Научная статья на тему 'Религиозно-политическое самосознание российских граждан и властных элит: кризисная трансформация'

Религиозно-политическое самосознание российских граждан и властных элит: кризисная трансформация Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕНЕССАНС / RELIGIOUS RENAISSANCE / РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RELIGIOUS AND POLITICAL IDENTITY / ПРИНЦИП СОБОРНОСТИ / THE PRINCIPLE OF CATHOLICITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Анжелика Ивановна

В статье рассматриваются процессы кризисной трансформации национально-цивилизационной идентичности российских граждан, связанные с религиозным ренессансом общества. Автор отмечает, что именно симфония властей и соборный принцип русского общества исторически создали уникальный тип религиозно-политической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS AND POLITICAL SELF-CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN CITIZENS AND RULING ELITES: THE CRISIS TRANSFORMATION

The article deals with the processes of transformation of the national crisis of civilizational identity of Russian citizens connected with the religious renaissance society. The author notes that it is the symphony of powers and the principle of the cathedral of the Russian society has historically created a unique type of religious and political identity.

Текст научной работы на тему «Религиозно-политическое самосознание российских граждан и властных элит: кризисная трансформация»

Перспективы Российского государства и российской нации в современном мире в существенной мере определяются происходящими в стране процессами кризисной трансформации национально-цивилизационной идентичности и связаны с религиозным ренессансом общества, стоящего на перепутье политических доктрин - либерально-демократической, для которой несущественна религиозная идентичность граждан, и консервативной, отдающей предпочтение модели православного государства. Новые, либерально-индивидуалистические модели социально-экономического поведения индивида становятся для многих россиян более надежной основой формирования их жизненных целей, дают более эффективные социально-психологические средства реализации собственных интересов. Наряду с этим, как считают российские политологи Г.Г. Дилигенский, В.В. Лапкин, В.И. Пантин и др., для значительной части российского общества, не очень успешно адаптировавшейся к постсоветским трансформациям, поиски «образцов» самоидентификации зачастую ведут к реанимации традиционно-почвеннической альтернативы в ее разнообразных вариациях, что приводит к фундаментальным ценностным расколам, характеризующимся острым кризисом идентичности российского общества.

Потребности адаптации к реальности постсоветского, постимперского существования, к новой конфигурации власти и собственности, к новому геополитическому климату и т.п. способствуют стремительному размыванию доминировавшей прежде советской, атеистической по своему характеру, национально-цивилизационной идентичности. Волна сепаратизма, которая захлестнула Российское государство в начале 90-х годов XX века, способствовала бурному росту национального самосознания народов, имеющих существенные религиозные отличия по сравнению с православием и христианством. Именно традиции веры, языка, самобытность уклада жизни отдельных народов превратились в ведущий принцип борьбы суверенитетов и раскололи некогда единый российский народ на этнорелигиозные группы, претендующие на политическую суверенность. В этих условиях только русский «суперэтнос» сохранял толерантность и до последнего времени не выставлял в качестве главного аргумента своей национальной идентичности православную веру, считавшуюся критерием гражданской и национальной принадлежности при российском самодержавии.

После распада империи СССР новое демократическое государство оказалось в исторической изоляции: быть преемником авторитарного режима оно не могло, а возрождать дореволюционное самодержавие было уже невозможно. Россия 90-х гг. ХХ века могла только создавать новые принципы, институты и формы власти, но с учетом ментальной специфики российского народа, который, прежде всего, должен был осознать свою национально-цивилизационную уникальность. Как пишут В.И. Пантин и В.В. Лапкин, «без радикального обновления собственной национально-цивилизационной идентичности российское общество не будет достаточно интегрированным и устойчивым, способным отвечать на многочисленные вызовы современного мира, не сможет осуществить полноценную экономическую, социальную и политическую модернизацию. Кроме того, не следует забывать, что представления о национально-цивилизационной принадлежности и соответствующие образы идентичности непосредственно влияют на формирование политических ориентаций, связанных с массовым восприятием места и роли России в современном мире, с отношением к странам Запада, западным институтам и ценностям» [1, с. 53]. Причем важно, что новый образ идентичности складывается не только на уровне самосознания политических элит, но и в глубинах общественного политического сознания. Именно трансформационные процессы в представлении об идентичности среди большинства граждан становятся существенным признаком сдвига политических парадигм и свидетельствуют о назревании прочных тенденций к каким-либо изменениям. Несмотря на то что между представлениями массового сознания и идеями интеллектуалов, политиков государственного уровня существует определенное взаимодействие, необходимо четко отличать одно от другого и не принимать точку зрения отдельных представителей интеллектуальной или политической элиты за позицию широких слоев населения.

