при встрече говорят мне: «Андрей, молодец! Спасибо, Андрей, ты правильно написал!». Но всякое бывает. Я, конечно, понимаю, что у людей это на слуху, в том числе, у саами, в первую очередь. Потому что в эти группы заходят очень много саами. И соцсеть переходит в сарафанное радио (И. 3).
Помимо того, что социальные сети, по сравнению с традиционными СМИ, способствуют оперативному распространению информации, основное их преимущество в возможности обратной связи и «установления непосредственного контакта аудитории с производителями информационного контента, включая их совместное участие в этом процессе» [14: 34]. Кроме того, социальная сеть «ВКонтакте» предоставляет «технологические возможности создания и поддержания коммуникаций с другими пользователями сервиса через механизмы обмена личными сообщениями, комментирования размещенных пользователем текстов и мультимедийных материалов, размещения сообщений на стене пользователя либо в темах в рамках группы» [8: 116]. Подобные возможности социальных сетей способствуют привлечению огромного числа участников. На сегодняшний день социальная сеть «ВКонтате» является самым посещаемым ресурсом русскоязычного сегмента Интернета, в то время как Мурманская область находится на втором месте в России по количеству участников этой сети от общей доли населения. Из цитат информантов:
Был форум «Саами»5, который есть, кстати, и сейчас. <....> Но сам по себе форум, он раньше был до «ВКонтатке», он очень был популярная вещь. То есть люди сидели на форумах различных. А потом они все перешли в социальную сеть, ну в частности, в «ВКонтакте». Поэтому одной из причин стало, что люди перешли в обсуждения и просмотры в «ВКонтатке». Она стала реально конкурировать с форумами. И сам форум он не удобен. Не удобен по поиску, не удобен по оформлению, тратится много времени, индексация не очень. А в «ВКонтакте» — это очень нормально продумано (И. 3);
Ну, она <социальная сеть «ВКонтакте» — О. С.> еще и десять лет назад была уже такой как бы хорошей платформой для общения и распространения всякой информации тем более для саамов (И. 1).
На основании экспертного опроса и анализа контента саамских вебсообществ выделены их основные функции: коммуникативная, интегративная, информационно-познавательная, развлекательная и др. Модераторы и администраторы саамских вебсообществ преследуют цели
активизации практической культурно-проектной деятельности, просветительские, сохранения культуры и традиций, презентации этнической идентичности и самовыражения. При этом они отмечали, что «рядовые» участники сетевой коммуникации вступают в данные группы с целью поиска единомышленников, получения различных знаний и из чувства сопричастности к данному этническому сообществу. Из цитат информантов:
Люди ищут новости из первых рук, новые контакты, родственников, информацию (И. 2);
У всех <функции — О. С.> разные. У нас были ребята, которые понимали, что у них среди их людей чего-то вот недостает, то есть им хочется научиться вышивать, да, им хочется научиться говорить по-саамски, а среди их друзей они не могут найти человека, который бы разделял их интересы. А в нашей группе они могут найти такого человека (И. 1).
