Научная статья на тему 'Политизация ислама на Северном Кавказе'

Политизация ислама на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
137
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИСЛАМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юсупова Гурия Ислангараевна, Алибекова Сиядат Яхьяевна

В данной статье анализируется роль религиозного фактора в процессе модернизации Северо-Кавказского региона. Реисламизация и реэтнизация стали ответной реакцией на процесс политической, экономической и социокультурной модернизации традиционного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политизация ислама на Северном Кавказе»

УДК: 316.47-029:28

Юсупова Гурия Ислангараевна

доктор философских наук, главный научный сотрудник РЦЭИ ДНЦ РАН,

профессор кафедры философии и иностранных языков ДНЦ РАН huria@list.ru

Алибекова Сиядат Яхьяевна

кандидат философских наук, старший

научный сотрудник РЦЭИ ДНЦ РАН,

доцент кафедры философии и социологии ДГУ

Alibekova@mail .ru

Guria I. Yusupova

doctor of philosophy, main scientific

worker of RCEI DNC RAN, professor

of the cafedra of philosophy and foreign languages DNC RAN

huria@list.ru

Siyadat Y. Alibekova

PhD (Philosophy), Senior Research associate of RCEI DNC RAN,Associate Professor of department of filosophy and sociology of Dagestan State University Alibekova@mail. ru

Политизация ислама на Северном Кавказе

The politicization of Islam in the North Caucasus

Аннотация. В данной статье анализируется роль религиозного фактора в процессе модернизации Северо-Кавказского региона. Реисламизация и реэтнизация стали ответной реакцией на процесс политической, экономической и социокультурной модернизации традиционного общества.

Ключевые слова: модернизация, глобализация, ислам, религиозный экстремизм, терроризм, идентичность, религиозное возрождение.

Annotation. In this article analysis role of religious factor in the process of modernization of Northen-Caucasian region/ Reislamisation and reethnisation became return reaction on the process of the political, economical and sociocultural modernization of traditional society.

Keywords: modernization, globalization, islam, religious extremism, terrorism, identify, religious rendissance.

Целью статьи является исследование места и особенностей ислама в модернизационных процессах на Северном Кавказе. По степени интенсивности и результативности мы бы выделили советскую

модернизацию, которая коренным образом изменила не только политико-правовую, социально-экономическую систему, но и привнесла новые черты в социокультурную специфику региона.

На Северном Кавказе существовал ярко выраженный традиционный тип общества со всеми свойственными ему характеристиками. В девяностые годы прошлого века началась глобальная трансформация российского общества в общем предполагаемом контексте его модернизации. Это процесс протекает крайне неоднозначно и противоречиво. Причины этого кроются в том, что не были продуманы и проработаны социально-философские аспекты этого процесса, не продумана четкая и реалистичная программа модернизации. По мнению К.Г. Ланды, то, что в настоящее время происходит на Кавказе, в частности в Дагестане, результат навязывания кавказцам вестернизации [2].

Модернизация социальных отношений и кардинальные преобразования неизбежно ведут к появлению целого комплекса политических, экономических, культурных, межнациональных и межконфессиональных противоречий. Для современного мира характерны следующие характеристики реисламизации: распространение ислама в странах и регионах с другим традиционным религиозным измерением, кардинальная политизация современного ислама, превращение ислама в геополитический фактор и активный инструмент международной политики, распространение исламского радикализма, религиозного экстремизма и терроризма под мусульманскими лозунгами. Для субъектов СКФО всегда был свойственен ярко выраженный традиционный тип общества со всеми свойственными ему характеристиками. К таким характеристикам следует отнести определенную патриархальность, наличие комплекса морально-нравственных устоев и ценностей, обусловленных большей частью религиозными традиционными нормами и правилами поведения, исторически характерными для данного региона. Религиозное измерение социокультурного развития региона находится в процессе радикального изменения. В центре этих процессов находится ислам, как традиционная религия преобладающего большинства населения региона. Для современных социокультурных трансформаций на Северном Кавказе присущ, прежде всего, процесс реисламизации, именуемый рядом исследователей «Исламским Возрождением». Понятно, что это делается в рамках религиозного возрождения в мире вообще.

Религиозность является частью социокультурной идентификации личности. Процесс модернизации Северного Кавказа вызвал ответную реакцию в виде попытки традиционного общества сохранить свои позиции через реисламизацию и реэтнизацию. Процессы реисламизации на Северном Кавказе активно исследуются в работах таких ученых, как В.Х. Акаев, А.М. Буттаева, М.В. Вагабов, И.П. Добаев, К.М. Ханбабаев, М.Я. Яхьяев и других.

Северокавказский социум мы можем отнести к типу особых локальных цивилизаций, для которых присуща специфическая социокультурная матрица. Одним из важнейших ее параметров является религиозный фактор,

воспринимаемый как особая национальная характеристика. Религиозная составляющая северокавказского национального самосознания подвергалась неоднократно радикальным трансформациям. Так и современный модернизационный порыв инициирован общероссийскими

трансформационными процессами. Его неоднозначность, противоречивость, сложный и непредсказуемый характер вполне очевидно обнаружились в последние десятилетия. Для правильного понимания феномена религиозного возрождения целесообразно, на наш взгляд, выделить определенную двойственность религии, которая может выступать интегрирующим и дезинтегрирующим фактором. Ее интегрирующая роль проявляется в объединении последователей определенной религии, независимо от национальной принадлежности. Дезинтегрирующая роль состоит в том, что она противопоставляет друг другу приверженцев различных конфессий, часто приводила и сегодня приводит к межрелигиозным противоречиям, конфликтам и войнам.

