Юридическая наука и образование
Вицке Р.Э.
предоставление услуг репетитором: административно-правовой аспект
Цель: Исследовать административно-правовое регулирование репетиторства в образовательной сфере.
методология: Использовались диалектический, логический, систематический, догматический и сравнительно-правовой методы.
Результаты: Изложены оценочные суждения и рекомендации, направленные на эффективное административно-правовое регулирование организации репетиторства при оказании образовательных услуг самозанятыми педагогами.
новизна/оригинальность/ценность: Научная ценность статьи определена тем, что в ней приведен анализ нормативных правовых актов, обозначены особенности и проблемы государственного и нормативного правого регулирования деятельности репетиторов, а также сформулированы пути их решения. Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку содержит ценные для науки и практики выводы и предложения.
Ключевые слова: образование, обучение, оказание услуг, репетиторство, правовое регулирование деятельности репетиторов, государственный контроль над репетиторством.
Vitcke R.E.
the provision of services by the tutor: administrative and legal aspect
purpose: To explore administrative-legal regulation of private tutoring in the educational sphere. Methodology: Used dialectical, logical, systematic, dogmatic and comparative legal methods.
Methodology: Dialectic, logical, systematic, dogmatic and comparative-legal methods were used. Results: Contained value judgments and recommendations aimed at efficient administrative legal regulation of organization of tutoring in the provision of educational services self-employed teachers.
Novelty/originality/value: The scientific value of the article specified is the fact that it provides the analysis of normative legal acts, and identified the characteristics and problems of the state, normative legal regulation of the activities of the Tutors, as well as to formulate solutions to them. The article has high scientific value as it contains is valuable for science and practice conclusions and suggestions.
Keywords: еducation, learning, rendering of services, tutoring, legal regulation of the activities of Tutors, state control over the tutoring.
В системе прав человека право на образование занимает особое место. Это право входит в международные стандарты прав человека, что нашло свое отражение в части 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, части 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Образовательная деятельность законодателем определена как деятельность по реализации образовательных программ.
Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ «Об образовании» обучение - целенаправленный процесс организации
деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования.
На сегодняшней день в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» учреждение, осуществляющее образовательную деятельность, вправе самостоятельно разрабатывать, утверждать, следовательно, реализовывать образовательные программы.
Кроме того, предусмотрена возможность реализации образовательной программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм, которые обеспечивают возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных. В настоящее время наряду с классическим лекционным (аудиторным) обучением в современном образовательном процессе активно применяется обучение с помощью
евразийская
> 2 (27) 2017 <
адвокатура
аудиовизуальных технических средств, с применением учебной книги, компьютерное обучение и т. д. [4].
Предоставленное государством право выбора форм и методов обучения соответствующим организациям, на наш взгляд, в полной мере отвечает устоям демократического общества и способствует реализации гарантии права на образование. Вместе с тем позволим изложить мнение о том, что к такой свободе оказались не вполне готовы педагогический состав дошкольных и общеобразовательных учреждений, профессорско-преподавательский состав вузов, осуществляющих подготовку соответствующих кадров. В конечном счете, и сами родители сегодня не вполне готовы оказать эффективную помощь своим детям в усвоении образовательных программ, поскольку сами не обучались по действующим стандартам.
По данным Федеральной службы государственной статистики, доля лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, оценивающих неудовлетворительно качество образовательных услуг, получаемых их детьми в образовательных учреждениях, в процентах к общему числу лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, составляет в 2013 г. - 10,1 %, 2015 - 16,3 % [5].
На интернет-форумах опубликованы мнения родителей о том, что программы обучения в общеобразовательных школах не адаптированы для сдачи экзаменов [6], представляется весьма сложным получить высокие баллы без дополнительных занятий, а также ввиду недостаточности школьных часов, чтобы изучить все темы [7]. Вице-президент Общественного фонда социально-культурных инициатив «Арктик леди» С. Сыро-мятникова высказывается в пользу репетиторства, аргументируя свою позицию следующим: вне зависимости от опыта, уровня и профессионализма учителя он не может охватить вниманием всех учеников, поскольку в городских школах в классах сидят по 30 и более человек. Репетитор - это индивидуальные занятия с вашим ребенком, здесь уже учитывается, насколько ребенок знает тему, как быстро улавливает суть, и на основе этого составляется индивидуальная программа [8].
