Научная статья на тему 'Михайловское. Опыт реставрации усадебного парка музея-заповедника А. С. Пушкина'

Михайловское. Опыт реставрации усадебного парка музея-заповедника А. С. Пушкина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
591
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Михайловское. Опыт реставрации усадебного парка музея-заповедника А. С. Пушкина»

МИХАЙЛОВСКОЕ.

ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ УСАДЕБНОГО ПАРКА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА А.С. ПУШКИНА

В.А. АГАЛЬЦОВА, доцент кафедры лесоустройства и охраны леса МГУЛа, член-корр. РАЕН, заслуженный работник культуры, генеральный директор ООО «Русский сад»

Посвящается С.Н. Палентреер

Никогда в годы учебы на факультете озеленения городов у Софьи Николаевны я не входила в число ее особо отличаемых учеников, но волею судьбы или, возможно, провидения именно мне удалось воплотить в жизнь мечту учителя - возрождение памятников садово-паркового искусства России, утраченных или значительно измененных временем и событиями нашей истории. Так произошло и на территории музея-заповедника А.С. Пушкина, когда к 200-летнему юбилею поэта развернулись работы по реставрации и реконструкции основных объектов музея-усадьбы «Михайловское», где особое место занимало восстановление усадебного парка.

Жизнь А.С. Пушкина неразрывно связана с Псковским краем, где в деревне Михайловское, имении родителей, и в окрестных

Тригорском и Петровском прошли его годы ссылки, годы возмужания и становления таланта. Красота и богатство русской природы, воспетые Пушкиным, составляют и сегодня основную достопримечательность и историко-культурную ценность заповедника, восприни-маясь современным обществом как место высокой духовности, особо значимой для России, как свидетельство и символ красоты русского ландшафта. В развитие идеи сохранения и преумножения историко-культурной ценности памятных Пушкинских мест были проведены реставрационно-реконструктивные работы совместно с Псковским филиалом института «Спецпроектреставрация», раскрывшие объемно-пространственное и планировочное решение садово-парковой композиции, характерной для времени пребывания А.С. Пушкина.

1 Копия с литографии из альбома «Галерея видов г. Пскова. 1836 г.». Сельцо Михайловское.

МУЗЕЙ - УСАДЬБА «МИХАЙЛОВСКОЕ» ГЕНПЛАН

\

Генплан реставрации усадебного парка

Проектные работы в парке выполнены творческим коллективом Парколесоустроительной экспедиции в составе ландшафтных архитекторов Т.П. Смирновой, Л.Г. Морозовой, архитектора Л.П. Кеслер, географа-архитектора Л.Ф. Пузанковой, инженера по вертикальной планировке Н.М. Андреева, геодезиста высшей квалификации О.Е. Стефановой. В натуре реставрационные работы выполнила фирма «Русский сад» при участии ландшафтных архитекторов Я.И. Орестова, Е.И. Соколова, А.Е. Брынзова. Проектными и реставрационными работами руководила В.А. Агальцова, ландшафтный архитектор, член-корр. РАЕН, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Методика проектирования реставрации мемориальных парков, утвердившаяся за последние 20-30 лет и которой следовал творческий коллектив, позволила разработать рабочую документацию с высокой степенью достоверности при определении характера планировочной и композиционной структуры усадебного парка. Правда, надо отдать должное главному архитектору проекта реставрации всего усадебного комплек-

са В.Е.Никитину и археологу Ю.Б. Бирюкову, определивших планировочное построение усадьбы на первых этапах ее развития, что послужило основанием к восстановлению элементов регулярной части «сквера» на конец XVIII в.

Впервые на территории музея-запо-ведника А.С. Пушкина выполнялось совместное проектирование реставрации усадьбы - парколесоустроительной экспедицией и институтом «Спецпроектреставрация». Большой объем натурных и исследовательских работ, проведенный специалистами по различным направлениям, сбор и анализ разрозненных историко-архивных материалов и мемуарной литературы, ландшафтноисторический и породно-возрастной анализ территории и насаждений, наложенные на подробную топографическую, археологическую и подеревную съемки, обеспечили возможность проведения реставрационных работ в натуре. От времени завершения проекта до начала его осуществления почти не было перерыва, уже в начале 1998 г. фирма «Русский сад» приступила к реализации проекта, и к празднованию юбилея А.С.

