32
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2015
УДК 316.47-029:28
РЕЛИГИОЗНЫМ АСПЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
THE RELIGIOUS ASPECT OF SOCIO-CULTURAL TRANSFORMATIONS IN THE NORTHERN CAUCASUS
© 2015 Мустафаева М. Г., Юсупова Г. И.*, Алибекова С. Я.**
Дагестанский государственный педагогический университет ^Региональный центр экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук **Дагестанский государственный университет
© 2015 Mustafaeva M. G., Yusupova G. I.*, Alibekova S. Ya.**
Dagestan State Pedagogical University ^Regional Centre for Economic Research, Dagestan Scientific Centre of Russian Academy of Sciences
**Dagestan State University
Резюме. Реисламизация и реэтнизация стали ответной реакцией на процесс политической, экономической и социокультурной модернизации традиционного общества. Впервые авторы анализируют влияние политической модернизации на роль религиозного фактора. Применен системный подход для исследования этноконфессиональной ситуации.
Abstract. Reislamisation and reethnisation became a response to the process of the political, economical and sociocultural modernization of the traditional society. For the first time the authors analyze the influence of political modernization on the role of the religious factor. They apply the systematic approach for the research of the ethno-confessional situation.
Rezjume. Reislamizacija i rejetnizacija stali otvetnoj reakciej na process politicheskoj, jekonomicheskoj i soci-okul'turnoj modernizacii tradicionnogo obshhestva. Vpervye avtory analizirujut vlijanie politicheskoj modernizacii na rol' religioznogo faktora. Primenen sistemnyjpodhod dlja issledovanija jetnokonfessional'noj situacii.
Ключевыеслова: модернизация, глобализация, ислам, религиозный экстремизм, терроризм, идентичность, религиозное возрождение.
Keywords: modernization, globalization, islam, religious extremism, terrorism, identity, religious revival.
Kljuchevyeslova: modernizacija, globalizacija, islam, religioznyjjekstremizm, terrorizm, identichnost', religi-oznoe vozrozhdenie.
Целью статьи является исследование места и особенностей ислама в модернизационных процессах на Северном Кавказе. Проблема модернизации государств различного цивилизационного типа является одной из важнейших в современной науке. Зарубежных и отечественных исследователей особенно интересуют вопросы, раскрывающие специфику процесса модернизации традиционных обществ. С одной стороны, традиционное общество и модернизация - это противоположные понятия, так как итогом модернизации априори должно быть становление индустриального общества. С другой стороны, в современном глобализирующемся мире трудно сохранить замкнутость и целостность традиционного общества, воспроизводить постоянно этно-
культурную самобытность и своеобразный цивилизационный облик.
Как правило, термин «модернизация» исследователями интерпретируется как макропроцесс перехода от традиционного к современному индустриально развитому обществу, что можно охарактеризовать как своеобразный вертикальный срез данного понятия. Можно выделить также и горизонтальный срез, связанный с определенной непропорциональностью экономического и политического развития различных стран и цивилизаций. Если вертикальный срез можно еще обозначить как хронологический подход, в рамках которого уместно говорить о догоняющей модернизации, то горизонтальный срез позволяет говорить о пространственном подходе к
Общественные и гуманитарные науки
33
• ••
модернизации, качественные характеристики которого отличны.
Для традиционных обществ северокавказского социально-культурного пространства всегда была характерна так называемая догоняющая модернизация. Неким катализатором определенных модернизационных процессов во всех сферах общественной жизни более двухсот лет для них являлась Россия. По степени интенсивности и результативности мы бы выделили советскую модернизацию, которая коренным образом изменила не только политико-правовую, социально-
экономическую систему, но и привнесла новые черты в социокультурную специфику региона.
На Северном Кавказе существовал ярко выраженный традиционный тип общества со всеми свойственными ему характеристиками. Другими словами, северокавказский социум может быть отнесен к типу особых локальных цивилизаций, как принято в современной политологии. В девяностые годы прошлого века началась глобальная трансформация российского общества в общем предполагаемом контексте его модернизации. Этот процесс протекает крайне неоднозначно и противоречиво.