Заместитель декана по воспитательной работе филологического факультета Северо-Восточного федерального университета М.М. Габышева отмечает: «Учителя сами советуют своим ученикам заниматься дополнительно с репетитором. У учителя на дополнительные занятия с отстающими не остается времени: много бумажной работы. Заработок репетитора зависит от количества учеников. Если каждый день заниматься с
учениками с утра до вечера, выйдет приличная сумма» [9].
Вместе с тем неоспоримым является факт: для успешного поступления в вуз необходимы высокие баллы, что определяет необходимость обращения к репетитору.
Опрос учителей и анкетирование учащихся свидетельствуют, что с репетитором занимается более 60 % обучающихся десятых-одиннадцатых классов, а «репетиторствует» не менее 40 % учителей, кроме того, репетиторством занимаются 15,5 % преподавателей вузов и 8,9 % преподавателей техникумов [10].
Широко представлены репетиторские услуги в интернете, созданы и осуществляют свою деятельность различные интернет-сайты, оказывающие посреднические услуги в подборе репетиторов и учеников.
В контексте заявленной темы целесообразно отметить, что под репетиторством понимается проведение занятий с обучающимися с целью восполнения пробелов при освоении образовательной программы, оказания помощи в выполнении домашнего задания, подготовки к прохождению аттестационных и вступительных испытаний.
Вместе с тем приведенное определение имеет лишь прикладное значение, поскольку в отличие от ранее действовавшего Закона РФ «Об образовании» [10] ныне действующий федеральный закон не содержит определения «Репетиторство».
Согласно законодательным определениям «Образование», «Образовательная деятельность», а также «Педагогический работник», репетитор:
а) не проводит образовательную деятельность;
б) не является педагогическим работником.
Таким образом, репетитор выполняет только лишь функции по обучению.
Принято считать, что репетиторство - это личное дело тех, кто преподает, и тех, кому преподают. Позволю не согласится с таким позиционированием репетиторства. В настоящее время репетиторство осуществляется исключительно на основании договоренности, достигнутой между отдельным индивидуальным педагогом и заказчиком (как правило, таковыми являются родители либо лица, их замещающие) по поводу предоставления дополнительных платных образовательных услуг.
Анализ проведенных материалов свидетельствует о единомыслии ученых в части определений такой деятельности как индивидуальной трудовой [11]. В соответствии с действующим законодательством рассматриваемый вид деятельности предполагает регистрацию в качестве ин-
EURASIAN
> 2 (27) 2017 <
advocacy
дивидуального предпринимателя. Часть 1 ст. 32 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность осуществления образовательной деятельности индивидуальными предпринимателями. При этом установлена возможность для индивидуальных предпринимателей вести образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников
Невозможно исключить вероятность того факта, что в процессе оказания услуг репетитором может быть нанесен ущерб обучаемому, предполагаемый ущерб может быть как моральным (например, неоправдание ожиданий заказчика по итоговой аттестации), так и материальным (ненадлежащее оказание услуг), психологическим и др.
Аргументируя возможность нанесения материального ущерба, следует отметить, что родители, реализуя свою потребность в детях, фактически загоняют себя в нищету. Так, доход супругов-инженеров челябинского завода - около 50 тыс. руб. Из них 10 тыс. уходит на репетитора для сына-школьника и частный детский сад для дочери [1, с. 65]. Другой пример: младший посещает платные занятия у репетитора - индивидуального предпринимателя, за которые заплачено 30 тыс. руб. [3, с. 9].
