Научная статья на тему 'Реконструкция части ансамбля-памятника истории и культуры XVIII века Останкино'

Реконструкция части ансамбля-памятника истории и культуры XVIII века Останкино Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
398
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реконструкция части ансамбля-памятника истории и культуры XVIII века Останкино»

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЧАСТИ АНСАМБЛЯ-ПАМЯТНИКА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА ОСТАНКИНО

Е.А. СЕМЕНОВА-ПРОЗОРОВСКАЯ, главный специалист мастерской № 8 МНИИП

сновная цель и задача проекта:

- восстановление единства памятника в его исторических границах;

- создание среды для отдыха посетителей с элементами, приближенными к периоду расцвета усадьбы, с учетом современных требований в организации отдыха;

- восстановление исторической пространственно-планировочной структуры;

- воссоздание ассортимента насаждений, характерных для парка конца XVIII -начала XIX вв.

Для решения этих вопросов дирекцией музея «Останкино» заказаны и проведены многоплановые и детальные предпроектные научно-изыскательские работы по комплексным археологическим геоморфологи-

ческим, почвенно-геохимическим, палеоботаническим исследованиям (ГИМ, институт географии РАН), выполнена геоботаниче-ская характеристика растительного покрова (Пущинский научный центр РАН).

Проект выполнен специалистами бригады ландшафтной организации территории МНИИП, авторским коллективом в составе: ИР. Борзых, Т.А. Лякина, Е.А. Семенова-Прозоровская.

Современники и потомки невысоко ценили окружающие Останкино пейзажи.

«Осташково, Останьково тож располагалось на суходоле», к которому с севера и востока подступали мощные лесные массивы.

«Совершенное отсутствие той живописности, которой он (посетитель) привык

восхищаться в других славных подмосковных - ни великолепия панорам Нескучного или Мамоновой дачи». Усадьба была «некогда совсем спрятанной за лесом» (4).

Н. Карамзин высказывал удивление, почему Шереметевы устроили здесь свою усадьбу - только что близко, всего семь верст от Москвы, «положение совсем не красиво... В саду есть хорошие деревья; лучше всего древние кедры, привезенные князем Михаилом Яковлевичем Черкасским из Сибири, где он был губернатором». Далее Карамзин не очень лестно отзывается и о доме (5).

Любецкий пишет, что путь от Москвы до Останкино весьма дурен, в дождливое время непролазная грязь - «В самом Останкине на болотистой почве таковые же дороги». «Волшебник миллион устроил на болотах в Останкине и в Петровком Разумовском вертограды, но не преобразил тамошней природы» (6).

Еще прозаичнее пишет об окружающем Останкино пейзаже Ю. Шамурин -«Останкино не обладает никакими природными красотами: дворец стоит на самой прозаической равнине. Около него был небольшой пруд, теперь обратившийся в болото, и этот контраст бедной природы и роскошного произведения искусства еще резче выделяет его утонченную красоту», и далее - «На болотистом подмосковном лугу, у края пыльной дороги и редкого, словно ощипанного леса высятся звучные портики, ритмичные барельефы и гирлянды...» (7).

Первое упоминание об Останкино относится к середине XVI в. в межевой книге села Ростокина, где оно называется «деревня Осташково». В документах XVI-XVII вв. название упоминается как «Осташково -Останково тож» (1).

В конце XVI в. Останкино значится как вотчина думного дьяка Василия Щелкал ова - знаменитого слуги Ивана Грозного и наперстника Бориса Годунова. При нем был вырыт пруд, устроена плотина, построен боярский двор, дома «деловых людей», построена деревянная церковь, предположительно (2) посажены дубрава и кедровая роща.

После воцарения дома Романовых Останкино вместе со слободкой Бояркиной (впоследствии Марьина деревня) было пожаловано их близким родственникам боярам Черкасским.

Останкино становится богатым поместьем с господскими хоромами, заново построенной деревянной церковью и многочисленной дворней, состоявшей из конюхов, псарей, сокольничьих, поваров.

Лесные массивы, начинающиеся практически от границы города и простиравшиеся до Сокольников с Лосиным островом, были местом проведения соколиной и звериной охоты.

В 1678-93 гг. здесь строится крепостным «мастером каменных дел» замечательным зодчим Потехиным церковь во имя Живо начальной Троицы.

В ХУГ-Х\Ш вв. в крупных утилитарных усадьбах именно церковь играла ведущую парадную роль, жилые дома и подсобные строения имели чисто хозяйственное значение, так же как сад-огород. Основной культурой сада были яблони, выращивались здесь же груши, сливы, вишни, черная и красная смородина, крыжовник, малина, были гряды клубники. В огороде выращивали различные овощи, капусту, огурцы. В парниках «сади-лах» выращивались дыни и арбузы.