Причины этого кроются в том, что не были продуманы и проработаны социальнофилософские аспекты этого процесса, не продумана четкая и реалистичная программа модернизации. По мнению К. Г. Ланды, то, что в настоящее время происходит на Кавказе, в частности в Дагестане, результат навязывания кавказцам вестернизации. «Молодые люди, чтящие и соблюдающие свои нормы морали, религию и традиции, не воспринимающие навязываемые извне процессы модернизации по западному образцу Кавказа, не вписываются в процессы глобализации. Москва не желает учитывать эти процессы. Для коррупционеров и казнокрадов в центре и на местах безработная молодежь Дагестана стала «лишними людьми», мешающими им жить во дворцах»
[4].
Цивилизационный облик современного северокавказского социального пространства невозможно себе представить без религиозной составляющей. Религия является одним из стандартизированных и регулярно воспроизводимых элементов социальной системы [8].
Религиозное измерение социокультурного развития региона находится в процессе радикального изменения. В центре этих процессов находится ислам как традиционная религия преобладающего большинства населения региона. Для современных социокультурных трансформаций на Северном Кавказе присущ, прежде всего, процесс реисламизации, именуемый рядом исследователей «Исламским Возрождением». Понятно, что это делается в рамках религиозного возрождения в мире вообще.
Как мы полагаем, мощным стимулом реис-ламизации в мире, в том числе на Северном Кавказе, явилась глобализация [9].
За последние десятилетия рост влияния ислама, если сравнивать с другими религиями,
на жизнь общества в различных странах является наиболее заметным. Численность верующих мусульман составляет более половины численности всех верующих в мире, вместе взятых. Ислам наращивает с каждым годом свое воздействие на формирование мировой политики и на урегулирование международных отношений, играет все более существенную роль в современных геополитических трансформациях.
Мы рассматриваем современное религиозное возрождение как закономерный процесс, обусловленный стремлением человека к целостному восприятию мира и себя как его неотъемлемой части, глубокими и тесными связями науки и религии, важностью для индивидуальности духовно-нравственного восприятия мира. Религиозность является частью социокультурной идентификации личности. Процесс модернизации Северного Кавказа вызвал ответную реакцию в виде попытки традиционного общества сохранить свои позиции через реисламизацию и реэтнизацию.
Однако, на наш взгляд, категория «исламское возрождение» должна рассматриваться достаточно критично, в ней больше находят отражение количественные показатели, нежели качественные и отсутствует глубокий культурологический аспект, традиционный и даже определяющий для эпохи Ренессанса.
Следует отметить, что изучение современной реисламизации на постсоветском пространстве находится в стадии становления. Процессы реисламизации на Северном Кавказе активно исследуются в работах таких ученых, как В. Х. Акаев, А. М. Буттаева, М. В. Вагабов, И. П. Добаев, К. М. Ханбабаев, М. Я. Яхьяев и других.
Как свидетельствует многократный опыт прошлых кардинальных преобразований, модернизация всех общественных отношений, осуществляемая в пределах сжатого хронологического периода, неизбежно ведет к появлению целого комплекса политических, экономических, культурных, социально-
психологических, межнациональных и межконфессиональных противоречий.
Рассматривая причины процесса возрождения религии в мире, С. Хангтингтон подчеркивает, что в середине прошлого века казалось очевидным снижение роли религиозного фактора в жизни индустриального общества под влиянием резкого качественного скачка науки и техники. Произошедшее на рубеже двух веков резкое усиление влияния религии, количественная и в некоторых регионах качественная реструктуризация социокультурной системы опровергли эти прогнозы [7. С. 139].
Для современного мира характерны следующие характеристики реисламизации: распространение ислама в странах и регионах с другим традиционным религиозным измерением, кардинальная политизация современного ислама, превращение ислама в геополитический фактор и активный инструмент международной политики, распространение исламского
34
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2015
радикализма, религиозного экстремизма и терроризма под мусульманскими лозунгами.