Подтверждением того, что неофициальное (нелегализованное) репетиторство наносит материальный вред заказчикам услуг, служит тот факт, что родители, обратившиеся к репетитору - индивидуальному предпринимателю, вправе возвратить налоговый вычет [12], а в случае обращения к самоорганизованному репетитору такого права у родителей нет.
Используя личный опыт, подчеркну, что на сегодняшний день у государства в полной мере отсутствует механизм организационно-правового воздействия на такой образовательный сектор, как «Репетиторство». Так, например, для того чтобы быть зарегистрированным в качестве репетитора на сайте-посреднике, необходимо лишь оформить заявку с предоставлением копий документов [13]. Каждый ли заказчик рассматриваемых услуг попросит предъявить документ, удостоверяющий личность, оригиналы документов, подтверждающих квалификацию педагога, каждому ли заказчику известно об обязанности педагога систематически повышать свой профессиональный уровень и то, какими документами должна быть подтверждена системность повышения профуровня? Родители и ученики абсолютно не защищены от предоставления услуг лицами, уволенными из образовательной орга-
низации по отрицательным мотивам, поскольку диплом у человека на руках, и педагогический стаж он может подтвердить вполне официально; студентами педагогических профессиональных образовательных учреждений различного уровня, так, например, на форуме «Как заняться репетиторством» указано «Я студентка 4 курса, беру 200 руб. / 1 час» [14]. Стоит ли освещать предположение об эффективности привлечения в качестве репетитора лица, не только не имеющего должной квалификации, но и соответствующего опыта работы? Таким образом, в случае оказания услуг, по мнению заказчика, не в полном объеме и / или ненадлежащего качества все претензии к сайту, преподавателю так и останутся в рамках «мнение заказчика». Невозможно не согласится с утверждением Д.А. Березина в части негарантированности и, по нашему мнению, необязательности достижения положительного результата педагогом ввиду того, что репетитор обязан предоставить свои услуги, т. е. обеспечить возможность усвоения обучающимся определенного уровня знаний; достигнет ли деятельность репетитора желаемого результата или нет, зависит от самого обучающегося, его способностей, внимательности. Обязательства по оказанию услуг опосредуют отношения, предметом которых являются услуги, не получающие овеществленного выражения, отличного от самой деятельности, в которой они воплощены. Соответственно этому и оплата деятельности услугодателя не зависит от того, достигнут или нет полезный эффект услуги [2, с. 146].
Поскольку в настоящее время отсутствуют стандарты, требования к оказанию услуг репетитором, репетиторство в целом абсолютно свободно от требований, регламентаций, стандартов и безусловно, от государственного контроля.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг (репетиторство) должна подлежать обязательному лицензированию. Именно лицензия является официальным документом, который разрешает физическому или юридическому лицу заниматься тем или иным видом деятельности, потребителям дает возможность среди множества предложений выбрать то, которое предоставляется на данном рынке цивилизованно. И именно наличие лицензии у объекта обязывает государство осуществлять контрольно-надзорные функции в отношении лицензиата.
Образовательная деятельность в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обя-
евразийская
> 2 (27) 2017 <
адвокатура
зательному лицензированию. Исходя из норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно».
Таким образом, следуя логике законодателя, репетиторство не является образовательной деятельностью, следовательно, не подлежит лицензированию. Подчеркну, что индивидуальная педагогическая деятельность не лицензируется, за исключением таких случаев, когда индивидуальный предприниматель осуществляет указанный вид деятельности с привлечением педагогических работников. В случае найма сотрудников для осуществления образовательной деятельности требуется получить соответствующую лицензию [3, с. 50].
Анализ действующих законодательных и нормативных правовых актов свидетельствует о том, что деятельность репетитора и обучаемого в настоящее время на территории Российской Федерации носит сугубо индивидуальный, частный характер.
