УДК 712.2.025(470.23)
О. Д.Волкова Концепция реставрации Верхнего сада Петергофа
Верхний сад Петергофа создан в 1714-1723 гг. по образцу французских регулярных садов XVII-XVIII вв. С 70-х гг. XVIII в. в Верхнем саду были утрачены элементы, присущие декоративному убранству регулярных садов, и он приобрел пейзажный характер. Во время Великой Отечественной войны Верхний сад и партеры были практически полностью уничтожены. Реставрационные работы по воссозданию сада в соответствии с проектом архитектора П. П. Ковалевского продолжались с 1952 до 1972 г. В настоящее время, спустя почти 50 лет после реставрации, Верхний сад приближается к расцвету, т. е. близок к виду, который он имел в середине XVIII в.
Ключевые слова: французский регулярный сад, садово-парковое искусство, декоративное убранство, партеры, реставрация, исторический вид, расцвет композиции
Olga D. Volkova Peterhof Upper Garden's restoration concept
Upper Garden of Peterhof was created in 1714-1723 accordance French regular gardens of 17-18th century. Since 1770 all decorative elements were lost and Upper Garden became a landscape park. During Great Patriotic War the garden with parterres was completely destroyed. Restoration works in accordance with project of recreation garden continued from 1952 to 1972. Now, after approximately 50 years over, Upper Garden has a blossom view as in the middle of 18th century.
Keywords: French regular garden, garden art, decorative elements, parterres, restoration work, historical view, blossom of composition
Первые посадки на территории будущего парадного входа в императорскую резиденцию -Верхнего сада - производились в 1711-1712 гг. Строительство сада с обводными каналами началось в 1714 г. Замыслы Петра I осуществляли ведущий архитектор Петергофа И. Браунштейн, генерал-архитектор Ж.-Б. Леблон (с 1716 г.), Н. Микетти (с 1719 г.), садовые мастера Л. Гарнихфельт и А. Борисов, инженер-гидравлик В. Туволков и др. Начало масштабного устройства Верхнего сада относится к 1715 г., когда началась постройка Большого дворца. Композиция сада связана с архитектурой Большого дворца, его ширина совпадает с длиной дворцового фасада. Работы по устройству сада продолжались около 10 лет. Верхний сад был разбит в стиле французских регулярных садов второй половины XVN-XVШ в., но по архитектурному решению и наличию большого количества фонтанов является лучшим образцом петровского барокко.
В композицию регулярного Верхнего сада входит центральный партер по оси дворца с тремя фонтанными бассейнами. С востока и запада партер замыкают по три прямоугольных боскета и два квадратных пруда с фонтанами перед боковыми крыльями дворца. Боскеты (квадратные, косые, солнечные - названные по планировке) отделены от партера аллейными липовыми формованными рядами с приствольными газонными кругами в дорожном покрытии. Регулярность композиции Верхнего сада под-
черкивают четыре крытые аллеи (берсо). Входы в берсо с южной стороны выделены восьмигранными трельяжными купольными павильонами -люстгаузами. Другие две трельяжные беседки, меньшего размера, с восьмискатными кровлями, скрыты в соседних боскетах. В Петровское время в геометрически очерченных боскетах - «городках» - росли фруктовые деревья (яблони, груши, сливы, вишни), ягодные кусты, и находились овощные грядки. Все это традиционно повторяло московские дворцовые сады, парадное назначение которых совмещалось с хозяйственным. Для украшения партеров применялись низкие стриженые геометрическими фигурами деревца из вечнозеленых растений, а также кадочные культуры. В сложный рисунок партеров у дворца включали толченую черепицу, песок, уголь, окалину, мраморную крошку и т. п.
Дендрологическая структура «малых садов» как составная часть объемно-пространственной композиции претерпевала значительные изменения на протяжении ХУШ-Х1Х вв. Первые предложения по формообразующему составу насаждений Петергофских парков принадлежат Ж.-Б. Леблону. Однако он был мало знаком с местными условиями произрастания растений, так как в 1717 г. запрашивал для аллейных посадок и «огибных аллей» такие породы, как дуб, граб, каштан вместо елей и можжевельников, а также много оранжерейных горшечных культур: «оранжи, цитроны, грецкие орехи, мирты,
Концепция реставрации Верхнего сада Петергофа
лавры»1. Возможно незнание Леблоном местных климатических факторов послужило основанием тому, что его проект не был принят Петром I, который в дальнейшем полагался на опыт голландского садовника Л. фон Гарнихфельдта.