Пушкина в июне 1999 г. практически завершила реставрационно-реконструктивные работы.

Отправной идеей разработанного проекта наряду с сохранением мемориальной растительности является формирование паркового типа насаждений, восстанавливающих известное по воспоминаниям современников впечатление, относящееся к 1838 г. из альбома «Галерея видов города Пскова и его окрестностей, снятых с натуры»: «Деревянный, уже обветшалый одноэтажный дом Пушкина занимает средину между службами, тянущимися по обе стороны. Пушкин выбрал для себя комнату с правой стороны последнюю, в три окна. Перед домом, с этой стороны, есть небольшой сквер. Дорога к нему хорошо отделана; за версту начинается чистый парк, украшенный по местам цветниками. Противоположная к дому сторона обращена к реке Сороти, извивающейся по лугу».

С позиций показа исторических этапов развития парковой композиции восстановлен один боскет регулярного парка, заложенного дедом Пушкина, Абрамом Петровичем Ганнибалом в средине XVIII в. (план 1786 г.), в виде прямоугольного пространства, организованного дорожками шириной 1,5 м по сторонам старинной еловой аллеи. Эти дорожки начинают композиционно-планировочное решение восточной и западной частей парка.

На востоке дорожка боскета проходит по границе фруктового сада, минует квадратный прудик и «зеленую беседку», которой начинается «аллея Керн», уходящая на юго-восток, на открытое пространство луга, занятое ныне фруктовым садом, через него к пруду с «островом уединения», большому Ганнибаловскому пруду, «праздничной поляне» и долине р. Сороти.

Дорожка этого боскета имеет важное историческое значение, т.к. именно она была главной подъездной дорогой (во времена закладки усадьбы А.П.Ганнибалом), продолжающейся ныне через лес строго на юг, параллельно еловой аллее, посаженной в конце XVIII в. Осипом Абрамовичем (дедом по-

эта), и сохранившей местами следы бывшей обваловки.

Открытое пространство восстановленного боскета, где после расчистки и вертикальной планировки участка устроен партерный газон, оформлено цветочной рабаткой по длинной стороне шириной 2 м, в которую высажены цветы из гербария, собранного детьми и вдовой А.С. Пушкина в Михайловском в 1840-1841 гг., т.е. незабудки, гайлардия, кореопсис, космея, петуния.

Достопримечательностью восточной части усадебного парка, как и во времена А.С. Пушкина, была липовая аллея, бывшая некогда стриженой и названная позднее «аллеей Керн» в память о посещении ссыльного поэта «гением чистой красоты». Аллея формировалась по типу крытых -сомкнутые кроны образовывали зеленый свод-тоннель, в конце которого видно было только чистое небо в виде «голубого ока», притягивавшего посетителя особенно в яркие солнечные дни. Выход из аллеи, из темного замкнутого пространства на открытую луговину в самой высокой точке рельефа, создавал эффект неожиданности, когда перед взором посетителя раскрывалась широкая панорама окрестностей: каскад прудов, «остров уединения», долина Сороти, поля, луга, заречные дали, выгон на большой поляне и опушка молодого соснового леса. Если большой ганнибаловский пруд устроен был еще в средине XVIII в., то верхний пруд с «островом уединения» появился при Осипе Абрамовиче как дань романтизму, утвердившемуся в усадебном строительстве в этот период. Через узкую протоку на остров был перекинут мостик, а современный горбатый мост через большой пруд появился в 30-е гг. XX в.

Планировочная структура этой части территории восстановлена, правда, на месте луговины сохраняется до естественного отпада посаженный в послевоенные годы фруктовый сад, отросшие после прекращения стрижки липы в «аллее Керн» образуют узкий и высокий «тоннель» и лишь наплывы и раздвоения стволов напоминают о ее стрижке во времена Пушкина.

Вид террасированного склона музея-усадьбы А.С. Пушкина «Михайловское» (после реставрации)

Западная дорожка «ганнибаловского» боскета начинается у калитки в заборе центральной части «сквера перед домом», которую можно видеть на изображении усадьбы в указанном альбоме «Галлерей видов Пскова и его окрестностей».