Косвенным подтверждением того, что государство не уделяет должного внимания вопросам репетиторства, является то, что в аналитических данных о средних потребительских ценах на отдельные виды услуг образования в ноябре 2016 г., приведенных Федеральной службой государственной статистики РФ, о репетиторстве сведений нет [5].
Ввиду специфики деятельности репетитора и потребителей услуг считаем абсолютно недопустимым оставление без внимания со стороны государства полного отсутствия контрольно-надзорных полномочий в отношении рассматриваемой категории.
В целях реализации государственных гарантий на охрану прав и законных интересов в сфере образования считаем необходимым:
1. Законодательно закрепить понятие «репетитор».
2. Установить, что деятельность репетиторов подлежит либо лицензированию, либо обязательной сертификации.
3. На Рособрнадзор возложить:
- функции по контролю, надзору над педагогами, предоставляющими услуги по репетиторству;
- функцию по составлению и ведению реестра репетиторов.
4. Создать типовой свод правил оказания услуг репетитором, предусмотрев запрет на занятие таковой деятельностью лицами, уволенными по отрицательным мотивам.
5. Обязать учредителей сайтов-посредников оказывать свои услуги после проверки подлинности документов, подтверждающих квалификацию репетитора.
Пристатейный библиографический список
1. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. № 2. С. 65-81.
2. Березин Д.А. Оценочная деятельность: учеб. по-соб. / под ред. М.В. Маркиной. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016.
3. Ланина И. Возврат налога на доходы физических лиц. Социальный вычет на обучение // Финансовая газета. 2016. № 4. С. 9, 11-13.
4. Козырина А.Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CM B;n=18093;dst=104369#0.
5. Доля лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, оценивающих неудовлетворенно качество образовательных услуг, получаемых их детьми в образовательных учреждениях (в процентах к общему числу лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет; по соответствующему виду образовательных учреждений) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/motherhood.
6. В каких случаях обращаются к репетитору? // Сайт педагогического сообщества «Моё образование» [Электронный ресурс]. URL: http://урок.рф/ discussion/10261.
7. Сыромятникова С. Мода на репетиторов: почему родители дополнительно привлекают учителя? // Сайт мнений «Наш университет_онлайн» [Электронный ресурс]. URL: http://nu.s-vfu.ru/vox_populi/moda-na-repetitorov-pochemu-roditeli-dopolnitelno-privlekayut-uchitelya.
8. Габышева М.М. Мода на репетиторов: почему родители дополнительно привлекают учителя? // Сайт мнений «Наш университет_онлайн» [Электронный ресурс]. URL: http://nu.s-vfu.ru/vox_populi/moda-na-repetitorov-pochemu-roditeli-dopolnitelno-privlekayut-uchitelya.
9. Правовые основы репетиторства // Блог инспектора народного образования 2011-2016 [Электронный ресурс]. URL: http://eduinspector.ru/2015/09/22/ pravovye-osnovy-repetitorstva.
10. Чеха В. Может ли учитель оказывать репетиторские услуги? // Менеджер образования. Портал информационной поддержки руководителей образовательных организаций [Электронный ресурс]. URL: http://
EURASIAN
2 (27) 2017
- advocacy
www.menobr.ru/article/46561-mojet-li-uchitel-okazyvat-repetitorskie-uslugi.
11. Почуев Д. Репетиторство как бизнес // Административное право. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.center-bereg.ru/b2443.html.
12. Письмо ФНС России от 18 ноября 2015 г. № БС-4-11/20124@ «О социальном налоговом вычете» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_189194.
13. Ваш репетитор [Электронный ресурс]. URL: http://ufa.repetitors.info/reg.php.
14. Как заняться репетиторством // Английский язык для начинающих: форум [Электронный ресурс]. URL: http://begin-english.ru/forum/kto-podrabatyvaet-repetitorstvom-skolko-berete-za-1-zanyatie-est-otdelnaya-tema-dlya-poiska-repetitorov-i-poiska-uchenikov.