Современная реисламизация на Северном Кавказе имеет количественные и качественные показатели. И.П. Добаев обращает внимание на тот факт, что на Северном Кавказе на сегодняшний день насчитывается 7 духовных управлений мусульман: Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, Адыгеи и Краснодарского края, не имеющих единого управления. Естественно, что и широкие массы верующих перестали иметь в распоряжении общие для них прежде ориентиры, то есть оказались в существенной степени дезориентированными. Кроме того, для различных республик региона традиционный ислам не является чем-то единым. Для Чечни, Ингушетии и Дагестана (кроме кумыков и ногайцев) - это суннитский ислам шафиитского мазхаба в форме суфийских орденов (тарикатов) накшбендийя и кадирийя. В центральной и западной частях Северного Кавказа традиционным выступает наиболее распространенный в мусульманском мире, считающийся наиболее лояльным и гибким к этническому фактору и обычному праву (адату), ханифитский мазхаб суннизма. Впрочем, уровень исламизированности этих республик, как признается на практике всеми регионоведами и исламоведами, немаловажно ниже, чем в Дагестане, Чечне и Ингушетии [1].

Реисламизация на Северном Кавказе тесно связана с политизацией ислама, которая приобрела радикальный характер. Неоваххабизм в регионе стал активным актором политизации ислама и составил идеологическую основу религиозно-политического экстремизма. Религиозный фактор стал своего рода разменной монетой и в современном информационном пространстве. Он активно используется в политических целях сторонниками религиозного экстремизма.

«Как показали последующие события и характер исламского возрождения на Северном Кавказе - отметил Яхьяев М.Я. - при количественном росте числа мечетей, религиозных организаций, увеличении числа совершающих религиозные обряды, когда в обществе велась

пропаганда религиозных ценностей, распространялись религиозная литература и знания, ислам все же не стал консолидирующим фактором для верующих, усилились разногласия как среди мусульманского духовенства, так и рядовых верующих. К расколу по национальному признаку в последнее время прибавился и раскол верующих на разные течения, приведший в ряде случаев к массовому противостоянию и кровопролитию» [4, 155-156].

Религиозно-политический экстремизм и терроризм остаются угрозой номер один в современном Дагестане. За 2013 год в республике правоохранительными органами было ликвидировано 167 террористов, задержано 213 человек и предотвращено 53 теракта с использованием взрывных устройств. В прошлом году были разгромлены террористические группы "Шамхальская", "Левашинская", "Сергокалинская" и "Избербашская", пресечено 365 фактов организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем и других преступлений террористического характера [3].

Современная модернизация отличается на Северном Кавказе от советской модернизации тем, что государство признало влияние традиционной культуры и религии на социальный процесс прогрессивных изменений. Религиозная составляющая заняла свое активное место в региональном политическом процессе северокавказского социума.

Таким образом, ислам на Северном Кавказе трансформировался и имеет значительное влияние на социально-политические процессы. Исламский раскол усилил существующие противоречия. Однако, несмотря на этноконфессиональную мозаику региона, не исчерпаны ресурсы развития традиционной социокультурной матрицы. Своей реализации ожидает задача раскрытия воспитательного потенциала ислама в регионе, усиления его миротворческого, толерантного потенциала. Для сохранения стабильности необходимо:

- обеспечить приоритет конституционных прав и свобод личности независимо от национальной и религиозной принадлежности;

- пресекать проявления экстремистских действий на государственном уровне;

- учитывать, прежде всего, комплекс культурных, этнополитических, конфессиональных особенностей Юга России;

- формировать благоприятные межнациональные и межконфессиональные отношения через социальные институты;

- пресекать любые формы проявления политического, религиозного и национального экстремизма;

- использовать СМИ в целях привития принципов толерантного отношения к религиозным и культурно-языковым различиям народов;

- способствовать сохранению самобытности разных этносов;

- укреплять сформированные столетиями дружественные отношения народов;

- приумножать взаимосвязи народов Северного Кавказа с народами других субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Добаев И.П. Ислам и исламизм на Северном Кавказе: влияние экзогенного фактора (III) evrazia antiterror.kz/islam/news_2010-04-09. Опубликовано: 09 апреля 2010. Copyright © 2013 | НОК | info@kavkazoved.info

2. Ланда К.Г. Дагестан и геостратегия России на Каспии. Махачкала, издательство «Наука - Дагестан», 2012. С.11.

3. Официальный сайт МВДРД.

4. Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления. Научная монография / под общей ред. проф. Яхьяева М.Я. - М: Парнас, 2011. С.155-156.

Literature.

1. Dobaev I.P. Islam and Islamism in the North Caucasus: the influence of exogenous factors (III) evrazia antiterror.kz/islam/news_2010-04-09. Published: 09 April 2010. Copyright © 2013 | NOC | info@kavkazoved.info

2. Landa K.G. Dagestan andgeostrategy Russia on the Caspian sea. Makhachkala, publishing house "Science - Dagestan, 2012. Р.11.

3. Official website of the Ministry of internal Affairs of Dagestan.

9. Religious-political extremism: the nature, causes, forms, ways of overcoming it. Scientific monograph / under the General editorship of Prof. YahYaev MA - M: Parnassus, 2011. Р. 155-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.