Кризис и утрата подавляющим большинством российского общества прежней «советской» идентичности обострили и актуализировали проблему поиска основ новой национально-цивилизационной идентификации. Немаловажным при этом было то, что, в отличие от стран Запада, в современной России до сих пор не сформировалось полноценное государство-нация со своими

национальными интересами, по поводу которых сложился бы консенсус и внутри правящей элиты, и среди большинства населения [2]. Необходимость постимперской адаптации к геополитическим и геоэкономическим реалиям современного мира, порожденным распадом СССР, для многих россиян стала почти неодолимой жизненной проблемой, мировоззренческой драмой, чреватой различного рода кризисами, конфликтами и потрясениями. Особое положение российского социума (промежуточное между Западом и Востоком, между традиционным и современным обществом) усугубило для многих россиян проблему самоидентификации, выработки критериев и признаков государственно-национального устройства, с которым они могли бы себя идентифицировать. Кризис идентичности в российском обществе достиг максимальной глубины в 1990-е годы и продолжает сохранять свою остроту до настоящего времени.

Идея возрождения традиций национальной государственности и характеризующих ее норм и ценностей находит наибольший отклик в сознании россиян, но даже столь абстрактно сформулированные ценностные альтернативы позволяют выявить принципиальную неоднородность нормативно-ценностной самоидентификации граждан, которая приобрела более четкие границы только к исходу первого срока президентства В.В. Путина.

Начиная с 2000 года и до настоящего времени официальная власть активно пропагандировала поиск «национальной идеи», которая должна была сплотить российский народ и воспрепятствовать дальнейшему росту сепаратистских настроений. Однако стремление государства консолидировать общество на основе наднациональных и внерелигиозных принципов не имело ожидаемой поддержки, напротив, общественное мнение устойчиво склонялось к позиционированию «особого пути» в развитии России и возрождению русских религиозных традиций, начиная от образования подрастающего поколения в духе православия и вплоть до установления принципов православной государственности. Например, в исследовании О. Бочаровой и Н. Ким выявляется приоритетная ценностная ориентация россиян, заключенная в выборе «особого пути» как среди сторонников модернизации, так и среди консерваторов. Если первые признают, как считают В.В. Согрин [3], В.Г. Федотова и др., что Россия модернизируется согласно своей внутренней логике развития, отличающейся от западноевропейских моделей модернизации, то вторые настаивают на неорганичности модернизации как таковой и необходимости сохранения и приумножения традиций.

В.А. Зимин, исследующий политическую культуру российского электората, отмечал, что в ней значительное влияние приобретает патриархальная политическая культура, «при которой идет поиск лидера (период выборов Президента Российской Федерации) с качествами "отца нации". Отдельная часть избирателей пока находится под влиянием политической культуры авторитарного типа» [4, с. 44].

По сути, в представлениях об «особом пути» часто выражается позиция, альтернативная по отношению к радикальному либерализму, присущему отдельным хорошо адаптированным к рыночным реформам группам российского общества, и столь же радикальному антилиберализму, характерному прежде всего для приверженцев социализма и советского строя. Важно подчеркнуть, что представления об «особом пути» развития России пока лишены идеологизированности и в этом отношении противостоят как основанной на коммунистической идеологии «советской» идентичности, так и чиновничье-олигархическому «псевдолиберализму» российской элиты. В представлениях об «особом пути» проявляются и ощущение кризиса идентичности и ориентация на больший учет национально-исторических особенностей и опыта России.