Все модераторы отмечали, что наиболее значимой и обсуждаемой темой является проблема сохранения саамского языка. В связи с этим в контенте виртуальных саамских сообществ используются идиомы, высказывания на саамском и русском языках. Кроме того, дублируются на саамский язык и названия сообществ, приветствия, прощания, благодарности, обращения администраторов. Некоторые веб-сообщества предоставляют возможности для изучения родного языка (в группах выкладываются различные словари и аудиозаписи на саамском языке). «Использование саамского языка на различных "саамских" веб-ресурсах: форумах, группах в социальных сетях, сайтах, организованных представителями этнических сообществ, и на прочих площадках—служит специфическим способом демонстрации этнической принадлежности, средством представления этнокультурной информации и этнической коммуникации» [15: 174]. Из цитат информантов:
Проблема одна — в языке, но мы успешно пользуемся переводчиком, электронным Гугл-переводчиком. <....> Мы могли бы даже выйти на администрацию сети «Вконтакте» и сделать интерфейс на саамском языке, как делают наши коллеги удмурты, к примеру, башкиры и прочие. Но опять же это надо много времени и сил затрачивать. Но опять пока у нас не хватает времени и сил, хоть это можно было сделать. И тогда представляете, открываете «ВКонтакте», а там все на саамском языке. Мечта, да? (И. 3);
Мне кажется, такие группы, они, конечно, идеальны просто для того, чтобы поднимать эту тему. У нас очень много ссылок на какие-то словари саамского языка. У нас очень много ссылок на какие-то статьи или, ну, аудиозаписи, да, где там поют на саамском, что-то говорят на саамском. Вот, и через такие группы это можно, конечно, увидеть, узнать о том, что есть такие-то книги, такие-то словари, песни. <....> В 2013 году, когда вот у нас остро шло обсуждение, какой же все-таки алфавит оптимальнее для нашего языка: кириллица или латиница, потом я узнала, что наше взрослое поколение, да, они просто потом обратились именно уже в Мурманске, да, и потом открыли проект просто по каким-то опять методическим пособиям. То есть, если бы молодежь этого, это бы не обсуждала, да, даже в нашей группе, может быть, даже не дошло бы дело до этого. Мы открывали, правда, участники уже сами платили за курсы саамского языка, именно для молодежи. Марина Гавриловна Медведева преподавала нам разговорный саамский язык. То есть по инициативе «Самь Нураш» были открыты такие курсы (И. 1).
Помимо проблемы сохранения саамского языка, высокую значимость для модераторов и участников сообществ имеют правовые аспекты жизни саамов, коммерциализация саамской символики и ее «профанация», проблемы трансляции культурного наследия, социализации саамской молодежи, экологические проблемы и традиционные промыслы. «Направление дискуссий по тому или иному вопросу внутри сетевого сообщества во многом зависит от персональной позиции модератора страницы (сообщества)» [14: 38]. Модераторы саамских вебсообществ тщательно отслеживают тематическую направленность контента групп и стараются избегать различных провокационных тем и дискуссий, особенно связанных с политикой. Из цитат информантов:
Стараемся избегать каких-то критических статей. Но критических статей, в смысле провокационных статей на тему критики власти. Хотя самые острые — это проблемы, которые у нас связаны с сохранением природы. <....> Также какие-то диалоги с властью — это тоже одно из важных средств донесения, формирования мнения и донесения до властей (И. 3);
Мы стараемся избегать каких-то острых тем. <....> Мы носим чисто информативный характер. Вот, допустим, проходила выставка саамской рукодельницы, доносим тоже информацию о том, что будет такая выставка. <....> Мы не распространяем, не развиваем тему, например, политики, потому что это не наш формат. И если что-то идет насчет политики, то стараемся это как-то пресекать. Почему? Потому что у нас все-таки направленность именно на культурное какое-то просвещение, а не на политическое (И. 1).
Один из вопросов интервью касался темы трансляции религиозных ценностей в постах групп. Выяснилось, что религиозная тематика также находится по своеобразным «запретом». Из цитаты информанта:
Когда всплывает, я стараюсь не трогать этот вопрос. В личке можно поговорить, обсудить. Религиозный вопрос — это же самый острый вопрос! То есть это вопрос, из-за которого происходили войны. Представляете, что можно сделать! Это очень тонкая грань, которую трогать очень опасно! (И. 3).