Кроме сада начинает устраиваться парк для прогулок с четкой регулярной планировкой.

Насаждения парка состояли, в основном, из лип, кленов, дубов. Часть аллей регулярного парка были крытыми (берсо).

Ассортимент цветов был ограниченным - гвоздика, мак, васильки, ноготки (9).

В 1743 г. единственная дочь и наследница князя А.М. Черкасского была выдана замуж за графа П.Б. Шереметева, сына фельдмаршала Петра I, Бориса Петровича. В числе 24 вотчин Черкасских к Шереметевым перешло и Останкино (1).

П.Б. Шереметев своей главной резиденцией сделал Кусково. В Останкино были построены оранжереи и теплицы, распланирован регулярный парк - восьмилучевая звезда, хорошо видна на плане межевания земель 1766 г.

Генеральный план строений Останкина (конец XVIII в,)

Несмотря на некоторую «второсте-пенность» Останкина, относительно Кускова П.Б. Шереметев дает письменные «Указы», что и как делать в саду и оранжереях, вести детальный учет имеющихся растений:

«Открытые шпалерные аллеи как оные стричь надо будет выпадки подсаживать и о буксбаумовых деревьях чтоб оные стричь же о дорогах земляных дабы были в чистоте и усыпаны песком о посадке в куртинах штабовых липовых деревьев и шпалерных аллеях вместо орешнику липовых ж и в протчем во всем как (начертал?) и впредь чинить всему особо данного от меня пришедшего августа 19 дня указ неотменно».

На зиму в оранжереи переносятся из сада - «розмарины», «фиги фараонские», «цереус рененс квадрагиус», «четыре вида алое, розы бруснишные», белые, пестрые, пунцовые, красные.

В парке растут «гвоздики разных цветов», «желтые фиоли», «левкои разных цветов, колокольчики, флоксы, белые и желтые нарциссы, разных цветов тюльпаны».

Фиксируется каждый кедр - самый высокий - 18 метров, а всего крупных кедров - 16.

В то же время сад сохраняет свою утилитарность, снабжая овощами и фруктами стол своих хозяев. Кроме стандартного набора овощей здесь разводят дыни, арбузы, цветную капусту, клубнику, персики, ананасы.

Подлинный расцвет усадьбы Останкино начинается с 1788 г., когда она перешла по наследству к сыну П.Б. Шереметева

- Николаю Петровичу, человеку просвещенному, получившему образование в Лейпцигском Университете, после чего четыре года путешествовавшему по Англии, Швейцарии, Голландии, Франции, обладателю огромной библиотеки, любителю музыки и театра.

Он задумал выстроить «пантеон искусств» в Москве на Никольской улице, призванный объединить театр, кунсткамеру, гравюрный кабинет и библиотеку. Летний театр в Останкине, задуманный как дополнение к «пантеону», принял на себя часть его функций (10). Парк стал продолжением

театра, его фойе. Вдумываясь в значение подъездов со стороны двора и выходов со стороны парка, еще больше убеждаешься в том, что Останкинский дворец... создан для того, чтобы в нем протекали празднества, чтобы многочисленным гостям удобно было сразу подойти к окнам или выйти хотя бы и в числе 300-400 человек сразу на дорожки парка» (11).

Первый новый генеральный план сада был создан крепостным архитектором А.Ф. Мироновым в 1793 г.

На его плане еще превалирует регулярная планировка сада с четким геометрическим решением партера. По-видимому, такое «жесткое» решение сада, как несоответствующее идеям просветителей, в первую очередь, Ж.Ж. Руссо, не удовлетворяет Шереметева, в проект постоянно вносятся дополнения и изменения - проект Аргунова, чертежи Морщикова - 1794 г., чертеж П. Би-зяева - 1798 г.

Четкое регулярное решение партера дополняется извилистыми дорожками, со скругленными углами, прослеживается попытка гармонизировать сочетание геометрической и свободной формы.

При сравнении плана А. Миронова и П. Морщикова оказывается возможным проследить развитие планировки Увеселительного сада и в других его частях, каждая из которых была связана с какой-либо достопримечательностью или имела особое значение. Условно представляется возможным выделить пять частей сада: северную, партер, южную, западную, восточную. В западной и восточной частях можно выделить южную и северную половины. Северная половина западной части связана с достопримечательностью в виде площадки с одиноким кедром и кедровой рощей, а позднее с молодыми посадками кедра и памятником любимой собаке.

