Научная статья на тему 'Репетиторство как частная преподавательская практика: анализ зарубежного опыта'

Репетиторство как частная преподавательская практика: анализ зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1603
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институт образования / государственное образование / частное образование / репетиторство / частная преподавательская деятельность / макрофакторы / микрофакторы / социальное неравенство / мировое образовательное пространство. / institute of education / public education / private education / tutoring / private teaching / macrofactors / microfactors / social inequality / world educational space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — A A. Наумова

В статье анализируется степень распространенности частной преподавательской практики в мировом образовательном пространстве, представлены основные факторы, способствующие росту спроса на репетиторские услуги, преимущества и недостатки данного вида образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORING AS A PRIVATE TEACHING ACTIVITY: THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE

The article analyzes the extent of private teaching practice in the world educational space. The work presents the main factors that contribute to the growth of demand for tutoring and advantages and disadvantages of this type of educational activity.

Текст научной работы на тему «Репетиторство как частная преподавательская практика: анализ зарубежного опыта»

YAK 37(100)-057.911 ББК 74.03(3)+74.027.9

A.A. НАУМОВА

A.A. NAUMOVA

РЕПЕТИТОРСТВО КАК ЧАСТНАЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

TUTORING AS A PRIVATE TEACHING ACTIVITY: THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE

В статье анализируется степень распространенности частной преподавательской практики в мировом образовательном пространстве, представлены основные факторы, способствующие росту спроса на репетиторские услуги, преимущества и недостатки данного вида образовательной деятельности.

The article analyzes the extent of private teaching practice in the world educational space. The work presents the main factors that contribute to the growth of demand for tutoring and advantages and disadvantages of this type of educational activity.

Ключевые слова: институт образования, государственное образование, частное образование, репетиторство, частная преподавательская деятельность, макрофакторы, микрофакторы, социальное неравенство, мировое образовательное пространство.

Key words: institute of education, public education, private education, tutoring, private teaching, macrofactors, microfactors, social inequality, world educational space.

Образование является одним из ключевых факторов, определяющих экономический рост и индивидуальную производительность. Однако основное внимание, как правило, уделяется государственному сектору образования. В гораздо меньшей степени обсуждается частное школьное образование, и в особенности его так называемый «третий сектор» - частная преподавательская практика, или репетиторство. Частная преподавательская деятельность в настоящее время является неотъемлемой частью образовательной системы во многих странах. Этот достаточно распространенный вид неформального обучения рассматривается как дополнение к формальному государственному и частному образованию и призван помочь учащимся справиться с его академическими требованиями.

Под репетиторством мы будем понимать вид платных образовательных услуг, представляющий собой дополнительные учебные занятия по предметам школьной программы с целью закрепления или углубления знаний. Дополнительные частные уроки бывают индивидуальными или групповыми, проводятся на дому у репетитора или ученика, осуществляются школьными учителями либо частными сторонними лицами. Во многих странах частная преподавательская практика возникла в качестве параллельного сектора образования, предоставляющего дополнительные занятия в государственной школьной системе.

Преимущества, которые дает индивидуальное частное обучение, на первый взгляд, вполне очевидны. Частное репетиторство, в отличие от государственных, а также многих частных школ, предоставляет возможность работать с обучающимися «один на один», учитывать их индивидуальные особенности и потребности в обучении. Система репетиторства очень гибкая: обучающиеся могут выбирать удобное место и время проведения занятий, квалификацию репетитора, подходящую именно им программу обучения. Большим спросом пользуются репетиторы, занимающиеся с детьми с особенностями развития или испытывающими трудности в освоении учебной программы, например, по причине дислексии или дисграфии, а также с детьми-мигрантами.