Модераторы саамских веб-сообществ не только отслеживают тематическую направленность своих групп, но и следят за цензурой. Они имеют право удалять сообщения и посты, которые могут оскорбить чувства участников сообществ или носят откровенно провокационный характер, а тех, кто разместил их в группе, могут «отправить в бан». «Как правило, бан заключается в лишении или ограничении каких-либо прав пользователя (на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на веб-форуме, на отправление сообщений в чате, на комментирование в блогах и др.). Возможность введена в целях оградить интернет-сообщество от троллей, спамеров, вандалов и прочих лиц, чьи сообщения вредят продуктивной работе ресурса» [11: 135-136]. По утверждению, опрошенных нами модераторов, такие прецеденты в саамских группах случаются крайне редко. Так, на вопрос, приходилось ли удалять какую-либо информацию, опубликованную в веб-сообществах, модераторы отвечали следующее:
Да, приходилось. <....> Ну, знаете, когда, может быть, ребенок еще неосознанно что-то пишет такое. <.. > Ну, бранную лексику от школьников. Ну, или что-то неприемлемое по отношению к саамам, опять же, от людей младшего возраста почему-то. Но это, мне кажется, распространено почему-то среди школьников -- писать гадости (И. 1); Обычно спам (И. 2);
Я не сторонник цензуры любой. Но не удаляю никогда любую информацию, даже, если бывают и случаи, когда в какой-то группе какой-то пост, а я его перепостил у себя ....<....> Человек удалил у себя эту новость, а у меня в группе она остается висеть. И он просит у меня удалить эту запись. Я говорю: «Я не буду удалять, так как я считаю, что Вы высказались, не надо было значит высказываться». Один пост я удалял. Это я не скажу, какой это пост был. Но на меня вышла девушка, она поняла ошибку. О чем был пост? Пост был не о личности как таковой, а о состоянии, скажем так, о состоянии традиционного вида деятельности. Она поняла, написала мне в личку буквально через пять минут, сказала что: «Андрей, мол, такая-то ситуация», — как-то объяснила, — «Пожалуйста, удали все это, исправлю». Естественно, я удалил, потому что человек сразу все это сделал, все переправил, и все это сделал хорошо, поэтому. <....> И недавно я удалил пост, который, троллингский пост. Я не удаляю, тролли не удаляю, но существует такое большое табу среди даже троллей и среди людей, которые даже пишут обсуждения, не затрагивать семью, родственников и прочее. Ни один тролль, он никогда, какой бы он ни был, не будет собирать сплетни. Такой пост был один раз. Я удалил и отправил в бан на неделю. <....> В других группах было, правда, она после моего замечания, она сама удаляла эти посты. Но человек не понимает этого, поэтому мне пришлось пойти на такую крайнюю меру (И. 3).
В целом, аудитория саамских сетевых сообществ оценивается модераторами как бесконфликтная, но в то же время как недостаточно активная, что, по их мнению, связанно с небольшой численностью групп. Из цитат информантов:
Интересно, что среди саами не идет такого бурного обсуждения. Это связанно именно со спецификой, может быть, национальности, я бы сказал. Саами — они такие. Они люди открытые, но они не будут много говорить. <....> В гости к ним прийти, поговорить без проблем. <....> Да — читают, посещаемость хорошая, пишут в личку: «Андрей, молодец! А не мог бы ты поднять эту тему? А вот тут у нас это... ». <....> Но говорить где-то, почему-то это не получается. Яне знаю почему. <....> Есть активные саами, но дело в том, что.... Смотрите, сколько саамов в Мурманской области — 1599, а из них старики и дети, которые, как бы, половина населения, это уже 800 человек. А из них те, которые пользуются, например, «ВКонтакте», ну человек 600-500 (И. 3);
Ну, опять же, это, может быть, года три назад, я бы сказала, да, что группа активная и оказываем влияние на молодежь Кольского полуострова, на саамскую молодежь Кольского полуострова. Что именно благодаря нашей группе многие узнают, что вообще происходит. Именно нам многие люди пишут, нам, что там вообще творится, о конференциях, о собраниях. Сейчас более такие пассивные, кажется, немножко. Ну, если взять от общего процента, то, да, активных, ну, даже десять не будет, и даже восемь процентов от ста (И. 1).
Всех пользователей социальных сетей принято разделять по характеру участия на «пассивных» и «активных». При этом изучение поведения индивидов в виртуальной среде свидетельствует о том, что «в основном участники сетевых сообществ предпочитают не создавать информацию, а скорее, ее потреблять» [11: 138]. Модераторы отмечают, что тяжело спрогнозировать, какие темы вызовут наибольший отклик у аудитории сообществ, на чаще всего это посты, посвященные искусству, развлекательной и повседневно-бытовой тематике. Из цитат информантов:
Например, выставила о выставке в Лавозерском музее, о картинах талантливого ловозерского художника, тоже привлекло внимание. А потом выставила, что будет идти спектакль, да, вход свободный, а спектакль по мотивам саамских сказок, это опять не привлекло внимание. Поэтому сложно сказать, какие новости задевают людей, какие -- нет (И. 1);
Ну, опять же знаете, какие темы больше всего вызывают просмотров — фотографии о саами, какие-то уникальные видео. <....> Вот одна из последних была... Женщина, она — Кузнецова, по-моему, она рисовала веником на замороженной стене сарая. <....> Вот стена кирпичная здания, она покрывается инеем, и вот она с помощью метелки и лопаты рисовала оленей. <....> Взяли эту новость, опубликовали у себя. Это фурор был вообще! Самая популярная новость за все время, по-моему! <... >. То есть какие-то повседневные, а не правовые (И. 3).