Анализируя проблему перспектив развития государства, В.И. Пантин, В.В. Лапкин справедливо замечают: «Специфика России состоит в том, что многие национальные традиции в ней оказались разрушенными еще в советский период, а подлинно современные институты и ценности - не укорененными. Именно это обстоятельство затрудняет выработку новой национально-цивилизационной идентичности, в которой принадлежность к европейской (в широком смысле этого слова) цивилизации сочеталась бы с ярко выраженными национальными особенностями, ценностями и традициями» [1, с. 60]. Вероятнее всего, и это ощущается на уровне общественных политических настроений, современное Российское государство готово принять такую идентичность граждан, которая одновременно сочетала бы национально-религиозную специфичность и ментальное своеобразие уклада жизни с модернизационными элементами управления в политико-правовой и

социально-экономической сферах. Пример таких стран, как Франция, Италия, Япония, Южная Корея, свидетельствует о возможности совмещения национальных традиций с унифицированными модернизационными моделями развития, что вполне подходит для России как самобытной социальной и культурной системы, интегрированной на основе определенных национальных ценностей несмотря на свой пестрый этнических и конфессиональный состав.

Интеграционное значение идентичности в полиэтничном и многоконфессиональном социуме заключается в способности социальных групп сохранять свою устойчивость и динамически развиваться в условиях открытой коммуникации. Как полагают зарубежные аналитики, общество не может существовать на протяжении сколько-нибудь длительного времени, если у критической массы членов отсутствуют представления, способствующие его сохранению. Подобные представления определяют, какой смысл вкладывают члены данного общества в свое коллективное существование и верят ли они вообще в его осмысленность и оправданность [5]. Основу идейной консолидации социальных групп с последующим формированием идентичности составляет система ценностей. По мнению российских авторов исследования механизмов социальной консолидации в современном обществе Н.И. Бирюкова и В.М. Сергеева, «главное преимущество системы ценностей как интегрирующего механизма для дифференцирующегося общества состоит в том, что такая система представляет собой иерархию. На когнитивном уровне это дает возможность поддерживать достаточно дифференцированную, но в целом когерентную картину мира; на уровне прагматическом - интегрировать действия людей с принципиально различным, даже несовместимым операциональным опытом» [6, с. 64]. Интеграционный потенциал системы ценностей ограничен определенными социокультурными условиями.

Вековое господство православия в русском общественном и политическом самосознании привело к такой ценностно-смысловой иерархии, которая была продиктована церковными идеалами, прежде всего идеалом соборности. Именно соборность как духовно-мировоззренческая парадигма питала этнонациональную идентичность, в основе которой лежала неразрывная связь православной веры и русской «крови», сформировавших необходимый механизм социальной консолидации, выразившийся в державном строительстве. Симфония властей и соборный принцип общества создали уникальный тип религиозно-политической идентичности, не лишенный этнонациональной доминанты, но выраженный в сакральной государственности Святой Руси. Соборная идея консолидации русских, православных людей в истории России превратилась в объединяющее начало всех народов, проживавших на территории государства, поэтому первоначально не могло быть и речи о конфликтах на этой почве. Вошедшие в состав государства народы должны были уважать этот всеохватывающий принцип и осознавать роль великого русского народа в мессианском почине, цель которого определялась благом всего человечества, а значит и каждого народа в отдельности. В межнациональных и межрелигиозных отношениях сохранялось спокойствие, благодаря покровительственной роли русского народа как единственного государствообразующего этноса. И только с падением державной политики, разрушением многовековой традиции соборного уклада общества пошатнулся, а затем и окончательно прекратил свое существование институт консолидации народов России, обернувшись для государства волной сепаратизма, религиозного терроризма и национального шовинизма.

Кроме того, основы соборного общества, а значит и консолидирующая идея оказались более устойчивыми, чем Российское самодержавное государство, которое было уничтожено с приходом к власти атеистически и революционно настроенных большевиков. Несмотря на полный разрыв светской и духовной властей, российское общество не утратило веры в «естественное» единство, которое в новых условиях получило интернациональную окраску. Конечно, понятие соборности не могло выражать официальной политической доктрины СССР, но, по сути, идея сплочения пролетариата всех стран под началом гегемона советского народа - заменила собой прежний сакральный символ объединения человечества для торжества истины и справедливости. Тесная связь ментального уклада жизни и общинного типа сознания крестьянства с коммунистической идеологией сделала переход от одной формы власти к другой более «мягким» и органичным, не нарушив духовной целостности личности, которая практически безболезненно сменила веру в царя на веру в вождя пролетариата.