К факторам, способствующим росту спроса на репетиторство в обществе, можно отнести такие макрофакторы, как доля государственных расходов на образование, особенности системы образования и рынка труда в конкретном государстве, национальные культурные ценности. Среди микрофакторов выделяют личностные образовательные потребности, семейные ценности, уровень доходов семьи, уровень образования родителей, место проживания. Факторами, которые имеют значение, в некоторых странах также являются класс, в котором обучается ребенок (при переходе с одной ступени обучения на другую процент обращений к репетиторам выше) и размер семьи. Другие факторы, определяющие спрос на репетиторские услуги, варьируются от страны к стране [4, с. 166-169].

На рост репетиторства влияют разные факторы, но во всех странах доступ к такого рода образованию серьезно отражается на дальнейшем обучении и заработке. Семьи, обладающие достаточными ресурсами, могут позволить себе и большее по количеству, и лучшее по качеству дополнительное обучение. Дети, имеющие доступ к такому обучению, обычно лучше успевают в школе и наоборот - дети из семей с более низким доходом, не располагающие такими возможностями, могут не иметь столь высоких показателей успеваемости. Это становится особенно заметно при смене ступеней обучения, когда учащихся отбирают для следующей стадии образования, например, при переходе из начальной школы в младшую, из средней - в старшую. Таким образом, доступ к репетиторству может определять и доступ к последующей ступени образования и к более престижным учреждениям на определенной ступени обучения.

Разнообразны и формы организации репетиторской деятельности. Чаще всего это индивидуальные занятия на дому учителя или ученика, но это также могут быть лекции в больших аудиториях. В частности, такая практика распространена в Гонконге, где часто дополнительные занятия проводятся преподавателем с использованием большого телевизионного экрана. Где-то посередине располагаются небольшие группы, группы среднего размера и большие группы [3, с. 414]. В экономически развитых странах при проведении дополнительных частных занятий используются современные информационные технологии. Это может быть репетиторство по телефону, но оно все чаще заменяется репетиторством по интернету, предполагающим, что преподаватель и ученик находятся на расстоянии друг от друга и даже, возможно, в разных странах [1, с. 72]. Высоким спросом пользуются в большей степени те предметы, по которым ученики сдают экзамены при переходе с одного звена обучения на другое. В большинстве стран это математика и родной язык. Выбор услуг по предметам, которые значатся в программе как необязательные (такие как искусство или религия, например), обычно более ограничен.

В секторе дополнительного платного образования наблюдается значительная разница в возрасте, квалификации, социальном положении и статусе лиц, осуществляющих данный вид деятельности. Среди них есть студенты, пенсионеры, а есть просто отдельные лица, которые занимаются частной преподавательской практикой. В некоторых странах распространена практика, когда учащиеся старшего звена зарабатывают на карманные расходы репетиторством с учащимися начальной школы, а студенты университета помогают учащимся средней школы. Во многих странах репетиторство является хорошим подспорьем для пенсионеров, которые при небольшой государственной пенсии имеют возможность заработать дополнительные деньги. Одни репетиторы работают учителями в государственной системе образования и получают дополнительный доход, проводя частные занятия, другие работают в частных репетиторских компаниях, третьи заняты на основе фриланса. Есть среди них те, кто имеет профильное образование, и есть репетиторы, не имеющие соответствующей квалификации. И вновь такая ситуация контрастирует с общепринятой системой образования, где средний возраст учителей составляет 25-50 лет и учителя соответствуют определенному уровню квалификации [1, с. 72].

Принято считать, что частная преподавательская практика распространена преимущественно в развивающихся странах, особенно в Азии. Тем не менее большое количество проведенных исследований свидетельствует о том, что данное явление типично и для большинства европейских стран, а также стран Южной и Северной Америки. География репетиторства разнообразна: индивидуальные частные занятия получили широкое распространение в Камбодже, Египте, Японии, Кении, Марокко, Румынии, Сингапуре, Соединенных Штатах Америки и Великобритании. При этом процент лиц, пользующихся услугами репетиторов, в развитых государствах, не ниже того, что отмечается в менее развитых странах.