Южную половину западной части «Увеселительного сада» занимает «Собственно садик», который был предназначен для отдыха владельца усадьбы и являлся местом его уединения. В «Собственный садик» выходило крыльцо. Устройство «Собствен-

ного садика» предполагало возможность уединения, протяженных прогулок по сравнительно небольшой территории и возможность прохода в другие часта парка. Садик располагался между западным крыльцом дворца и аллеей, идущей от церкви на север к площадке с кедром.

Восточная часть сада складывалась в связи с созданием двух достопримечательностей: декоративного кургана «Парнаса» с беседкой на вершине и другой беседкой, расположенной в северо-восточном углу сада.

Наиболее полное развитие «английской» планировки сада отражено в «Абрисах», снятых с натуры в 1823 г. По данным «абрисов» кроме собственного «Увеселительного сада» территория расширяется в северном направлении до речки Каменки и занимает площадь в сотни гектар.

Вся территория была охвачена сложной системой дорожек для дальних прогулок, ведущих мимо копаного садового пруда через лес к каскадам прудов на реке Каменке. Это часть парка обустраивалась по мере приобретения земли и называлась «Прибавочным садом», который наиболее полно отвечал требованиям, предъявленным к пейзажным английским паркам. Однако, все-таки в «абрисах» наибольший интерес представляет дальнейшее развитие планировки старой части «Увеселительного сада», более тесно связанной с архитектурным комплексом дворца и театра.

Несмотря на все эти поэтапные изменения, следует помнить, что Увеселительный сад изменяясь и совершенствуясь все время был готов для приема гостей и знатных посетителей. Так в 1799 г. Останкино посетил император Павел I.

«25 Апреля Суббота в три четверти третьего часа Их импер.аторские величества с камер фрейлинами Протасовой и Нелидовой... в фаэтоне изволили иметь выезд к его сиятельству графу Николаю Петровичу Шереметеву в село Останкино, оттуда обратно явиться изволили в 8 ч. вечера» - камер фурьерский журнал 1797 г. (8).

Существовала легенда, приводившаяся С.М. Любецким, что когда Павел I подъехал к лесу, закрывавшему со стороны Москвы Останкинский ансамбль, для него был подготовлен необыкновенный сюрприз - от деревни Марьино (современная Марьина роща) до самого Останкина был сделан широкий просек и у каждого дерева стоял человек. По данному сигналу деревья были повалены. Эффект получился необычайный

- открывшаяся панорама на церковь и дворец привела всех в восторг (12).

Н.П. Шереметев, как и его отец, постоянно в течение 90-х гг. XVIII в. и начала XIX в. дает «Повеления», касающиеся работ в саду: «Повеления» записывались в домашний журнал, цитаты из которого через 100 лет приводятся С.Д. Шереметьевым в его публикации об Останкине в 1879 г. - «Садовнику велеть завести виноград...», «...шпалеры посадить так как прошлого года, сиренгу и жимолость и калину не забудь подсадить», «Подсадить нужно сиренгой фиолетовой, белой, калиной, черемухой, орешником, мало ольхой, редко рябиной, почаще вишнями, яблоками и разными всякого сорту, только чтобы были широкие листья и довольно везде рассажено вишнями и яблонями потому что весной на пустой земле будут цветочки белые на фруктовых деревьях, что для глаз будет приятно, только не сажать осины; липу можно, дуб, иву, жимолость татарский везде подсадку нужно хорошо и с прилежанием подсадить» (Рукопись домашнего архива (8))-

Во второй половине XIX в. никаких кардинальных работ в саду не проводилось -деревья разрастались, уходили, рушились беседки.

В тридцатые годы Останкино посетил A.C. Пушкин (9), он писал: «Подмосковные деревни так же пусты и печальны, роговая музыка не гремит в рощах Свиблова и Останкина. Плошки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травою, а бывало установленных миртовыми и померанцевыми деревьями» (2).

Г ..... "И|Р11,,'™|*Щ|41Ы1МЛ*!ИЫ

»“■ ' I'"— Г -ч'., 4.-1. .....л ^ - ■(■ -Я «?• (*

(..»■с У, ' <■.,.

- - —................................................................................................

ВШШШ

План партера 1793 г. А.Ф. Миронова

Увеселительный и Прибавочный сады безусловно приводились в порядок к посещению императорской четы Александра II, останавливавшегося и жившего здесь перед коронацией. После этого посещения останкинский дом стал называться дворцом. Через два года Александр II опять посетил Останкино.

В 1868 г. С.М. Любецкий - литератор, историк и искусствовед - выпускает книгу об Останкине (12) и в 1877 г. о московских окрестностях, где еще раз дает описание Останкина, несколько дополняющее предыдущее (6).

