50
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. - М.: ВЛАДОС, 2003.
5. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Власовой и др. - М.: Просвещение, 1981. - 119 с.
6. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. -М.: ТЦ Сфера, 2009. - 320 с.
7. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. - Балашов: «Николаев», 2004. -68 с.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
© Шкляр Н.В.*, Гаган С.Г.*
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема,
г. Биробиджан
В статье представлен комплекс диагностических методик, позволяющий учителю-дефектологу изучить уровень сформированности и особенности развития психических и познавательных процессов (внимание, память, мыслительные операции и др.) у детей с нарушением интеллекта, что является важным при организации коррекционно-развивающей работы.
Главной задачей специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений является подготовка к школьному обучению. Предложенный диагностический материал окажет существенную помощь учителям-дефектологам при планировании образовательного процесса с дошкольниками. Даны рекомендации для педагогов по оптимизации процесса подготовки детей с нарушением интеллекта к обучению в школе.
Ключевые слова: учитель-дефектолог, диагностика, дети с нарушением интеллекта, готовность к обучению в школе.
Одним из центральных положений теории психического развития личности является положение о зоне ближайшего развития, выдвинутое Л.С. Выготским. Расхождение между уровнями актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач, и тем, которого достигает ребенок в сотрудничестве с другими людьми, определяет зону его
* Доцент кафедры Коррекционной педагогики, психологии и логопедии, кандидат психологических наук, доцент.
* Магистрант, учитель-дефектолог.
Педагогическая и коррекционная психология
51
ближайшего развития. Особенно ценным при организации коррекционноразвивающей работы является принцип учёта актуального уровня и потенциальных возможностей развития ребёнка [2].
Прежде всего, следует отметить, что школьное обучение и учебная деятельность, далеко неоднозначные понятия. Как указывают В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, учебная деятельность складывается далеко не у всех учащихся, и овладение ею зачастую происходит вне рамок школьного обучения. Соответственно, проблему психологической готовности к школьному обучению следует понимать не как психологическую подготовку к существующим традиционным формам обучения и жизни, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте.
Готовность к школе - это некоторое состояние психологического развития личности, которое является многокомпонентным образованием, включающее личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность.
Исследование, посвященное изучению формирования готовности у детей с нарушением интеллекта к школьному обучению, показало, что данной проблеме уделяется большое внимание в образовательном процессе. В тоже время у детей с нарушением интеллекта отмечаются специфические особенности формирования готовности к обучению в школе. Для этих детей характерны вялость, слабость инициативы, недостаток любознательности, познавательной активности, слабость ориентировочной деятельности. Потребность в общении длительное время сохраняется как потребность в помощи педагога. Замедленный темп развития речи и её несовершенство затрудняют и сильно ограничивают общение умственно отсталого ребёнка с окружающими людьми [3].
Следовательно, необходимо проведение целенаправленной коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование у детей с нарушением интеллекта готовности к школьному обучению в условиях специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях.
Большая роль в структуре готовности к школьному обучению детей с недостатками интеллектуального развития принадлежит учителю-дефекто-логу. Одним из направлений его деятельности является диагностическая работа, позволяющая изучить и выявить уровень готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению, что и явилось целью нашего исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21» на протяжении 20102015 гг., с детьми дошкольного возраста 5-7 лет.
В процессе систематической и целенаправленной работы с детьми был разработан и апробирован диагностический комплекс, позволяющий на начальных этапах выявить и изучить уровень сформированности и особенности развития готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению и спланировать систему образовательной деятельности их развития.
52
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Приведём примеры диагностических заданий.
Для выявления уровня развития устойчивости и переключения внимания учителям-дефектологам рекомендуем использовать авторскую методику «Зачеркнуть все мячи».
Испытуемому предлагаем зачеркнуть все мячи на стандартном листе бумаги с отпечатанными через интервал изображениями мячей и ёлочек. На первом этапе обучения предлагается 2-3 строки (не более 24 знаков), на последующих этапах обучения число строк увеличивается до 5-7 строк, следовательно, и количество предметов, которые ребёнок должен зачеркнуть. Учитывается быстрота выполнения задания, количество пропусков мяча.