Модерация в социальных сетях осуществляется на общественных началах (безвозмездно) и требует больших временных затрат, поэтому у администраторов сообществ не всегда имеется возможность активно развивать каждую группу. Из цитаты информанта:
Ну, у нас в последнее время, честно говоря, как-то, ну, на спад все идет. То есть, если еще пару лет назад прям каждый день что-то туда постили, и не только это был репост сделан, да, а именно, мы сами что-то писали. На данный момент, к сожалению, там, в основном можно видеть только репосты других или просто ссылки на какие-то статьи интересные. В этом плане хотелось бы, конечно, улучшить. <....> Не то, чтобы интерес угас, но, сами понимаете, это все на общественных началах. То есть сидеть по нескольку часов, я думаю, мало у кого есть возможность, там или студенты, или работающие, у всех свои дела. Пока нет такой возможности постоянно, как-то активно-активно заниматься группой (И. 1).
В этой связи киберактивисты осознают, что для дальнейшего развития виртуальных саамских сообществ необходимо искать и подготавливать кадры, в рядах которых должны присутствовать заинтересованные и активные люди, обладающие необходимыми профессиональными навыками как в сфере информационных технологий, так и в журналистике, филологии. Из цитаты информанта:
Ну, дальнейшие перспективы... Мне кажется, лет еще пять точно ничего не изменится. Ну, мы, конечно, найдем человека, который будет специально заниматься этими вопросами. <....> Будем искать через личные связи, потому что очень много знакомых среди молодежи, которые учатся на филологов. Все-таки слово -- это их профессия. И даже если они пойдут в журналистику, то даже вести группу в «ВКонтакте», в принципе, не составит труда (И. 1).
Несмотря на все имеющиеся достоинства социальной сети «ВКонтакте», модераторы считают, что она теряет свою популярность среди пользователей, и как следствие, в будущем саамское сообщество планирует создать свою собственную социальную сеть или перейти на другие платформы. Из цитат информантов:
ВК6 был тогда наиболее удобен и доступен. Сейчас, к сожалению, это не так. Поэтому интерес к развитию сообщества, в общем-то пока, отсутствует. <....> К сожалению, социальная сеть «ВКонтакте» потеряла свою привлекательность, поэтому перспектива видна только одна -- миграция на другие, более интересные площадки. <....> Когда было желание ее развивать — она развивалась и была довольно заметной. Сейчас такого желания нет, в перспективе его тоже не видно. <.. > В данный момент группа для меня является лишь средством связи с некоторыми людьми (И. 2);
Перспективы у нас есть. Социальные сети сейчас играют очень огромную роль. И у нас очень огромные планы! Были планы создать свою социальную сеть отдельно. И они остаются. И мы нарабатываем базу, чтобы свою социальную сеть отдельно создать. <.. > Мы не хотим работать на соцсети, на другого дядю, как говорится. Мы раскручиваем полосатый свой бренд, поэтому, о чем я говорил, чтобы свою соцсеть делать. <....> Есть очень много наработок. Вот там внутри, у нас ведется огромная работа, и мы встречаемся, чуть ли не раз в неделю, много
переписываемся, то есть делаем отдельный проект. <....> Вы представляете, сорок тысяч <о численности саамов — О. С.> в Норвегии, двадцать тысяч в Финляндии, в Швеции пятнадцать тысяч и у нас тысяча пятьсот. И создать непросто социальную сеть, которая сейчас существует везде, это своего рода является частью программы поиска родственников. То есть человек, заводя страничку в этой социальной сети саамской, он указывает своих родственников, например, фотографии, что известно, строит свое генеалогическое древо. Потом указал кого-то, а тот тоже — страничка есть. У них перехлестнулось, они смотрят, и автоматически выстраивается общее генеалогическое древо. Представляете, какую сеть огромную родственников можно найти! То есть не отметками на фотографиях, а как сейчас у нас в социальных сетях, найти друзей, подключил друга, например. Как функция в «Одноклассниках», к примеру. Родственник, одноклассник, по категории делить, — близкий родственник, семья. И этим самым выстраивается общая родовая сеть с фотографиями, данными. И плюс люди между собой могут внутри общаться, создавать группы семейные, внутри общаться (И. 3).