Против дома, который он называет поэмой из мрамора и бронзы, располагается большой луг с каймою из цветов. На нем высятся сибирские кедры (по-видимому, лиственницы), далее по обе стороны тянутся декоративные липы с боковыми аллеями, в простенках аллей мелькают притаившиеся морфологические бюсты, при окончании сада - пруд (жаль, что не вычищенный).

Декоративные липы с боковыми аллеями и кругами образуют как бы отдельные комнаты под пологом неба, между которыми заключаются большие клумбы, корзины, большие цеточные венки.

Эти два подобия называются зал и гостиная (речь идет о восточном пейзажном саде).

Отдельно высятся шатрами липы-франты, подстриженные, как бы завитые в локоны.

Направо от дома между аллеей под навесом лип ютится старая каменная беседка. Налево от дворца сумеречная кедровая рощица, с иглистыми креповыми ветками-крыльями, в ней на пьедестале белеется мраморная урна-памятник собаке Н.П. Шереметева.

Через рощу выходят на аллею вздохов, где переплетающиеся ветви лип образуют кровлю.

В 1882 г. строится шоссе - Останкино

- Москва и, с этого времени Останкино становится дачной местностью, а парк местом гуляния дачников. Сдаются земельные участки в аренду под огороды и дачные участки.

После Октябрьской революции постановлением Моссовета рабочих и солдатских депутатов от 13 декабря 1917 г. дворец взят под охрану комиссией Моссовета по охране памятников искусства и старины.

В 1925 г. В. Жидков констатирует: «От когда-то блестящего парка с прудами, беседками и цветниками остались лишь воспоминания в виде небольшого регулярного сада, примыкающего ко дворцу.

Остатки насаждений в романтическом английском вкусе находили за оградой в лесу, доходящем до Каменки.

Расставленные около дома беломраморные вазы и статуи - лишь слабый отзвук былого великолепия Останкинской усадьбы» (11).

В 1974 г. обследование территории парка Останкино (ПКиО им. Дзержинского) было проведено арх. Н.Е. Чепурной и Л.Н. Дмитриевой.

В статье дается описание состояния «музейного» парка - «участки бывших боскетов обсажены по периметру липами разного возраста. В основном, это деревья в возрасте 30-50 лет с искривленными штамбами... В западной части... насаждения разного возраста - липа, клен остролистный, лиственница сибирская и другие - излишне загущены... Живая изгородь из желтой акации, обрамляющая партер, имеет запущенный неопрятный вид; она нестрижена, частично вытоптана. По газону партера протоптаны «самодеятельные» дорожки. Горка (Парнас?) также вытаптывается, используется детьми для катания в любое время года».

Анализ исторических планов и ценных археологических раскопок позволил сделать следующие выводы на современный период:

- сохранились элементы планировки конца XVIII в. в северной части сада - регулярный парк, где при полной идентификации направления аллей утрачена на 1,5-2 метра их ширина, западная липовая аллея, в настоящее время асфальтированная, аллея, идущая в широтном направлении на уровне северного фасада дворца и образовывавшая прямоугольные боскеты между «аллеей

вздохов», короткой липовой аллеей и западной липовой аллеей; фрагменты планировки парадного двора, имеющие современные покрытия. Сохранился в почти неизменном виде декоративный курган - «Парнас»;

- утеряны плавные дорожки, образовавшие своеобразные боскеты в западной части пейзажного парка - самый крупный боскет с кедровой рощей, еще пять с «клом-бами» по периметру; планировка «собственного садика», «аллея вздохов» и малая липовая аллея; дорожки, обрамлявшие партер, с расположенными на них берсо; дорожки, окаймлявшие Парнас и лужки в восточной части пейзажного парка. Утрачена также форма парадного двора и основная часть его планировки; подтвержденная археологическими раскопками планировка северо-западного боскета с извилистой дорожкой, огибавшей площадку с расположенной на ней беседкой. Из элементов микрорельефа утрачен откос, спускавшийся от Египетского павильона в парк. Изменилось или утрачены местоположение валов, насыпи и каналы, обрамлявшие Увеселительный сад с севера, востока и запада.

По «Абрисам» 1823 г. на современный период сохранились: планировка регулярного сада, западная липовая аллея, продлившаяся до современной Останкинской улицы; широтная дорожка, расположенная на уровне северного фасада дворца, идущая двумя отрезками к западной липовой аллее; дорожка, идущая вдоль северного фасада дворца; дорожка, обрамлявшая с востока восточный пейзажный сад, почти полностью перекрытая современным асфальтовым покрытием, северный фрагмент дорожки, обрамлявшей Парнас и далее идущей к регулярному парку; отдельные фрагменты планировки парадного двора с современными покрытиями. Из элементов микрорельефа сохранился декоративный курган Парнас, подпрямоугольное возвышение между дворцом и Парнасом, частично западный ограждающий вал.