Репетиторство является массовым явлением во многих частях света [1, с. 68-71]. В таблице 1 представлены данные, охватывающие достаточно большой временной период, но почти во всех странах четко прослеживается тенденция к увеличению процента школьников, пользующихся услугами репетиторов. Примечательно, что во многих странах за помощью к репетиторам обращаются еще с начального звена школы, но рост спроса на репетиторские услуги значительно возрастает к среднему и старшему звену. Наибольший процент школьников, занимающихся с частными репетиторами, отмечается в азиатских странах (Япония, Гонконг, Южная Корея), в Греции и на Кипре, а также в некоторых странах Африки. Установлено также, что репетиторство является в большей степени городским, а не сельским явлением.

Таблица 1

Межнациональные индикаторы репетиторства [1, с. 68-71]

Страна Итоги исследований

Бангладеш N = 8212 семей в 10 разных областях. 43,2% учеников начальной школы имеют частных репетиторов. Доля в младших классах -33,9%, в старших - 54,7%.

Камбоджа 1997/98 гг. - 33,2% учеников 77 начальных школ пользовались услу-

гами частных репетиторов. Повторное исследование в 2004 г показало, что затраты существенно увеличились в средней школе. В старшем классе средней школы затраты семей на репетиторство в 4 раза превышают затраты в старшем классе начальной школы.

Кипр 2003 г. N = 1120 студентов колледжей. 86,4% респондентов нанима-

ли частного репетитора в средней школе.

Канада 90-е гг. - в больших городах репетиторство выросло на 200-500%.

По результатам телефонного опроса, проведенного во всей стране, ^ = 501 взрослых) 9,4% респондентов указали, что их дети занимаются с репетиторами в данный момент, а еще 8,4% сообщили, что их дети занимались с репетиторами в прошлом.

Египет 1994 г. N = 4729 семей. 64% учеников начальной школы в городе и 52% учеников в селе дополнительно занимались с репетиторами.

Греция 2000 г. N = 3441 студента. Более 80% ходили на групповые занятия в подготовительные школы, 50% занимались индивидуально с репетиторами, 35% - как в группах, так и индивидуально.

Гонконг 1996 г. N = 507 учеников. 44,7% учеников начальной школы, 25,6%

учеников младшей средней школы, 34,4% учеников старшей средней школы и 40,5% учеников старшей школы занимались с репетиторами. 1998/99 г. 35,1% учащихся с 1 по 3 год обучения в средней школе ходили на занятия к репетиторам. Для 4-5 и 6-7 лет обучения показатели в средней школе были 46,6% и 70,3% соответственно.

Япония 1993 г. - 23,6% учащихся начальной школы и 59,5% учащихся млад-

шей средней школы ходили на курсы репетиторов. 1997 г. - 33% учащихся 5-го года обучения в начальной школе посещали курсы, 5,7% занимались с репетиторами индивидуально, 24,5% учились на заочных курсах. В больших городах 90% детей пользовались услугами репетиторов.

Окончание табл.1

Страна Итоги исследований

Кения 1997 г. N = 3233 учащихся 6-го года обучения. 68,6% респондентов пользовались услугами репетиторов.

Румыния 1994 г. - 32% учащихся 12 класса в сельской местности и 58% в городах пользовались услугами репетиторов.

Южная Корея 2002 г. 83,1% учащихся начальной школы,75,3% средней школы, 56,3%. старшей школы занимались с репетитором. Корейские семьи в 2003 г. потратили 10% дохода на репетиторство, при этом около 30%. из них - семьи учащихся средней и старшей школ

Турция 1994 г. N = 3898 семьи. 6,5% семей с низким доходом и 24,6% семей с высоким доходом нанимали для своих детей репетитора.

Тайвань 1998 г. - 5536 центров частного репетиторства обучали 1 891 096 учащихся. Большинство учащихся средней школы посещали несколько таких центров после занятий в школе.

Вьетнам 2002 г. - на репетиторство приходилось около 20% расходов семей на образование.

