Научная статья на тему 'Реклама наукоемкой продукции на зарубежных рынках'

Реклама наукоемкой продукции на зарубежных рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОЕМКАЯ ПРОДУКЦИЯ / НИОКР / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / ПРОДУКТ / РАЗРАБОТКИ / ВЫСТАВКА / ЭФФЕКТ / HIGH-TECH PRODUCTS / R&D / INNOVATION / DEVELOPMENT / PRODUCT / EXHIBITION / EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новак И. Д.

Рассматривается проблема продвижения наукоемкой продукции на зарубежных рынках. В современных условиях глобализации и усложнения конкуренции решающим фактором стратегического успеха компаний и экономического развития страны становятся инвестиции в новые знания и науку. Чем более совершенен рыночный механизм продвижения новейших разработок, тем более эффективно распределение этого фактора производства в обществе и тем большую выгоду получают как сами научные организации, так и государство в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVERTISING OF HIGH-TECH PRODUCRS ON OVERSEAS MARKETS

In this paper we consider the problem of promotion of high technology products in foreign markets. In modern conditions of globalization and increasing complexity of competition the decisive factor of strategic success of companies and economic development of the country is investments in new knowledge and science. The more perfect the market mechanism and promoting innovative projects, the more efficient the allocation of this factor of production in society and the greater benefit to themselves as scientific organizations, and the whole state.

Текст научной работы на тему «Реклама наукоемкой продукции на зарубежных рынках»

УДК 338.5

РЕКЛАМА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ

И. Д. Новак Научный руководитель - Е. В. Сумина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассматривается проблема продвижения наукоемкой продукции на зарубежных рынках. В современных условиях глобализации и усложнения конкуренции решающим фактором стратегического успеха компаний и экономического развития страны становятся инвестиции в новые знания и науку. Чем более совершенен рыночный механизм продвижения новейших разработок, тем более эффективно распределение этого фактора производства в обществе и тем большую выгоду получают как сами научные организации, так и государство в целом.

Ключевые слова: наукоемкая продукция, НИОКР, инновации, развитие, продукт, разработки, выставка, эффект

ADVERTISING OF HIGH-TECH PRODUCRS ON OVERSEAS MARKETS

I. D. Novak Scientific Supervisor - E. V. Sumina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

In this paper we consider the problem ofpromotion of high technology products in foreign markets. In modern conditions of globalization and increasing complexity of competition the decisive factor of strategic success of companies and economic development of the country is investments in new knowledge and science. The more perfect the market mechanism and promoting innovative projects, the more efficient the allocation of this factor of production in society and the greater benefit to themselves as scientific organizations, and the whole state..

Tags: high-tech products, R&D, innovation, development, product, development, exhibition, effect

Глобализация и регионализация международного рыночного пространства выдвигают новые приоритеты и факторы развития компаний на зарубежных рынках. Сложные условия конкуренции с одной стороны, требующие, новых факторов долгосрочной конкурентоспособности и проблемы восприятия рынком инноваций с другой, актуализируют вопросы продвижения наукоемкой продукции.

Наукоемкая продукция трактуется как научный и/или научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. То есть определяющим свойством наукоемкого продукта является возможность последующего вовлечения в товарный оборот или производственный цикл. Также эта продукция, наиболее полно удовлетворяющая потребности общества и характеризующаяся: превалирующим отношением объемов НИОКР на всех этапах ее жизненного цикла, высоким технико-экономическим эффектом открытий, изобретений, нововведений; системностью, динамичностью и замкнутостью процессов управления при ее создании [1].

Эволюция наукоемкой продукции происходит на основе «социального заказа» путем взаимодействия трех глобальных представлений:

1) где можно её создать (реальный мир, человек и природа);

2) с помощью чего (знания, опыт, материалы);

3) для чего (четко выраженные функции, решающие определенные задачи).

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) - совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии, они составляют не менее 60 % всех затрат, связанных с подготовкой и выпуском продукции.

Примеры наукоемкого производства:

- самолётостроение и судостроение;

- создание ракетно-космических систем;

- производство радиоэлектронной аппаратуры;

- фармацевтика;

- военная техника, ядерные реакторы;

- робототехника [2].

Основная часть затрат приходится на разработку оптимальной конструкции изделий, новых материалов, разработку новых схем, обеспечение требуемой надёжности, экологическойчистоты и безопасности обслуживания.