Для субъектов СКФО всегда был свойственен ярко выраженный традиционный тип общества со всеми свойственными ему характеристиками. К таким характеристикам следует отнести определенную патриархальность, наличие комплекса морально-нравственных устоев и ценностей, обусловленных большей частью религиозными традиционными нормами и правилами поведения, исторически характерными для данного региона. Северокавказский социум мы можем отнести к типу особых локальных цивилизаций, для которых присуща специфическая социокультурная матрица.Одним из важнейших ее параметров является религиозный фактор, воспринимаемый как особая национальная характеристика. Религиозная составляющая северокавказского национального самосознания подвергалась неоднократно радикальным трансформациям. Так и современный модернизационный порыв инициирован общероссийскими трансформационными процессами. Его неоднозначность, противоречивость, сложный и непредсказуемый характер вполне очевидно обнаружились в последние десятилетия.
Модернизация представляет собой переход от традиционного общества к индустриальному. Но, как правило, принято выделять наряду с экономической политическую и социокультурную модернизацию. Очень часто под модернизацией подразумевается вестернизация или механический перенос на традиционную почву определенных западных моделей и образцов. Они же не всегда приживаются в чужеродной среде и вызывают совершенно противоположную реакцию. Активное внедрение образцов западной массовой культуры, падение нравственности, традиционных моральных устоев северокавказского социума, обесценивание прежних идеологических норм и принципов воспитания, как мы полагаем, и вызвало усиление процессов религиозной и этнической мобилизации в регионе.
Для правильного понимания феномена религиозного возрождения целесообразно, на наш взгляд, выделить определенную двойственность религии, которая может выступать интегрирующим и дезинтегрирующим фактором. Ее интегрирующая роль проявляется в объединении последователей определенной религии независимо от национальной принадлежности. Дезинтегрирующая роль состоит в том, что она, противопоставляя друг другу приверженцев различных конфессий, часто приводила и сегодня приводит к межрелигиозным противоречиям, конфликтам и войнам.
На наш взгляд, правильнее не выделение личностной подсистемы, к которой относится религия, а рассмотрение религии как определенной социальной и культурной идентичности личности. Такой подход позволяет учитывать при анализе современной религиозной идентичности социальную и культурную функцию религии, что возможно в рамках структурно-функционального подхода.
Современная реисламизация на Северном Кавказе имеет количественные и качественные характеристики. И. П. Добаев обращает внимание на тот факт, что на Северном Кавказе на сегодняшний день насчитывается 7 духовных управлений мусульман: Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, Адыгеи и Краснодарского края, не имеющих единого управления. Естественно, что и широкие массы верующих перестали иметь в распоряжении общие для них прежде ориентиры, то есть оказались в существенной степени дезориентированными. Кроме того, для различных республик региона традиционный ислам не является чем-то единым.
Для Чечни, Ингушетии и Дагестана (кроме кумыков и ногайцев) - это суннитский ислам шафиитского мазхаба в форме суфийских орденов (тарикатов) накшбендийя и кадирийя. В свою очередь эти тарикаты состоят из дочерних образований - «братств»: в Дагестане зарегистрировано 15 мюридских братств, в Чечне и Ингушетии - больше 30 вирдовых братств, причем взаимоотношения между некоторыми из них натянуты и, более того, враждебны. Причины кроются как в идейном разногласии, так и в искусственном порой противопоставлении их властями.
В центральной и западной частях Северного Кавказа традиционным выступает наиболее распространенный в мусульманском мире, считающийся наиболее лояльным и гибким к этническому фактору и обычному праву (адату), ханифитский мазхаб суннизма. Впрочем, уровень исламизированности этих республик, как признается на практике всеми регионоведами и исламоведами, значительно ниже, чем в Дагестане, Чечне и Ингушетии [3].
Реисламизация на Северном Кавказе тесно связана с политизацией ислама, которая приобрела радикальный характер. Неоваххабизм в регионе стал активным фактором политизации ислама и составил идеологическую основу религиозно-политического экстремизма. Религиозный фактор стал своего рода разменной монетой и в современном информационном пространстве. Он активно используется в политических целях сторонниками религиозного экстремизма.