В таблице 2 представлены данные чуть более поздних исследований в ряде европейских и азиатских стран, а также стран Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Как видно из приведенных данных, наибольший процент распространенности репетиторства опять же отмечается в странах Азии и Южной Америки, однако частная преподавательская деятельность стала распространенным явлением также и в ряде стран восточной и западной Европы. Масштаб данного явления вполне очевиден - 70% обучающихся, принявших участие в исследованиях по всему миру, пользовались услугами репетиторов [6, с. 3-4].

Таблица 2

Распространенность репетиторства в ряде зарубежных стран (по результатам исследований)

Страна Общее кол-во студентов (выборка) Кол-во студентов, занимавшихся у репетиторов Процент наблюдений

Корея 4,989 4,343 86.34%

Колумбия 4,572 3,901 85.77%

Япония 6,088 4,970 81.52%

Польша 4,917 3,921 79.63%

Гонконг 4,837 3,504 72.42%

Макао 5,952 4,291 72.11%

Испания 4,748 3,092 63.94%

Чили 5,669 3,543 63.03%

Франция 4,298 2,417 56.56%

Венгрия 4,605 2,414 54.5%

Норвегия 4,660 2,280 48.99%

Бельгия 8,501 3,938 47.73%

Дания 5,924 3,081 47.37%

Австрия 6,590 3,058 46.68%

Исландия 3,646 1,683 46.09%

Ирландия 3,937 1,741 43.81%

Австралия 14,251 6,094 42.59%

Швеция 4,567 1,927 42.23%

Новая Зеландия 4,643 1,768 38.38%

Всего 107,394 61,966 70.14%

Несмотря на различный масштаб репетиторства в представленных выше странах, репетиторство следует рассматривать как мировое явление, требующее к себе серьезного отношения как со стороны политиков, так и со стороны других специалистов.

В некоторых странах Восточной Азии, например в Южной Кореи и Японии, частная преподавательская деятельность имеет длительную историю. В Японии репетиторство давно является крупной коммерческой индустрией с ежегодным оборотом более 14 миллиардов долларов. Еще в 1997 году на японской фондовой бирже были представлены девять частных репетиторских школ. Многие японские студенты во время школьных каникул принимают участие в интенсивных программах обучения, около 30% обучающихся после окончания школы несколько лет готовятся к сдаче вступительных экзаменов в университет, прибегая к услугам репетиторов [4, с. 163].

Расходы на частное обучение приближаются в некоторых странах к уровню расходов на официальную государственную школьную систему. Например, в Корее в 1998 году на индивидуальные частные занятия было потрачено 2,9% от валового внутреннего продукта, на государственный сектор образования приходилось 3,4%. В Турции в 2006 году на занятия с репетиторами было потрачено более 1,4% от валового внутреннего продукта в сравнении с 2%, которые были выделены на государственное образование [4, с. 164].

Значительно увеличил процент репетиторства (как спрос, так и предложение) переход к рыночной экономике в Китае и Вьетнаме. Тесная связь между наличием диплома и возможностью претендовать на рабочее место с достойной заработной платой и условиями труда привела к жесткой конкуренции за более качественное образование и высокому спросу на индивидуальное частное обучение. Во многих странах работодатели в значительной степени полагаются на университетскую степень в качестве первоначального инструмента отбора персонала, считая диплом показателем приобретенных знаний и навыков. Это, в свою очередь, подталкивает многих родителей обращаться к помощи репетиторов с целью дать более качественные и глубокие знания своим детям. Родители также могут платить за индивидуальное обучение своих детей, чтобы компенсировать низкое качество образования, предоставляемого государством.

Частное репетиторство все чаще встречается в странах с низким доходом, таких как Бангладеш и Камбоджа, и становится все более распространенным в Африке. В таких странах, как Ливан и Нигерия, существует практика, когда учителя за плату занимаются дополнительно со своими же учениками. В некоторых случаях это может даже приобретать форму шантажа, когда во время занятий в школе учителя проходят только часть программы и затем требуют, чтобы ученики приходили на частные занятия для прохождения остальной части программы [1, с. 72].