Роль НИОКР (R&D) растет по мере того, как основная часть добавленной стоимости в бизнесе смещается с этапа производства на этап разработки. На основании результатов НИОКР принимаются ключевые решения в высокотехнологичном бизнесе. Все большую важность принимает НИОКР для маркетинга, компании отслеживают последние разработки конкурентов и потребности потребителей с тем, чтобы сонастроить с ними собственные исследования. Возросшую роль НИОКР в бизнес-процессах отражает недавно появившаяся в большинстве крупных российских компаний должность -директор или менеджер по R&D. В функции менеджера R&D входит формирования и реализация программы НИОКР, разработка программы инновационного развития предприятия, организация технологических процессов: разработка технологий, проектирование. Вместе с тем, НИОКР - одна из самых сложных областей с точки зрения менеджмента, так как отличительной особенностью большинства исследований является трудная предсказуемость конечных результатов исследований и их возможной коммерциализации. В результате, большие затраты на НИОКР не всегда гарантируют большую прибыль или большую долю на рынке [3].

На мировых рынках высокотехнологичной (наукоемкой) продукции позиции России за последнее десятилетие достигли максимального уровня в 2003 году, составив 0,45 % мирового экспорта на указанных рынках. Но эта доля к 2009 году сократилась почти вдвое, однако к 2012 году доля экспорта России выросла до 0,35 %. Тем не менее, она ощутимо меньше удельного веса таких стран, как Германия (7,6 %), США (13,5 %), Китай (16,3 %) и др.

Россия имеет преимущество в следующих отраслях: автомобилестроение (преимущественно военная техника), космос (большинство программ направлены на МКС и запуск спутников), ядерный комплекс (реакторы для АЭС).

Механизмы продвижения (рекламы). Наибольшая продуктивность продвижения достигается при комбинировании различных способов, когда предпочтение отдается тем или иным механизмам в соответствии с конкретными условиями (категория продукции, этап жизненного цикла, положение организации и др.).

К числу основных механизмов, используемых при продвижении наукоемких продуктов, относятся: посещение предприятий, телефонное информирование и опрос, размещение информации о продукте в газетах, специализированных журналах, выступления на радио и телевидении, размещение информации о научно-технических разработках на веб-сайтах, в базах данных, электронных каталогах, проведение выездных рабочих семинаров на предприятиях с презентацией разработок, представление продукции в ходе научно-технических выставок и инновационных салонов, проведение презентаций на тематических конференциях, участие в тендерах, рассылка информации о разработках, коммерческих предложений [4].

Но насколько бы эффективным не было распространение печатных материалов, оно не может полностью заменить демонстрации возможностей наукоемкого продукта в ходе ее использования или работы с ней (беспилотные летательные аппараты, роботы-саперы, космические станции). Для этого проводятся следующие мероприятия: участие в выставках и ярмарках, организация семинаров для пользователей (в том числе выездных), военные учения, проведение демонстрационных сеансов, представление пользователям права бесплатной работы с научно-техническим продуктом на определенный период времени в целях ознакомления. Отдельно следует отметить такой способ как участие в выставках соответствующей специализации. Выставка - это уникальное специальное мероприятие, сочетающее преимущества рекламы, связей с общественностью и личных продаж [5].

В табл. 1 можно увидеть, какую долю ВВП тратят страны на НИОКР.

Таблица 1

Доля ВВП, которую страны тратят на НИОКР

Страна Израиль Финляндия США Китай Россия

% от ВВП 4.4 3.88 2.9 1.7 1.16

В табл. 2 можно увидеть долю инвестирования стран в НИОКР.

Таблица 2

Доля инвестирования стран в НИОКР

Страна США Китай Европа Япония Остальной мир

% Мирового объема 28 20 19 10 23

Особенности научно-технической продукции как товара определяют специфику продвижения ее от разработчика до потребителя и влияют на выбор наиболее эффективных средств информирования. Высокий уровень конкуренции и наличие большого количества разработок, представленных на рынке наукоемкого продукта, вызывают необходимость использования средств продвижения в комплексе, учитывая цели и возможности предприятия-разработчика научно-технической продукции.

Библиографические ссылки

1. Приходченко, О. А. Инновационный продукт: особенности его восприятия потребителем // ЭКО. 2007. № 2. С. 173-186.

2. Наука и коммерциализация технологий : материалы семинаров Проекта ЕС [Электронный ресурс]. URL: www.ras-stc.ru (дата обращения: 10.02.2016).

3. Механизм продвижения товаров на рынке [Электронный ресурс] // Реклама, маркетинг. URL: www.politreklama.ru/mehan/ (дата обращения: 10.02.2016).

4. Сумина Е. В. Авиационно-космический комплекс как основа инновационных преимуществ региона // Решетневские чтения : материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию Сиб.гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. М.Ф. Решетнева (10-14 нояб. 2015, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т Красноярск, 2015. С. 444-446.

5. URL: http://www.uis.unesco.org/ScienceTechnology/Pages/rd-data-release-2015.aspx (дата обращения: 10.02.2016).

© Новак И. Д., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.