Модернисты в исламе - это незначительная часть интеллигенции, как правило, получившая религиозное образование заграницей и не нашедшая своего места в традиционном религиозном пространстве социума по различным объективным и субъективным причинам. Они активно выступают за современную трактовку догматов, этики и культа ислама. Опасной тенденцией современного ислама стал одиночный «джихад». Практика свидетельствует, что в основном роли «живых бомб» на Северном Кавказе исполняют юноши и женщины, как правило, так называемые «черные вдовы» (вдовы убитых боевиков, для которых в специфических условиях Кавказа со смертью их мужей заканчивается не только супружеская
Общественные и гуманитарные науки
35
• ••
жизнь, но и в ментальном плане утрачивается смысл жизни как таковой).
Подготовка таких смертников ведется групповым методом по специально разработанной методике с использованием зомбирующих технологий, учебно-тренировочных заданий, формирующих жесткие мотивационные установки, с соответствующей атрибутикой и ритуалами. Еще одной характерной чертой религиозного терроризма последних лет стал тот факт, что в последние годы терро-ристами-смертниками стали преимущественно юноши и молодые женщины.
Современный шахидизм сформирован под влиянием следующих факторов: влияние
ближневосточных экстремистских организаций и террористических практик, рост числа наемников в террористическом подполье Северного Кавказа, превращение северокавказского терроризма в часть мировой террористической сетевой структуры.
Северокавказским боевикам удалось поставить на поток подготовку смертников и создать резерв потенциальных смертников-самоубийц, а также идеологов и наставников «шахидов» из числа не только зарубежных, но и российских граждан (например, уничтоженный Саид Бурятский). Как подчеркивают эксперты, практика «шахидизма» весьма эффективна: взрывы «живых бомб» составляют 3 % всех терактов, совершенных в мире, однако именно на них приходится 48 % жертв. Что касается России, то за период с августа 1999 г. по сентябрь 2009 г. террористами-смертника-ми в различных ее регионах, преимущественно на Северном Кавказе, была осуществлена 41 акция «шахидизма», все они сопровождались далеко не единичными жертвами. Как отмечалось выше, в 2010-2011 г. зафиксировано еще 12 случаев самоподрывов. Таким образом, в 1999-2011 г. смертниками совершены 53 террористические акции. Для сравнения: в Израиле за период так называемой «интифады» (первая интифада в Палестине вспыхнула в 1987 г., вторая - в 2000 г. - И.Д.) взорвали себя 59 палестинцев. Иными словами, по количеству «живых бомб» Северный Кавказ уверенно догоняет Палестину, а по частоте применения практики терроризма самоубийц за последние десять лет явно ее превосходит [3].
Современный ислам стремится приспособиться к модернизационным процессам, модернизируясь сам. О модернизации религиозной составляющей современного политического пространства свидетельствует получивший широкое распространение в последнее десятилетие во всем мире сетевой характер религиозной организации и активности. По мнению Анисимовой Н. А., сетевой активизм помогает довольно быстро распространять движение и продвигаться в самые разные, в том числе изначально неблагоприятные сообщества, как это было, например, в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Для тарикатистских сообществ этих республик с высоким уровнем традиционализма был чужд новый вид исламской активности, предлагавшийся молодеж-
ными лидерами. Однако попытки противостояния с использованием карательной мощи государства не достигли цели: молодежные сетевые структуры стали неотъемлемой частью мусульманского ландшафта этих трех республик.
Сегодня молодежное мусульманское сообщество становится экстерриториальным: вовсе необязательно посещать по пятницам одну и ту же мечеть, жить по соседству и знать друг друга в лицо. Единомышленники могут создавать реальные сетевые сообщества с помощью виртуальных технологий. В России молодые джамааты особенно активно пошли по этому пути после краха попытки создания легальной сильной молодежной общины в Нальчике [2].