Планировочный рисунок западной части парка раскрывает (аналогично восточному) элементы регулярного построения -дорожка вдоль боскета с симметричной цветочной рабаткой и прямоугольный прудик, через который устроен пешеходный мостик, - и ландшафтного, подчеркнутого живописными дорожками, повторяющими контуры Черного пруда и полян.

Наиболее интересной «находкой» в западной части парка оказался еще один пруд в западной системе прудов Михайловской усадьбы: он был восстановлен по материалам ландшафтного анализа и подтвержден зондажами, а устроен, так же как и три сохранившихся, в конце XVIII в. Осипом Абрамовичем в период перестройки всей усадьбы. Он удивительно грамотно использовал природные особенности местоположе-

ния парка: в неширокой лощине, требующей осушения, устраивает «цепочку» из четырех искусственных водоемов по типу сообщающихся сосудов, т.е. они все имели один урез воды, а избыток паводковых или поверхностных вод отводился по специально прорытому каналу в озеро Маленец.

Особенностью планировочного решения западной части парка является сохранение и восстановление частично рядовой посадки лип вдоль западного боскета, отнесенной проектантами ко времени деятельности на усадьбе С.Л. Пушкина - отца поэта. Эти ряды хорошо читаются на уже указанном нами рисунке Иванова из известного альбома с видами г. Пскова за 1838 г.

В июне 1834 г. он писал своей дочери О.С. Плещеевой: «...Я так рад, что нахожусь в нашем домике и гуляю по нашнм садам, которые истинно очень красивы. Все, что я посадил, принялось, и новые дорожки, которые я провел, хорошо ухожены и весьма приятны».

Интерес представляет сохранившийся фундамент бывшего когда-то здания на не-

высокой «сопочке», с которого вероятнее всего и был сделан рисунок землемером Ивановым в 1838 г. и от которого отходил ряд сохранившихся лип. На месте фундамента устроена видовая площадка, с которой можно демонстрировать отреставрированный вид усадьбы, изображенный на известной литографии. Правда, открытый некогда разъездной круг сохраняет обсадку 26-тью липами, посаженными в 100-летний юбилей поэта, а в центре огромный вяз, привезенный из Петровского и посаженный сыном Г.А. Пушкиным к той же дате, но вместе с тем общая планировочная структура центрального «сквера» хорошо просматривается с видовой площадки, устроенной на месте старого фундамента.

Значительный объем реставрационных работ проведен на участке севернее главного дома, обращенного к Сороти, где выровнены три террасы склона, устроены «уютные» площадки, с которых раскрывается дивная нанорама окрестностей. Специальным «попутным» дренажем отведены поверхностные атмосферные воды, что предотвращает размыв террас, восстановлено цветочное и кустарниковое оформление, зафиксированное в 1924 г. художником-архи-тектором С.С. Некрасовым. В ассортименте использовались характерные для русских садов и для Михайловского виды - сирень обыкновенная, шиповник морщинистый, спи-рея средняя, а также настурция (капуцин), вербена, бальзамин, астры и виола.

Особое место в проекте занимала проблема восстановления мемориального характера ландшафтов лесной части, где произошла в конце XIX в. смена пород: сосны и березы елью. В результате этого в настоящее время и еще на несколько десятилетий в этой части усадебного парка сохранится не мемориальный характер насаждений. Вместе с тем, учитывая ослабленность еловых древостоев от корневой губки, поражение ее стволовыми вредителями и ветро-вальность на супесчаных и песчаных почвах, в основу реставрационных работ положен принцип формирования в лесном ландшафте близкого к мемориальному соотношения ти-

пов пространственной структуры с преобладанием полуоткрытых пространств. Такое решение осуществлено методом создания системы перетекающих полян после расчистки от подроста ели и корчевки пней погибших старовозрастных деревьев. На полянах сохранен подрост сосны и березы, местами куртины дуба и липы в возрасте 15-25 лет, а на опушках группы кустарников под-лесковых видов - бузина, жимолость, лещина. Введение в состав травостоя на полянах раннецветущих видов и декоративнолиственных многолетников придает современному лесу вид парка, «украшенного по местам цветниками».