Таким образом, по материалам, полученным в ходе экспертного опроса, можно заключить следующее. Несмотря на то, что модераторы саамских веб-собществ высоко оценивают технологические возможности социальных сетей для распространения актуальной информации, налаживания контактов, самопрезентации, социализации саамской молодежи, трансляции своей культуры и выражения этнической идентичности, отмечаются и определенные проблемы, которые связанны: с техническими возможностями социальной сети «ВКонтакте» и снижением ее популярности среди пользователей; со спецификой функционирования групп («пассивность» аудитории, «троллинг»); с процессом модерации (деффицит времени и человеческих ресурсов).
Примечания
1 Подробно об исследовании см. в статье: И. А. Разумова, О. А. Сулейманова. Саамские сетевые сообщества в «этническом Интернете» России // Ученые записки Петрозаводского гос. ун-та. 2019. № 2 (179). С. 114-122.
2 См. информант № 2.
3 См. информант № 3.
4 «СеверПост» — Мурманское информационное агентство. URL.: https://severpost.ru/ (дата обращения: 17.09.2021).
5 «Форум саами. Forum Sapmi». URL.: https://saami.forum24.ru/ (дата обращения: 15.09.2021).
6 Сокращение от «ВКонтакте».
Список информантов
Информант № 1 (И. 1.) — Мария Дугина, 1992 г. р., модератор и администратор веб-сообщества Мурманской областной молодежной общественной организации саамов «Самь Нураш» («Саамская молодежь»). URL: https://vk.com/saminurash.
Информант № 2 (И. 2.) — Сергей Николаев, 1971 г. р., модератор и администратор саамского веб-сообщества "Sapmi". URL: https://vk.com/sapmi.
Информант № 3 (И. 3.) — Андрей Данилов, 1971 г. р., модератор и администратор нескольких саамских веб-сообществ «Вконтакте» «Самь оллмэ vkontakte.ru/Саамы вконтакте». URL: https://vk.com/club932308 «Ловозерский р-он—о чем молчат другие». URL: https://vk.com/lujavrri; "Sapmi". URL https://vk.com/sapmi; Фонд саамского наследия и развития. URL: https://vk.com/foundsaami.
Список литературы
1. Грибанова Г. И., Юдин В. И. Виртуальные сообщества в современной этнополитике (на примере народа саами) // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 11 (149). С. 19-29.
2. Соколовский С. В. Киборги в киберпространстве: современные исследования в области кибер- и цифровой антропологии // Этнографическое обозрение. 2020. № 1. С. 5-22.
3. Гимадеева Д. Р. Татарские сетевые группы как вид этнических сообществ // Культура. Духовность. Общество. 2012. № 1. С. 277-282.
4. Глухов А. П., Окушова Г. А. Российские мигранты из стран Центральной Азии: цифровизация идентичности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 139-161.
5. Головнев А. А., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 100-108.
6. Махмутов З. А., Габдрахманова Г. Ф. Особенности этнической идентичности виртуальных татарских сообществ в социальной сети «ВКонтакте» // Историческая этнология. 2016. Т. 1, № 2. С. 276-292.
7. Шарафиев Э. И. К вопросу о виртуальных сообществах татар-кряшен в социальной сети «ВКонтакте» как источник исторической информации // Кряшенское историческое обозрение. 2017. № 2. С. 66-76.
8. Разумова И. А., Сулейманова О. А. Саамские сетевые сообщества в «этническом Интернете» России // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 2 (179). С. 114-122.