Значимость этой проблемы для современного информационного общества совершенно очевидна, так как в сетевое пространство в последние годы активно вступают различные экстремистские религиозные течения типа современного ваххабизма, группировки этнических сепаратистов, радикальных элементов разнообразного толка, которые активно привлекают к себе новых сторонников и представляют реальную угрозу и вызов этнокон-фессиональной и этнополитической стабильности не только северокавказского социума, но и всей цивилизации. Поэтому мы полагаем, что еще недостаточно исследованная тема взаимосвязи конфессионального фактора и информационного общества требует тщательного анализа и изучения, что позволит избежать психологических ловушек, неизбежно порождаемых современным социально-духовным кризисом.
«Как показали последующие события и характер исламского возрождения на Северном Кавказе, - отметил Яхьяев М. Я., - при количественном росте числа мечетей, религиозных организаций, увеличении числа совершающих религиозные обряды, когда в обществе велась пропаганда религиозных ценностей, распространялись религиозная литература и знания, ислам все же не стал консолидирующим фактором для верующих, усилились разногласия как среди мусульманского духовенства, так и рядовых верующих. К расколу по национальному признаку в последнее время прибавился и раскол верующих на разные течения, приведший в ряде случаев к массовому противостоянию и кровопролитию» [6. С. 155-156].
Религиозно-политический экстремизм и терроризм остаются угрозой номер один в современном Дагестане. За 2013 год в республике правоохранительными органами было ликвидировано 167 террористов, задержано 213 человек и предотвращено 53 теракта с использованием взрывных устройств. В прошлом году были разгромлены террористические группы "Шамхальская", "Левашинская", "Сергокалин-ская" и "Избербашская", пресечено "365 фактов организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем и других преступлений террористического характера.
Следует отметить, что за последнее десятилетие изменилась специфика этноконфессио-
36
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2015
нальных и этнополитических процессов на Северном Кавказе. Э. Т. Майборода, анализируя современную этнополитическую и этно-конфессиональную ситуацию на Юге России, выделил наиболее серьезные риски в сфере этноконфессиональных отношений на Северном Кавказе. По его мнению, относятся к подобным вызовам, «этноцивилизационная трансформация региона вследствие деиндустриализации, этнизации общественной жизни, миграций; это медленное, но постоянное изменение геополитического статуса Кавказа, «дрейф» закавказских государств в сторону геополитических соперников России, их неопределенное, подверженное конъюнктурным изменениям отношение к России; локализация этнических конфликтов и в то же время расширение территорий, на которых они происходят или вероятны; повышение этнокон-фликтной готовности населения при очевидной усталости людей от постоянных конфликтов в регионе и сообщений о них в средствах массовой информации» [5. С. 339-340].
Хотя сохраняются специфические черты ислама в различных субъектах Северного Кавказа, существует некая общая исламская ментальность, отличающая религиозную идентичность населения. Возрождение ислама в России является объективным процессом современного социокультурного развития российского общества, отдельным элементом цивилизационно-культурных трансформаций современного мира [10], частью социокуль-
турной модернизации региона, страны, всего мира.
Современная модернизация отличается на Северном Кавказе от модернизации советского периода тем, что на государственном уровне перестали отрицать влияние культурной и религиозной традиции на процесс прогрессивных социальных изменений. Религиозная составляющая заняла свое активное место в региональном политическом процессе северокавказского социума.
Влияние глобализации, распространение современных информационных технологий нашло отражение в распространении сетевого характера религиозного экстремизма и терроризма на Северном Кавказе. Именно с исламской идеологией сегодня в регионе связаны самые опасные экстремистские угрозы и риски. Степень их распространения и воздействия на современную этноконфессиональную ситуацию сопряжена со спецификой данного региона, особенностями современного политического процесса в нем [1.]
Таким образом, ислам на Северном Кавказе трансформировался и имеет значительное влияние на социально-политические процессы. Исламский раскол усилил существующие противоречия. Однако, несмотря на этнокон-фессиональную мозаику региона, не исчерпаны ресурсы развития традиционной социокультурной матрицы региона. Своей реализации ожидает задача раскрытия воспитательного потенциала ислама в регионе, усиления его миротворческого, толерантного потенциала.