«Аллея Керн»

Производство реставрационных работ на территории мемориального парка в таком объеме и в столь сжатые сроки -единственный пример в истории реставрационных работ в России, что стало возможным при объединении усилий ряда проектных и производственных организаций под единым руководством и при едином финан-

сировании Генеральной Дирекцией «Псков-реконструкция». На территории парка работали две фирмы: расчистку прудов, восстановление плотин и устройство парковых дорожек осуществила местная «Пушкиногор-ская ПМК», а реставрационные работы лесопаркового и озеленительного характера -ООО «Русский сад», специалисты которого параллельно вели и авторский надзор, и выполняли все сложные технические приемы. Это касалось переноса проекта планировочного решения в натуру, выноса красных отметок вертикальной планировки, устройства водоотводящих лотков, профилирования бу-лыжникового мощения старой въездной дороги, восстановления аллейных посадок и кустарникового оформления, устройства откосов на террасированном склоне, газонов партерного типа и восстановления цветочного оформления.

При расчистке прудов был применен экскаватор с прямой лопатой 0,5 м3, работы велись после спуска воды и в зимнее время, что обеспечивало наименьшее повреждение почвы и растительности по линии следования транспорта, увозившего ил из прудов. Последний частично использовали для вертикальной планировки при засыпке ям и канав, а также при устройстве газонов и цветников. Чистота работы экскаваторщика была поразительной, он словно ложкой вычерпывал илистый осадок, раскрывая профиль дна прудов и не повреждая при этом глиняных замков.

При восстановлении плотин каскадных прудов в западной части парка мокрые откосы укрепляли крупным булыжником, сохранившемся лишь местами, а водосливы хотя и выполнены из бетона (для большей прочности и долговечности), но были обшиты тесом, что придало большую достоверность реставрированному сооружению. Из дерева же сделаны и шандорные задвижки на водосливах.

Устройство парковых дорожек в мемориальных объектах всегда вызывает большие споры, т.к. по мнению некоторых специалистов современное покрытие из сыпучих материалов не было характерно для

усадебных парков в прошлом. Однако, учитывая многотысячный поток посетителей и необходимость их приема во все времена года с соблюдением элементарного санитарного порядка, дорожки выполнены из щебня на песчаном основании и с покрытием из отсева камнедробильной установки в местном карьере. Соотношение глинистых, песчаных и каменистых частиц в таком отсеве было столь удачным, что создавало вполне гигроскопичное, твердое и «живое» покрытие, внешне напоминающее крупный речной песок, что встречался в покрытии парковых дорожек при проведении зондажей планировки. Для придания дорожкам большей чистоты рисунка их бровки выполнены одерновкой, за которой следует хорошо спланированный газон с подбором соответствующих травосмесей, хотя сам дерн содержал довольно широкий ассортимент и злаков, и широколиственных видов.

Лесопарковые работы, проведенные на площади более 15 га в южной части усадебной территории, включали значительный объем санитарных и реставрационных рубок, а также удаление из леса многочисленных старых пней от погибших в разные годы деревьев. Ручная корчевка с подрубкой корневых лап сочеталась с механической там, где это было возможно. Затем следовала засыпка растительной землей мест раскорчевки и посев теневыносливых видов трав. В общей сложности на лесной территории выкорчевано свыше 1200 пней, а выровненная площадь с расчищенным подростом и подлеском воспринимается если не парком, то красивым ухоженным лесом. Одновременно открыты небольшие поляны с группами дуба и липы, нарушившими монотонность еловососнового леса, а местами сохранившиеся куртинки купены, брусники и зеленых мхов с «фонтанами» папоротников дополняют красочность пейзажам лесного участка усадебной территории.

В озеленительных работах особое значение придавалось решению вертикальной планировки при устройстве газонов и оформлении бровок парковых дорожек. Вынос отметок по инструменту (использова-

лись теодолит и нивелир) обеспечивал нормальные условия отвода вод и «чистоту» восстановленного ландшафта, отвечающего требованиям содержания парковых композиций прошлого.

Восстановление древесно-кустарниковой растительности в парке по объему посадочных работ не представляло значительной сложности - восстановления частично требовали сады, березовая въездная аллея, ряд лип вдоль западного боскета и местами живые изгороди и группы кустарников. Посадочный материал получали из питомника г. Пскова, преимущественно кустарники -желтая акация, шиповник, бирючина, спирея, калина, дерен белый, плодовые - яблоню из питомника местного плодоводческого хозяйства, грушу и сливу из опытного хозяйства г. Великие Луки, а деревья местной флоры - березу и липу брали с соседних зарастающих лесом полей.

