УДК 376.36 ИНТЕРЕС БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Ольга Евгеньевна Шаповалова, доктор психологических наук, профессор, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема), г. Биробиджан
Аннотация
Проблема формирования и развития у студентов коррекционно-педагогических направлений и специальностей интереса к вопросам физического воспитания умственно отсталых учащихся, остается актуальной на протяжении достаточно длительного времени. Школьники с нарушением интеллекта являются наиболее представительной в количественном отношении группой детей с ограниченными возможностями здоровья, тотальное недоразвитие психики нередко сочетается у них с ущемленным физическим развитием и соматической ослабленностью. Рациональное решение задач физического воспитания таких детей способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому будущие учителя дефектологи должны не только осознавать значимость этого направления работы, но и проявлять личностную готовность к его осуществлению в профессиональной деятельности. В статье рассматривается актуальное состояние и перспективы дальнейшей разработки данной актуальной проблемы, обобщается опыт работы профессорско-преподавательского состава конкретной кафедры.
Ключевые слова: физическое развитие, физическое воспитание, физическая культура, умственно отсталые школьники, здоровье, профессиональная подготовка дефектологов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p169-172 INTEREST OF FUTURE TEACHERS TO THE PROBLEM OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Olga Evguenyevna Shapovalova, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Federal State budget institution of higher education "Sholom Aleichem Priamursky State University", Birobidzhan
Annotation
The problem of formation and development of interest in the physical education among mentally retarded pupils remains urgent among students of special education faculties for quite a long time. Pupils with intellectual disabilities are the most numerous group of children with disabilities. Total hypoplasia of the psyche is often combined with the defective physical development and somatic weakness. The rational solution of problems of physical education for these children enhances the effectiveness of special education process. Therefore, future teacher’s pathologists should not only understand the importance of this area of work, but also be ready to realize it in their professional activity. This article discusses the current state and prospects of further development of this important problem, generalizes the work experience of the faculty staff of the particular department.
Keywords: physical development, physical fostering, physical culture, mentally retarded schoolchildren, health, training of pathologists.
Педагогу, осуществляющему сопровождение умственно отсталых детей, приходится решать профессиональные задачи в особых условиях, и проявлять активность, направленную на бесконфликтную интеграцию таких детей в повседневную жизнь. Наряду с умением реализовать на практике серьезный объем полученных знаний, профессиональная деятельность учителя дефектолога предполагает повышенную ответственность, максимальную концентрацию и самоотдачу при осуществлении психологопедагогического сопровождения физического и психического развития учащихся. Это подчеркивает необходимость поиска новых подходов к системе повышения профессио-
нальной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии.
В нашем университете подготовка будущих учителей дефектологов осуществляется с учетом развития у них и содержательного (теоретического), и мотивационного (личностного), и операционного (практического) компонентов профессиональной компетентности. При этом проблемам физического воспитания умственно отсталых детей уделяется особое внимание, поскольку рациональная организация физической активности рассматривается в числе наиболее мощных факторов, способствующих укреплению их здоровья, стимулирующих развитие познавательной деятельности, облегчающих социализацию и интеграцию в общество.
Некоторый объем знаний, необходимый для формирования интереса к этому актуальному аспекту физического воспитания учащихся с нарушением интеллекта, студенты получают на лекциях и практических занятиях по специальной педагогике и методикам, по психологии детей с отклонениями в развитии, где преподаватели анализируют отечественный и зарубежный опыт, а также собственные экспериментальные исследования [1,2,4].
Правильно дозированная и своевременно предложенная школьникам физическая нагрузка способствует более успешному усвоению любого учебного предмета, повышает восприимчивость к коррекционной помощи, снимает эмоциональное напряжение и восстанавливает умственную работоспособность. Поэтому все специальные методики обязательно включают различные здоровьесберегающие технологии, элементы физических упражнений, рекомендации по организации физкультминуток, и т.д.