Утеряны: планировка Собственного садика, западного пейзажного сада с площадками Большого кедра, кедровой рощей,

памятником собаке; планировка партера, планировка восточного пейзажного сада, аллеи у восточной границы сада, соединявшая его с Прибавочным садом. Утеряны все имевшиеся в парке беседки и памятник собаке. Часть утраченных элементов планировки соотносилась с существовавшими в 1823 г. и утраченными впоследствии зданиями и сооружениями.

В настоящее время на территории Увеселительного сада располагаются исторические сооружения - дворец-музей, восстановленный с изменением исторического положения кухонный павильон, где располагается дирекция музея и фондохранилище, церковь во имя Живоначальной Троицы.

В западной части территории - современные сооружения - дом священника, туалет, гараж, временные реставрационные мастерские - резчиков и позолотчиков, лепщиков, столярный цех, сушилка для древесины, складские помещения.

В парке сохранилось около пятидесяти старых деревьев - лиственниц, лип, дубов, вязов, по данным института «Леспроект» имеющих возраст 160-200 и более 200 лет. К сожалению, большинство из них (особенно дубы) находятся в неудовлетворительном состоянии и будут постепенно уходить.

Имеющиеся данные по планировочной структуре Увеселительного сада, подтвержденные комплексными археологическими и геоморфологическими исследованиями дают возможность с достаточной степенью достоверности восстановить планировочную структуру Увеселительного сада -памятника садово-паркового искусства с приспособлением его территории для современного использования.

Время мемориализации - первая четверть XIX в.

Современный ландшафтный анализ Увеселительного сада проведен по методике Л.М. Фурсовой по следующим факторам:

- породному составу с таксационными характеристиками ведущих и сопутствующих пород;

- типу пространственной структуры насаждений: закрытый - полнота насажде-

ний 0,6-1,0; полузакрытый - полнота насаждений 0,3-0,5; полуоткрытый - полнота насаждений 0,1-0,3; открытый - полнота насаждений 0,0-0,1;

- эстетическому - по 4-х бальной системе, включающей возраст насаждений, тип пейзажа, породный состав, наличие подроста, подлеска, покрова и их состояние, гармония элементов пейзажа - насаждений, рельефа, наличие визуальных связей, панорам, внутренних и внешних перспектив;

- санитарно-гигиеническому - по 9-ти балльной системе, учитывающей инсоляцию среды, ионизацию, фитонцидность - определяющие микроклиматические условия, обеспечивающие комфортность пребывания в них человека. В дополнение к этим факторам введена специальная характеристика -соответствие ландшафтных участков историческому пейзажу.

Всего на территории сада выделено 26 ландшафтных участков, которые распределяются по типам пространственной структуры (ТПС) следующим образом:

закрытый ТПС - 31,9 % (26706 м2);

полузакрытый ТПС - 27,3 % (22885 м2);

полуоткрытый ТПС - 12,3 % (10304 м2);

открытый ТПС - 28,5 % (23815 м2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если для любой парковой территории такие соотношения типов пространственной структуры вполне допустимы, то для восстановления Увеселительного сада, где преобладали открытые и полуоткрытые пространства, это потребует изменения типов пространственной структуры.

Более 50 % территории сада имеет высокие баллы санитарно-гигиенического состояния. Распределение площадей сада по соответствию историческому пейзажу происходит следующим образом:

полное несоответствие исто- - 42,7 %; рическому пейзажу

частичное несоответствие исто- - 11,0%; рическому пейзажу, меняющее его облик

частичное несоответствие исто- - 25,8 %; рическому пейзажу, не меняющее его облик

полное соответствие историче- - 20,5 %. скому пейзажу

Формулировки «полное несоответствие» и «полное соответствие» не требуют детального разъяснения. К первому относятся участки с полностью измененным ТПС и ассортиментом образующих его пород, например, западная часть пейзажного парка; ко второму - территории, сохранившие ТПС и расположение растительности, например, партер, участок перед главным фасадом.

Частичное несоответствие историческому пейзажу, не меняющее его облик, подразумевает, например, для регулярного сада несколько измененную ширину аллей, расположение деревьев в боскетах, отсутствие деревьев в «клумбах», тем не менее облик регулярного сада, его характер воспроизведен достаточно детально. То же можно сказать и о Парнасе - несколько изменилась, оплыла его форма, высота стала меньше на 1 метр, не точно на тех же местах расположены обрамляющие его деревья, но облик его, его восприятие посетителями адекватно историческому.