Литература
1. Алиев А. К.,Юсупова Г. И. Терроризм как угроза глобальной и национальной безопасности. Махачкала: Наука ДНЦ РАН, 2010. С. 7. 2. Анисимова Н. А. Сетевые структуры террористов на Северном Кавказе: причины формирования и стратегии противодействия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону, 2014. 3. Добаев И. П. Ислам и исламизм на Северном Кавказе: влияние экзогенного фактора (III). URL: evraziaantiterror . kz / islam / news _ 2010-04-09. Опубликовано: 09 апреля 2010. Copyright © 2013 | НОК | info@kavkazoved.info 4. Ланда К. Г. Дагестан и геостратегия России на Каспии. Махачкала: Наука - Дагестан, 2012. С. 11. 5. Майборода Э. Т. Основные модели анализа этнополитических процессов на Юге России.
Политическая наука на Юге России: итоги двадцатилетнего развития. Сборник материалов международной научнопрактической конференции 11-12 марта 2009, вып. 1. Изд-во СКАГС. Ростов-на-Дону, 2009. С. 339-340.
6. Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления. Научная монография / под общей ред. проф. Яхьяева М. Я. М. : Парнас, 2011. С. 155-156. 7. Хангтингтон С. Столкновение
цивилизаций. М., 2003. С. 139. 8. Юсупова Г. И. Глобализация и этнополитическая безопасность Юга России. М. : Собрание, 2009. 9. Юсупова Г. И. Влияние глобализации на этноконфессиональную ситуацию на Юге России.
Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Махачкала, 2009. 358 с. 10. Юсупова Г. И. Роль религиозного фактора в системе этноконфессиональных отношений современной России. Толерантность как фактор противодействия религиозно-политическому экстремизму в полиэтноконфессиональном социуме. Махачкала, 2012. С. 211.
References
1. Aliev A. K., Yusupova G. I. Terrorism as a threat to the global and national security. Makhachkala. “Nauka DSC RAS”,
2010. P. 7. 2. Anisimova N. A. Network structures of terrorists in the Northern Caucasus: causes of formation and
counter-strategy. Diss. ... Cand. of Ssociol. Sciences. Rostov-on-Don, 2014. 3. Dobaev I. P. Islam and Islamism in the Northern Caucasus: the impact of the exogenous factor (III) evrazianantiterror.kz/islam/news_2010-04-09. Posted on: 09 April 2010. Copyright © 2013 | NJC | info@kavkazoved.info 4. Landa K. G. Dagestan and geostrategy of Russia in the Caspian Sea. Makhachkala: "Nauka - Dagestan” publishing, 2012. P. 11. 5. Mayboroda E. T. Basic model of the analysis of ethno-political processes in the South of Russia. Political science in the South of Russia: results of twenty years of development. Proceedings of the international scientific-practical conference March 11-12, 2009. Issue 1. Publishing house of SKAGS. Rostov-on-Don, 2009. P. 339-340. 6. Religious-political extremism: the nature, causes,
forms, manifestations, and ways to overcome. Scientific monograph / Gen. ed. professor Yakhyaev M. Jа. M. : Parnassus, 2011. P. 155-156. 7. Hungtington S. The clash of civilizations. M., 2003. P. 139. 8. Yusupova G. I. Globalization and ethnopolitical security in the South of Russia. M., "Assembly", 2009. P. 219. 9. Yusupova G. I. The Impact of globalization on the ethnic and confessional situation in the South of Russia. Diss. ... Doctor of Philosophy. Makhachkala,
2009. 358 p. 10. Yusupova G. I. The role of the religious factor in the system of ethnic and confessional relations in
Общественные и гуманитарные науки
• ••
37
modern Russia. Tolerance as a factor of counteraction to religious-political extremism in politicalregional society. Makhachkala, 2012. P. 211.