Огородные и плодово-ягодные культуры составляли большую часть растительности Верхнего сада на протяжении двух десятков лет, когда шло заполнение пространства элементами регулярного стиля.
В 1734-1738 гг. архитекторы М. Земцов, И. Бланк, И. Давыдов и скульптор Б.-К. Растрелли придали Верхнему саду исключительно парадный характер. Сад был обнесен трельяжной решеткой, в бассейнах установили золоченую скульптуру и провели другие преобразования. Из боскетов была удалена часть посадок яблонь, которые перенесли в сад у дворца Марли. В 1754-1758 гг. по периметру Верхнего сада, за исключением северной части, была выстроена ограда с тремя воротами по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли.
Партеры у Большого дворца созданы по проекту того же автора в 1745-1755 гг. (садовый мастер Б. Фок). Верхний сад из утилитарного превратился в «увеселительный» сад, соответствующий императорской резиденции. В даль-
нейшем планировка сада никаким существенным изменениям не подвергалась.
Следует отметить, что архитектурно-планировочная композиция Верхнего сада, в отличие от объемно-пространственной, претерпела наименьшие изменения на протяжении двух веков. Это означает высокую степень ее устойчивости к различным факторам внешнего и внутреннего воздействия. Объемные элементы композиции сада, представленные, главным образом, растительным материалом, подвергались воздействию объективных и субъективных факторов и оказались не столь устойчивыми, как планировочные детали. Объемные элементы композиции представляли:
- еловые и липовые аллеи;
- «крытые дороги» - берсо;
- боскеты с плодовыми культурами, окруженные высокими шпалерами;
- периметральные куртины деревьев и кустарников;
- трельяжные беседки;
- «топиарии» и кадочные культуры;
- плодовый сад и огород.
Породный состав элементов объемно-пространственной композиции Верхнего сада представлен в таблице:
Элементы композиции Год упоминания в документах2 Породный состав3
Боскеты:«косые городки» 1721 Плодовые деревья: яблони, вишни, сливы, груши
«круглые городки» 1729 Плодовые кустарники: смородина, крыжовник, малина, голубика
«солнечные городки» 1783 Огородные культуры: спаржа, душистые травы (мята, шалфей и т. п.). Дополнительно: шиповник (роза), орех русский, многолетние цветы на грядах: ирисы, золотарник, лихнис и др.
Куртины 1783 Сирень, орех русский, барбарис, смородина, крыжовник
1852 Сирень «синяя» - 80 кустов посажено дополнительно
Шпалеры 1783 Боярышник, шиповник, шпалерные яблони
Аллеи 1729 Липа голландская, ель
1783 Липа голландская, ель
1839 Подсадки лип из Любека, высота - 2,8-3,5 м
1843 Подсадки лип из питомников, высота - 4,3-5,7 м
1851 Подсадки лип из Гамбурга
Берсо («крытая дорога») 1748 Липа к/л кустовая форма
1750 Липа к/л кустовая форма
1783 Липа к/л кустовая форма
Кадочные солитеры 1783 Можжевельник, ель, тисс, самшит - топиарные формы
1870 16 кадок с растениями
Фруктовый питомник 1783 Яблони, вишни, груши
1842 Яблони
Состояние на 1996 г.4
Боскеты 1996 Яблони, груши, вишня войлочная, боярышник, липа к/л кустовая форма, сирень венгерская и обыкновенная, снежноягодник белый, калина «Снежный шар»
Шпалеры 1996 Боярышник, кизильник, смородина альпийская, сирень венгерская
Аллеи 1996 Липа к/л кустовая форма, ель обыкновенная
Берсо 1996 Липа к/л кустовая форма, девичий виноград, жимолость каприфоль, лимонник китайский, актинидия коломикта
Солитеры 1996 Туя западная(цилиндрической и шаровидной формы)
Фруктовый сад 1996 Калина обыкновенная, крушина ломкая, чубушник венечный, яблоня сибирская
О.Д.Волкова
Из таблицы заметно некоторое несоответствие состояния 1996 г. историческому составу растительности. Такие породы, как кизильник, виноград девичий, калина, крушина не были известны во времена создания Петергофских парков. Даже липа являлась экзотом и ее на кораблях привозили в Петергоф из-за границы. Туя западная в качестве солитеров также стала использоваться в России позднее.