В Камбодже учителя часто прибегают к практике частных уроков своим ученикам в том же классе после окончания уроков. Они могут подчеркивать, что необязательно, но родители знают, что в случае, если они не будут платить, их дети не освоят школьную программу и будут сталкиваться с плохим отношением со стороны учителей. К тому же сами учителя часто решают вопрос о переводе из класса в класс, и родители понимают, что если они не будут платить за дополнительные занятия, то дети могут остаться на второй год. Для многих родителей более легким и дешевым вариантов являются расходы на дополнительные занятия, чем оплата расходов по повторению курса обучения [1, р. 74].

В Египте результаты национального подготовительного экзамена, который ученики сдают по окончании средней школы, определяют, кто пойдет в среднюю школу, что, в свою очередь, почти гарантирует поступление в государственный университет. Семьи с высоким уровнем дохода инвестируют в дополнительное обучение своих детей, чтобы помочь им сдать подготовительный экзамен и поступить в среднюю школу. Такие семьи вкладывают значительные финансовые средства на ранней стадии, но выигрывают позднее, поскольку большинство университетов субсидируются государством [1, р. 74].

Однако, как уже было отмечено ранее, спрос на услуги репетиторов растет не только в развивающихся, но и развитых странах с передовой экономикой. В отчете ЮНЕСКО за 2013-2014 гг. «Образование для всех» сообщается, что семьи ежегодно тратят на частные уроки 2,4 млрд долларов США, что эквивалентно 27% государственных расходов на образование. Оплата частных преподавателей составляет существенную часть расходов семей на образование: в среднем 47% бюджета сельских домохозяйств и 40% - городских [2, с. 267].

В США спрос на репетиторские услуги значительно возрос с 2002 года, после внедрения государственной программы «Ни одного отстающего ребенка» (No Child Left Behind). По результатам программы, которая изначально была нацелена на повышение уровня образованности в стране, были приняты стандарты оценки достижений учеников по основным школьным предметам и появилась рейтинговая система школ, демонстрирующая показатели средней успеваемости. Согласно условиям программы Министерство образования США предоставляет дополнительное финансирование местным школьным округам для удовлетворения потребностей учащихся с повышенным риском и низким уровнем дохода. Этим семьям могут предоставляться дополнительные бесплатные образовательные услуги до или после школы, по выходным, а также в летний период. Однако наряду с бесплатными обучающими центрами в стране стали также функционировать частные репетиторские центры, предлагающие свои услуги по повышению показателей успеваемости. С 2003 по 2005 гг. количество центров, оказывающих дополнительные образовательные услуги, увеличилось втрое, наибольший процент из которых приходится на частные образовательные центры [6, с. 27-29].

Довольно часто детям из США предоставляют свои услуги репетиторы из Индии, которые преподают базовые предметы (например, математику) по программе, разработанной в США. Обучение производится через программное обеспечение White Board, работающее со звуком и письменным текстом. Учитель и ученик могут видеть друг друга на мониторе компьютера и разговаривать через наушники. Такая услуга является формой аутсорсинга в мире глобальной экономики и очень выгодна для жителей США [1, с. 72-73].

В Великобритании одной из причин роста репетиторства является возрастающая стратификация государственной школьной системы, которой присуща система поощрения и неодобрения и публикация рейтингов. Примерно один из пяти учеников государственных школ Великобритании пользуется услугами частных репетиторов, больший процент из которых приходится на жителей столицы. Родители учеников стали все чаще обращаться за получением дополнительных образовательных услуг, в первую очередь с целью получения максимального высокого балла при переходе с одного уровня образования на другой. [6, с. 7]. По результатам исследования, проведенного в Англии в 2004 году, среди учеников начальной, средней и старшей школ (N = 3515), 27% учащихся занимались с репетиторами в какой-либо из периодов обучения в школе. Основной причиной обращения к репетиторам респонденты указывали помощь в подготовке к переводным тестам и экзаменам [5, с. 6-10].