Частичное несоответствие историческому пейзажу, меняющее его облик, относится к участкам близким по характеру, а также к типу пространственной структуры к пейзажу «клумбы, в которых растут большей частью березы и разного качества дерева», «лесная посадка около регулярного сада», «клумбы, в которых мелкие деревца и кустарники», но не соответствуют расположением и характеру исторических посадок, то есть требуют активной доработки.

Как следует из полученных данных, работы по реконструкции парка, проводимые дирекцией музея, позволили почти на половине территории восстановить основу исторических пейзажей, это относится, в основном, к придворцовой части парка и регулярному саду, где требуются еще незначительные строительные работы.

Пейзажные западный и восточный участки требуют дальнейших поэтапных кардинальных реконструктивных работ.

В парке зафиксированы 19 основных видовых точек, с учетом которых проектируются экскурсионные маршруты. Все видовые точки внутренние.

Внешние видовые точки и панорамы, которые визуально связывали Останкинский парк с высоким берегом Яузы и усадьбой Свиблово, Увеселительный сад с английским парком, «с прибавочным садом» утеряны и могут быть восстановлены лишь частично при разработке проекта парка Останкино в целом. «Кто на Каменке не бывал, тот Останкина не знает» (6).

И если невозможно воссоздать парк усадьбы Останкино в том объеме, в котором он был устроен Шереметевым, то его восстановление и объединение в одно целое хотя бы в границах памятника садово-паркового искусства совершенно необходимо.

Генеральный план Увеселительного сада разработан на основании ландшафтного анализа территории, историко-

архитектурного опорного плана, анализа «Абрисов» 1823 г., имеющихся исторических документов и литературных описаний.

Генералъный план по своей объемнопланировочной структуре должен соответствовать образу Увеселительного сада первой четверти XIX в. и, в то же время быть приспособленным для современного использования как сада-музея, элемента его экспозиции.

Проектом предусматривается воссоздание элементов Увеселительного сада, в основном, на первую четверть XIX в., с восстановлением фрагментов сада XVIII в., не противоречащих планировке, зафиксированной «Абрисами».

К таким фрагментам относятся:

- площадка с беседкой и обрамляющей ее дорожкой в «березовой роще» - в северо-западном боскете;

- берсо на внешней дорожке партера;

- во втором варианте генерального плана решение покрытий у главного дома аналогично показанным на плане Бизяева 1798 г.

В соответствии с планировкой сада, зафиксированной «Абрисами»:

- формируется восточный пейзажный сад, в котором восстанавливаются планировка и, с учетом современных насаждении,

«клумбы, в которых растут большей частью березы и разного качества дерева»;

- заканчивается формирование регулярного сада с «круглым лужком и кедром в нем», «двумя лужками из коих на одном липа»;

- с аллеями, обсаженными формированными в виде шаров липами;

- восстанавливаются формирующие партер дорожки с клумбами с цветами;

- восстанавливается «куртина - в ней луг по нему яблони», то есть плодовый сад в прямоугольном боскете в западной части сада;

- восстанавливается планировка западного пейзажного парка с посадкой кедровой рощи и устройством «клумб» и «лу-жочков» между ними, с учетом «аллеи вздохов»;

- при правильном решении вопроса о землевладении восстанавливается собственный садик;

- меняются покрытия и уточняется планировка парадного двора.

Восстанавливаются три беседки - на Парнасе, у восточной диагональной аллеи регулярного сада, в северо-западном боскете.

Восстанавливается памятник собаке.

У юго-восточного входа организуется площадка для сбора экскурсионных групп.

Если для современников создания Увеселительного сада он был естественным местом увеселения - местом продолжения театрального действия, бала, зрелищ - фейерверков, или для Шереметева местом раздумий, общения с природой в Собственном садике, то для современного посетителя Увеселительный сад - модель жизни в ХУШ-Х1Х вв., очень далекая, с другим уровнем культуры и поведения, известных только по художественным произведениям. Совсем несложно восстановить прогулочные дорожки в покрытиях своего времени, лужочки, луга близ и против дома, луга между клумб, «тслунбы» с деревьями и цветами, гораздо сложнее с их помощью попытаться создать образ сада таким, каким его воспринимали современники на протяжении ста лет.

Мы считаем, что для получения такого эффекта каждый элемент, слагающий Увеселительный сад, должен быть доведен до безукоризненного состояния всех его составляющих, что сразу создаст контраст (к сожалению) относительно других парковых территорий города.

Проектом ландшафтной организации предусматривается восстановление соотношения объемно-пространственной структуры сада на основании анализа исторических планов и имеющихся описаний рассматриваемой территории.