В 90-х гг. XVIII в. в Верхнем саду постепенно стали исчезать элементы, характерные для декоративного убранства регулярных садов, и он все больше приобретал пейзажный характер. В первой половине XIX в. бессистемная посадка деревьев и кустарников закрыла центральную часть партеров и фонтаны. Перспективный вид на Большой дворец от Парадных ворот был утрачен. К началу XX в. из элементов декоративного убранства сада XVIII столетия сохранились только четыре трельяжные беседки.
В 1926-1929 гг. реставраторы под руководством Н. И. Архипова на основе чертежей, выполненных в 1770-х гг. инженером Сент-Илером, восстановили регулярную композицию центральных партеров и скульптурное оформление фонтанов. Во время Великой Отечественной войны Верхний сад и партеры были практически полностью уничтожены.
В 1956-1960 гг. архитектором П. П. Ковалевским и инженерами Р. Ф. Контской и К. Д. Агаповой был разработан первый проект реставрации Верхнего сада (по чертежу Сент-Илера 1773 г.)5. Реставрационные работы по воссозданию продолжались с 1958 до 1972 г.6 С середины 1950-х гг. началась планомерная реставрация сада: восстановлена планировка центральных партеров, боскетов, аллей. Для полного восстановления ансамбля были вырублены старые деревья, выполнены посадки штамбовых деревьев в аллеях и живых изгородей из кустарников по контуру боскетов. Внутри боскетов посажены плодовые деревья и красивоцветущие кустарники. Старые деревья были сохранены только в юго-восточной, юго-западной частях сада и вдоль ограды. Были восстановлены «огиб-ные дороги» - берсо из кустовой формы липы с добавлением лиан.
В 1960-е гг. при воссоздании партерных узорных цветников использовались графические материалы XVIII в. - чертежи Сент-Илера 1773 г.7 и аналоги из исторических парков (проект архитектора П. П. Ковалевского, инженер Р. Ф. Контская8). Рисунок партера в объеме общей композиции был восстановлен и выполнен из газона на фоне песка. Западный и восточный партеры - различные по рисунку, но одинаковые по конструктивному заполнению, украшены кадочными растениями, которые были установлены после окончания реставрации Церковного корпуса Большого дворца в 2011 г.
В северной части Верхнего сада на открытых партерах расположены малые архитектурные формы: статуи с пьедесталами по образцам XVIII в. -Меркурия, Минервы, Флоры, Вертумна, Помоны, Зефира и пьедестал с солнечными часами9. Также в южной части сада, у цветников, расположены две мраморные вазы с пьедесталами XIX в.
Несмотря на изменение объемных характеристик под влиянием различных объективных и субъективных факторов, облик исторических элементов композиции Верхнего сада, восстановленного в процессе реставрации, сохранился до настоящего времени.
Примечания
1 Дубяго Т. Б. Русские регулярные сады и парки. Л.,
1963.
2 РГИА. Ф. 470. Оп. 5. Даты протоколов Канцелярии от строений.
3 Использованы описи Петергофских садов, дела о посадках, рапорты садовых мастеров, материалы счетных экспедиций (Арх. ГМЗ «Петергоф». Р-129; РГИА. Ф. 490. Оп. 1. Д. 830; Ф. 470. Оп. 5; Ф. 467. Оп. 4).
4 Использованы данные личных обследований автора за 1996 г.
5 Арх. КГИОП. П 203-2. Проект восстановления Верхнего парка в г. Петродворце.
6 Там же. Переписка. П-1186, 1187, 1188.
7 Арх. ГМЗ «Петергоф». ПДМП-5199ар.
8 Арх. КГИОП. П 203-2. Проект восстановления Верхнего парка в г. Петродворце.
9 Юмангулов В. Я., Хадеева Н. Ю. Скульптура Верхнего парка и Нижнего сада: кат. коллекции. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2016.