Близость философских констант соборности и общинного крестьянского коммунизма, отмеченная в исследовании философа и политолога С. Кара-Мурзы, объясняет появление такого образа советского человека, который можно обнаружить и в православной антропологии, причем он сложился и развивался в русле примордиализма. Как уточняет вышеназванный автор, «безымянные миллионы творцов советского проекта верили, что человеку изначально присущи качества соборной личности, тяга к правде и справедливости, любовь к ближним и инстинкт взаимопомощи. А поскольку все эти качества являются сущностными духовными субстанциями русского национального характера и даны ему изначально (примордиально), то они и будут вечно воспроизводиться из поколения в поколение» [7, с. 3]. Ошибочность и утопичность этого взгляда на природу человека обернулась посткоммунистической катастрофой, разочарованием в справедливости всего социалистического проекта как «роковой ошибки» большевиков. К тому же советская власть пропагандировала незыблемость идеального образа советского человека и всякий отходящий от него тип личности считала социальной «аномалией», объясняла его единичное появление «неразвитостью», «несознательностью» конкретного человека. Однако этот идеал не мог существовать вечно и через несколько поколений, а именно к концу 70-х гг. ХХ века, он превратился в формально признаваемый, но в реальности не достигаемый социальный императив. Тем не менее советское общество было довольно прочно интегрированным и сплоченным идеей коллективной солидарности, общинности.

Кроме «соборного» коллективизма, советский строй унаследовал от прежнего самодержавного режима и принцип «симфонии властей», только изложенный на новый лад: вместо царской власти подразумевалась власть народа, воплощенная в одном лице - вожде пролетариата и крестьянства, а место церковной власти заняла партийная власть. В советский период «симфония» государственной и партийной властей стала удачным заместителем прежней идеологемы, опирающейся на соборную ментальность общества.

Органичная связь самодержавного духа соборности и коммунистической общинной идеологии, прослеживаемая на уровне общественного самосознания, объясняет и феномен стремительного перехода общества от религиозного типа к секулярному. Речь идет о двух-трех поколениях, сменивших религиозную веру на научный атеизм без видимых сомнений и терзаний. Следует признать, что атеизм в социалистическом государстве был столь же важной чертой идентичности советского человека, насколько православие было необходимым условием подданства российской короне и лично царю. Воинствующий атеизм в СССР был такой же политической идеологией, как имперская доктрина веры в Бога, Царя и Отечество. В этой связи логичными являются современные исследования, доказывающие близость двух идеологий - советского атеизма и самодержавного православия.

Отказ от советской идеологии, кардинальная ломка коммунистических ценностей в начале 90-х гг. ХХ в. серьезно подорвали основы соборного коллективистского самосознания и повлекли за собой смену идентификационных образов. Поскольку либерально-демократические ценности и перспективы гражданского общества в России по-прежнему, и это спустя многих лет целенаправленных реформ, туманны и неопределенны, то и невозможно говорить о формировании соответствующего идентификационного образа граждан. Даже оптимистически настроенные политологи, желающие видеть в российской государственности устойчивые черты модернизационного общества, вынуждены констатировать, что на сегодняшнем пространстве независимых от власти институтов и организаций граждан все чаще обнаруживаются так называемые «грязные сообщества», «теневые структуры» [8], которые даже при условии их интегрирующей роли не могут быть признаны либеральными или укрепляющими демократические ценности и поощряющими практику индивидуальной свободы. Понятно, что в таких условиях еще в течение длительного времени не будет достаточных оснований для формирования устойчивых образов либерально-демократической идентификации россиян. Напротив, стремясь преодолеть кризис идентичности, самосознание граждан будет искать образ «Я» в стереотипах коллективного «Мы», которое понятно и знакомо в силу тесной связи с прошлым, с тем, что несет в себе определенность и порядок.

Поэтому модернизационный либеральный проект будущего российской государственности обречен на стагнацию в силу его чуждости глубинным, ментальным образам социального порядка и стабильности в самосознании граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.