Эффективной, на наш взгляд, для выявления уровня развития распределения внимания является авторская методика «Дорисуй предмет». Испытуемым предлагаются карточки с изображением контура недорисованного предмета (домик, грибок, яблоко и др.). Детям необходимо назвать предмет и сказать, какой части не хватает в его изображении и дорисовать.
С целью изучения уровня развития зрительной и слуховой памяти, рекомендуем использовать авторскую методику «Какой инструмент звучал?». Перед ребёнком выставляем 3-5 музыкальных инструментов, при назывании каждого предлагаем прослушать как звучит и убираем их за ширму. Затем просим ребёнка закрыть глаза инструменты. Далее по мере звучания музыкального инструмента ребёнок должен назвать его. Если среди испытуемых наблюдаются дети с нарушениями речи, то предложите ему набор карточек, с изображением музыкальных инструментов.
Для определения уровня развития моторной памяти в работе учителей-дефектологов рекомендуем использовать диагностическую методику «Цепочка действий». Испытуемому предлагается цепочка действий, которую необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу», «Возьми игрушку и принеси её мне» и т.д. Фиксируем количество правильных заданий.
Также для изучения уровня развития памяти мы рекомендуем использовать комплекс модифицированных диагностических методик: «Чего не стало?» (автор О.Е. Шаповалова), направленной на изучение уровня развития зрительной памяти; «Запомни и повтори» (авторы Л.В. Блинов, О.Е. Шаповалова), целью которой явилось изучение объёма кратковременной слуховой памяти, «Вспомни ранее заученные слова» (авторы Л.В. Блинов, О.Е. Шаповалова) позволяет изучить уровень развития долговременной памяти дошкольников с нарушением интеллекта [1; 4].
С целью изучения уровня развития мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение) рекомендуем учителям-дефектологам использовать авторскую методику «Сложи разрезную картинку из четырех частей». Для этого педагог предлагает ребёнку 4 части разрезной по диагонали картинки и просит собрать целую из частей. В тех случаях, когда ребенок не может
Педагогическая и коррекционная психология
53
правильно соединить части картинки, педагог показывает целую картинку, а затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую картинку и предлагает ребенку продолжить самостоятельно.
В процессе выполнения данной методики, педагогу необходимо обращать внимание на принятие и понимание условий задания; способы выполнения; самостоятельность; отношение к результату.
Также для исследования уровня развития мыслительных операций рекомендуем учителям-дефектологам авторскую методику «Логические цепочки». Данная методика проводится в несколько этапов.
На первом этапе предлагаем испытуемому рассмотреть серию картинок и разложить её единой логической последовательностью.
На втором этапе ребёнку предлагается та же инструкция, при выполнении которой, он должен аргументировать свои действия. При проведении данной методики для детей 3-4 лет рекомендуем 3 картинки, детям 5 лет и старше - 4 картинки. В процессе диагностической работы необходимо соблюдать принцип индивидуального развития и дифференцированного подхода, а также учитывать возрастные особенности детей.
Диагностические методики «Невербальные классификации», «Опиши предмет», «Определение понятий» могут оказать помощь учителю-дефекто-логу в изучении уровня и особенностей развития мыслительных операций.
Выбор и последовательность применения тех или иных диагностических методик зависит от возраста и индивидуальных особенностей развития обследуемых. При этом важно учитывать, чтобы диагностические задания были не просто констатирующими (как традиционные тесты), а обучающими, направленные на формирование и развитие умственных действий детей с нарушением интеллекта.
Таким образом, правильный подбор и использование диагностического материала при проведении непосредственно организованной деятельности в сочетании с другими средствами психолого-педагогического воздействия окажут существенную помощь в организации образовательного процесса при условии постоянного изучения индивидуальных особенностей развития дошкольников, принимавших участие в эксперименте.
Следовательно, необходима дальнейшая разработка и обоснование критериев оценки уровня готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению, что является актуальным при проведении диагностической работы и последующем планировании коррекционно-развивающей учите-лем-дефектологом.
Список литературы:
1. Блинов Л.В., Шаповалова О.Е. Диагностика готовности ребёнка к обучению. - Биробиджан, 1999. - 19 с.
54
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классов школ. - М.: В. Секачев, 2015. - 102с.
3. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
4. Шаповалова О.Е. Определение уровня готовности ребёнка к школьному обучению. - Биробиджан, 1997. - 27 с.