9. Сулейманова О. А. Презентация культуры кольских саамов в социальной сети «ВКонтакте»: динамика визуальных образов материальной культуры // Этнография. 2020. № 3 (9). С. 169-199.
10. Гужова И. В. Создание этносообществ кыргызов-мигрантов в социальной сети «ВКонтакте» как способ сохранения национальных корней (по материалам онлайн-интервью с модераторами сообществ) // Социальные сети как площадка этнической коммуникации и средство предписания этнонациональной идентичности. Сборник материалов исследования. Томск, 2015. С. 76-90.
11.Скуратор А. Б. Модерация и «пассивные» пользователи в практике деятельности локальных интернет-сообществ // Вестник Бурятского государственного университета. 2006. Вып. 6. С. 134-141.
12.Волокитина Н. А. Репрезентация этнической идентичности в современном интернет-пространстве // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т.2, № 8. С. 35-39.
13. Носова С. С. Организация социального взаимодействия представителей этносообществ в социальных сетях (на примере узбекских и таджикских виртуальных групп на платформах Facebook, «Одноклассники» и «ВКонтакте») // Социальные сети как площадка этнической коммуникации и средство предписания этнонациональной идентичности. Сборник материалов исследования. Томск, 2015. С. 91-101.
14. Демченко Е. В. Роль электронных СМИ и социальные медиа в создании новой коммуникативной среды диаспоры (на примере удмуртов) // Проблемы эффективного развития и самореализации субъекта труда и жизненной стратегии. Человеческий капитал. 2017. № 10 (106). С. 33-41.
15.Бодрова О. А., Разумова И. А. О современных технологиях репрезентации и сохранения этнической культуры кольских саамов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2021. № 1 (52). С.172-178.
References
1. Gribanova G. I., Yudin V. I. Virtual'nye soobshchestva v sovremennoj etnopolitike (na primere naroda saami) [Virtual communities in modern ethnopolitics (on the example of the Sami people)]. Etnosocium i mezhnacional'naya kul'tura [Ethnosocium and interethnic culture], 2020, no. 11 (149), pp. 19-29. (In Russ.).
2. Sokolovskij S. V. Kiborgi v kiberprostranstve: sovremennye issledovaniya v oblasti kiber- i cifrovoj antropologii [Cyborgs in Cyberspace: Contemporary Research in Cyber and Digital Anthropology]. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 2020, no. 1, pp. 5-22. (In Russ.).
3. Gimadeeva D. R. Tatarskie setevye gruppy kak vid etnicheskih soobshchestv [Tatar network groups as a type of ethnic communities]. Kul'tura. Duhovnost'. Obshchestvo. [Culture. Spirituality. Society], 2012, no. 1, pp. 277-282. (In Russ.).
4. Gluhov A. P., Okushova G. A. Rossijskie migranty iz stran Central'noj Azii: cifrovizaciya identichnosti [Russian migrants from Central Asian countries: digitalization of identity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science], 2017, no. 37, pp. 139-161. (In Russ.).
5. Golovnev A. A., Belorussova S. Yu., Kisser T. S. Veb-etnografiya i kiberetnichnost' [Web ethnography and cyber-ethnicity]. Ural'skij istoricheskij vestnik [Ural Historical Bulletin], 2018, no 1 (58), pp. 100-108. (In Russ.).
6. Mahmutov Z. A., Gabdrahmanova G. F. Osobennosti etnicheskoj identichnosti virtual'nyh tatarskih soobshchestv v social'noj seti "VKontakte" [Features of the ethnic identity of virtual Tatar communities in the social network VKontakte]. Istoricheskaya etnologiya [Historical Ethnology], 2016, vol. 1, no 2, pp. 276-292. (In Russ.).
7. Sharafiev E. I. K voprosu o virtual'nyh soobshchestvah tatar-kryashen v social'noj seti "VKontakte" kak istochnik istoricheskoj informacii [On the question of the virtual communities of the Tatars-Kryashens in the social network VKontakte as a source of historical information]. Kryashenskoe istoricheskoe obozrenie [Kryashenskoe Historical Review], 2017, no 2, pp. 66-76. (In Russ.).