Literatura
1. Aliev A. K., Jusupova G. I. Terrorizm kak ugroza global'noj i nacional'noj bezopasnosti. Mahachkala: Nauka DNC RAN,
2010. S. 7. 2. Anisimova N. A. Setevye struktury terroristov na Severnom Kavkaze: prichiny formirovanija i strategii
protivodejstvija. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata sociologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2014.
3. Dobaev I. P. Islam i islamizm na Severnom Kavkaze: vlijanie jekzogennogo faktora (III). URL: evraziaantiterror . kz / islam / news _ 2010-04-09. Opublikovano: 09 aprelja 2010. Copyright © 2013 | NOK | info@kavkazoved.info
4. Landa K. G. Dagestan i geostrategija Rossii na Kaspii. Mahachkala: Nauka - Dagestan, 2012. S. 11. 5. Majboroda Je. T. Osnovnye modeli analiza jetnopoliticheskih processov na Juge Rossii. Politicheskaja nauka na Juge Rossii: itogi dvadcatiletnego razvitija. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 11-12 marta 2009, vyp. 1. Izd-vo SKAGS. Rostov-na-Donu, 2009. S. 339-340. 6. Religiozno-politicheskij jekstremizm: sushhnost', prichiny, formy projavlenija, puti preodolenija. Nauchnaja monografija / pod obshhej red. prof. Jah'jaeva M. Ja. M. : Parnas,
2011. S. 155-156. 7. Hangtington S. Stolknovenie civilizacij. M., 2003. S. 139. 8. Jusupova G. I. Globalizacija i jetno-
politicheskaja bezopasnost' Juga Rossii. M. : Sobranie, 2009. 9. Jusupova G. I. Vlijanie globalizacii na jetnokonfes-
sional'nuju situaciju na Juge Rossii. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora filosofskih nauk. Mahachkala, 2009. 358 s. 10. Jusupova G. I. Rol' religioznogo faktora v sisteme jetnokonfessional'nyh otnoshenij sovremennoj Rossii. Tolerantnost' kak faktor protivodejstvija religiozno-politicheskomu jekstremizmu v polijetnokonfessional'nom sociume. Mahachkala, 2012. S. 211.
Статья поступила в редакцию 17.03.2015 г.
УДК 130
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДАГЕСТАНЦЕВ В РОССИЙСКОМ ИЗМЕРЕНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
THE ETHNO-RELIGIOUS ASPECTS OF DAGESTAN PEOPLE’S CULTURAL IDENTIFICATION IN THE RUSSIAN DIMENSION OF CIVICIZM
© 2015 Шайдаева Г. М., Ибрагимов И. Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Shaydaeva G. М., Ibragimov I. G.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье говорится об идеологии единой дагестанской общности, о процессе формирования дагестанской идентичности и интернационализации общественной жизни. В процессе глобализации и информационного прорыва национальных границ, уникальным становится опыт межнационального сотрудничества, накопленный да.гестанцами в процессе своего исторического развития, что является фактором стабильности, устойчивого развития Дагестана, как и России в целом.
Abstract. The article deals with the ideology of the unified Dagestan community, with the process of forming the Dagestan identity and internationalization of the social life. In the process of globalization and information breakthrough of the national boundaries the experience of the interethnic cooperation becomes unique, accumulated by Dagestan people in the process of their historical development, which is a factor of stability and sustainable development of Dagestan and Russia in general.
Rezjume. V stat'e govoritsja ob ideologii edinoj dagestanskoj obshhnosti, o processe formirovanija dagestanskoj identichnosti i internacionalizacii obshhestvennoj zhizni. V processe globalizacii i informacionnogo proryva na.cion-al'nyh granic, unikal'nym stanovitsja opyt mezhnacional'nogo sotrudnichestva, nakoplennyj da.gestancami v processe svoego istoricheskogo razvitija, chto javljaetsja faktorom stabil'nosti, ustojchivogo razvitija Dagestana, kak i Rossii v celom.
Ключевые слова: культура, проблема, идентификация, дагестанская общность, общеда.гестанское единство, патриотизм, конфессиональность.
Keywords: culture, problem, identification, Dagestan community, All-Dagestan unity, patriotism, confessional basis.