15. Мухин В. Отсутствие лицензии и «учебный» вычет // Экспресс-бухгалтерия: информационный бюллетень. 2015. № 47-48. С. 50-52 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc;base=LAW;n=137707#0.
References (transliterated)
1. Azarova E.G. Konstitucionnye garantii social'nogo obespechenija detej // Zhurnal rossijskogo prava. 2015. № 2. S. 65-81.
2. Berezin D.A. Ocenochnaja dejatel'nost': ucheb. po-sob. / pod red. M.V. Markinoj. M.: JuS-TICIJa, 2016.
3. Lanina I. Vozvrat naloga na dohody fizicheskih lic. Social'nyj vychet na obuche-nie // Finansovaja gazeta. 2016. № 4. S. 9, 11-13.
4. Kozyrina A.N. Postatejnyj kommentarij k Federal'nomu zakonu «Ob obrazovanii v Rossijskoj Fed-eracii» [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus». URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=18093;dst=10 4369#0.
5. Dolja lic, imejushhih detej v vozraste do 15 let, ocenivajushhih neudovletvorenno kachestvo obrazova-tel'nyh uslug, poluchaemyh ih det'mi v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah (v procentah k obshhemu chislu lic, ime-jushhih detej v vozraste do 15 let; po sootvetstvujushhe-mu vidu obrazovatel'nyh uchrezhdenij) // Ofidal'nyj sajt
Federal'noj sluzhby gosu-darstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood.
6. V kakih sluchajah obrashhajutsja k repetitoru? // Sajt pedagogicheskogo soobshhestva «Mojo obrazovanie» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://urok.rf/discussion/10261.
7. Syromjatnikova S. Moda na repetitorov: pochemu roditeli dopolnitel'no privleka-jut uchitelja? // Sajt mnenij «Nash universitet_onlajn» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://nu.s-vfu.ru/vox_populi/moda-na-repetitorov-po-chemu-roditeli-dopolnitelno-privlekayut-uchitelya.
8. Gabysheva M.M. Moda na repetitorov: pochemu roditeli dopolnitel'no privlekajut uchitelja? // Sajt mnenij «Nash universitet_onlajn» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://nu.s-vfu.ru/vox_populi/moda-na-repetitorov-po-chemu-roditeli-dopolnitelno-privlekayut-uchitelya.
9. Pravovye osnovy repetitorstva // Blog inspektora narodnogo obrazovanija 2011-2016 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://eduinspector.ru/2015/09/22/pravovye-osnovy-repetitorstva.
10. Cheha V. Mozhet li uchitel' okazyvat' repetitor-skie uslugi? // Menedzher obrazova-nija. Portal informa-cionnoj podderzhki rukovoditelej obrazovatel'nyh orga-nizacij [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.menobr. ru/article/46561-mojet-li-uchitel-okazyvat-repetitorskie-uslugi.
11. Pochuev D. Repetitorstvo kak biznes // Administra-tivnoe pravo. 2012. № 4 [Jelek-tronnyj resurs]. URL: http:// www.center-bereg.ru/b2443.html.
12. Pis'mo FNS Rossii ot 18 nojabrja 2015 g. № BS-4-11/20124@ «O sodal'nom nalogo-vom vychete» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_189194.
13. Vash repetitor [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ufa. repetitors.info/reg.php.
14. Kak zanjat'sja repetitorstvom // Anglijskij jazyk dlja nachinajushhih: forum [Jelek-tronnyj resurs]. URL: http://begin-english.ru/forum/kto-podrabatyvaet-repeti-torstvom-skolko-berete-za-1-zanyatie-est-otdelnaya-tema-dlya-poiska-repetitorov-i-poiska-uchenikov.
15. Muhin V. Otsutstvie licenzii i «uchebnyj» vychet // Jekspress-buhgalterija: infor-macionnyj bjulleten'. 2015. № 47-48. S. 50-52 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW ;n=137707#0.
ш^ио^иеетщоштшуэтам] вдаотшт проапши щрана
[email protected] +7-917-40-61-340