Во время прохождения исследовательских и психолого-педагогических практик интерес студентов к вопросам физического воспитания умственно отсталых учащихся развивается и проявляется в полной мере. Уже на третьем курсе они посещают уроки адаптивной физкультуры, спортивные праздники и развлечения, принимают участие в подготовке и проведении дней здоровья, различных экскурсий и походов во время каникул и в выходные дни. На третьем курсе закладываются основы методической копилки будущих учителей дефектологов, аккумулирующей материалы наблюдений, наиболее интересные подвижные игры, физкультминутки, упражнения и задания.
Студенты четвертого и пятого курсов имеют возможность реализовать свой интерес к физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в самостоятельной педагогической деятельности (под контролем учителей и опытных методистов). Нередко будущие дефектологи (особенно молодые люди) выражают желание попробовать свои силы именно в роли учителя физкультуры, отмечая заметный оздоровительный эффект этих уроков, их занимательную форму и устойчивое позитивное отношение учащихся.
Как показывают итоги практики, тем студентам, которые не забывают о физкультминутках на уроках и уделяют внимание организации физической активности детей на переменах, лучше удается установить с детьми доверительные, доброжелательные взаимоотношения. А будущие педагоги, принимающие участие в работе клуба выходного дня, в проведении праздников и спортивных развлечений, несмотря на небольшой опыт педагогической деятельности, приобретают заметный авторитет и начинают пользоваться вполне заслуженным уважением не только учащихся, но и педагогического коллектива образовательного учреждения. Это в экономике эффективность предполагает весомый результат при сравнительно небольших затратах. Учитель, который пытается экономить время и силы, не сможет эффективно решать профессиональные задачи, связанные с психолого-педагогическим сопровождением психического и физического развития детей.
Анализируя влияние процесса и результатов психолого-педагогической практики на собственное отношение к проблемам аномального детства, многие студенты отмечают, что, при наличии соответствующих вакансий, охотно занимались бы физическим
воспитанием учащихся с нарушением интеллекта.
Важную роль в развитии у будущих работников системы специального (коррекционного) образования интереса к проблемам физического воспитания умственно отсталых учащихся играет и научно-исследовательская деятельность, результаты которой ложатся в основу курсовых и дипломных работ, отмечаются дипломами и сертификатами участников различных конкурсов, становятся предметом обсуждения на молодежных научнопрактических конференциях.
Материалы и результаты научной работы студентов своевременно доводятся до педагогического коллектива образовательного учреждения, послужившего экспериментальной базой того или иного исследования. Наработанная студентами информация об особенностях физического развития учащихся, об уровне сформированное™ у них моторики и двигательных способностей, об их санитарно-гигиенических навыках и представлениях о здоровом образе жизни не является для педагогов абсолютно новой или неожиданной, но помогает им несколько лучше узнать детей, более правильно подобрать индивидуальные меры психолого-педагогической коррекции.
Определенную практическую значимость имеют и методические материалы, которыми студенты также щедро делятся с педагогическим коллективом школы. При этом иногда эти материалы действительно представляют собой реальный вклад в разработку проблемы физического воспитания умственно отсталых учащихся. Отметим однако, что наиболее интересные с точки зрения потребностей практики рекомендации обычно предлагаются теми студентами, которые уже имеют опыт профессиональной деятельности, обучаясь на заочном отделении.
Так, по материалам дипломного исследования студента заочного отделения
А.А. Чупрова (выпускника 2007 года) им было разработано и опубликовано в издательстве нашего университета учебное пособие «Лечебная физкультура в системе физического воспитания учащихся начальных классов школы восьмого вида» [3], которое успешно используется в коррекционно-воспитательной работе школы и при подготовке будущих учителей.
В пособии достаточно глубоко раскрыта оздоровительная, коррекционная и развивающая направленность лечебной физкультуры в школе восьмого вида, показаны возможности таких занятий и современные подходы к их организации. Проанализированы рекомендации специалистов, направленные на выполнение требований индивидуального и дифференцированного подхода на занятиях по лечебной физкультуре, охарактеризованы виды занятий и отдельные, наиболее эффективные упражнения.