Соотношение открытых, полуоткрытых, полузакрытых и закрытых типов пространственной структуры составляли основу исторической Среды, определяли смену впечатлений при переходе от яркого света полян в полутень и тень, создавая на сравнительно небольшой территории череду сменяющихся пейзажей.

Сопоставление ландшафтного анализа территории с историческими материалами позволило определить объемы работ, необходимых для реконструкции сада.

Кроме восстановления типа пространственной структуры проектом учитывается необходимость изменения вертикальных отметок, кардинальная замена имеющихся деревьев, не соответствующие ассортименту и характеру посадок историческим, изменение состава цветников и покрова по разработкам института географии РАН.

Процент реконструкции принят от условного объема работ, необходимых для создания сада заново на новом месте -100 %.

Таким образом к первой градации относятся:

- участок партера, где при сохранении пространственной структуры, должны быть проведены работы по изменению вертикальных отметок, и, в следствии этого, по устройству газонных покрытий и цветников, устройству дорожно-тропиночной сети, строительству берсо;

- парковые территории, примыкающие к северному и западному фасадам дворца, где восстанавливаются исторические отметки и меняется характер покрытий;

- участок, на котором поэтапно восстанавливается кедровая роща;

- участок, где восстанавливаются фрагменты плодового сада и в связи с этим изменяется пространственная структура.

Ко второй градации отнесены:

- западная часть пейзажного парка;

- северная и северо-восточная часть пейзажного парка, примыкающая к регулярному саду;

- участок «березовой рощи».

К третьей градации отнесены:

- регулярный сад, где уже проведены основные работы по его реконструкции;

- Парнас, где не предусматривается, во всяком случае в обозримом времени, изменение его сложившейся формы, а только восстановление беседки - «Миловзоры», северной дорожки и цветников на верхней площадке;

- участок парадного двора.

К четвертой градации отнесены:

- участки «березового и разного леса» по восточной и западной границам сада;

- участки, примыкающие к ограде сада со стороны Останкинской улицы;

- участок пейзажного сада южнее и юго-восточнее Парнаса. После проведения комплекса реконструктивных работ объем-но-пространственная структура Увеселительного сада будет соответствовать исторической среде, зафиксированной на абрисах 1823 г.

Увеселительный сад, в котором продолжались и развивались театральные и праздничные «действа», составляет единый неделимый ансамбль с дворцом и принадлежавшими к нему строениями, он должен иметь не только статут памятника садово-паркового искусства, но и статут музея.

Его территория предназначается для приведения экскурсий интеллектуального и пассивного отдыха. В Увеселительный сад предполагается открытый доступ посетителей, за исключением дней, когда на его территории проводятся организованные мероприятия.

Большая часть сада доступна для прогулок и отдыха. Исключение составляет

Парнас, так как его склоны ранимы и при излишних стихийных нагрузках могут деградировать, а также, на перспективу, участок собственного садика, который безусловно должен быть восстановлен - эти участки составляют зону ограниченного посещения, т.е. только в составе экскурсионного показа. В зоне свободного посещения выделяются:

- зона приема посетителей у юго-восточного входа со стороны Останкинской улицы, где собираются группы, сформированные в зоне обслуживания посетителей, которая должна расположиться к востоку от сада;

- зона посещения церкви Живоначальной Троицы с западной стороны парадного двора и Останкинской улицы;

- зрелищная зона - фойе-партер, где могут проводиться как театрализованные представления, так и организация игр, хороводов, гуляний, выставок оранжерейных растений и других организованных мероприятий, связанных с историей усадьбы и русской культуры ХУШ-Х1Х вв. На территории Увеселительного сада может быть организована система тематических экскурсий по специально разработанным маршрутам и сценариям.

Ниже приводятся примеры возможных тематических экскурсий (названия условны).

1. Историческое развитие объемнопланировочного решения Увеселительного сада.

- сад, как и любой другой вид искусства, - отражение мировоззрения своего времени. Регулярный парк - власть человека над природой, подчинение ее Человеку;

- «хозяйственный сад» - предтеча

парка;

- «аллея вздохов», западная липовая аллея, западный «аглицкий сад» - проникновение в Россию идей эпохи просвещения -Руссо - «сад Юлии», слияние человека с природой - здесь совершенно необходим «Собственный садик»;

- партер, его роль в регулярном и пейзажном парке;

- Парнас - гора муз и античных богов

- восточный пейзажный парк.

Протяженность маршрута около 1200 метров, продолжительность 1-1,5 часа.

2. Художественное оформление парка и паркового фасада дворца - беседки, скульптуры с рассказом мифологических сюжетов, берсо, памятник собаке. Экскурсия может сопровождаться показом изобразительных материалов о приемах украшений парков Петербурга и западной Европы.