8. Razumova I. A., Sulejmanova O. A. Saamskie setevye soobshchestva v "etnicheskom Internete" Rossii [Sami network communities in the "ethnic Internet" of Russia]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Petrozavodsk State University], 2019, no 2 (179), pp. 114-122. (In Russ.).
9. Sulejmanova O. A. Prezentaciya kul'tury kol'skih saamov v social'noj seti "VKontakte": dinamika vizual'nyh obrazov material'noj kul'tury [Presentation of the culture of the Kola Sami in the social network VKontakte: the dynamics of visual images of material culture]. Etnografiya [Ethnography], 2020, no. 3 (9), pp. 169-199. (In Russ.).
10. Guzhova I. V. Sozdanie etnosoobshchestv kyrgyzov-migrantov v social'noj seti "VKontakte" kak sposob sohraneniya nacional'nyh kornej (po materialam onlajn-interv'yu s moderatorami soobshchestv) [Creation of ethnic communities of Kyrgyz migrants in the VKontakte social network as a way to preserve national roots (based on online interviews with community moderators)]. Social'nye seti kak ploshchadka etnicheskoj kommunikacii i sredstvo predpisaniya etnonacional'noj identichnosti. Sbornik materialov issledovaniya. [Social networks as a platform for ethnic communication and a means of prescribing ethnic identity. Collection of research materials]. Tomsk, 2015, pp. 76-90. (In Russ.).
U.Skurator A. B. Moderaciya i "passivnye" pol'zovateli v praktike deyatel'nosti lokal'nyh internet-soobshchestv [Moderation and "passive" users in the practice of local Internet communities]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University], 2006, issue. 6, pp. 134-141. (In Russ.).
12.Volokitina N. A. Reprezentaciya etnicheskoj identichnosti v sovremennom internet-prostranstve [Representation of ethnic identity in the modern Internet space]. Social'naya integraciya i razvitie etnokul'tur v evrazijskom prostranstve [Social integration and development of ethnocultures in the Eurasian space], 2019, Vol. 2, no 8, pp. 35-39. (In Russ.).
13. Nosova S. S. Organizaciya social'nogo vzaimodejstviya predstavitelej etnosoobshchestv v social'nyh setyah (na primere uzbekskih i tadzhikskih virtual'nyh grupp na platformah Facebook, "Odnoklassniki" i "VKontakte") [Organization of social interaction of representatives of ethnic communities in social networks (on the example of Uzbek and Tajik virtual groups on the platforms Facebook, Odnoklassniki and VKontakte)]. Social'nye seti kak ploshchadka etnicheskoj kommunikacii i sredstvo predpisaniya etnonacional'noj identichnosti. Sbornik materialov issledovaniya [Social networks as a platform for ethnic communication and a means of prescribing ethnic identity. Collection of research materials], Tomsk, 2015, pp. 91-101. (In Russ.).
14.Demchenko E. V. Rol' elektronnyh SMI i social'nye media v sozdanii novoj kommunikativnoj sredy diaspory (na primere udmurtov) [The role of electronic media and social media in creating a new communicative environment of the diaspora (on the example of the Udmurts)]. Problemy effektivnogo razvitiya i samorealizacii sub"ekta truda i zhiznennoj strategii. Chelovecheskij capital [Problems of effective development and self-realization of the subject of labor and life strategy. Human capital], 2017, no 10 (106), pp. 33-41. (In Russ.).
15. Bodrova O. A., Razumova I. A. O sovremennyh tekhnologiyah reprezentacii i sohraneniya etnicheskoj kul'tury kol'skih saamov [On modern technologies of representation and preservation of the ethnic culture of the Kola Sami]. Vestnik arheologii, antropologii i etnografii [Bulletin of archeology, anthropology and ethnography], 2021, no 1 (52), pp. 172-178. (In Russ.).
Сведения об авторе
О. А. Сулейманова — кандидат исторических наук, научный сотрудник ЦГП КНЦ РАН.
Information about the author
O. A. Suleymanova — PhD (History), Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities
of the Kola Science Centre of RAS.
Статья поступила в редакцию 25.09.2021; одобрена после рецензирования 05.10.2021;
принята к публикации 08.10.2021.
The article was submitted 25.09.2021; approved after reviewing 05.10.2021; accepted
for publication 08.10.2021.