Все представленные выше примеры так или иначе свидетельствуют об одном: репетиторство как вид частной преподавательской деятельности является важной частью образовательной системы большинства как развитых, так и развивающихся стран. Данный вид преподавательской практики имеет давнюю историю, но в последние десятилетия становится все более и значимым и широкомасштабным.

С одной стороны, частное индивидуальное обучение дает большие преимущества. Такого рода инвестиции действительно могут способствовать развитию ценности учения, а в долгосрочной перспективе обеспечивать возврат затраченных средств. Дети, получающие дополнительное образование, обычно лучше учатся в школе и переходят на более высокие ступени образовательной системы.

Однако на примере разных стран мы видим, что в случае недостаточного контроля со стороны государства этот вид деятельности может представлять для общества определенные проблемы. Многие исследователи данного явления отмечают, что массовое распространение репетиторских услуг может усугублять социальное неравенство и ущемлять права менее социально защищенных граждан. В этом смысле, учитывая, что количество и качество частного дополнительного образования зачастую зависит от доходов родителей, репетиторство, очевидно, может являться механизмом усиления социальной стратификации.

Поскольку индивидуальное частное обучение получило столь широкое распространение в мировом пространстве, правительствам стран необходимо уделять больше внимания данному явлению, так как политика игнорирования может привести к коррупции в сфере образования и пренебрежению со стороны государства интересов менее защищенных слоев населения.

Литература

1. Брэй, М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий [Текст] / М. Брей // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 65-83.

2. Терешкова, В.В. Сравнительный анализ успешных практик противодействия коррупции в сфере школьного образования в зарубежных странах [Текст] / В.В. Терешкова // Актуальные проблемы экономики и права. -2015. - № 1 (33). - С. 262-271.

3. Bray, M. Private Supplementary Tutoring: Comparative Perspectives on Patterns and Implications [Text] / M. Bray // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - N 77. - pp. 412-420.

4. Dang, H-A. Halsey The Growing Phenomenon of Private Tutoring: Does It Deepen Human Capital, Widen Inequalities, or Waste Resources? [Text] / Hai-Anh Dang, F. Rogers // The World Bank Research Observer. - Fall 2008. - vol. 23. -№ 2. - pр. 161-200.

5. Ireson, J. Mapping the nature and extent of private tutoring at transition points in education [Text] / J. Ireson, K. Rushforth. - URL: http://discovery.ucl. ac.uk/1506946/1/Ireson2009Private.pdf.

6. Ng, T. Private Tutoring, Teacher Performance Pay, and Incentives to Teach Badly [Text] / T. Ng, M. Li. - 2015. - 32 р.

References

1. Brehj M. CHastnoe dopolnitel'noe obuchenie (repetitorstvo): sravnitel'nyj analiz modelej i posledstvij, Voprosy obrazovaniya [Private supplementary instruction (tutoring): a comparative analysis of patterns and consequences. Education issues], 2007, № 1, pp. 65-83.

2. Tereshkova V.V. Sravnitel'nyj analiz uspeshnyh praktik protivodejstviya korrup-cii v sfere shkol'nogo obrazovaniya v zarubezhnyh stranah, Aktual'nye problemy ehkonomiki i prava [Comparative analysis of successful anti-corruption practices in school education in foreign countries, Actual problems of Economics and law], 2015, № 1 (33), pp. 262-271. (in Russian).

3. Bray M. Private Supplementary Tutoring: Comparative Perspectives on Patterns and Implications, Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2013, N 77, pp. 412-420.

4. Dang Hai-Anh, Rogers F. Halsey The Growing Phenomenon of Private Tutoring: Does It Deepen Human Capital, Widen Inequalities, or Waste Resources? The World Bank Research Observer, Fall 2008, vol. 23, № 2, pр. 161-200.

5. Ireson J., Rushforth K. Mapping the nature and extent of private tutoring at transition points in education. Available at: http://discovery.ucl.ac.uk/1506946/1/ Ireson2009Private.pdf.

6. Ng T., Li M. Private Tutoring, Teacher Performance Pay, and Incentives to Teach Badly, 2015, 32 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.