Протяженность маршрута около 800 метров, продолжительность 1-1,5 часа.

3. Парк в конце XVIII в. - регулярный парк и фрагменты восстановленного парка конца XVIII в. - березовая роща с беседкой, плодовый сад, кедровая роща, фрагменты Собственного садика, «аллея вздохов», западная липовая аллея.

Протяженность маршрута около 1 ООО метров, продолжительность 1 час.

4. Увеселительный сад в период расцвета - история создания сада, сохранение элементов регулярного парка и расцвет пейзажных посадок и планировок - анфилады залов и комнат, украшенные оранжерейными растениями.

Сад - место общения с природой, о прибавочном саде, о бывшем природном окружении.

Протяженность маршрута около 1200 метров, продолжительность экскурсии 1-1,5 часа.

5. Затеи в парке - Парнас, берсо, кедровая роща, «клумбы», формированные деревья и кустарники (топиарное искусство в парках) - приемы, характерные для создания любого парка, приемы, создающие неповторимость образа парка, его индивидуальность.

Протяженность маршрута около 800 метров, продолжительность 1 час.

6. Флора парка - эта экскурсия может быть подразделена на несколько различных тематик - например, цветники модные в начале - середине - конце XVIII в.; история интродукции цветов в русских парках, приемы устройства клумб; деревья естественного происхождения и посаженные в

разное время в парке, интересное об основных породах, тоже о кустарниках.

Протяженность маршрута около 1000 метров, продолжительность 1-1,5 часа. Для неорганизованных посетителей в зоне их

приема устанавливаются информационные стенды со сведениями по истории сада и сто фрагментов, планов его реконструкции и перспективному генеральному плану.

MOSCOW STATE FOREST UNIVERSITY THE DEPARTMENT OF LANDSCAPE ARCHITECTURE

The amenity planting, landscape architecture and aesthetic forestry

THS TXAtNING Of SfSCIAllSTS

Gl 1 he Moscow State Forest University trains engineers specializing in the sphere of landscape architecture and garden&parks building.

! he profession of landscape specialist - designer and industrial engineer is very popular in all civilized countries. The main task of activities of such specialist is to create aesthetic and ecologically health for a man io work and live jr..

Q The department of landscape architecture trains highly qualified specialists in the three fields: ^ landscape planning;

^ landscape objects, building and service;

^ the dcsorative gardening.

The full course lasts five years. Fhe main aften-tion in the course of studies is devoted to practical training includes course planning industrial and work at landscape objects, in botanical gardens and aiboietums. Lectures are given by outstanding specialists in the above mentioned spheres.

The material used by the lecturers

comprises information and experience of foreign landscape schools and universities. Our department lias close links with foreign landscape schools in Poland, Bulgaria,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Germany, Great Britain etc. Study courses and trips across these countries have been arranged.

Our students receive profound knowledge in botany, edaphology, forestry and dendrology, selection and breeding, planting protection, urban building and architecture, the history of parks&garden art and modern landscape architecture, landsurveying and topography, building constructions, trees and flowers growing, economy and marketing, applied mathematics and computers.

Besides courses in history of World culture, painting and drawing are introduced in the syllabus as well as intensive studies of foreign languages.

There is a student’s

workshop at the department of landscape architecture, where students fulfil a wide range of works such as designing gardens, parks, sports

grounds, floral ;■?; "

decoration of buildings etc.

The staff of our department has developed different spheres of re-search, such as:

& increase of stability and reconstruction of growing stock cn urban and suburban landscape objects;

^ floral decoration of house-building complexes; ^ inside green design;

application of wild grassy plants in the urban amenity planting as natural elements;

^ culture studing of heritage and restoration of historic landscapes, the ecology of historic parks and gardens; classification and systematization of Russian estate parks to restore historic land-scape; registration of certificates of historic parks;

~ ^ study of negative

influence of people’s activities on the landscape objects.

□ Our aim is to broaden our collaboration in the research sphere, better training and improvement of methods and techniques of teaching, in carrying out joint students, practical work on the basis of mutual benefit.

We are pleased to invite your students to study on mulnally beneficial terms.

After graduation our student get the qualification of an engineer.

We are looking forward to cooperating with you/

PLEASE SEND YOUR SUGGESTIONS AND REQUESTS TO ADDRESS:

Moscow State Forest University, Department of Landscape Architecture,

141 001, Mytichi,

Moscow region, Russia.

PHONESt

V (095) 533-54-06

- the Dcpl. oj Landscape Architecture;

V (095) 588-55-73

-the Committee of Admittance.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/98

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.