Для восстановления трех клумб в цветочном оформлении парка, двух рабаток в регулярной части и с учетом традиционной в Михайловском цветочной аллеи за период март-май 1999 г. рабочими фирмы «Русский сад» было выращено около 170000 экз. рассады, для чего была на этот срок арендована оранжерея местного управления жилищно-коммунального хозяйства. Семена приобретались с учетом старинного ассортимента -вербена, бальзамин, настурция, душистый табак, резеда, астры, виола, рудбекия, гай-лардия, циния, кореопсис, гвоздика перистая и китайская, космея, алиссум, агератум, однолетние георгины, флокс шиловидный и гелиотроп, впервые зацветший в этом году в усадьбе мощными темно-фиолетовыми шапками. (В письмах Пушкина лишь однажды встречается косвенное упоминание о цветочном убранстве парка - после встречи с

А.П. Керн на столе поэта «задержалась» ветка гелиотропа). Для оформления цветочных рабаток по сторонам боскета было высажено 4000 кустиков незабудки, собранных рабочими по окрестным лесам, а на весенний период посажено 2000 тюльпанов сорта «Александр Пушкин». Введение в оформление усадебного парка новых эле-

ментов или сортов цветочной растительности есть дань уважения к памяти поэта и придание парковой композиции экспозиционности и декоративности.

В Михайловскую ссылку А.С. Пушкин приехал будучи уже известным поэтом.

В.А. Жуковский писал: «По данному мне полномочию, предлагаю тебе первое место на русском Парнасе», а близкий друг А. Дельвиг сообщал в Михайловское: «... Ежели б ты приехал в Петербург, бьюсь об заклад, у тебя бы целую неделю была толкотня от знакомых и незнакомых почитателей. Никто из писателей русских не поворачивал так каменными сердцами нашими, как ты». Опасаясь за Пушкина П.А. Вяземский с возмущением писал о деятельности правительства: «... Да постигают ли те, которые вовлекли власть в эту меру, что есть ссылка в деревне на Руси? Должно точно быть богатырем духовным, чтобы устоять против этой пытки...». Пушкин устоял, и в деревне «хотя невольно, он все-таки отдыхает от прежнего шума и волнений, с музой живет в ладу и трудится охотно и усердно».

«... здесь ме1 я таинственным щитом Святое проведенье осенило,

Поэзия, как ангел утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой». Свыше 100 художественных произведений написаны в Михайловском. В письме к Н.Н. Раевскому в июле 1825 г. Пушкин пишет: «... Я пишу и размышляю... Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить».

Пребывание в Михайловском было временем подведения итогов: здесь он подготовил к печати свой первый сборник стихотворений - лирика последних 10 лет. Все более привлекательным оно становилось для поэта, а в лирике появляются образы: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «приют задумчивых дриад», «приют любви, забав и лени».

Старый дедовский парк с лугами и садами, цветами и травами, глухими михайловскими рощами сохранил природное своеобразие и привлекательность.

Пруд с острова «Уединения» (после реставрации)

Планировочное и композиционное решение его являет собой пример высочайшего мастерства владельцев в использовании природных особенностей территории, на базе которых созданы уникальные декоративные элементы, характерные для усадебных садов «аглицкого» стиля конца XV -начала XIX вв., образующие единый художественный ансамбль и свидетельствующие о формировании парка в Михайловском как произведения садово-паркового искусства.

Выполненный в натуре проект реставрации садово-парковой композиции в настоящее время становится неоценимым опытом возрождения усадебной культуры прошлого, своеобразным учебным пособием для специалистов в области ландшафтной архитектуры и учебным полигоном для студентов кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства.

КНИГА-ПОЧТОЙ

Издательство МГУЛа выполняет заказы по рассылке учебно-методической и научной литературы. Информация об издаваемых материалах размещена в каталоге (высылается бесплатно), который можно заказать по адресу:

141005. Моск. обл., Мытищи, ул. 1-я Институтская, 1, Издательство МГУЛа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.