Наиболее ценная, на наш взгляд, составляющая данного пособия представлена комплексом упражнений с фитболами (большими резиновыми мячами). Этот комплекс и рекомендации по его использованию на занятиях лечебной физкультурой - оригинальная авторская инновация, которая получила высокую оценку практикующих специалистов. При организации занятий автор рекомендует индивидуально подбирать для каждого ребенка не только размер, но и цвет мяча, с помощью которого можно регулировать психоэмоциональное состояние.
Раскрывая возможности фитбол-гимнастики, А.А. Чупров предлагает развернутый план реализации образовательных, коррекционных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных программой физического воспитания учащихся начальных школы восьмого вида, определяя форму и содержание работы для каждого класса. Например, учащихся первого класса неплохо заинтересовать сказочным сюжетом, в соответствии с которым и строится план урока. Педагог рассказывает сказку, и вместе с детьми сопровождает ее выученными заранее движениями. Таким образом, выполнение упражнений перестает быть скучным и однообразным повторением.
Если в первом классе упражнения с мячами не должны занимать более половины времени урока, то в последующих классах фитбол-гимнастике можно посвятить и целый
урок. Хотя, уточняет автор, не следует забывать и о том, что для здоровья детей с нарушением интеллекта полезно не только упражняться с мячами, но и ходить, бегать, прыгать, лазать и даже танцевать. Поэтому занятия с фитболами все-таки целесообразнее использовать в качестве фрагмента урока лечебной физкультуры, и лучше, если учащиеся работают не по словесной инструкции, а по подражанию.
Заслуживают внимания наработки и других студентов, проявляющих активный интерес в проблеме физического воспитания умственно отсталых школьников, и с каждым годом таких студентов становится все больше. Забота о здоровье ребенка - это не просто модная тенденция, а приоритетная задача государственной важности и серьезный показатель профессиональной компетентности педагога. Поэтому преподавательский состав принимает все меры, необходимые для формирования и развития у будущих учителей дефектологов профессиональных качеств, дающих возможность рационально определять и творчески решать вопросы, связанные с сохранением и укреплением здоровья умственно отсталых учащихся, с организацией оптимального сопровождения их физического и психического развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воротилкина, И.М. Развитие самостоятельности детей и учащейся молодежи в двигательной деятельности / И.М. Воротилкина // Психология обучения. - 2011. - № 8. -С. 105-113.
2. Нестеров, В.А. Технологии коррекции нарушений и отклонений психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями, основанные на интеграции двигательной и познавательной деятельности : учебно-методическое пособие /
В.А. Нестеров, И.М. Воротилкина, В.Е. Могилев ; Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск : [б.и.], 2007. - 130 с.
3. Чупров, А. А. Лечебная физкультура в системе физического воспитания учащихся начальных классов школы восьмого вида : учебно-методическое пособие / А.А. Чупров ; Дальневосточ. гос. соц.-гуманитар. акад. - Биробиджан : [б.и.], 2007. - 30 с.
4. Шаповалова, О.Е. Результаты исследования, направленного на создание оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения детей / О.Е. Шаповалова // Вестник Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. Гуманитарные науки. Тематический выпуск. - 2011. - № 1/2 (8). - С. 92-101.
REFERENCES
1. Vorotilkina I.M. (2011), "The development of self-sufficiency of children and youth in the motor activity", Educational Psychology, No. 8, pp. 105-113.
2. Nesterov, V.A., Vorotilkina, I.M. and Mogilev, V.E. (2007), Technology and the correction of abnormalities ofpsychophysical development of children with special educational needs, based on the integration of motor and cognitive activities (a textbook), publishing house FESAEC, Khabarovsk, Russian Federation.
3. Chuprov, A.A. (2007), Therapeutic exercise in the physical education of primary school classes of the eighth type (textbook), publishing house FESSHA, Birobidzhan, Russian Federation.
4. Shapovalova, O. E. (2011), "The results of research aimed at creating optimal conditions for psychological and pedagogical support for children", Bulletin of the Far Eastern State Social-Humanitarian Academy. Humanities. Special Issue, Vol. 8, No. 1/2, pp. 92-101.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.05.2012